Научная статья на тему 'Возрастные и гендерные особенности жизнеспособности в юношеском возрасте'

Возрастные и гендерные особенности жизнеспособности в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
725
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВОЗРАСТ / ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / RESILIENCE / GENDER CHARACTERISTICS / AGE / VARIANCE ANALYSIS / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куфтяк Елена Владимировна

Представлены результаты исследования жизнеспособности в разновозрастных группах молодежи, в том числе отличающихся по полу. Показано, юноши достоверно чаще ориентируются на собственные силы и успех. Жизнеспособность девушек связана с использованием внутренних и внешних способов поддержки. Установлено, что с возрастом у девушек усиливается обращение к внешним видам поддержки, у юношей навыки разрешения проблем закрепляются и становятся ведущими в поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age and gender peculiarities of resilience in youth

The paper presents the results of study of resilience in groups of young people of different age and sex. It shows that boys are significantly more likely focused on their own forces and success. Girls' resilience is related to the use of internal and external ways of support. It is established that in girls, address to external ways of support is enhanced with age, while in boys, the skills of problem solving are fixed and become leading in behaviour.

Текст научной работы на тему «Возрастные и гендерные особенности жизнеспособности в юношеском возрасте»

УДК 159.922.7

Куфтяк Елена Владимировна

доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет kuftyak@yandex.ru

ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ*

Представлены результаты исследования жизнеспособности в разновозрастных группах молодежи, в том числе отличающихся по полу. Показано, юноши достоверно чаще ориентируются на собственные силы и успех. Жизнеспособность девушек связана с использованием внутренних и внешних способов поддержки. Установлено, что с возрастом у девушек усиливается обращение к внешним видам поддержки, у юношей навыки разрешения проблем закрепляются и становятся ведущими в поведении.

Ключевые слова: жизнеспособность, гендерные особенности, возраст, дисперсионный анализ, юношеский возраст.

Многие исследователи в рамках психологии жизнеспособности и адаптации подчеркивают особую роль способности человека справляться с трудностями и выживать в кризисных условиях [3; 8]. По мнению Л.С. Выготского юношеский возраст «по общему смыслу и по основным закономерностям... составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития» [1, с. 255]. Поэтому большинство личностных характеристик взрослого зависит от степени их сформированности в предыдущие периоды развития.

В юношеском возрасте главными новообразованиями являются становление устойчивого самосознания и стабильного образа Я, формирование идентичности и потребности в самовоспитании, принятие гендерной роли, достижение социальной зрелости [7; 9]. Так, молодежный возраст -это возраст, в котором интенсивно происходит личностное и социальное развитие, в том числе, завершается достижение жизненных способностей человека. Жизнеспособность представляет потенциал, предпосылку к развитию и адаптации, оказывающее влияние на развитие регуляции и саморегуляции [6]. В рамках психологии личности жизнеспособность чаще связывается с индивидуально-психологическими качествами личности [5]. Так, жизнеспособность связывается с высокой самооценкой, уверенностью, чувством юмора, способностью адаптироваться к переменам, развитием стратегий с четкими задачами и ориентированными на деятельность, умением решать трудности социального характера, восприятием стресса как стимула к мобилизации ресурсов, надежной связью с близкими людьми, прошлым успешным опытом и достижениями [3]. В связи с вышесказанным, актуально изучение жизнеспособности в юношеском возрасте, как наиболее интенсивном периоде развития человека, что связано с накоплением потенциала в когнитивной, личностной и эмоциональной областях.

Целью исследования стало определение особенностей жизнеспособности молодых людей в группах, отличающихся по возрасту и полу.

Описание выборки. В исследовании приняли участие 226 молодых людей (103 юношей, 123 девушки) в возрасте от 16 до 22 лет. Участники являлись студентами ВУЗов г. Костромы и г. Казани, техникумов г. Костромы, обучающиеся на разных направлениях подготовки. Средний возраст респондентов 18,3 лет. Выборку исследования в соответствии с целью исследования составили 3 подгруппы: 1-я группа - от 16 до 17 лет, 2-я группа - от 18 до 20 лет, 3-я группа - от 21 до 22 лет.

В ходе исследования использовались следующие методики: 1) для оценки компонентов жизнеспособности - опросник «Шкала факторов жизнеспособности» (Takviriyanun, 2008; адаптация Куфтяк, 2016); 2) для измерения уровня психологического благополучия - Шкала психологического благополучия К. Рифф, в адаптации Н.Н. Лепешин-ского (2007); 3) для измерения чувства связности -Шкала чувства связности (SOC) А. Антоновского (1988), адаптация Е.С. Осина (2007).

Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 19.

Опросник «Шкала факторов жизнеспособности» позволяет определить выраженность базовых характеристик факторов жизнеспособности: решимость и умение решать проблемы, саморегулирование и социальные навыки, позитивное мышление, упорство, личностная и социальная поддержки. Нами была проведена адаптация русскоязычного варианта опросника на выборке 257 человек (103 мужчины и 154 женщин) в возрасте от 15 до 34 лет [2]. В ходе психометрической проверки были установлены показатели внутренней надежности для шести шкал опросника. На результатах русскоязычной выборки (n=257) был определен показатель альфа Кронбаха, который для шкалы «Навыки определения и решения проблем» равен 0,73, «Личная поддержка» - 0,78, «Другие виды поддержки» - 0,64, «Позитивное мышление» -

* Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ, проект №15-06-10198.

© Куфтяк Е.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

31

ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 1

Различия в факторах жизнеспособности в группах мужчин и женщин

Факторы жизнеспособности Мужчины (п=103) М (8Б) Женщины (п=123) М (8Б)

Навыки определения и решения проблем 26,16 (5,1) 25,98 (4,3)

Личная поддержка 23,26 (5,4) 25,11 (2,9)*

Другие виды поддержки 11,30 (2,9) 12,31 (2,2)*

Позитивное мышление 16,10 (3,2)** 15,22 (2,8)

Уверенность в себе 7,85 (1,8)* 7,38 (1,7)

Баланс личности и социальных навыков 11,57 (3,5) 11,33 (2,4)

Примечание: * - р < 0,05, ** - р <0,01 (критерий Манна-Уитни).

0,63, «Уверенность в себе» - 0,57, «Баланс личности и социальных навыков» - 0,53. Отметим, что для шкал опросников наиболее характерны значения коэффициента Кронбаха в диапазоне 0,6-0,8. При стандартизированных значениях этот показатель соответствует принятым нормам, что является свидетельством достаточной одномоментной надежности опросника.

Обратимся к результатам гендерных особенностей жизнеспособности. Было обнаружено, что в 4 шкалах из 6 средние значения в группах девушек и юношей значительно различаются (табл. 1).

Установлено, что девушки, по сравнению с юношами, чаще используют личную (р=0,044) и социальную поддержки (р=0,011). Так, девушки более склонны к общению и получению обратной связи от окружающих, по сравнению с юношами. Юноши реже сообщают окружающим о своих трудностях, хотя наравне с девушками склонны тяжело переживать проблемы. По шкале «позитивное мышление» юноши превосходят девушек (р=0,003). Так, девушки более консервативны, склонны к тенденции «погрязать» в эмоциях, «вязнуть» в системе человеческих отношений, что затрудняет позитивный взгляд на происходящие события. Для юношей оказалось наиболее характерным уверенность в себе (р=0,021), чем для девушек. Полученные результаты согласуются с известными данными гендерной психологии. Общепризнанными социальными характеристиками стереотипа мужского ролевого поведения выступают соревновательность и стремление к доминированию, поэтому уверенность в себе помогает в достижении личных и профессиональных побед.

Отметим, что сопоставление факторов жизнеспособности у юношей и девушек позволило установить ряд половых особенностей. Установлено, что для юношей более характерно ориентироваться на собственные силы и ожидание лучшего. Жизнеспособность девушек в большей степени оказалась связана с использованием внутренних и внешних средств поддержки.

Далее нами была изучена возрастная динамика в развитии жизнеспособности. Поскольку жизнеспособность как определенная способность, кото-

рая формируется и закрепляется в процессе жизни, должны существовать различия в компонентах жизнеспособности с учетом этапа онтогенеза. Вся выборка была разделена по возрасту на 3 подгруппы. Показатели факторов жизнеспособности использовались в качестве зависимых переменных в двухфакторном дисперсионном анализе.

Результаты двухфакторного дисперсионного анализа, в рамках которого изучалось взаимодействие двух факторов «пол» и «возраст», показывают, что фактор «пол» оказывает непосредственное прямое влияние на фактор «личная поддержка» (Б = 3,89, р = 0,05), «позитивное мышление» (Б = 8,71, р = 0,004), «уверенность в себе» (Б = 9,22, р = 0,003). Полученные данные позволяют говорить, что юноши более ориентированы на рассчитывать только на себя, а девушки способны чаще обращаться за поддержкой к близким людям.

