Научная статья на тему 'Возрастные различия черт личности подростков с девиантным поведением'

Возрастные различия черт личности подростков с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
710
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириллова Е. Б.

В статье анализируется проблема психологической детерминации девиантного поведения подростков в рамках диспозиционной теории личности, описываются результаты эмпирического исследования черт личности подростков, нарушивших различные правовые нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастные различия черт личности подростков с девиантным поведением»

УДК 159.92:316.624

Возрастные различия черт личности подростков с девиантным поведением

■ Е. Б. КИРИЛЛОВА - адъюнкт кафедры общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России

В статье анализируется проблема психологической детерминации девиантного поведения подростков в рамках диспозиционной теории личности, описываются результаты эмпирического исследования черт личности подростков, нарушивших различные правовые нормы.

Ключевые слова: девиантное поведение; детерминанты; несовершеннолетние правонарушители; черты личности; младшие подростки; старшие подростки.

Age differences in personality traits of adolescents with deviant behavior

E. B. KIRILLOVA - Postgraduate of the Department of General Psychology of the Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The article covers the problem of psychological determination of deviant behavior among adolescents, which is considered in the framework of dispositional personality theory, it presents the results of empirical research of personality traits of deviant adolescents who have violated various legal regulations.

Keywords: deviant behavior; teenagers; juvenile offenders; personality traits; younger teens; older teens.

В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» одним из основных направлений профилактики правонарушений в нашей стране является предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних1. Согласно данным официальной статистики МВД России за 2016 г.2, каждое 23 преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Динамика подростковой преступности имеет тенденцию к незначительным колебаниям, но при этом сохраняется на достаточно высоком уровне. Так, в 2013 г. данной категорией лиц или при их соучастии было совершено 60 761 преступление, в 2014 г. - 59 549, в 2015 г. - 61 833, в 2016 г. - 53 736.

Наряду с количественными изменениями преступность несовершеннолетних приобретает и иные качественные черты. Меняются социальные условия формирования личности, мотивы совершения преступле-

ний, специфика совершаемых деяний, психологический портрет подростка-правонарушителя. Вышесказанное свидетельствует о том, что проблема противоправного поведения несовершеннолетних остро стоит в современном обществе и является актуальным направлением научных исследований.

Вклад психологической науки в изучение проблемы отклоняющегося поведения, в том числе противоправного, прежде всего состоит в раскрытии и описании механизмов его возникновения. Практика показывает, что, несмотря на значительный опыт, накопленный наукой, вопросы психологической детерминации девиантного поведения подростков остаются в числе дискуссионных. Среди криминологов, психологов и пе-нитенциаристов нет однозначного ответа на вопрос о взаимосвязи различных личностных образований с противоправным поведением, что обусловливает актуальность дальнейшего изучения данной проблемы.

Наше эмпирическое исследование было направлено на выявление личностных диспозиций (черт), являющихся детерминанта-

ми девиантного поведения подростков. Одной из задач являлось изучение возрастных различий черт личности девиантных подростков. Концептуальную основу исследования составили положения, разработанные в рамках чертографического (диспозицион-ного) подхода к исследованию личности, суть которого состоит в идее существования в структуре личности устойчивых черт (диспозиций), отражающих повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения и реагирования индивида, сформировавшиеся под влиянием социальных и биологических факторов (Г. Олпорт3, Р. Кет-телл4, Г. Айзенк5, Р. Мак-Крей и П. Коста6).

Цель исследования - изучение индивидуальных черт личности девиантных подростков, нарушивших различные правовые нормы, с учетом их возрастных особенностей. Экспериментальная работа проводилась в 2016 г. на базе Можайской воспитательной колонии УФСИН России по Московской области, Брянской воспитательной колонии УФСИН России по Брянской области, Ново-оскольской воспитательной колонии УФСИН России по Белгородской области, СИЗО-4 УФСИН России по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области, Покровского специального профессионального училища № 1 закрытого типа, Сланцевского специального учебно-воспитательного учреждения за-

крытого типа для обучающихся с девиант-ным (общественно опасным) поведением, Санкт-Петербургского специального учебно-воспитательного учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа.

