Едва ли не основное значение фонд придает популяризации в мире японского языка, его преподаванию за рубежом, подготовке и переподготовке специалистов в институтах Японского фонда в самой Японии.
Японский фонд оказывает значительную помощь зарубежному япо-новедению, в том числе в нашей стране, выделяя финансирование на различные научные проекты в этой области, издания монографий, ежегодников, специализированных журналов, предоставляя гранты японоведам, а также составляя блоки специальных стипендий для перспективных студентов и аспирантов, специализирующихся в японистике, а также в изучении областей культуры с сильным японским влиянием, например, некоторых направлений живописи.
Активно представлена в России и деятельность Японского фонда, связанная с изданием книг о Японии, спонсированием переводческих проектов, популяризацией современной и классической японской литературы. На этом направлении деятельность фонда нередко смыкается с блоком поддержки мирового японоведения в его издательской части.
Одним из крупнейших мероприятий Японского фонда в России и примером его участия в организации самых разнообразных мероприятий в короткий период времени и на большой территории стал Фестиваль японской культуры 2003 г. Он проводился в течение целого года сразу в нескольких городах нашей страны от Калининграда до Владивостока!4. После фестиваля, в программу которого были включены десятки мероприятий, активность Японского фонда в России несколько снизилась, поскольку, как уже упоминалось, свою деятельность он осуществляет волнообразно, последовательно перенося внимание с одной страны на другую по очереди. Однако и в целом для Японского фонда Россия пока не является приоритетной страной. Так, отделения фонда открыты в 18 странах мира, в том числе в таких небольших, как Венгрия. В России аналогичного отделения или центра пока нет, и Японский фонд в нашей стране представляют несколько сотрудников посольства Японии в РФ. Наибольший интерес для деятельности Японского фонда в мире представляют США (там открыто сразу два отделения), Китай, Корея, Великобритания и Франция.
Культурная дипломатия Японии является сегодня одним из наиболее приоритетных направлений внешнеполитической деятельности этой страны. При этом культурная дипломатия не только позволяет Японии более эффективно решать самые разные задачи политического и экономического характера, но и способствует более глубокой интеграции страны в международное сообщество, является действенным средством развития мировой культуры и укрепления благосостояния человечества.
14 Куланов А. Е., Молодяков В. Э. Россия и Япония: имиджевые войны, с. 267.
Сельскохозяйственная кооперация Японии (проблемы и перспективы)
С. Б. Маркарьян
Сельскохозяйственная кооперация - многофункциональный экономический и общественный институт. Она консолидирует людей, содействует производству и сбыту сельскохозяйственной продукции, предоставляет необходимые услуги не только производителям продовольствия, но и другим жителям локальных обществ. Современная сельскохозяйственная кооперация в Японии была создана в 1947 г. В первые несколько десятилетий она была фактически монополистом в области сбыта производимой фермерами продукции и в сфере снабжения их средствами производства, одновременно являясь в известной мере государственным агентом в деревне. Кооперативы иногда называли даже подрядными исполнительными органами правительства, что было не лишено оснований. Но, например, в сбыте риса кооперативы трудно было назвать торгующими организациями. Ведь в течение определенного времени сохранялись обязательные поставки риса и даже после их отмены государство продолжало определять количество продаваемого фермерами риса; кому и за сколько они должны его продать, размер комиссионных, сумму оплаты хранения продукции, методы расчетов и т. д.
Практически все крестьянские хозяйства являются членами первичных сельскохозяйственных кооперативов, образованных в рамках деревень, поселков или малых городов. Это - так называемые комплексные кооперативы (сого нокё), которые в отличие от аналогичных организаций в других странах являются многофункциональными. Они занимаются снабженческо-сбытовой деятельностью, принимают вклады и выдают ссуды, осуществляют страховые операции, организуют коллективное пользование техникой и оборудованием, в том числе имеют крупные высокотехнологичные элеваторы, осуществляют подрядные работы для своих членов, являются посредниками при заключении контрактов фермеров с перерабатывающими предприятиями, осуществляют доверительные функции своих членов по сделкам с землей, консультируют их по производственным и бытовым вопросам, организуют культурно-бытовое и медицинское обслуживание. Следует заметить, что многие функции кооперативы приобрели с течением времени. Кооперативы, которые занимаются только одним видом деятельности или объединяют производителей по отраслям производства, называются специализиро-
ванными (сэммон нокё). В основном - это мелкие организации, и практически все их участники, как и специализированные кооперативы, являются одновременно и членами сого нокё, но сэммон нокё - лишь на правах коллективных членов.
Одни члены кооперативов имеют решающий голос, другие - совещательный. Первые - только индивидуальные лица, занятые сельским хозяйством, и «юридические лица», создаваемые для совместного ведения хозяйства. Все другие проживающие на территории данного кооператива, а также крестьянские организации, находящиеся в этом районе, могут быть членами кооператива с совещательным голосом. Они не имеют права голоса при принятии решений, при выборе должностных лиц и пр., их возможности пользования услугами кооперативов ограничены.
Вышестоящими организациями первичных кооперативов являются отраслевые префектуральные федерации. Как правило, они объединены в префектуральные федерации по одному виду деятельности. Последние, в свою очередь, являются членами всеяпонских федераций. Наиболее влиятельной среди них является Всеяпонская федерация сельскохозяйственных кооперативов (Дзэнно), которая осуществляет снабженческо-сбытовые операции, в том числе из-за рубежа. Общее руководство осуществляется префектуральными советами сельскохозяйственных кооперативов, которые входят во Всеяпонский совет сельскохозяйственных кооперативов (Дзэнтю). Этот высший орган кооперации представляет Японию в Международном кооперативном альянсе. Кооперация имеет Центральный сельскохозяйственный банк (Норитюокинко), который возглавляет кредитную систему сельскохозяйственных кооперативов (кредитные отделы первичных кооперативов - префектуральные кредитные федерации - банк).
