Возрождение природы человека в Таинстве Крещения*
Крещение не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, как бы мы вновь родились: ибо оно вновь творит нас и образует.
Свт. Иоанн Златоуст1
I
В традиции богословия XIX и начала XX в. невидимое действие благодати Божией в Таинстве Крещения рассматривалось трояко:
1) как избавление от греха прародительского или оправдание от первородного греха и всех личных грехов;
2) как новое рождение или воссоздание человека;
3) как присоединение к Церкви или введение в Церковь2.
Митрополит Макарий (Булгаков) говорит еще о «спасении от вечных наказаний»3, но это представляется явным заимствованием из римско-католического богословия.
Присоединение крещеного человека к Церкви истина очевидная, не требующая пространных объяснений, тем более что Сам Господь в Евангелии дает нам прекрасный образ «виноградной лозы и ветви»4.
* Доклад прочитан на научно-практическом семинаре «Богословие и церковно-практические аспекты Таинств Крещения и Миропомазания» 27 февраля 2007 г., Нижний Новгород.
Что же касается таких даров благодати, как прощение первородного греха и воссоздание природы человека, то здесь требуются пояснения ввиду целого ряда вопросов, которые возникают при уяснении этих важных вероучительных истин. Помня слова святителя Иоанна Златоуста, что «изъяснить способ этого дивного рождения через крещение не может ни один из... (ангелов)»5, в настоящем докладе мы ставим цель рассмотреть, насколько это возможно, как происходит возрождение природы человека в Таинстве Крещения. Мы постараемся ответить на вопрос, корректно ли говорить о возрождении природы человека, если и после принятия этого таинства в крещеном еще остается способность грешить, а тело не получает нетления.
II
Учение о возрождении природы человека в Таинстве Крещения заимствуется у апостола Павла, который в своем послании к Ефесяням говорит о христианах: мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела... (Еф. 2, 10). Протоиерей Н. Малиновский пишет: «Действие благодати крещения изображается еще в Писании как совершенное обновление, воссозидание или возрождение природы падша-го человека, как воскресение из мертвых, а оправданный и освященный называется новым человеком, созданным по Богу в правде и в преподобии истины (Еф. 4, 24)»6.
Безусловно, основание этого учения находим в словах, обращенных Иисусом Христом к Никодиму: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное отДуха есть дух (Ин. 3, 5, 6). Объясняя этот евангельский текст, святитель Иоанн Златоуст как бы от лица Спасителя говорит: «Я ввожу в мир иное рождение; Я хочу, чтобы люди рождались иным образом; Я пришел с необычайным способом создания»7. Значит, по точному
смыслу слов Христа Спасителя, в человеке появляется (рождается) то, чего до крещения в нем не было.
Еще во II в. священномученик Ириней Лионский говорил о крещеном человеке как о принявшем Дух: «Когда же Дух сей, соединенный с душою, соединяется с созданием, то человек делается, по причине излияния Духа, духовным и совершенным, и это есть (человек), сотворенный по образу и подобию Божию. Если же не будет в душе Духа, таковой по истине есть (человек) душевный и оставшись плотским будет несовершенный»8. Крещеный — это рожденный от Святого Духа, в душе крещеного присутствует «часть Его Духа»9, и этот «залог, живя в нас, делает нас духовными, и смертное поглощает безсмертием»10 — таковы слова святителя. Истолковывая 45-й стих 15-й главы Первого послания к Коринфянам: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Различие между тем и другим велико. Душа не сообщает жизни другому существу; а Дух не только живет сам по себе, но сообщает жизнь и другим существам. Так апостолы и мертвых воскрешали»11. Преподобный Иоанн Дамас-кин тоже говорит о сообщении человеку Духа: «Через крещение мы получаем начатки Святого Духа, и новое рождение (пакибытие) делается для нас началом другой жизни, и печатью, и охраною, и просвещением»12.
Подобным образом учит и преподобный Симеон Новый Богослов. Он говорит, что в крещении силой Святого Духа происходит воссоздание человека в том смысле, что ему возвращается дух, который душа человека потеряла, отпав от Бога: «Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отдаление от ней Святого Духа, Которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог»13. В крещении, таким образом, человек получает вновь благо-бытие. Поэтому после крещения все труды по стяжанию добродетелей, как говорит преподобный, «должны быть подъем-
лемы, не для того, чтоб придти в благобытие, но для того, чтоб сохранить благобытие, какое приняли мы прежде через святое крещение, так как сокровище сие трудно-хранительно»14.
Подчеркивая важность происходящего изменения с человеком в Таинстве Крещения, преподобный Симеон писал: «Счастливы те, которые, уверовав во Христа, умерли тотчас, как окрещены; потому что умерли облекшись во Христа и пошли в другую жизнь, нося оное царское одеяние Божества Христова...»15, а святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если случится, чего не дай Бог, что постигнет нас нечаянная смерть, и мы отойдем отсюда без просвещения, то, хотя бы мы имели здесь тысячи благ, нас ожидает не что другое, как геенна»16.
