УДК 159.922.7
Куфтяк Елена Владимировна
доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected]
ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ*
Представлены результаты исследования жизнеспособности в разновозрастных группах молодежи, в том числе отличающихся по полу. Показано, юноши достоверно чаще ориентируются на собственные силы и успех. Жизнеспособность девушек связана с использованием внутренних и внешних способов поддержки. Установлено, что с возрастом у девушек усиливается обращение к внешним видам поддержки, у юношей навыки разрешения проблем закрепляются и становятся ведущими в поведении.
Ключевые слова: жизнеспособность, гендерные особенности, возраст, дисперсионный анализ, юношеский возраст.
Многие исследователи в рамках психологии жизнеспособности и адаптации подчеркивают особую роль способности человека справляться с трудностями и выживать в кризисных условиях [3; 8]. По мнению Л.С. Выготского юношеский возраст «по общему смыслу и по основным закономерностям... составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития» [1, с. 255]. Поэтому большинство личностных характеристик взрослого зависит от степени их сформированности в предыдущие периоды развития.
В юношеском возрасте главными новообразованиями являются становление устойчивого самосознания и стабильного образа Я, формирование идентичности и потребности в самовоспитании, принятие гендерной роли, достижение социальной зрелости [7; 9]. Так, молодежный возраст -это возраст, в котором интенсивно происходит личностное и социальное развитие, в том числе, завершается достижение жизненных способностей человека. Жизнеспособность представляет потенциал, предпосылку к развитию и адаптации, оказывающее влияние на развитие регуляции и саморегуляции [6]. В рамках психологии личности жизнеспособность чаще связывается с индивидуально-психологическими качествами личности [5]. Так, жизнеспособность связывается с высокой самооценкой, уверенностью, чувством юмора, способностью адаптироваться к переменам, развитием стратегий с четкими задачами и ориентированными на деятельность, умением решать трудности социального характера, восприятием стресса как стимула к мобилизации ресурсов, надежной связью с близкими людьми, прошлым успешным опытом и достижениями [3]. В связи с вышесказанным, актуально изучение жизнеспособности в юношеском возрасте, как наиболее интенсивном периоде развития человека, что связано с накоплением потенциала в когнитивной, личностной и эмоциональной областях.
Целью исследования стало определение особенностей жизнеспособности молодых людей в группах, отличающихся по возрасту и полу.
Описание выборки. В исследовании приняли участие 226 молодых людей (103 юношей, 123 девушки) в возрасте от 16 до 22 лет. Участники являлись студентами ВУЗов г. Костромы и г. Казани, техникумов г. Костромы, обучающиеся на разных направлениях подготовки. Средний возраст респондентов 18,3 лет. Выборку исследования в соответствии с целью исследования составили 3 подгруппы: 1-я группа - от 16 до 17 лет, 2-я группа - от 18 до 20 лет, 3-я группа - от 21 до 22 лет.
В ходе исследования использовались следующие методики: 1) для оценки компонентов жизнеспособности - опросник «Шкала факторов жизнеспособности» (Takviriyanun, 2008; адаптация Куфтяк, 2016); 2) для измерения уровня психологического благополучия - Шкала психологического благополучия К. Рифф, в адаптации Н.Н. Лепешин-ского (2007); 3) для измерения чувства связности -Шкала чувства связности (SOC) А. Антоновского (1988), адаптация Е.С. Осина (2007).
Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 19.
Опросник «Шкала факторов жизнеспособности» позволяет определить выраженность базовых характеристик факторов жизнеспособности: решимость и умение решать проблемы, саморегулирование и социальные навыки, позитивное мышление, упорство, личностная и социальная поддержки. Нами была проведена адаптация русскоязычного варианта опросника на выборке 257 человек (103 мужчины и 154 женщин) в возрасте от 15 до 34 лет [2]. В ходе психометрической проверки были установлены показатели внутренней надежности для шести шкал опросника. На результатах русскоязычной выборки (n=257) был определен показатель альфа Кронбаха, который для шкалы «Навыки определения и решения проблем» равен 0,73, «Личная поддержка» - 0,78, «Другие виды поддержки» - 0,64, «Позитивное мышление» -
* Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ, проект №15-06-10198.
