Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОЗРАСТНЫХ ГРАНИЦАХ МОЛОДОСТИ'

ВОЗРАСТНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОЗРАСТНЫХ ГРАНИЦАХ МОЛОДОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
377
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / ГРАНИЦЫ / МОЛОДОСТЬ / МОЛОДЁЖЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Елена Владимировна

Цель. Выявить представления людей разного возраста и культурной принадлежности о возрастных границах молодости. Процедура и методы. Исследование проведено с использованием диагностической батареи, включающей авторский опросник, а также вопросы о нижней и верхней границах молодости. Результаты. Анализ показал, что в представлениях участников исследования общая продолжительность молодости является относительно устойчивой величиной, а её нижняя и верхняя границы «привязываются» к определённому возрасту. Значимая взаимосвязь между представлениями о границах молодости и представлениями об отдельных психологических характеристиках молодёжи наблюдается во всех выделенных возрастных и социокультурных подгруппах. Теоретическое и/или практическое значение. В исследовании впервые показано, что в сознании людей разного возраста и социокультурной принадлежности представления о хронологических границах молодости значимо взаимосвязаны с представлениями о психологических характеристиках, которые либо способствуют, либо препятствуют переходу от молодости к взрослости. Полученные результаты могут быть использованы в психологическом консультировании в рамках решения проблем самоопределения и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE AND CULTURAL FEATURES OF REPRESENTATIONS OF THE AGE BOUNDARIES OF YOUTH

Aim. The purpose of the study is to identify the ideas of people of different ages and cultural affiliation about the age limits of youth. Methodology. The study was conducted by means of a diagnostic battery, the author’s questionnaire included, as well as questions about the lower and upper limits of youth. Results. The analysis demonstrates that in the views of the study participants the total duration of youth is a relatively stable value, and its lower and upper limits are “tied” to a certain age. A significant relationship between ideas about the boundaries of youth and ideas about individual psychological characteristics of youth is observed in all selected age and socio-cultural subgroups. Research implications. The study shows for the first time that in minds of people of different ages and socio-cultural affiliation, ideas about the chronological boundaries of youth are significantly interrelated with ideas about psychological characteristics that either contribute to or hinder the transition from youth to adulthood. The obtained results can be used in psychological counseling within the framework of solving problems of self-determination and self-development.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОЗРАСТНЫХ ГРАНИЦАХ МОЛОДОСТИ»

УДК 159.9.072.432 Селезнева Е. В.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1, Российская Федерация

ВОЗРАСТНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОЗРАСТНЫХ ГРАНИЦАХ МОЛОДОСТИ

АННОТАЦИЯ

Цель. Выявить представления людей разного возраста и культурной принадлежности о возрастных границах молодости.

Процедура и методы. Исследование проведено с использованием диагностической батареи, включающей авторский опросник, а также вопросы о нижней и верхней границах молодости.

Результаты. Анализ показал, что в представлениях участников исследования общая продолжительность молодости является относительно устойчивой величиной, а её нижняя и верхняя границы «привязываются» к определённому возрасту. Значимая взаимосвязь между представлениями о границах молодости и представлениями об отдельных психологических характеристиках молодёжи наблюдается во всех выделенных возрастных и социокультурных подгруппах.

Теоретическое и/или практическое значение. В исследовании впервые показано, что в сознании людей разного возраста и социокультурной принадлежности представления о хронологических границах молодости значимо взаимосвязаны с представлениями о психологических характеристиках, которые либо способствуют, либо препятствуют переходу от молодости к взрослости. Полученные результаты могут быть использованы в психологическом консультировании в рамках решения проблем самоопределения и саморазвития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

возраст, границы, молодость, молодёжь, психологические качества, социальные представления, возрастные особенности, культурные особенности

СТРУКТУРА

Введение Методы и выборка Обсуждение результатов Заключение

шь

E. Selezneva

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration prosp. Vernadskogo 82 str. 1, Moscow 119571, Russian Federation

AGE AND CULTURAL FEATURES OF REPRESENTATIONS OF THE AGE BOUNDARIES OF YOUTH

ABSTRACT

I

Aim. The purpose of the study is to identify the ideas of people of different ages and cultural affiliation about the age limits of youth.

Methodology. The study was conducted by means of a diagnostic battery, the author's questionnaire included, as well as questions about the lower and upper limits of youth. Results. The analysis demonstrates that in the views of the study participants the total duration of youth is a relatively stable value, and its lower and upper limits are "tied" to a certain age. A significant relationship between ideas about the boundaries of youth and ideas about individual psychological characteristics of youth is observed in all selected age and socio-cultural subgroups.

Research implications. The study shows for the first time that in minds of people of different ages and socio-cultural affiliation, ideas about the chronological boundaries of youth are significantly interrelated with ideas about psychological characteristics that either contribute to or hinder the transition from youth to adulthood. The obtained results can be used in psychological counseling within the framework of solving problems of self-determination and self-development.

KEYWORDS

I

age, boundaries, youth, the young, psychological qualities, social representations, age peculiarities, cultural peculiarities

введение

Возраст как неотъемлемая универсальная характеристика человека выражает динамические аспекты его развития и отражается в социальном и индивидуальном сознании, с одной стороны - как общее количество прожитого от рождения времени (когда возраст обозначают через единицы времени: дни, месяцы, годы), а с другой - как тот или иной период индивидуального развития (когда возраст обозначают через стадии развития: младенчество, детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость). При этом в индивидуальных и социальных представлениях о возрасте как об упорядоченной последовательности основных периодов [5, с. 11] каждый такой период осознаётся как замкнутый в себе, отграниченный от других цикл развития со «...своими своеобразными темпами и своим своеобразным содержани-

Г-» 1 /~Л -Г Г Г «СОДЕРЖАНИЮ

ем развития» [2, с. 16]. Таким образом, представления о любом возрастном периоде и соответствующей этому периоду возрастной группе включают и представления о границах, которые отделяют один период и одну группу от других и позволяют различать их. При этом представления о возрастных

ШЬ

границах определяются социокультурными особенностями общества, историческим периодом его развития и характерными для этого периода закономерностями интеграции личности в социальную систему и, в свою очередь, определяют различия в отношении к людям разного возраста.

