Научная статья на тему 'Возрождение и внедрение российских традиций в высшее образование'

Возрождение и внедрение российских традиций в высшее образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМИ / ВОСПИТАНИЕ / HIGHER EDUCATION / RUSSIAN TRADITIONS / REVIVAL / IMPLEMENTATION / SOCIAL TECHNOLOGIES / MEDIA / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серикова Вероника Петровна

Насаждение западных реформ приводит к ликвидации традиционных форм российского образования. Эксперты подвергают критике Болонский процесс, разрушающий многовековые национальные стандарты российской высшей школы. Возрождение отечественных традиций актуальная проблема. Российское образование нуждается в реформировании, но слепое подражание западным формам может привести к дестабилизации и упадку уровня культуры. Для решения этого вопроса необходимо применение социальных технологий. Проведен опрос студентов (2013-2014 гг.), результаты которого показали, что российские традиции среди молодежи утрачиваются; также выполнен опрос экспертов в области образования (8 человек), результаты которого помогли сформировать основные принципы социальных технологий, направленных на внедрение российских традиций в систему управления образованием; сделан ретроспективный анализ, продемонстрировавший, что одной из ведущих проблем в современном российском образовании является низкое финансирование, приводящее к тому, что лучшие умы России уезжают работать за границу. Приведены и описаны следующие социальные технологии: патриотическое воспитание руководящих кадров; использование СМИ в качестве популяризации российских традиций (пресс-конференции, публикации, издание книг, брошюр, телевизионные программы, фильмы); взаимодействие с ветеранами образования в научной, методической и воспитательной работе; празднование исторических дат и юбилеев в сфере образования; способствование созданию устойчивого общения выпускников с учителями (организация встреч, приемов банкетов, персональные награждения); увековечивание имен, выдающихся ученых и педагогов; повышение финансирования; государственная координация деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, институтов гражданского общества, повышение престижа работников умственного труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIVAL AND INTRODUCTION OF RUSSIAN TRADITIONS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Currently, the imposition of Western reforms leads to the elimination of traditional forms of Russian education. Experts in the field of education criticize the Bologna process, which destroys centuries-old national standards of the Russian higher school. Therefore, the revival of the national traditions in the higher education is a topical issue. Russian education needs reforming but the blind imitation of Western forms of education can lead to destabilization and, as a consequence, to the decline in educational levels in Russia. Social technologies are necessary to tackle this issue. A survey among students was conducted in 2013-2014; according to the results of the survey, Russian traditions among young people are being lost. Another survey was carried out among experts in the sphere of education and involved eight persons. The results of this survey helped defining the basic principles of social technologies aimed at introducing the Russian traditions in the system of the education management. A retrospective analysis revealed that one of the most crucial problems in modern Russian education system is lack of money that makes “the greatest minds” of Russia leave the country to work abroad. This article describes the following social technologies: patriotic education of managerial personnel; use of media for the promotion of the Russian traditions (press conferences, publications in journals, books, brochures, television programs, movies); interactions with the education veterans in academic, methodological and educational activities; celebrating historical dates and anniversaries in education; fostering sustainable communication between graduates and their teachers (meetings, receptions, banquets, personal awards); perpetuation of the names of the outstanding scientists and teachers; raising finance; state coordination of the activities of legislative, executive and judicial authorities, civil society institutions, raising the prestige of the knowledge workers.

Текст научной работы на тему «Возрождение и внедрение российских традиций в высшее образование»

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

DOI: 10.14515/monitoring.2015.1.12 УДК 378.1.014(470+571)

В.П. Серикова

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ РОССИЙСКИХ ТРАДИЦИЙ В ВЫСШЕЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ РОССИЙСКИХ ТРАДИЦИЙ В ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СЕРИКОВА Вероника Петровна -

специалист организации исследований

ВЦИОМ, аспирантка Современной

гуманитарной академии (СГА). E-mail: veronika-kaldare@yandex.ru

Аннотация. Насаждение западных реформ приводит к ликвидации традиционных форм российского образования. Эксперты подвергают критике Болонский процесс, разрушающий многовековые национальные стандарты российской высшей школы. Возрождение отечественных традиций -актуальная проблема. Российское образование нуждается в реформировании, но слепое подражание западным формам может привести к дестабилизации и упадку уровня культуры. Для решения этого вопроса необходимо применение социальных технологий.