Объем выборки составил 271 респондента в возрасте от 11 до 18 лет. Все участники исследования были разделены на две группы. Пороговым значением для разделения было среднее значение возраста и медиана - 16. Соответственно, в первую группу вошли 190 подростков в возрасте более 16 лет (старшие подростки), во вторую - 81 подросток в возрасте менее 16 лет (младшие подростки). Для оценки различий между двумя группами был использован Т-критерий Стьюдента для независимых выборок при допустимом уровне значимости Р<0,05.

Сбор эмпирических данных производился с использованием следующего диагностического инструментария: личностного опросника Г. Айзенка (EPQ), опросника уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки, индивидуально-типологического опросника Л. Н. Собчик (ИТО), личностного опросника «Мини-мульт» (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного опросника ММР1) в адаптации Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова, многофакторного личностного опросника FPI (форма В).

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа черт личности старших и младших подростков, обследованных по опроснику А. Басса и А. Дарки

Наименование показателя Т-критерий Уровень значимости Р<0,05 Среднее значение

>16 N=190 <16 N=81

Физическая агрессия -2,680 0,008* 6,205 7,111

Вербальная агрессия -2,442 0,015* 7,305 8,099

Косвенная агрессия -4,760 0,000* 4,116 5,210

Негативизм -3,952 0,000* 2,584 3,284

Раздражительность -5,283 0,000* 5,05 6,64

Обида -4,721 0,000* 4,321 5,383

Подозрительность -3,119 0,002* 5,3421 6,1605

Чувство вины -0,504 0,615 6,453 6,580

Индекс агрессивности -4,035 0,000* 17,621 20,420

Индекс враждебности -4,569 0,000* 9,684 11,543

Примечание: * - значимые различия между группами при Р<0,05.

Из табл. 1 видно, что достоверно значимые различия между двумя группами подростков были выявлены по следующим параметрам: «физическая агрессия», «вербальная агрессия», «косвенная агрессия», «негативизм», «раздражительность», «обида», «подозрительность», «индекс агрессивности», «индекс враждебности».

Значения по всем указанным показателям достоверно выше в группе младших

подростков, что характеризует их как более агрессивных, раздражительных, враждебно настроенных к окружающим, недоверчивых, подозрительных, обидчивых, склонных к аффективным реакциям. В структуре личности подростков в возрасте от 11 до 16 лет черта агрессивности выражена сильнее, чем у старших подростков. Полученные результаты во многом совпадают с данными исследований других авторов и указывают на то,

ризуется нарастанием общего возбуждения и ослаблением процессов торможения. Кроме того, по мере взросления у подростков усиливается волевой контроль, который является одним из сдерживающих факторов в проявлении агрессии, а также повышается уровень избирательности эмоциональных реакций.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа черт личности младших и старших подростков, обследованных по опроснику «Мини-мульт»

что с возрастом у подростков наблюдается тенденция к постепенному угасанию агрессивности (П. А. Ковалев7, А. В. Никитин8, Н. Ю. Жарновецкая9, А. С. Крючкова10). Это во многом связано с особенностями протекания нервных процессов в пубертатный период развития, который приходится на возраст от 11-12 лет до 15-16 лет и характе-

Наименование показателя Т-критерий Уровень значимости Р<0,05 Среднее значение

>16 N=190 <16 N=81

Ложь 3,839 0,000* 1,683 1,123

Достоверность -2,190 0,030* 5,513 6,148

Коррекция 4,053 0,000* 6,751 5,284

Ипохондрия -0,914 0,361 4,735 5,062

Депрессия -0,058 0,954 6,767 6,790

Истерия 1,743 0,082 9,910 9,222

Психопатия -2,038 0,043* 8,286 8,975

Паранойя -2,952 0,004* 5,349 6,284

Психастения -2,763 0,006* 6,942 8,222

Шизоидность -3,772 0,000* 8,222 10,346

Гипомания -3,956 0,000* 6,026 7,198

Примечание: * - значимые различия между группами при Р<0,05.

Данные табл. 2 показывают, что достоверно значимые различия в группах подростков были получены по следующим показателям: «ложь», «достоверность», «коррекция», «психопатия», «паранойя», «психастения», «ши-зоидность», «гипомания».

