Научная статья на тему 'ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ВСЕМИРНОЙ ДИКТАТУРЕ'

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ВСЕМИРНОЙ ДИКТАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОМЕДИЙНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РИТУАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СВЕРХГОСУДАРСТВО / ГЛУБИННОЕ ГОСУДАРСТВО / ГЛОБАЛЬНАЯ ОЛИГАРХИЯ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / РЕЛИГИОЗНОЕ ПРАВО / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / ПРАВО НАРОДОВ / АКТИВИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Изместьев С. В.

Введение. Процессы глобализации общества влияют на эволюцию права как социального института. В условиях глобализации актуальным является установление чётких критериев реализации принципа верховенства (господства) права на международном, наднациональном уровне. Цель. Актуальным является поиск механизма устранения существующей неопределённости понятия «совместимость с международными нормами и стандартами в области прав человека», служащей поводом для возможных злоупотреблений и нарушений данного основополагающего принципа. Методология. В работе содержится анализ исторического генезиса понятия права в его естественно-правовом понимании и влияние на него доктрин суверенитета и позитивизма. На основе анализа идей И. Канта, Г. Кельзена, Ю. Хабермаса синтезирована модель концепции глобального транзита суверенитета от населения национальных государств к глобальному социуму с передачей на глобальный (наднациональный) уровень высших законодательных полномочий, формирования высшего уровня глобального права (права народов, «основных норм»), глобальной конституции. Результаты. Автором предлагается сформировать нормы глобального права на основе традиционных духовных и религиозных ценностей, признанных стандартов прав и свобод человека, дополненных правом на свободный обмен информацией и свободный доступ к средствам такого обмена как естественным правом человека (правом на свободу коммуникации). Заключение. В соответствии с теологической традицией, взглядами социологов Ф. Хайека, С. Фуллера и русского философа И. Ильина автор видит в процессе возрождения исконного естественного (Божественного) права на глобальном уровне, утраченного обществом в ходе реализации принципов абсолютизма и народного суверенитета, глобальную цивилизационную альтернативу «новому мировому порядку», глобальному сверхгосударству и возможной планетарной диктатуре, основанной на тотальном цифровом контроле. Инициаторами данного процесса автор видит международные движения верующих-активистов, объединённых транснациональными традиционными религиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTORATION OF LAW AS A GLOBAL ALTERNATIVE TO WORLD DICTATORSHIP

Introduction. The processes of globalization of society affect the evolution of law as a social institution. In the context of globalization, the establishment of clear criteria for the implementation of the principle of the supremacy of law at the international, supranational level is of high priority. Purpose. It is important to find a mechanism to eliminate the existing uncertainty of the notion of “compatibility with international human rights norms and standards” which gives occasion to possible abuses and violations of this fundamental principle. Methodology. The paper provides an analysis of the historical genesis of the concept of “law” in its natural and legal understanding and the influence of the conception of sovereignty and positivism on it. Based on the ideas of I. Kant, H. Kelsen, J. Habermas the model of the concept of global transit of sovereignty from the population of national states to the global society with the transfer of higher legislative powers to the global (supranational) level, the formation of the highest level of the global law (law of nations, “basic rules”), and global constitution is synthesized. Results. The author proposes to form the norms of global law based on traditional moral and religious values, recognized standards of human rights and freedoms, complemented by the right to free exchange of information and free access to the means of such exchange as a natural human right (the right of the freedom of communication). Conclusion. Following the theological tradition and ideas of sociologists F. Hayek, S. Fuller, and the Russian philosopher I. Ilyin, the author sees the revival of the original natural (Divine) right at the global level, lost by the society during the implementation of the principles of absolutism and popular sovereignty, as a global civilizational alternative to the “new world order”, the global superstate, and possible planetary dictatorship based on total digital control. The author supposes the initiators of this process are the international movements of believers-activists, united by transnational traditional religions.

Текст научной работы на тему «ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ВСЕМИРНОЙ ДИКТАТУРЕ»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 4. С. 28-38.

УДК 321:[316.3+340]

Б01 10.24147/1990-5173.2021.18(4).28-38

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ВСЕМИРНОЙ ДИКТАТУРЕ

С. В. Изместьев

Некоммерческая организация «ТСН Преображенский», г. Москва, Россия

Введение. Процессы глобализации общества влияют на эволюцию права как социального института. В условиях глобализации актуальным является установление чётких критериев реализации принципа верховенства (господства) права на международном, наднациональном уровне. Цель. Актуальным является поиск механизма устранения существующей неопределённости понятия «совместимость с международными нормами и стандартами в области прав человека», служащей поводом для возможных злоупотреблений и нарушений данного основополагающего принципа. Методология. В работе содержится анализ исторического генезиса понятия права в его естественно-правовом понимании и влияние на него доктрин суверенитета и позитивизма. На основе анализа идей И. Канта, Г. Кельзена, Ю. Хабермаса синтезирована модель концепции глобального транзита суверенитета от населения национальных государств к глобальному социуму с передачей на глобальный (наднациональный) уровень высших законодательных полномочий, формирования высшего уровня глобального права (права народов, «основных норм»), глобальной конституции. Результаты. Автором предлагается сформировать нормы глобального права на основе традиционных духовных и религиозных ценностей, признанных стандартов прав и свобод человека, дополненных правом на свободный обмен информацией и свободный доступ к средствам такого обмена как естественным правом человека (правом на свободу коммуникации). Заключение. В соответствии с теологической традицией, взглядами социологов Ф. Хайека, С. Фуллера и русского философа И. Ильина автор видит в процессе возрождения исконного естественного (Божественного) права на глобальном уровне, утраченного обществом в ходе реализации принципов абсолютизма и народного суверенитета, глобальную цивилизационную альтернативу «новому мировому порядку», глобальному сверхгосударству и возможной планетарной диктатуре, основанной на тотальном цифровом контроле. Инициаторами данного процесса автор видит международные движения верующих-активистов, объединённых транснациональными традиционными религиями.

