Научная статья на тему 'Возрождение самобытных органов самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике'

Возрождение самобытных органов самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТ СТАРЕЙШИН / ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / СУД ПОСРЕДНИКОВ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ADVICE SENIOR / ETHNIC OF THE COMMUNE / HOME RULE / COURT GO-BETWEEN / LOCAL HOME RULE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саитова Леля Мухтаровна

Статья посвящена национально-региональной системе ценностей Карачаево-Черкесской Республики, представляющей собой сложный конгломерат горских народов, интересы которых должны быть учтены федеральным и региональным законодательством при организации и осуществлении местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article is spoken about national-regional system of valuables Karachaevo CHerkeskoy Republics, which presents itself complex conglomerate горских folk, which interests must be taken into account federal and regional legislation at organizations and realization of the local home rule.

Текст научной работы на тему «Возрождение самобытных органов самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике»

Саитова Л.М.

Возрождение самобытных органов самоуправления в Карачаево-

Черкесской республике

Субъекты Российской Федерации в основном многонациональны. Поэтому, говоря о суверенитете республик, нельзя оставлять без внимания интересы социально-этнических общностей, составляющих население этих территорий.

В мире существует около 205 государств, а количество социально-этнических общностей - более 2,5 тыс., что свидетельствует о многонациональности подавляющего большинства государств. В 1966 го-ду 16 декабря Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН был принят «Международный пакт о гражданских и политических правах». Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Пакта «все народы имеют право на самоопределение. В си-лу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» [1, с. 303].

В большинстве зарубежных стран национальность не означает этническую принадлежность, в отечественной литературе иная традиция - здесь нация означает исключительно этническую принадлежность. Понятие «национальное» и «этническое» различны по смысловому значению. Под словом «национальность» обычно подразумевается совокупность всех лиц одной этнической принадлежности, независимо от гражданства и места проживания. «Этнос» - (греч.etnos - племя, народ) - общность людей, связанных между собой опытом длительного совместного проживания, укоренившимися традициями, обычаями и общим самосознанием.

Этнические права - это коллективные права. Они призваны только достраивать права личности, но не подменять и не доминировать над ними. Но самое интересное и перспективное - это не просто федеративное государство, а федеративные народы. Это касается не только народов Дагестана и Карачаево-Черкесии, но и всей России, в том числе и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 1998 г. был принят федеральный закон о поддержке и развитии представителей данных народов. Но он не решил многих проблем повседневной жизни, межчеловеческих (а не «межнациональных»!) отношений, а самое главное - не ответил на вопрос о перспективе сохранения культурного многообразия при обеспечении модернизации и полноправного участия в общем государстве. Для этого не нужно возрождать никогда не существовавшую «историческую норму» в виде, например, «родовых общин» среди северян или «горской демократии» среди северокавказцев. Важно признать сам принцип правовой плюральности в связи с этнокультурным разнообразием [2, с. 194-195].

Национально-региональная система ценностей Карачаево-Черкесии представляет собой сложный конгломерат горских народов, интересы которых должны быть равными, без каких-либо преимуществ одного перед другими.

В Конституции Карачаево-Черкесской Республики (далее - КЧР) закреплено: КЧР -демократическое социальное и правовое государство с республиканской формой правления. Наименования «КЧР» и «Карачаево-Черкесия» равнозначны (ч. 1 ст. 1).

Официальными языками в КЧР являются абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский (п. 1 ст. 11 Конституции КЧР, ст. 1 Закона от 29 мая 1996 г. «О языках народов КЧР»). Языком межнационального общения и официального делопроизводства в Карачаево-Черкесской Республике является русский язык. Республика признает равные права народов Карачаево-Черкесии на сохранение и развитие их языков. Все языки народов КЧР пользуются поддержкой государства.

В состав Карачаево-Черкесии входят следующие муниципальные образования: Абазинский, Адыге-Хабльский, Зеленчукский, Карачаевский, Малокарачаевский, Ногайский, Прикубанский, Усть-Джегутинский, Хабезский; города республиканского значения: Черкесск, Карачаевск (ч. 1 ст. 62). Общепризнанные прогрессивные традиции и обычаи народов КЧР - уважение к старшему, женщине, людям различных религиозных убеждений, милосердие - священны, охраняются Конституцией и законами КЧР (ч. 4. ст. 35). Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориях КЧР с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 1 ст. 109 в ред. Конституционного закона от 19.12.2005 № 98-РКЗ) [3].

В Законе КЧР «Об административно-территориальном устройстве КЧР» (в ред. Закона КЧР от 14.11.2008 № 73-РЗ) определен перечень административно-территориальных единиц и населенных пунктов КЧР.

Всего по КЧР: 10 муниципальных районов, 81 муниципальное образование, наделенное статусом сельского поселения, 139 сельских населенных пунктов.

Абазины принадлежат к числу малочисленных народов, более плотно проживают в населенных пунктах, входящих в состав городов республиканского значения и районов КЧР.

В трудах лингвистов А.Н. Генко, Г.П. Сердюченко, филолога В.Б. Тугова наряду с детальным исследованием языка, фольклора и литературы абазин кратко освещаются вопросы происхождения абазинского народа и его исторические судьбы [4; 5; 6].

