- по шкале ЭПИ большинство учащихся 5-6, 7-8 и 9-11 классов характеризуются средним уровнем выраженности показателя (100%, 100% и 60% соответственно); 40% учащихся 9-11 классов характеризуются высоким уровнем выраженности показателя.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что среди учащихся 5-8 классов преобладают средние баллы по шкалам ВКМ и ЭПИ. Следовательно, школьники данного возраста обладают достаточным уровнем волевого контроля медиапотребления и эффективного поиска информации. Испытуемый в большинстве случаев осознаёт цели потребления той или иной информации и способен контролировать содержание потребляемой информации, хорошо ориентируется в медиасистемах, владеет знаниями о том, как находить требуемую информацию, но не всегда достаточно продуктивно расходует время на поиск и обработку нужных данных.
Среди учащихся 9-11 классов преобладают средние баллы по шкале ЭПВ. Медиапотребление старшеклассников является избирательным. Школьники отслеживают потоки информации, но при этом не склонны тратить излишнее количество времени на получение какой-либо информации, которая продаётся в СМИ как важная или новая. Любого рода «медиафакты» имеют второстепенное значение в его жизни по сравнению с теми фактами и событиями, которые составляют его повседневное существование.
Полученные результаты можно объяснить особенностями социальной ситуации, в которой находятся школьники. Если в 5-8 классах большое количество времени тратится на общение, то в старших классах предстоящее поступление в средние и высшие учебные заведения, а также более «взрослые» увлечения школьников переносят их основные интересы с медиапространства на реальные жизненные события. Список использованной литературы:
1. Robert W. McChesney. Rich Media, Poor Democracy. — Chicago: University of Illinois Press, 1999.
2. Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 61.
3. Образцова А.Ю. Особенности медиапотребления детей школьного возраста (на примере г. Углич). Электронный журнал «Медиаскоп». Вып. №4, 2014. [Электронный ресурс] // - URL: http://www.mediascope.ru/?q=node/1648
4. Ившина Д.С. Формирование медиакомпетентности подростков на занятиях в студии журналистики. Глазов, 2012
5. Смирнов В.М., Коповой А.С. Психология медиа-безопасности: учебное пособие / В.М. Смирнов, А.С. Коповой. - Саратов: Издательство «Саратовский источник », 2012
© Елганов А.А., 2016
УДК 612.821 УДК 612.821.2
Клочкова Ольга Ивановна, Воробьёва Елена Юрьевна, Шабанов Геннадий Анатольевич
кафедра физики и математики ТГМУ, г. Владивосток E-mail: [email protected]
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ БЕТА СПЕКТРА ВЫЗВАННОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА В ПРОЦЕССЕ ПОЗИЦИОННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ
Аннотация
Предложенное исследование рассматривает возрастные проявления бета волн в измеряемой вызванной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
биологической активности мозга испытуемых в процессе позиционной компьютерной игры.
Ключевые слова
Бета ритм, разностная спектральная функция, анализ возрастных изменений, биологическая активность мозга.
В данном исследовании анализируется проявление возрастных изменений бета спектра вызванной биологической активности мозга испытуемых в процессе позиционной компьютерной игры.
Под полосой Р-ритма понимают частоты свыше 13 Гц при делении их на подгруппы: низкочастотный Р-ритм 13-20 Гц; высокочастотный Р-ритм 21-30 Гц и гамма активность от 31 Гц и выше [4, с.86-100].
Методы. Измерения выполнены в лаборатории нейрокибернетики НИЦ «Арктика» ДВО РАН на программно-аппаратном комплексе с регистратором спектра «МЭГИ-01» [3, с. 206]. Полоса охвата фильтров составила от 0,2 до 27 Гц. Время суммации составило 160 секунд (длительность кадра). В течение кадра с двух электродов, расположенных по схеме Крейнляйна, с одним общим вертикальным электродом, находящимся на сагиттальной линии головы в верхней части роландовой борозды, регистрировались частотные составляющие вызванной биологической активности мозга испытуемых. Анализировалась разностная спектральная функция, СЕАНС 2 - ФОН: т.е. разностная функция вызванной биологической активности (СВЭМА) мозга испытуемого в состоянии с открытыми глазами минус функция СВЭМА испытуемого в состоянии фона с открытыми глазами без интеллектуальной нагрузки[3,с.53-60; 6, с.282-284]. Нужные частоты отфильтровывались на основе быстрого преобразования Фурье.
Для анализа данных использовались значения 638 точек спектральной матрицы измерений, для которых изменение разностной спектральной функции составило не менее чем 30%. В фоновом состоянии (до компьютерной игры) перед испытуемым стоял включенный ноутбук с позиционной игрой: испытуемый двигал компьютерную мышь и производил клики бесцельно[1, с.93-96; 2 с. 36-39].
Измерены данные разностной спектральной функции пяти испытуемых - женщин, постоянно занятых интеллектуальной работой с использованием компьютера, в возрасте от 23 до 58 лет. Испытуемые взаимодействуют с ноутбуком в процессе четырех сеансов (кадров) позиционной компьютерной игры. Для анализа испытуемые были объединены в возрастные группы (по 2 человека): группа « Студ» (средний возраст 22,5 года), группа «Ср» (средний возраст 40лет), группа «СрСт» (средний возраст 54 года) и группа «Ст» (средний возраст 58 лет). Возрастная разница между группами составляет 18 лет (Студ и Ср), 14 лет (Ср и СрСт) и 4 года (СрСт и Ст).