Сельскохозяйственная кооперация имеет учебные центры для под-говки своих служащих, сеть магазинов «А-коопу», Центр по продаже скоропортящейся продукции - мяса, птицы, яиц, овощей, фруктов, который связан с супермаркетами, крупными розничными магазинами, предприятиями общественного питания, с потребительской кооперацией. Она осуществляет внешнеторговые операции («Кумиай боэки» -«Unicoop. Japan»), импортируя удобрения, корма и пр., занимается издательской деятельностью (общество «Пэ-но хикари»). Продукция, продаваемая через кооперативы, имеет свой собственный бренд - «JA». Кроме того, кооперативы часто используют свои мощности для выполнения заказов для частных предприятий, например, они закупоривают бутылки для производителей соков.
В первые десятилетия после создания кооперативы играли очень важную роль в обеспечении населения основными продуктами питания, в устойчивом развитии сельского хозяйства и в содействии развитию сельских районов. В конце 60-х годов через первичные кооперативы
крестьяне продавали почти 90% всего объема товарного риса, около 60% ячменя и пшеницы, более половины овощей, фруктов и коконов. По решению правительства на кооперативы была возложена обязанность осуществлять сбор государственных закупок сельскохозяйственной продукции по Закону о контроле над продовольствием. Часть продукции, например молоко, мандарины, яблоки, проходила напрямую через специализированные кооперативы (соответственно 32, 21 и 9%)!. Даже после введения в начале 70-х годов так называемой системы независимого обращения риса кооперативы продолжали собирать рис у крестьян, а затем либо продавали его сами, либо через оптовых торговцев. Короче говоря, кооперативные формы сбыта, особенно основных видов продукции, развивались в условиях отсутствия конкуренции со стороны торгового капитала. При этом деньги, причитающиеся хозяйствам за поставленную продукцию, не попадали непосредственно к производителям, а переводились в качестве вкладов со «Специального счета контроля над продовольствием» на счета владельцев хозяйств в первичных кооперативах. Это - основная причина того, почему кооперативы играли основную роль в мобилизации сбережений крестьянских хозяйств. Кроме того, именно через кооперативы в деревню поступали льготные кредиты государственной Корпорации финансирования сельского, лесного и рыбного хозяйства. Отсюда и важная роль кооперативов в кредитовании деревни: в конце 60-х - начале 70-х годов около 60% всех займов крестьяне получали у кооперативов.
Не менее важную роль играли кооперативы, снабжая деревню товарами производственного назначения (удобрения, пестициды, корма, техника, бензин, строительные материалы и т. п.). Именно через кооперативы производитель мог получить необходимые ему денежные средства для покупки этих продуктов. В первое время это касалось, прежде всего, удобрений. Для их приобретения крестьяне получали кредиты под так называемые сельскохозяйственные векселя, выдаваемые кредитными отделами кооперативов в счет будущих поставок риса (векселя учитывал Банк Японии). Лишь наиболее крепкие хозяйства (а их было очень мало) в ряде случае обходились без кооперативов, налаживая непосредственные связи с перерабатывающими предприятиями или производителями техники, но это относилось лишь к той продукции, которая не закупалась государственными органами.
Однако постепенно условия существования кооперативов менялись. Серьезным минусом для их деятельности является, прежде всего, сокращение числа крестьянских хозяйств, т. е. постепенно сужается основа их деятельности. Число крестьянских дворов и соответственно число членов комплексных кооперативов с решающим голосом за 1960-2002 гг.
1 Ногё кёдо кумиай. 1971, № 7, с.102.
уменьшилось с 6057 тыс. до 3028 тыс., число членов - с 6075 тыс. до 5150 тыс.
Процесс урбанизации, рост промышленных предприятий в сельской местности, уход из деревень молодежи, строительство дорог, улучшение здесь социальной инфраструктуры - все это значительно изменило облик деревень и малых городов и их социальный состав. Постепенно остается все меньше деревень и поселков, где крестьянские дома составляют большинство, о чем свидетельствуют следующие данные за 1970-2000 гг. о доле поселков, где крестьянские дворы составляли2:
80%
и более
1970 г. 50,9
1980 г. 35,2
1990 г. 19,7
2000 г. 9,4
50-80% 30-50 % 10-30% менее 10%
27,5 9,4 8,8 3,4
29,4 12,1 13,2 10,1
33,0 15,7 16,4 15,2
29,9 19,8 21,2 19,6
Отсюда и сокращение членов кооперативов с решающим голосом (согласно примерному уставу сельскохозяйственных кооперативов ими могут быть только лица, обрабатывающие не менее 10 ар земли или занятые в сельском хозяйстве не менее 90 дней в году3). Только за 1990-
2002 гг. их число уменьшилось с 5544 тыс. человек до 5150 тыс. При этом нельзя не отметить увеличение среди них числа женщин - с 667 тыс. до 784 тыс. человек, что отражает рост числа женщин среди занятых в сельском хозяйстве, правда, далеко не адекватно: в кооперативах с решающим голосом их было только 15% (директоров кооперативов -только 2%), с совещательным голосом - более 50%4. В то же время растет число членов кооперативов с совещательным голосом, т. е. тех, кто не является фермерами: с 3065 тыс. до 3913 тыс. человек5, или с 37 до 43% общего числа членов кооперативов. Другими словами, кооперативы, созданные сначала как организации занятых в сельском хозяйстве, постепенно становятся организациями для всех жителей данной сельской местности.
