Научная статья на тему 'ВОЗРОЖДЕНИЕ МАССОВОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ВОСТОКА КАЗАХСТАНА. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1940-Х ГОДОВ'

ВОЗРОЖДЕНИЕ МАССОВОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ВОСТОКА КАЗАХСТАНА. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1940-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА / МУЗЕЙ / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Труевцева Ольга Николаевна, Кожокар Виталий Александрович

Статья посвящена реконструкции истории массового краеведческого движения на территории северо-востока Казахстана в 40-х годах XX века. На основе ранее неопубликованных документальных источников государственных архивов Павлодарской, Восточно-Казахстанской областей и Центра документации новейшей истории г. Семипалатинска авторы показывают роль музеев в возрождении краеведения. Указывается, что послевоенная концепция развития музейного дела имела противоречивый характер и зависела от исторических решений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, которые поставили перед работниками идеологического фронта в качестве их основной задачи вооружение широких народных масс знаниями, способствующими их активному участию в борьбе за построение коммунизма. Повсеместная партийно-государственная поддержка способствовала, а в ряде случаев инициировала развитие общественных музеев. Основой для них являлись такие темы, как подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны, Гражданской войны, история комсомола, события коллективизации, деятельность Коммунистической партии СССР, хроника отдельных предприятий и учреждений, достижения победителей социалистических соревнований, ударников пятилеток, особенности флоры и фауны региона, сохранение и учет памятников археологии. Научно-исследовательская и общественная деятельность сотрудников музеев на местах проводилась в основном при участии педагогов образовательных учреждений. В стенах краеведческих музеев, школ организовывались кружки, аккумулировавшие наиболее активных представителей детской общественности, а также специалистов из образовательной и музейной среды. Послевоенная ситуация с административным, кадровым и финансовым положением музеев осложняла работу по повышению качества создаваемых кружков, уголков и общественных музеев. В исследовании показаны направления краеведческой работы с детьми по изучению истории малой Родины, которые во многом способствовали сохранению культурного наследия народов Казахстана и появлению сети общественных музеев в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Труевцева Ольга Николаевна, Кожокар Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIVAL OF THE MASS LOCAL HISTORY MOVEMENT OF THE NORTH-EAST TERRITORY OF KAZAKHSTAN. FIRST HALF OF THE 1940S

The article is devoted to the reconstruction of the history of the local lore movement in Northeast Kazakhstan in the 1940s. Based on previously unpublished documentary sources from the state archives of Pavlodar, the authors show the East Kazakhstan regions’ role of museums in the revival of local history. It is pointed out that the post-war concept of the development of museum work was contradictory and depended on the historical decisions of the Communist Party on ideological issues, which set the workers of the ideological front as their main task to equip the people with knowledge that would contribute to their active participation in the struggle to build communism. The ubiquitous party and state support contributed, and in some cases initiated the development of public museums. The basis for them were topics related to the exploits of fellow countrymen on the fronts of the WWII, the Civil War, the history of the Komsomol, collectivization, the activities of the Communist Party, the history of individual enterprises and institutions, winners of socialist competitions of five-year plans, flora and fauna of the region, archaeological monuments. The research and social activities of museum employees in the field were carried out mainly with the participation of teachers from educational institutions. In local history museums and schools, museums corners were organized that accumulated the most active representatives of the children’s community, as well as specialists from the educational and museum environment. The research shows the directions of local history work with children to study the history of the Homeland, which largely contributed to the preservation of the cultural heritage of the peoples of Kazakhstan and the emergence of a network of public museums in the region.

Текст научной работы на тему «ВОЗРОЖДЕНИЕ МАССОВОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ВОСТОКА КАЗАХСТАНА. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1940-Х ГОДОВ»

УДК 008

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-75-81

ВОЗРОЖДЕНИЕ МАССОВОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ВОСТОКА КАЗАХСТАНА. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1940-Х ГОДОВ

Труевцева Ольга Николаевна, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой историко-культурного наследия и туризма, Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: truevtseva@yandex.ru

Кожокар Виталий Александрович, координатор по работе с детьми, Общественное объединение «Павлодарский Дом географии» (г. Павлодар, Республика Казахстан). E-mail: mammut@yandex.ru; SPIN-код 8310-0140

Статья посвящена реконструкции истории массового краеведческого движения на территории северо-востока Казахстана в 40-х годах XX века. На основе ранее неопубликованных документальных источников государственных архивов Павлодарской, Восточно-Казахстанской областей и Центра документации новейшей истории г. Семипалатинска авторы показывают роль музеев в возрождении краеведения. Указывается, что послевоенная концепция развития музейного дела имела противоречивый характер и зависела от исторических решений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, которые поставили перед работниками идеологического фронта в качестве их основной задачи вооружение широких народных масс знаниями, способствующими их активному участию в борьбе за построение коммунизма.

