Научная статья на тему 'Возрастные особенности саморегуляции учебной деятельности и их связь с успешностью обучения у учащихся суворовского училища'

Возрастные особенности саморегуляции учебной деятельности и их связь с успешностью обучения у учащихся суворовского училища Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
594
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / CONSCIOUS SELF-REGULATION OF LEARNING ACTIVITY / AGE-RELATED SPECIFICITY / ACADEMIC ACHIEVEMENT / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цыганов Игорь Юрьевич, Ованесбекова Маргарита Леонидовна, Фомина Татьяна Геннадьевна, Моросанова Варвара Ильинична

Цель исследования изучение возрастной специфики стилевых особенностей осознанной саморегуляции суворовцев, а также связи регуляторных особенностей с их академической успешностью. Исследование проведено на выборке учащихся Московского Суворовского военного училища ( N =413) в возрасте от 11 до 18 лет. Для исследования возрастных особенностей саморегуляции использовалась опросная методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности ССУД-М ЭКСПРЕСС». Также были собраны сведения об академической успеваемости (годовые оценки по русскому языку). Результаты показали, что самый высокий уровень показателей саморегуляции наблюдается в группе 11-12 лет, самый низкий в группе 12-13 лет и средний в группе 16-18 лет. При этом наиболее тесная связь саморегуляции с успешностью обучения прослеживается в возрастной группе учащихся 12-13 лет. Проведенное исследование позволило выявить особенности в возрастной специфике развития как общего уровня осознанной саморегуляции учебной деятельности учащихся, так и отдельных ее показателей. Связь саморегуляции с успешностью обучения имеет свою специфику в отношении различных возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цыганов Игорь Юрьевич, Ованесбекова Маргарита Леонидовна, Фомина Татьяна Геннадьевна, Моросанова Варвара Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE-RELATED SPECIFICITY OF RELATIONSHIP BETWEEN SELF-REGULATION OF LEARNING ACTIVITY AND ACADEMIC ACHIEVEMENT OF STUDENTS OF THE SUVOROV MILITARY COLLEGE

The aim of this study is to examine the age-related specificity of conscious self-regulation stylistic features and the relationship between students’ self-regulation and academic achievement. The study was conducted on a unique sample students of the Moscow Suvorov Military College ( N =413) aged 11 to 18 years. We used an express version of Morosanova’s method “Self-Regulation Profile of Learning Activity Questionnaire” (SRPLAQ). The students’ annual grades in the native language (Russian) were taken as academic achievement indicators. The results showed that the highest level of self-regulation was observed in the group of 11and 12-year-old students, the lowest level was observed in the group of students aged 12-13, and the medium level was observed in the group of students aged 16-18. Thus, it revealed that the closest relationship between self-regulation and academic achievement was observed in the group of students with the lowest level of self-regulation (aged 12-13). The research allowed us to reveal features in the age-related specificity of self-regulation development. These features are related to the general level of self-regulation and to some of its characteristics. The connection between self-regulation and academic achievement had its own specificity in different age groups.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности саморегуляции учебной деятельности и их связь с успешностью обучения у учащихся суворовского училища»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_113

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2016. Т. 26, вып. 4

УДК 159.9.07

И.Ю. Цыганов, М.Л. Ованесбекова, Т.Г. Фомина, В.И. Моросанова

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СВЯЗЬ С УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА1

Цель исследования - изучение возрастной специфики стилевых особенностей осознанной саморегуляции суворовцев, а также связи регуляторных особенностей с их академической успешностью. Исследование проведено на выборке учащихся Московского Суворовского военного училища (N = 413) в возрасте от 11 до 18 лет. Для исследования возрастных особенностей саморегуляции использовалась опросная методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУД-М ЭКСПРЕСС». Также были собраны сведения об академической успеваемости (годовые оценки по русскому языку). Результаты показали, что самый высокий уровень показателей саморегуляции наблюдается в группе 11-12 лет, самый низкий - в группе 12-13 лет и средний -в группе 16-18 лет. При этом наиболее тесная связь саморегуляции с успешностью обучения прослеживается в возрастной группе учащихся 12-13 лет. Проведенное исследование позволило выявить особенности в возрастной специфике развития как общего уровня осознанной саморегуляции учебной деятельности учащихся, так и отдельных ее показателей. Связь саморегуляции с успешностью обучения имеет свою специфику в отношении различных возрастных групп.

Ключевые слова: осознанная саморегуляция учебной деятельности, возрастные особенности, академическая успешность, подростки.