Кроме того, на деятельность кооперативов большое влияние оказывают и многие другие факторы. Это - значительное сокращение производства риса (индекс его производства составил в 1960 г. 132,1, в 2002 г. -
2 Сёкурё ногё носон хакусё санко токэйхё (Статистическое приложение к Белой книге по вопросам продовольствия, сельского хозяйства и деревни). Токио, 2001, с. 92.
3 На практике же это право определяется уставом каждого данного кооператива. Согласно некоторым уставам можно обрабатывать только 1 ар и т.д.
4 Однако роль женщин в кооперативах достаточно большая: они являются мостом, который связывает хозяйственную деятельность кооперативов и нужды членов коммьюнити.
5 Сёкурё ногё носон..., 2004, с.141.
93,7); постепенное снижение цен на рис (достигнув пика в 1985 г., они снизились к 2003 г. на 26%6, что привело к сокращению доходов крестьянских хозяйств). Кроме того, происходит дифференциация сельских хозяйств, все большую долю среди которых начинают занимать крепкие фермеры, недовольные деятельностью кооперативов и действующие самостоятельно. Действуют и такие факторы, как значительное увеличение импорта сравнительно дешевой сельскохозяйственной продукции, конкурирующей с отечественной; разнообразие запросов потребителей; все большее повышение требований к качеству продукции, особенно касающиеся ее «безопасности» для здоровья человека.
Все это вело к снижению показателей сбытовой и закупочной деятельности кооперативов (только за 1990-2002 гг. объем продаж комплексных кооперативов снизился на 26%, закупок - на 35%7) и подорвали их финансовую базу. Этот фактор в перспективе станет, видимо, еще более важным. В настоящее время весьма активно проводится так называемая политика дерегулирования в области производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Снятие существовавших ранее многих ограничений для деятельности оптовых предприятий и торговых домов, например, при продаже риса, значительно повысило активность новых участников торговли. В эту сферу внедряется частный сектор, предлагающий более выгодные условия фермерам, чем это делали и делают кооперативы. Поэтому у них появляется все больше конкурентов на рынке в лице оптовых торговцев, выходящих на публичные торги на биржах, а также банков, машиностроительных компаний и пр.
В течение длительного времени Дзэнно была монопольным продавцом на аукционах по установлению цен на рис, продающийся не по государственным каналам. Фермеры, которые хотели продавать рис здесь, могли обращаться только к этой организации с просьбой представлять их на аукционах, в частности, в Центре формирования цен на рис8. Но в 2004 г. в ходе дерегулирования к торгам в Центре были допущены крупные торговые дома, например, «Содзицу Корп.» и «Яма-танэ Корп.», и оптовики по продаже риса, в том числе такой известный, как «Мурасэ». Другой крупный оптовик по продаже риса -«Симмэй» собирается попасть во вторую секцию Токийской фондовой биржи. Кроме того, в качестве продавцов были зарегистрированы еще 40 мелких и средних районных рисовых бизнесменов. В мае 2005 г. было объявлено о проведении фьючерсных сделок на рис (которые не проводились последние 70 лет) на четырех биржах, включая токийскую
6 Там же, с.116, 124, 141; Ногёкудокумиай нэнкан (Ежегодник сельскохозяйственной кооперации). Токио, 1964, с.330.
7 Сёкурё ногё носон... 2004, с.141.
8 Он был основан в 1990 г. под названием Центр по формированию цен добровольного рынка риса. Новое название получил в 2004 г. В то время на этом рынке проходило примерно 20% риса, продаваемого в стране.
зерновую9. Появление на сцене новых конкурирующих участников торгов должно, по всей вероятности, привести к снижению цен на рис. По заявлению министра сельского, лесного и рыбного хозяйства, полностью контроль над производством и сбытом риса будет утрачен не позже 2008/09 фин. г.10, что, по-видимому, еще больше осложнит положение кооперативов, если они не сумеют перестроиться. Сбыт пшеницы и ячменя перешел к частным дилерам уже с 2000 г.
Учитывая создавшееся положение, ряд специалистов даже высказывают мнение, что, возможно, кооперативы даже перестанут заниматься сбытовой деятельностью. Так, например, по мнению старшего научного сотрудника НИИ экономики, торговли и промышленности Ямасита Кадзухито, придет время, когда в ведении кооперативов останутся только кредитные функции, а предпринимательские хозяйства будут осуществлять свои хозяйственные операции через другие, организованные ими, кооперативы11.
Достаточно серьезным минусом в деятельности кооперативов являются большие административные расходы, неэффективная работа аппарата, нехватка квалифицированных кадров. Большинство руководителей этих организаций занимают посты в течение многих лет, причем одновременно и в вышестоящих организациях. Иными словами, создалась своего рода кооперативная бюрократия, заинтересованная в этих организациях как в источнике своих доходов, а не в том, чтобы приносить пользу их членам. Нередко эти деятели по совместительству являются деревенскими старостами, мэрами малых городов, членами городских и сельских собраний и пр. У кооперативов часто не хватает квалифицированных работников, чтобы предотвратить злоупотребления, хищения или непрофильное использование средств12.
В результате большинство видов деятельности кооперативов является убыточным, и организации сводят концы с концами лишь благодаря поступлениям от кредитных и страховых операций. У них все меньше остается возможностей для удовлетворения все возрастающих запросов покупателей.
9 Нихон кэйдзай симбун. 12.04.2004, 03.02.2005, 06.10.2005. Однако, по данным на сере-дину 2006 г., министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства под давлением сельскохозяйственных организаций (прежде всего, кооперации, ссылающейся на необходимость сохранения стабильной обстановки для проведения реорганизации прооизводства риса) разрешение на такие торги пока не дало.
Нихон кэйдзай симбун. 27.06.2003.
