Материалы Международной конференции «Современная кардиология: эра инноваций»
состояние иммунитета, так и гемостаза. У женщин с хирургическим климаксом значительно возрастает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, это обусловлено атерогенными сдвигами в липидном профиле, дисбалансом в системе гемостаза, развитием дисфункции эндотелия и нарушениями микроциркуляция. Не маловажную роль в этом играют процессы лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии, участвующие в миграции клеток, развитии иммунных реакций, патогенезе атеросклероза, воспаления, тромбоза.
Цель работы: исследование лимфоцитарно-тромбоци-тарной адгезии у женщин с хирургическим климаксом.
Материал и методы. Обследованы 25 женщин (средний возраст 45±5,3 года) в состоянии хирургической постменопаузы, имеющие клинические и лабораторные (уровень фолликулостимулирующего гормона в крови более 20 МЕ/л) признаки дефицита эстрогенов. Всем женщинам в период от 1 до 5 лет до включения в исследование были выполнены операции на органах репродуктивной системы: 2 выполнена двусторонняя овариэктомия, у 7 произведена гистерэктомия с овариэктомией, у 16 человек имела место гистерэктомия с сохранением одного или обоих яичников. Критериями исключения из исследования явились: сохраненная менструальная функция; дебют артериальной гипертензии до операции; сосудистые заболевания головного мозга; ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет; ожирение при индексе массы тела более 40,0; ряд соматических и эндокринных заболеваний в стадии декомпенсации. В группе контроля обследовано 15 здоровых женщин в возрасте 44±5 с сохраненной менструальной функцией, не имеющих гинекологической и соматической патологии. Всем пациенткам проводилось тщательное общеклиническое, лабораторное и инструментальное обследование.
Определение показателя лимфоцитарно-тромбоци-тарной адгезии (ЛТА) осуществляли по методу Ю.А. Вит-ковского и соавт. Свежую гепаринизированную кровь обследуемых больных наслаивали на градиент урографин-фиколл (плотность 1,077) и центрифугировали при 1500 об/мин в течение 30 мин. После центрифугирования собирали интерфазное кольцо, содержащее лимфоциты и кровяные пластинки, однократно промывали фосфатно-солевым буфером (рР 7,4) и центрифугировали при 1000 об/мин в течение 7 мин. Надосадочную жидкость сливали, осадок микроскопировали в камере Горяева. Подсчитывали число лимфоцитарно-тромбоцитарных коагрега-тов на 100 клеток. Степень адгезии (лимфоцитарно-тром-боцитарный индекс) определяли как число кровяных пластинок, адгезированных на поверхности одного лимфоцита. Статистическая обработка проведена с помощью программы Б^а! с использованием критерия Стьюден-
Результаты. Установлено, что у женщин с хирургическим климаксом лимфоцитарно-тромбоцитарная адгезия возрастала в 1,6 раза по сравнению с группой контроля (р<0,05), и составила 21,3+5,2%, тогда как в контроле показатель ЛТА составлял 13,6+3,6%. Изменялась также степень лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии в 1,3раза (р<0,05), возрастая с 2,75+0,6 в контроле до 4,3+0,8 в группе женщин с хирургической менопаузой.
Выводы. У женщин с хирургическим климаксом имеет место усиление лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии, увеличение лимфоцитарно-тромбоцитарного индекса.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ РЕПАРАТИВНОГО ФИБРОЗА У БОЛЬНЫХ ИНФАРКТОМ МИОКАРДА
Путятина А.Н.
Учреждение РАМН Научный центр клинической и экспериментальной медицины СО РАМН, Новосибирск
Цель: изучить возрастные особенности течения репа-ративного фиброза у больных инфарктом миокарда.
Материал и методы. С информированного согласия больных обследовали 72 мужчин и женщин с ИМ (из них мужчин - 88%). В зависимости от возраста все больные были разделены по десятилетиям на 3 группы. 1-ю группу (А) составили больные до 49 лет (n=26, средний возраст (СВ) - 43,96+0,95), 2-ю группу (Б) - от 50 до 59 лет (n=20, СВ - 53,05+0,59 лет), 3-ю группу (В) - от 60 до 69 лет (n=26, СВ - 64,73+0,56). При поступлении в стационар у 86% больных диагностировали ИМ с зубцом Q, у 14% ИМ без зубца Q. У 76% больных был первичный ИМ, 24% - повторный ИМ. У 51% больных очаг некроза локализовался в передней стенке, 46% - нижней, 3% - боковой стенке. У 67% ИМ развился на фоне артериальной гипертонии, 11% - сахарного диабета типа II, 8% - це-реброваскулярных заболеваний.