Повсеместная партийно-государственная поддержка способствовала, а в ряде случаев инициировала развитие общественных музеев. Основой для них являлись такие темы, как подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны, Гражданской войны, история комсомола, события коллективизации, деятельность Коммунистической партии СССР, хроника отдельных предприятий и учреждений, достижения победителей социалистических соревнований, ударников пятилеток, особенности флоры и фауны региона, сохранение и учет памятников археологии. Научно-исследовательская и общественная деятельность сотрудников музеев на местах проводилась в основном при участии педагогов образовательных учреждений. В стенах краеведческих музеев, школ организовывались кружки, аккумулировавшие наиболее активных представителей детской общественности, а также специалистов из образовательной и музейной среды. Послевоенная ситуация с административным, кадровым и финансовым положением музеев осложняла работу по повышению качества создаваемых кружков, уголков и общественных музеев.

В исследовании показаны направления краеведческой работы с детьми по изучению истории малой Родины, которые во многом способствовали сохранению культурного наследия народов Казахстана и появлению сети общественных музеев в регионе.

Ключевые слова: Казахстан, культурное наследие, краеведческие общества, музей, коллекционирование, краеведение.

REVIVAL OF THE MASS LOCAL HISTORY MOVEMENT OF THE NORTH-EAST TERRITORY OF KAZAKHSTAN. FIRST HALF OF THE 1940S

Truevtseva Olga Nikolaevna, Dr of Historical Sciences, Professor, Department Chair of Historical and Cultural Heritage and Tourism, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: truevtseva@yandex.ru

Kozhokar Vitaliy Aleksandrovich, Child Care Coordinator, Public Association "Pavlodar House of Geography" (Pavlodar, Republic of Kazakhstan). E-mail: mammut@yandex.ru; SPIN-код 8310-0140

The article is devoted to the reconstruction of the history of the local lore movement in Northeast Kazakhstan in the 1940s. Based on previously unpublished documentary sources from the state archives of Pavlodar, the authors show the East Kazakhstan regions' role of museums in the revival of local history. It is pointed out that the post-war concept of the development of museum work was contradictory and depended on the historical decisions of the Communist Party on ideological issues, which set the workers of the ideological front as their main task to equip the people with knowledge that would contribute to their active participation in the struggle to build communism.

The ubiquitous party and state support contributed, and in some cases initiated the development of public museums. The basis for them were topics related to the exploits of fellow countrymen on the fronts of the WWII, the Civil War, the history of the Komsomol, collectivization, the activities of the Communist Party, the history of individual enterprises and institutions, winners of socialist competitions of five-year plans, flora and fauna of the region, archaeological monuments. The research and social activities of museum employees in the field were carried out mainly with the participation of teachers from educational institutions. In local history museums and schools, museums corners were organized that accumulated the most active representatives of the children's community, as well as specialists from the educational and museum environment.

The research shows the directions of local history work with children to study the history of the Homeland, which largely contributed to the preservation of the cultural heritage of the peoples of Kazakhstan and the emergence of a network of public museums in the region.

Keywords: Kazakhstan, cultural heritage, local history societies, museum, collecting, local history.

Возрождение массового краеведческого движения в первые послевоенные десятилетия было обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: с одной стороны, возвращением миллионов людей к мирному труду, восстановлением народного хозяйства, учреждений образования и культуры, улучшением материального положения населения, потребностью в сохранении историко-культурного наследия своего народа; с другой - вхождением в период холодной войны, обострением идеологической борьбы не только на международной арене, но и внутри страны, сдерживанием демилитаризации экономики, мобилизацией учреждений культуры на борьбу с идейными противниками.