Введение

Представленное исследование посвящено новой и малоизученной проблеме возрастных особенностей развития саморегуляции. Несмотря на актуальность данной проблематики, работ в этой области, особенно в отечественной психологии, немного. Исследователи отмечают, что компоненты саморегуляции присутствуют уже в очень раннем возрасте, в то время как способность к более сложному осознанному саморегулированию своей произвольной активности развивается только к подростковому возрасту (Н.Ф. Круглова, В.И. Моросанова, Е.А. Сергиенко и др., Friedman et al., и др.). Показана однозначная роль саморегуляции в успешности обучения на разных его этапах (P.R. Pintrich, D.H. Schunk, B.J. Zimmerman и др.). Теоретический анализ свидетельствует о том, что подростковый возраст является сензитивным для становления индивидуальных регуляторных механизмов, несмотря на то, что подростки часто демонстрируют недостатки в поведенческой регуляции и снижение успеваемости.

Поскольку одна из центральных задач современного образования - развитие индивидуальности учащегося как субъекта обучения, именно становление целостной системы саморегуляции - это важнейший критерий сформированности субъектности, что в онтогенетическом плане означает формирование основных регуляторных процессов, реализующих целостную систему регуляции в различных видах активности человека, развитие произвольности как расширение арсенала психических средств саморегуляции деятельности, становление осознанной саморегуляции как развитие субъектных качеств и развитие регуляторной функции самосознания [5].

Особенность представляемого исследования возрастных особенностей саморегуляции - в специфичности использованной нами выборки учащихся и условий, в которых проходит их обучение. Обращение к суворовцам как специальной группе, проходящей в период обучения в военном училище параллельное общее и начальное военное образование, представляет особый интерес в связи со спецификой условий учебно-образовательного процесса (иерархия социальных ролей, строго регламентированная жизнь в период обучения, проживание в училище большую часть времени и др.). Такие условия обучения провоцируют трудности психологической адаптации, нервно-психическую напряженность, повышение личностной тревожности [1-3]. Соответственно, существует круг задач психологического сопровождения суворовцев: развитие субъект-субъектных отношений в коллективе, развитие самосознания, самоконтроля, социальной ответственности, самостоятельности в достижении учебных и внеучебных целей [4]. В этом свете развитие общей способности к саморегуляции,

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект № 16-06-00562.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

как показывают результаты наших новейших исследований, способствует успешному освоению учащимся в более короткие сроки новых для себя видов деятельности, благодаря чему ему удается более оперативно достигнуть успешных результатов, что сопровождается повышением познавательной активности, учебной мотивации, позитивного настроя в отношении обучения [7; 8].

Ранее, в рамках сотрудничества с ФГКОУ «Московское суворовское военное училище» (далее -МсСВУ), нами были получены первые данные о возрастных особенностях саморегуляции суворовцев 9-11 классов. Согласно этим данным, развитие осознанной саморегуляции учебной деятельности у суворовцев имеет некоторую специфику в сравнении с учащимися общеобразовательных школ, отличаясь более высоким развитием большинства стилевых особенностей и саморегуляции в целом [9]. Данное исследование призвано расширить представления о возрастных особенностях саморегуляции суворовцев благодаря расширению выборки, представляющей все классы обучения в МсСВУ: с 5 по 11. Новые данные также дополняют результаты о возрастных особенностях саморегуляции младших подростков, полученные нами ранее в исследовании учащихся 11-12 лет общеобразовательных школ (561 чел.), показавшем возрастную специфику в выраженности ряда регуляторных особенностей у младших подростков, а также более тесную связь их регуляторных показателей и академической успешности в сравнении с другими возрастными группами [11].

Цель настоящего исследования - изучение возрастной специфики стилевых особенностей осознанной саморегуляции суворовцев, а также связи регуляторных особенностей с их академической успешностью.

Гипотезы исследования: (1) существуют возрастные особенности регуляторного развития у суворовцев; (2) связь регуляторных особенностей с показателями академической успешности имеет возрастную специфику.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось в 2015 г. в форме группового опросного обследования. В нем участвовали суворовцы всех классов обучения в возрасте 11-18 лет. Общий объем эмпирической выборки респондентов составил 413 чел. По окончании учебного года (2014-2015) были собраны сведения об академической успеваемости воспитанников Училища: итоговые годовые оценки по русскому языку - одному из основных предметов в системе общеобразовательных выпускных экзаменов.

При исследовании возрастных особенностей саморегуляции использовалась опросная методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУД-М ЭКСПРЕСС» [7]. Она содержит 45 утверждений, сгруппированных в 10 шкал. ССУД-М ЭКСПРЕСС позволяет диагностировать показатели развития стилевых особенностей регуляторных процессов планирования (Пл), моделирования (М), программирования (Пр), оценивания результатов (ОР), а также регуляторно-личностных свойств гибкости (Г), самостоятельности (С), надежности (Н), ответственности (Отв); интегративного показателя общего уровня саморегуляции (ОУ). Помимо этого, конструкт включает корректурную шкалу социальной желательности (СЖ).

