Научная статья на тему 'Личностные особенности и психическое здоровье детей и подростков с артериальной гипертензией различного генеза*'

Личностные особенности и психическое здоровье детей и подростков с артериальной гипертензией различного генеза* Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПОДРОСТКИ / АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нефедова Ж. В., Слободская Е. Р.

В выборке детей и подростков 11-18 лет с артериальной гипертензией (АГ) исследовали индивидуальные особенности с помощью личностных опросников Айзенка и Грея-Уильсона и психическое здоровье с по мощью опросника "Сильные стороны и трудности". У 26 пациентов диагностирована АГ на фоне синдро ма недифференцированного варианта мезенхимальной дисплазии соединительной ткани, 27 как прояв ление гипоталамического синдрома, 18 эссенциальная гипертензия. Существенных различий между группами пациентов не выявлено. При сравнении с репрезентативной выборкой школьников у подростков с клинически выраженной АГ отмечены повышенный контроль поведения с подавлением нежелательных проявлений, склонность к отрицательным эмоциям и трудности в общении со сверстниками. При этом у мальчиков с АГ отличие показателей психического здоровья от среднего уровня в популяции касается в основном поведенческих проблем, а у девочек эмоциональных, так что отклонения психического здоро вья у пациентов разного пола имеют разнонаправленный характер. Эти данные позволяют предполагать существенную роль личностных факторов в патогенезе АГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нефедова Ж. В., Слободская Е. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY AND MENTAL HEALTH IN ADOLESCENTS WITH HYPERTENSION OF DIFFERENT ORIGIN

Personality and mental health was studied in 71 adolescents with hypertension in comparison with a representative sample of schoolchildren. In 26 patients hypertension was associated with undifferentiated mezenchimal dysplasia of conjunctive tissue, 27 patients had hypothalamic syndrome, and 18 patients had diagnosis of essential hypertension. Personality was assessed by Eysenck Personality Questionnaire (EPQ) and Gray-Wilson Personality Questionnaire (GWPQ), mental health was evaluated by the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ). Personality and problem scores did not differ among different types of hypertension. When compared with controls, hypertensive patients were lower on Psychoticism, and higher on Neuroticism, while patients with hypothalamic syndrome were higher on Introversion and Behavioural Inhibition. On the whole, patients with hypertension were higher in behavioural control, negative emotionality and peer problems. Gender was a significant factor, so that hypertensive boys were lower than controls on externalizing problems, while hypertensive girls were higher than controls on interanalizing problems. As a result, total problem score in hypertensive boys was lower and in hypertensive girls was higher than in the general sample. The findings indicate the importance of personality in pathogenesis of hypertension.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности и психическое здоровье детей и подростков с артериальной гипертензией различного генеза*»

УДК 616.12.-008.331.1:616.-05:616.053.6 Ж.В. Нефедова, Е.Р. Слободская

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА*

Новосибирская государственная медицинская академия МЗ РФ ГУ НИИ физиологии СО РАМН, Новосибирск

В выборке детей и подростков 11-18 лет с артериальной гипертензией (АГ) исследовали индивидуальные особенности с помощью личностных опросников Айзенка и Грея-Уильсона и психическое здоровье с помощью опросника "Сильные стороны и трудности". У 26 пациентов диагностирована АГ на фоне синдрома недифференцированного варианта мезенхимальной дисплазии соединительной ткани, 27 - как проявление гипоталамического синдрома, 18 - эссенциальная гипертензия. Существенных различий между группами пациентов не выявлено. При сравнении с репрезентативной выборкой школьников у подростков с клинически выраженной АГ отмечены повышенный контроль поведения с подавлением нежелательных проявлений, склонность к отрицательным эмоциям и трудности в общении со сверстниками. При этом у мальчиков с АГ отличие показателей психического здоровья от среднего уровня в популяции касается в основном поведенческих проблем, а у девочек - эмоциональных, так что отклонения психического здоровья у пациентов разного пола имеют разнонаправленный характер. Эти данные позволяют предполагать существенную роль личностных факторов в патогенезе АГ._