Средние значения по шкале «ложь» и «коррекция» достоверно выше в группе старших подростков, что характеризует их как более скрытных, осторожных, недоверчивых и подозрительных к окружающим. Для них характерно отрицание имеющихся проблем и внутриличностных конфликтов. Подобные свойства личности, по-видимому, являются следствием негативного жизненного опыта, а также более длительного нахождения старших подростков во враждебной среде воспитательной колонии или другого специального учреждения закрытого типа, где повышенная подозрительность и лживость выступают в качестве средств адаптации. Старшие подростки отличаются более низким значением по шкале «достоверность», что свидетельствует об отсутствии у них стремления преувеличить свои проблемы или «симулировать» несуществующие, а также об отсутствии стрессовых реакций на содержание вопросов.

Анализ показателей, полученных по базисным шкалам опросника, показал, что у младших подростков имеются более вы-

сокие показатели выраженности средних значений по шкалам «психопатия», «паранойя», «психастения», «шизоидность» и «ги-помания». Повышенные значения по шкале «психопатия» характеризуют младших подростков как более социально дезадаптированных, эмоционально неустойчивых, агрессивных, конфликтных, импульсивных и эгоцентричных, по шкале «психастения» - как лиц с большей тревожностью, внутренней напряженностью, неуверенностью в себе и чувствительностью по сравнению со старшими подростками. Более высокие значения по шкале «шизоидность» у младших подростков могут свидетельствовать об их стремлении дистанцироваться от окружающих, замкнутости, неловкости в социальных контактах, слабом понимании поступков и чувств окружающих. Повышение средних значений по шкале «гипомания» характеризует младших подростков как чрезмерно активных, с плохим самоконтролем, неустойчивых в интересах и контактах, эмоционально возбудимых, раздражительных. Таким образом, полученные результаты указывают на нестабильное психоэмоциональное состояние младших подростков по сравнению со старшими, что может являться признаком внутреннего негативного напряжения и слабого самоконтроля.

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа черт личности младших и старших подростков, обследованных по опроснику Г. Айзенка EPQ

Наименование показателя Т-критерий Уровень значимости Р<0,05 Среднее значение

>16 N=190 <16 N=81

Психотизм -5,007 0,000* 6,805 9,025

Экстраверсия - интроверсия -0,553 0,581 15,958 16,259

Нейротизм -4,880 0,000* 12,195 15,704

Ложь 4,589 0,000* 12,263 9,654

Примечание: *- значимые различия между группами при

Данные табл. 3 указывают на то, что достоверно значимые различия между старшими и младшими подростками выявлены по следующим показателям: «психотизм», «нейротизм», «ложь».

Среднее значение по шкале «ложь» выше в группе старших подростков, что соответствует результатам, полученным по опроснику «Мини-мульт», и характеризует их как более скрытных и менее искренних. Младшие подростки отличаются более высокими значениями по параметрам «психотизм» и «нейротизм». Повышение среднего значения по шкале «психотизм» характеризует младших подростков как более социально дезадаптированных и склонных к антисоциальному поведению, эгоцентричных, враж-

Результаты сравнительного анализа черт

обследованных

<0,05.

дебно настроенных по отношению к окружающим, конфликтных. Повышение значений по шкале «нейротизм» у младших подростков указывает на их эмоциональную неустойчивость, неуравновешенность, низкую стрессоустойчивость, склонность к раздражительности и частым сменам настроения с преобладанием негативных эмоций. Можно предположить, что среди детерминантов, определяющих девиантное поведение подростков, наибольшее значение имеют возрастные изменения, полоролевая идентификация личности, стремление к самостоятельности и автономности своего поведения, конфликт между автономностью и принадлежностью к семье и своей социальной группе.