© Куфтяк Е.В., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
31
ПСИХОЛОГИЯ
Таблица 1
Различия в факторах жизнеспособности в группах мужчин и женщин
Факторы жизнеспособности Мужчины (п=103) М (8Б) Женщины (п=123) М (8Б)
Навыки определения и решения проблем 26,16 (5,1) 25,98 (4,3)
Личная поддержка 23,26 (5,4) 25,11 (2,9)*
Другие виды поддержки 11,30 (2,9) 12,31 (2,2)*
Позитивное мышление 16,10 (3,2)** 15,22 (2,8)
Уверенность в себе 7,85 (1,8)* 7,38 (1,7)
Баланс личности и социальных навыков 11,57 (3,5) 11,33 (2,4)
Примечание: * - р < 0,05, ** - р <0,01 (критерий Манна-Уитни).
0,63, «Уверенность в себе» - 0,57, «Баланс личности и социальных навыков» - 0,53. Отметим, что для шкал опросников наиболее характерны значения коэффициента Кронбаха в диапазоне 0,6-0,8. При стандартизированных значениях этот показатель соответствует принятым нормам, что является свидетельством достаточной одномоментной надежности опросника.
Обратимся к результатам гендерных особенностей жизнеспособности. Было обнаружено, что в 4 шкалах из 6 средние значения в группах девушек и юношей значительно различаются (табл. 1).
Установлено, что девушки, по сравнению с юношами, чаще используют личную (р=0,044) и социальную поддержки (р=0,011). Так, девушки более склонны к общению и получению обратной связи от окружающих, по сравнению с юношами. Юноши реже сообщают окружающим о своих трудностях, хотя наравне с девушками склонны тяжело переживать проблемы. По шкале «позитивное мышление» юноши превосходят девушек (р=0,003). Так, девушки более консервативны, склонны к тенденции «погрязать» в эмоциях, «вязнуть» в системе человеческих отношений, что затрудняет позитивный взгляд на происходящие события. Для юношей оказалось наиболее характерным уверенность в себе (р=0,021), чем для девушек. Полученные результаты согласуются с известными данными гендерной психологии. Общепризнанными социальными характеристиками стереотипа мужского ролевого поведения выступают соревновательность и стремление к доминированию, поэтому уверенность в себе помогает в достижении личных и профессиональных побед.
Отметим, что сопоставление факторов жизнеспособности у юношей и девушек позволило установить ряд половых особенностей. Установлено, что для юношей более характерно ориентироваться на собственные силы и ожидание лучшего. Жизнеспособность девушек в большей степени оказалась связана с использованием внутренних и внешних средств поддержки.
Далее нами была изучена возрастная динамика в развитии жизнеспособности. Поскольку жизнеспособность как определенная способность, кото-
рая формируется и закрепляется в процессе жизни, должны существовать различия в компонентах жизнеспособности с учетом этапа онтогенеза. Вся выборка была разделена по возрасту на 3 подгруппы. Показатели факторов жизнеспособности использовались в качестве зависимых переменных в двухфакторном дисперсионном анализе.
Результаты двухфакторного дисперсионного анализа, в рамках которого изучалось взаимодействие двух факторов «пол» и «возраст», показывают, что фактор «пол» оказывает непосредственное прямое влияние на фактор «личная поддержка» (Б = 3,89, р = 0,05), «позитивное мышление» (Б = 8,71, р = 0,004), «уверенность в себе» (Б = 9,22, р = 0,003). Полученные данные позволяют говорить, что юноши более ориентированы на рассчитывать только на себя, а девушки способны чаще обращаться за поддержкой к близким людям.
Согласно результатам анализа эффект фактора «возраст» не был обнаружен в подгруппах молодых людей.
