Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ'

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
адаптационный потенциал / жизнестойкость / дезадаптивные схемы / стратегии совладания / студенты.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликова Татьяна Ивановна

В статье автор поднимает актуальную проблему сохранения и укрепления психического здоровья молодежи. Представлены результаты эмпирического исследования возрастных различий адаптационного потенциала студентов; выявлены структурные элементы адаптационного потенциала и определены их взаимосвязи у студентов в разных возрастных группах. Материалы исследования могут быть использованы в работе психологической службы образовательной организации с целью сохранения и укрепления психического здоровья молодежи и необходимостью разработки современных подходов к профилактике состояний психической дезадаптации у студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куликова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ»

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО

ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

КУЛИКОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

к.пс.н., доцент кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия

Аннотация. В статье автор поднимает актуальную проблему сохранения и укрепления психического здоровья молодежи. Представлены результаты эмпирического исследования возрастных различий адаптационного потенциала студентов; выявлены структурные элементы адаптационного потенциала и определены их взаимосвязи у студентов в разных возрастных группах. Материалы исследования могут быть использованы в работе психологической службы образовательной организации с целью сохранения и укрепления психического здоровья молодежи и необходимостью разработки современных подходов к профилактике состояний психической дезадаптации у студентов вузов.

Ключевые слова: адаптационный потенциал, жизнестойкость, дезадаптивные схемы, стратегии совладания, студенты.

Актуальность изучения адаптационного потенциала студентов разного возраста обусловлена проблемами сохранения и укрепления психического здоровья молодежи, задачей оценки индивидуальной адаптивности, дифференциации нарушений адаптации в период юности и необходимостью разработки современных методов профилактики состояний психической дезадаптации у студентов вузов.

Сравнительный анализ психологической дезадаптации у студентов среднего и высшего профессионального образования показал, что у студентов вузов отмечается более высокая выраженность симптомов эмоциональной дезадаптации по сравнению со студентами колледжей. По мнению автора, важным аспектом психологической дезадаптации является социальная тревожность [3], в основе которой лежит «повышение социальной ответственности, необходимость следовать социальным нормам, усиление потребностей в условиях отсутствия возможностей удовлетворения потребностей, смена приоритетов в поле мотивации и т. д.» [4, с. 42]. Это может оказать серьезное негативное влияние на процесс адаптации, а также на качество жизни студентов [8].

В качестве детерминант психического здоровья исследована способность личности к адаптации [5] даже в условиях чрезвычайной и нестабильной ситуации при адекватном отношении к таковой [7]. Адаптация позволяет человеку удерживаться в сложных непредсказуемых современных условиях жизни. В эволюционно-психологическом смысле показателем эффективности жизнедеятельности человека является его способность приспосабливаться к условиям внешней среды [1]. Высокий адаптационный потенциал обусловлен широтой когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций. При наличии обширного репертуара реакций и способности к гибкому переключению между ними становится возможным максимальное удовлетворение условиям и требованиям текущей ситуации. Психологическая (когнитивная и поведенческая) гибкость способствует адаптации, а психологическая (когнитивная и поведенческая) ригидность снижает адаптивные возможности человека.

В проведенном ранее исследовании [10] мы обнаружили, что когнитивная гибкость положительно коррелирует с жизнестойкостью и склонностью к формированию невротических защитных реакций, тогда как когнитивная ригидность имеет отрицательные связи с показателями жизнестойкости. Мы пришли к выводу, что ригидность личностных черт снижает адаптивный потенциал, тогда как невротические реакции можно рассматривать как

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

транзиторный (и успешный) механизм адаптации к окружающей среде, повышающий жизнестойкость.

В период студенческого возраста, который охватывает разные этапы юности, отмечается повышенная эмоциональная возбудимость (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.) [11; 12]. Возрастной кризис осложняется спецификой жизненной ситуации студента, требующей готовности и способности студентов справляться с различными личными, академическими и социальными проблемами [6; 13].

В этот возрастной период наиболее актуальными поведенческими подходами к преодолению трудностей, связанных с конкретными внешними и внутренними требованиями, являются копинг-стратегии, которые люди используют для борьбы со стрессом, и личностные ресурсы, влияющие на механизмы адаптационного процесса, выстраивания связи с симптомокомплексом жизненных и неврологических реакций.