Сведения о расселении, быте, общественном устройстве абазин содержатся в работах Е.Н. Кушевой, В.П. Невской [7; 8].

Само название абазин - «абаза». В средние века этот этноним применялся не только для обозначения собственно абазин, но и других родственных им абхазо-абазинских племен [4, с. 7].

Рассмотрим один из древнейших общинных институтов абазин - совет старейшин.

Старейшина: 1. В родовом обществе - глава общины. 2. Самый старый и уважаемый член какого-нибудь коллектива. Совет старейшин - название некоторых органов в различных организациях [9, с. 623].

Совет старейшин был выборным органом. В одних общинах его избирали на общем сходе, в других - старейшие жители аула выбирали из своей среды несколько наиболее уважаемых людей. Число старейшин-членов совета колебалось в разных аулах от 10-14 человек*. Деятельность совета старейшин, его функции были весьма многообразны, особенно в дореформенный период: это и хозяйственные вопросы, и бытовые, и организационные дела общины. Почетные старейшины всех общин и родов, составляющих племя, делали общий сбор, отправлялись в те места, где беспорядков больше, обходили дома людей подозрительного поведения.

«Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе: племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках» [10, с. 98].

Общины управлялись советом старейшин, избираемых из почетных стариков племени. Все дела и вопросы, касающиеся общины, решались ими. Они распределяли права и обязанности. Опираясь на предания, личный опыт, традиции и обычаи, старики вершили суд и выносили приговоры. За неподчинение им, а в их лице традициям и обычаям племени, бунтарей изгоняли из общества, племени, рода или убивали [11, с. 3].

До введения в действие в самом начале 1870-х гг. аульных судов совет старейшин выполнял и судебные функции. В пореформенный период, когда в 1868 г. было введено в действие «Положение об устройстве аульных обществ» [12], регламентировавшее нормы аульной жизни, где совет старейшин не был закреплен в законодательном порядке, он продолжал функционировать. Деятельность совета старейшин постепенно свелась к решению внутриобщинных бытовых вопросов (семейные ссоры, тяжбы, разделы между отдельными семьями), но длительное сохранение этого самобытного института общинного самоуправления говорит о важной роли в системе управления соседской общины.

До проведения царским правительством судебно-административных реформ в соседской общине абазин одновременно существовала система разных судов: посреднический (третейский), медиаторский, княжеский, адатный (постоянный - мехкеме) и шариатский. Кроме того, судебными функциями обладал совет старейшин, хотя он утратил многие свои функции.

Нормы обычного права у абазин, как и у многих народов Северного Кавказа, передавались изустно, так как абазины не имели своей письменности. Решение дел по адату и шариату были строго разграничены. Шариатские дела решал эфенди (иногда в присутствии совета старейшин). Адатные дела рассматривали посреднический и адатный (мехкеме) суды, совет старейшин, княжеский суд.

Суд посредников (третейский суд) в течение долгого времени сохранялся у народов Северного Кавказа. А.М. Ладыженский, специально изучавший обычное право горцев Северного Кавказа, полагает, что суд посредников возник как первоначальный орган для урегулирования именно межобщинных конфликтов, а затем превратился во внутриобщинный судебный орган [13, с. 86].

В состав суда посредников у абазин выбирали обычно несколько уважаемых стариков, поровну от каждой конфликтующей стороны. Чем сложнее было дело, тем представительнее выбирали посредников, и число их было большим. Посредники и улаживали конфликты. Иногда посредников назначал общий сход. Часто в дореформенной общине абазины прибегали и к суду старейшин. Этот суд разбирал дела не только между свободными общинниками, но и конфликты между владельцами и их крепостными - лыгами. Совет старейшин, выслушав обе стороны, решал: оставить ли лыга у прежнего владельца или обязать владельца продать его новому хозяину [14]. Отпуск на волю лыгов и унавы также совершался в присутствии уважаемых стариков общины.

Таким образом, в пореформенное время в сельской общине абазин продолжали сохраняться некоторые традиционные общинные органы самоуправления: совет старейшин, суд посредников и др.

Во всех абазинских аулах КЧР на общественных началах существуют советы старейшин, которые являются компетентным самобытным органом местного самоуправления. В компетенцию совета старейшин входят не только бытовые вопросы, касающиеся семейных дел, но и производственные -организация помощи (во время сенокоса, уборки урожая, ведет работу с пожилыми людьми, ветеранами войны).

Старейшин выбирают из среды людей, пользующихся добрым именем и известных по бескорыстию и мудрости. Они дают присягу в том, что будут разбирать дела по совести и крайнему разумению, что не станут принимать подарков. Старейшины эти, люди почетные по летам своим, не имеют никакой определенной власти; обязанность их состоит более в преимуществе давать советы и наставления; но они не повелевают.

Длительное сохранение этого самобытного института общинного самоуправления говорит о его важной роли в системе власти [15, с. 140].

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов [16].