Согласно результатам анализа эффект фактора «возраст» не был обнаружен в подгруппах молодых людей.

Дополнительно в ходе данного двухфактор-ного дисперсионного анализа, в рамках которого изучалось взаимодействие двух факторов «пол» и «возраст», выявлено статистически достоверное взаимодействие между данными независимыми переменными. Данные анализа показали, что эффект взаимодействия независимых факторов «пол» и «возраст» обнаружен в распределении зависимой переменной «другие виды поддержки» (Б = 3,38, р = 0,036). Так, обращение к поддержке у юношей и девушек имеет зеркально противоположные результаты. У девушек обращение к внешним видам поддержки с возрастом усиливается за счет расширения представлений о стратегиях поведения. К 22 годам юноши чаще привлекают внешние ресурсы и ориентированы на взаимодействие с другими.

Так же в результате анализа обнаружен эффект взаимодействия независимых факторов «пол» и «возраст» (на уровне тенденции) на влияние распределения зависимой переменной «навыки определения и решения проблем» (Б = 2,48, р = 0,08). По-видимому, с возрастом у юношей навыки разрешения проблем постепенно оформляются, закрепляются и становятся ведущими в поведении.

32

Вестник КГУ ^ 2017

Благодаря накопленному опыту становится возможным использовать отработанные способы, избегать «бесполезных» стратегий поведения и отказаться от желания «бросаться в бой», используя все способы. Так, внутренняя регуляция и социальные навыки с возрастом повышаются за счет сознательных усилий по сохранению уверенности и самообладания, сдержанности в своих спонтанных проявлениях.

Далее нами были определены взаимосвязи между факторами жизнеспособности, показателями психологического благополучия и психологического здоровья в юношеской группе.

Корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволил выявить взаимосвязи между факторами жизнеспособности и показателями шести шкал методики психологического благополучия (все корреляционные связи на уровне р<0,001). В нашем исследовании все факторы жизнеспособности положительно коррелируют со всеми показателями шкал психологического благополучия, за исключением показателя автономность. Автономность положительно связана с двумя факторами жизнеспособности: позитивное мышление и уверенность в себе. Наличие подобных связей может свидетельствовать о том, что позитивность взгляда, уверенность и упорство отражают самостоятельность и независимость в поведении независимо от мнения других.

Установлено, что все факторы жизнеспособности положительно коррелируют с чувством связности (все корреляционные связи на уровне р<0,000). Полученные данные согласуются с представлениями А. Антоновского о том, что люди с высоким уровнем связности в ситуациях вызова действуют активно, решая проблемы, готовы обращаться за поддержкой, уверенны в себе и социально компетентны.

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Главным, определяющим фактором, оказывающим влияние на особенности жизнеспособности - является фактор «пол». Сопоставление факторов жизнеспособности в юношеском возрасте показал, что юноши ориентируются на собственные силы и ожидание лучшего, девушки склонны к обращению внутренних и внешних средств поддержки.

2. Факторы «пол» и «возраст» оказывают влияние в отношении обращения молодыми людьми

к другим видам поддержки. Девушки с возрастом чаще обращаются к внешним видам поддержки.

3. Жизнеспособные молодые люди отличаются психологическим благополучием и психологическим здоровьем.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. -432 с.

2. Куфтяк Е.В. Адаптация методики оценки факторов жизнеспособности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2017. - Т. 2. -№ 3. - С. 140-154.

3. Куфтяк Е. В. Жизнеспособность семьи: теория и практика // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2014. - N 5 (28). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mprj.ru (дата обращения: 06.10.2017).

4. Куфтяк Е.В. Жизнеспособность человека в условиях травматичных и стрессовых событий: теоретический обзор // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. В 8 ч. Ч. 3 / под ред. В.С. Белгородского, О.В. Ка-щеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. - М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. - С. 205-210.

5. Куфтяк Е.В. Устойчивость в психологии семьи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2011. - Т. 17. - № 4. -С. 202-207.

6. Лактионова А.И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. - 236 с.

7. Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. - 2014. - № 2 (126). - С. 129-133.

8. Махнач А.В. Жизнеспособность человека: измерение и операционализация термина // Психологические исследования проблем современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - С. 54-83.

9. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.