Ключевые слова: личность, психическое здоровье, подростки, артериальная гипертензия

Решение вопросов ранней диагностики, лечения профилактики артериальной гипертензии (АГ) представляет актуальную проблему в связи с тем, что АГ -наиболее существенный фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний, самая частая причина заболеваемости и смертности в разных странах, причем в последние годы прослеживается отчетливая тенденция к ее "омоложению" [3, 4]. По сведениям различных авторов, у детей и подростков АГ регистрируется с частотой от 2 до 18% [3, 7], при этом нередко АГ протекает бессимптомно, что затрудняет ее диагностику и своевременное лечение.

В литературе на протяжении многих лет обсуждаются психологические особенности лиц с повышенным артериальным давлением (АД). Следуя психоаналитической традиции, исследователи считали, что в развитии эссенциальной гипертонии (ЭГ) существенную роль играет подавление враждебности, гнева и агрессивности. При этом не только усилен контроль поведения, но сознательно или неосознанно блокируются и сами аффекты. Такие же личностные особенности были отмечены и у молодых людей с повышенным уровнем АД. Однако в дальнейшем гипотеза о подавленной враждебности гипертонической личности была подвергнута критике и так и осталась необоснованной [6].

Взаимосвязи между поведением, эмоциями и АД рассматривали в связи с типом поведения А, описанным в 1959-60 гг. Фридманом и Розенманом [14]. Поведение типа А характеризуется соперничеством, нетерпением, повышенной агрессивностью, враждебностью и склонностью к гневу. Розенман предположил, что в основе соперничества может лежать подавленная тревожность, что заставляет вспомнить феномен подавления агрессивности, описанный пятьдесят лет назад у гипертонической личности. Однако исследования поведения типа А на протяжении 15 лет не подтвердили его связь ни с

повышенным уровнем АД, ни с повышенной частотой артери- альной гипертонии [14].

Последнее время с повышенным уровнем АД и эс-сенциальной гипертонией связывают три глобальные черты личности: отрицательную эмоциональность, сниженное выражение эмоций и оборонительность [9]. На основе этих данных выделен личностный тип поведения - Д, характеризующийся двумя особенностями: отрицательной эмоциональностью и социальным торможением, т. е. подавлением проявления эмоций и другого поведения в социальных ситуациях [8].

Феномен подавления тревоги в последние годы изучают в связи с так называемым репрессивным стилем преодоления, при котором низкая тревожность по данным самооценки сочетается с высокими показателями социальной желательности [13]. Вполне возможно, что механизмы подавления нежелательных эмоций у "ре-прессоров" и лиц с повышенным АД могут быть сходны. Социальная желательность, например, напоминает неоднократно отмеченную у гипертонических личностей старательность. Интересно отметить, что в некоторых исследованиях у взрослых и подростков с АГ выявлен повышенный уровень личностной тревожности, в то время как уровень реактивной тревожности был связан с АГ обратным соотношением [5].

Ранее мы обнаружили в выборке из популяции, что у подростков с повышенным АД ниже агрессивность, менее выражено делинквентное поведение и мыслительные расстройства, меньше жалоб на здоровье и значительно меньше проблем в целом. Это позволяет предполагать, что повышению АД сопутствует подавление враждебных эмоций, несоответствующего поведения и неподходящих мыслей и чувств [15]. Для проверки этих предположений необходимо связать устойчивые индивидуальные особенности поведения и эмоционального реагирования с механизмами развития гипертензии.

В последние годы интенсивно разрабатываются теории, объясняющие личностные особенности свойствами нейрофизиологических систем, контролирующих эмоции, поведение и их вегетативное обеспечение. Биологическая теория Айзенка выделяет факторы психотизма, экстраверсии и нейротизма, а также шкалу социальной желательности. Нейропсихологическая теория Грея [1], основывается на системах активации поведения (САП) и его торможения (СТП). Активация поведения обеспечивает реакции на привлекательные стимулы, а ТП реагирует на неопределенность, новую обстановку и угрозу наказания; она ответственна за проявления тревоги.