Дополнительно в ходе данного двухфактор-ного дисперсионного анализа, в рамках которого изучалось взаимодействие двух факторов «пол» и «возраст», выявлено статистически достоверное взаимодействие между данными независимыми переменными. Данные анализа показали, что эффект взаимодействия независимых факторов «пол» и «возраст» обнаружен в распределении зависимой переменной «другие виды поддержки» (Б = 3,38, р = 0,036). Так, обращение к поддержке у юношей и девушек имеет зеркально противоположные результаты. У девушек обращение к внешним видам поддержки с возрастом усиливается за счет расширения представлений о стратегиях поведения. К 22 годам юноши чаще привлекают внешние ресурсы и ориентированы на взаимодействие с другими.
Так же в результате анализа обнаружен эффект взаимодействия независимых факторов «пол» и «возраст» (на уровне тенденции) на влияние распределения зависимой переменной «навыки определения и решения проблем» (Б = 2,48, р = 0,08). По-видимому, с возрастом у юношей навыки разрешения проблем постепенно оформляются, закрепляются и становятся ведущими в поведении.
32
Вестник КГУ ^ 2017
Благодаря накопленному опыту становится возможным использовать отработанные способы, избегать «бесполезных» стратегий поведения и отказаться от желания «бросаться в бой», используя все способы. Так, внутренняя регуляция и социальные навыки с возрастом повышаются за счет сознательных усилий по сохранению уверенности и самообладания, сдержанности в своих спонтанных проявлениях.
Далее нами были определены взаимосвязи между факторами жизнеспособности, показателями психологического благополучия и психологического здоровья в юношеской группе.
Корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволил выявить взаимосвязи между факторами жизнеспособности и показателями шести шкал методики психологического благополучия (все корреляционные связи на уровне р<0,001). В нашем исследовании все факторы жизнеспособности положительно коррелируют со всеми показателями шкал психологического благополучия, за исключением показателя автономность. Автономность положительно связана с двумя факторами жизнеспособности: позитивное мышление и уверенность в себе. Наличие подобных связей может свидетельствовать о том, что позитивность взгляда, уверенность и упорство отражают самостоятельность и независимость в поведении независимо от мнения других.
Установлено, что все факторы жизнеспособности положительно коррелируют с чувством связности (все корреляционные связи на уровне р<0,000). Полученные данные согласуются с представлениями А. Антоновского о том, что люди с высоким уровнем связности в ситуациях вызова действуют активно, решая проблемы, готовы обращаться за поддержкой, уверенны в себе и социально компетентны.
Таким образом, полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Главным, определяющим фактором, оказывающим влияние на особенности жизнеспособности - является фактор «пол». Сопоставление факторов жизнеспособности в юношеском возрасте показал, что юноши ориентируются на собственные силы и ожидание лучшего, девушки склонны к обращению внутренних и внешних средств поддержки.
2. Факторы «пол» и «возраст» оказывают влияние в отношении обращения молодыми людьми
к другим видам поддержки. Девушки с возрастом чаще обращаются к внешним видам поддержки.
3. Жизнеспособные молодые люди отличаются психологическим благополучием и психологическим здоровьем.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. -432 с.
2. Куфтяк Е.В. Адаптация методики оценки факторов жизнеспособности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2017. - Т. 2. -№ 3. - С. 140-154.
3. Куфтяк Е. В. Жизнеспособность семьи: теория и практика // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2014. - N 5 (28). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mprj.ru (дата обращения: 06.10.2017).
4. Куфтяк Е.В. Жизнеспособность человека в условиях травматичных и стрессовых событий: теоретический обзор // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. В 8 ч. Ч. 3 / под ред. В.С. Белгородского, О.В. Ка-щеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. - М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. - С. 205-210.
5. Куфтяк Е.В. Устойчивость в психологии семьи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2011. - Т. 17. - № 4. -С. 202-207.
6. Лактионова А.И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. - 236 с.
7. Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. - 2014. - № 2 (126). - С. 129-133.
8. Махнач А.В. Жизнеспособность человека: измерение и операционализация термина // Психологические исследования проблем современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - С. 54-83.
9. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
33