Поэтому, естественно, несмотря на очевидную позитивность, послевоенная концепция развития краеведческого движения несла на себе печать противоречивости своего времени. Наиболее существенное противоречие заключалось в провозглашении правящей партией демократизации общественной жизни, идеологической установки на необходимость «воспитания нового человека», указанной в Программе ЦК КПСС, принятой на ее XXII съезде, и одновременно жесткой регламентации основных направлений деятельности, свертывании научных исследований, борьбе с инакомыслием.

«Следует расширить участие общественных организаций, - отмечалось в Программе КПСС, -в управлении учреждениями культуры, здравоохранения и социального обеспечения, передать в их ведение в течение ближайших лет руководство зрелищными предприятиями, клубами, библиотеками и другими культурно-просветительными учреждениями, находящимися в ведении государства...» [6, с. 402].

Музеи обвинялись в слабом развитии краеведческой работы, недостаточном использовании актива местных знатоков края, однако причины, приведшие к этому, не назывались.

А причина была проста и трагична: после разгрома краеведческого движения в 1937 году, закрытия Центрального и местных бюро краеведения и физического устранения его активистов научно-исследовательскую краеведческую работу на местах проводить было просто некому. Еще в 1933 году органы ОГПУ в Казахстане подготовили документ «О состоянии краеведческих обществ и музеев», в котором утверждалось, что они имеют в своих рядах представителей, не соответствующих идеям новой идеологической политики партии, их профессиональная деятельность оторвана от общественно-политической жизни региона. Так, сотрудник Семипалатинского музея А. А. Андрианов, написавший единственную,

основанную на статистических данных, научную статью об экономическом состоянии региона, был охарактеризован как человек, негативно относящийся к советской власти. Такую же характеристику получил и член краеведческого общества Семипалатинска И. П. Коншин [5]. Трагически сложилась судьба виднейшего краеведа, мецената Семипалатинского музея Б. Г. Герасимова, который был арестован и погиб в 1937 году. Подобная обстановка была характерна для многих музейных коллективов Казахстана в конце 30-х годов XX века. В архивных документах того времени содержится немало фактов выявления классово чуждых элементов в коллективах музеев [1, с. 8].

Еще одним фактором снижения числа краеведов и музейных работников явилась Великая Отечественная война. В первые месяцы войны добровольцами на фронт ушли из Павлодара свыше 46 тысяч человек. С фронта же вернулись лишь 24,4 тысячи жителей города [2, с. 8].

Необходимо отметить, что перед войной исследованием природных и экономических ресурсов местного края занимались члены Общества изучения Казахстана. Многочисленные экспедиции, организованные Обществом, привлекали в регион ученых и энтузиастов, способных к накоплению материалов для будущего создания музейных коллекций в регионе. И хотя отделения Общества в регионе работали нестабильно, а количество членов было невелико, именно здесь закладывались основы краеведческой работы. Серьезную работу по изучению северо-востока Казахстана проводили участники добровольных обществ или независимые социальные активисты. Несмотря на хаотичность исследований, низкий уровень научного анализа, отсутствие необходимых условий хранения собранных коллекций, значительная часть получаемых материалов представлялась на обозрение и привлекала внимание общественности, интересующейся историей края, учащихся, специалистов соседних регионов.

С началом Великой Отечественной войны были свернуты все работы Общества изучения Казахстана, денежные счета вместе с Обществом ликвидированы. Прекратили работу и добровольные общества, активисты.

Первые послевоенные годы показали, что краеведческую работу можно восстановить. Центрами краеведения становятся музеи. Однако в от-

личие от довоенного этапа развития краеведения теперь краеведческое движение было направлено не на исследование природных и экономических ресурсов местного края, а, в первую очередь, на идеологическую работу с населением, что получило закрепление в документах центральных и местных органов КПСС.