Ранее мы показали, что подростки с высоким уровнем АП, экстраверсии и психотизма предрасположены к проблемам с поведением, а индивиды с высоким уровнем ТП и нейротизма предрасположены к отрицательным эмоциям, тревоге, страхам, депрессии и психосоматическим расстройствам [12]. Социальная желательность предрасполагает к подавлению отрицательных эмоций и неодобряемых форм поведения. Однако последние данные о связи личностных особенностей с ги-пертензией получены на взрослых. Поскольку есть основания полагать, что эти взаимосвязи формируются в подростковом возрасте - периоде становления личности и стилей преодоления, - то целью настоящего исследования было изучение личностных особенностей и психического здоровья подростков с АГ различного ге-неза.

Методика. Обследовали 71 пациента (41 мальчик и 30 девочек) кардиоревматологического отделения детской клинической больницы № 1 с установленным диагнозом АГ [4]. Средний возраст обследованных -14,6±1,4 (от 11 до 18) лет. В качестве контрольной группы использована рандомизированная выборка 229 школьников 11-16 лет (102 мальчика и 127 девочек) [2].

Большинство пациентов (73%) жили в полных семьях с двумя биологическими родителями, 16 человек (22%) - только с одной матерью и трое (4%) - с матерью и отчимом; по этим показателям отличий от контрольной группы не было. Больше половины пациентов (66%) были единственными в семье детьми, в контрольной группе единственные дети составляли 35% выборки; эти различия достоверны: %2 (1)=21,44; р<0,000.

Данные об индивидуальных особенностях и психическом здоровье пациентов собирали в 2001-2002 гг с помощью форм для родителей и самооценки; количество заполненных опросников каждого вида несколько различалось. Кроме того, при поступлении в кардиорев-матологическое отделение детской клинической больницы больным предлагали ответить на вопросы о социально-экономическом положении, используя опросники.

Личностный опросник Грея - Уильсона был предназначен для оценки чувствительности двух ней-ропсихологических систем, контролирующих эмоциональные и поведенческие реакции индивида на стимулы награды и наказания: активации поведения и его торможения [12]; личностный опросник Айзенка для подростков - для оценки четырех суперфакторов личности: экстраверсии/ интроверсии, нейротизма, психотизма и диссимуляции [12].

Для оценки психического здоровья использовали опросник "Сильные стороны и трудности " (ССТ) [11],

включающий пять шкал: эмоцио- нальные симптомы, проблемы с поведением, гиперактивность/невнимательность, проблемы со сверстниками и просоциальное поведение. Кроме того, оценивали общее число проблем, их длительность и влияние на каждодневную жизнь ребенка.

Полученные данные обрабатывали методами вариационной статистики; сравнения проводили с помощью различных схем дисперсионного анализа. Поскольку численность обследованных групп при различных видах анализа была неодинаковой, величина выборки в каждом случае указана отдельно.

Результаты. Обследованная выборка была разделена на три группы в соответствии с патогенетической формой АГ. У 26 пациентов документирована АГ на фоне синдрома недифференцированного варианта ме-зенхимальной дисплазии соединительной ткани (ДСТ). Основанием служили следующие признаки: изменения шейного отдела позвоночника (нестабильность дисков, подвывихи межпозвоночных суставов), изменения со стороны сердца (пролапс митрального клапана, добавочные хорды в полости левого желудочка), патология почек (дистопия), патология желчного пузыря (перегиб в области шейки, тела желчного пузыря), типичные внешние проявления (астеническое телосложение, сколиоз или кифоз позвоночника, плоскостопие, миопия, гипермобильность суставов, реберный горб, дефицит массы тела, гиперрастяжимость кожи).