11 www.rieti.go.jp/papers/
12 Например, в кооперативе Охара (преф. Окаяма) на собрании говорилось о том, что его бывший председатель куда-то подевал примерно 5 млрд. иен (МккеьЗО. 12.02 - 06.01.03). А в 2005 г. министерство приняло решение о прекращении выдачи субсидий для сбытовой деятельности Дзэнно, ибо эта организация была замечена в каких-то махинациях, отдавая их непосредственно фермерам через местные органы власти (Нихон кэйдзай симбун. 11.05.2005).
Поскольку большинство японских фермеров выращивает рис, то основной целью деятельности кооперативов было повышение цены на продукцию рисопроизводителей. Это было в интересах самих организаций, ибо высокие цены на рис повышали доход от комиссионных, а высокие доходы фермеров увеличивали закупки средств сельскохозяйственного производства. Причем в идеале благодаря коллективным закупкам кооперативы должны были бы бороться за снижение цен, за повышение эффективности их хозяйственной деятельности, но им самим было выгоднее, чтобы цены на рис были высокими. Более того, оплата поставок риса сосредоточивалась на фермерских счетах кооперативов, т. е. активы последних росли, и они могли кредитовать производителей средств сельскохозяйственного производства, например удобрений, и получать дополнительные доходы.
Для мелких хозяйств, фермеров-совместителей (т. е. получающим свои доходы либо в основном, либо частично за счет работы в других отраслях экономики) такая ситуация была достаточно приемлемой (а они составляли примерно 2/3 всех фермеров). Высокие цены, устанавливаемые правительством, вполне их устраивали, давали возможность существовать, не надо было продавать землю или сдавать ее в аренду. В результате задерживалась дифференциация хозяйств, консервировалась аграрная структура, замедлялось развитие крупных рентабельных ферм, которые бы могли повысить эффективность производства и уровень конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на мировом рынке.
Но такое положение до поры до времени вполне устраивало сельскохозяйственные кооперативы, поэтому представители Дзэнно под благовидным предлогом защиты сельского производителя постоянно лоббировали интересы сельскохозяйственных производителей в парламенте13. Они продолжают это делать и сейчас, сопротивляясь проведению структурных реформ, рассчитанных на создание условий предпринимательским хозяйствам для расширения размеров их деятельности. Кооперативы нередко выступают против ряда решений правительства по реформированию отрасли, без чего уже невозможно обеспечить процветание фермерского хозяйства. В частности, они протестуют против предполагаемых мер по сокращению размеров субсидий и предложений по предоставлению адресных дотаций только тем фермерам, которые используют их для расширения и повышения эффективности своих хозяйств. Кооперативы выступают против заключения
13 Вместе с тем нельзя не признать, что протекционистская аграрная политика, поддер-живаемая аграрным лобби в парламенте, была выгодна и правящим кругам, так как сохраняла большой электорат правящей Либерально-демократической партии, ибо после земельной реформы конца 40-х годов деревня традиционно голосовала за нее. Поэтому все изменения в аграрном законодательстве, направленные на повышение эффективности производства, проводились очень медленно и непоследовательно.
соглашений о свободной торговле с Таиландом, Мексикой и другими странами. Совет сельскохозяйственных кооперативов даже выпустил в
2003 г. брошюру по этому вопросу, где говорится о том, что вести переговоры на тему о ликвидации тарифов на сельскохозяйственную продукцию - шаг весьма необдуманный и неприемлемый. Некоторые законодатели выступали против заключения такого соглашения даже с Сингапуром, хотя он практически не имеет продукции, которая могла бы угрожать аграрному сектору Японии. Кооперативы резко выступили и против решения министерства в случае падения цен на рис не предоставлять компенсационную помощь тем фермерам, которые получают высокие доходы от деятельности вне сельского хозяйства14.
Привыкнув к своему монопольному положению на рынке сельскохозяйственной продукции и вообще в деревне, кооперативы не хотели ничего менять и не сумели ответить на вызовы нового времени, когда на аграрный сектор обрушились дополнительные проблемы в 90-е годы. Среди них - банковский кризис, дефляционные процессы, массивный приток дешевой импортной продукции, очень ограниченное число продолжателей семейного бизнеса, ибо большинство детей фермеров, получая образование, уходят из аграрного сектора. И на фоне всего этого радикально активизировался процесс дерегулирования, который ранее проходил довольно пассивно и почти не отражался на деятельности кооперативов15.
Не удивительно, что в такой ситуации фермеров, особенно сравнительно крупных, удовлетворяла деятельность кооперативов. По свидетельству работника министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства Оку-хара Масааки, многие из них считают, что «без таких кооперативов вполне можно обойтись16. Об этом упоминается и в официальном издании министерства: «В частности, много сельскохозяйственных кооперативов медлят с реформированием своих операций, особенно экономических, касающихся продажи продукции и покупки нужных материалов, и члены этих организаций все чаще говорят о том, что они “получают мало выгод от услуг сельскохозяйственных кооперативов”»17. Ряд крупных хозяйств (с годовым объемом продаж в 100 млн. иен и выше) предпочитают не зависеть от кооператива и сами ищут другие возможности для приобретения товаров по более низкой цене, чем предлагает кооператив, организуют свою собственную сбытовую сеть, стараются более полно удовлетворить запросы потребителя18.
14 Нихон кэйдзай симбун. 21.01.2002; 12.12.2002; 09.05.2003; 03.11.2004.
15 Например, когда в начале 70-х годов наряду с государственными закупками риса на-чала действовать система независимого обращения риса, то кооперативы все равно остались собирателями грузов у крестьянских хозяйств, т. е. их роль фактически не изменилась.
16 Ногё то кэйдзай. 2002, № 4, с.6.