Таблица 4

ичности младших и старших подростков, о опроснику FPI

Наименование показателя Т-критерий Уровень значимости Р<0,05 Среднее значение

>16 N=190 <16 N=81

Невротичность -3,588 0,000* 6,116 7,889

Спонтанная агрессивность -3,331 0,001* 5,768 6,963

Депрессивность -5,640 0,000* 5,642 7,901

Раздражительность -5,154 0,000* 5,342 6,938

Общительность 2,423 0,016* 9,089 8,198

Уравновешенность 1,217 0,225 5,663 5,358

Реактивная агрессивность -1,861 0,064 4,979 5,469

Застенчивость -3,404 0,001* 3,937 4,951

Открытость -4,548 0,000* 8,637 10,074

Экстраверсия - интроверсия -0,041 0,967 7,495 7,506

Эмоциональная лабильность -5,343 0,000* 5,742 7,716

Маскулинность - фемининность 0,619 0,536 8,595 8,407

Примечание: * - значимые различия между группами при

Данные табл. 4 свидетельствуют о том, что значимые различия были выявлены по следующим показателям: «невротичность», «спонтанная агрессивность», «депрессив-ность», «раздражительность», «общительность», «застенчивость», «открытость», «эмоциональная лабильность».

Старшие подростки отличаются повышением значения по шкале «общительность», что характеризует их как более коммуника-

Р<0,05.

бельных и социально активных. Значения по шкале «открытость» выше у младших подростков, что указывает на их большую откровенность во время исследования и стремление к доверительному взаимодействию. Различия, выявленные по показателю «застенчивость», указывают на то, что младшие подростки более скованные, зажатые и неувереные в себе, склонные испытывать сложности в установлении межличностных

контактов. Они больше, чем старшие подростки, озабочены взаимоотношениями с окружающими, склонны к стрессовому реагированию на незначительные стимулы. Данная черта личности, по-видимому, является временной возрастной особенностью младших подростков и во многом связана с недостаточным коммуникативным опытом.

Повышение значений по шкалам «спонтанная агрессивность» и «раздражительность» у младших подростков указывает на

их низкий самоконтроль, а также склонность к аффективным вспышкам и импульсивному поведению. Значения по шкалам «невро-тичность», «эмоциональная лабильность» и «депрессивность» выше у младших подростков, что указывает на их нестабильное психоэмоциональное состояние, преобладание негативных эмоций над положительными, внутреннюю напряженность, тревогу, неуверенность в себе, склонность к частым сменам настроения.

Таблица 5

Результаты сравнительного анализа черт личности младших и старших подростков, обследованных по опроснику ИТО (Л. Н. Собчик)

Наименование показателя Т-критерий Уровень значимости Р<0,05 Среднее значение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>16 N=190 <16 N=81

Ложь 2,600 0,010* 3,758 3,086

Аггравация -4,864 0,000* 2,011 3,309

Экстраверсия 2,216 0,028* 6,116 5,506

Интроверсия -1,427 0,155 4,305 4,667

Спонтанность 3,229 0,001* 5,432 4,728

Агрессивность -1,497 0,136 5,268 5,580

Ригидность 1,354 0,177 5,458 5,185

Сензитивность 0,977 0,329 4,747 4,519

Тревожность -2,926 0,004* 4,747 5,407

Лабильность -0,563 0,574 5,584 5,704

Лидерство 3,328 0,001* 11,542 10,235

Неконформность 1,139 0,256 10,700 10,309

Конфликтность -0,098 0,922 10,732 10,765

Индивидуализм -0,248 0,804 9,768 9,852

Зависимость -0,349 0,727 9,058 9,185

Конформность -1,379 0,169 9,400 9,926

Компромиссность -2,310 0,022* 10,332 11,111

Коммуникативность 1,201 0,231 11,700 11,210

Примечание: * - значимые различия между группами при Р<0,05.

Из табл. 5 видно, что сравнительный анализ черт личности младших и старших подростков, обследованных по опроснику ИТО, позволил установить достоверно значимые различия по следующим показателям: «ложь», «аггравация», «экстраверсия», «спонтанность», «тревожность», «лидерство», «компромиссность».

Значения по шкалам «ложь», «экстраверсия» и «спонтанность» достоверно выше в группе старших подростков, а по шкалам «аггравация» и «тревожность» - в группе младших подростков. Таким образом, старшие подростки сохраняют тенденцию к более неискреннему поведению по сравнению с младшими. Они характеризуются самоуверенностью, общительностью, импульсивностью, раскрепощенностью, склонностью к риску и поиску новых ощущений. Младшие подростки напротив отличаются повышенной тревожностью, склонностью к беспокойству и переживаниям. Они более

откровенны, а также стремятся к преувеличению значимости собственных проблем и недостатков.

