Саитова Л.М.
Возрождение самобытных органов самоуправления в Карачаево-
Черкесской республике
Субъекты Российской Федерации в основном многонациональны. Поэтому, говоря о суверенитете республик, нельзя оставлять без внимания интересы социально-этнических общностей, составляющих население этих территорий.
В мире существует около 205 государств, а количество социально-этнических общностей - более 2,5 тыс., что свидетельствует о многонациональности подавляющего большинства государств. В 1966 го-ду 16 декабря Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН был принят «Международный пакт о гражданских и политических правах». Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Пакта «все народы имеют право на самоопределение. В си-лу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» [1, с. 303].
В большинстве зарубежных стран национальность не означает этническую принадлежность, в отечественной литературе иная традиция - здесь нация означает исключительно этническую принадлежность. Понятие «национальное» и «этническое» различны по смысловому значению. Под словом «национальность» обычно подразумевается совокупность всех лиц одной этнической принадлежности, независимо от гражданства и места проживания. «Этнос» - (греч.etnos - племя, народ) - общность людей, связанных между собой опытом длительного совместного проживания, укоренившимися традициями, обычаями и общим самосознанием.
Этнические права - это коллективные права. Они призваны только достраивать права личности, но не подменять и не доминировать над ними. Но самое интересное и перспективное - это не просто федеративное государство, а федеративные народы. Это касается не только народов Дагестана и Карачаево-Черкесии, но и всей России, в том числе и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 1998 г. был принят федеральный закон о поддержке и развитии представителей данных народов. Но он не решил многих проблем повседневной жизни, межчеловеческих (а не «межнациональных»!) отношений, а самое главное - не ответил на вопрос о перспективе сохранения культурного многообразия при обеспечении модернизации и полноправного участия в общем государстве. Для этого не нужно возрождать никогда не существовавшую «историческую норму» в виде, например, «родовых общин» среди северян или «горской демократии» среди северокавказцев. Важно признать сам принцип правовой плюральности в связи с этнокультурным разнообразием [2, с. 194-195].
Национально-региональная система ценностей Карачаево-Черкесии представляет собой сложный конгломерат горских народов, интересы которых должны быть равными, без каких-либо преимуществ одного перед другими.
В Конституции Карачаево-Черкесской Республики (далее - КЧР) закреплено: КЧР -демократическое социальное и правовое государство с республиканской формой правления. Наименования «КЧР» и «Карачаево-Черкесия» равнозначны (ч. 1 ст. 1).
Официальными языками в КЧР являются абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский (п. 1 ст. 11 Конституции КЧР, ст. 1 Закона от 29 мая 1996 г. «О языках народов КЧР»). Языком межнационального общения и официального делопроизводства в Карачаево-Черкесской Республике является русский язык. Республика признает равные права народов Карачаево-Черкесии на сохранение и развитие их языков. Все языки народов КЧР пользуются поддержкой государства.
В состав Карачаево-Черкесии входят следующие муниципальные образования: Абазинский, Адыге-Хабльский, Зеленчукский, Карачаевский, Малокарачаевский, Ногайский, Прикубанский, Усть-Джегутинский, Хабезский; города республиканского значения: Черкесск, Карачаевск (ч. 1 ст. 62). Общепризнанные прогрессивные традиции и обычаи народов КЧР - уважение к старшему, женщине, людям различных религиозных убеждений, милосердие - священны, охраняются Конституцией и законами КЧР (ч. 4. ст. 35). Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориях КЧР с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 1 ст. 109 в ред. Конституционного закона от 19.12.2005 № 98-РКЗ) [3].
В Законе КЧР «Об административно-территориальном устройстве КЧР» (в ред. Закона КЧР от 14.11.2008 № 73-РЗ) определен перечень административно-территориальных единиц и населенных пунктов КЧР.
Всего по КЧР: 10 муниципальных районов, 81 муниципальное образование, наделенное статусом сельского поселения, 139 сельских населенных пунктов.
Абазины принадлежат к числу малочисленных народов, более плотно проживают в населенных пунктах, входящих в состав городов республиканского значения и районов КЧР.
В трудах лингвистов А.Н. Генко, Г.П. Сердюченко, филолога В.Б. Тугова наряду с детальным исследованием языка, фольклора и литературы абазин кратко освещаются вопросы происхождения абазинского народа и его исторические судьбы [4; 5; 6].
Сведения о расселении, быте, общественном устройстве абазин содержатся в работах Е.Н. Кушевой, В.П. Невской [7; 8].
Само название абазин - «абаза». В средние века этот этноним применялся не только для обозначения собственно абазин, но и других родственных им абхазо-абазинских племен [4, с. 7].
Рассмотрим один из древнейших общинных институтов абазин - совет старейшин.
Старейшина: 1. В родовом обществе - глава общины. 2. Самый старый и уважаемый член какого-нибудь коллектива. Совет старейшин - название некоторых органов в различных организациях [9, с. 623].