17 Animal Report on Food Agriculture and Rural Areas.... FY 2003, p.12.
18 www.rieti.go.jp/papers/
Таким образом, вопрос о реформировании кооперативов встал достаточно остро. Нельзя сказать, что правящие круги не стремились принимать меры для повышения эффективности деятельности кооперативов, а сами руководящие органы сельскохозяйственных кооперативов не пытались улучшить свою хозяйственную деятельность.
Уже с 50-х годов на основе ряда принятых законов (1953, 1956, 1961 гг.) начало проводиться укрупнение кооперативов. Их число постоянно уменьшалось за счет роспуска слабых в финансовом отношении кооперативов, а также в результате слияния и соответствующего укрупнения кооперативных организаций, что было направлено на упорядочение их хозяйственной деятельности, сокращение управленческих расходов. Так, число комплексных кооперативов сократилось за 1955-2002 гг. с 12 985 до 1046. Только за 1990-2002 гг. их число уменьшилось более чем втрое19.
Эти мероприятия были направлены на повышение экономической жизнеспособности кооперативов и их конкурентоспособности. Этот процесс шел не всегда гладко, ибо для достижения консенсуса нужно было преодолевать, в частности, амбиции руководящих деятелей, тенденции к их обюрокрачиванию, стремление заняться политикой, сложности управления слишком крупной организацией и т. п.
Серьезные недостатки в деятельности сельскохозяйственных кооперативов не раз обсуждались как в самих кооперативных организациях, главным образом на очередных годовых конференциях, организуемых Дзэнтю, так и в различных правительственных комиссиях, связанных с деятельностью этих организаций. Кооперация встала перед лицом неминуемого реформирования. Это особенно стало актуальным в условиях начавшегося реформирования всего аграрного сектора в связи с изменением социально-экономической обстановки в стране. Прежде всего, это касалось требований японских внешнеторговых партнеров о снижении тарифов на сельскохозяйственную продукцию, что ставило под угрозу само существование отрасли из-за неконкуренто-способности ее продукции на мировом рынке.
Наиболее серьезные поправки были внесены в законы о сельскохозяйственных кооперативах в июне 2001 г.20. Речь шла об изменениях в организационной структуре кооперативов, их хозяйственной и финансовой деятельности. Это было сделано на основе положений нового Основного сельскохозяйственного закона, принятого в 1999 г. Девятая статья данного закона гласит, что фермеры и их организации должны содействовать осуществлению базовых принципов, прописанных в законе. В 28-й статье говорится, что государство должно принимать необходимые меры, чтобы содействовать активной деятельности кооперативных
19 Сёкурё ногё носон....2004, с.141.
20 Подробнее см.: Ногё то кэйдзай. 2002, № 4, с. 5-28 и др.
организаций фермеров по развитию эффективного сельскохозяйственного производства.
В третью статью Закона о сельскохозяйственных кооперативах были внесены поправки, согласно которым юридические лица, образованные в сельском хозяйстве (за исключением имеющих в своем составе свыше 300 постоянных служащих и с капиталом свыше 300 млн. иен) получили права членов кооперативов с решающим голосом. Статус члена с решающим голосом Центрального совета кооперативов получил и Центральный сельскохозяйственный банк. Была изменена и десятая статья, которая теперь предписывала кооперативам не только проводить просветительскую работу среди своих членов по вопросам об улучшении управления и повышения технического уровня хозяйств, но и осуществлять практическое руководство для достижения этих целей. Изменения в 12-й статье предусматривают предоставление членам кооперативов с совещательным голосом права пользоваться кооперативным оборудованием. Согласно поправкам к 73-й, 81-й и 89-й статьям, сельскохозяйственные союзы-юридические лица2! получили право преобразовываться в компании с ограниченной ответственностью, а последние, наоборот, - право становиться сельскохозяйственными союзами-юридическими лицами.
Поправки коснулись также административной системы. Было предусмотрено иметь в организации не менее трех работающих на постоянной основе высших должностных лиц, при этом им было запрещено заниматься совместительством. В комиссию по контролю над хозяйственной деятельностью разрешено включать не только членов кооператива с решающим голосом (речь, в частности, идет о привлечении к этой работе членов молодежных и женских отделов), но в пределах 1/4 числа членов. Такие комиссии могут иметь все федерации как префек-туральные, так и всеяпонские.
Реорганизации подвергся и Центральный сельскохозяйственный банк. Это - один из крупных банков страны. В 2005 г. его активы составили 61 978 млрд. иен (577 млрд. долл)22. В 1998 г. была принята декларация «Базисные подходы к реорганизации кредитного бизнеса». В соответствии с поправками, внесенными в закон об этом банке, он стал финансовым органом для кооперативных организаций фермеров, являющихся членами сельскохозяйственных кооперативов и кредитных федераций; получил в Центральном совете сельскохозяйственных кооперативов статус члена с решающим голосом.
Среди кооперативов появились сейчас и такие, которые хотят изменить существующее положение, проявляют изобретательность, чтобы
21 Мелкие объединения производителей для совместного проведения сельскохозяйствен-ных работ или совместного использования техники (как правило, организованы в рамках кооператива).
22 www.nochubank.or.jp
пробить себе нишу на новом рынке. И некоторые преуспевают в этом, что свидетельствует о потенциальных возможностях этих организаций в будущем. Например, - это кооператив на юго-западе преф. Гумма, который называют «чудо Канра-Томиока»23. В 2002 г. ежегодные продажи риса у него превысили 10 млрд. иен (76 млн. долл.), что на 5% больше чем в предыдущем году. В середине 80-х годов этот кооператив реализовывал продукцию на 8,4 млрд. иен, 95% этой суммы складывались за счет продукции шелководства и конняку (съедобный корень, широко используемый в кулинарии), но в связи с импортом стоимость продаж этих двух видов продукции сократилась до 650 млн. иен. Достижение указанного объема продаж в 2002 г. произошло за счет того, что фермеры начали производить разнообразную продукцию, в том числе сиитакэ, огурцы, капусту, лук-порей, - всего 244 вида.