Подвести итог вышеприведенным высказываниям Святых Отцов можно словами святителя Феофана Затворника, который писал: «В Таинстве Крещения благодатью Святого Духа восстанавливается сила духа и возвращается ему господство над душой, а через душу над телом»17.
III
Учитывая, что многие отцы делают акцент на этом рождении духа в крещении и говорят о его господстве в человеке, можно предложить для понимания происходящего в крещении возрождения природы человека учение об иерархии бытия человеческой природы.
Библейское Откровение представляет человека существом иерархически устроенным. В нем есть разные уровни бытия. Согласно апостолу Павлу18, высший — духовный, средний — душевный и низший — телесный. Между ними существует различие, при этом в человеке низшее должно подчиняться высшему, тело — душе, душа — руководиться духом. Дух должен управлять и душой, и телом, как это и было до грехопадения в наших прародителях. (Оговоримся, что под духом понимаем высшую способность души, или, выражаясь
словами свт. Феофана Затворника, «высшую часть души, обращенную к Богу»19.)
В грехопадении человек потерял дух, а лишившись его господства, душа вступила в противоборство с плотью. Такое состояние человека именуется помрачением или искажением образа Божия. Человек стал духовно мертв и в этом смысле стал чадом гнева Божия по естеству, о чем и говорит апостол Павел20. И хотя в этом состоянии природы у человека осталось стремление к Богу, никто из праведников Ветхого Завета не мог вернуть себе природное благо-бытие.
Только в Таинстве Крещения происходит рождение духа, или сообщение «начатка Духа»21 душе человека. Это воссияние духа в душе можно назвать и «семенем Бога», по слову апостола и евангелиста Иоанна Богослова (1 Ин. 3, 9). Надо заметить, что поскольку это духовное рождение есть до конца непостижимая тайна, то невозможно найти точного, единственного термина для описания этой реальности. Мы можем сказать словами преподобного Симеона, что в Таинстве Крещения человеку возвращается благобытие, т. е. восстанавливается иерархия бытия, он снова, по сути, становится духовен. Именно в этом смысле можно говорить о воссоздании природы человека. В человеке появляется дух, который господствует в душе и над телом. Это восстановление иерархии бытия природы человека, наряду с очищающим от грехов действием благодати Божией (о чем мы не говорили в докладе), и есть действительное воссоздание человека, восстановление в нем образа Божия.
IV
Такое понимание возрождения человека оставляет место объяснению возможности согрешать после крещения и телесной смерти.
Духовное рождение, происходящее в Таинстве Крещения, возвращая человеку благобытие, не лишает его личной свободы, подобно тому как и физическое рождение вместе с даром бытия сообщает дар личной свободы. Ссылаясь на святителя Григория Паламу, который говорит о восстановлении ипостаси человека в крещении22, можно утверждать, что крещение восстанавливает этот дар. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует о таком состоянии человека, что рожденный от Бога не может грешить23.
Поскольку грех коренится не в природе, но в произволении, то понятно, что воля крещеного человека может склоняться к греху, но не в силу «закона греха», действующего в человеке невозрожденном. Заметим, что и святитель Иоанн Златоуст24 и святитель Феофан Затворник25 слова апостола Павла о «законе греха, действующего в членах плоти»26 относят к состоянию падшего невозрожденного человека.
Крещеный может согрешать вследствие неопытности, неискушенности либо от несовершенства воли или нападения падших духов. Слова апостола Иоанна Богослова: Если говорим, что не имеем греха,— обманываем самих себя (1 Ин. 1, 8) — надо понимать не как представление о неодолимости греха, а как учение о необходимости очищающей грех благодати Божией.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В том состоянии, в каком мы были прежде, т. е. в состоянии ветхого человека, мы были мертвы; теперь же сделались тем, чем не были... Тем творением мы призваны к жизни, этим же соделаны способными к жизни доброй»27. Таким образом, в крещении дух освобождает волю от рабства греху. Святитель Феофан замечает: «В крещении освобождается дух от греха, но страсти еще живут в душе и теле»28, вследствие чего диавол искушает человека, и христианин, как воин, получает раны на поле битвы с «духами злобы поднебесными»29.
Надо понимать, что в силу свободы человек и после крещения сохраняет способность сознательного противления
истине. Поскольку крещение как духовное рождение оставляет, по слову святителя Кирилла Иерусалимского, «неизгладимую печать»30, то возникает отдельный вопрос: как может, например, сохраняться эта печать, этот «начаток Духа» в крещеном богоотступнике? В Писании мы находим только указание на то, что осуждение таковых будет гораздо более суровым, нежели тех, кто не получал начаток Духа31. На это возможно ответить следующее. Поскольку дар крещения — это дар спасающей любви Божией, то он и пребывает в любом грешнике как проявление попечения Бога о человеке, как свидетельство, что Бог хочет всякому спасения и ожидает покаяния от любого отступника.