До начала лечения у 30% больных показатели АД находились в диапазоне от 90°/оо до 95°/оо, что соответствует высокому уровню нормального АД (САД -127,3±2,2 мм рт.ст.; ДАД - 80,4±1,7 мм рт.ст.), у остальных пациентов величины АД превышали 95°/00, что можно было расценить как АГ (САД - 144,4±2,5 мм рт.ст.; ДАД - 89,7±3,3 мм рт.ст.).

У 27 пациентов была документирована АГ как проявление гипоталамического синдрома (ГС), возникновение которого впервые было зарегистрировано в пубертатном периоде жизни. У большинства детей ГС был связан с перенесенными травмами центральной нервной системы, реже - частыми носоглоточными инфекциями. Клиническими проявлениями этого синдрома были ускорение полового развития, увеличение роста и массы тела, нарушение менструального цикла, эндокринная дизрегуляция (гиперкортицизм, гиперальдостеронизм), нарушение терморегуляции, трофические изменения кожи (фолликулит; стрии от бледно-розовых до розово-фиолетовых в области наружных поверхностей живота, бедер, внутренних поверхностей плеч; участки гиперпигментации естественных складок). Показатели АД у 23% обследованных соответствовали высокому нормальному уровню АД (САД - 131,4± 2,2 мм рт.ст.; ДАД - 82,4±1,8 мм рт.ст.), у остальных - достигали уровня АГ (САД - 144,8±3,9 мм рт.ст.; ДАД - 88,6±4,4 мм рт.ст.).

У 18 пациентов документирована эссенциальная ги-пертензия. При верификации данного диагноза учитывали возникновение АГ, не связанное с патологией какого-либо органа. У всех больных с ЭГ имелся отягощенный наследственный анамнез по развитию АГ. Показатели систолического и/или диастоличе-ского АД превышали 95°/оо для соответствующего пола, возраста и роста (САД - 154,4±4,4 мм рт.ст.; ДАД -91,7±3,3 мм рт.ст.).

В группе ДСТ было равное количество мальчиков и девочек; в группе ЭГ мальчиков было вдвое больше, однако эти различия не были достоверны. В группе ЭГ дети были несколько старше, чем в остальных, но различия были недостоверны. По социально-экономическим характеристикам пациенты с различными формами АГ не различались.

В табл. 1 приведены личностные особенности подростков с АГ. Достоверных различий между группами не обнаружено ни по одной из личностных черт; при попарных сравнениях установлено, что выраженность экстраверсии у подростков с ГС была ниже, чем в двух других группах (р<0,05). В табл. 2 приведены показатели психического здоровья подростков с АГ. Различия между группами обнаружены только по одному показателю: родители относительно реже отмечали просоциа-льное поведение у подростков с ЭГ (при попарных сравнениях группы ЭГ и ДСТ различались; р<0,05). Сравнение личностных черт и психического здоровья пациентов и контрольной группы проводили при помощи двухфакторного многомерного дисперсионного анализа "Апсоуа 2" (пол: девочки уз мальчики) х 2 (АГ: пациенты уз контроль); возраст вводили в качестве ковариации.

Анализ данных личностных опросников в целом выявил достоверный вклад факторов пола Б (6, 250)=7,24; р=0,000; возраста Б (6, 250)=2,52; р=0,02 и АГ, Б (6, 250)=2,49; р=0,02. У пациентов с АГ уровень психотизма был ниже, чем в контрольной группе, Б (1, 256)=6,83; р=0,009, а нейротизма - несколько выше: Б (1, 256)=3,51; р=0,062. При сравнении с контролем каждой группы пациентов наибольшие отличия выявлены у подростков с ГС, Б (6, 211)=2,91; р=0,01. Они отличались интровертированностью Б (1,219)=8,33; р=0,004 и торможением поведения Б (1, 219)=4,16; р = 0,04. У пациентов с ЭГ уровень психотизма был ниже, чем в контрольной группе, Б (1, 229)=6,39; р=0,04.

