ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 159.923
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
СПОРТСМЕНОВ-КАРАТИСТОВ
А.И. Кузнецов, А.Е. Горовая, И.Н.Митин ФГБУ ФНКЦСМ ФМБА России, г. Москва
Ключевые слова: психологические особенности, карате, личностный опросник Кеттела, возрастные различия.
Аннотация: Исследование проведено в сборной команде России по каратэ с целью выявления специфики личностных характеристик спортсменов и динамики их развития. Оценка особенностей личности проводилась с личностных опросников Кеттелла 16PF и адаптации этого же опросника для подростков 14-фактороного личностного опросника Кеттелла. Показаны значимые различия личностных характеристик у спортсменов разного возраста. Результаты подчеркивают важность определения профессионально-важных качеств для различных спортивных дисциплин и понимания их взаимосвязи со спортивной эффективностью.
AGE PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF KARATE
ATHLETES
A.I. Kuznetsova, A.E. Gorovay, I.N. Mitin Federal Research and Clinical Center of Sports Medicine and Rehabilitation of
Federal Medical Biological Agency, Russia, Moscow
Key words: psychological specificity, karate, Cattell's Personality Factor Questionnaire, age-specific differences.
Annotation. Current study was conducted among athletes of youth Russian national karate team in order to identify individual psychological specificity of athletes. Evaluation of personality characteristics was carried out with personal questionnaires of Cattell 16PF and adaptation of the same questionnaire for adolescents of the 14 factorial personality questionnaire of Cattell. Results show significant differences in personality characteristics among athletes of different age groups. Results emphasize the importance of defining professionally important qualities for various sports disciplines and understanding their impact on the effectiveness of sport performance of Russian national team athletes.
Введение. Современная спортивная наука охватывает все большее число теоретических и прикладных направлений, посвященных выявлению наиболее эффективных моделей сопровождения спортсменов, а также
186
прогнозирования спортивных результатов. Особенно выделяются различные подходы к построению периодизации тренировочного процесса, выведения спортсменов в состояние оптимальной готовности.
Несмотря на то, что эти модели вызывают повышенный интерес психологов спорта, сложность в определении их четких и объективных критериев не позволяет осуществлять регулярный мониторинг результативности спортсмена.
Как пишет Шварц В.Б. [1], психологические показатели, в том числе напрямую влияющие на результат соревнований, обладают значительной вариабельностью. Не случайно в качестве критериев спортивного отбора и спортивной ориентации предложено довольно много морфологических показателей, меньше физиологических и еще меньше психологических. Что касается психологических особенностей модельных состояний и их детерминант, то здесь публикаций значительно меньше. Тем не менее, в последнее время эта область переживает стремительный рост и развитие. Как отмечает Сафонов В.К., «мировая элита спортсменов в функциональном отношении подготовлена практически одинаково, что ведет к ужесточению соревновательной борьбы. В таких условиях возрастает роль психики, выполняющей функцию регуляции и управления подсистемами организма, поведением и деятельностью спортсмена» [2]. Психологическая подготовка наряду с физической, технической и тактической признается в качестве основополагающей для достижения состояния спортивной формы. Появляются работы по эффективному использованию психологических интервенций в разные периоды спортивного сезона. Активно развивается сфера внедрения новейших технологических достижений в программы развития профессионально значимых для того или иного вида спорта психологических способностей.
Поиск факторов, обуславливающих эффективность атлетов в современном спорте, несомненно, является актуальным. Одним из направлений на этом пути выступает динамический контроль не только параметров технико-тактической и физической подготовленности, но и ряда профессионально важных психологических и психофизиологических качеств, интегральной характеристикой которых является психофизиологическое состояние [3]. Негативные изменения психофизиологического состояния, рассматриваемого нами как системный ответ организма на внешние и внутренние стимулы и факторы, направленный на достижение необходимого социально-биологического результата, проявляются в снижении уровня или срывах психофизиологической адаптации. Это обусловливает как профессиональные ошибки, так и снижение уровня профессионального здоровья в целом [4].
В рамках психофизиологического обеспечения сборной команды России по каратэ с 2017 года проводится комплекс многоуровневых экспериментальных исследований, направленный на выявление
закономерностей психофизиологической адаптации спортсменов в связи с успешностью соревновательных выступлений [5,6].
Цель данного этапа исследования состояла в изучении особенностей динамики личностных характеристик спортсменов, занимающихся карате ^КБ) на различных уровнях спортивного мастерства.