Для обработки результатов были применены методы математико-статистической обработки данных пакета SPSS 19.0 для Windows.

Результаты исследования.

На первом этапе было проведено сравнение суворовцев, представляющие различные классы обучения (5-11) по показателю общего уровня осознанной саморегуляции. Его результаты позволили уменьшить общее число групп суворовцев, изначально соответствующих классам обучения, на основе анализа различий средних и дисперсий с применением метода однофакторного дисперсионного анализа. В итоге были сформированы 4 возрастные группы: учащиеся в возрасте 11-12 лет 5-го класса (70 чел.); учащиеся в возрасте 12-13 лет 6-го класса (73 чел.); учащиеся в возрасте 13-16 лет 7-го, 8-го и 9-го классов (184 чел.); учащиеся в возрасте 16-18 лет 10-го и 11-го классов обучения (86 чел.).

Различия между данными группами изучались методом однофакторного дисперсионного анализа. Определенные нами группы суворовцев сравнивались по средне-групповым значениям выраженности стилевых особенностей саморегуляции (планирования, моделирования, программирования, оценивания результатов, гибкости, самостоятельности, надежности, ответственности, общего уровня). Полученные результаты математико-статистических процедур отражены в табл. 1.

_Возрастные особенности саморегуляции учебной деятельности..._115

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2016. Т. 26, вып. 4

Таблица 1

Средние значения и стандартные отклонения показателей саморегуляции у суворовцев

различных возрастных групп

Группы Пл. Мод Пр. ОР Г С Н Отв. ОУ

М 3,89 3,64 4,11 2,96 3,14 4,13 3,73 4,14 29,74

11-12 лет (5 класс)

о 0,67 1,51 1,02 1,65 1,37 1,02 1,13 1,09 5,74

М 3,66 2,92 3,18 2,21 2,49 3,53 3,14 2,99 24,11

12-13 лет (6 класс)

о 1,16 1,36 1 ,45 1,52 1,51 1,14 1,18 1,51 6,38

М 3,64 3,48 3,74 2,40 2,52 3,58 3,29 3,08 25,74

13-16 лет (7-9 классы)

о 1,13 1 ,45 1,34 1,47 1,53 1,12 1,15 1,58 6,19

М 3,62 3,74 3,88 2,97 3,12 3,76 3,79 3,34 28,21

16-18 лет (10,11 классы)

о 0,96 1,35 1,21 1,48 1,37 1,39 1,01 1,57 6,38

Примечания. М - среднее значение; о - стандартное отклонение; Пл - планирование, Мод - моделирование, Пр - программирование, ОР - оценивание результатов, Г - гибкость, С - самостоятельность, Н - надежность, Отв. - ответственность, ОУ - общий уровень саморегуляции. «Полужирным» шрифтом выделены значимо высокие показатели в сравнении с другими возрастными группами.

Суворовцы 11-12 лет (5-го кл.) отличаются наиболее высоким по выборке показателем общего уровня саморегуляции учебной деятельности, значимо (р < 0,05) превосходят по выраженности почти всех показателей регуляции (за исключением планирования) учащихся с 6-го по 9-ый классы.

Суворовцы 12-13 лет (6-го кл.), напротив, значимо (р < 0,05) уступают по выраженности показателей регуляторного развития другим выделенным нами возрастным группам, обнаруживая заметный спад в регуляции свой учебной активности.

Учащиеся 13-16 лет (7-9 кл.), с одной стороны, характеризуются значимо (р < 0,05) более высокими показателями Моделирования и Программирования и тенденцией к более высокому уровню саморегуляции по сравнению с учащимися 12-13 лет (6-го кл.); а с другой - значимо (р < 0,05) уступают в общем уровне саморегуляции и ряду ее стилевых особенностей (гибкости, самостоятельности, ответственности; оцениванию результатов, гибкости, надежности) суворовцам 11-12 лет (5-го кл.) и 16-18 лет (10, 11 кл.).

Учащиеся 16-18 лет (10, 11 кл.) обладают значимо (р < 0,05) более высоким показателем общего уровня саморегуляции по сравнению с суворовцами возрастных групп 12-13 и 13-16 лет. Тем не менее, они обладают значимо (р < 0,05) меньшим показателем ответственности в сравнении с суворовцами 11-12 лет.