Ключевые слова: социомедийная глобализация; ритуальное государство; сверхгосударство; глубинное государство; глобальная олигархия; естественное право; религиозное право; верховенство права; право народов; активизм.

1. Введение

Активное развитие средств электронной коммуникации и диалога в сети Интернет ускорили формирование единого глобального человеческого общества (социомедийная глобализация), что наряду с усилением работы развитых государств по созданию механизмов транснационального управления (международные объединения и союзы государств), интернациональной глобализацией способствует глобальному транзиту суверенитета от народов к глобальному обществу [1]. Под воздействием данных процессов происходит развитие и трансформация таких социальных институтов, как право и государство.

Глобализация основных сфер жизни общества ставит действующие национальные государства перед перспективой участия в организации и работе систем наднационального управления либо становления на путь изоляционизма, замены утрачиваемых полномочий по управлению глобализуемыми сферами общественной жизни бюрократическими ритуалами и превращения в «ритуальное государство» . «В процессе ритуализации общественного сознания и формирования "ритуального государства" нелегкой выглядит участь церкви и религии, испытывающих серьёзное давление со стороны политиков и органов управления, которые неизбежно пытаются подменить их собой (или погло-

тить, "огосударствить"), вернее, вытеснить подлинную Веру и Религию, подменив её псевдодуховной официальной идеологией. В этом духовном суррогате, эрзац религии, предметом поклонения становятся "гуру и жрецы", а предметом исповедания - государственная идеология. Духовная открытость подлинной Веры заменяется на оскалившуюся замкнутость тоталитарной секты» [2].

Глобальное взаимодействие и взаимосвязь во многих отраслях жизни общества делают насущным не просто развитие норм международного права, доминирующих над нормами национального законодательства, но и ставят вопрос о формировании глобальной иерархии правовых норм, в которой высшую ступень займут основные нормы глобального права («права народов»)». Это должны быть нормы высшего порядка - глобальное право, <аш со8шороШсиш» - право народов (И. Кант) [3], «высшая норма» (Г. Кельзен) [4, с. 407-408], «нормы, принимаемые всеми в перспективе каждого» (Ю. Хабермас) [5, с. 99].

Данная модель логически обоснована и призвана стать окончательным воплощением принципа «верховенства (господства) права» как глобального механизма социального регулирования, когда, по словам Генерального секретаря ООН, «все лица, организации и структуры, государственные и частные, в том числе само государство, функционируют под действием законов, которые были публично приняты, в равной степени исполняются и независимо реализуются судебными органами и которые совместимы с международными нормами и стандартами в области прав человека»2.

При таком подходе верховенство (господство) права гарантируется его всеобъем-лемостью, универсальностью и независимостью от воли правительств и политиков.

Однако даже при первом взгляде становится очевидной существенная неопределённость критериев верификации соответствия тех или иных норм и положений национального законодательства данному принципу. Эта неопределённость заключена в формулировке о их обязательной совместимости с «международными нормами и стандартами в области прав человека»3. В юридической науке под этим термином понимается сово-

купность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты в области прав человека для национального права [6]. Основополагающим актом международного права в данной области является Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) (Международный пакт о правах человека) от 10 декабря 1948 г.4 Данная Декларация определяет базовые права человека и формально носит рекомендательный характер. Некоторые её положения закреплены международными договорами (пактами), ставшими впоследствии обязательными для подписавших их государств. Договорами ООН с 1965 по 2006 г. учреждены ещё семь международных конвенций по защите прав человека и отдельных категорий лиц: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Кон -венция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция о правах ребёнка; Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей; Конвенция о правах инвалидов; Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. К сожалению, лишь три из них - о запрете расовой дискриминации, пыток и защите прав инвалидов -обрели глобальное действие. По данным вопросам действует также ряд международных конвенций и соглашений регионального характера.

Таким образом, правовую природу любого национального закона или постановления определяет соответствие сложным и разрозненным положениям международного права. Зачастую открытым остаётся вопрос о порядке применения и особенно толкования данных международно-правовых норм.

Надо согласиться с позицией известного правоведа Г. Кельзена о неизбежном усилении позиций международного права и практики обеспечения их исполнения мерами международного воздействия (принуждения) вне зависимости от факта их признания отдельными национальными правительствами

[4, с. 404]. Иными словами, «международное право сохраняет своё значение, несмотря на то, что его слишком часто обходят во время мира и не соблюдают на войне» [7, с. 19].

Всё это подтверждает насущную необходимость формирования единых общепризнанных норм и принципов права на глобальном уровне, создания подлинного глобального «права народов», конституции человечества, принимаемой всеми в перспективе каждого.

Говоря об «основных нормах», «праве народов», необходимо подразумевать своего рода «глобальный конституционализм», предполагающий закрепление на глобальном уровне базовых прав, свобод и принципов регулирования правоотношений, на основе и в соответствии с которыми должны действовать законодатели как на международном, так и на национальном уровнях.

В противном случае, сохраняющаяся неопределённость может привести и приводит к тенденциозному или расширительному толкованию понятия «международные нормы и стандарты в области прав человека», использованию ведущими мировыми державами и их союзами практики навязывания мировому сообществу отдельных норм и положений, закреплённых в их национальном законодательстве и (или) международных соглашениях, принятых с их участием, в том числе и путём применения мер международного воздействия.

