ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С. 4-9. УДК 159.922+159.923
Л. И. Дементий
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ, ИМПУЛЬСИВНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ*
Представлены результаты эмпирического исследования самоконтроля, импульсивности и агрессивности в возрастном аспекте. Показано, что к старшим классам школы самоконтроль личности повышается, а импульсивность и агрессивность снижается. Зафиксирована обратная связь самоконтроля и агрессивности.
Результаты свидетельствуют о том, что самоконтроль снижает агрессивность, способствуя тем самым повышению безопасности образовательной среды.
Ключевые слова: самоконтроль; импульсивность; агрессивность.
L. I. Dementiy
AGE PECULIARITIES OF SELF-CONTROL, IMPULSIVITY AND AGGRESSIVENESS OF PUPILS
The article presents results of an empirical study of self-control, impulsivity and aggressiveness in the age aspect. It is shown that the self-control of the personality increases to the senior classes of the school while the impulsiveness and aggressiveness decreases. Fixed a direct connection of impulsiveness and aggressiveness and also the feedback of self-control and aggressiveness.
The results indicate that self-control reduces the aggressiveness, thereby contributing to the safety of the educational environment.
Keywords: self-control; impulsivity; aggressiveness.
К наиболее серьезным проблемам современной школы относятся буллинг, виктими-зация школьников, психологическое и физическое насилие между всеми участниками образовательного процесса.
Самой сложной из них является проблема наличия у многих школьников признаков личностной виктимности. Речь идет конкретно об индивидуально-психологических и внешних факторах, которые в определенных условиях могут провоцировать агрессивность окружающих, способствовать вик-тимизации личности. Это, в свою очередь, снижает безопасность образовательной среды и негативно сказывается не только на успешности обучения, но и на формировании личности.
В фокусе наших научных интересов неизменно находятся вопросы поиска предикторов буллинга и школьной виктимиза-ции, а также ресурсов личности, благодаря которым с раннего возраста школьник может оказать сопротивление психическому, физическому и информационному насилию [1; 2].
Поиски личностных ресурсов и антиресурсов в трудных ситуациях, том числе конфликтных, ситуациях насилия, позволили нам выделить две личностные характеристики, которые заслуживают особого внимания в обозначенном контексте. Речь идет о самоконтроле личности и импульсивности.
За последние годы, особенно в зарубежной психологии, целый ряд исследований показал, что не столько повышение самооценки,
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Омской области, проект № 17-1655013.
© Дементий Л. И., 2017 4
а скорее способность контролировать свое поведение критично для совместной жизни, деятельности и общения [3; 4; 5].
Р. Баумайстер с соавторами выделяет в современных исследованиях самоконтроля два направления: теоретическое, позволяющее понять природу и функции самоуправления, и практическое, связанное с различными зависимостями, преступным поведением, проблемами успеваемости, межличностными отношениями, копинг-поведением, расстройствами пищевого поведения и многими другими [4]. Несмотря на различные определения самоконтроля, большинство авторов сходится во мнении, что самоконтроль является таким компонентом самосознания, который предполагает активную саморегуляцию и коррекцию индивидом собственной деятельности и поведения. Самоконтроль выполняет функцию контроля, в частности, позволяет установить степень разногласий или совпадения между эталоном и контролирующей составляющей.
По мнению Р. Баумайстера, самоконтроль -это способность переопределить или изменить свои внутренние реакции, а также прерывать нежелательное поведение или воздерживаться от него вообще [Там же].
Сформированный самоконтроль влияет на широкий спектр «повседневных» составляющих жизнедеятельности человека, обеспечивая конструктивное поведение при возникновении проблем. В целом ряде зарубежных работ доказано, что важнейшим фактором, определяющим успешность в широком классе жизненных сфер и ситуаций, является способность личности к самоконтролю [4; 6; 7; 8]. Лица с типично высоким самоконтролем эффективнее справляются с нежелательными импульсами, менее подвержены зависимому и девиантному поведению.