В 1947 году в краеведческие музеи северо-востока было направлено Постановление Всероссийского совещания по культурно-просветительской работе, пункт «2 в» которого гласил: «...принять меры к созданию широкого краеведческого актива, обеспечить руководство сельскими краеведами, разработать конкретные задания и маршруты для сельских краеведческих кружков...» [4, д. 10, л. 7]. Им также предписывалось ускорить создание краеведческих обществ и оказывать им всестороннюю помощь. Начиная с 1948 года координацией краеведения занялись на местах, лидером регионального краеведческого движения стала Комиссия содействия краеведению, входившая в Академию наук Казахской ССР, имевшая и областные отделения - Бюро содействия краеведению. В начале 1950-х годов действовали Павлодарское и Семипалатинское бюро. В состав каждого входило около десяти человек, в том числе представитель областного исполнительного комитета, директор областного музея, руководитель областного отдела образования [5].

Основатель Павлодарского краеведческого музея Д. П. Багаев писал: «.такое Бюро, действительно, было в 1949 году решением Облисполкома создано, но деятельности по независимым от нас обстоятельствам не проявляло» [4, д. 51, л. 8]. Также он отмечал, что Бюро себя не оправдало и ничего кроме фольклорных записей для краеведения области не дало.

В другом документе Д. П. Багаев сообщал, что как секретарь Бюро в 1949 году он напоминал о необходимости работы данного органа в облисполком, но положительного ответа не получил. Д. П. Багаев подытожил работу в этом направление следующими словами: «.что же касается любителей краеведения, то таковых как в городе Павлодаре, так и в районах области найти за 1948-1952 годы не удалось» [4, д. 51, л. 14]. В 1948 году в музеи региона поступил документ «Краеведческая работа в областном музее», содержащий методические рекомендации

по выстраиванию развернутой работы по приобщению к краеведению широких масс населения. Согласно документу, краеведческие музеи являлись главными исполнителями данного направления воспитательной, научной и практической деятельности по всестороннему изучению края. Предлагалось способствовать созданию кружков и объединений граждан по интересующим их направлениям: историческому, естественно-историческому и филологическому [4, д. 19, л. 1].

Прилагались значительные административные усилия для привлечения общественных масс к самому широкому изучению родного края, в первую очередь его природных ресурсов. Подобная деятельность была связана с проводимой в стране индустриализацией, которая требовала огромного количества полезных ископаемых, и соответственно возникала необходимость приобщения людей на местах к их разведке. В письме за подписью директора Центрального государственного музея Казахской ССР А. М. Жиренчи-на утверждалось, что одним из направлений работы историко-краеведческих музеев является краеведческая работа, распространение знаний о крае. Краеведы были способны принести огромную пользу народному хозяйству и науке [4, д. 20, л. 3]. Похожее мнение о краеведческой работе в школе высказывалось в совете Семипалатинского областного краеведческого музея представителем областного отдела Коммунистической партии. Указывалось, что «краеведческая работа в школе имеет огромное учебно-воспитательное значение» [10, д. 9, л. 11], также в протоколе совета от 2 января 1949 года говорилось, что областной краеведческий музей должен провести работу с учителями по ознакомлению их с методом краеведческой работы и организовать при музее методический кабинет. Планировалось, что музей станет центром по объединению краеведов, которых достаточно в области [10, д. 9, л. 12].

В годовых текстовых отчетах музеев северо-востока Казахстана в конце 1940-х годов встречается информация о помощи работников центральных музеев школьникам и студентам в организации школьных и университетских краеведческих кружков и уголков: оказывалась практическая, методическая поддержка, определялись направления самостоятельного исследования территории для групп участников. В 1949 году му-

зейными работниками неоднократно проводились лекции и семинары на тему «Краеведение в школе». При содействии музеев начинают появляться и функционировать школьные краеведческие кружки, члены которых занимаются самообразованием, изучением родного края, сбором исторических материалов, организацией походов и экскурсий [4, д. 28, л. 9-10]. Для подготовки руководителей кружков проводятся семинары, к примеру, «Туристские походы и работа туристов». Педагоги, посещая музей, получали указания, какую работу следует проводить для организации в своих учреждениях краеведческих кружков и краеведческих музеев на общественных началах [4, д. 28, л. 2].

Таким образом, краеведению оказывались все возможные виды государственной поддержки как центральными, так и местными исполнительными органами власти и учреждениями образования и культуры. В первую очередь мы можем говорить о краеведческих музеях, являвшихся местом консолидации усилий в направлении развития краеведения. Учителя и школьники получали знания об истории города, культуре и традициях своего народа.