Выход человека за границу предыдущего возрастного периода и переход в следующую возрастную группу сопровождается изменениями в представлениях о нём и в отношении к нему как на социальном уровне (что фиксируется в законодательных документах, определяющих права и обязанности людей того или иного возраста в различных сферах социальной жизни), так и на уровне социально-психологическом (что фиксируется в социальных представлениях, отражающих требования и ожидания относительно поведения людей того или иного возраста в различных сферах социальной жизни). Социальные и социально-психологические представления о границах того или иного возраста могут в той или иной мере не совпадать друг с другом, но в совокупности определяют динамику в отношениях к человеку и с человеком при переходе его из одной возрастной группы в другую.

Безусловно, исследования представлений о границах любой возрастной группы являются актуальными, т. к. в процессах индивидуального развития значим любой возрастной период, а в процессах социального развития -любая возрастная группа, однако, на наш взгляд, особую теоретическую и практическую значимость имеют исследования представлений о возрастных границах молодости.

Особенности происходящего в период молодости становления человека как социально и личностно ответственного субъекта определяют не только его индивидуальное будущее, но и будущее общества, в котором он живёт, т. к. во многом именно вектор и степень социальной активности молодёжи как субъекта общественного производства и общественной жизни задают вектор и степень активности социального развития в целом. Социальные и социально-психологические представления о молодости и её границах:

- задают требования к поведению молодых людей в различных сферах социальной жизни;

- определяют ожидания относительно интеллектуального, эмоционального, нравственного, социального развития человека на этапе молодости;

- становятся основанием для выбора инструментов развития молодых людей, механизмов воздействия на них и форм взаимодействия с ними.

Исследователи достаточно часто обращаются к проблеме границ того |- ^ или иного возраста [7; 15], в том числе и границ молодости. Можно выделить несколько направлений в этих исследованиях:

- сравнительный анализ положения молодости как этапа развития и, соответственно, её границ в научных возрастных классификациях [8] или в

■<1

возрастных периодизациях, принятых в той или иной национальной культуре [17];

- изучение проблем определения границ молодости с точки зрения гражданского, трудового, уголовного или иного законодательств [3; 12];

- теоретическое и / или эмпирическое обоснование принципов и моделей определения границ молодости [6; 11];

- исследование представлений людей разного возраста о молодости и её границах [1; 13; 16].

В то же время можно назвать две до сих пор не разрешённые исследовательские проблемы, первая из которых связана с выявлением возрастных и культурных особенностей в представлениях о границах и продолжительности молодости, а вторая требует ответа на вопрос о том, существует или нет взаимосвязь между представлениями о границах молодости и представлениями об отдельных психологических характеристиках молодёжи.

В рамках данного исследования мы исходим из предположений о том,

что:

- вне зависимости от возраста и культурной принадлежности респондентов в их представлениях границы молодости «привязываются» к определённому возрасту, а её общая продолжительность выступает как относительно устойчивая величина;

- существует взаимосвязь между представлениями о границах молодости и представлениями об отдельных психологических характеристиках молодёжи;

- особенности представлений о границах молодости и о взаимосвязи между этими границами и развитием отдельных психологических характеристик молодёжи обусловлены возрастом и культурной принадлежностью респондентов.

методы и выборка

Цель эмпирического исследования, проведённого нами совместно с И. Галлере, состояла в том, чтобы выявить представления людей разного возраста и культурной принадлежности о возрастных границах молодости.

В соответствии с целью исследования необходимо было выявить возрастные и социокультурные особенности представлений о хронологических границах молодости, а также установить связь представлений о хронологических границах молодости с атрибуцией молодым людям тех или иных психологических характеристик.

НОМЕРА

На первом этапе исследования в качестве инструмента для изучения представлений о возрастных границах молодости мы использовали модифицированную нами методику Ю. Б. Зайцевой [4]. Участники исследования должны были ответить на два вопроса: «1. В каком возрасте, на Ваш взгляд,

■<1

проходит граница между юностью и молодостью?» (с нижней границей в 14 и верхней границей в 24 года) и «2. В каком возрасте, на Ваш взгляд, проходит граница между молодостью и взрослостью?» (с нижней границей в 20 и верхней границей в 40 лет). «Шаг» между вариантами ответов составлял один год. Оба вопроса включали вариант ответа «затрудняюсь ответить».

На втором этапе исследования в качестве инструмента изучения представлений о психологических характеристиках молодёжи мы использовали опросник, разработанный на основе полученных в ходе первого этапа исследования данных и основанный на методе субъективного шкалирования [9; 10]. Помимо этого в диагностическую батарею были включены следующие два пункта: «Назовите возраст, в котором, на Ваш взгляд, проходит граница между юностью и молодостью; Назовите возраст, в котором, на Ваш взгляд, проходит граница между молодостью и взрослостью». Респонденты, в отличие от участников первого этапа исследования, должны были не выбрать один из предложенных вариантов, а сами определить этот возраст.

Общее число участников исследования составило 444 человека. В первом этапе исследования приняли участие 156 респондентов: 90 (57,7%) женщин и 66 (42,3%) мужчин. 78 (50%) участников исследования являлись гражданами Российской Федерации, 78 (50%) - русскоговорящими гражданами Латвийской Республики. Средний возраст участников первого этапа исследования составил 32,9 года, максимальный - 86 лет, минимальный -14 лет, медиана - 26 лет. Во втором этапе исследования приняли участие 288 респондентов: 126 мужчин (43,8%) и 162 женщины (56,2%); 142 гражданина России (49,3%) и 146 русскоязычных граждан Латвии (50,7%). Средний возраст участников второго этапа исследования также составил 32,9 года, максимальный - 71 год, минимальный - 17 лет, медиана - 29 лет.