Методы и организация исследования. В исследовании принимали участие спортсмены основного (N=27, 13 мужчин, 14 женщин, возраст 16-32 года, средний - 21,7 года) и молодежного (N=38, 22 юноши, 16 девушек, возраст 14-20 лет, средний - 16,9 года) состава сборной команды России по карате, а также претенденты в молодежный состав (N=54, 26 юношей, 28 девушек, возраст 12-17 лет, средний - 13,4 года) сборной. Для достижения цели исследования в роли диагностического инструментария особенностей личности и актуального психического состояния спортсменов выступали стандартный многофакторный личностный опросник Кеттелла 16РБ и его специальная версия для подростков 14-факторный личностный опросник Кеттелла[7].
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов проведенных исследований показал достоверные различия личностных особенностей каратистов в зависимости от возраста, пола и уровня спортивного мастерства. Так, группа претендентов в молодежную сборную характеризуется избирательностью в контактах, некоторой обособленностью от окружающих, большей эмоциональной сдержанностью, немногословностью (р<0,01). При этом, для представителей этой группы характерна устойчивость собственных интересов и установок.
Вся группа обследуемых спортсменов в целом характеризуется достаточным уровнем личностной интегрированности. Демонстрируется устойчивость в отношении стресс факторов, а также достаточно высокий порог фрустрации. Таким образом, можно говорить о малой вероятности состояния дезадаптации.
Также полученные данные отражают стремление всех групп спортсменов к следованию общепринятым нормам, ответственность. Можно предполагать достаточный уровень требовательности к себе, организованность поведения, самостоятельность, достаточную степень независимости от окружающих. Во всех группах достаточно развито стремление полагаться на свои силы, реалистичность, практицизм. Спортсмены склонны к самоудовлетворенности, эмоциональной уравновешенности.
Представители молодежного состава демонстрируют наибольшую ориентированность на взаимодействие с окружающими, они более склонны к сопереживанию, сочувствию, эмоциональной вовлеченности (р<0,01). Внешняя и внутренняя жизнь более богаты переживаниями. Достаточно развитая потребность в общении, проявление интереса к людям. Они больше
всех прочих групп стремятся поделиться своими мыслями, установками, настроениями. Им гораздо менее характерно выраженное честолюбие.
Группа спортсменов основного состава сборной чуть менее склонна к общению, активному взаимодействию с окружающими, сопереживанию (р<0,01). Вполне логично чуть более выраженное по сравнению с молодежной сборной честолюбие, последовательность в реализации своих интересов. При этом, спортсмены группы основного состава в целом более импульсивны, жизнерадостны. Они демонстрируют непосредственность поведения и более высокую гибкость поведения.
Параметры, отражающие когнитивные способности спортсменов, повышаются в соответствие с возрастными особенностями каждой из групп (р<0,01). Группа основного состава продемонстрировала лучшую способность к обучению, абстрактным суждениям, в целом более высокий уровень творческих способностей.
Кроме того, в группах основного и молодежного составов более ярко выражен волевой самоконтроль поведения (р<0,05) по сравнению с группой претендентов. Старшим группам более характерно стремление придерживаться установленных норм и правил поведения. Представители этих групп более обязательны, исполнительны и настойчивы. Их действия и поступки лучше планируются, носят целенаправленный характер.
При этом, группы основного и молодежного состава демонстрируют у своих представителей несколько большую тревожность (р=0,02), волнение, связанное с личными событиями или фактами, например, «более ответственными» соревнованиями.
Что касается гендерных различий групп, то юноши в каждой из групп продемонстрировали более выдержанные лидерские качества, доминантность поведения, большую независимость в мыслях и поступках (р=0,018). Также, они показали себя более общительными, готовыми идти на контакт (р=0,002).
Заключение. Полученные в исследовании данные подчеркивают необходимость наличия у спортсменов таких личностных качеств, как высокая способность к обучению, исполнительность, ответственность, гибкость поведения, решительность в значимой ситуации, волевой самоконтроль. Также можно убедиться в необходимости достаточного уровня общительности, стремления к взаимодействию, что можно развивать на специальных тренингах. Эти данные согласуются с достаточно очевидной необходимостью обладания высоким уровнем развития социальных навыков, необходимых для эффективного взаимодействия с тренерами, соперниками и коллегами по команде, судьями, представителями прессы, зрителями и т.д. Высоко развитая способность к обучению вместе с гибкостью поведения также не менее очевидно значимы при решении задач быстрого формирования и корректировки различных элементов общей и специальной физической подготовки.