Э. Д. Соколкин, краевед Павлодарского Прииртышья, считает, что появлению сначала краеведческих кружков, кружков юных натуралистов, а затем общественных музеев при школах способствовало наличие там образованной части населения: учителей истории, географии, биологии, литературы и труда. Именно на них как на наиболее подготовленную для решения подобных задач часть населения была возложена работа по созданию обширной сети общественных музеев. Важными преимуществами вовлечения педагогов в краеведческую работу являлись их опыт общения с детьми, обладание профессиональными умениями и навыками, хорошая идеологическая, теоретическая подготовка, возможность взять на себя общественную нагрузку по созданию и поддержанию работоспособности школьного уголка.

Следуя направлениям работы, указанным в методических материалах, служащие Усть-Каменогорского историко-краеведческого музея в письме руководителю Областного отдела народного образования для организации связи со школами просили «предоставить список всех начальных и средних школ, а точнее, указать их адреса» [3].

Данный факт свидетельствует о начале систематизации краеведческой работы, о первоначальном сборе данных и налаживании связей с администрацией школ и активистами будущих кружков. Также в школах Павлодара сотрудниками музеев открываются краеведческие кружки. На их базе проводятся лекции по истории города, области [4, д. 22, л. 10, 10 об]. Для них составляются и реализуются планы работы, организуются выставки. Отмечается, что в летний период 1949 года школьниками под руководством специалистов музея было совершено четыре экскурсии на обвалы реки Иртыш с целью сбора коллекций растений, насекомых, раковин. Отдельно отмечается возможность сбора костных останков вымерших животных [4, д. 29, л. 5].

Музеи как центры краеведческой работы, в свою очередь, также создают детские кружки краеведов - «юных натуралистов», для кружковцев организуются экскурсии с целью изучения родного края [4, д. 35, л. 22]. В мае 1948 года при Павлодарском областном музее начал действовать кружок «Юный исследователь», в его состав входили учащиеся 5-х классов. С ними проводились беседы по темам «Люби и знай свой край родной», «Мои земляки». Подобная работа являлась одним из важнейших средств коммунистического воспитания, обучения молодежи практическим навыкам исследования родного края и первичной собирательской деятельности [4, д. 22, л. 7].

С целью привлечения учащихся школ к исследовательской работе сотрудниками центральных музеев были разосланы обращения к школьным учителям и директорам: в преддверии школьных каникул дать ребятам задание собирать музейные экспонаты и с началом учебного года передать их в музей. Этот призыв послужил началом развития массового краеведения и привел к росту интереса школьников к объектам старины. Значительная часть находок впоследствии была передана музеям, а другая - послужила основанием для создания школьных музеев и уголков, посвященных отдельным направлениям истории малой родины. Препятствием к масштабному проведению подобной работы на местах стало отсутствие необходимого количества сотрудников музеев, которые должны были бы совмещать помощь и организацию краеведческой деятельности с непосредственной, ежедневной музейной

занятостью. Известны факты привлечения преподавателей вузов региона, но их количество было ограниченно. Однако, несмотря на данные трудности, кружки все же открывались, работали и накапливали опыт и коллекции вместе с музейными работниками.

Помимо кружковой работы музеями Павлодара и Усть-Каменогорска проводятся различные массовые мероприятия по популяризации краеведения и изучения родного края. Школьники и студенты педагогического училища города Павлодара привлекались к такой специфической, но строго ориентированной на регион работе, как сбор палеонтологических останков вымерших животных на месте танатоценоза Гусиный перелет (обрыв Иртыша в сторону моста). За 1949 год было осуществлено три подобных мероприятия [4, д. 2, л. 6, 17]. Исключение составляет Семипалатинский областной историко-краеведческий музей, у которого в конце 1940-х годов своего кружка не было, вместо этого велась активная работа по созданию сети подобных кружков в школах города и региона [10, д. 9, л. 16-17]. Сложная ситуация с административным, кадровым и финансовым положением музея не позволяла сотрудникам заниматься столь важным направлением. Все же в 1949 году известные краеведы О. Н. Гомзина, Е. П. Хлыновская, В. Д. Хлопина при участии сотрудника Семипалатинского музея Е. А. Муханова создают «Уголок юного краеведа». Новое дыхание открывается у энтузиастов-краеведов области, разворачивается работа в сфере археологии, палеонтологии, биологии. Для детей в летнее время организуются туристические маршруты по родному краю, выставки и лектории [8, с. 22], именно эти коллекции стали основой школьных музеев. Сложности в данном направлении возникают в Павлодаре и Усть-Каменогорске, городах, где не было обнаружено энтузиастов, способных на добровольной основе возглавить школьное и музейное краеведение. Это обстоятельство не отменяло систематическую работу по поиску кадров для проведения различных мероприятий, связанных с пропагандой, изучением и накоплением опыта в создании школьных уголков, кружков и музеев.

