Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ'

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / духовно-нравственные ценности / подросток / подростковый возраст / возрастные особенности / education / spiritual and moral values / teenager / adolescence / age characteristics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Татьяна Константиновна, Королева Ольга Петровна, Лошкарева Мария Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению возрастных особенностей воспитания духовно-нравственных ценностей у подростков. Авторами представлен анализ исследований, которые показывают, что ориентации молодежи на отечественные духовно-нравственные ценности противоречивы. В исследованиях последних десятилетий выявлено, что современные школьники считают моральные установки общества произвольными, а люди свободны поступать так, как они считают нужным. Вместе с тем важно отметить, что просоциальные обязательства, проявляемые в межличностных отношениях, зарождаются именно в подростковом возрасте. Моральные ценности отражают представления подростков о правильном и неправильном и охватывают всю совокупность моральных норм и понятий, включая представления о счастье и несчастье, любви и ненависти, работе и честности. С помощью этих понятий подростки оценивают все, что происходит вокруг них, поступки их и других людей, а также правильность или неправильность их действий. Подростковый возраст это особое время в жизни человека, характеризующееся многочисленными и важными изменениями как на физическом, так и на психическом и социальном уровнях. Как возрастная стадия, варьирующаяся от наступления половой зрелости до приобретения социальной независимости, подростковый возраст является критическим периодом в развитии личности, переходным процессом от детства к взрослой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Татьяна Константиновна, Королева Ольга Петровна, Лошкарева Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the consideration of age-related characteristics of the education of spiritual and moral values in adolescents. The authors present an analysis of studies that show that young people’s orientations towards native spiritual and moral values are contradictory. In recent decades, research has revealed that modern schoolchildren consider the moral guidelines of society free and people should be free in their actions. At the same time, it is important to note that prosocial obligations manifested in interpersonal relationships arise precisely in adolescence. Moral values reflect adolescents' ideas about the right and the wrong and cover the entire set of moral norms and concepts, including ideas about happiness and unhappiness, love and hate, work and honesty. According to these concepts, adolescents evaluate everything that happens around them, their own behavior and other people’s actions, as well as the correct or incorrect course of their actions. Adolescence is a special time in a person’s life characterized by numerous and important changes at physical, mental and social levels. As an age stage, ranging from the onset of puberty to the acquisition of social independence, adolescence is a critical period in personality development, a transition process from childhood to adulthood.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ»

10. Усова, П.А. Интерес к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» у сельских школ / П.А. Усова // Гуманитарные научные исследования. - 2019. - № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/ll/26244 (дата обращения: 11.10.2023)

11. Цветкова, И.В. Подходы к обучению школьников и студентов безопасности жизнедеятельности / И.В. Цветкова // Карельский научный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 48-52

12. Чуйкова, Л.Ю. Безопасность жизнедеятельности (лекционный курс) / Л.Ю. Чуйкова, Ю.С. Чуйков // Астраханский вестник экологического образования. - 2016. - № 4 (38). - С. 113-173

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Королева Ольга Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород); студент Лошкарева Мария Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению возрастных особенностей воспитания духовно-нравственных ценностей у подростков. Авторами представлен анализ исследований, которые показывают, что ориентации молодежи на отечественные духовно-нравственные ценности противоречивы. В исследованиях последних десятилетий выявлено, что современные школьники считают моральные установки общества произвольными, а люди свободны поступать так, как они считают нужным. Вместе с тем важно отметить, что просоциальные обязательства, проявляемые в межличностных отношениях, зарождаются именно в подростковом возрасте. Моральные ценности отражают представления подростков о правильном и неправильном и охватывают всю совокупность моральных норм и понятий, включая представления о счастье и несчастье, любви и ненависти, работе и честности. С помощью этих понятий подростки оценивают все, что происходит вокруг них, поступки их и других людей, а также правильность или неправильность их действий. Подростковый возраст - это особое время в жизни человека, характеризующееся многочисленными и важными изменениями как на физическом, так и на психическом и социальном уровнях. Как возрастная стадия, варьирующаяся от наступления половой зрелости до приобретения социальной независимости, подростковый возраст является критическим периодом в развитии личности, переходным процессом от детства к взрослой жизни.

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные ценности, подросток, подростковый возраст, возрастные особенности.