Кроме того, во второй половине 90-х годов кооператив открыл в г. Томиока торговую точку в сети непосредственной продажи кооперативной группы (Сёкусайкан). Он вовлек в это мероприятия 34 фермера, главным образом представителей хозяйств-совместителей. Среди них были хозяйства, которые выращивают продукцию только для своего потребления, а также те, кто перестал заниматься сельским хозяйством, но имел обрабатываемую землю. Свежая продукция должна быть продана быстро, и фермеры-совместители, торгуя сами, сумели зарабатывать по 200 тыс. иен в месяц. По словам управляющего отделом сбыта овощей кооператива «Канра-Томиока», участие в этой программе позволило учитывать запросы потребителя. Другой канал непосредственной продажи у кооператива - это арендованные прилавки (корнеры) в крупных супермаркетах (в частности, в «Такасимая», «Сэйю» и «То-кю»), или кооперативного типа розничных магазинах. Но торговля там разрешалась только тем фермерам, которые уже зарекомендовали себя в кооперативной сети, всего 24 прилавка. Фермеры приносят продукцию в кооператив в 8 часов 30 минут, а кооператив переправляет ее в Токио в розничные магазины к 10 часам утра. Заказы фермеры получают за неделю, розница покупает весь товар, и обратно он не возвращается. Но если чья-нибудь продукция не продается, розница больше ее не запрашивает. В такой торговле принимают участие 1200 фермеров (10% всех членов кооператива «Канра-Томиока»), 70% предоставляют свою продукцию по контрактам, заключаемым ими через кооператив непосредственно с крупными ритейлерами.
В «Канра-Томиока» есть эксперты, которые дают советы производителям, контролируют виды продукции, ее количество, устанавливают цены и гарантируют качество. Поэтому кооператив пользуется доверием розничных магазинов.
23 Нихон кэйдзай симбун. 21.01.2002.
Другой преуспевающий кооператив - «Сихоротё» на Хоккайдо производит картофель для салатов. В 2000 г. он получил прибыль в 20,6 млрд. иен (в среднем кооперативы по стране имели 3 млрд. иен). Ежегодно производство картофеля в этом кооперативе составляет 260 тыс. т, или 10% внутреннего производства. Первый завод кооператив построил в 1988 г. в Хигаси-Мацуяма (преф. Сайтама). Он делал картофельные чипсы для компании «Кальби фудс». Предприятие по производству салатов из картофеля для компании «Адзиномото» было открыто в 1999 г. в г. Фукутияма (преф. Киото). Этот кооператив в отличие от многих других строит свои предприятия в зоне потребления, считая, что это более выгодно. Кооператив вложил 1 млрд. иен в оба предприятия, используя государственные субсидии. Он также имеет предприятие в своем городе по производству замороженного жареного картофеля, картофельных крокетов и консервированной сладкой кукурузы, в том числе для такого крупного производителя продовольствия, как «Нитирэй Корп.»24.
Ряд кооперативов возглавляется лицами, которые прекрасно понимают, что для развития аграрного сектора, прежде всего, надо укреплять фермы, для которых сельское хозяйство - основная работа. Они считают, что хозяйства-совместители, особенно те, которые получают свой основной доход от другой деятельности (а таких насчитывается около 70%), не должны на равных правах решать судьбу организаций.
Изменения, происшедшие в финансовой системе страны в 90-е годы, вынуждают кооперативы пересмотреть и отношение к своим членам. Обычно раньше руководство организациями советовало им заниматься строительством жилья, чтобы снизить сумму налога на наследство для своих детей. При этом увеличивались и доходы кооператива, который предоставляет для этих целей кредит и осуществляет страховку нового жилья. Теперь положение меняется. Один из руководителей муниципального сельскохозяйственного кооператива в Гифу засвидетельствовал это изменение: «Раньше мы бы попросили своих членов брать кредиты именно у нас и страховать у нас, мол, они должны так делать, ибо они члены кооператива. Но времена изменились. Мы теперь должны привлекать наших членов, предлагая им выгодный финансовый пакет»25.
Конкурентами кооперативам в Гифу являются банки «Дзюроку» и «Огаки Кёрицу», которые, кроме всего прочего, предлагают консалтинговые услуги в своих филиалах, находящихся вблизи кооперативов. Но у последних есть преимущества, поскольку они продают своим членам удобрения, семена и пр. Кроме того, они могут быть посредниками при сделках с недвижимостью (землей и строениями) и даже сами находить потенциальных арендаторов собственникам земли. Банки
24 Нихон кэйдзай симбун. 21.01.2002.
25 №кке1 ^¥еек1у. 30.12.2002-06.01.2003.
же в принципе не имеют права заниматься брокерскими операциями с недвижимостью. А вот в муниципальном кооперативе в Гифу эта деятельность приносит ежегодно 200 млн. иен дохода, или 20% всей прибыли кооператива.
Кооператив на юге префектуры Миэ - «Нанки» организовал «банк на колесах», называемый «Ибуки». Он ездит вокруг г. Михама, предоставляя финансовые консультации; в неделю он посещает шесть мест, ежедневно к нему обращаются до 60 клиентов26.
Стараются кооперативы расширять и свою деятельность по созданию различных производственных групп - сельскохозяйственных фирм, компаний, корпораций или коллективных хозяйств, особенно в тех районах, где осталось незначительное число так называемых основных хозяйств.