В условиях ускоренного формирования глобального общества миру как никогда необходим консенсус по вопросу об основополагающих правах личности и принципах правового регулирования.

Особенно остро влияет на необходимость принятия норм глобального права («права народов») неурегулированность прав участников процессов освоения кибернетического и космического пространств, ускоряющихся сегодня. Это сравнимо с эпохой Великих географических открытий XV-XVI вв., когда ведущие державы конкурировали при освоении мирового океана и колонизации заморских территорий. Существующее положение в данных сферах очень напоминает всемирную олимпиаду с отсутствием единых правил состязаний, что способно стать поводом для глобального конфликта,

недопустимого в условиях ядерного противостояния.

2. Методология

На основе всестороннего анализа исторического генезиса понятия «права» в его естественно-правовом понимании и оценки влияния на него доктрин суверенитета и позитивизма, взглядов Ф. Хайека, анализа идей И. Канта, Г. Кельзена, Ю. Хабермаса о глобальном обществе и всемирном праве можно концептуально синтезировать модель глобального транзита суверенитета от населения национальных государств к глобальному социуму с передачей на глобальный (наднациональный) уровень высших законодательных полномочий, формирования высшего уровня глобального права (права народов, «основных норм»), глобальной конституции в ближайшей исторической перспективе. В свою очередь, анализ современных и древних религиозных доктрин, религиозно-философских воззрений и исследований современных учёных-генетиков позволяет определить естественные основы и принципы такого глобального права, сконструировать практическую модель его формирования и развития.

3. Влияние духовности на принципы правосознания

С точки зрения истории человечества предлагаемый «глобальный транзит суверенитета» (передача права принятия основополагающих норм и принципов права от национальных легислатур на глобальный наднациональный уровень) не выглядит новым, не имеющим под собой исторического опыта процессом.

В недавнем прошлом у всех народов планеты следованием праву считалось соблюдение духовных законов и религиозных традиций. Любому человеку было очевидно, что всякая власть должна быть от Бога и по Законам Его.

В этом смысле удивительна семантика русского языка, когда понятия «права», как и «веры», и «правды», заложены в самих словах: «ПРАВедный», «ПРАВильный». Или в исламской традиции: «ПРАВОверный» -соответствующий праву и Вере, или «ВЕРный», соответствующий Вере. Тогда как «светское государство» - это, очевидно, государство «света общества», государство элиты, а не «народное» или «духовное» государство.

Все древнейшие кодексы - памятники права: Ур-Намму (2100-2050 гг. до н. э.), Законы Эшнунны (XIX в. до н. э.), Липит-Иштар (1930 г. до н. э.), Хаммурапи (17551752 до н. э.), Хеттские законы (XV - XIII в. до н. э.), Ассирийский (XIV в. до н. э.), Законы Ману (II в. до н. э.) - были памятниками религиозной мысли и правовой традиции, декларировались как дарованные богами.

Лежащий в основании традиционных авраамических (аврамистических) религий Ветхий Завет говорит о даровании непосредственно Богом человечеству справедливых Законов. Ветхозаветные Законы Моисеевы содержат основополагающие принципы защиты прав человека и общества: «Под правовой защитой находились вдовы, сироты, бедняки, чужеземцы. Наказание их обидчикам, как считалось, исходит от самого Бога, который лишает своей защиты даже семьи обидчиков (Исх. 22:21-27; 23:9; Второзак. 23:2; 24:17). Так закладывалась традиция защиты личных прав, хотя в древние времена она не была отделена от защиты целостности и стабильности всего сообщества. Наивысшее воплощение в библейском праве она получила в плане защиты человеческой свободы и жизни как Божьего дара от злоумышленных посягательств. Насильственное лишение свободы, обращение в рабство однозначно каралось смертью (Исх. 21:14,16)» [8].

Современные исследователи Ветхого Завета выделяют и установленные им принципы управления обществом:

«1. Правительство дано Богом как необходимое условие для полноценной жизни нации (сакральный характер власти).

2. Правительство получает власть и полномочия от народа (народный суверенитет).

3. Личность политического лидера важна и должна учитываться народом при его выборе (выборность).

4. Правительство должно представлять весь народ (пропорциональное представительство).

5. Одно из главных предназначений правительства - справедливое решение разногласий и конфликтов между людьми (правосудие)» [9, с. 32].

Одновременно с этим выделяют осуждаемые в Ветхом Завете проявления челове-

ческой сущности: «идолопоклонство: священнические ритуалы (ритуализация); злоупотребление политической властью (коррупция): правительство; аморальность (грех): человек и семья; экономическая несправедливость (социальное государство): рыночные отношения» [9, с. 117].

Значимость подобных духовных начал правосознания - уважения достоинства личности, духовного уважения и доверия народа к правительству и правительства к народу, признания духовной основы права - выделил в своей работе выдающийся русский философ XX в. И. А. Ильин [7, с. 172, 179].

С наступлением нашей эры христианство преобразило Римскую империю и стало основой для развития стран Европы. Так, в Средневековой Европе глобализующим фактором наряду с Римской католической церковью выступали нормы канонического права, регулировавшего наиболее важные сферы жизни общества, прежде всего права личности, бывшие едиными для всех стран Европы, как и каноническое правосудие, право на которое гарантировалось каждому человеку. «Это создавало для будущего прообраз единого (европейского) правового пространства, основанного на одинаковом понимании идей правосудия, справедливости, правопорядка» [10].

Тысячелетия назад человечество сформировало мощные наднациональные религиозные глобальные объединения, имеющие колоссальный опыт общественного и правового регулирования, связавшие общество едиными принципами духовности и права, богословскими языками (греческим, латынью, арабским), незаслуженно отодвинутые от управления обществом государствами современного (Вестфальского) типа.