Верификация диагноза проводилась на основании жалоб, клинического осмотра, результатов измерения биохимических маркеров некроза кардиомиоцитов и функциональных методов оценки сердечно-сосудистой системы (ЭКГ, ЭхоКГ). Для изучения постинфарктного РФ оценивали содержание основных компонентов внеклеточного матрикса (ВМ) - коллагена по его маркеру гидроксипролину (ГОП), протеогликанов по гликозами-ногликанам (ГАГ) и фибронектина (ФН). Для выявления особенностей динамики процесса маркеры оценивали в сроки, соответствующие описанным ранее фазам РФ. Первый забор крови и мочи осуществляли при поступлении (первые трое суток, 1 фаза), второй - на 10-12 сутки (2 фаза), третий - перед выпиской больного из стационара на 20-23-е сутки (3 фаза). Оценивали суммарное содержание в сыворотке крови (ГАГ, г гексоз/л) орцино-вым методом. Концентрацию ФН (мг/л) определяли методом ИФА с помощью тест-системы производства («Им-тек», Россия). Измерение проводили на плашечном ри-дере Multiscan MCC/340 («Labsystems», Финляндия). Содержание свободного (сГОП) и пептидносвязанного ГОП (пГОП, мкг/мл) в моче измеряли по П.Н. Шараеву с со-авт.(1990) на спектрофотометре PD-303S Apel («Apel Co. Ltd», Япония).
Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием пакета прикладных программ SPSS. Данные представлены как средняя арифметическая величина и стандартная ошибка средней (M+m), различия считали значимыми при p<0,05.
Результаты. Установлено, что концентрация ГАГ в сыворотке крови во всех группах в 1 фазе РФ была повышенной, что свидетельствует об интенсивности деградации протеогликанов ВМ. В последующем отмечали снижение, выраженность которого зависела от возраста больных. Так, если в группе Б наблюдали заметное снижение в 2 и 3 фазах (р=0,012), причем концентрация ГАГ была в 3 фазе ниже, чем во 2 фазе (р=0,013), то у больных группы А и В во 2 и 3 фазы РФ концентрация ГАГ тоже сни-
Сибирский медицинский журнал, 2010, Том 25, №2, Выпуск 2
жалась, но подобное снижение не достигло уровня статистически значимого различия. Анализ показателя ФН в сыворотке крови выявил различие в динамике РФ у больных в возрастных группах (внутригрупповые различия). В группе А увеличение концентрации ФН отмечено во 2 фазе РФ (594,71+81,32 мг/л), но в 3 фазе РФ -снижение до 387,31+67,07 мг/л (р=0,033). В группе Б максимальное содержание ФН тоже наблюдали во 2 фазе РФ (460,42+77,46 мг/л), и оно статистически значимо отличалось от концентрации ФН в 1 фазе РФ (р=0,033). В группе В максимальное содержание ФН зарегистрировано уже в 1 фазе РФ, в последующем наблюдали постепенное снижение, в 3 фазе (р=0,01) снижение оказалось статистически значимым. Кроме того, при оценке концентрации ФН в сыворотке крови выявили межгрупповые различия. В 1 фазе РФ в группах А (р=0,03) и В (р=0,04) содержание ФН было выше относительно группы Б. Во 2 фазе в группе В (р=0,05) отмечено сниженное содержание относительно группы А. Содержание оГОП во всех группах в 1 фазе было повышенным, причем в группе А и В статистически значимо выше по сравнению с данными 3 фазы. У больных в группе А снижение оГОП в динамике РФ обусловлено уменьшением сГОП, а содержание пГОП в 1 фазе было выше, чем в 3 фазе. У больных группы Б тоже наблюдали снижение сГОП по мере развития РФ, но оно не привело к снижению оГОП, поскольку содержание пГОП оставалось практически без изменения во все фазы РФ. У больных группы В содержание оГОП было максимальным в 1 фазе РФ, которое объясняется высоким содержанием пГОП и сГОП, но в последующие фазы, особенно во 2 фазе концентрация резко снижалась, в то время как в группах А и Б наблюдали постепенное снижение сГОП, а содержание пГОП соответствовало уровню 1 фазы. Содержание пГОП в моче в 1-й группе больных (до 49 лет) в конце госпитализации значимо ниже, чем в остром периоде ИМ (р=0,042).
