Научная статья на тему 'Возрождение приемов церковного шитья синодального периода в работах художественной вышивальной мастерской Романовых в Сергиевом Посаде'

Возрождение приемов церковного шитья синодального периода в работах художественной вышивальной мастерской Романовых в Сергиевом Посаде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синодальный период / церковное шитье / ручная вышивка / шитье по картону / шитье по настилу / мастерская Романовых / Synodal period / church sewing / hand embroidery / sewing on cardboard / sewing on flooring / the Romanovs workshop

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Алина Александровна

Церковное шитье синодального периода все еще незначительно освещается в научной литературе, к нему редко обращаются в своих работах современные вышивальщицы. Мастерская Романовых из Сергиева Посада занимается возрождением техник XIX в. уже тридцать лет и добилась в этом значительных успехов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revival of the Methods of Church Sewing of the Synodal Period in the Works of the Romanovs Artistic Embroidery Workshop (Sergiev Posad)

Revival of the Methods of Church Sewing of the Synodal Period in the Works of the Romanovs Artistic Embroidery Workshop (Sergiev Posad). Church sewing of the Synodal period is still poorly covered in the academic literature, modern embroiderers rarely refer to it in their works. The Romanovs workshop from Sergiev Posad has been engaged in the revival of the techniques of the 19th century for thirty years and has achieved significant success in this.

Текст научной работы на тему «Возрождение приемов церковного шитья синодального периода в работах художественной вышивальной мастерской Романовых в Сергиевом Посаде»

УДК 745/749

А. А. Иванова

Возрождение приемов церковного шитья синодального периода в работах художественной вышивальной мастерской Романовых в Сергиевом Посаде

Церковное шитье синодального периода все еще незначительно освещается в научной литературе, к нему редко обращаются в своих работах современные вышивальщицы. Мастерская Романовых из Сергиева Посада занимается возрождением техник XIX в. уже тридцать лет и добилась в этом значительных успехов.

Ключевые слова: синодальный период; церковное шитье; ручная вышивка; шитье по картону; шитье по настилу; мастерская Романовых

Alina Ivanova

Revival of the Methods of Church Sewing of the Synodal Period in the Works of the Romanovs Artistic Embroidery Workshop (Sergiev Posad)

Revival of the Methods of Church Sewing of the Synodal Period in the Works of the Romanovs Artistic Embroidery Workshop (Sergiev Posad). Church sewing of the Synodal period is still poorly covered in the academic literature, modern embroiderers rarely refer to it in their works. The Romanovs workshop from Sergiev Posad has been engaged in the revival of the techniques of the 19th century for thirty years and has achieved significant success in this. Keywords: Synodal period; church sewing; hand embroidery; sewing on cardboard; sewing on flooring; the Romanovs workshop

Искусство церковного шитья уже довольно давно является предметом научного изучения. Исследователи обращаются к вопросам стилистической и художественной организации произведений, рассматривают техники и приемы исполнения шитых предметов. Основное внимание сосредоточено на церковном шитье древнерусского периода. Первые работы относятся еще к дореволюционному времени, но серьезное изучение древнерусского декоративно-прикладного искусства, в том числе вышивки, начинается в 1960-х гг. Необходимо упомянуть таких ученых-искусствоведов, как Е. В. Георгиевская-Дружинина, И. И. Вишневская, Т. Н. Манушина, Н. А. Маясова, А. В. Силкин, В. Г. Пуцко, Н. А. Хлебникова.

В послереволюционные годы советские искусствоведы фактически спасают хрупкие памятники шитья, их стараниями формируются музейные собрания, реставрируются и описываются памятники, изучаются технические приемы. В 1960-1970-х гг. составляются каталоги коллекций на основе стилистической атрибуции. Изучение шитья в историко-культурном контексте древнерусского искусства дает возможность новых трактовок произведений.

После 1990-х гг. церковное шитье, как и другие сферы церковного искусства, начинает активно возрождаться, так что сейчас, через 30 лет, можно говорить о формировании мастерских и школ, не только восстанавливающих древнерусское шитье, но и создающих новые традиции. Активное практическое применение приемов шитья требовало еще более глубокого изучения сохранившихся древних произведений. При этом основное внимание исследователей сосредоточено на памятниках, созданных до ХУШ в.

Расцвет церковного шитья приходится на ХУ-ХУ1 вв., в это время особенно развиваются золотошвейные мастерские великих княгинь. Реформы Петра I, упразднение института патриаршества, секуляризация церковного управления и создание Священного синода кардинально повлияли на развитие церковного декоративно-прикладного искусства, и шитья в том числе. По мнению многих исследователей, угасание великокняжеских мастерских,

сильнейшее западноевропейское влияние приводят к угасанию искусства церковного шитья, превращению его в исключительно ремесленную отрасль. В результате последующей во второй половине XIX в.механизации появляется массовое производство предметов шитья и, как следствие, происходит значительное падение их художественной ценности.