Оставляя вопрос о причинно-следственных связях полученных нами результатов для следующих работ, очевидным видится необходимость корректной оценки и развития психологических характеристик более молодых спортсменов, опираясь на результаты более опытных. Комплекс исследований, проводимых в команде карате, позволит сформировать многоуровневую систему психологической подготовки спортсменов, включающую диагностический, коррекционный и прогностический блоки. Этот опыт, в свою очередь, можно будет адаптировать под другие виды спорта и в перспективе создать единую систему спортивной психологической подготовки, учитывающую факторы возраста спортсмена, пола, вида спорта, спортивного стажа, календаря тренировочных и соревновательных мероприятий, конкретного этапа подготовки и т.д.
Список литературы
1. Шварц В.Б. Модельные характеристики спортсменов высокого класса. / В.Б. Шварц // Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. - 1984. - С. 17-41
2. Сафонов В.К. Психология спорта как направление психологической науки. / В .К Сафонов. // Вестник СПбГУ. 2012. Серия 6 (Вып.2). - С. 42-49.
3. Митин И.Н. Оценка психофизиологических характеристик безаварийной деятельности водителей - одна из составляющих обеспечения безаварийной профессиональной деятельности. / И.Н. Митин, В.Ю. Щебланов // Медицина катастроф. - 2012. - № 1 (77). - С. 45-48.
4. Митин И.Н. Психофизиологическая адаптация водителей и безопасность дорожного движения/И.Н.Митин//Медицина катастроф.2015. - №2(90).-С.44-48.
5. Митин И.Н. Психологические особенности спортсменов-каратистов. / И.Н. Митин, А.И. Кузнецов, А.Е. Горовая, А.В. Конов // Спортивный психолог. -2017. - № 1 (44). - С. 67-70.
6. Митин И.Н. Психофизиологические особенности спортсменов-каратистов. / И.Н. Митин, А.И. Кузнецов, А.Е. Горовая, А.Д. Королев // Медицина экстремальных ситуаций. - 2017. - Т. 61, № 3. - С. 183-191.
7. Выбойщик И.В. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла: Учебное пособие. / И.В. Выбойщик, З.А. Шакурова. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000. - 54 с.
References
1. Shvarts V.B. Model characteristics of high-class athletes. / V.B. Schwartz // Medico-biological aspects of sports orientation and selection. - 1984. - P. 17-41.
2. Safonov V.K. Psychology of sport as a direction of psychological science. / V.K. Safonov // Bulletin of St. Petersburg State University. 2012. Series 6 (I.2).-P. 4249.
3. Mitin I.N. Assessment of the psychophysiological characteristics of accident-free activity of drivers is one of the components of ensuring trouble-free professional activity. /I.N. Mitin, V.Yu. Shcheblanov // Medicine of catastrophes. -2012. - No. 1 (77). - P. 45-48.
4. Mitin I.N. Psychophysiological adaptation of drivers and road safety / I. Mitin // Medicine of catastrophes. 2015.-? 2 (90). - P.44-48.
5. Mitin I.N. Psychological characteristics of athletes, karate./ I.N. Mitin, A.I. Kuznetsov, A.E. Gorovaya, A.V. Konov // Sports psychologist. - 2017. - No. 1 (44). - P. 67-70.
6. Mitin I.N. Psychophysiological characteristics of athletes, karate./ I.N. Mitin, A.I. Kuznetsov, A.E. Gorovaya, A.D. Korolev // Medicine of extreme situations. -2017. - T. 61, No. 3. - P. 183-191.
7. Vyboyshchik I.V. Personality multifactorial questionnaire R. Cattell: Textbook. / I.V. Vyboyshchik, Z.A. Shakurov. - Chelyabinsk: Izd. SUSU, 2000. - 54 p.
Сведения об авторах: Александр Игоревич Кузнецов - психолог отдела ФГБУ ФНКЦСМ ФМБА России, 8-916-603-1535, [email protected]; Александра Евгеньевна Горовая - психолог отдела ФГБУ ФНКЦСМ ФМБА России, Игорь Николаевич Митин -руководитель лаборатории психологии спорта на базе отдела ФГБУ ФНКЦСМ ФМБА России, кандидат медицинских наук.
УДК 796: 159.98
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНА КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Боровик О.Н.
ФГБУ ПОО «ГУОР г. Кисловодск», Кисловодск Ключевые слова: высококвалифицированные спортсмены, индивидуальная саморегуляция, регуляторный профиль, эмоциональное выгорание, поведение типа А, общий индекс стресса.
Аннотация. В статье рассмотрены индивидуальные особенности саморегуляции спортсменов в контексте их взаимосвязей с эмоциональным выгоранием и поведением типа А, как основных негативных проявлений спортивной деятельности. Полученные результаты показывают, что чем выше показатели индивидуальной саморегуляциии спортсменов, тем ниже проявления стресса и негативные последствия спортивной деятельности -эмоциональное выгорание и поведение типа А.