Научная статья на тему 'Возрастной состав учительства Омской области и перспективы трудоустройства молодых специалистов'

Возрастной состав учительства Омской области и перспективы трудоустройства молодых специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев Сергей Георгиевич

В статье рассматривается возрастной состав учительских кадров Омской области, его динамика и определяющие факторы, а также дается прогноз увольнений педагогических работников на пенсию до 2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастной состав учительства Омской области и перспективы трудоустройства молодых специалистов»

УДК 60.550.55

С. Г. КИСЕЛЕВ

Омский государственный педагогический университет

ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ УЧИТЕЛЬСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ___

В статье рассматривается возрастной состав учительских кадров Омской области, его динамика и определяющие факторы, а также дается прогноз увольнений педагогических работников на пенсию до 2010 года.

В настоящее время на состояние комплектования образовательных учреждений педагогическими кадрами значительное влияние оказывают демографические процессы. Снижение рождаемости повлекло за собой уменьшение числа воспитанников и учащихся большинства типов образовательных учреждений, а также объемов учебной нагрузки и численности педагогов. Так, за истекшее десятилетие более чем вдвое снизилось количество работников в региональной системе дошкольного образования (с 13,8 тыс. до 5,5 тыс. человек). Почти на 700 человек ежегодно уменьшается число учителей общеобразовательных школ области. Ликвидация рабочих мест вела к падению спроса на молодых специалистов: если в 1993 г. в образовательные учреждения принято ,1137 выпускников педагогических учебных заведений, то в 1996 г. - 945, в 2003 г. - 414.

Сокращение общей потребности в педагогических кадрах вынуждало учреждения среднего и высшего педагогического образования корректировать структуру подготовки, а также искать новые сферы приложения сил, в том числе вне сферы образования. В то же время осталась неизученной дополнительная потребность в молодых специалистах для восполнения выбытия учителей, прежде всего, в связи с выходом на пенсию. Между тем оценка перспектив увольнений пенсионеров позволила бы в совокупности с прогнозом общей потребности в кадрах более обоснованно подходить к формированию планов приема студентов в высшие и средние педагогические учебные заведения региона.

Для прогнозирования дополнительной потребности в кадрах в связи с выходом учителей на пенсию необходимо определить возрастной состав работающих и тенденции его изменения, численность контингента учителей, вступающих в пенсионный возраст до 2010 года, динамику, структуру и закономерности выбытия учителей на пенсию.

Изучение возрастного состава педагогов сталкивается с фрагментарным состоянием статистики. Форма государственной статистической отчетности по общеобразовательным школам 83-рик предусматривает лишь учет численности учителей пенсионного возраста, но не содержит данных об их возрастном распределении. Поэтому помимо официальной отчетности потребовалось использовать дополнительные материалы муниципальных органов управления образованием, относящиеся к данной проблематике.

В соответствии с отчетом 83-рик с 1993 по 2001 год доля учителей пенсионного возраста в общеобразовательных школах Омской области устойчиво сос тавляла от6до7% (4,1% по селу, 10,7% - по городу). Среди учителей физической культуры, музыки, изобразительного искусства, труда процент педагогов пенсионного возраста составил около 4%. Несколько выше он был среди специалистов начальной школы (около 6%), причем до 2000 г. данный показатель снижался. Самым высоким процент пенсионеров сложился среди учителей естественно-математического и гуманитарного циклов (8-9%). До 2002 года удельный вес пенсионеров среди учителей этих групп был относительно стабилен, а абсолютная их численность даже уменьшалась. Только среди директоров школ и их заместителей за истекшее десятилетие количество пенсионеров постоянно возрастало, что, однако, не сказывалось на суммарном результате в силу относительной малочисленности руководящих работников. В то же время статистикой фиксировался рост процента учителей со стажем педагогической работы свыше 20 лет (следовательно, и возрастом): в 19962003 году он увеличился с 29% до 42%.

С 2002 года численность работающих пенсионеров в образовательных учреждениях стала резко возрастать как в абсолютном, так и в относительном выражении среди всех категорий педагогов. Возникает вопрос: почему? Ответ необходимо искать в возрастном составе учительства.

Для изучения возрастной структуры пенсионеров были привлечены материалы муниципальных органов управления образования Омской области, содержащие сведения об 1283 работающих учителях — пенсионерах по состоянию на 1 октября 2000 г. Статистический анализ данной выборки позволяет сделать вывод, что численность работающих пенсионеров определяется двумя факторами: возрастом педагогов и численностью соответствующих возрастных групп населения. С одной стороны, по мере увеличения возраста растут увольнения и сокращается число работающих. С другой — возрастной состав пенсионеров зависит и от демографических факторов. В этом отношении показательным является существование малочисленного контингента учителей, родившихся в 1942-1945 годах.

Рассмотрим перспективы изменения численности учителей, достигающих пенсионного возраста в ближайшие 5-10 лет. Согласимся с допущением, что воз-

Распределение населения Омской области, достигающего пенсионного возраста в период с 1993 по 2015 гг.