Сведения о возрастных различиях суворовцев по выраженности регуляторных показателей обучения были дополнены корреляционным анализом с оценочной успешностью по русскому языку. Результаты анализа для 4 возрастных групп представлены в табл. 2.

Таблица 2

Корреляции (по Пирсону) академической успешности по «русскому языку» с показателями саморегуляции у суворовцев различных возрастных групп

Русский язык

Группы Пл. М Пр. ОР Г С Н Отв. ОУ

11-12 лет (5 класс) -0,12 0,33* -0,01 0,21 0,22 0,20 -0,17 0,14 0,21

12-13 лет (6 класс) 0,28 0,53** 0,32** 0,38** 0,41** 0,35** 0,40** 0,28 0,61**

13-16 лет (7-9 классы) 0,19* 0,13 0,16* 0,19 0,11 0,22** 0,01 0,05 0,23**

16-18 лет (10, 11 классы) -0,04 0,01 0,10 0,18 0,19 -0,14 -0,10 -0,07 0,05

Примечания. Пл - планирование, М - моделирование, Пр - программирование, ОР - оценивание результатов, Г - гибкость, С - самостоятельность, Н - надежность, Отв. - ответственность, ОУ - общий уровень саморегуляции; * - значимость р < 0,05; ** - р < 0,01.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

В младшей возрастной группе (5-ый кл.) с успешностью по русскому языку оказался связан только показатель моделирования, в целом же относительно высокий общий уровень саморегуляции не обнаруживает значимых связей с успеваемостью. Следовательно, в учебной ситуации обучения родному языку суворовцев-пятиклассников наибольшее значение имеет, в первую очередь, умение анализировать значимые условия обучения и получаемые результаты. Высокое развитие саморегуляции в целом не оказывает заметного влияния на оценочную успешность, так как в первый год в училище высокие ресурсы саморегуляции, по-видимому, направлены на освоение нового образа жизни вне семьи, с чем они успешно справляются благодаря помощи психологов и педагогов, максимально способствующих этому процессу.

У суворовцев-шестиклассников ресурсы саморегуляции в большей степени задействованы для достижения успешности обучения: с показателями годовой успешности значимо связаны все (кроме планирования) регуляторные показатели. Задачи обучения усложняются и приобретают доминирующее значение для учащихся в этот период. Исследователи отмечают, что именно второй год обучения субъективно воспринимается подростками как наиболее сложный [3]. Но в целом развитие общего уровня саморегуляции у них ниже, чем в 5 классе, что можно связать с началом пубертатного периода, для которого характерно некоторое снижение когнитивных процессов, обусловленное регрессивными изменениями в физиологическом обеспечении познавательной деятельности (ухудшаются возможности избирательного внимания, сужается объем рабочей памяти и т. п.) [10].

Для группы 7-9 классов выявлены значимые корреляционные связи успешности со многими регуляторными показателями (планирование, программирование, самостоятельность). Отметим, что общий уровень саморегуляции становится несколько выше, но корреляция ее показателей с успешностью несколько ниже, чем в группе 6 класса, что объяснимо нарастанием трудностей пубертатного периода, обусловленных повышенной активностью подкорковых структур [10]. В этот период для подростков характерны протестные реакции, снижение самоконтроля, недисциплинированность, преобладание экстрапунитивных реакций, ухудшение социального взаимодействия [3].

У суворовцев юношеской группы 10-11 классов развитие общего уровня осознанной саморегуляции значимо выше, чем в подростковых подгруппах, но значимых связей успешности с развитием саморегуляции обнаружено не было. Это может свидетельствовать о том, что основной фокус саморегуляции, использование ее ресурсов в юношеском возрасте смещается с обеспечения учебной успешности на более взрослые задачи личностного и профессионального самоопределения.

Выводы

Таким образом, мы выявили некоторые особенности в возрастной специфике развития и общего уровня осознанной саморегуляции учебной деятельности учащихся, и отдельных ее показателей. Во-первых, выделились четыре возрастные группы, значимо отличающиеся по регуляторным показателям. Во-вторых, выявилены тенденции к изменению регуляторных особенностей в выделенных возрастных группах, что выразилось, в первую очередь, в снижении развития осознанной саморегуляции в подростковых подгруппах по сравнению с младшим возрастом, а затем - ее повышении в юношеском возрасте. В-третьих, связь саморегуляции с успешностью обучения имеет свою специфику в различных возрастных группах, что зависит во многом от особенностей задействования регуля-торных ресурсов в обеспечении успешности, которая выше в подростковом возрасте и ниже в юношеском, когда на первый план выходит решение задач социального взаимодействия и профессионального самоопределения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова М.В. Особенности социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в Суворовском военном училище // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. С. 175-178.