В работу по популяризации краеведения и созданию школьных музеев включились не только краеведческие музеи. Мемориальный музей Абая

в Семипалатинске, в целях подготовки к юбилею поэта и проведению просветительской работы по популяризации личности и творчества Абая среди школьников и их родителей, организовал инструктивное совещание директоров и заведующих школами. Были проведены отдельные инструктивные совещания для преподавателей школ и детдомов. На них обсуждались методы и формы создания актива и устройства школьных уголков. В результате уголки Абая были созданы во всех школах, детдомах города и в 7 действующих кружках [10, д. 19, л. 4]. Подобная активность мемориального музея связана с недостатком в краеведческих музеях квалифицированных кадров, способных развернуть работу по созданию уголков - будущих школьных краеведческих музеев.

В работе по организации краеведческой работы на территории региона имелись значительные трудности, нерешенные проблемы. Музейные работники, по причине их малочисленности, физически не могли помогать всем желающим школьным коллективам и энтузиастам. Слабая теоретическая подготовка была присуща как самим музейным работникам, так и общественникам-активистам [9, с. 282-284]. В рассматриваемый период музеи были не в состоянии рассылать методические рекомендации в регионы по требованию. Методических рекомендаций по организации школьного музея просто не существовало. Однако, несмотря на сложности, массовое появление общественной формы краеведческой

работы пришлось именно на 1950-е годы. Главной темой музейных экспозиций, школьных выставок, мероприятий становятся события, связанные с подвигами земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Участниками встреч становятся герои Великой Отечественной войны, выдающиеся земляки [7, с. 234]. Активно обсуждаются темы Гражданской войны, истории комсомола, коллективизации, деятельности Коммунистической партии СССР, истории отдельных предприятий и учреждений, победителей социалистического соревнования, ударников пятилеток, также изучаются флора и фауна региона, памятники археологии.

Таким образом, можно утверждать, что в первые послевоенные годы краеведческая работа на территории северо-востока Казахстана не только восстановилась после длительного перерыва, вызванного Великой Отечественной войной, но и перешла на новый, более высокий уровень. Краеведческие музеи, которых к этому времени в регионе было три (в Семипалатинске, Павлодаре и Усть-Каменогорске), возглавили и успешно проводили эту работу. Повсеместная партийно-государственная поддержка способствовала, а в ряде случаев инициировала бурное развитие общественных музеев, сыгравших свою положительную роль не только в воспитании патриотизма, организации досуга значительной группы населения, но и развитии музейной сети.

Литература

1. Алиясова В. Н. Музейное дело в Северном и Восточном Казахстане в конце XIX - первой половине XX века // Известия АлтГУ - 2008. - № 4-1.

2. Болтина В. Д. Павлодарцы на фронтах Великой Отечественной войны // Историческое значение победы над фашизмом: вклад павлодарцев в Победу: материалы международной научно-практической конференции. -Павлодар, 2010. - С. 8.

3. Государственный архив Восточно-Казахстанской области. - Ф. 1151. - Оп. 1. - Д. 2. - Л. 10.

4. Государственный архив Павлодарской области. - Ф. 535. - Оп. 1.

5. Краеведение Казахстана: к истории изучения: доступа [Электронный ресурс]. - URL: https://e-history.kz/ru/ news/show/28534 (дата обращения: 10.10.2021).

6. Материалы XXII съезда КПСС. - Москва: Госполитиздат, 1961. - 464 с.

7. Соколкин Э. Д. Культура и искусство Павлодарского Прииртышья: Люди. События. Факты. - Павлодар: И. П. Сытин, 2016. - 707 с.