В основе исходящих из религиозной духовности принципов правосознания находятся принципы личной свободы, мира и справедливости. Эти стремления являются универсальными и носят врождённый характер вне зависимости от национальности, культуры или воспитания, что подтверждается трудами современного генетика и общественного деятеля В. П. Эфроимсона [11]. Эти принципы составляют в каждом человеке «ген Бога», отражение его духа или души. Именно эти принципы как основополагающие осно-

вы универсального права называет в своей работе «Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики» философ и экономист, нобелевский лауреат Фридрих Август фон Хайек [12, с. 199, 451].

4. Сущность права в естественно-правовой теории

Ф. Хайек, убеждённый сторонник естественно-правовой теории и критик позитивизма, предлагает подразделять действующие юридические нормы на данные (природой или Богом) принципы справедливого поведения «nomos» и утверждённые парламентом (правительством) законы - правила организации деятельности общественных институтов «thesis». Связывая «nomos» с понятием справедливости, он писал: «Мы не утверждаем, что все соблюдаемые в обществе правила справедливого поведения являются правом, или что всё, обычно именуемое правом, состоит из правил справедливого поведения. Скорее, мы утверждаем, что право, состоящее из правил справедливого поведения, имеет совершенно особый статус, который не только делает желательным иметь для него особое название (а именно nomos), но также демонстрирует чрезвычайную важность самым ясным образом отделить его от других распоряжений (thesis), также именуемых правом» [12, с. 109, 145]. Именно данные древние и универсальные принципы организации общества, обличённые в вид религиозной и народной правовой традиции (nomos), он предлагает именовать «правом», отделив их от принимаемых парламентами законодательных актов (thesis).

Истинное право (традиционное и религиозное) на протяжении тысячелетий обладало характеристикой неизменности, стабильности. Будучи значительно старше института государственности, оно определяло уклад и основы общественной жизни. «Право старше закона. Право в смысле навязываемых правил поведения, несомненно, является ровесником общества; мирное сосуществование людей в обществе возможно только благодаря соблюдению общих правил. Отдельный человек рассматривался членом группы только пока подчинялся её правилам, задолго до того, как язык развился до такой степени, что уже позволял формулировать общие коман-

ды. Историки права единодушны в том, что в этом смысле все знаменитые древние "законодатели " (law-givers) от Ур-Намму и Хам-мурапи до Солона, Ликурга и авторов римских "Двенадцати таблиц" не предполагали создавать новый закон, а просто фиксировали закон таким, каким он был всегда», - отмечает Ф. Хайек [12, с. 91, 100, 107, 202].

И. Ильин описывал этот естественный процесс с духовных позиций так: «Движимый предметною волею к Духу, человек незаметно для себя вовлекается в естественно-правовой порядок общечеловеческого братства. Каждый из всего сонма индивидуальных духов воспринимается им как живое жилище Духа, как самостоятельный и самобытный очаг духовной жизни. Связанный с каждым из этих духовных очагов нитями естественно-правовой и положительно-правовой сопринадлежности, он признает эту правовую связь, уважает её и поддерживает как необходимое условие своей и чужой духовной жизни. Таким образом, основа нормального правосознания делает человека членом единой всемирной правовой общины - "гражданином вселенной". Тот, кто умеет любить дух, тот знает его сверхнациональную, общечеловеческую сущность; поэтому он не умеет ненавидеть и презирать другие народы, ибо видит их духовную силу и их духовные достижения» [7, с. 69-70].

Право в его естественном, исконном смысле является первым, основным и универсальным инструментом социального регулирования, отражающим стремление человека к естественному, установленному свыше миропорядку. Можно смело утверждать, что сама наша цивилизация создана им и им же ведома от хаоса к Божественному идеалу.

Уникальной характеристикой права является его естественность. Так, в связи с природной (генетической или данной Богом) предрасположенностью большинства людей к его основополагающим принципам (справедливости, миру и свободе) следование нормам права является естественным стремлением большинства индивидов. В то же время неприятие этих естественных норм - удел немногих, подверженных биологическому и духовному вырождению (греховности), справедливо называемых специалистами в области криминологии «деградантами» [13, с. 319].

В этой естественной приверженности большинства праву и есть извечный залог победы Веры и Правды над ложью и грехом, народов над вырождающейся алчной и греховной элитой, залог торжества народовластия (естественной демократии).

Можно обоснованно выделить следующие характеристики естественного права: естественное (Божественное) происхождение, универсальность (основанность на единых принципах), интернациональность (одинаковое понимание у всех народов) и стабильность (неизменность во времени). Данное человечеству свыше (Богом или природой) оно оставалось фундаментальным и стабильным на протяжении тысячелетий, обеспечивая на глобальном уровне мир, свободу и справедливость, а в конечном итоге и выживание самого человеческого общества.

5. Правопонимание в эпоху национальных государств

Такой порядок вещей существовал вплоть до середины XVII в., когда европейские монархи, вооружившись идеями Ж. Бо-дена о суверенитете правителей [14], посягнули на духовные и традиционные устои европейского общества.

Собственно, «Вестфальский» процесс суверенизации и был направлен на избавление от транснациональной «(Trans-National Religions)» и наднациональной, глобализую -щей роли Римской католической церкви . «Вестфальское государство» решило не ограничиваться статусом «порождения Божественного замысла», оно, объявив себя суверенным, присвоило себе и правотворчество. Суверенитет монархов послужил основой для чудовищного произвола властей, подорвавшего естественные базовые принципы справедливости, свободы и международного мира. Результат не заставил себя ждать. Уже в следующие три столетия девяносто процентов европейских монархий пали под натиском народного недовольства и революций. Народными лозунгами, сменившими абсолютизм, стали постулаты естественного права: «Свобода, Равенство (справедливость), Братство (мир)» (девиз французской революции).