Большую роль начинают играть кооперативы в программах по развитию сельских районов, особенно в гористой местности. В них сосредоточено примерно 40% обрабатываемой земли, примерно столько же сельскохозяйственного населения и производства. Здесь продолжают выращивать рис, и эти районы играют большую роль в развитии животноводства. И хотя в целом природные условия в них не очень-то благоприятны для ведения сельского хозяйства, но для производства продукции в условиях сравнительно холодных температур в летнее время они вполне приемлемы.
Для развития сельских районов кооперативы поддерживают и движение за создание продукции местной марки - «одна деревня - один продукт». Оно началось в 1979 г. в префектуре Ойта, его основная цель -реорганизация сельской экономики на основе расширения производства продукции, хорошо зарекомендовавшей себя на рынке или имеющей перспективный спрос (речь идет также о различных ремесленных поделках). По всей стране известны грибы сиитакэ, производимые в префектуре Ойта; или овощи под маркой «Кёясай» (преф.Киото); апельсины «Фудзи», виноград «Кёхо», грибы эконокитакэ, маринованные абрикосы из префектуры Нагано, хурма из префектуры Фукуока, огурцы из Коти и т. д. Все это дает дополнительные доходы членам кооперативов и самим организациям, ибо наличие местных брендов во многом обеспечивает продукции доверие потребителей и соответственно повышает ее конкурентоспособность в сравнении как с импортной продукцией, так и с продукцией других районов страны.
Не хотят отставать кооперативы и от кампании по маркировке сельскохозяйственной продукции для ее сертификации. Это делается в интересах потребителя, чтобы он знал, где, когда и каким способом была произведена та или иная продукция, т. е. как гарантия хорошего ее качества. Кооперативы вначале не очень хотели заниматься такого рода
26 Ibid.
маркировкой, ибо она удорожает продукцию, но в связи с боязнью потери потребителей, которые относятся к качеству продовольствия весьма трепетно, изменили свою позицию. Центральный совет сельскохозяйственных кооперативов объявил еще в августе 2003 г., что с конца 2006 г. вся продукция, отгружаемая кооперативами (примерно 60% всего объема реализуемой продукции), будет иметь идентификационный номер, который можно будет расшифровывать на создаваемом им сайте. Предварительно совет дал указания, чтобы хозяйства записывали всю необходимую информацию о производстве той или иной продукции, включая место нахождения фермы, дату сбора урожая и отправки. Информация концентрируется в базе данных каждого кооператива27.
В целях установления брендов для сертифицирования уровня безопасности продукции в 2003 г. создали свой кооператив и сельскохозяйственные компании. С помощью этой новой организации они стремятся налаживать связи с главными ритэйлерами и ресторанами, чтобы выстоять в конкуренции с дешевым импортом. Кооператив должен разработать стандарты методов выращивания продукции и ее сертификации в соответствии с ними. Те компании, которые не входят в сеть существующих сельскохозяйственных кооперативов, имеют мало финансовых и людских возможностей для сбора информации. Участники этого кооператива надеются, что к ним могут присоединиться и отдельные фермерские хозяйства, недовольные деятельностью сельскохозяйственных кооперативов28.
Начала активизироваться и финансовая деятельность кооперативов. Для финансирования упомянутых выше сельскохозяйственных фирм ими была создана специальная инвестиционная компания, участниками которой стали Корпорация финансирования сельского, лесного и рыбного хозяйства (государственная организация), Центральный сельскохозяйственный банк и другие организации, в том числе префектураль-ные правительства29. Цель компании - усилить управление фирмами, ибо они рассматриваются как следующее поколение сельскохозяйственного бизнеса, так как фермеры стареют очень быстро. Ее капитал оценивается примерно в 2 млрд. иен. Компания собирается в течение трех лет вложить 20-30 млн. иен в 100 фирм.
С весны 2005 г. банковская группа сельскохозяйственных кооперативов начала осуществлять трастовые операции по завещаниям. Это стало возможным в связи с изменением (в декабре 2004 г.) Закона о доверительном управлении (Trust Business Law), в соответствии с которым право трастовых операций получили не только трастовые банки.
27 Нихон кэйдзай симбун. 26.08.2003.
28 Нихон кэйдзай симбун. 28.01.2003.
29 The Nikkei Weekly. 22.10.2002.
Теперь в соответствии с волей завещателя Центральный сельскохозяйственный банк будет производить раздел земельной собственности30. С апреля 2005 г. банк начал выдавать сельскохозяйственным предприятиям низкопроцентные ссуды без обеспечения. В частности, кредиты в размере 100 млрд. иен могут быть предложены крупным фермам в качестве оперативных средств. К этому, видимо, банк подтолкнула инициатива крупнейших банков страны (например, «Мидзухо», или банковская группа «Сумитомо-Мицуи»), которые начали предлагать сельскохозяйственным предприятиям ссуды на аналогичных условиях. Кроме того, в конце 2006 г. банк собирался увеличить акционерный капитал для активизации розничных операций, в том числе выдачи кредитных карт. Он планирует разместить свои акции за границей, привлекая в качестве ответственных за эти операции такие компании, как «Deutsche Securities», «Goldman Sachs», «Mizuho Securities» и др. Предполагают, что, если размещение пройдет успешно, показатель достаточности капитала Центрального сельскохозяйственного банка превысит 13% (при нормативе в 8%)31.
В связи с появлением в сельском хозяйстве несельскохозяйственных фирм (их деятельность на арендуемой земле в выделенных районах началась с 2003 г. а с конца 2005 г. была разрешена во всех районах страны) Корпорация финансирования сельского, лесного и рыбного хозяйства планировала летом 2005 г. с привлечением капиталов кооперативов создать инвестиционный фонд (1,8 млрд. иен) для оказания помощи фирмам, занятым в агробизнесе, а также сельскохозяйственным корпорациям, стремящимся увеличить размеры обрабатываемой земли. Она также предполагает приобрести землю и оборудование убыточных корпораций, фермеров-должников и тех, кто уже не в состоянии сам обрабатывать свои участки. Ряд компаний - «Покка корпорэйшн», «Санъё электрик» и другие - хотят создать фонд для финансирования 10-20 фирм, которые выращивают органические овощи методом гидропоники, и фирму, которая производит оленье мясо32. Все это делается с целью производства и сбыта продукции с высокой долей добавленной стоимости.