Заключение. Течение постинфарктного РФ зависит от возраста больных. У лиц до 49 лет и 50-59 лет разрушение коллагена постепенно снижается, синтез его происходит во все фазы практически без изменения. У пожилых больных - 60-69 лет отмечена высокая скорость деградации и синтеза коллагена в 1 фазе, которая сменяется резким замедлением этих процессов.
2 фаза фиброза выражена в группе до 49 лет и, в меньшей степени, - группе 50-59 лет. У лиц в возрасте 60-69 лет она инвертирована (низкое значение ФН, низкие показатели оГОП, сГОП и пГОП).
БРАЧНЫЙ СТАТУС КАК ФАКТОР РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СМЕРТИ В ОТКРЫТОЙ МУЖСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ ТЮМЕНИ
Пушкарев Г.С., Акимова Е.В.
Филиал Учреждения РАМН НИИ кардиологии СО РАМН «Тюменский кардиологический центр»; Межведомственная лаборатория эпидемиологии сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН
Цель работы: изучение влияния брачного статуса на относительный риск (ОР) сердечно-сосудистой смерти в открытой мужской популяции Тюмени.
Материал и методы. Эпидемиологическое исследова-
ние было проведено стандартными методами на репрезентативной выборке из избирательных списков граждан г. Тюмени 25-64 лет. В течение последующих 12 лет (1996— 2007 гг.) вся обследованная мужская когорта (795 человек) была подвергнута изучению на предмет анализа смертей от сердечно-сосудистых заболеваний в комитете ЗАГСА администрации Тюменской области. Причины смерти кодировались по международной классификации МКБ-10. На ОР смерти от сердечно-сосудистых заболеваний оценивалось влияние уровня образования. Статистический анализ проводился с помощью пакета программ БТЛТТБТГСЛ 6,0. Регрессионная модель пропорционального риска Кокса использовалась для оценки относительного риска сердечно-сосудистой смерти. ОР кар-диоваскулярной смерти оценивался в два этапа. На первом этапе оценивалось влияние брачного статуса с учетом возраста, на втором этапе в регрессионную модель, помимо возраста включались, другие факторы социального градиента, такие как профессия, и уровень образования.
Результаты. В зависимости от брачного статуса (состоит в браке, в разводе, одинокий, вдовый) в первой модели за референсную группу с ОР сердечно-сосудистой смерти равным единице были приняты мужчины, состоящие в браке. Различия по ОР сердечно-сосудистой смерти с другими тремя группами брачного статуса у мужчин, оказались статистически значимы. Так, у одиноких, вдовых и мужчин, состоящих в разводе, ОР сердечно-сосудистой смерти сравнительно с группой состоящих в браке был: ОР 2,30 (95% ДИ 1,27-4,20; р<0,001), ОР 4,89 (95% ДИ 1,99-11,98; р<0,001) и ОР 2,63 (95% ДИ 1,614,29; р<0,001) соответственно.
Во второй модели после учета других факторов социального градиента у мужчин сохранилась отчетливая связь брачного статуса с риском сердечно-сосудистой смерти. Так, после учета всех факторов социального градиента ОР сердечно-сосудистой смерти увеличился во всех группах брачного статуса по сравнению с группой состоящих в браке. ОР сердечно-сосудистой смерти в группе одиноких мужчин, во второй модели по сравнению с группой состоящих в браке увеличился с 2,30 до 2,62 (95% ДИ 1,43-4,82; р<0,005). В группе мужчин, состоящих в разводе, ОР увеличился с 2,63 до 2,90 (95% ДИ 1,76-4,80; р<0,001). В группе вдовых мужчин - с 4,89 до 5,67 (95% ДИ 2,26-14,23 р<0,001). Во всех группах ОР был статистически значимым.
Таким образом, в соответствии с многофакторной моделью пропорционального риска Кокса, наиболее высокий риск сердечно-сосудистой смерти отмечался у мужчин, состоящих в разводе, одиноких и вдовых.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ СТРЕСС-ИНДУЦИРОВАННОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ
Пырикова Н.В., Осипова И.В., Антропова О.Н.
ГОУ ВПО Алтайский государственный медицинский университет Росздрава; НУЗ ОКБ ст. Барнаул, Барнаул
Стресс-индуцированная артериальная гипертония (СИАГ) характеризуется повышением артериального дав-