Анализ данных опросников ССТ для подростков выявил вклад факторов пола Б (6, 274)=5,94; р=0,000 и АГ, Б (6, 274)=2,53; р=0,02. Взаимодействие этих факторов влияло на эмоциональные симптомы Б (1, 279)=6,42; р=0,01; проблемы с поведением Б (1, 279)=4,00; р=0,05; гиперактивность Б (1, 279)=9,22; р=0,003 и общее число проблем Б (1, 279)=10,36; р=0,001. Поэтому анализ провели в подгруппах разного пола под контролем возраста (рис. 1). У мальчиков выявлен достоверный эффект АГ в целом Б (6, 128)=3,30; р=0,005: у пациентов - значительно меньше отклонений, чем в контрольной группе, Б (1, 133)= 4,37; р=0,04, в основном за счет проблем с поведением Б (1, 133)=5,26; р=0,02, и гиперактивности Б (1, 133)=9,87; р=0,002. У девочек с АГ, напротив, общее число проблем было больше, чем в контрольной группе, Б (1, 145)=5,90; р=0,02, в основном за счет эмоциональных симптомов Б (1, 145)=6,90; р=0,01; проблемы оказывали большее влияние на каждодневную жизнь Б (1, 145)=4,86; р=0,03 (рис. 1).

При сравнении с контролем каждой группы пациентов в отдельности наибольшие отличия выявлены у пациентов с ГС: Б (6, 230)=2,26; р=0,038. Взаимодействие факторов АГ и пола оказывало достоверное влияние на

проблемы со сверстниками Б (1, 235)=5,10; р=0,025, проблемы с поведением Б (1,235)=3,82; р=0,05; гиперактивность Б (1, 235)=7,31; р=0,007 и общее число проблем Б (1, 235)=9,07; р=0,003. Анализ в подгруппах разного пола под контролем возраста выявил у мальчиков достоверный эффект ГС в целом Б (6, 103)=3,17; р=0,007: у пациентов были менее выражены проблемы с поведением Б (1, 108)=6,40; р=0,01 и гиперактивность Б (1, 108)=9,98; р=0,002, чем в контрольной группе (рис. 2). У девочек также имелся эффект ГС в целом Б (6, 121)=2,29; р=0,04: у пациентов было значительно больше отклонений Б (1, 126)=6,30; р=0,01, в основном за счет проблем со сверстниками Б (1, 126)=9,38; р=0,03, и эмоциональных симптомов Б (1, 126)=4,71; р=0,03.

Анализ данных опросников ССТ для родителей в целом выявил достоверный вклад фактора АГ, Б (6, 248)=2,13; р=0,05; пол и возраст не имели существенного значения; взаимодействий между факторами не выявлено. У пациентов было значительно больше проблем со сверстниками Б (1, 253)=4,51; р=0,035 и эмоциональных симптомов Б (1, 253)=8,88; р=0,003, чем в контрольной группе. При сравнении с контролем каждой группы пациентов установлено, что у подростков с ЭГ проблемы оказывали большее влияние на каждодневную жизнь Б (1, 230)=5,78; р=0,017. У пациентов с ДСТ отклонения психического здоровья были менее продолжительными Б (1, 158)=5,13; р=0,025 и меньше обременяли семью Б (1,158)=4,12; р=0,044. Психическое здоровье пациентов с ГС в целом отличалось от контрольной группы Б (6, 229)=2,41; р=0,028: у них было значительно больше отклонений Б (1, 234) =3,90; р=0,05 за счет проблем со сверстниками Б (1, 234)=4,60; р=0,04 и эмоциональных симптомов Б (1, 234)=8,36; р=0,004.

Настоящая работа была посвящена изучению личностных особенностей и психического здоровья подростков с АГ различного генеза: на фоне синдрома недифференцированного варианта мезенхимальной дисплазии соединительной ткани как проявление гипоталамиче-ского синдрома и эссенциальной гипертензии. Данные предшествующих исследований позволяют предположить, что повышенному АД сопутствуют склонность к отрицательным эмоциям и тенденция подавлять свои чувства и их открытое проявление. Что касается психического здоровья, то в выборке из популяции повышенное АД сопровождалось значительно меньшим уровнем эмоциональных и поведенческих проблем. Учитывая то, что соматическое заболевание и госпитализация во время учебного года являются значительным стрессиру-ющим событием для подростка-школьника, мы не выдвигали определенной гипотезы о выраженности психопатологии в обследованной выборке пациентов стационара.