Проведен опрос студентов (2013-2014 гг.), результаты которого показали, что российские традиции среди молодежи утрачиваются; также выполнен опрос экспертов в области образования (8 человек), результаты которого помогли сформировать основные принципы социальных технологий, направленных на внедрение российских традиций в систему управления образованием; сделан ретроспективный анализ,

продемонстрировавший, что одной из ведущих проблем в современном российском образовании является низкое финансирование, приводящее к тому, что лучшие умы России уезжают работать за границу.

REVIVAL AND INTRODUCTION OF RUSSIAN TRADITIONS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

SERIKOVA Veronika Petrovna - Research Specialist, VCIOM, postgraduate student, Modern Humanitarian Academy. E-Mail: veronika-kaldare@yandex.ru

Abstract. Currently, the imposition of Western reforms leads to the elimination of traditional forms of Russian education. Experts in the field of education criticize the Bologna process, which destroys centuries-old national standards of the Russian higher school. Therefore, the revival of the national traditions in the higher education is a topical issue. Russian education needs reforming but the blind imitation of Western forms of education can lead to destabilization and, as a consequence, to the decline in educational levels in Russia. Social technologies are necessary to tackle this issue. A survey among students was conducted in 2013-2014; according to the results of the survey, Russian traditions among young people are being lost. Another survey was carried out among experts in the sphere of education and involved eight persons. The results of this survey helped defining the basic principles of social technologies aimed at introducing the Russian traditions in the system of the education management. A retrospective analysis revealed that one of the most crucial problems in modern Russian education system is lack of money that makes "the greatest minds" of Russia leave the country to work abroad.

This article describes the following social

Приведены и описаны следующие социальные технологии: патриотическое воспитание руководящих кадров; использование СМИ в качестве популяризации российских традиций (пресс-конференции, публикации, издание книг, брошюр, телевизионные программы, фильмы); взаимодействие с ветеранами образования в научной, методической и воспитательной работе; празднование исторических дат и юбилеев в сфере образования; способствование созданию устойчивого общения выпускников с учителями (организация встреч, приемов банкетов, персональные награждения); увековечивание имен, выдающихся ученых и педагогов; повышение финансирования; государственная координация деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, институтов гражданского общества, повышение престижа работников умственного труда.

Ключевые слова: высшее образование, российские традиции, возрождение, социальные технологии, СМИ, воспитание

technologies: patriotic education of managerial personnel; use of media for the promotion of the Russian traditions (press conferences, publications in journals, books, brochures, television programs, movies); interactions with the education veterans in academic, methodological and educational activities; celebrating historical dates and anniversaries in education; fostering sustainable communication between graduates and their teachers (meetings, receptions, banquets, personal awards); perpetuation of the names of the outstanding scientists and teachers; raising finance; state coordination of the activities of legislative, executive and judicial authorities, civil society institutions, raising the prestige of the knowledge workers.

Keywords: higher education, Russian traditions, revival, implementation, social technologies, media, education

В настоящее время значительная часть граждан России не обладает достаточными знаниями исторических событий, отечественных традиций, в том числе в сфере образования. Они стали негативно оценивать прошлое страны, все чаще обращаясь к западным историческим, образовательным и иным ценностям. Так, результаты опроса1 студентов московских вузов в 2013-2014 гг. (кластеры - 4 вуза, выборка - 398 человек, ошибка выборки - 5%) показали, что более 40% не знают основные знаменательные даты истории России, более 50% считают, что западные ценности лучше отечественных и в России они подавляются. Поэтому неслучайно специалисты бьют тревогу по поводу перехода российского образования на принципы Болонского процесса, в основе которого заложены принципы западной системы образования.

Насильственное навязывание западных и американских форм в образовании приводит не только к недовольству россиян, но и к ликвидации традиционных для России форм обучения. Сохранение и восстановление традиций - это не отчуждение от инноваций и рационального пути развития, а наоборот, толчок для нововведений, но только с учетом российской самобытности.