Так как при анализе социально-демографических характеристик были выявлены различия между рядом подгрупп, сравнение проводилось между:

- респондентами в возрасте 25 лет и младше (75 человек) и 37 лет и старше (74 человека);

- женщинами в возрасте 26 лет и младше (78 человек) и 27 лет и старше (84 человека);

- мужчинами в возрасте 30 лет и младше (61 человек) и 31 год и старше (65 человек);

- гражданами России в возрасте 25 лет и младше (54 человека) и 37 лет и старше (35 человек);

- гражданами Латвии в возрасте 25 лет и младше (21 человек) и 37 лет |- ^ и старше (39 человек).

НОМЕРА

Полученные в результате эмпирического исследования данные были подвергнуты количественному и качественному анализу. Достоверность полученных результатов проверялась с помощью комплекса стандартных ста-

■<1

тистических методов (анализ средних значений, и-критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок, ^коэффициент Спирмена).

обсуждение результатов

Результаты первого этапа исследования, в том числе относительно возрастных границ молодости, подробно описаны в нашей совместной с И. Галлере статье [9]. Здесь отметим только, что большинство респондентов при определении границы между юностью и молодостью указали возраст 18 лет (среднее значение по выборке - 18,5), а при определении границы между молодостью и взрослостью - возраст 30 лет (среднее значение по выборке - 28,8).

На втором этапе исследования представления о возрастных границах молодости были уточнены.

В таблице 1 представлены данные, полученные при анализе ответов участников второго этапа исследования на вопросы о возрасте, в котором проходит граница между юностью и молодостью, а также между молодостью и взрослостью.

таблица 1 / Table 1

Возрастные границы молодости в представлениях участников исследования / Age boundaries of youth in the views of the study participants

Подгруппы Возраст (годы), в котором проходит граница между

юностью и молодостью молодостью и взрослостью

среднее значение стандартное отклонение среднее значение стандартное отклонение

Выборка в целом 19,5 3,0 28,9 4,7

Респонденты в возрасте 25 лет и младше 20,1 2,9 29,7 4,5

Респонденты в возрасте 37 лет и старше 19,4 3,7 30,1 6,0

Женщины в возрасте 26 лет и младше 20,2 2,8 29,3 4,2

Женщины в возрасте 27 лет и старше 19,5 3,6 29,7 5,6

Мужчины в возрасте 30 лет и младше 19,3 2,9 28,3 4,0

Мужчины в возрасте 31 год и старше 19,1 2,6 28,1 4,3

■Ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

Подгруппы Возраст (годы), в котором проходит граница между

юностью и молодостью молодостью и взрослостью

среднее значение стандартное отклонение среднее значение стандартное отклонение

Граждане России в возрасте 25 лет и младше 20,0 2,78 29,1 4,51

Граждане России в возрасте 37 лет и старше 19,5 4,0 29,8 6,8

Граждане Латвии в возрасте 25 лет и младше 20,4 3,4 31,0 4,2

Граждане Латвии в возрасте 37 лет и старше 19,4 3,4 30,4 5,3

Как видно из таблицы, в представлениях участников исследования молодость начинается после 19 лет (минимум в 19,1 года в представлениях мужчин в возрасте 31 года и старше, максимум в 20,4 года в представлениях граждан Латвии в возрасте 25 лет и младше), а заканчивается после 28 лет (минимум в 28,1 года в представлениях мужчин в возрасте 31 год и старше, максимум в 30,1 года в представлениях респондентов в возрасте 37 лет и старше). Сравнение с данными первого этапа исследования показывает, что и нижняя, и верхняя границы молодости в представлениях участников второго этапа явно сдвинулись выше по возрастной оси. На наш взгляд, одной из причин этого было изменение формы предъявления вопросов.

В то же время, как и на первом этапе исследования, на втором этапе было установлено, что во всех выделенных подгруппах связь между возрастом участников исследования и определяемыми ими отметками нижней и верхней возрастных границ отсутствует.

Интересно сравнить наши результаты с результатами, полученными У. Дж. Чопик и соавторами в исследовании «Age Differences in Age Perceptions and Developmental Transitions» [14].

В этом исследовании случайной выборке (N=251052), которую составили люди, заходившие в 2006-2015 гг. на демонстрационный сайт Project Implicit (исследования по тесту Implicit Association), было предложено назвать возраст, в котором человек переходит от детства к молодости, от молодости к взрослости, от взрослости к среднему возрасту, от среднего возраста к старости.

Исследователи выдвинули и затем подтвердили гипотезу, в соответствии с которой более молодые респонденты должны соотносить все эти переходы с меньшим возрастом, чем более зрелые.

ШЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

В нашем исследовании граница между юностью и молодостью во всех «младших» подгруппах, наоборот, оказалась соотнесена с ботьшим возрастом, чем в «старших», и, хотя значимой взаимосвязи между возрастом участников исследования и этой отметкой не было выявлено, можно говорить о наличии определённой устойчивой тенденции (см. табл. 1). Для границы между молодостью и взрослостью такой тенденции не выявлено.

Можно предположить, что различия в результатах, полученных в нашем исследовании и работе «Age Differences in Age Perceptions and Developmental Transitions», связаны с несколькими причинами. Прежде всего, это значительные различия в объёме выборки, влекущие за собой различия в статистической мощности. Ещё одной причиной могут быть значительные различия в формулировке первого перехода (или в нашем исследовании - нижней границы молодости). Если в рамках нашей работы речь идёт о границе между юностью и молодостью, то в исследовании У. Дж. Чопик с соавторами - о переходе от детства к молодости.

Помимо этого, существуют культурные и возрастные различия, которые также могут обусловить разницу в результатах. В исследовании «Age Differences in Age Perceptions and Developmental Transitions» принимали участие в основном люди, живущие в США, а, как отметили сами авторы, в разных культурах наблюдается значительная изменчивость в отношении к пожилым людям и старению, и, следовательно, в восприятии возрастных переходов. Помимо этого, участниками исследования были в основном молодые люди (средний возраст - 26,88 года), что тоже оказывает влияние на результаты. Наконец, в американском исследовании опрос проводился на английском языке, а в нашем исследовании - на русском, что также может влиять на результаты.