Полученные нами данные не выявили существенных различий между группами пациентов с ДСТ, ГС и ЭГ. При сравнении с контрольной группой оказалось, что у пациентов с АГ уровень психотизма значительно ниже, а нейротизма - несколько выше, чем у обычных школьников. Это означает, что подростки с АГ по сравнению со здоровыми сверстниками отличаются большей осторожностью и мягкосердечием; они менее импульсивны,

* Статья написана при поддержке грантов Фонда содействия отечественной медицине, РФФИ № 04-06-80028-а и РГНФ № 04-06-00-477а

более ответственны и меньше нуждаются в острых ощущениях. Кроме того, они несколько более тревожны и несчастны, а также имеют о себе невысокое мнение [10].

При более детальном анализе оказалось, что больше всего от контрольной группы отличались пациенты с ГС: у них были значительно более выражены интровер-сия и торможение поведения. Интроверты обычно тихие, склонны к уединению и интроспекции; людям предпочитают книги; замкнуты и сдержанны с людьми, за исключением близких друзей. Они не любят возбуждение, держат свои чувства под контролем и редко проявляют агрессивность. Они надежны, немного пессимистичны и придают большое значение этическим принципам [10]. Выраженное торможение поведения у подростков с ГС позволяет предположить у них повышенный уровень тревоги.

При исследовании психического здоровья пациентов оказалось, что мальчики с АГ отмечают у себя значительно меньше проблем, чем их сверстники из общей выборки, особенно это касается проблем с поведением, что позволяет говорить о повышенном уровне контроля. Девочки с АГ, напротив, отмечают более выраженные проблемы, чем их сверстники из общей выборки, в первую очередь за счет эмоциональных, т.е. внутренних, проблем. Родители пациентов оценивают психическое здоровье своих детей хуже, чем родители в общей выборке подростков, в первую очередь за счет эмоциональных проблем и проблем со сверстниками. При сравнении подгрупп с АГ различного генеза оказалось, что изменение показателей психического здоровья наиболее выражено у пациентов с ГС.

Результаты нашего исследования согласуются с полученными ранее данными взрослых пациентов с АГ и лиц с повышенным уровнем АД. У подростков с клинически выраженной АГ отмечаются повышенный контроль поведения с подавлением нежелательных проявлений, склонность к отрицательным эмоциям и трудности в общении со сверстниками. При этом важное значение имеет пол: у мальчиков с АГ отличие показателей психического здоровья от среднего уровня в популяции касается в основном поведенческих проблем, а у девочек -эмоциональных, так что общая оценка отклонений психического здоровья у пациентов разного пола имеет разнонаправленный характер. Эти данные позволяют предполагать существенную роль личностных факторов в патогенезе АГ. В связи с этим можно рекомендовать включение в программы профилактики и коррекции АГ соответствующих методов психотерапии.

В работе использованы данные Новосибирского исследования психического здоровья детей, проведенного при поддержке Уэллком Траста (The Wellcome Trust). Авторы выражают признательность родителям и детям, заполнявшим опросники.