8. Темиров Б. Н. ВКО. Областной историко-краеведческий музей города Семей. - Семей, 2013. - 287 с.

9. Труевцева О. Н., Кожокар В. А. История формирования и деятельность музейных советов в краеведческих музеях северо-востока Казахстана в 40-50-х годах XX века // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2021. - № 43. - С. 282-288.

10. Центр документации новейшей истории г. Семипалатинска. - Ф. 1406. - Оп. 1.

References

1. Aliyasova V.N. Muzenoe delo v Sevemom i Vostochnom Kazakhstane v kontse XIX - pervoy polovine XX veka [Museum business in North and East Kazakhstan at the end of the 19th and first half of the 20th century]. Izvestiya AltSU[News of AltSU], 2008, no. 4-1. (In Russ.).

2. Boltina V.D. Pavlodartsy na frontakh Velikoy Otechestvennoy voyny [Pavlodar residents on the fronts of the Great Patriotic War]. Istoricheskoe znachenie pobedy nad fashizmom: vkladpavlodartsev v Pobedu: materialy mezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The historical significance of victory over fascism: the contribution of Pavlodar residents to the Victory. Materials of the international scientific-practical conference]. Pavlodar, 2010, p. 8. (In Russ.).

3. Gosudarstvennyy arkhiv Vostochno-Kazakhstanskoy oblasti [State Archive of the East Kazakhstan region], F. 1151, Op. 1, D. 2, L. 10. (In Russ., unpublished).

4. Gosudarstvennyy arkhiv Pavlodarskoy oblasti oblasti [State Archive of Pavlodar region], F. 535, Op. 1. (In Russ., unpublished).

5. Kraevedenie Kazakhstana: k istorii izucheniya [Local history of Kazakhstan: to the history of study: access]. (In Russ.). Available at: https://e-history.kz/ru/news/show/28534 (accessed 10.10.2021).

6. Materialy XXII s"ezda KPSS [Materials of the XXII Congress of the CPSU]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1961. 464 p. (In Russ.).

7. Sokolkin E.D. Kul'tura i iskusstvo Pavlodarskogo Priirtysh'ya: Lyudi. Sobytiya. Fakty [Culture and art of Pavlodar Priirtyshye: People. Developments. Facts]. Pavlodar, I.P. Sytin Publ., 2016. 707 p. (In Russ.).

8. Temirov B.N. Oblastnoy istoriko-kraevedcheskiy muzey goroda Semey [VKO. Regional Museum of History and Local Lore of the city of Semey]. Semey, 2013. 287 p. (In Russ.).

9. Truevtseva O.N., Kozhokar V.A. Istoriya formirovaniya i deyatel'nost' muzeynykh sovetov v kraevedcheskikh muzeyakh severo-vostoka Kazakhstana v 40-50-kh godakh XX veka [The history of the formation and activity of museum councils in local history museums in the north-east of Kazakhstan in the 40-50s. XX century]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of Tomsk State University. Culturology and art history], 2021, no. 43, pp. 282-288. (In Russ.).

10. Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii g. Semipalatinska [Center for documentation of the modern history of Semipalatinsk], F. 1406, Op. 1. (In Russ., unpublished).

УДК 008:001.8

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-81-87

МЕМОРИАЛЬНЫЙ НЕЙМИНГ: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В СФЕРЕ НАИМЕНОВАНИЙ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ГРОЗНЫЙ)

Ярычев Насруди Увайсович, доктор педагогических наук, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, проректор по учебной работе, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова (г. Грозный, РФ). E-mail: Nasrudiny@mail.ru

В статье рассматривается один из инструментов политики памяти и наиболее распространенная форма коммеморации - мемориальный нейминг. Под мемориальным неймингом понимается практика наименований населенных пунктов всех типов (города, села, поселки) и элементов селитебной (в том числе и городской) среды в честь значимых деятелей, мест, дат и событий прошлого. Особое внимание уделяется анализу ключевых трендов в сфере мемориального нейминга в современной Чеченской Республике (в частности в ее столице - городе Грозный), таких как 1) параллелизм процессов неймин-га и ренейминга с тотальным обновлением городского ландшафта (детерминированность процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.