В целом мы согласны с У. Дж. Чопик и соавторами, которые отмечают, что, хотя различия в восприятии возраста в целом и возрастных переходов в частности культурно обусловлены, «неясно, могут ли эти различия быть связаны с проблемами статистической мощности, языковым управлением обследованием или с каким-либо другим методологическим или концептуальным объяснением» [14].

На втором этапе нашего исследования, как и на первом, по выборке в целом и в подгруппах была выявлена значимая связь между отметками нижней и верхней возрастных границ (табл. 2).

Как видно из таблицы, представления участников исследования о нижней и верхней границах молодости значимо взаимосвязаны, и эта взаимосвязь имеет прямой характер. При этом общая продолжительность молодости, с точки зрения наших респондентов, составляет в среднем 9,4 года. Интересно при этом, что наименьшую длительность (9 лет) имеет молодость в представлениях мужчин вне зависимости от возраста, а наибольшую (11 лет) - в представлениях граждан Латвии в возрасте 37 лет и старше.

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

Можно предположить, что представления о «минимальном сроке» молодости в мужских подгруппах обусловлены сформированными и до сих пор

таблица 2 / Table 2

Взаимосвязь представлений о нижней и верхней границах молодости и её общая продолжительность / The relationship of ideas about the lower

and upper limits of youth and its total duration

Подгруппы теснота и направление связей представлений о границе между юностью и молодостью с представлениями о границе между молодостью и взрослостью Представления об общей продолжи тельности молодости

R p (кол-во лет)

Выборка в целом 0,467 0,00001 9,4

Респонденты в возрасте 25 лет и младше 0,503 0,000004 9,6

Респонденты в возрасте 37 лет и старше 0,399 0,0004 10,7

Женщины в возрасте 26 лет и младше 0,493 0,000005 9,1

Женщины в возрасте 27 лет и старше 0,454 0,00001 10,2

Мужчины в возрасте 30 лет и младше 0,548 0,000005 9,0

Мужчины в возрасте 31 год и старше 0,374 0,002 9,0

Граждане России в возрасте 25 лет и младше 0,500 0,0001 9,1

Граждане России в возрасте 37 лет и старше 0,363 0,032 10,3

Граждане Латвии в возрасте 25 лет и младше 0,520 0,016 10,6

Граждане Латвии в возрасте 37 лет и старше 0,376 0,018 11,0

действующими и в российском, и в латышском социуме стереотипами о необходимости быстрого взросления для мужчин, которые участники исследования проецировали на молодёжь в целом, а представления о «максималь-

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

ном сроке» молодости в подгруппе граждан Латвии в возрасте 37 лет и старше - «сложением» социокультурных и возрастных стереотипов, согласно которым следует как можно дольше оставаться молодым, потому что «Оаишет уеае ]аар1ек» (с латышского - «Молодые старых обходят»)1 и «Поколе молод, потоле и дорог»2.

Кроме представлений о собственно хронологических границах молодости, на втором этапе исследования были проанализированы взаимосвязи этих представлений с представлениями об отдельных психологических характеристиках молодёжи.

Рассмотрим вначале взаимосвязи представлений о психологических характеристиках молодёжи и представлений о границе между юностью и молодостью. Взаимосвязь между ними выявлена во всех подгруппах, кроме подгруппы, объединяющей женщин в возрасте 26 лет и младше, при этом в целом подобная взаимосвязь установлена по отношению к небольшому числу характеристик, и в «младших» подгруппах таких взаимосвязей несколько больше, чем в «старших» (табл. 3).

таблица 3 / Table 3

Взаимосвязь представлений о психологических характеристиках молодёжи и представлений о границе между юностью и молодостью / The relationship of ideas about the psychological characteristics of the youth and ideas about the border between adolescence and youth

Психологические характеристики молодежи теснота и направление связей с представлениями о границе между юностью и молодостью

R p

Выборка в целом

Авантюризм 0,120 0,042

Веселость 0,127 0,032

Гибкость 0,152 0,010

Ответственность 0,181 0,002

Респонденты в возрасте 25 лет и моложе

Авантюризм 0,231 0,046

Желание открывать новое 0,271 0,019

Искренность 0,237 0,041

1 См.: 1_аМеби $акатуаг^ ип рагипа$: ¡71а$е / Е. Кокаге. Ида: 1_аМ]а$ РБВ 7та№и akademijas izdevnieclba, 1957. 351 р.

2 См.: Даль В. И. Пословицы русского народа. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-книга, 2020. 984 с.

шь

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

Психологические характеристики молодежи теснота и направление связей с представлениями о границе между юностью и молодостью

R p

Непосредственность 0,249 0,031

Ответственность 0,267 0,021

Смелость 0,274 0,017

Старательность 0,245 0,034

Респонденты в возрасте 37 лет и старше

Оптимизм 0,258 0,026

Эгоизм -0,231 0,047

Женщины в возрасте 27 лет и старше

Веселость 0,240 0,028

Мужчины в возрасте 30 лет и младше

Гибкость 0,324 0,011

Желание быть не похожим на остальных -0,284 0,027

Искренность 0,256 0,046

Ответственность 0,280 0,029

Мужчины в возрасте 31 год и старше

Максимализм -0,260 0,036

Повышенный интерес к развлечениям -0,250 0,045

Граждане России в возрасте 25 лет и моложе

Искренность 0,269 0,049

Непосредственность 0,274 0,045

Граждане России в возрасте 37 лет и старше

Неопытность -0,345 0,042

Граждане Латвии в возрасте 25 лет и моложе

Авантюризм 0,545 0,011

Креативность 0,471 0,031

Смелость 0,559 0,008

Стремление к успеху 0,444 0,044

Граждане Латвии в возрасте 37 лет и старше

Оптимизм 0,316 0,050

Как видно из таблицы, взаимосвязь между оценкой психологических характеристик как более или менее выраженных у молодёжи и представлением о более раннем или позднем переходе от юности к молодости выявлена только для 16 из 76 включённых в опросник характеристик. При этом пять характеристик, по которым установлена подобная взаимосвязь, входят в ядро, пять - в полупериферию и шесть - в периферию представлений, выявленных на первом этапе исследования, а в целом они относятся ко всем выделенным на первом этапе исследования сферам личности за исключением сферы субъектности, и в наибольшей степени - к сферам целеполагания и общения [9].