Annotation. The article is devoted to the consideration of age-related characteristics of the education of spiritual and moral values in adolescents. The authors present an analysis of studies that show that young people's orientations towards native spiritual and moral values are contradictory. In recent decades, research has revealed that modern schoolchildren consider the moral guidelines of society free and people should be free in their actions. At the same time, it is important to note that prosocial obligations manifested in interpersonal relationships arise precisely in adolescence. Moral values reflect adolescents' ideas about the right and the wrong and cover the entire set of moral norms and concepts, including ideas about happiness and unhappiness, love and hate, work and honesty. According to these concepts, adolescents evaluate everything that happens around them, their own behavior and other people's actions, as well as the correct or incorrect course of their actions. Adolescence is a special time in a person's life characterized by numerous and important changes at physical, mental and social levels. As an age stage, ranging from the onset of puberty to the acquisition of social independence, adolescence is a critical period in personality development, a transition process from childhood to adulthood.

Key words: education, spiritual and moral values, teenager, adolescence, age characteristics.

Введение. История развития стран, народов ицивилизаций доказывает, что именно духовность и вера преодолевают сложность мира и лежат в основе его развития. Воспитание духовно-нравственных ценностей тесно связано с формированием и социализацией личности. Семья и образовательные учреждения играют решающую роль в этом процессе. Государство ставит перед школой, перед педагогами задачу воспитания нравственной и активной личности, которая сможет решать многогранные проблемы развития нашей страны.

Изложение основного материала статьи. Анализ современной школьной практики показывает, что образовательный процесс не в полной мере отвечает своим воспитательным целям. Воспитание - это целенаправленный, систематический процесс с целым рядом воспитательных воздействий на человека, который является одновременно объектом и субъектом воспитания и занимает в нем центральное место. Внешняя среда, условия проживания подростков, их семья создают ситуации, в которых они адаптируются и используют различные формы поведения, которые не всегда являются социально приемлемыми. В системе школьного образования еще недостаточно развиты воспитательные механизмы формирования духовно-нравственных ценностей у подростков, поскольку преобладает формализм в школьном образовательном процессе, воспитательный потенциал образовательного пространства школы снижается из-за незавершенности программ формирования духовно-нравственных ценностей у молодежи. Исследования последних десятилетий показывают, что ориентации молодежи на отечественные духовно-нравственные ценности противоречивы. Школьники считают, что моральные установки общества произвольны и что люди должны быть свободны поступать так, как они считают нужным. Вместе с тем важно отметить, что просоциальные обязательства, проявляемые в межличностных отношениях, зарождаются именно в подростковом возрасте. Необходимо также принимать во внимание как эволюционные изменения, так и ситуационные различия в отношении моральных и социальных установок. В педагогической науке имеется целый ряд исследований, посвященных проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у детей и подростков (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Байбародова, Т.Г. Жарковская, Ю.В. Гербеев, Р.В. Овчарова и другие исследователи). Духовно-нравственные ценности - это совокупность этических идеалов, набор исторически и социально обусловленных высших принципов человеческой жизни [5]. Моральные ценности отражают представления подростков о правильном и неправильном и охватывают всю совокупность моральных норм и понятий, включая представления о счастье и несчастье,