Болонский процесс, в который вступила Россия, на первый взгляд, должен положительно сказаться на развитии образования в нашей стране. Одна из его задач -расширить доступ к высшему образованию, повысить уровень социальной мобильности

1 Опрос был проведен в 2013-2014 гг. на базе ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства», ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет», НОУ ВПО «Московский институт права», ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет печати», НОУ ВПО «Институт экономики и культуры», ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».

144 _

студентов и преподавателей. Но в связи с тем, что модернизация российской системы образования происходит без учета специфики традиций и культурного генотипа, нововведения не смогут влиять однозначно благотворно. Как показывают результаты содержательного анализа научной литературы, в настоящий момент практически отсутствуют основополагающие труды по проблеме российских традиций в образовании, несмотря на высокую актуальность этого вопроса. По этой теме проходят научные конференции, круглые столы, где обсуждаются перспективы развития высшей школы. Так, например, участник круглого стола в Российской академии наук (РАН) «Болонский процесс и традиции российского образования» А.А. Володарский отмечал: «Даже в тех странах, где Болонский процесс действует, некоторые университеты отказываются от участия. Многие государства принимают декларацию в ущерб своим многовековым национальным стандартам и наработкам высшей школы. Тотальный же переход на «болонские рельсы» может привести к потере той фундаментальности, которая присуща нормальному, хорошему вузу, снижению интереса к исследовательской работе внутри кафедр и, как следствие, к потере научной школы» [Шаракшанэ, 2009].

Для того чтобы российское образование не было полностью разрушено, необходимо применять социальные технологии внедрения российских традиций в практику управления высшим образованием. В 2013 г. проведен экспертный опрос2. Как показали его результаты, эффективно они могли бы реализовываться в следующих формах:

- групповые занятия в образовательных организациях, структурах федерального, регионального, муниципального управления по программам: «Самосовершенствование», «Равенство в получении образовательных услуг»;

- телевизионные занятия с получателями образовательных услуг «Российские традиции в образовании»; «Образование, долг, честь, страна».

- встречи с ветеранами советской системы образования, выдающимися учеными, исследователями и другие.

Как показывают социологические опросы, телевизионные и радиопередачи развлекательного характера перестали интересовать россиян. Исследование 2013-2014 гг. Фонда общественного мнения3 показало, что только 30% интересуются развлекательными программами, тогда как более 70% смотрят новости и аналитические передачи. Граждан России все больше волнует будущее страны, растет рейтинговое значение передач по образовательной тематике с участием известных ученых, педагогов, представителей общественных организаций. В связи с этим не потребуется дополнительных материальных

2 Экспертный опрос проводился с преподавателями нескольких вузов. Данный вид исследования проводился для сбора предварительной информации по проблеме исследования (зондаж), а также для оценки степени достоверности результатов, полученных другими методами. Формирование группы экспертов осуществлялась методом «снежного кома». Экспертами были отобраны научные работники Московского городского педагогического университета и, по их по рекомендации, представители других высших учебных заведений. Главные критерии отбора - компетентность и авторитетность, поэтому численность и представительность группы респондентов в данном случае оценивались не количественными, а качественными показателями. Опрошены 8 человек. Выбранные эксперты отличались друг от друга ученой степенью, званием, должностью, стажем научной работы. Для экспертного опроса разработаны анкеты с открытыми вопросами. Этот материал был разослан экспертам по электронной почте. После того как экспертный опрос был проведен, каждому респонденту были высланы результаты 1-го тура. Эксперты либо подтверждали точку зрения, либо изменяли ее.

3 http://fom.ru/SMI-i-internet/11536

145 _

затрат для обеспечения популяризации и пропаганды российских традиций в СМИ. Государственное же регулирование можно усилить, например, механизмами аккредитации. Следует лишь внести в перечень аккредитационных нормативов обязательство, например, не менее 5-7% эфирного времени (объема печатного издания) посвящать национальной образовательной тематике.