К сожалению, в ходе становления европейских республик шанс на восстановление естественных духовно-правовых начал был утрачен в связи с наследованием республи-

ками от абсолютистов идей суверенитета, который стал именоваться «народным». Идеи суверенитета К. Шмитта [15] наряду с позитивистским взглядом на право и идеологией атеизма заложили фундамент чудовищных тоталитарных режимов в Европе, ответственных за самую кровавую страницу в истории человечества. Ф. Хайек так описывает это процесс: «На Западе мало кто претендовал на неограниченную власть со времен античности вплоть до XVI в., когда появился абсолютизм. Неограниченной власти, безусловно, не было у средневековых князей, они её и не требовали. Требования неограниченной власти появились позже и исходили от абсолютных монархов на европейском кон -тиненте, но они не признавались вполне законными до появления современных демократий, которые выступили с теми же абсолютистскими требованиями и в этом смысле унаследовали абсолютистскую традицию» [12, с. 358-359]. Идеи абсолютизма и суверенитета выражали стремление аристократической, а затем финансовой и политической элиты к порабощению народов. Такие эксплуататорские стремления в своей основе не могут быть ни обоснованными, ни реальными, так как противоречат базовым духовным принципам. Любому верующему человеку очевидно, что единственным сувереном можно назвать только Создателя, у остальных же и «волосы на голове все сочтены» (Библия, Мф. 10:30). История знает много печальных примеров краха как личного (от царей египетских и императоров Рима до монархов Европы), так и народного (от обществ Содома и Гоморры до нацистской Германии) суверенитета.

6. Влияние духовности на современные типы правопонимания

Переосмысление наступило после победы над нацизмом при анализе итогов Второй мировой войны, когда народы вынуждены были признать пагубность узаконенного го -сударственного произвола, приведшего их к планетарной трагедии. Снова возник вопрос о правовой природе законодательства.

Стало очевидным, что «отрыв права от его религиозных корней, от его нравственных основ, от его философского содержания превратил его в обслуживающий механизм решения политических задач и финансовых

операций, человеческих амбиций и жадности» [10]. Именно после этого была осознана необходимость формирования на глобальном уровне признанных международных стандартов прав и свобод человека и принципов мирного сосуществования народов, создания институтов наднационального контроля и воздействия на их нарушителей, выработки критериев соответствия законодательства нормам права.

Однако данный процесс развивался крайне медленно из-за противостояния военно-политических блоков государств во второй половине XX в. Ф. Хайек описывает этот процесс так: «Мы пытались создать большое количество специализированных властей, призванных регулировать отдельные сферы жизни, тогда как следовало бы создать настоящее международное право, которое ограничило бы возможности национальных правительств наносить друг другу ущерб» [12, с. 470].

Отринув религиозные начала в XX в., современные государства утратили основы не только духовности, но и подлинного права и в итоге не смогли противостоять естественным процессам глобализации и поплатились тем, что в этих процессах не отразились базовые духовные ценности, хранимые традиционными религиями. С утратой религиозных и духовных принципов управления обществом в начале ХХ в., по сути, народами было утрачено и собственно исконное право.

Об этой трагедии утраты нашей цивилизацией духовных основ правосознания говорит в работе «О сущности правосознания» И. Ильин: «Вне её (духовности)... право и государство становятся орудием зла» [7, с. 3]. Он также справедливо отмечает: «Если задача организовать мирное и справедливое сожительство людей на земле есть задача права и правосознания, то современный кризис обнажает прежде всего глубокий недуг современного правосознания» [7, с. 4].

Будучи сторонником естественного права, И. Ильин говорил о неразрывной диалектической связи между религиозной духовностью, следующим из неё правосознанием («воля к духу, к справедливости и ко всяческому добру. живой корень его надо искать в религиозном чувстве и совести») и правом («необходимый для человека образ его ду-

ховной жизни на земле», «атрибут духа, его способ жизни, его необходимое проявление») [7, с. 62]. «Воля к духу, т. е. желание самому вести духовную жизнь и обеспечивать её другим, есть безусловная и универсальная основа правосознания», - утверждал он [7, с. 68].

В XXI в. ускоренное развитие информационно-коммуникационных технологий и процесс глобализации общества на основе глобального диалога в сети Интернет (со-циомедийная глобализация) открывают путь для формирования полноценного «права народов», «основных норм», глобальной конституции человеческого мира на всём периметре его обитания.

Надо понимать, что в сохраняющихся условиях правовой неопределённости «основных норм», прав человека и принципов глобального взаимодействия существует альтернатива навязывания мировому сообществу своих воли и законов транснациональными финансово-промышленными группами влияния («глобальной олигархической властью» [16]), «глубинным государством» мафиозных кланов и коррумпированных спецслужб, чьи возможности с каждым днём возрастают за счёт захвата несостоятельных го -сударств и технологического прогресса (цифровой концлагерь). Целью такого «нового мирового порядка» является создание единого глобального сверхгосударства, полно -стью руководимого из единого центра, чуждого к нуждам отдельных народов и создающего предпосылки для глобальной узурпации и планетарной диктатуры. Этот вариант будущего отрицает не только естественное право, но и национальное государство. Под видом «нового миропрядка» на народы надвигается новый «Рим» - господство вырождающегося (деградирующего) меньшинства (безбожной элиты), основанное на технологическом порабощении.