любви и ненависти, работе и честности. С помощью этих понятий подростки оценивают все, что происходит вокруг них, поступки их и других людей, а также правильность или неправильность их действий. Сформированная у подростка система духовно-нравственных ценностей помогает привить уважение к окружающим и укрепить отношения с другими людьми, делать правильный выбор. Духовно-нравственное воспитание личности можно назвать сложным и многогранным процессом. В исследовании Ю.Е. Быковой и В.В. Котляровой определены критерии нравственной воспитанности подростков. Этими критериями являются «во-первых, показатель когнитивного критерия, его объем и полнота нравственного понятия и представления и во-вторых, эмоционально-ценностные критерии и их показатели: уверенность в необходимости ценностного отношения к людям, способность эмоционального переживания человеческих отношений, нравственного аспекта окружающей действительности, и в-третьих, показатели поведенческого критерия: способность дать поведению своему и окружающих, нравственную оценку, присутствие практического опыта, готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам поведения в социуме, степень самостоятельности личности в нравственном выборе, в ходе решения различных проблем, по принятым нравственным требованиям, правилам и нормам поведения» [11. Результативность нравственного воспитания определяется соблюдением подростками норм морали вопреки собственной выгоде и интересам без внешнего контроля или принуждения со стороны взрослых, особенно в условиях свободного морального выбора, когда возникает соблазн нарушить их.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях выделено множество категорий ценностей, но в целом их можно разделить на материальные и духовные. Ценности формируются в специально организованном (семья, школа) и условном (город, СМИ, друзья) воспитательном пространстве. Социолог и психолог С. В. Капиканов предлагает делить ценности на две группы: социально-деструктивные и социально-конструктивные [4]. Первая группа - это деньги, слава, комфорт и физические удовольствия. Эта группа ценностей разрушает общественные отношения, так как люди воспринимают друг друга как средство достижения определенной цели. Вторая группа - семья, любовь, вера и родина. Эта группа ценностей направлена на взаимопомощь, поддержку и солидарность. Система духовно-нравственных ценностей определяет нравственный компас человека, давая ему ощущение правильного и неправильного. Большая часть жизни людей определяется именно духовно-нравственными ценностями и способностью делать выбор на основе того, что они считают правильным или неправильным. В последние десятилетия общество переживает кризис духовно-нравственных ценностей как следствие беспрецедентного технического и научного прогресса, утраты моральных ориентиров, снижение качества образования, предоставляемого семьей и школой и т.д. Наиболее восприимчивыми к этим изменениям являются подростки [3]. Они восприимчивы к новизне и нонконформизму, и их желание выделиться заставляет их браться за все, что выходит за рамки обычного. Переживая возраст, в котором преобладают изменения на когнитивном, эмоциональном и биологическом уровнях, подростки пытаются понять мир более глубоким и абстрактным образом, они анализируют, ищут логические ответы и иногда принимают радикальные точки зрения, которые они решительно поддерживают.

Подростковый возраст - это особое время в жизни человека, характеризующееся многочисленными и важными изменениями как на физическом, так и на психическом и социальном уровнях. Как возрастная стадия, варьирующаяся от наступления половой зрелости до приобретения социальной независимости [4], подростковый возраст является критическим периодом в развитии личности, переходным процессом от детства к взрослой жизни. Термин «подростковый возраст» происходит от латинского «adolescere», что означает взросление. Существуют разные подходы к периодизации подросткового возраста. Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что временные рамки и особенности протекания пубертатного периода могут разниться в зависимости от индивидуальных особенностей человека и уровня развития общества, к которому он принадлежит [2]. При этом автор выделил две фазы: фазу влечений (негативную) и фазу интересов (позитивную). Фаза влечений характеризуется появлением новых приоритетов у личности, отмиранием старой системы ценностей, сменой референтной группы - на первое место выходят сверстники и общение с ними. Во время прохождения второй фазы - фазы интересов - у подростка происходит формирование самосознания и рефлексии, возникают новые интересы, часто связанные с будущей профессиональной деятельностью [2]. Значительные физические, когнитивные, эмоциональные и социальные изменения, характерные для этого периода, заставляют подростка чувствовать тревогу, неуверенность в себе, уязвимость, неподготовленность как из-за быстроты их проявления, так и из-за их интенсивности. Подросток «захвачен» эмоциями под воздействием гормональных изменений, определяющих изменения настроения, реакций и поведения, не характерных для предыдущего периода. Гормональные изменения могут влиять на самооценку подростков, их счастье, способность концентрироваться, агрессию, поведенческие проблемы и социальные отношения [7]. Американский психолог Г.С. Холл [8] утверждает, что подростковый возраст - это период «бури и стресса», поскольку подросток колеблется между крайностями: буйством и апатией, жестокостью и чувствительностью, трудолюбием и бездеятельностью. Это стадия эмоциональной суматохи и бунтарства, в которых подростки рискуют, ищут экстремальных ощущений и уникального опыта, экспериментируют, проверяют свои личные границы и стремятся постоянно совершенствоваться. Исследователи утверждают, что подростки часто охвачены тревогой, эмоциональным недомоганием [6]. Кризис идентичности (концепция, введенная Эриком Эриксоном в 1963 году) специфичен для этого возраста. Его специфическим элементом является вопрос «Кто я?», вопрос, на который подросток стремится найти ответ. Это ключевой момент, вокруг которого вращается вся жизнь индивида и который проявляется в серии внезапных изменений психологического и социального характера, которые начинаются примерно в 12-14 лет у девочек и 14-16 лет у мальчиков и которые состоят в систематическом отрицании своей прежней идентичности (личности ребенка) и сильное желание приобрести социальный статус взрослого [6] в попытке определить свою собственную идентичность. Идентичность включает в себя два понятия. Первое - это концепция «я», которое относится к набору убеждений подростка относительно своей собственной личности. Это касается убеждений в личных физических или умственных качествах, ролях и целях в построении карьеры в будущем, (например, какая работа у него или нее будет, когда они вырастут) и интересы, ценности (духовно-нравственные, политические и т.д.), убеждения. Второе понятие - это самооценка, которая включает в себя оценку того, что подростки чувствуют по отношению к себе, ценность (признательность) приписывается подростком самому себе. Самооценка - это конструкт, формируемый в результате социального сравнения, и может претерпевать, в частности, в подростковом возрасте, изменения, в зависимости от определенных факторов: успеха (неудачи, ожиданий, обратной связи от других, особенно от друзей, принятия) отвержения, самостоятельно установленных стандартов и т.д. Согласно исследованиям, низкая самооценка ассоциируется с рядом проявлений, таких как депрессия, недостаток энергии, недостаточная самооценка и неприятие комплиментов, чувство незащищенности и неадекватности, нереалистичные ожидания от самого себя, чувство неуверенности в будущем, чрезмерная застенчивость и недостаток смелости при выражении своего мнения, конформизм по отношению к тому, чего хотят другие, и принятие навязанных точек зрения. В их потребности в независимости формируется поведение подростка, которое начинает проявляться через личный стиль участия в общественной жизни, его духовно-нравственные установки и достигнутые результаты. Подросток старается быть оригинальным, креативным, непохожим на других, выделяться и быть узнанным, создавать стиль и находить свое место в мире. Потребность отличаться от других, быть уникальным проистекает из потребности открыть себя, сформировать свою