Анализ показал, что в представлениях участников исследования более поздний переход от юности к молодости оказывается связан с большей выраженностью личностных качеств и особенностей поведения, которые выступают как ресурсы развития человека на этапе молодости, даже если в социальном сознании они оцениваются неоднозначно (авантюризм, весёлость, гибкость, желание открывать новое, искренность, креативность, непосредственность, оптимизм, ответственность, смелость, старательность, стремление к успеху). В то же время более поздний переход от юности к молодости оказывается связан с меньшей выраженностью личностных качеств и особенностей поведения, которые так или иначе затрудняют развитие человека на этапе молодости (максимализм, неопытность, повышенный интерес к развлечениям, эгоизм). Следует отметить также, что в подгруппе мужчин в возрасте 30 лет и младше выявлена отрицательная взаимосвязь между представлениями о границе между юностью и молодостью и выраженностью такой характеристики молодых людей, как «желание быть непохожим на остальных», т. е. в данной подгруппе существует представление о том, что, чем позже у человека наступает молодость, тем меньше он стремится к сохранению своей индивидуальности.

Обратимся теперь к анализу взаимосвязи представлений о психологических характеристиках молодёжи и представлений о границе между молодостью и взрослостью. Эта взаимосвязь выявлена во всех подгруппах (табл. 4).

Как видно из таблицы, взаимосвязь между оценкой психологических характеристик как более или менее выраженных у молодёжи и представлением о более раннем или более позднем переходе от молодости к взрослости выявлена для 57 из 76 включённых в опросник характеристик. При этом подобная взаимосвязь установлена для всех характеристик, которые входят в ядро, для 17 характеристик, входящих в полупериферию, и для 27 входящих в периферию представлений, а в целом они относятся ко всем выделенным на первом этапе исследования сферам личности, и в наибольшей степени - к сферам целеполагания и субъектности.

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

таблица 4 / table 4

Взаимосвязь представлений о психологических характеристиках молодёжи и представлений о границе между молодостью и взрослостью / The relationship between ideas about the psychological characteristics of the youth and ideas about the border between youth and adulthood

теснота и направление связей

Психологические с представлениями о границе

характеристики молодёжи между молодостью и взрослостью

R p

Выборка в целом

Амбициозность 0,119 0,043

Весёлость 0,132 0,025

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зависимость от интернета и гаджетов 0,180 0,002

Повышенный интерес к развлечениям 0,138 0,019

Стремление к высокому заработку 0,153 0,010

Респонденты в возрасте 25 лет и моложе

Авантюризм 0,385 0,001

Активность 0,280 0,015

Амбициозность 0,276 0,016

Вера в светлое будущее 0,270 0,019

Весёлость 0,297 0,010

Влюбчивость 0,279 0,015

Восприимчивость к изменениям 0,265 0,021

Гибкость 0,288 0,012

Желание открывать новое 0,283 0,014

Жизнерадостность 0,296 0,010

Искренность 0,326 0,004

Креативность 0,297 0,010

Лёгкость в общении 0,294 0,010

Любопытство 0,306 0,008

Мобильность 0,286 0,013

Независимость 0,249 0,031

Непостоянство 0,253 0,029

Ответственность 0,306 0,008

Поспешность 0,250 0,031

Самостоятельность 0,377 0,001

Самоуверенность 0,325 0,004

Самоутверждение 0,269 0,020

Свободолюбие 0,254 0,028

Смелость 0,304 0,008

теснота и направление связей

Психологические с представлениями о границе

характеристики молодёжи между молодостью и взрослостью

R p

Спонтанность 0,349 0,002

Старательность 0,433 0,0001

Стремление войти в какую-нибудь группу 0,334 0,003

Целеустремлённость 0,283 0,014

Чувствительность 0,296 0,010

Чувство юмора 0,339 0,0001

Эрудированность 0,324 0,005

Респонденты в возрасте 37 лет и старше

Агрессивность 0,272 0,019

Амбициозность 0,244 0,036

Безразличие 0,231 0,048

Высокомерие 0,366 0,001

Глупость 0,279 0,016

Зависимость от интернета и гаджетов 0,288 0,013

Завышенная самооценка 0,314 0,006

Легкомысленность 0,265 0,023

Лень 0,240 0,039

Непостоянство 0,229 0,050

Повышенный интерес к развлечениям 0,236 0,043

Подверженность соблазнам 0,242 0,037

Циничность 0,335 0,004

Женщины в возрасте 26 лет и младше

Весёлость 0,274 0,015

Инфантильность -0,259 0,022

Старательность 0,251 0,026

Стремление войти в какую-нибудь группу 0,304 0,007

Женщины в возрасте 27 лет и старше

Агрессивность 0,240 0,028

Амбициозность 0,231 0,035

Оптимизм 0,218 0,047

Мужчины в возрасте 30 лет и младше

Безответственность 0,364 0,004

Безбашенность 0,345 0,007

Восприимчивость к изменениям 0,322 0,011

Психологические характеристики молодёжи теснота и направление связей с представлениями о границе между молодостью и взрослостью