Несоверешннолетние различаются по стилям социального взаимодействия. Так, в группе старших подростков преобладает «лидерство», а в группе младших - «ком-промиссность». Таким образом, старшие подростки стремятся к самоутверждению в среде сверстников, считая себя взрослыми и самостоятельными, они стараются подчеркнуть это в межличностном взаимодействии, тогда как младшим подросткам свойственна общая неудовлетворенность собой, застенчивость, неуверенность в собственных силах, что заставляет их занимать позиции, не связанные с жестким противостоянием.

Таким образом, сравнительный анализ позволил установить возрастные различия в чертах личности девиантных подростков. Правонарушители старшего подросткового

возраста (>16 лет) характеризуются устойчивой склонностью ко лжи, общительностью, экстравертированностью, самоуверенностью, спонтанностью и стремлением к лидерству, младшего подросткового возраста (<16 лет) - эмоциональной нестабильностью, слабым волевым контролем, внутренней психической напряженностью, интровертированностью, повышенной

агрессивностью и враждебным отношением к окружающим. В стрессовых ситуациях несовершеннолетние младше 16 лет склонны реагировать по пассивно-оборонительному типу, в конфликтах преимущественно прибегают к компромиссному поведению, для них характерны эмоциональные колебания от экзальтации к депрессии, в структуре их личности преобладают такие черты, как нейротизм, психотизм, раздражительность, тревожность, застенчивость, депрессив-ность, эмотивность.

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: URI: https://rg.ru/2016/06/28/profilaktika-dok.html (дата обращения: 03.l1.20l6).

2 См.: URI: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 15.11.2016).

3 См.: Олпорт Г. Становление личности : избр. тр. М., 2002.

4 См.: Cattell R. B. The scientific use of factor analysis in behavioral and life sciences. New York ; London, 1978.

5 См.: Айзенк Г. Ю. Структура личности. М., 1999.

6 См.: McCrae R. R. Personality in adulthood: a five-factor theory perspective. New York, 2006.

7 См.: Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1996.

8 См.: Никитин А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте : дис. . канд. психол. наук. М., 2006.

9 См.: Жарновецкая Н. Ю. Возрастно-половые особенности восприятия агрессивности : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006.

10 См.: Крючкова А. С. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек : дис. ... канд. псих. наук. М., 2006.

Выявленные личностные особенности согласуются с тенденциями, характерными для младшего и старшего подросткового возраста. Мощные нейроэндокринные перестройки в период полового созревания приводят, с одной стороны, к повышению активности младших подростков, а с другой - к снижению контролирующих функций. Вследствие чего поведение становится более агрессивным, неустойчивым, противоречивым и плохо контролируемым, что создает благоприятную почву для формирования противоправного поведения. С возрастом эмоциональное состояние стабилизируется, становится более адекватным, но при этом старшие подростки проявляют в поведении излишнюю самоуверенность, доминантность, низкую критичность к себе, склонность к импульсивным и рискованным поступкам, что также может способствовать различным антисоциальным действиям.

1 Sm.: URI: https://rg.ru/2016/06/28/profilaktika-dok.html (data obrashhenija: 03.11.2016).

2 Sm.: URI: https://mvd.rf/Deljatelnost/statistics (data obrashhenija: 15.11.2016).

3 Sm.: Olport G. Stanovlenie lichnosti : izbr. tr. M., 2002.

4 Sm.: Cattell R. B. The scientific use of factor analysis in behavioral and life sciences. New York ; London, 1978.

5 Sm.: Ajzenk G. Ju. Struktura lichnosti. M., 1999.

6 Sm.: McCrae R. R. Personality in adulthood: a five-factor theory perspective. New York, 2006.

7 Sm.: Kovalev P. A. Vozrastno-polovye osobennosti otrazhenija v soznanii struktury sobstvennoj agressivnosti i agressivnogo povedenija : dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 1996.

8 Sm.: Nikitin A. V. Psihologicheskie osobennosti agressivnogo povedenija v podrostkovom vozraste : dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2006.

9 Sm.: Zharnoveckaja N. Ju. Vozrastno-polovye osobennosti vosprijatija agressivnosti : dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2006.

10 Sm.: Krjuchkova A. S. Specifika sootnoshenija agressivnosti so svojstvami temperamenta u junoshej i devushek : dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.