личность и закрепить себя в стабильной и глубокой идентичности. Все эти проявления способствуют формированию целостной, безопасной и устойчивой идентичности, самости, основанной на базовых духовно-нравственных ценностях. Важную роль в формировании идентичности играют поведенческие модели родителей, учителя, братьев и сестер, коллег, друзей или даже знаменитостей, у которых подростки заимствуют установки, поведение, нравственные ценности (или не ценности), черты характера, видение мира и жизни. Являясь основным конструктом подросткового возраста, идентичность также включает в себя моральное «я» или моральную совесть, которая в настоящее время моделируется и лежит в основе этического, нравственного поведения индивида по отношению к окружающим и в обществе. Сформированные в подростковом возрасте духовно-нравственные ценности в целом определяют способность различать добро и зло в жизни. Духовно-нравственное развитие тесно связано с когнитивным развитием. Лоуренсом Кольбергом (1927-1987) была разработана теория нравственного развития. Он выделил этапы, через которые проходит ребенок при формировании нравственных ценностей. Ученый выяснил, что человек развивается постепенно и моральные рассуждения становятся все более сложными по мере того, как индивид переходит от одной стадии жизни к другой. В своей теории Кольберг утверждает, что моральное суждение, лежащее в основе нравственного поведения, подразумевает шесть фаз развития, группированных по трем уровням: доконвенциональная, конвенциональная и постконвенциональная мораль. Доморальный или доконвенциональный уровень (от 4 до 10 лет) это уровень, при котором отсутствует личный моральный кодекс, а действия оцениваются по последствиям, возникающим в результате соблюдения или нарушения правил. Этот уровень состоит из двух подуровней: стадии морали слушания и стадии морали наивного инструментального гедонизма. Уровень общепринятой морали (от 10 до 13 лет), это уровень соответствия внешним нормам (удовольствие от признания морального поведения, от того, что тебя ценят как «хорошего» ребенка) и состоит из двух подэтапов: этап морали добрых отношений и стадии морали закона и порядка, на которой начинает формироваться чувство долга и ответственности. Уровень моральной автономии или интериоризации и личного принятия моральных принципов (старше 13 лет), при котором принятие моральных норм проявляется как форма идентификации с референтной группой путем разделения одних и тех же прав или обязанностей. Главной характеристикой этого уровня является зрелость моральных рассуждений, материализующаяся в склонности индивида отрешиться от стереотипов, существующих в определенное время в обществе, и от своей способности определять свои моральные ценности на своих собственных условиях. Это время, когда моральное суждение становится рациональным и интериоризированным, подчиненным уже усвоенному этическому кодексу. К подэтапам относятся: стадия договорной морали и стадия морали индивидуальных принципов поведения. Это время, когда собственная система духовно-нравственных ценностей человека кристаллизуется посредством личных значений, придаваемых понятиям справедливость, взаимность, равенство, достоинство. Это высшая стадия духовно-нравственного развития - люди, достигшие этой стадии, обладают очень сильными моральными убеждениями. Подростки критически воспринимают ценности, принципы, идеи общества и пытаются выстроить свою собственную систему ценностей. Они ищут свою собственную манеру самовыражения, используя конструкции и модели поведения и отношения, перенимая личную манеру реагирования, исследуя свои собственные пределы. Исследования по формированию духовно-нравственных ценностей показывают, что ценности, приобретаемые таким ребенком, в значительной степени обусловлены его личным и социальным взаимодействием с родителями, братьями и сестрами или другими взрослыми в семье или за его пределами. В частности, в учебной среде характер определяется набором моделей поведения, убеждений и установок, смоделированных через духовно-нравственные ценности, которые подростки усваивают: доброта, справедливость, уважение, честность, лояльность, терпимость, достоинство, понимание и т.д. Духовно-нравственное воспитание нового поколения нуждается в педагогическом поощрении и развитии чувства справедливости, независимости и внутренней свободы у всех учеников. Согласно Кольбергу (1976) [8], происходит максимальное усвоение моральных суждений на одну ступень выше текущего уровня, предполагая, что эффективное вмешательство включало бы структурирование морального дискурса таким образом, чтобы отразить этот тип когнитивного конфликта. Прогрессия моральной стадии, определенная Кольберг (1976) заключается в следующем:

Стадия 1: Ребенок придерживается одной точки зрения, точки зрения авторитета, и считает, что лучше всего подчиниться этому авторитету, чтобы избежать наказания.

Стадия 2: Ребенок рассматривает себя и других с точки зрения "я" и верит, что и он, и другие должны извлекать пользу из любого социального взаимодействия. Взаимность - это ключ к справедливости.

Стадия 3: Ребенок принимает точку зрения группы и считает, что лучше всего соответствовать групповым нормам, что может привести к одобрению со стороны группы.

Стадия 4: Подросток придерживается системной или социальной точки зрения и считает, что он(она) должен следовать закону ради него самого, чтобы поддерживать порядок в обществе.

Стадия 5: Человек формулирует свои собственные моральные принципы и ценностные ориентиры или абстрактные правила, которые руководят нравственным поведением.

Подростки, по всей вероятности, все еще иногда используют стадию 1, а также стадию 5. Теоретическая основа структуралистского подхода Кольберга к моральным рассуждениям предполагает предположение о том, что онтогенетические изменения происходят через инвариантную последовательность качественно различных стадий, причем каждая последующая стадия представляет собой интеграцию и иерархическую организацию предыдущих стадий [8].

Выводы. Таким образом, опыт нравственного поведения должен формироваться с детства, в процессе приоритетной ориентации школы на воспитание у учащихся духовно-нравственных ценностей. В учебных заведениях духовно-нравственное воспитание должно пронизывать весь учебный процесс. Осознавая, насколько важен учитель в формировании нравственного облика учащихся, от учителя требуется этичное поведение, основанное на выполнении своих профессиональных функций, быть объективным при оценке, терпимым, понимающим, открытым для своих учеников, последовательным в применении принципов и правил. Кроме того, учитель должен стимулировать развитие альтруизма, просоциального поведения (например, в процессе волонтерской деятельности и реализации социальных проектов). Механизмом, посредством которого работает духовно-нравственная парадигма учителя в современных условиях организации и функционирования образовательного процесса, является ценностно-смысловое духовно-нравственное личностное взаимодействие учителя и учащихся. Данные положения требуют дальнейшего обоснования, что позволяет выстроить систему методов, приемов, средств, видов и форм профессиональной деятельности учителя и, в конечном итоге, решить проблемы духовно-нравственного воспитания школьников [7].

Литература:

1. Быкова, Ю.Б. Формирование нравственных ценностей подростков в современных социокультурных реалиях / Ю.Б. Быкова, В.В. Котлярова // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-nravstvennyh-tsennostey-podrostkov-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-realiyah (дата обращения: 29.10.2023)

2. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский // Психологическое и социальное развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2021. - С. 135-137

3. Ромашкова, Е.И. Картотека форм нравственного воспитания учащихся / Е.И.Ромашкова. - М.: Сфера, 2020. - 279 с.