В лонгитюдном исследовании (Т. Моф-фитт, Л. Арсенолт, Д. Белски, Н. Диксон и др.), проведенном в Новой Зеландии (2011 г.) на выборке 1 037 человек, показано, что испытуемые, имевшие высокие показатели по самоконтролю, волевым качествам и низкие -по импульсивности в детском возрасте, имели более высокие академические показатели в школе, хорошие показатели психического, физического, сексуального здоровья, демонстрировали социально адаптивное поведение на протяжении своей жизни. Ряд наших исследований, посвященных роли самоконтроля в жизнедеятельности личности, также под-
тверждает описанные закономерности на российской выборке [7].
Самоконтролю противопоставляется импульсивность как неспособность личности контролировать свои порывы и желания. Импульсивность может выступать как некая особенность личности, которая проявляется в поведении, или как ее характерологическая черта. Во втором значении импульсивность заключается в устойчивой склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
Исследованию различных аспектов импульсивности, под которой понимается «склонность к непреднамеренным действиям без учета их последствий» [9], уделяется значительное внимание в психологии. Импульсивность представляет интерес в сфере обучения и образования, в профилактике отклоняющегося и криминального поведения.
Импульсивность как личностная черта означает непродуманное и быстрое принятие решений и их реализацию без какого-либо предварительного размышления. Есть более и менее импульсивные лица и те, для кого это состояние является серьезной психосоциальной проблемой, поскольку влечет за собой крайне неприятные последствия как для самого человека, так и для других людей [10, с. 17].
Отличительной чертой импульсивности является невозможность индивидом обдумывать, планировать свои действия и их последствия. Поведенческая форма импульсивности часто предшествует формированию асоциального поведения, повышает риск агрессивного, суицидального и зависимого поведения.
Импульсивность школьников может проявляться по-разному, например: ребенок находится в постоянном движении и не может себя контролировать, даже при сильной усталости продолжает бегать и прыгать. Он не задерживается ни на одном, даже самом интересном предмете. Такие дети, как правило, не могут играть в тихие игры, отдыхать, сидеть спокойно, заниматься чем-то определенным; не способны удерживать или сосредоточивать внимание на деталях и т. д. [11].
Несомненно, такое поведение создает проблемы в социальной среде ребенка и, как следствие, приводит к нарушению коммуникации со сверстниками.
Импульсивность или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям
проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации обучения. В любой деятельности у таких детей наблюдается «импульсивный тип работы»: они с трудом ждут своей очереди, прерывают других и выкрикивают свои ответы, не отвечая на вопрос полностью.
В большинстве случаев импульсивность нельзя назвать преходящим симптомом, она сохраняется в процессе развития и взросления детей наиболее долго. Импульсивность часто сочетается с агрессивностью и оппозиционным поведением, приводит к трудностям в контактах и социальной изоляции. Трудности в контактах и социальная изоляция являются частыми симптомами, затрудняющими отношения с родителями, педагогами и сверстниками. Такие дети зачастую не чувствуют дистанции между собой и взрослым (психологом, педагогом), проявляют панибратское отношение к ним. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить свое поведение в соответствии с ними.
Многие авторы указывают на часто встречающиеся симптомы, свойственные импульсивным школьникам: агрессивность, негативность, упрямство, лживость, а также низкую самооценку [Там же].
Особое значение изучение самоконтроля и импульсивности личности приобретает в условиях негативного воздействия ситуации или других людей на человека. В нашем исследовании было доказано, что подростки с высоким уровнем импульсивности более подвержены негативному влиянию кибербуллинга. При этом высокие показатели самоконтроля были выявлены у подростков, которые в меньшей степени подвергаются кибербуллингу и более толерантно воспринимают разные его виды, отмечая, с одной стороны, достаточно высокую частоту встречаемости кибербуллинга в социальных сетях, с другой стороны, низко оценивая степень стрессогенности разных видов кибербуллинга [12].
Однако сегодня уже не достаточно просто констатировать тот факт, что самоконтроль способствует успешной адаптации, а импульсивность, напротив, затрудняет ее. Необходимо понимание того, как, каким образом и в каких ситуациях, в каком возрасте обнаруживаются наибольшие проблемы, связанные с адаптацией и способностью управлять ситуацией. Не менее важен, с нашей точки зрения, и индивидуально-типологический подход, который позволит выявлять своевременно целевые группы для оказания психологической помощи и поддержки.