Есть необходимость в координации деятельности СМИ в образовательной сфере с использованием способов экономических и правовых воздействий. В свое время Президент США Р. Никсон сказал: «Выгоднее вложить один доллар в СМИ, чем 10 долларов в оружие: оружие вряд ли заговорит вообще, а СМИ с утра до ночи не закрывают рта». По выразительности, объемности и эффективности информационно-психологического воздействия они не имеют себе равных.

Разумеется, внедрение российских традиций во много достигается трудом представителей органов административного регулирования, которые - в зависимости от обстановки и задач - формируют ближайшие и перспективные проекты деятельности всех субъектов данного процесса, а также осуществляют контроль качества их работы. Конечно, в процессе реализации заявленных социальных технологий ведущая роль принадлежит Минобрнауки РФ. Результаты исследования отечественного и западного опыта показывают, что с этой целью в министерстве необходимо создать службу по связям с общественностью, которую следует возглавить соответствующему помощнику министра. Предполагается, что работа этого управления будет состоять в организации и проведении пресс-конференций, различного рода публикаций в прессе о наиболее важных событиях в деятельности Минобрнауки РФ.

По мнению экспертов, в Минобрнауке РФ должен быть создан Центр информационной службы. Его задача - управлять информационными центрами департаментами образования субъектов РФ. Этот орган может быть численностью до 30 человек и иметь в своем составе отделы: по надзору за выполнением закона о свободе информации в образовательной сфере; переписки с общественностью; подготовки пропагандистских материалов для средств массовой информации; разработки программных направлений.

Важным фактором рационализации внедрения российских традиций в образование, безусловно, является создание соответствующей социально-правовой базы, гарантирующей государственную поддержку и ответственность за качественную работу системы образования.

Без эффективно работающего института образования невозможно обеспечить ни один вид национальной безопасности. Поэтому элементом технологии рационализации внедрения российских традиций в образование является материальное стимулирование кадров. Но проблема финансирования образования - одна из главных в России. Если провести ретроспективный анализ, финансирование работников умственного труда на 1900 г. было достаточно высоко: преподаватели средней школы с высшим образованием зарабатывали от 75 до 210 рублей в месяц (со стажем в 20 лет), без высшего образования - 62 -130 рублей. Пенсии их (после 20 лет стажа) составляли 150 и 92 рубля соответственно. Учителя городских начальных школ получали в среднем (1911 г.) 44 рубля (женщины - 37 рублей), сельских - 29 и 28 рублей соответственно. Профессора вузов получали не менее 167 рублей в месяц, в среднем 250-417 рублей, иногда до 1000 рублей. Что показывает высокую значимость работников умственного труда в то время, например, в зависимости от того, что средняя заработанная плата рабочего составляла 22 рубля в месяц, а работники умственного труда с высшим образованием получали в среднем порядка 88 рублей. При выслуге установленного

срока службы пенсия назначалась в размере полного оклада жалованья. Для сравнения заработанных плат в современной России и 100 лет назад, то на пересчете один русский николаевский рубль 1900-го года равен 1040 современным рублям 55 копейкам. Соответственно, если бы финансирование работников образования в современной России было бы таким же, что и в конце XIX в. - начале XX в., то средняя заработная плата работника образования составляла бы 91 520 рублей. По данным же Федеральной службы государственной статистики она равна 20 200 рублей в месяц. Соответственно, сейчас, спустя 100 лет, работник умственного труда получает в 4,5 раза меньше, чем 100 лет назад. Нетрудно сделать вывод о том, что жизненный уровень работников в сфере образования существенно снизился. Период трансформации образования начиная с 1991 г. сказался в первую очередь на материальном положении работников образования. Работники науки стали в 5-6, а после августовского кризиса 1998 г. и в 10 раз беднее, чем в начале 1990-х гг. [Миндибекова, 2004].

На сегодняшний момент постановлением Правительства РФ ежемесячные доплаты за ученую степень составляют 3000 рублей кандидатам наук и 7000 тысяч рублей докторам. Такое стимулирование приводит к тому, что российские ученые уезжают работать за границу. Комиссия Совета Европы по образованию привела данные о потери Россией до 60 млрд долл. США из-за утечки умов за границу.