500Q

Все население

Мужчины

Женщины

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2000 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

График 1.

растная структура педагогов предпенсионного возраста в целом аналогична структуре трудоспособного населения и по данным Всероссийской переписи 2003 года построим распределение мужского и женского населения области, достигающего пенсионного возраста в период с 1993 по 2015 годы. Условимся рассматривать пенсионный возраст для мужчин — 60 лет, для жеищин — 55 лет.

С 1996 по 2006 год происходят существенные изменения в численности населения, достигающего пенсионного возраста. Эти изменения определяются двумя волнами демографического спада военных лет. Так, за счет «детей войны» в 1996-2001 гг. число работников, вступающих в пенсионный возраст, сокращается среди женщин, в 2001-2006 г. — среди мужчин. Причем в силу того, что доля женщин среди населения пенсионных возрастов преобладает, в целом картина выхода на пенсию в значительной мере определялась именно женской половиной населения. С 2006 года произойдет резкое увеличение количества пенсионеров за счет роста обеих категорий (см. граф. 1).

Особенностью трудовых коллективов образовательных учреждений является преимущественно их женский состав, прежде всего среди педагогов (от 87 до 89% - среди учителей школ, 100% - среди педагогов дошкольных учреждений). Поэтому возрастное распределение учителей определяется в целом соотношением возрастных когорт женской части населения. Поскольку за истекшее десятилетие пенсионного возраста достигали женщины 1938-1948 годов рождения, становится понятным, почему с 1996 по 2001 год на фоне старения кадров (что выразилось в увеличении доли педагогов — стажистов) число пенсионеров в учреждениях образования сокращалось. В этот период пенсионного возраста достигали малочисленные возрастные когорты рожденных в годы войны, а число работников, уволившихся на пенсию, было больше ее достигавших.

С 2001 года ситуация в системе образования изменилась коренным образом: пенсионного возраста достигают рожденные в послевоенные годы численно растущие возрастные группы. Так, число работниц, выходящих на пенсию в период с 2003-2010 годы I вдвое больше, чем их было в 1995-2002 годы. Первые

проявления этого роста наблюдались при комплектовании школ кадрами в 2002-2003 годах. Несколько снижать его динамику в 2004-2005 годах будет сокращение пенсионеров среди мужчин. Однако, в силу преимущественно женского состава работников учреждений образования, влияние данного фактора на кадровую ситуацию будет проявляться лишь по узкому перечню традиционно мужских специальностей: технический труд, физкультура в общеобразовательных школах, педагоги в учреждениях дополнительного образования спортивного направления и технического творчества. С 2006 года численность пенсионеров-мужчин также начнет увеличиваться.

По данным муниципальных органов управления образованием, к 2010 году пенсионного возраста достигнут более 4 тысяч учителей общеобразовательных школ области, среди них свыше 800 учителей начальных классов, 700 - русского языка, 600 - математики, 300 - иностранных языков, 300 - трудового обучения, 250 - истории, 200 - географии, 200 — биологии, 100 - физкультуры. Несколько меньшее количество пенсионеров в силу относительно молодежного состава ожидается среди учителей информатики (30), музыки (60) и изобразительного искусства (70).

Однако ни возрастная структура работающих, ни численность групп работников, достигающих пенсионного возраста, еще не позволяют прогнозировать уровень высвобождения рабочих мест. С одной стороны, большинство педагогов, став пенсионерами, продолжает работать. С другой — не известен процент пенсионеров, увольняющихся сразу после достижения предельного возраста.

Для прогноза продолжительности работы учителей на пенсии воспользуемся статистикой выбытия пенсионеров и материалами муниципальных органов управления образования, содержащими списки 1307 учителей, выбывших на пенсию в период с 1999 по 2003 год (что составляет около 95% всего зафиксированного статистикой выбытия за указанный период).

За последнее пятилетие зафиксировано следующее выбытие учителей на пенсию: 1999 г. — 155, 2000 г. - 385, 2001 г. - 375, 2002 г. - 192, 2003 г. -206. Обращает на себя внимание более чем двукрат-

Распределение уволившихся учителей по числу отработанных на пенсии лет

Число отработанных на пенсии лет ;

V 4 !

Графин 2. 41^

ный рост выбытия в 2000-2001 годах. Его причиной стало применение с мая 2000 г. в расчетах индивидуальных коэффициентов пенсионеров максимального отношения пенсии к средней заработной плате по стране в размере 1,2 для неработающих пенсионеров (Федеральный закон № ПЗ-ФЗ от 21.06.1998 г.). Чтобы не терять в пенсии, учителя школ стали оставлять работу. С января 2002 г. Федеральный закон № 173-ФЭ от 17.12.2001 г. установил порядок начисления пенсии, не зависящий от факта работы пенсионеров, и величина увольнений вернулась к статистической норме.