Совет старейшин был выборным органом. В одних общинах его избирали на общем сходе, в других - старейшие жители аула выбирали из своей среды несколько наиболее уважаемых людей. Число старейшин-членов совета колебалось в разных аулах от 10-14 человек*. Деятельность совета старейшин, его функции были весьма многообразны, особенно в дореформенный период: это и хозяйственные вопросы, и бытовые, и организационные дела общины. Почетные старейшины всех общин и родов, составляющих племя, делали общий сбор, отправлялись в те места, где беспорядков больше, обходили дома людей подозрительного поведения.
«Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе: племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках» [10, с. 98].
Общины управлялись советом старейшин, избираемых из почетных стариков племени. Все дела и вопросы, касающиеся общины, решались ими. Они распределяли права и обязанности. Опираясь на предания, личный опыт, традиции и обычаи, старики вершили суд и выносили приговоры. За неподчинение им, а в их лице традициям и обычаям племени, бунтарей изгоняли из общества, племени, рода или убивали [11, с. 3].
До введения в действие в самом начале 1870-х гг. аульных судов совет старейшин выполнял и судебные функции. В пореформенный период, когда в 1868 г. было введено в действие «Положение об устройстве аульных обществ» [12], регламентировавшее нормы аульной жизни, где совет старейшин не был закреплен в законодательном порядке, он продолжал функционировать. Деятельность совета старейшин постепенно свелась к решению внутриобщинных бытовых вопросов (семейные ссоры, тяжбы, разделы между отдельными семьями), но длительное сохранение этого самобытного института общинного самоуправления говорит о важной роли в системе управления соседской общины.
До проведения царским правительством судебно-административных реформ в соседской общине абазин одновременно существовала система разных судов: посреднический (третейский), медиаторский, княжеский, адатный (постоянный - мехкеме) и шариатский. Кроме того, судебными функциями обладал совет старейшин, хотя он утратил многие свои функции.
Нормы обычного права у абазин, как и у многих народов Северного Кавказа, передавались изустно, так как абазины не имели своей письменности. Решение дел по адату и шариату были строго разграничены. Шариатские дела решал эфенди (иногда в присутствии совета старейшин). Адатные дела рассматривали посреднический и адатный (мехкеме) суды, совет старейшин, княжеский суд.
Суд посредников (третейский суд) в течение долгого времени сохранялся у народов Северного Кавказа. А.М. Ладыженский, специально изучавший обычное право горцев Северного Кавказа, полагает, что суд посредников возник как первоначальный орган для урегулирования именно межобщинных конфликтов, а затем превратился во внутриобщинный судебный орган [13, с. 86].
В состав суда посредников у абазин выбирали обычно несколько уважаемых стариков, поровну от каждой конфликтующей стороны. Чем сложнее было дело, тем представительнее выбирали посредников, и число их было большим. Посредники и улаживали конфликты. Иногда посредников назначал общий сход. Часто в дореформенной общине абазины прибегали и к суду старейшин. Этот суд разбирал дела не только между свободными общинниками, но и конфликты между владельцами и их крепостными - лыгами. Совет старейшин, выслушав обе стороны, решал: оставить ли лыга у прежнего владельца или обязать владельца продать его новому хозяину [14]. Отпуск на волю лыгов и унавы также совершался в присутствии уважаемых стариков общины.
Таким образом, в пореформенное время в сельской общине абазин продолжали сохраняться некоторые традиционные общинные органы самоуправления: совет старейшин, суд посредников и др.
Во всех абазинских аулах КЧР на общественных началах существуют советы старейшин, которые являются компетентным самобытным органом местного самоуправления. В компетенцию совета старейшин входят не только бытовые вопросы, касающиеся семейных дел, но и производственные -организация помощи (во время сенокоса, уборки урожая, ведет работу с пожилыми людьми, ветеранами войны).
Старейшин выбирают из среды людей, пользующихся добрым именем и известных по бескорыстию и мудрости. Они дают присягу в том, что будут разбирать дела по совести и крайнему разумению, что не станут принимать подарков. Старейшины эти, люди почетные по летам своим, не имеют никакой определенной власти; обязанность их состоит более в преимуществе давать советы и наставления; но они не повелевают.
Длительное сохранение этого самобытного института общинного самоуправления говорит о его важной роли в системе власти [15, с. 140].
Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов [16].
Пункт 1 ст. 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12.11.2001 № 27-РЗ (ред. от 02.11.2009) «О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике» (принят Народным собранием КЧР 10.07.2001, 26.10.2001) закрепляет право лиц, относящихся к народу абазин, создавать на добровольной основе общины народа абазин и иные их объединения в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития народа абазин, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. В соответствии с п. 2 ст. 13 указанного закона общины народа абазин независимо от видов их хозяйствования вправе добровольно объединяться в союзы (ассоциации) общин на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) общин.