PERSONALITY AND MENTAL HEALTH IN ADOLESCENTS WITH HYPERTENSION OF DIFFERENT ORIGIN

Zh.V. Nefedova, E.R. Slobodskaya

Personality and mental health was studied in 71 adolescents with hypertension in comparison with a representative sample of schoolchildren. In 26 patients hypertension was associated with undifferentiated mezenchimal dysplasia of conjunctive tissue, 27 patients had hypothalamic syndrome, and 18 patients had diagnosis of essential hypertension. Personality was assessed by Eysenck Personality Questionnaire (EPQ) and Gray-Wilson Personality Questionnaire (GWPQ), mental health was evaluated by the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ). Personality and problem scores did not differ among different types of hypertension. When compared with controls, hypertensive patients were lower on Psychoticism, and higher on Neuroticism, while patients with hypothalamic syndrome were higher on Introversion and Behavioural Inhibition. On the whole, patients with hypertension were higher in behavioural control, negative emotionality and peer problems. Gender was a significant factor, so that hypertensive boys were lower than controls on externalizing problems, while hypertensive girls were higher than controls on interanalizing problems. As a result, total problem score in hypertensive boys was lower and in hypertensive girls was higher than in the general sample. The findings indicate the importance of personality in pathogenesis of hypertension.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГрейДж. Нейропсихология эмоций и структура личности / Дж. Грей // Журн. высшей нервной деятельности. 1987. Т. 37. Вып. 6. С. 1011-1024.

2. К вопросу о психическом здоровье детей / Е.Р. Слободская, Г.Г. Князев, М.В. Сафронова, Р. Гудман // Педагогическое обозрение. 2002. № 33. С. 12-13.

3. Леонтьева И.В. Артериальная гипертензия у детей и подростков (лекция для врачей) / И.В. Леонтьева // Приложение к журн. Рос. вестник перинатол. и педиатр. 2000. 43 с.

4. Рекомендации по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертензии // Всероссийское общество кардиологов. Ассоциация детских кардиологов России. Волгоград, 2003. 16 c.

5. Роль отдельных личностных характеристик в процессе формирования артериальной гипертензии у подростков /Л.Н. Игишева, О.Л. Тарасова, Е.В. Янко, В.П. Строева // Педиатрия. 1998. № 6. С. 52-54.

6. Рухманов А.А. Личностные аспекты психосоматических взаимоотношений при гипертонической болезни (Обзор) // Журн. невропатол. И психиатр. им. С.С. Корсакова. 1985. Т. 85. Вып. 6. С. 915-925.

7. Цыгин А.Н. Артериальная гипертензия у детей / А.Н. Цыгин // Рус. мед. журн. 1998. Т. 6. №9. С. 574-578.

8. Denollet J. Type D personality. A potential risk factor refined / J. Denollet // J Psychosom Res. 2000. Vol. 49. P. 255-66.

9. Elevated blood pressure and personality: a meta-analytic review / R. S. Jorgensen, B. T. Johnson, M. E. Kolodziej, G. E. Schreer //Psychol Bull. 1996. Vol. 120. P. 293-320.

10. Eysenck H.J. Manual of the Eysenck Personality Profiler / H.J. Eysenck, G.D. Wilson. Guildford, UK: Psi-Press, 2000. Vol. 6. 244 p.

Таблица 1

Черты личности у подростков с разными формами артериальной гипертензии

Шкала Вся выборка ЭГ ДСТ ГС Различия

М±5 М±5 М±5 М±5 F

ЛОА (N=65-67) (N=17) (N=24-25) (N=24-25)

Экстраверсия 8,1± 2,8 8,9± 2,7 8,7± 2,6 7,0± 2,9 2,95

Нейротизм 7,9± 2,9 8,4± 3,4 7,4± 3,0 8,2± 2,5 0,70

Психотизм 0,6± 0,8 0,5± 0,6 0,6± 0,8 0,7± 1,0 0,14

Диссимуляция 6,2± 3,2 6,7± 3,1 5,9± 3,6 6,2± 3,2 0,34

ЛОГУ (N=66-67) (N=17) (N=25) (N=24-25)

САП 11,5± 5,9 9,6± 5,8 12,4± 6,3 12,0± 5,6 1,28

СТП 13,2± 5,6 12,2± 6,4 12,9± 5,7 14,3± 4,9 0,78

Примечание. ЭГ - эссенциальная гипертензия, ДСТ - АГ на фоне синдрома недифференцированного варианта мезен-химальной дисплазии соединительной ткани, ГС - АГ как проявление гипоталамического синдрома, ЛОА - личностный опросник Айзенка для подростков, ЛОГУ - личностный опросник Грея-Уильсона, САП - система активации поведения,