R p

Жизнерадостность 0,263 0,041

Любопытство 0,260 0,043

Максимализм 0,312 0,014

Наивность 0,297 0,020

Радикальность 0,262 0,041

Спонтанность 0,280 0,029

Чувствительность 0,276 0,031

Чувство юмора 0,255 0,047

Мужчины в возрасте 31 год и старше

Безразличие 0,290 0,019

Жестокость 0,259 0,037

Зависимость от интернета и гаджетов 0,308 0,013

Идеализм -0,263 0,034

Искренность -0,265 0,033

Лень 0,326 0,008

Переменчивость настроения 0,270 0,029

Прагматичность -0,246 0,048

Чрезмерная эмоциональность 0,282 0,023

Граждане России в возрасте 25 лет и моложе

Авантюризм 0,358 0,008

Влюбчивость 0,279 0,041

Искренность 0,272 0,046

Любопытство 0,276 0,044

Самостоятельность 0,345 0,011

Самоуверенность 0,331 0,014

Спонтанность 0,310 0,023

Старательность 0,450 0,001

Чувствительность 0,313 0,021

Чувство юмора 0,313 0,021

Эрудированность 0,284 0,038

Граждане России в возрасте 37 лет и старше

Агрессивность 0,349 0,040

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Амбициозность 0,334 0,050

Высокомерие 0,353 0,038

Психологические характеристики молодёжи теснота и направление связей с представлениями о границе между молодостью и взрослостью

R p

Зависимость от интернета и гаджетов 0,343 0,044

Лень 0,355 0,036

Непостоянство 0,382 0,023

Нетерпеливость 0,368 0,029

Переменчивость настроения 0,365 0,031

Старательность 0,396 0,018

Циничность 0,403 0,016

Граждане Латвии в возрасте 25 лет и моложе

Восприимчивость к изменениям 0,546 0,010

Гибкость 0,473 0,030

Желание открывать новое 0,479 0,028

Жизнерадостность 0,463 0,035

Зависимость от интернета и гаджетов 0,520 0,016

Искренность 0,499 0,021

Коммуникабельность 0,504 0,020

Креативность 0,607 0,004

Лёгкость в общении 0,448 0,042

Мобильность 0,642 0,002

Ответственность 0,557 0,009

Самостоятельность 0,486 0,025

Самоутверждение 0,529 0,014

Свободолюбие 0,523 0,015

Спонтанность 0,535 0,013

Стремление войти какую-нибудь группу 0,459 0,036

Целеустремлённость 0,467 0,033

Эрудированность 0,568 0,007

Граждане Латвии в возрасте 37 лет и старше

Безответственность 0,370 0,021

Безразличие 0,374 0,019

Высокомерие 0,408 0,010

Завышенная самооценка 0,319 0,048

Наибольшее число взаимосвязей обнаружено в подгруппе респонден- Ь тов в возрасте 25 лет и моложе (31 психологическая характеристика), наи-

меньшее - в подгруппе женщин в возрасте 27 лет и старше (3 психологические характеристики).

Анализ показал, что в представлениях участников исследования более поздний переход от молодости к взрослости оказывается связан с большей выраженностью не только личностных качеств и особенностей поведения, которые выступают как ресурсы развития человека на этапе молодости (авантюризм, активность, амбициозность, вера в светлое будущее, весёлость, влюбчивость, восприимчивость к изменениям, гибкость, желание открывать новое, жизнерадостность, коммуникабельность, креативность, лёгкость в общении, любопытство, мобильность, независимость, оптимизм, ответственность, самостоятельность, свободолюбие, смелость, спонтанность, старательность, стремление войти в какую-нибудь группу, целеустремлённость, чувствительность, чувство юмора, эрудированность), но и психологических характеристик, которые играют в возрастном развитии человека неоднозначную роль (лень, непостоянство, нетерпеливость, переменчивость настроения, повышенный интерес к развлечениям, поспешность, самоуверенность, самоутверждение, стремление к высокому заработку, чрезмерная эмоциональность), а также личностных качеств и особенностей поведения, которые так или иначе затрудняют формирование у человека зрелых отношений к себе, своей жизни, другим людям и т. п. (агрессивность, безбашен-ность, безответственность, безразличие, высокомерие, глупость, жестокость, зависимость от интернета и гаджетов, завышенная самооценка, легкомысленность, максимализм, наивность, подверженность соблазнам, радикальность, циничность).

В то же время более поздний переход от молодости к взрослости в представлениях участников исследования оказывается связан с меньшей выраженностью, с одной стороны, качеств, затрудняющих переход к взрослости (идеализм и инфантильность), а с другой стороны, выступающих как ресурсы развития (искренность и прагматичность).

Интересно, что в ряде случаев представления участников исследования, входящих в разные подгруппы, о возрастной динамике выраженности той или иной психологической характеристики или их мнения по поводу противоположных характеристик противоречат друг другу.

Так, в подгруппах респондентов в возрасте 25 лет и моложе и граждан Латвии в возрасте 25 лет и моложе выявлена прямая зависимость между представлениями о границе между молодостью и взрослостью и выраженностью ответственности, а в подгруппах мужчин в возрасте 30 лет и младше |- ^ и граждан Латвии в возрасте 37 лет и старше - безответственности.

В подгруппе мужчин в возрасте 30 лет и младше зафиксирована прямая зависимость между представлениями о границе между молодостью и взрослостью и выраженностью такого качества, как наивность, а в подгруппе женщин в возрасте 26 лет и младше - обратная зависимость между представле-

■<1

ниями о границе между молодостью и взрослостью и выраженностью такого качества, как инфантильность.

Наконец, если в подгруппах респондентов в возрасте 25 лет и моложе, граждан России в возрасте 25 лет и моложе и граждан Латвии в возрасте 25 лет и моложе выявлена прямая зависимость между представлениями о границе между молодостью и взрослостью и выраженностью искренности, то в подгруппе мужчин в возрасте 31 год и старше - обратная.

Следует также отметить, что в представлениях участников исследования, входящих в «старшие» подгруппы, более поздний переход от молодости к взрослости оказывается связан исключительно с большей выраженностью личностных качеств и особенностей поведения, затрудняющих переход к взрослости. Только в подгруппе женщин в возрасте 27 лет и старше прямая взаимосвязь между представлениями о границе между молодостью и психологическими характеристиками зафиксирована не только по отношению к агрессивности и амбициозности, но и по отношению к оптимизму.

заключение

Проведённое исследование подтвердило выдвинутые нами гипотезы.