2. Копылова Н.В., Анцибор Ю.А. Особенности психологического сопровождения воспитанников суворовских военных училищ в период адаптации к учебной деятельности: статья // Вестн. Тверского гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. 2015. № 3. С. 75-85.

3. Кравченко Ю.В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006. 24 с.

4. Маняткина Н.В., Демченко С.В. Некоторые аспекты формирования элиты Вооруженных Сил России // Образование элитного качества: стратегия, содержание, технологии. Ставрополь, 2015. С. 68-70.

Возрастные особенности саморегуляции учебной деятельности.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

117

5. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека: 2-е изд.: монография / Ин-т психологии РАН; Психол. ин-т РАО. М.: Наука, 2012. 519 с.

6. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека: методическое пособие. М.: Коги-то-Центр, 2015. 304 с.

7. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития // Вопр. психологии. 2016. № 2. С. 109-123.

8. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопр. психологии. 2016. № 2. С. 124-135.

9. Моросанова В.И., Цыганов И.Ю., Демченко С.В., Пичкур А.Д. Возрастные особенности и динамика развития осознанной саморегуляции у учащихся военного училища // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (08-10 октября 2015 г.). Ч. 1: Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции» / под общ. ред. А.В. Бурмистровой-Савенковой, Т.Н. Банщиковой и др. Кисловодск; Москва: ООО Изд. Дом «ТЭСЭРА», 2015. С. 71-77.

10. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестн. практич. психол. образования. 2011. №. 1. С. 45-54.

11. Фомина Т.Г., Ефтимова О.В., Ованесбекова М.Л. Возрастные особенности осознанной саморегуляции младших подростков // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы IV международной научно-практической конференции (08-10 октября 2015 г.). Ч. 1: Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции» / под общ. ред. А.В. Бурмистровой-Савенковой, Т.Н. Банщиковой и др. Кисловодск; Москва: ООО Издательский Дом «ТЭСЭРА», 2015. С. 132-136.

Поступила в редакцию 07.10.16

I. Yu. Tsyganov, M.L. Ovanesbekova, T. G. Fomina, V.I. Morosanova

AGE-RELATED SPECIFICITY OF RELATIONSHIP BETWEEN SELF-REGULATION OF LEARNING ACTIVITY AND ACADEMIC ACHIEVEMENT OF STUDENTS OF THE SUVOROV MILITARY COLLEGE

The aim of this study is to examine the age-related specificity of conscious self-regulation stylistic features and the relationship between students' self-regulation and academic achievement. The study was conducted on a unique sample -students of the Moscow Suvorov Military College (Ж=413) aged 11 to 18 years. We used an express version of Morosanova's method "Self-Regulation Profile of Learning Activity Questionnaire" (SRPLAQ). The students' annual grades in the native language (Russian) were taken as academic achievement indicators. The results showed that the highest level of self-regulation was observed in the group of 11- and 12-year-old students, the lowest level was observed in the group of students aged 12-13, and the medium level was observed in the group of students aged 16-18. Thus, it revealed that the closest relationship between self-regulation and academic achievement was observed in the group of students with the lowest level of self-regulation (aged 12-13). The research allowed us to reveal features in the age-related specificity of self-regulation development. These features are related to the general level of self-regulation and to some of its characteristics. The connection between self-regulation and academic achievement had its own specificity in different age groups.

Keywords: conscious self-regulation of learning activity; age-related specificity; academic achievement; adolescents.

Цыганов Игорь Юрьевич,

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник E-mail: i4321@mail.ru

Ованесбекова Маргарита Леонидовна, младший научный сотрудник E-mail: ovanesbekova@mail.ru

Фомина Татьяна Геннадьевна,

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: tanafomina@mail.ru

Моросанова Варвара Ильинична, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции E-mail: morosanova@mail.ru

ФГБНУ «Психологический институт

Российской академии образования»

125009, Россия, г. Москва, ул. Моховая, 9 (стр. 4)

Tsyganov I.Yu.,

Candadate of Psychology, Senior Researcher E-mail: i4321@mail.ru

Ovanesbekova M.L.,

Junior Researcher

E-mail: ovanesbekova@mail.ru

Fomina T.G.,

Candidate of Psychology, Leading Researcher E-mail: tanafomina@mail.ru

Morosanova V.I.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doctor of Psychology, Professor,

Head of the Self-Regulation Psychology Laboratory

E-mail: morosanova@mail.ru

Psychological Institute

of the Russian Academy of Education

Mokhovaya st., 9/4, Moscow, Russia, 125009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.