Таблица 2

Показатели психического здоровья подростков с разными формами АГ

Шкала Вся выборка ЭГ ДСТ ГС Различия

М±5 М±5 М±5 М±5 F

Данные родителей (N=30) (N=7) (N=12) (N=11)

Просоциальное поведение 7,8±2,0 6,3±1,2 8,5±1,9 8,1±2,1 3,26*

Эмоциональные проблемы 4,2±2,3 3,3±2,3 4,0±2,3 4,9±2,1 1,14

Проблемы с поведением 2,2±1,7 2,3±1,1 1,8±1,5 2,7±2,0 0,82

Гиперактивность 4,1±2,3 4,8±2,4 3,8±2,3 4,1±2,4 0,46

Проблемы со сверстниками 3,5±2,1 3,4±2,2 2,8±2,3 4,3±1,7 1,50

Общее число проблем 14,0±5,5 13,9 ±5,2 12,2±5,8 16,1±5,0 1,46

Влияние на жизнь ребенка 1,3±2,4 2,4±3,7 0,7±2,0 1,2±1,5 1,23

Данные самооценки (N=69) (N=18) (N=26) (N=25)

Просоциальное поведение 7,7±2,0 7,5±2,3 8,2±1,5 7,3±2,1 1,42

Эмоциональные проблемы 3,9±2,7 3,7±2,4 3,9±2,9 4,0±2,8 0,06

Проблемы с поведением 2,2±1,1 2,2±1,3 2,4±2,0 1,9±1,7 0,51

Гиперактивность 3,5±2,2 3,5±2,6 3,7±2,0 3,3±2,2 0,22

Проблемы со сверстниками 3,0±2,0 2,6±1,7 2,7±2,2 3,5±2,1 1,52

Общее число проблем 12,5±6,2 12,0±4,7 12,7±6,7 12,7±6,8 0,09

Влияние на жизнь ребенка 0,8±1,4 0,7±1,3 1,0±1,6 0,7±1,4 0,39

Примечание. ЭГ - эссенциальная гипертензия, ДСТ - АГ на фоне синдрома недифференцированного варианта мезен-химальной дисплазии соединительной ткани, ГС - АГ как проявление гипоталамического синдрома; * - р<0,05.

11. Goodman R. Psychometric properties of the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ) / R. Goodman // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2001. Vol. 40. P. 1337-1345.

12. Reactions of Russian adolescents to reward and punishment: a cross-cultural study of the Gray-Wilson Personality Questionnaire / H.R. Slobodskaya, G.G. Knyazev, M.V. Safronova, G.D. Wilson // Personality and Individual Differences. 2001. Vol. 30. № 7. P. 1211-1224.

□ - контроль; К1 - пациенты

Рис. 2. Психическое здоровье подростков с гипотала-мическим синдромом и в общей выборке.

Данные самооценки. * - р <0,05; ** - р<0,01

13. Repressive coping style and positive self-presentation / A. Furnham, K. V. Petrides, G. Sisterson, B. Baluch // Br J Health Psychol. 2003. Vol. 8. P. 223-49.

14. Rosenman R.H. Type A behavior pattern: a personal overview / R.H. Rosenman // J. Soc. Behav. Pers. 1990. Vol. 5. P. 1-24.

15. Slobodskaya H.R.. Competence and problems, physical development and autonomic nervous system (ANS) activity in Siberian adolescents /H.R. Slobodskaya, M.D. Roifman, S.G. Krivoschekov // Int. J. Circumpolar Health. 1999. Vol. 58. P. 176-187.

] - контроль; - пациенты

Рис. 1. Психическое здоровье подростков с артериаль ной гипертензией и в общей выборке.

Данные самооценки. * -р<0,05; ** -р<0,01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.