Было показано, что участники исследования воспринимают молодость как достаточно протяжённый и устойчивый по своей величине период. При этом представления респондентов о нижней и верхней хронологических границах молодости, а следовательно, о её общей продолжительности в значительной степени отличаются от формально установленных границ этого возрастного периода (так, в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» понятие «молодёжь» определяется как «социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно»3). Это свидетельствует о том, что на социально-психологическом уровне представлений этапы развития человека дифференцируются более чётко, чем на социальном. В социальном сознании явно различаются такие периоды, как подростковый возраст (до 16 лет), юность (от 16 до 18 лет), молодость (от 19 до 28-30 лет) и ранняя взрослость (от 30 до 35 лет), а переход от одного этапа развития к другому фиксируется через осознание качественных изменений в психологических характеристиках человека.

Об этом свидетельствуют и результаты нашего исследования, которое показало, что представления о возрастных границах молодости и представления об отдельных психологических характеристиках молодёжи взаимос-

НОМЕРА

вязаны.

3 Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202012300003 (дата обращения: 15.10.2021).

В представлениях участников исследования более поздний переход от юности к молодости связан с:

- большей выраженностью личностных качеств и особенностей поведения, которые выступают как ресурсы развития человека на этапе молодости, даже если в социальном сознании они оцениваются неоднозначно;

- меньшей выраженностью личностных качеств и особенностей поведения, которые так или иначе затрудняют развитие человека на этапе молодости.

В то же время, по мнению респондентов, более поздний переход от молодости к взрослости, обеспечивая ботьшую выраженность психологических характеристик, которые выступают как ресурсы развития человека на этапе молодости, и способствуя максимально продуктивному движению к взрослости, создают также условия для чрезмерного развития и закрепления в структуре личности психологических характеристик, не только затрудняющих деятельность и взаимоотношения молодых людей в настоящем, но и становящихся барьером для их деятельности и взаимоотношений в их будущей взрослости.

Взаимосвязь между представлениями о тех или иных психологических характеристиках молодёжи и представлениями о границах между юностью и молодостью и молодостью и взрослостью выявлена во всех возрастных, половых и социокультурных подгруппах. При этом представления участников исследования, входящих в разные подгруппы, о характере взаимосвязи между хронологическими границами молодости и выраженностью тех или иных личностных качеств и особенностей поведения или оценки противоположных качеств могут противоречить друг другу. Можно предположить, что в основе подобных противоречий лежат, с одной стороны, возрастные, половые и социокультурные различия в области социального познания, определяющие различия в восприятии, понимании и оценке возрастных изменений, а с другой, - особенности собственного опыта проживания периода молодости, а также опыта взаимодействия с молодыми людьми.

О влиянии собственного возраста и соответствующих этому возрасту особенностей восприятия на представления о психологических характеристиках людей, находящихся на иных стадиях развития, свидетельствует и пессимистический взгляд участников исследования, входящих в «старшие» подгруппы, на «излишне затягивающуюся» молодость, которая, как показывает их жизненный опыт, приводит к развитию только негативных психологических характеристик.

Особенности «латышской» части выборки, которую составляли люди разного возраста, пола и национальности, свободно говорящие при этом на русском языке, не позволяют однозначно объяснять зафиксированные различия в представлениях о возрастных границах молодости в «российских» и «латышских» подгруппах только социокультурными особенностями респон-

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

дентов. В то же время можно говорить об определенном влиянии именно латвийского образа жизни и латвийской культуры в целом на выявленные в обеих «латышских» подгруппах представления об относительно более позднем переходе от молодости к взрослости, а также о роли ответственности в процессе становления человека.

В целом наше исследование показало, что представления о хронологических границах молодости как этапа развития человека значимо взаимосвязаны с представлениями о психологических характеристиках, которые либо способствуют, либо препятствуют переходу от молодости к зрелости, а особенности этих представлений опосредованы возрастом, полом и социокультурной принадлежностью респондентов. В практическом плане полученные результаты могут использоваться при работе как с проблемами самоопределения и саморазвития людей на этапах их перехода от юности к молодости или от молодости к взрослости, так и с проблемами отношений между людьми разного возраста.

Перспективы исследования могут быть связаны с изучением представлений о возрастных границах молодости, с одной стороны, жителей различных российских регионов, а с другой стороны, русскоговорящих граждан сопредельных с Российской Федерацией государств.

литература

1. Андреева А. Д. Детство в субъективных представлениях современных взрослых и подростков о жизненных циклах // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 1. С. 42-51.

2. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: Удмуртский университет, 2001. 304 с.

3. Дудина К. А. Определение границ молодежного возраста с точки зрения криминологии // Человек в современном мире: актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции "ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ)", Белгород, 11 марта 2020 г. Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2020. С. 23-27.

4. Зайцева Ю. Б. Стереотипные представления массового сознания о «старых людях» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 1. С. 13-28.

5. Крючкова Н. В. Концепты возраста (на материале русского и французского языков) : дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2003. 252 с.

6. Лишаев С. А. О критериях возрастной периодизации (материалы к философии возраста) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 4. С. 66-76.

7. Прилепский И. А. Современные тенденции продления возрастных границ среднего возраста // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 137-142.

■ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

8. Проблема определения возрастных границ молодежи / М. С. Кочкина, В. Е. Васильев, А. А. Красевич, М. Ю. Чучкин, С. П. Ромадин // Colloquium-journal. 2018. № 10-9 (21). С. 27-28.

9. Селезнева Е. В., Галлере И. Психологический портрет современной молодежи: культурно-инвариантные характеристики // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 15.10.2021). DOI: 10.18384/2224-0209-2019-2-948

10. Селезнева Е. В., Галлере И. Психологический портрет современной молодёжи: инвариантные характеристики, возрастные и культурные особенности // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 1. uRL: www.evestnik-mgou. ru (дата обращения: 15.10.2021). DOI: 10.18384/2224-0209-2020-1995

11. Смирнов Р. Г. Операционализация феномена «поколение онлайн» // Цифровая социология. 2019. Т. 2. № 4. С. 31-38. DOI 10.26425/2658-347X-2019-4-31-38

12. Сыздыкова М. Б. Группа молодого поколения в общей структуре трудовых ресурсов // Казанский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 192195.