V
Для того чтобы понять, каким образом телесная смерть не нарушает представления о возрождении природы человека в Таинстве Крещения, обратимся к следующей весьма важной мысли протоиерея Александра Шмемана: «Современный человек, даже если он христианин, рассматривает смерть как явление полностью биологическое; он не слышит христианского Благовестия о разрушении и уничтожении смерти... не понимает, что то, к чему он стал слеп и глух, является фундаментальным христианским видением смерти... Ибо в христианском понимании смерть есть прежде всего духовная реальность»32. Действительно, вот причина того, почему нам трудно понять, как возрожденный может умереть.
Апостол Павел учит о совоскресении человека со Христом (Кол. 2,11-13). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что смерть духовная «уже упразднена в каждом крещеном»33. Происходящее в крещении можно назвать воскресением прежде Воскресения. Ибо христианин получает Дух как результат победы Христа над смертью. Душа уже получает залог нетления, и воскресение души можно созерцать еще в этом
смертном теле, как об этом говорит преподобный Григорий Синаит34. Смерть телесная остается по домостроительству, а это значит, действует в нас не в силу первородного греха, а в силу не отмененного определения Божия, данного Адаму за преслушание заповеди: ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19). Поэтому преподобный Симеон говорит, что «после, по воскресении, и тело воспримет нетление, которое душе Бог даровал теперь, оживотворив ее в настоящей жизни»35.
VI
В заключение приведем слова преподобного Иоанна Да-маскина о Таинстве Крещения: «Посему Он дал нам, как я говорил, второе рождение, чтобы как, родившись от Адама, мы уподобились ему, унаследовав проклятие и тление, так и, родившись от Него, мы уподобились Ему и унаследовали нетление, и благословение, и славу Его»36. Замечательная мысль. Действительно, учение о возрождении природы человека в Таинстве Крещения, или о восстановлении образа Божия, является основанием для духовной жизни человека, которая есть не что иное, как путь богоуподобления. Как в результате повреждения образа Божия в грехопадении человек утратил возможность богоуподобления, так в результате восстановления образа Божия в Таинстве Крещения человеку возвращается способность к богоуподоблению. Только возрожденный в Таинстве Крещения человек получает возможность «изобразить в себе Христа»37, сделаться подобным Ему.
Примечания и библиографические ссылки
1 Сет. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т. 2. Кн. 1. С. 255-266.
2 См.: курсы догматического богословия архиеп. Филарета (Гумилевского), архиеп. Антония (Амфитеатрова), митр. Макария (Булгакова), еп. Сильвестра (Малеванского), прот. Н. Малиновского.
3 Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. М, 1993. Т. 2. С. 253.
4 Ин. 15,1-6.
5 Сет. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 1993. Т. 1.С. 164.
6 Малиновский И., прот. Очерк православного догматического богословия. М., 2003. С. 149.
7 Сет. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 1993. Т. 1.С. 162.
8 Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. С. 456.
9 Там же. С. 459.
10 Там же. С. 459.
11 Сет. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 1993. Т. 1.С. 163.
12 Прп. Иоанн Дамаскин. Творения. М., 2002. С. 294.
13 Прп. Симеон Новый Богослов. Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 23.
14 Там же. С. 30.
15 Там же. С. 48.
16 Сет. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. М„ 1993. Т. 1.С. 166.
17 Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. Магистерская диссертация. Ч. II и III. Загорск, ТСЛ, 1989. С. 178.
181 Кор. 15, 45-49.
19 Цит. по: Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. Магистерская диссертация. Ч. II и III. Загорск, ТСЛ, 1989. С. 10-12.
20 Еф. 2, 3.
21 Рим. 8, 23.
22 «...каждого же из нас верующих не только естество, но и ипостась Он новосоделал и даровал нам отпущение наших грехов: путем божественного крещения, путем соблюдения Его заповедей, путем покаяния, которое Он даровал споткнувшимся, и путем Причащения Его Тела и Крови». Сет. Григорий Палама. Беседы (омилии). М., 1993. С. 208.
231 Ин. 3, 9.
24 Сет. Иоанн Златоуст. Творения. М., 1996. Т. 9. Кн.2. С. 636-643.
25 Жизнь и труды святого апостола Павла. Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником. М., 2002. С. 401-403.
26 Рим. 7, 23.
27 Сет. Иоанн Златоуст. Творения. М., 1996. Т. 11. Кн. 1. С. 37.
28 Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. Магистерская диссертация. Ч. II и III. Загорск, ТСЛ, 1989. С. 271.
29 Еф. 6,12.
30 Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. Чернигов, 1865. С. 222.
31 2 Пет. 2, 20.
32 Шмеман А., прот. Водою и Духом о таинстве крещения. М., 1993. С. 76-77.
33 Сет. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. Кн. 1. М., 2004. С. 408.
34 Сет. Каллист, архиеп. Константинопольский. Житие преподобного Григория Синаита. ТСЛ, 2005. С. 26.
35 Прп. Симеон Новый Богослов. Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 48.
36 Прп. Иоанн Дамаскин. Творения. М., 2002. С. 301.
37 Гал. 4,19.