4. Капиканов, С.В. Ценности и общество: о влиянии ценностных предпочтений на совместную жизнь людей / С.В. Капиканов // Ценности и оценки: проблемы философии и науки: сб. науч. ст. - Смоленск, 2009. - Вып. 5. - С. 125-127

5. Казаченок, Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 5-9 классы. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок. - М.: Просвещение, 2019. - 240 с.

6. Кузнецов, М.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи как национальный проект: моногр. / М.Д. Кузнецов. -М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 196 с.

7. Лаврентьева, Л.И. Школа и нравственное воспитание личности / Л.И. Лаврентьева, А.Е. Сатарова, Э.Г. Ерина // Завуч начальной школы. - 2004. - №4. - С. 69-142

8. Пауэр, Ф.К. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию / Ф.К. Пауэр, Э. Хиггинс, Л. Кольберг // Психол. журн. - 1992. - Т. 13.-№3.-С. 175-182

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Носкова Юлия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье представлены теоретические положения, раскрывающие значение культуры профессиональной деятельности педагогов как системообразующего компонента в достижении качественного результата подготовки дошкольников. Авторы отмечают, что развитие культуры профессиональной деятельности педагога предопределяет ее качество с позиции гуманистических принципов современного дошкольного образования. Выделяют основные проблемы ее сформированности в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования. Культура профессиональной деятельности педагога рассматривается как личностно обусловленное, системно и динамично развивающееся образование, которое способствует профессиональной результативности и успешности. Выделены компоненты культуры профессиональной деятельности педагога дошкольного (исследовательская, проектировочная, организационная, коммуникативная и рефлексивная культура), владение которыми обеспечивает культурные способы в разных видах деятельности. Авторы предлагают условия, направленные на формирование культурных способов профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовании и определяют перспективу дальнейших исследований.

Ключевые слова: педагог дошкольного образования, культа профессиональной деятельности, исследовательская культура, проектировочная культура, организационная культура, коммуникативная культура, рефлексивная культура.

Annotation. The authors present theoretical principles that reveal the importance of the culture of professional activity of teachers. They view it as a system-forming component in achieving a high-quality result in the training of preschoolers.The authors note that the development of the culture of a teacher's professional activity predetermines its quality from the perspective of the humanistic principles of modern preschool education. There are the main problems of its formation in the professional activities of preschool teachers in the article. The culture of a teacher's professional activity is considered as a personally determined, systematically and dynamically developing education that contributes to professional effectiveness and success. It is necessary to formulate and describe research, design, organizational, communicative and reflective cultures because their possession provide using cultural methods in various types of activities. The authors propose conditions aimed at developing cultural ways of professional activity of teachers in preschool education and determine the prospects for further research.

Key words: preschool teacher, culture of professional activity, research culture, design culture, organizational culture, communicative culture, reflective culture.

Введение. Современные требования к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования предполагают решение профессиональных задач в области познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка соответствующими возрасту методическими приемами и дидактическими средствами. Поскольку педагог дошкольного образования решает различные профессиональные задачи, усиливается роль его субъектности, духовно-нравственной составляющей профессиональной деятельности, ответственности за непрерывность профессионально-личностного развития. Являясь носителем социально-значимого опыта, педагогу важно осуществлять воспитательно-образовательный процесс максимально эффективно, применяя способы, соответствующие культурной организации профессиональной деятельности. Именно культурные способы профессиональной деятельности педагога характеризуют его как профессионала, позволяя демонстрировать индивидуальный опыт как культурно-нравственный и социально значимый. Следовательно, вне зависимости от вида образовательной области очевидна важность культурных способов их реализации. Поэтому владение педагогом культурой профессиональной деятельности можно рассматривать как ее системообразующий компонент, который обеспечивает достижение, как качественного результата подготовки дошкольников, так и обеспечивая конкурентоспособность конкретного педагога и образовательной организации в целом [2].

Цель данной статьи состоит в теоретическом обосновании культуры профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования как условия ее качества.

Изложение основного материала статьи. Нормы профессиональной деятельности педагога, в том числе, дошкольного образования, актуализирует значимость развития профессионально культурных аспектов личности как наиболее востребованных социумом и отвечающего его запросам. Уровень развития культуры профессиональной деятельности педагога предопределяет ее качество с позиции гуманистических принципов современного дошкольного образования.

В рассматриваемом контексте педагог:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.