Статистический анализ проводился в программах Statistica 10, вычисления и графики сделаны в MS Excel 2010. Использовалась только непараметрическая статистика при доверительной вероятности Р=0,95
Целью работы является анализ возрастных изменений вызванной биологической активности мозга в диапазоне бета(13-27Гц) ритмики с помощью регистрации функции спектра вызванной биологической активности мозга (СВЭМА) в процессе второго сеанса позиционной компьютерной игры[2, с.93-96]
Результаты. На рис.1и рис.2 приведены гистограммы разностной функции СВЭМА левого и правого полушарий в области бета ритмов для крайних групп Студ и Ст.
Рисунок 1 - Разностная функция левого полушария испытуемых по второму сеансу позиционной компьютерной игры в зависимости от частоты бета ритма.
Рисунок 2 - Разностная функция правого полушария испытуемых по второму сеансу позиционной компьютерной игры в зависимости от частоты бета ритма.
Из рисунка1 следует, что графики не совпадают. В старшей группе Ст больше отрицательных значений, которые можно объяснить присутствием остатков вычитаемой фоновой функции. Известно, что с увеличением возраста замедляются процессы обмена веществ, и, следовательно, процессы возбуждения и торможения. В более молодой группе Студ количество положительных пиков разностной функции 21-18 в каждом полушарии, а отрицательных 0 (в левом и правом полушарии.
У самой старшей группы - группы Ст положительных пиков меньше почти в 4-9 раз: 5(левое полушарие) и 2(правое полушарие), зато значительно больше отрицательных: 13(в левом полушарии) и 20 (в правом) пиков.
Согласно ^критерию Манна-Уитни имеется незначимое различие в значениях СВЭМА между группами Ср и СрСт и между полушариями. Значимое различие функции СВЭМА согласно этому критерию выявлено между группами Студ и Ср, а также СрСт и Ст. Критерий Колмогорова-Смирнова показал значимое межполушарное различие разностной функции СВЭМА между группами Студ и Ср только для правого полушария, Ср и СрСт только левого полушария, СрСт и Ст для СВЭМА левого полушария.
В целом динамика возрастных изменений количества пиков функции СВЭМА в области бета спектра показана на рис.3.
Рисунок 3 - Возрастная динамика разностной функции СВЭМА в области бета спектра левого (черный цвет линий) и правого (серый цвет линий) полушарий испытуемых по второму сеансу позиционной компьютерной игры в зависимости от возраста группы: черные линии - количество положительных пиков,
серые -количество отрицательных пиков.
Исследование показало, что описанный выше метод может быть использован для фиксирования возрастной динамики разностной частотной функции вызванной биологической активности испытуемых женщин в процессе позиционной компьютерной игры в области бета спектра как в левом, так и в правом полушариях мозга. В правом полушарии изменения идут быстрее.
Список использованной литературы 1. Клочкова О.И. Количественная оценка использования кратковременного эпизодического буфера рабочей
памяти студентов при взаимодействии с компьютером //Тихоокеанский медицинский журнал. 2014. №3. с.93-96.
2. Клочкова О.И., Воробьева Е.Ю., Погорелова Е.Ю., Старцева М.С., Шабанов Г.А., Рыбченко А.А. Функциональная межполушарная асимметрия вызванной электромагнитной активности мозга в процессе позиционной компьютерной игры //Сб.статей ЦНС «Международные научные исследования» по материалам IV международной научно-практической конференции: «Проблемы и перспективы современной науки», Часть 2, г. Москва: сборник статей (уровень стандарта, академический уровень).- Москва: «ISI-joumal», 2016, с. 36-39
3. Шабанов Г.А., Максимов А.Л., Рыбченко А.А. Функционально - топическая диагностика организма человека на основе анализа ритмической активности головного мозга.- Владивосток: Дальнаука, 2011.- с. 206.
4. Кропотов Ю.Д. Количественная ЭЭГ, когнитивные вызванные потенциалы мозга человека и нейротерапия/ Перевод с англ. под ред. В. А. Пономарева.- Донецк: Издатель Заславский А.Ю., 2010.- 512 с
5. Патент на полезную модель № 72395. Заявка №2007145888. Приоритет от 3 декабря 2007 г. Магнитоэнцефалографический спектральный анализатор сумматор биопотенциалов головного мозга человека. Авторы: Лебедев Ю.А., Шабанов Г.А., Рыбченко А.А., Максимов А.Л. ГУ РЧ МНИЦ «АРКТИКА» ДВО РАН, директор Максимов А.Л. Опубликовано: 20.04.2008 года Бюл. №11
6. A.A. Ribchenko, G.A. Shabanov, U.A. Lebedev, V.I. Korochentcev. RS MEGI-01 Coil Recorder of Spectrum of Magnetoelectric Activity of Human Brain // Biomedical Engineering. Vol. 47, No.6. - March, 2014. - pp. 282-284.
© Клочкова О. И. ,Воробьёва Е. Ю., Шабанов Г. А., 2016
УДК 1
Козлов Андрей Владимирович
Слушатель Академии управления МВД России,
г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
УЧЁТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТОЛПЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются психологические особенности поведения людей в толпе, которые могут и должны быть учтены при действиях сотрудников полиции, осуществляющих охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
Ключевые слова
Толпа, поведение людей, психология толпы, массовые мероприятия.
В психологии изучению массового поведения больших социальных групп уделяется значительное внимание. Проводится как комплексное изучение данного вопроса, так и изучение отдельных аспектов психологии массового поведения. Это внимание можно объяснить тем, что полученные в результате исследований знания могут иметь прикладное значение.
Для деятельности полиции результаты исследований психологов о массовом поведении, несомненно, имеют важное практическое значение. Определение факторов, которые относятся к обеспечению общественной безопасности в массовых скоплениях людей, является основой для принятия управленческих решений со стороны руководителей ОВД. Эффективность деятельности органов и подразделений полиции по предупреждению и пресечению массовых беспорядков напрямую связана с эффективностью принимаемых руководителями управленческих решений и умелых действий личного состава в данный