В нашем исследовании тестировалась гипотеза о том, что самоконтроль снижает агрессивность личности, а импульсивность повышает ее проявления.
В исследовании приняли участие 90 учащихся гимназий Омска. Для выявления возрастных различий изучаемых личностных характеристик были сформированы три группы по 30 человек: 1-я группа - школьники 5-6-х классов; 2-я группа - школьники 7-8-х классов; 3-я группа - школьники 9-10-х классов. Для чистоты эксперимента каждая группа состояла из 15 мальчиков и 15 девочек.
В одной экспериментальной серии испытуемые заполняли опросник агрессивности А. Басса, А. Дарки [13], шкалу импульсивности П. Хиршфилда (в нашей адаптации) [14], шкалу самоконтроля Л. Хамфри (в нашей адаптации) [15]. Шкала самоконтроля содержит следующие субшкалы: шкала интерперсонального самоконтроля (ISC), шкала персонального самоконтроля (PSC), шкала самооценки (SE).
Для математической обработки данных использовались критерий Краскала - Уоллиса для оценки различий между несколькими независимыми выборками и коэффициент корреляции Пирсона.
Перейдем к результатам исследования. В таблице 1 приведены результаты исследования самоконтроля учащихся разных классов.
Таблица 1
Уровень самоконтроля учащихся разных классов
Шкалы самоконтроля 5-6-е классыы 7-8-е классыы 9-10-е классыы
М б М б М б
Шкала интерперсонального самоконтроля (ISC) 1,6 0,55 2,1 0,81 2,2 0,8
Шкала персонального самоконтроля (PSC) 1,3 0,73 1,3 0,73 1,6 0,66
Шкала самооценки (SE) 0,9 0,62 0,9 0,47 0,9 0,51
Общий показатель самоконтроля 4,5 1,61 5,3 1,27 5,9 1,38
Анализ демонстрирует, что показатели интерперсонального и персонального самоконтроля увеличиваются с возрастом школьников. Также установлены различия в общем показателе самоконтроля: если в 5-6-х классах показатель зафиксирован на уровне 4,5 ± 1,61, то к 9-10-м классам он равен 5,9 ± 1,38.
Использование критерия Краскала - Уол-лиса позволило провести сравнительный анализ полученных данных, представленный в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что школьники разных классов значимо и достоверно различаются по показателям интерперсонального самоконтроля (р < 0,01) и общему показателю самоконтроля (р < 0,05). Это дает нам основание выделять тенденцию роста уровня самоконтроля к старшим классам.
Изучение импульсивности позволило получить следующие данные (рис.): общий показатель импульсивности в 5-6-х классах ра-
I:
['
!= : ГО
ю 1 ^
i
С помощью критерия Краскала - Уоллиса проведен сравнительный анализ полученных данных: общий показатель импульсивности равен 24,018, уровень значимости - 0,000 (различия значимы на уровнер < 0,01).
Таким образом, выявлены значимые и достоверные различия на уровне р < 0,01 по показателю импульсивности между учащимися всех классов: уровень импульсивности снижается с увеличением возраста школьников.
Результаты исследования уровня агрессивности представлены в таблице 3.
Наибольшие показатели физической агрессии отмечены среди школьников 5-6-х классов (М = 6,2 ± 2,38). Показатели косвенной агрессии преобладают у учащихся 7-8-х классов (М = 5,9 ± 2,56). Раздражение в большей степени зафиксировано в 5-6-х классах (ср. балл = 5,7 ± 2,15). Негативизм и обида при-
вен 10,9 ± 2,36; 7-8-х классах - 8,9 ± 2,36; 910-х классах - 7,5 ± 1,86.
Таблица 2 Сравнительный анализ показателей самоконтроля по классам
Шкалы самоконтроля Критерий Краскала -Уоллиса Уровень значимости
Шкала интерперсонального самоконтроля (ISC) 12,289** 0,002
Шкала персонального самоконтроля (PSC) 3,283 0,194
Шкала самооценки (SE) 0,278 0,870
Общий показатель самоконтроля 8,594* 0,014
* - различия значимы на уровне p < 0,05; ** - различия значимы на уровне p < 0,01.