Цивилизационной альтернативой этому может служить только широкое международное (глобальное) движение активистов в пользу формирования и принятия глобальной конституции, «основных норм», «права народов», основанных на традиционных духовных и религиозных ценностях и признанных стандартах прав и свобод человека, дополненных правом на свободный обмен информацией и свободный доступ к средствам

такого обмена как естественным правом человека (правом на свободу коммуникации).

Происходящая глобальная революция -«процесс роста самосознания народных масс по всему миру за счёт свободного обмена информацией, координации совместных действий и усилий в сфере защиты прав и свобод человека, борьбы за сохранение и создание благоприятной экологической и социальной среды» [2], как и стремление к объединению усилий против попыток монополизации информационной и духовной сферы постмодернистским «ритуальным государством», замена скомпрометированной политики здоровым активизмом - уникальный шанс для возрождения права в его подлинном, исконном, глобальном, традиционном и духовном смысле.

Человечеству, осознавшему ошибочность фетишизации суверенитета, отказа от универсальных духовных ценностей в пользу идеологической «квазидуховности», управленческих ритуалов и политической демагогии, выражаясь словами И. Ильина, «в понимании права и государства предстоит пережить глубокое обновление. Должен быть окончательно отвергнут гибельный предрассудок о "внешней" природе права и государства; должна быть усмотрена и усвоена их "внутренняя", душевно-духовная сущность. Право только "проявляется" во внешнем, пространственно-телесном мире; сферою же его настоящей жизни и действия остаётся человеческая душа, в которой оно выступает с силою объективной ценности. Правосознание обыденной жизни может не иметь религиозного корня; оно может быть даже безразличным к тому, что обычно называется "религией". Но подлинная религиозность не может пройти мимо права и государства: она вынуждена определить своё отношение к ним и к правосознанию» [7, с. 179-181].

Традиционным транснациональным религиям (глобальным объединениям верующих активистов) предстоит пережить пробуждение и привнести сохранённые духовные ценности и глобальные законы в основу по-слеполитического будущего, расценивая происходящие в мире перемены как Великий Божественный шанс. Не может считаться нормальным положение, когда большинство верующих граждан вынуждено бороться

с захваченной меньшинством (элитой) государственной «машиной», требуя соблюдения законодателями религиозных ценностей и традиций.

«Мы - не первое поколение верующих, которые столкнулись с глобальными изменениями в общественных системах... История свидетельствует, что все великие изменения обеспечивали самый лучший климат для влияния на умы и души людей. В момент любого существенного переворота в ходе мировой истории Церковь поднимала свой голос, провозглашая Божьи истины, которые способствовали изменениям в жизни наций», - говорит богослов Ланда Коуп [9, с. 113].

Позиция отделения права от духовности и традиций неверна, не соответствует подлинной Вере. «Механическое отделение "Божьего" от "Кесарева" всегда будет мертвой фикцией, лишённой бытия и практического значения. Право есть необходимая форма духовного бытия человека, а религиозное бытие есть бытие духовное; поэтому вне права не может быть и религии» [7, с. 182-183].

7. Результаты

«Главным гарантом прав и свобод человека есть и остаётся право, глобальный, наднациональный уровень которого ("право народов", "основные нормы") обязаны быть квинтэссенцией человеческой нравственности. Подчинение государства высшему нравственному закону, выраженному в нормах права, и подконтрольность независимому суду, руководимому этим законом, позволит достичь давней мечты правоведов о его нравственном характере» [17]. Только тогда законодательный труд государственных институтов будет носить подлинно правовой и духовный характер. Современной юридической наукой обоснованно ставится задача перевести мечту о нравственном обществе «в практическую плоскость создания нравственного государства» [18, с. 14].

Глобальному обществу крайне важно сформулировать и утвердить единые базовые нормы и принципы права. Следование им, а не соображениям целесообразности может гарантировать мир, свободу и справедливость. Задача усложняется тем, что у разных духовных цивилизаций, как и в разных религиях, понятия права и правосознание имеют

отличия. В древности эти цивилизации соприкасались нечасто, в основном на полях сражений. Сегодня же, в условиях глобального общества, миру необходим консенсус по вопросу об основополагающих принципах права, правах и свободах человека. Но так ли эти различия велики, если в основе всего единые ценности: мир, свобода и справедливость? «Человечество должно возобновить свою тысячелетнюю работу над органическим примирением "царства Божия" с политическим строительством. из огня этой эпохи родится новая религиозность, новое правосознание и новый человек. Я думаю, что мы уже вступили в эту эпоху. И при свете этой идеи я расцениваю и осмысливаю всё то, что совершается вокруг нас», - писал в последние дни своей жизни И. Ильин [7, с. 192].

8. Заключение

Вновь история повторяется. Мир и прежде бывал в упадке. Так, управляемый «суверенным» развращённым и бездуховным меньшинством имперский Рим проложил сквозь земли и народы глобализующие каналы информационного обмена (латинский язык, культуру и администрацию), которые Иисусу и Его Апостолам суждено было наполнить Светом подлинной Веры и Духовности (глобальной цивилизационной альтернативой). Эти Вера, Духовность и основанное на них Право стали объединяющим (глобали-зующим) началом для возрождённых и освобождённых народов Европы на многие столетия.

Общество, здоровое духовное большинство, объединённое социомедийной глобализацией, диалогом в глобальной сети Интернет, способно и должно породить подлинно демократическое всемирное движение активистов за разработку и принятие (глобальное

одобрение) основных норм, «права народов», глобальной конституции на основе общих традиционных религиозных и духовных ценностей: мира, справедливости и свободы, соответствие которым будет определять правовой характер любого законодательства, национального и международного, - глобальную альтернативу бездуховному «новому мировому порядку».