Пункт 1 ст. 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12.11.2001 № 27-РЗ (ред. от 02.11.2009) «О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике» (принят Народным собранием КЧР 10.07.2001, 26.10.2001) закрепляет право лиц, относящихся к народу абазин, создавать на добровольной основе общины народа абазин и иные их объединения в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития народа абазин, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. В соответствии с п. 2 ст. 13 указанного закона общины народа абазин независимо от видов их хозяйствования вправе добровольно объединяться в союзы (ассоциации) общин на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) общин.

Организация и деятельность общин народа абазин и их союзов (ассоциаций) регулируются федеральными законами и законами КЧР.

На территории КЧР уже в течение 20-ти лет функционирует общественное движение «Абаза», которое является правопреемником «Адгылара» учрежденного на съезде абазин 26 ноября 1990 г. Постановлением облисполкома № 79 от 15.03.1990 был утвержден устав «Абаза». Представительства общественного движения «Абаза» созданы в городах федерального значения, в Ставропольском крае, в Абхазии, где компактно проживают абазины. Общественное движение «Абаза» создано в целях социально-экономического и культурного развития народа абазин, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В рамках реализации закона «О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике» органы государственной власти КЧР и органы местного самоуправления в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов народа абазин должны оказывать помощь общинам народа абазин, их союзам (ассоциациям) в соответствии с законодательством в виде: предоставления налоговых льгот; целевого финансирования местных программ сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, заключения с общинами народа абазин, их союзами (ассоциациями) договоров на выполнение работ и предоставление услуг в соответствии с гражданским законодательством; целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам, союзам (ассоциациям) общин для самоуправления и традиционного хозяйствования народа абазин; бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования; социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам народа абазин, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Коренные малочисленные народы составляют особую группу населяющих Россию народов. Традиционный образ их жизни основывается на глубокой взаимосвязи - как материальной, так и духовной, с исконной средой обитания, без которой невозможно сохранение их самобытности. Таким образом, развитие коренных малочисленных народов во многом зависит от того, насколько полно и объективно учитываются эти особенности в законодательстве Российской Федерации [17, с. 37].

Ответственность современных российских этнонаций должна заключаться сегодня в осознании невозможности развития национального вне развития общенационального, общероссийского точно так же, как невозможно обогащение последнего без необходимых темпов развития этнонационального.

Социально-этническая общность, ее традиции, духовные ценности, язык, ее историческая территория проживания, бытовой уклад составляют элементы этнонационального в отечестве. Поэтому представление людей об отечестве всегда эмоционально окрашено чувством любви к «земле отцов», родному языку, национальной форме культуры и т.д.

Диалог культур народов КЧР и России сложился задолго до Октябрьской революции. И очень важно в XXI веке решить задачи по воссозданию целостности истории развития культур, единого научного пространства и многих других проблем, стоящих перед учеными.

По нашему мнению, возрождение самобытных органов самоуправления и национальных культур народов, установление творческих связей между различными культурами социально-этнических общностей народов КЧР должно представлять интерес для исследователей.

Литература

1. Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17 (1831).

2. Тишков В.А. Этничность, право и закон // Человек и право. Книга о Летней школе по юридической антропологии. М.: ИД «Стратегия», 1999.

3. Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 5 марта 1996 г. (в ред. конституционных законов КЧР от 24.04.1999 № 622^11, от 12.07.2000 № 10-РЗ, от 30.08.2000 № 16-РЗ, от 17.10.2000 № 22-РКЗ, от 27.11.2000 № 29-РКЗ, от 14.06.2001 № 6-РКЗ, от 27.05.2003 № 28-РКЗ, от 22.12.2003 № 68-РКЗ, от 21.06.2004 № 6-РКЗ, от 19.12.2005 № 98-РКЗ, от 19.07.2006 № 54-РКЗ, от 11.11.2006 № 91-РКЗ, от 12.11.2007 № 65-РЗ, от 06.12.2007 № 87-РЗ) // http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/24962/

4. Генко А.Н. Абазинский язык. М., 1955.

5. Сердюченко Г.П. Язык абазин // Известия Академии педагогических наук. М., 1955. Вып. 7.

6. Тугов В.Б. Очерки истории абазинской литературы. Черкесск, 1970.

7. Кушева Е.Н. Из истории сношений западных адыге и северокавказских абазин с Русским государством в XVI-XVП вв. ТКЧНИИ. Черкесск, 1965. Вып. 4.

8. Невская В.П. Очерки по истории Карачаево-Черкесии, Ставрополь, 1967. Т. 1-11.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1961. Т. 21.

11. Зуманкулов В.М. Традиции и обычаи в нашей жизни. Нальчик: Эльбрус, 1990.

12. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 774. Оп. 2. Д. 649.

13. Ладыженский А.М. Адаты горцев Северного Кавказа: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1946.

14. Центральный государственный исторический архив Грузинской ССР. Ф. 14 257. Оп. 3. Д. 435. Л.

12.

15. Абазины (историко-этнографический очерк). Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства. Черкесск, 1989.

16. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 05.04.2009 № 40-ФЗ) // Российская газета. 1999. 12 мая.

17. Андриченко Л.В., Постников А.Е. Проблемы разграничения законодательных полномочий в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов России // Журнал российского права. 2008. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.