По этим причинам исследователи лишь в незначительной степени обращаются к материалу ХУШ-Х1Х вв. Мало изучены стилистические и иконографические особенности шитья этого периода, его технические характеристики. В этой связи следует упомянуть таких исследователей, как С. Г. Безуглова, О. А. Ков-тун, Т. В. Серкова, Т. Г. Шубина. В своих статьях они касаются отдельных вопросов церковного шитья синодального периода, рассматривают отдельные памятники, изредка затрагивают проблемы технического исполнения этих произведений.

Церковное шитье условно разделяется на два вида: лицевое и орнаментальное. Лицевым называется изображение средствами ручной вышивки отдельных фигур святых и сюжетов церковной истории [9, с. 11]. Изобразительный характер этого вида искусства определил его название [5, с. 5]. В противоположность ему орнаментальное шитье представляет собой композиции различных элементов символического характера. Орнамент может дополнять лицевое шитье, а может выступать самостоятельным произведением. Синодальный период характеризуется в том числе и значительным увеличением доли орнаментального шитья в предметах церковной утвари. В различные эпохи методы исполнения орнамента менялись, так как этот вид искусства наиболее подвержен влиянию господствующих крупных стилевых направлений. Материалы исполнения также менялись в зависимости от доступности и уровня технического развития. Так, в XIX в. значительное распространение получили бисер и стеклярус [6, с. 65], активно применялся трунцал, бить, канитель.

Синодальный период отмечен «разумным», а не богословским подходом к церковному искусству, что специально подчеркивается в указах Синода [8, с. 504]. Средневековое искусство

считается не только устаревшим, но и «не отвечающим духу православия» [2, с. 223], поэтому прежние центры производства предметов церковного искусства закрываются, а древние памятники «улучшаются» в связи с новыми тенденциями. Этот процесс касается и предметов церковного шитья, так же как и старинных икон и фресок, которые либо записывались, либо полностью переделывались или уничтожались.

По методам художественного исполнения шитье делится на личное и доличное, как соответствующие части изображений в искусстве иконописи. Личное - это изображение ликов и частей тела фигур; доличное - изображение одежд, пейзажа, архитектуры и пр. Основные методы исполнения личного шитья - стежки гладью и в раскол, исполняемые цветными кручеными шелковыми нитями. Доличное шитье в какой-то степени представляет более широкое поле для художественной выразительности, предполагает использование разнообразных стежков (включая различные стежки вприкреп золотными и серебряными нитями, сканью и другими материалами).

В отношении приемов шитья происходит, с одной стороны, значительное упрощение, с другой - развитие новых приемов и техник. Упрощение касается в первую очередь приемов личного шитья. До XVIII в. традиционно личное шилось по форме, создавая объем тел и придавая выражение ликам. В синодальный период частично вследствие новых указаний, частично из-за упадка мастерства личное шитье почти полностью уходит. В большинстве случаев лики выполняются масляными красками, реже личное шьется вручную, но механически, в одном направлении, поверх накладывается про-рись, из-за чего лики и фигуры получаются плоскостные, невыразительные, с нарушенной анатомией.

Иначе дело обстоит с доличным шитьем. Оно тоже теряет в искусности в том, что касается техники шитья вприкреп, в целом уменьшается вариативность прикрепных рисунков. Но благодаря использованию новых материалов некоторым мастерам удается достигать высокой пластичности одежд и достоверности положения фигур. Широкое распространение получает техника шитья по

карте [1, с. 47]. При выполнении этой техники используется картон или иной плотный материал, поверх которого укладываются золотые и серебряные нити. Шитье по карте позволяет использовать различные прикрепные рисунки, а также формировать объемную скульптурную поверхность [1, с. 49]. В этой технике исполняется подавляющее большинство орнаментальных рисунков, элементы пейзажа и одежды фигур.

Основным отличием древнерусской техники шитья по карте от шитья по высокому настилу синодального периода является свободное использование объемных форм и создание сплошной «литой» поверхности, использование «кованых» швов [3, с. 12]. Такие произведения, наполненные блеском драгоценный металлов, производят впечатление богатства и роскоши, что отвечало духу времени [7, с. 13].

Современные художественные мастерские, работающие в разных техниках церковного шитья, в основном обращаются к наследию средневекового периода. Достижения XVШ - начала XX в. силу сложившегося мнения об их вторичности, обычно не применяются в работе, хотя оригинальные приемы шитья синодального периода позволяют добиться выразительности средствами сочетания драгоценных нитей, камней, тканей.