Хочется верить, что сегодня с развитием технологий и ускорением процессов глобализации человечеству дарован уникальный шанс, глобальная цивилизационная альтернатива возрождения Веры, Духовности и подлинного исконного Права на глобальном уровне, господство (верховенство) которых станет основой долгой новой эпохи вечного мира.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ритуальное государство. - URL: https:// ги^1к1реШа.о^М1к1/Ритуальное_государство (дата обращения: 04.06.2021).

2 Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах : доклад Генерального секретаря ООН от 23 августа 2004 г. № S/2004/616. Гл. III. Создание общего понятийного аппарата в области правосудия для ООН // Совет Безопасности ООН : официальный сайт. - URL: https://undocs.org/ru/S/2004 /616 (дата обращения: 03.04.2021).

3 Там же.

4 Всеобщая декларация прав человека : принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Организация Объединённых наций : официальный сайт. -URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv /declarations/declhr. shtml (дата обращения: 03.04.2021).

5 Сысоев Т. Стив Фуллер: «"Государство 2.0" будет киборгом, но человек всё равно останется неотъемлемой частью политического процесса» // Эксперт. - 2020. - № 48. - С. 54-59.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изместьев С. В. Кризис государства как социально-политического института в эпоху глобализации // Теория и практика общественного развития. - 2020. - № 7. - С. 63-72. - URL: https://doi.org /10.24158/tipor.2020.7.11 (дата обращения: 04.06.2021).

2. Изместьев С. В. Глобальная революция и «ритуальное» государство // Теория и практика общественного развития. - 2020. - № 9. - С. 51-59. - URL: https://doi.Org/10.24158/tipor.2020.9.8 (дата обращения: 04.06.2021).

3. Кант И. К вечному миру // Сочинения : в 6 т. - М. : Мысль, 1963-1966. - Т. 6. - С. 257-311.

4. Кельзен Г. Чистое учение о праве / пер. с нем. М. В. Антонова, С. В. Лёзова. - 2-е изд. - СПб. : Алеф-пресс, 2015. - 542 с.

5. ХабермасЮ. Вовлечение другого. Очерки политической теории : пер. с нем. - СПб. : Наука, 2001. - 417 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Саидов А. Х Международное право прав человека / отв. ред. Б. Н. Топорнин. - М. : Ин-т государства и права Рос. акад. наук, 2002. - 198 с.

7. Ильин И. А. О сущности правосознания / сост. и авт. вступ. ст. И. Смирнов. - М. : Рарогъ, 1993. - 206 с.

8. Головащенко С. И. Право в Ветхом Завете // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. - 2000. - № 4. - С. 20-23.

9. Коуп Л. Ветхозаветная модель. Заново открывая Божьи принципы обучения всех народов. - СПб. : Молодёжь с миссией, 2006. - 123 с.

10. Романовская В. Б., Романовская Л. Р. Эволюция права: от сакрализации к секуляризации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2014. - № 3 (2). - С. 191-195.

11. Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Новый мир. - 1971. - № 10. - С. 193-213.

12. Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / пер. с англ. Б. Пинскера и А. Кустарева ; под ред. А. Куряева. - М. : ИРИСЭН. 2006. - 644 с.

13. Голик Ю. В. Переустройство мира и уголовное право // Европейское измерение - 2014 : сборник научных трудов / под общ. ред. С. Н. Бабурина и З. А. Станкевича. - М. : Книжный мир : Европейский институт JUSTO, 2014. - 544 с.

14. Боден Ж. Шесть книг о государстве : пер. с фр. // Антология мировой правовой мысли : сборник : в 5 т. - М. : Мысль, 1999. - Т. 2. - С. 688-695.

15. Шмитт К. Политическая теология : пер. с нем. - М. : Канон-пресс-Ц : Кучково поле, 2000. - 335 с.

16. Шестаков Д. А. Планетарная олигархическая преступная деятельность: девятый уровень преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2012. - № 2. - С. 12-22.

17. Изместьев С. В. Право народов и контуры будущего (Перспективные направления эволюции права и государства в условиях глобализации) // Теория и практика общественного развития. - 2021. - № 3. -С. 51-63. - URL: https://doi.Org/10.24158/tipor.2021.3.9 (дата обращения: 04.06.2021).

18. Бабурин С. Н. Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма. - М. : Норма, 2020. - 536 с.

Информация об авторе

Изместьев Сергей Владимирович - государственный советник Российской Федерации, действительный муниципальный советник, член Ассоциации юристов стран Черноморско-Кас-пийского региона, председатель правления

НКО «ТСН Преображенский»

Адрес для корреспонденции: 107076, Россия, Москва, ул. Бухвостова 1-я, 1

E-mail: izmestyev@gmail.com

SPIN-код: 3322-7171, Author ID: 1108120

Информация о статье

Дата поступления - 5 июня 2021 г.

Дата принятия в печать - 12 октября 2021 г.

Для цитирования

Изместьев С. В. Возрождение права как глобальная альтернатива всемирной диктатуре // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 4. С. 28-38. DOI: 10.24147/1990-5173.2021.18(4).28-38.