Организация и деятельность общин народа абазин и их союзов (ассоциаций) регулируются федеральными законами и законами КЧР.
На территории КЧР уже в течение 20-ти лет функционирует общественное движение «Абаза», которое является правопреемником «Адгылара» учрежденного на съезде абазин 26 ноября 1990 г. Постановлением облисполкома № 79 от 15.03.1990 был утвержден устав «Абаза». Представительства общественного движения «Абаза» созданы в городах федерального значения, в Ставропольском крае, в Абхазии, где компактно проживают абазины. Общественное движение «Абаза» создано в целях социально-экономического и культурного развития народа абазин, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
В рамках реализации закона «О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике» органы государственной власти КЧР и органы местного самоуправления в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов народа абазин должны оказывать помощь общинам народа абазин, их союзам (ассоциациям) в соответствии с законодательством в виде: предоставления налоговых льгот; целевого финансирования местных программ сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, заключения с общинами народа абазин, их союзами (ассоциациями) договоров на выполнение работ и предоставление услуг в соответствии с гражданским законодательством; целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам, союзам (ассоциациям) общин для самоуправления и традиционного хозяйствования народа абазин; бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования; социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам народа абазин, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Коренные малочисленные народы составляют особую группу населяющих Россию народов. Традиционный образ их жизни основывается на глубокой взаимосвязи - как материальной, так и духовной, с исконной средой обитания, без которой невозможно сохранение их самобытности. Таким образом, развитие коренных малочисленных народов во многом зависит от того, насколько полно и объективно учитываются эти особенности в законодательстве Российской Федерации [17, с. 37].
Ответственность современных российских этнонаций должна заключаться сегодня в осознании невозможности развития национального вне развития общенационального, общероссийского точно так же, как невозможно обогащение последнего без необходимых темпов развития этнонационального.
Социально-этническая общность, ее традиции, духовные ценности, язык, ее историческая территория проживания, бытовой уклад составляют элементы этнонационального в отечестве. Поэтому представление людей об отечестве всегда эмоционально окрашено чувством любви к «земле отцов», родному языку, национальной форме культуры и т.д.
Диалог культур народов КЧР и России сложился задолго до Октябрьской революции. И очень важно в XXI веке решить задачи по воссозданию целостности истории развития культур, единого научного пространства и многих других проблем, стоящих перед учеными.
По нашему мнению, возрождение самобытных органов самоуправления и национальных культур народов, установление творческих связей между различными культурами социально-этнических общностей народов КЧР должно представлять интерес для исследователей.
Литература
1. Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17 (1831).
2. Тишков В.А. Этничность, право и закон // Человек и право. Книга о Летней школе по юридической антропологии. М.: ИД «Стратегия», 1999.
3. Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 5 марта 1996 г. (в ред. конституционных законов КЧР от 24.04.1999 № 622^11, от 12.07.2000 № 10-РЗ, от 30.08.2000 № 16-РЗ, от 17.10.2000 № 22-РКЗ, от 27.11.2000 № 29-РКЗ, от 14.06.2001 № 6-РКЗ, от 27.05.2003 № 28-РКЗ, от 22.12.2003 № 68-РКЗ, от 21.06.2004 № 6-РКЗ, от 19.12.2005 № 98-РКЗ, от 19.07.2006 № 54-РКЗ, от 11.11.2006 № 91-РКЗ, от 12.11.2007 № 65-РЗ, от 06.12.2007 № 87-РЗ) // http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/24962/
4. Генко А.Н. Абазинский язык. М., 1955.
5. Сердюченко Г.П. Язык абазин // Известия Академии педагогических наук. М., 1955. Вып. 7.
6. Тугов В.Б. Очерки истории абазинской литературы. Черкесск, 1970.
7. Кушева Е.Н. Из истории сношений западных адыге и северокавказских абазин с Русским государством в XVI-XVП вв. ТКЧНИИ. Черкесск, 1965. Вып. 4.
8. Невская В.П. Очерки по истории Карачаево-Черкесии, Ставрополь, 1967. Т. 1-11.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1961. Т. 21.
11. Зуманкулов В.М. Традиции и обычаи в нашей жизни. Нальчик: Эльбрус, 1990.
12. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 774. Оп. 2. Д. 649.
13. Ладыженский А.М. Адаты горцев Северного Кавказа: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1946.
14. Центральный государственный исторический архив Грузинской ССР. Ф. 14 257. Оп. 3. Д. 435. Л.
12.
15. Абазины (историко-этнографический очерк). Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства. Черкесск, 1989.
16. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 05.04.2009 № 40-ФЗ) // Российская газета. 1999. 12 мая.
17. Андриченко Л.В., Постников А.Е. Проблемы разграничения законодательных полномочий в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов России // Журнал российского права. 2008. № 5.