Восстановлением и применением техник XIX в. в современных предметах церковного шитья занимается мастерская Романовых, в настоящее время располагающаяся в Сергиевом Посаде. Мастерская выполняет как реплики образцов шитья синодального периода, так и оригинальные изделия.

Свою историю мастерская начинает в 1992 г. в Киеве. В это время ее основательница Татьяна Николаевна Саламатова на общей волне возрождения церковного искусства знакомится с искусством вышивки. Первые опыты были связаны с необходимостью реставрации вещей из Киево-Печерской лавры. Бывший в то время архимандритом митрополит Павел (Лебедь) взял под свое крыло зарождающуюся мастерскую, предоставлял заказы на реставрацию и пошив новых предметов. На том этапе еще не было четкого понимания, как нужно работать, шитье было ученическим и самодеятельным.

Решающей в вопросе выбора стилистики шитья стала поездка в восстанавливающийся Кременецкий женский монастырь, где Татьяна Николаевна впервые увидела образцы шитья начала ХХ в. и была глубоко потрясена качеством исполнения и виртуозностью техники. Именно тогда она впервые увидела плащаницу (предположительно 1910-1915 гг.) в технике высокого настила. Основные приемы шитья на тот момент были ей не знакомы, но оставили глубокое впечатление. Еще не пришло понимание, как именно вышиты некоторые элементы, например буквы, где нитки уложены по косой. Но будущий творческий путь мастерской был определен.

Важным было общение с одной из насельниц Киево-Флоров-ского монастыря, известнейшего старинного центра золотного шитья на Украине [4, с. 41]. Она передала Татьяне Николаевне старинную технологию сборки митр шнуровкой. В современных митрах вышитые детали наклеиваются на основу, а раньше они шнуровались. Эта кропотливая техника позволяет при необходимости распустить митру и переложить дорогие вышитые элементы на новое изделие, что почти невозможно при современном методе сборки.

Вернувшись в Киев, Татьяна Николаевна постепенно стала восстанавливать утерянную технологию. Вокруг нее собирались мастерицы, совместными усилиями они постепенно добивались необходимого визуального эффекта. Не имея возможности непосредственно перенять опыт мастериц прошлого, приходилось полагаться только на себя. Очевидно, новое время предъявляло новые требования к качеству исполнения. Например, при выполнении шва элемента «накладки» картон в основании делает резкий поворот и требуется тщательно выложить золотую нить по дуге. В дореволюционных образцах такой элемент выполнялся с помощью дырочек в картоне, которые оставались видимыми после завершения шитья. Мастерицам под началом Татьяны Николаевны удалось применить поворот веером, при котором разворота нитки на выгнутом элементе не видно.

На подобных технических находках строится современная методика работы мастерской, на выработку которой ушло около десяти лет.

Следующей значительной вехой в истории мастерской стала первая поездка в Елеонский Вознесенский женский монастырь. На Святой земле в отношении церковного текстиля синодального периода сложилась уникальная ситуация. Вклады императорского дома все еще находятся в ризнице Иерусалимского патриарха и других православных храмов и монастырей Израиля. Более того, Елеонский монастырь стал местом, где монахини - выходцы из дореволюционной России передали свое мастерство золотошвей местным монахиням. Именно через них современные русские вышивальщицы смогли прикоснуться к живому искусству золотного шитья XIX в. Для мастерской Романовых поездки в Елеонский монастырь стали регулярными и продуктивными не только в плане обучения, но и как источник вдохновения и духовной опоры.

Примерно в 2010 г. мастерская переместилась из Киева в Сергиев Посад под Москвой, к ней присоединилась Екатерина Владимировна Романова, которая теперь руководит мастерской наравне с Татьяной Николаевной. Работы мастерской очень объемные и трудоемкие, часто занимают несколько лет, поэтому к постоянному составу обязательно присоединяются и другие вышивальщицы.

Работа над любым проектом начинается с заказа. Это может быть копия предмета из частной коллекции или музея либо самостоятельное художественное произведение. Но даже при создании реплики старинного образца точное копирование невозможно и остается простор для авторского творческого переосмысления. Выражаться оно может, в первую очередь, в используемых материалах и заново открытых техниках.

Одна из последних работ мастерской - Успенская плащаница -выполнена в технике объемного высокого прикрепа. Для XIX - начала XX в. это наиболее распространенная техника. Скульптурный объем создавался с помощью подкладывания различных материалов: сложенной в несколько слоев бумаги, папье-маше, кожи [1, с. 47]. В мастерской Романовых разработали новую авторскую технику, визуально в точности повторяющую исторический пример,

но более отвечающую современном требованиям. Для большей выразительности фактуры уже полностью вышитое полотно формируют в объемные складки. Кроме объемного шитья в плащанице применены и другие сложные техники, в том числе золотное кружево ручного плетения.