RESTORATION OF LAW AS A GLOBAL ALTERNATIVE TO WORLD DICTATORSHIP

S.V. Izmestyev

Nonprofit organization "TSN Preobrazhensky", Moscow, Russia

Introduction. The processes of globalization of society affect the evolution of law as a social institution. In the context of globalization, the establishment of clear criteria for the implementation of the principle of the supremacy of law at the international, supranational level is of high priority. Purpose. It is important to find a mechanism to eliminate the existing uncertainty of the notion of "compatibility with international human rights norms and standards" which gives occasion to possible abuses and violations of this fundamental principle. Methodology. The paper provides an analysis of the historical genesis of the concept of "law" in its natural and legal understanding and the influence of the conception of sovereignty and positivism on it. Based on the ideas of I. Kant, H. Kelsen, J. Habermas the model of the concept of global transit of sovereignty from the population of national states to the global society with the transfer of higher legislative powers to the global (supranational) level, the formation of the highest level of the global law (law of nations, "basic rules"), and global constitution is synthesized. Results. The author proposes to form the norms of global law based on traditional moral and religious values, recognized standards of human rights and freedoms, complemented by the right to free exchange of information and free access to the means of such exchange as a natural human right (the right of the freedom of communication). Conclusion. Following the theological tradition and ideas of sociologists F. Hayek, S. Fuller, and the Russian philosopher I. Ilyin, the author sees the revival of the original

natural (Divine) right at the global level, lost by the society during the implementation of the principles of absolutism and popular sovereignty, as a global civilizational alternative to the "new world order", the global superstate, and possible planetary dictatorship based on total digital control. The author supposes the initiators of this process are the international movements of believers-activists, united by transnational traditional religions.

Keywords: social media globalization; ritualistic state; superstate; deep state; global oligarchy; natural law; religious law; supremacy of law; law of nations; activism.

REFERENCES

1. Izmestyev S.V. The crisis of a state as a social and political institution in the era of globalization. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development, 2020, no. 7, pp. 63-72. Available at: https://doi.org/10.24158/tipor.2020.7.11 (accessed 4 June 2021). (In Russ.).

2. Izmestyev S.V. Global revolution and "ritualistic state". Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development, 2020, no. 9, pp. 51-59. Available at: https://doi.org/10.24158 /tipor.2020.9.8 (accessed 4 June 2021). (In Russ.).

3. Kant I. Perpetual Peace, in: A Philosophical Sketch. Moscow, Mysl' Publ., 1963-1966. Vol. 6, pp. 257-311. (In Russ.).

4. Kelsen H. Pure Theory of Law. Saint Petersburg, Alef-press Publ., 2015. 542 p. (In Russ.).

5. Habermas Yu. The Inclusion of the Other. Saint Petersburg, Nauka Publ., 2001. 417 p. (In Russ.).

6. Saidov A.Kh. International Law of Human Rights. Moscow, Institut gosudarstva i prava Ros. Akad. Nauk Publ., 2002. 198 p. (In Russ.).

7. Ilyin I.A. On Essence of Legal Sense. Moscow, Rarog Publ., 1993. 206 p. (In Russ.).

8. Golovaschenko S.I. Old Testament Law. Religiya i pravo. Informacionno-analiticheskij zhurnal = Religion and law. Information and analytical journal, 2000, no. 4, pp. 20-23. (In Russ.).

9. Cope L. An Introduction to the Old Testament Template: Rediscovering God's Principles for Discipling Nations. Saint Petersburg, Molodezh' s missiei Publ., 2006. 123 p. (In Russ.).

10. Romanovskaya V.B., Romanovskaya L.R. The Evolution of the Law: From Sacralization to Secularization. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhny Novgorod, 2014, no. 3 (2), pp. 191-195. (In Russ.).

11. Efroimson V.P. Origin of Altruism (Ethics from the Man's Evolutionary Genetics). Novy mir = A new world, 1971, no. 10, pp. 193-213. (In Russ.).

12. Hayek F. Law, Legislation and Liberty. Moscow, IRISEN Publ., 2006. 644 p. (In Russ.).

13. Golik Yu.V. Reorganization of the World and the Criminal Law, in: Baburin S.N., Stankevitch Z.A. (eds.) Evropeyskoe izmerenie - 2014, collection of research papers. Moscow, Knizhnyi mir Publ., Evropeiskii institut JUSTO Publ., 2014. 544 p. (In Russ.).

14. Bodin J. The Six Books of the Republic, in: Sampler of the international legal thoughts, collection, in 5 vol. Moscow, Mysl' Publ., 1999. Vol. 2, pp. 688-695. (In Russ.).

15. Scmitt C. Political Theology. Moscow, Kanon-press-Cz Publ., Kuchkovo pole Publ., 2000. 335 p. (In Russ.).

16. Shestakov D.A. Planetary Oligarchic Criminal Activity: The Ninth Level of Crime. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra = Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, 2012, no. 2, pp. 12-22. (In Russ.).

17. Izmestyev S.V. Law of Nations and Outlines of the Future (Prespective Trends in the Evolution of Law and State in the Context of Globalization). Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development, 2021, no. 3, pp. 51-63. Available at: https://doi.org/10.24158/tipor.2021.3.9 (accessed 4 June 2021). (In Russ.).

18. Baburin S.N. Moral State. Russian Aspect of the Constitutional System Values. Мoscow, Norma Publ., 2020. 536 p. (In Russ.).

About the author

Izmestyev Sergey - State Counselor of the Russian Federation, Active Municipal Counselor, Member of the Black Sea-Caspian Sea Legal' Association, Chairman

Nonprofit organization "TSN Preobrazhensky"

Postal address: 1, 1st Bukhvostova ul., Moscow,

107076, Russia

E-mail: izmestyev@gmail.com

SPIN-code: 3322-7171, Author ID: 1108120

Article info

Received - June 5, 2021 Accepted - October 12, 2021

For citation

Izmestyev S.V. Restoration of Law as a Global Alternative to World Dictatorship. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2021, vol. 18, no. 4, pp. 28-38. DOI: 10.24147/1990-5173.2021. 18(4).28-38. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.