Под влиянием сходных условий у разных индивидов могут формироваться сходные убеждения и поведенческие паттерны, которые автор схемной терапии Дж. Янг назвал ранними дезадаптивными схемами (далее РДС) [14]. Дезадаптивная схема представляет собой симптомокомплекс игидных убеждений, связанных с ними эмоциональных состояний и моделей поведения. Таким образом, РДС — психологическая ригидность видения мира и собственно себя самого, стагнация адаптационных механизмов, сложность быстрой перестройки в меняющихся условиях. Л.Н. Собчик утверждает, что в основе дезадаптивных механизмов лежат врожденные биологические и психофизиологические особенности, создающие основу и условия взаимодействия этих черт с окружающим миром [9]. Поведение человека направляется определенной схемой и является ответом на нее. Неблагоприятное воздействие факторов внешней среды на личность препятствует удовлетворению основных эмоциональных потребностей, порождает устойчивые когнитивные структуры, отражает глубоко укоренившиеся негативные переживания и затрудняет дальнейшую адаптацию. По мнению Е.Н. Богданова, программы ранней дезадаптации влияют на детали переживаний и поведение человека в сложных жизненных ситуациях. Чем сильнее у человека выражены различные дезадаптивные схемы, тем ниже уровень его адаптированности [2].

С целью изучения возрастных особенностей адаптационного потенциала студентов в разных возрастных группах нами было проведено исследование на выборке студентов в возрасте от 18 до 24 лет в количестве 67 человек (59 девушек и 8 юношей). Участвующие в исследовании студенты были разделены на две группы по критерию возраста. Критерием деления испытуемых на две группы было медианное значение возраста (21год): 1-я группа -возраст <= 21 и 2-я группа - возраст 22+.

Задачами исследования были определены следующие: изучить особенности адаптационного потенциала студентов; выявить структурные элементы адаптационного потенциала и определить их взаимосвязи у студентов в разных возрастных группах. Мы предположили, что адаптационный потенциал студентов разного возраста формируется за счет различных механизмов и проявляется в противоположных адаптационных тенденциях.

В качестве диагностических методик были использованы тест жизнестойкости С. Мадди; схемный опросник Янга «YSQ-S3R»; опросник «Способы совладающего поведения» (WCQ) Лазаруса и клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхина, Д.М. Менделевича). Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 27 (IBM). Для установления тесноты связи между исследуемыми параметрами применялся коэффициент корреляции Пирсона (r).

Анализ полученных данных по тесту жизнестойкости С. Мадди был проведен двумя способами с использованием параметрического (t-критерий Стьюдента) и непараметрического теста (U-критерий Манна-Уитни). В результате установлено, что между двумя экспериментальными группами (<= 21 и 22+) наблюдаются различия в показателях структурных компонентов жизнестойкости (p-значение <0,001). Средний бал по шкале

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

«жизнестойкость» и в первой, и во второй группе находится в диапазоне среднего значения, медианы показателей также близки к среднему значению в обеих группах. Таким образом, адаптационный потенциал выборки в целом можно охарактеризовать как достаточно высокий.

Были обнаружены различия в показателях жизнестойкости на разных этапа юности (коэффициент Пирсона). Структурные компоненты жизнестойкости (вовлеченность и принятие риска) в разных возрастных группах имеют разный уровень выраженности: вовлеченность и возраст имеют положительную связь (г=0,428, p<0,001), принятие риска и возраст студентов - слабую положительную связь (г=0,271, p<0,001); также обнаружена внутренняя согласованность шкал вовлеченность и принятие риска (г=0,885, p<0,001).

Сравнивая распределения двух групп данных по шкале «жизнестойкость», наблюдаем, что диапазоном, в котором сконцентрирована основная часть группы студентов в возрасте 22+ являются значения от 38,0 до 86,0 (при Me=68), тогда как основная часть возрастной группы студентов <=21 располагается в границах от 45,0 до 86,0 (при Me=63). Также можно наблюдать меньшую степень разброса данных в группе 22+. Применив регрессионный анализ, мы установили, что период от 18 до 21 года протекает с некоторым снижением показателей жизнестойкости студентов, но в возрасте 22+ наблюдается подъем и в дальнейшем плавное повышение жизнестойкости.

Для определения доминирующих невротических состояний по клиническому опроснику К.К. Яхина, Д.М. Менделевича по значениям среднего и медианного показателей были определены две доминирующие шкалы «невротическая депрессия» и «обсессивно-фобические нарушения». Сравнивая распределение двух возрастных групп по выделенным шкалам (рис.1, 2), наблюдаем, что основная часть группы студентов в возрасте 22+ сконцентрирована по обеим шкалам в границах «ящиков» от -2,52 до 4,75, тогда как основная часть возрастной группы студентов <= 21 располагается в границах от -11,25 до 6,72. Очевидно, что степень разброса данных в группе 22+ меньше, чем в группе <= 21. Таким образом, к формированию невротических реакций склонна группа студентов <= 21 и в большей степени, в возрасте 19-20 лет.