Ризница Иерусалимского патриарха представляет собой сокровищницу, которая может быть фактически неистощимым источником вдохновения. Вышивальщицами мастерской Романовых было повторено праздничное протоиерейское облачение в технике шитья по карте из этого собрания [11, р. 194]. Иконы на облачении выполнены методом объемного шитья. Сейчас облачение находится в частной коллекции.

Мастерская регулярно занимается не только изучением образцов шитья синодального периода, но и реставрацией. Так, была отреставрирована старинная митра и выполнена ее копия. Следует отметить, что точно такая же митра находится и в ризнице Иерусалимского патриарха [11, р. 136-137], из чего можно сделать вывод, что делались оба предмета в одной мастерской и, вероятно, по одному заказу.

Херувимы, вышитые для куколя патриарха Кирилла, являются, пожалуй, прекрасным образцом работ мастерской. В них сочетается высочайшее качество исполнения и внешняя простота при явном зрительном богатстве. Технически качественно исполнить такое точное сочетание мелких деталей, шитых по картону, очень сложно. Важно, чтобы нитки укладывались равномерно одна к другой, не перекрещиваясь при разворотах и изгибах картона, а сама основа не загибалась при сильном натяжении нити. Шитая поверхность выглядит металлической, сплошной. Это говорит о высоком мастерстве вышивальщицы.

Творческий поиск в мастерской не заканчивается. В ближайших планах - создание реплики покровцов на золотной сетке из собрания Государственного музея истории религии [10, с. 56-57]. Также продолжаются попытки разгадать утраченные техники исполнения церковного шитья XVШ-XIX вв. и поиск новых технических решений.

Екатерина Владимировна отмечает, что в их мастерской на первом месте стоит качество работы, на достижение которого не жаль потратить любое время. А Татьяна Николаевна надеется, что ее труд и творческие искания смогут стать связующей нитью, что протянется от мастериц прошлого в будущее. Вкладывая душу, вышивальщицы получают единственную настоящую ценность: воплощенную красоту.

Мастерская Романовых своими работами надеется привлечь внимание к недооцененному, по их мнению, искусству синодального периода. Ее сотрудницы работают в сложных техниках, которые требуют высокого мастерства, создают копии произведений XIX в. Прекрасно владея иконографическими и стилистическими приемами этого периода, они создают самостоятельные произведения, отвечающие духу и прошедшего времени, и современности. Таким образом, мастерская Романовых делает свой очевидный вклад в развитие современного церковного искусства, который не может остаться без внимания исследователей.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бабушкина Н. В. Золотое шитье. М. : Олма-Пресс, 2003. 64 с.

2. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М. : Ладомир, 1995. 366 с.

3. Ветюкова А. П. Золотное орнаментальное шитье. М. : изд-во ПСТБИ, 2004. 26 с.

4. Кара-Васильева Т. Шедеври церковного шитва Украши (XII-XX столггтя). Кшв : 1нформ.-вид. центр Укр. Правосл. Церкви, 2000. 96 с.

5. Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М. : Искусство, 1971. 57 с.

6. Русское искусство XVП-XIX веков. Казенная палата Кирил-ло-Белозерского монастыря. Путеводитель. М. : Северный паломник, 2003. 88 с.

7. Серкова Т. В. Русское церковное золотное шитье конца XIX - начала XX веков. Экспозиция ризницы храма Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Демьяново г. Клин Московской области : альбом-каталог иллюстраций. Клин : благотворительный фонд «Покров», 2004. 64 с.

8. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной церкви. М. : изд-во Братства во имя св. блгв. кн. Александра Невского, 1997. 657 с.

9. Хребина Т. В. Церковное шитье: традиции и современность : дис. ... канд. искусствоведения / Т. В. Хребина. СПб., 2007. 380 с.

10. Шубина Т. Г. Русское церковное шитье XVII-XXI вв. в коллекции Государственного музея истории религии : альбом. СПб. : СПбГУТД, 2017. 140 с.

11. NiKoXaos П. ОХидтоу. Iepa Kei^^a. Тои navayiou Тафои. Тодос A. XpuœKevTnTa. In 2 Parts. Aфnvа : National Communication S.A, 2006. 389 p.

1. Плащаница Божией Матери. Мастерская Романовых. 2021. Шитье по высокому настилу

2. Протоиерейское облачение. Мастерская Романовых. 2010-е. Шитье по картону

3. Протоиерейское облачение. Мастерская Романовых. 2010-е. Шитье по картону

4. Херувим. Мастерская Романовых. 2010-е. Шитье по картону

5. Патриарх Кирилл в куколе с херувимами работы мастерской Романовых. 2010-е

6. Митра архиерейская. Мастерская Романовых. 2010-е. Шитье по картону

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.