Анализ представленных данных показывает, что уровень импульсивности снижается с увеличением возраста школьников.
мерно в одинаковой степени выражены у всех участников исследования. Подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины наиболее выражены у учащихся 5-6-х классов (ср. балл = 5,9 ± 2,01; 7,6 ± 1,88; 6,5 ± 1,74 соответственно).
Индекс агрессивности и индекс враждебности преобладают у учащихся 5-6-х классов (М = 19,5 ± 5,03 и 9,3 ± 2,72 соответственно). Наименьшее проявление зафиксировано у учащихся 9-10-х классов (М = 15,0 ± 4,2 и 7,8 ± ± 2,58 соответственно).
Можно констатировать яркую тенденцию снижения уровня агрессивности и враждебности у учащихся старших классов по сравнению со средними классами. Мы полагаем, что повышение уровня самоконтроля является определяющим фактором этого снижения.
НУ У
15
Т---г
5-6-е классы 7-8-е классы 9-10-е классы
Общий показатель импульсивности учащихся разных классов
Таблица 3 Уровень агрессивности учащихся разных классов
5-6-е 7- 3-е 9-10-е
Шкалы агрессии классы1 классы/ классы1
М б М б М б
Физическая агрессия 6,2 2,38 5,7 1,9 4,9 2,21
Косвенная агрессия 5,1 2,43 5,9 2,56 4,5 1,78
Раздражение 5,7 2,15 4,5 2,03 4,5 2,06
Негативизм 3,6 1,45 3,6 1,3 3,3 1,31
Обида 3,4 1,45 3,5 1,87 3,3 1,35
Подозрительность 5,9 2,01 5,6 2,48 4,4 1,76
Вербальная агрессия 7,6 1,88 5,4 2,74 5,6 2,08
Чувство вины 6,5 1,74 5,4 2,01 5,4 1,85
Индекс агрессивности 19,5 5,03 15,6 4,79 15 4,2
Индекс враждебности 9,3 2,72 9,2 3,5 7,8 2,58
Результаты сравнительного анализа агрессивности представлены в таблице 4.
Значимые и достоверные различия между выделенными группами зафиксированы по показателям «раздражение», «подозрительность», «вербальная агрессия», «чувство вины» и «индекс агрессивности». Учащиеся старших классов достоверно меньше подвержены раздражению, подозрительности, вер-
бальной агрессии, чувству вины и агрессивности в отличие от школьников средних классов.
Таблица 4
Сравнительный анализ показателей уровня агрессивности
Шкалы/ агрессивности Критерий Краскала - Уоллиса Уровень значимости
Физическая агрессия 3,573 0,168
Косвенная агрессия 4,586 0,101
Раздражение 6,405* 0,041
Негативизм 1,405 0,495
Обида 0,251 0,882
Подозрительность 7,731* 0,021
Вербальная агрессия 15,202** 0,000
Чувство вины 7,374* 0,025
Индекс агрессивности 12,503** 0,002
Индекс враждебности 5,264 0,072
* - различия значимы на уровне p < 0,05; ** - различия значимы на уровне p < 0,01.
Для выявления взаимосвязей между изучаемыми конструктами был проведен корреляционный анализ. Результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты корреляционного анализа между показателями агрессивности, самоконтроля и импульсивности школьников
Шкалы1
агрессии самоконтроля и импульсивности
ЮС PSC SE Самоконтроль Импульсивность
Индекс агрессивности -0,163 -0,127 -0,139 -0,226* 0,166
Индекс враждебности -0,005 0,036 -0,134 -0,008 0,192
* - корреляция значима на уровне p < Обнаружена обратная связь между показателями самоконтроля и общим индексом агрессивности. Значимые взаимосвязи импульсивности и агрессивности не выявлены.
Наши данные подтверждают ранее полученные о том, что лица с высоким самоконтролем менее агрессивны, а следовательно, более успешны в интерперсональных отношениях. Подтверждение этому мы находим в повышении показателей интерперсонального самоконтроля к старшим классам. Старшеклассники к этому возрастному периоду научаются по меньшей мере не проявлять агрессию по отношению к одноклассникам.