И мм

о о

1 *

18 15 НО ТГ ~22 2Э~ ~~24~

Возраст

Рис. 1. Выраженность показателей у студентов разных возрастных групп по шкале «невротическая депрессия» и «обсессивно-фобические нарушения»

I I I'

f

10 19 20 21 22 23 24

Возраст

Рис. 2. Выраженность показателей у студентов разных возрастных групп по шкале «обсессивно-фобические нарушения»

На основании выделенных Янгом укрупненных категорий (доменов), мы выявили у респондентов четыре значимые дезадаптивные схемы - нарушение связи и отвержение; нарушенная автономия; направленность на других (нарушение потребности в самоуважении и принятии себя) и сверхбдительность и запреты (нарушение потребности в свободном выражении своих потребностей и эмоций).

Наиболее выраженными дезадаптивными категориями оказались «нарушение связи и отвержение» и «сверхбдительность и запреты». В данных категориях обнаружено по 14 статистически значимых связей между отдельными схемами (с коэффициентами г=0,271^ 0,709, при р<0,01 и р<0,05). Обнаруженные связи говорят о внутренней согласованности теста, а также о тотальности дезадаптивной ментальности: дезадаптивные установки в одной сфере (доменах) существуют не изолированно от других.

Было установлено, что наибольшая выраженность дезадаптивных схем приходится на возраст 19-20 лет и значительно превышает медианные значения; в период 21-22 года наблюдается «выравнивание» и в 23-24 года - снижение выраженности РДС у студентов.

Возрастная динамика РДС согласуется с данными по динамике жизнестойкости и динамике невротических реакций, что позволяет говорить о том, что адаптивные возможности студентов повышаются с возрастом.

Это исследование показывает, что люди с когнитивной и поведенческой гибкостью и люди с когнитивной и поведенческой ригидностью, как правило, демонстрируют противоположные адаптивные тенденции; люди с когнитивной и поведенческой гибкостью и без значительного РДС имеют более успешные процессы адаптации; процесс адаптации протекает по-разному на разных этапах студенческого периода.

Таким образом, установлено, что адаптационный потенциал студентов повышается с возрастом и обусловлен возрастными особенностями проявления жизнестойкости и невротических реакций. Невротические реакции как временные специфические способы совладания со стрессом, обеспечивают результативность выбора собственной адаптационной «ниши» и выступают как транзиторные состояния, свойственные, в большей степени ранней юности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Л.А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 207 с.

2. Богданов Е.Н., Галимзянова М.В., Касьяник П.М., и др. Социально-психологическая адаптация взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1 (46). С. 31-39. DOI: 10.33463/20728336.2019.1 (46).031-039

3. Горчакова В.А., Ланда Л.А., Матыцына В.А., и др. Психологическая дезадаптация у студентов системы среднего и высшего профессионального образования: сравнительный анализ // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 4. С. 5-14.

4. Донцов ДА., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 34-42.

5. Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Психологические детерминанты эмоционально-личностного благополучия трудящихся // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 4. С. 823.

6. Краснова-Гольева В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml(дата обращения: 27.11.2022)

7. Малых С.Б., Ситникова М.А. Психологические риски пандемии коронавируса COVID-19 // Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / под ред. Ю. П. Зинченко. Москва: Издательство Московского университета, 2021. 597 с. DOI: 10.11621/rpo.2021.00

8. Петрова Е.А., Назаренко В.В. Выраженность ситуативной и личностной тревожности у студентов вуза с ОВЗ и инвалидностью в период пандемии // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29. № 2. С. 48-61. DQI:10.17759/cpp.2021290203

9. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. 324 с.

10. Филиппова С.А., Пазухина С.В., и др. Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 80-90. DOI:10.17759/pse.2019240508

11. Beiter R., Nash R., McCrady M., et al. The prevalence and correlates of depression, anxiety, and stress in a sample of college students // Journal of Affective Disorders. 2015. Vol. 173. P. 90-96. DOI: 10.1016/j.jad.2014.10.054.

12. Quansah F., Hagan J.E., Sambah F., et al. Perceived Safety of Learning Environment and Associated Anxiety Factors during COVID-19 in Ghana: Evidence from Physical Education Practical Oriented Program // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2022. Vol. 12 (1). P. 28-41. DOI:10.3390/ ejihpe12010003/

13. Valenti G.D.; Faraci P. Predicting University Adjustment from Coping-Styles, Self-Esteem, Self-Efficacy, and Personality: Findings from a Survey in a Sample of Italian Students // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2021. Vol. 11. P. 894-907. DOI:10.3390/ ejihpe11030066

14. Young J.E., Klosko J.S., Weishaar M. Schema Therapy: A Practitioner's Guide. New York, Guilford Publications, 2003. 436 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.