13. Arnett J. J. Emerging adulthood: a theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. № 55. P. 469-480.

14. Age Differences in Age Perceptions and Developmental Transitions [Электронный ресурс] / W. J. Chopik, R. H. Bremner, D. J. Johnson, H. L. Giasson. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.00067/full (дата обращения: 16.11.2019).

15. Microdevelopment: Transition processes in development and learning / ed. N. Granott, J. Parziale. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 354 p.

16. Molgat M. Do transitions and social structures matter? How 'emerging adults' define themselves as adults // Journal of Youth Studies. 2007. Vol. 10. № 5. P. 495-516. DOI: 10.1080/13676260701580769

17. Springhall J. Coming of age: adolescence in Britain. Dublin: Gill and Macmillan, 1986. 270 p.

references

1. Andreeva A. D. [Childhood in subjective representations of modern adults and adolescents about life cycles]. In: Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya [Theoretical and Experimental Psychology], 2020, vol. 13, no. 1, pp. 42-51.

2. Vygotsky L. S. Lektsiipopedologii [Lectures on pedology]. Izhevsk, Udmurt-skii universitet Publ., 2001. 304 p.

3. Dudina K. A. [Defining the boundaries of youth age from the point of view of criminology]. In: Chelovek v sovremennom mire: aktual'nye problemy sotsial'no-gumanitarnykh issledovanii : sbornik nauchnykh trudov po mate-rialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "OOOAgentstvo

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

perspektivnykh nauchnykh issledovanii (APNI)", Belgorod, 11 marta 2020 g. [Human in the modern world: current problems of social and humanitarian research: a collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference "LLC Agency for Advanced Scientific Research (APNI)", Belgorod, March 11, 2020]. Belgorod, Agentstvo perspektivnykh nauchnykh issledovanii Publ., 2020, pp. 23-27.

4. Zaitseva Yu. B. [Stereotypic images of "older people" in the mass consciousness]. In: Teoreticheskaya i eksperimental'nayapsikhologiya [Theoretical and Experimental Psychology], 2008, vol. 1, no. 1, pp. 13-28.

5. Kochkina M. S., Vasilyev V. E., Krasevich A. A., Chuchkin M. Yu., Romadin S. P. [The problem of determining the age limits of youth]. In: Colloquium-journal, 2018, no. 10-9 (21), pp. 27-28.

6. Kryuchkova N. V. Kontsepty vozrasta (na materiale russkogo i frantsuzskogo yazykov): dis.... kand. filol. nauk [Concepts of age (based on Russian and French languages) : Cand. Sci. thesis in Philological sciences]. Saratov, 2003. 252 p.

7. Lishaev S. A. [On the Criteria of Age Periodization (Data on Philosophy of Age)]. In: Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 2015, vol. 2, no. 4, pp. 66-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Prilepsky I. A. [Current trends in extending the age limits of middle age]. In: VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [The Bulletin of Moscow State University of culture], 2012, no. 3 (47), pp. 137-142.

9. Selezneva E. V., Gallery I. [Psychological portrait of modern youth: cultural-invariant characteristics]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblast-nogo universiteta (elektronnyi zhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2019, no. 2. Available at: www.evestnik-mgou.ru (accessed: 15.10.2021). DOI: 10.18384/2224-0209-2019-2-948

10. Selezneva E. V., Gallery I. [Psychological portrait of modern youth: invariant characteristics, age and cultural features]. In: Vestnik Moskovskogo go-sudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2020, no. 1. Available at: www. evestnik-mgou.ru (accessed: 15.10.2021). DOI: 10.18384/2224-0209-20201-995

11. Smirnov R. G. [Operationalization of the "Online Generation" Phenomenon]. In: Tsifrovaya sotsiologiya [Digital sociology], 2019, vol. 2, no. 4, pp. 31-38. DOI: 10.26425/2658-347X-2019-4-31-38

12. Syzdykova M. B. [Group of young generation in general the structure of the workplace]. In: Kazanskiipedagogicheskiizhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2017, no. 6, pp. 192-195.

13. Arnett J. J. Emerging adulthood: a theory of development from the late teens through the twenties. In: American Psychologist, 2000, no. 55, pp. 469-480.

14. Chopik W. J., Bremner R. H., Johnson D. J., Giasson H. L. Age Differences in Age Perceptions and Developmental Transitions. Available at: https:// www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.00067/full (accessed: 16.11.2019).

шь

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

15. Granott N., Parziale J. Microdevelopment: Transition processes in development and learning. Cambridge, Cambridge University Press, 2002. 354 p.

16. Molgat M. Do transitions and social structures matter? How 'emerging adults' define themselves as adults. In: Journal of Youth Studies, 2007, vol. 10, no. 5, pp. 495-516. DOI: 10.1080/13676260701580769

17. Springhall J. Coming of age: adolescence in Britain. Dublin, Gill and Macmil-lan, 1986. 270 p.

дата публикации

Статья поступила в редакцию: 18.11.2021 Статья размещена на сайте: 09.03.2022

информация об авторе / information about the author

Селезнева Елена Владимировна - доктор психологических наук, профессор, заведующий научно-исследовательским сектором научно-исследовательской лаборатории «Диагностика и оценка руководителей» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; e-mail: selezneva-ev@ranepa.ru

Elena V. Selezneva - Dr. Sci. (Psychology), Prof., Head of the Research and Development Sector of the Scientific Laboratory for Diagnostics and Assessment of Managers, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: selezneva-ev@ranepa.ru

правильная ссылка на статью / for citation

Селезнева Е. В. Возрастные и культурные особенности представлений о возрастных границах молодости // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2022. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru

Selezneva E. V. Age and cultural features of representations of the age boundaries of youth. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2022, no. 1. Available at: www. evestnik-mgou.ru

■ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

К)

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.