Нас удивил тот факт, что не была обнаружена прямая связь агрессивности и импульсивности. Одним из возможных объяснений такого результата, по нашему мнению, является наличие разных форм агрессивности в разных классах при общей тен-
0,05.
денции понижения агрессивности к старшим классам.
В связи с тем, что полученные результаты противоречат имеющимся в литературе данным, мы предполагаем продолжить исследование в этом направлении. С нашей точки зрения, наиболее перспективным в данном контексте будет использование индивидуально-типологического подхода к пониманию возрастной и индивидуально-возрастной динамики агрессивности и импульсивности.
Кроме этого, нам представляется принципиально важным исследование ситуаций, провоцирующих проявление агрессии, повышение импульсивности и, соответственно, понижение самоконтроля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дементий Л. И., Ашрапова Р. Р. Волевой субъективный контроль и самоконтроль как
ресурсы адаптации личности // Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. Л. И. Дементий. -Омск, 2015. - С. 37-42.
2. Дементий Л. И., Купченко В. Е. Волевой субъективный контроль и самоконтроль старшеклассников в ситуации выбора профильного обучения // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2014. -№ 2. - С. 13-20.
3. Baumeister R., Tierney J. Willpower: Rediscovering the Greatest Human Strength. -N. Y. : Penguin Press, 2011.
4. Handbook of Self-Regulation: Research, Theory, and Applications / ed. by R. Baumeister, K. Vohs. - N. Y. : Guildford Press, 2016.
5. Tangney J., Baumester R., Boone A. High Self-control Predicts Good Adjustment, Less Pathology, Better Grades and Interpersonal Success // Journal of Personality. - 2004. -Vol. 72 (2). - P. 271-324.
6. Mishel W. et al. Delay of Gratification in Children // Science. - 1989. - Vol. 244 (4907). -P. 933-938.
7. Moffit T. et al. A Gradient of Childhood Self-control Predicts Health, Wealth and Public Safety // Proceeding of the National Academy of Sciences. - 2011. - Vol. 108 - P. 26932698.
8. Duckworth A., Seligman M. Self-discipline Outdoes IQ in Predicting Academic Performance in Adolescents // Psychological Science. - 2005. - Vol. 16 (12). - P. 939-944.
Сведения об авторе
Дементий Людмила Ивановна - д-р пси-хол. наук, профессор, декан факультета психологии, заведующий кафедрой социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия); e-mail: dementiy@univer.omsk.su.
Для цитирования
Дементий Л. И. Возрастные особенности самоконтроля, импульсивности и агрессивности школьников // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С. 4-9.
9. Ениколопов С. Н., Медведева Т. И. Апробация русскоязычной версии методики «шкала импульсивности Баррата» (BIS-11) // Психология и право. - 2015. - Т. 5, № 3. -С. 75-89.
10. Короленко Ц. П. и др. Психология и психотерапия импульсивности // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. -2015. - № 1 (23). - С. 16-19.
11. Курочкина И. А. Изучение виктимности как предпосылок к проявлению буллинга в подростковых группах // Евразийское Научное Объединение. - 2015. - № 5. -С. 158-161.
12. Дементий Л. И. Самоконтроль и импульсивность как факторы подверженности стрессу в деструктивных ситуациях // Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. Л. И. Дементий. -Омск, 2015. - С. 9-13.
13. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова - СПб., 2002. - С. 80-84.
14. Hirschfield P. Response Set in Impulsive Children // Journal of Genetic Psychology. - 1965. -Vol. 107. - P. 117-126.
15. Humphrey L. Children's and Teacher's Perspectives on Children's Self-control: The Development of Two Rating Scales // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1982. -Vol. 50. - P. 624-633.
About the author
Dementiy Lyudmila Ivanovna - Doctor of Psychology, Professor, dean of the Faculty of Psychology, Head of the Department of Social Psychology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia); e-mail: dementiy@univer. omsk.su.
For citations
Dementiy L. I. Age Peculiarities of Self-control, Impulsivity and Aggressiveness of Pupils. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2017, no. 2, pp. 4-9. (in Russian).