В последние годы все большее значение приобретают непосредственные связи между производителями и потребителями. На стороне первых выступают, как правило, сельскохозяйственные кооперативы или мелкие организации крестьян (разного рода группы), вторых - потребительские кооперативы. По контрактам налаживаются даже непосредственные связи с крупными потребителями и появляются такие формы услуг, как доставка товара потребителю на дом. По данным обследования Все-
30 Нихон кэйдзай симбун. 31.12.2004.
31 The Nikkei Weekly. 12.07.2005; Нихон кэйдзай симбун. 25.08.2006..
32 Нихон кэйдзай симбун. 06.01.2005.
японской ассоциации потребительских кооперативов, доля овощей и фруктов, получаемая этими кооперативами по прямым контрактам с организациями сельскохозяйственных кооперативов, постоянно растет. В 1994 г. она составила 34,2% общей суммы закупок33.
Особенно часто такие связи налаживаются при продаже «органической» продукции, т. е. выращенной без применения химикатов. Например, компания «Nippon Ecology Network» организовала Службу снабжения «органическим» продовольствием 60 тыс. семей по всей стране. В числе других продуктов есть и овощи. Эта компания связана с 80 производителями «органических» овощей - отдельными хозяйствами и их группами, с которыми она ежегодно согласовывает программу производства «экологически чистых» овощей34.
Для повышения своих доходов и улучшения положения членов кооперативов многие кооперативы участвуют не только в кампании по производству продукции местных брендов и пр. Учитывая любовь японцев к путешествиям, выездам на природу и др., они начинают развивать так называемый «зеленый туризм», создавая на своей территории различные парки, строя гостиницы, устраивая музеи быта, т. е. привлекая в свои районы городских жителей и культурной программой.
Вот как, например, с довольно сложной жизненной ситуацией справился один из поселков в преф. Киото, который пережил, как и многие другие в стране, и уход молодежи, и сокращение, а подчас, и ликвидацию производства, и запустение. Он не только сумел сохранить себя, но и обрел новую жизнь. Это - поселок Мияма. В него входят 57 больших и малых деревень, расположенных на площади 34 тыс. га. Но сельскохозяйственные угодья занимают лишь 575 га, остальная территория - горы и леса. Число жителей не превышает 6 тыс. человек. Каждая большая деревня служит административным центром для нескольких небольших. В ней имеются школа, отделение почты, храм, супермаркет. Одна из больших деревень - административный центр всего поселка.
Здесь находятся местная администрация, автовокзал, почта, телеграф, телефон, полицейский участок, две средние школы первой ступени, средняя школа второй ступени (она готовит главным образом специалистов для традиционных местных промыслов - по производству керамических изделий, обработке дерева, столярным работам), большой торговый центр и кварталы мелких лавочек, сувенирных магазинов и ресторанов.
Администрация и сами жители стремятся сохранить типично деревенский уклад жизни на фоне прекрасной природы, но, безусловно, не отказываясь, а, наоборот, широко используя в хозяйстве и быте все, что дает цивилизация. С одним, пожалуй, исключением: здесь полностью
33 Нихон ногё нэнкан. 1996, с.261.
34 The Daily Yomiuri. 02.11.1999.
отсутствует так называемая современная городская цивилизация с ее дискотеками, игральными автоматами, патинко.
Для выживания в нелегких для сельского хозяйства условиях жители деревень, входящих в поселок Мияма, наряду с занятием земледелием начали откармливать мясной скот и птицу или специализироваться на обработке дерева (в частности, в одной из деревень производится дорогая штучная мебель), либо на приготовлении экологически чистых кондитерских изделий.
Крестьяне деревни Асю, состоящей из 18 дворов, организовали, например, производственный союз по разведению грибов. Через какое-то время занялись и их переработкой, а также изготовлением столь любимых японцами солений и приправ, для чего было достаточно быстро построено перерабатывающее предприятие. Сейчас именно оно приносит основной доход. Его торговая марка «Мияма-сигурэ» известна уже всей стране. Союз по производству грибов деревни Асю входит в сельскохозяйственный кооператив поселка Мияма, через который он продает свою продукцию и покупает необходимые материалы. Кроме того, союз наладил и непосредственные связи с потребительскими кооперативами близлежащих городов.
Используя уникальные природные условия поселка (он расположен в удивительно красивом ущелье, на дне которого протекает довольно широкая река Юра, вбирающая в себя много горных речушек), администрация Мияма создала в одной из деревень своеобразную зону отдыха. Прежде всего, была построена гостиница японского типа (рёкан). Для желающих имеются также отдельные маленькие домики и палатки, разбит яблоневый сад, отведены места для рыбной ловли, оборудованы спортивные площадки, где одинаково интересно и удобно отдыхать взрослым и детям. В другой деревне создан музей деревенского быта. Он расположен в старинном крестьянском доме с хозяйственными постройками. Примечательно, что помимо всевозможной домашней утвари, в нем представлены уникальные письменные документы - разного рода расписки крестьян, ведомости, относящиеся еще к XVII в. Все это очень привлекает горожан: ведь японцы весьма интересуются своей историей.
Местные власти активно рекламируют через средства массовой информации, в первую очередь через телевидение, природные и рукотворные достопримечательности своей малой родины, привлекая значительное число туристов, что приносит жителям поселка дополнительный доход.