Внедрение российских традиций в систему управления образованием - многогранная, ресурсоемкая деятельность, которую необходимо строить с соблюдением системы организационных принципов: структурно-организационных, структурно-функциональных и структурно-процессуальных. Исследование показало, что наиболее действенной оказалась технология, где из этих групп применялись такие правила (принципы) деятельности как: централизация внедрения российских традиций в систему управления образованием; законность, совместимости, комплексность воздействий, избирательного комбинирования функций; социальной направленности; сочетания коллегиальности и единоначалия; достаточности и соответствия; системности; гласности; мотивировании; контроля и другие. Главный элемент здесь - организационная структура управления, адекватная экономическим и социальным возможностям государства. Она должна обеспечивать решение таких задач как:

- анализ и оценка образовательной обстановки в стране;

- координация взаимодействия образовательных структур с общественными организациями и объединениями;

- обеспечение беспрерывной подготовки кадров;

- контроль развития образовательной сферы в обществе, в потенциально конфликтных регионах.

Ретроспективное исследование показывает, что решать поставленную задачу можно традиционными способами: через активизацию использования сил и средств информационного обеспечения. С этой целью возможна подготовка и издание:

- научно-теоретических, методических и информационных материалов по проблеме внедрения российских традиций в практику управленческой деятельности структур управления образованием;

- архивных материалов, отображающих ретроспективу формирования российских традиций в образовании;

- научно-методических пособий по проблеме возрождения этого феномена в образовательной среде и другого.

Таким образом, предполагается деятельность в следующих направлениях: а) формирование и развитие у управленческих кадров этой системы необходимых знаний и ценностей; б) их воспитание в духе патриотизма; в) формирование и развитие положительной мотивации на педагогическую деятельность и государственную службу; г) морально-этическое воспитание; д) формирование в обществе мнения о важности российских образовательных ценностей.

С этой целью необходимы:

1 Государственная координация деятельности органов законодательной и исполнительной власти, институтов гражданского общества в сфере образования. Для чего предлагается создать:

- федеральный надзор по образовательной безопасности государства с функциями изучения, анализа и подготовки проектов управленческих решений органам законодательной и исполнительной власти;

- при Минобрнауке РФ - Координационный центр по изучению и внедрению передового отечественного опыта в систему управления образованием;

- в региональных органах управления образованием - постоянно действующих комиссий (комитетов, отделов, отделений) по изучению, развитию и внедрению российских традиций в систему управления образованием;

- в отделах воспитательной работы образовательных организаций - должностей социологов для организации мониторинга внедрения российских традиций в образование;

2 Планомерная организация работы всех структур законодательной и исполнительной властей, институтов гражданского общества по обеспечению большей моральной привлекательности профессии работника отечественного образования; по рекламированию педагогической и научной деятельности в России:

- организовать подготовку кадров для работы в СМИ в интересах Минобрнауки РФ, для чего создать Школу информации;

- сформировать Центр информационной службы с задачей управления информационными центрами департаментами образования субъектов РФ;

- разработать комплексную систему государственных конкурсов, премий, наград в сфере образования и постановлением Правительства РФ ввести в действие соответствующее положение;

- составить перечень российских традиций в образовании, науке, культуре и издать аналитический справочник, который включить в реестр обязательной литературы для изучения в образовательных организациях.

3 Практиковать участие ветеранов науки, образования, государственного управления в учебной, научной, методической и воспитательной работе в структурах образования:

- издать приказ об уточнении штатно-должностного расписания профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, где предусмотреть должности, на которые в обязательном порядке назначаются на конкурсной основе ветераны управления образованием, ученые, педагоги.

Литература

1 Гостев А.Н. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства: Монография. М.: СГУ, 2011. 193 с.

2 Конституция Российской федерации. М.: Известия, 1995.

3 Миндибекова Л.А. Образование в транзитивной России: проблемы концептуализации. Абакан: Хакас. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2004.

4 Шаракшанэ С. Укороченные стандарты - наше будущее? // Российская философская газета. №6(32). 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.