Анализ списков уволившихся педагогов показал, что основные параметры выбывших соответствуют характеристикам всего учительства области: каждый пятый уволившийся пенсионер — учитель начальных классов (21%), наиболее многочисленными группами являются также учителя русского языка и литературы (17%), математики (18%), труда (8%). Среди данной категории работников 89% составляют женщины, что также соответствует их доле среди учителей. Имеются определенные различия в увольнениях на пенсию мужчин и женщин. Если за первые 5 лет после достижения пенсионного возраста уволились 50% женщин - пенсионеров, то мужчин — 75%. В силу того, что женщины на 5 лет раньше достигают предельного возраста, средняя продолжительность их работы на пенсии оказывается большей, а процесс выбытия более растянутым во времени. И наоборот, мужчины выходят на пенсию позже, но увольняются быстрее. Таким образом, решение об увольнении педагогами принимается в зависимости от возраста, а не от количества отработанных на пенсии лет.

Распределение уволившихся по числу отработанных на пенсии лет для двух временных периодов (1999, 2002-2003 и 2000-2001 годы) приведено на графике 2. Стаж выбывших в 2000-2001 годах показывает, что в это время в процесс увольнений были широко вовлечены многочисленные группы педагогов предвоенных лет рождения (1935-1941 год), отработавшие на пенсии от 5 до 10 лет.

Учитывая изменения пенсионного законодательства, прогноз продолжительности трудовой деятель-

ности пенсионеров базировался на среднем значении выбытия учителей в 1999, 2002-2003 годах путем аппроксимации числа отработанных на пенсии лет полиномиальной функцией, значения которой убывают по мере увеличения пенсионного стажа. Расчеты на основе найденной функции показывают, что сразу после достижения пенсионного возраста увольняются 13,3% учителей, за первые 3 года — 46%, 5 лет — 62%, 7лет - 75%, 10лет - 88%, 15лет - 98%. Функция позволяет определять величину увольнений в любом интервале времени и оценить потенциал выбытия каждой возрастной группы пенсионеров. Более того, зная численность учителей, достигающих пенсионного возраста, можно с помощью функции рассчитывать перспективное выбытие и этих групп педагогов.

Общую картину выбытия иллюстрирует график 3, где представлены гистограмма фактического увольнения учителей на пенсию в 1995-2003 годах и диаграмма областей с накоплением, отражающая прогнозное изменение, как общего числа увольняющихся пенсионеров, так и вклада каждой возрастной группы в итоговый результат в период с 1995 по 2015 год. Каждая возрастная группа на графике представлена областью, которая по мере сокращения численности данной возрастной группы со временем уменьшается.

С 2001 по 2003 год картину увольнений на пенсию определяли две возрастные группы педагогов: довоенных и послевоенных лет рождения. Причем в этот период активно уходили представители первой группы в силу того, что их возраст становился максимальным. После 2003 года уровень выбытия учителей-пенсионеров практически полностью определяется численно растущей второй группой. В кадровом обеспечении учреждений образования области в ближайшем будущем обозначается новая проблема: это существенное увеличение числа работников пенсионного возраста в учреждениях образования. При этом ожидается почти 1,5%-ный ежегодный прирост доли пенсионеров среди работающих педагогов, в результате чего к 2010 году удельный вес данной категории работников школ почти удвоится: с 10% в 2003 году до 19% в 2010 году.

Ожидается также, что в период с 2004 по 2010 год из общеобразовательных школ Омской области уво-

Увольнения на пенсию учителей общеобразовательных школ Омской области в 1995-2015гг. (факт и прогноз)

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

График 3.

лятся на пенсию около 2 тыс. учителей. Нарастание выбытия педагогов на пенсию приведет к расширению возможностей трудоустройства выпускников педагогических учебных заведений в системе образования и снижению диспропорций между спросом и предложением на рынке педагогического труда.

Следует оговориться, что достоверность прогноза высвобождения рабочих мест по причине увольнений пенсионеров в значительной мере зависит от стабильности пенсионного законодательства. Поскольку с 2006 года увеличение числа пенсионеров будет проявляться во всех отраслях хозяйства, изменения в пенсионном законодательстве, очевидно,

будут определяться состоянием бюджета и общей численностью населения пенсионного возраста.

Библиографический список

1. Демографический ежегодник Омской области. Омск, 2002.

2. Основные показатели развития системы образования Омской области. Статистический ежегодник. 1992,1995-2003.

КИСЕЛЕВ Сергей Георгиевич, социолог отдела маркетинга.

удкз" Е. В. КОШЕЛЕВ

Омская академия МВД России

СТАДИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ИНСТИТУТ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРАВА

В статье рассматриваются стадии конституционной ответственности, основания их выделения. Более детальное изучение процесса развития правоотношения конституционной ответственности позволит повысить эффективность применения санкций в конституционно-правой сфере и усилить законность.

В юридической литературе вопрос о стадиях юридической и конституционной ответственности принадлежит к числу малоизученных и дискуссионных. Не существует единого критерия выделения стадий юридической ответственности, их продолжительности во времени и пространстве. Следует отметить,

что в учебной литературе по общей теории права этому столь важному вопросу, с точки зрения теории и практики правоприменения, вообще не уделяется внимания.

За основу выделения стадий конституционной ответственности мы берем соотношение степени по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.