Научная статья на тему 'Возрастно-психологическая характеристика обучающихся в вечерней школе при воспитательной колонии'

Возрастно-психологическая характеристика обучающихся в вечерней школе при воспитательной колонии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
340
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАННИКИ / YOUNG OFFENDERS / JUVENILE OFFENDERS / CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочнева Н.А.

В статье рассматривается возрастно-психологическая характеристика воспитанников вечерней школы при исправительном учреждении на примере Арзамасской воспитательной колонии. Основное внимание в работе автор акцентирует на проблеме получения несовершеннолетними осужденными образования. Изучение возрастно-психологических особенностей, позволяет нам предвидеть многое в поведении воспитанников, благодаря чему возможно осуществление выбора эффективных мер воздействия на них в случае снижения интереса к учебе и слабой успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочнева Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS IN THE EVENING SCHOOL AT THE EDUCATIONAL COLONY

The article discusses the age and psychological characteristics of the pupils of the evening school at the correctional institution on the example of the Arzamas juvenile correctional facility. The focus of the work the author focuses on the problem of juvenile prisoners receive education. The study of age-related psychological characteristics, allows us to anticipate much in the behavior of pupils, making possible the implementation of a range of effective measures against them in case of a decrease of interest in learning and weak performance.

Текст научной работы на тему «Возрастно-психологическая характеристика обучающихся в вечерней школе при воспитательной колонии»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

Н.А. Кочнева

магистрант,

направление «Психолого-педагогическое образование»,

Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «<Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»

ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

Аннотация. В статье рассматривается возрастно-психологическая характеристика воспитанников вечерней школы при исправительном учреждении на примере Арзамасской воспитательной колонии. Основное внимание в работе автор акцентирует на проблеме получения несовершеннолетними осужденными образования. Изучение возрастно-психологических особенностей, позволяет нам предвидеть многое в поведении воспитанников, благодаря чему возможно осуществление выбора эффективных мер воздействия на них в случае снижения интереса к учебе и слабой успеваемости.

Ключевые слова: воспитательная колония, несовершеннолетние осужденные, воспитанники.

N.A. Kochneva, Arzamas branch Lobachevsky state university of Nizhni Novgorod

AGE AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS IN THE EVENING SCHOOL AT THE

EDUCATIONAL COLONY

Abstract. The article discusses the age and psychological characteristics of the pupils of the evening school at the correctional institution on the example of the Arzamas juvenile correctional facility. The focus of the work the author focuses on the problem of juvenile prisoners receive education. The study of age-related psychological characteristics, allows us to anticipate much in the behavior of pupils, making possible the implementation of a range of effective measures against them in case of a decrease of interest in learning and weak performance.

Keywords: young offenders, juvenile offenders, children.

В Российской Федерации неуклонно растёт преступность, а, следовательно, растёт и количество осуждённых, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, в том числе за совершение повторных преступлений. В сферу преступной деятельности втягиваются всё больше и больше несовершеннолетних.

Одной из важных проблем пенитенциарной педагогики и психологии является получение осужденными образования. В связи с этим необходима модернизация образовательно-воспитательной деятельности, которая представляется наиболее эффективным и оптимальным направлением в политике пенитенциарных учреждений. Таким образом, изучение пенитенциарной педагогики и психологии является актуальной темой.

Проблемам использования образовательного фактора в исправительной деятельности посвящены работы В.Л. Васильева, М.А. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой, И.Д. Жаркова, А.Ф. Сизова, Е.Я. Тищенко и др. Современные тенденции пенитенциарной психологии связаны с изучением возрастно-психологических особенностей молодых людей, разработкой методов и приёмов педагогических воздействий на осуждённых, созданием исправительной среды, подготовкой педагогических и психологических кадров для исправительных учреждений.

Рассмотрим возрастно-психологическую характеристику воспитанников вечерней школы при исправительном учреждении на примере Арзамасской воспитательной колонии.

В воспитательных колониях (ВК) отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях по достижении ими 19 летнего возраста. Различают следующие возрастные группы отбывающих наказание в ВК:

подросткового (14-15 лет), юношеского (16-17 лет), молодежного возраста (18-19) [1].

Нужно отметить, что границы возраста изменчивы и подвижны. В подростковом возрасте закладываются моральные качества, происходит социальное развитие, формируется мировоззрение, система оценочного суждения. Нервная система подростка, находящегося в ВК, отличается импульсивностью. Из-за дисгармонии между половым созреванием и социальной зрелостью им тяжело контролировать свои эмоции и половые инстинкты, что может обуславливать отказ от общепринятых норм поведения, нарушение режима и дисциплины [2].

Примерно 90% осужденных имеют устойчивые проявления отрицательных эмоциональных качеств. У многих подростков отмечается неумение, а часто и нежелание сдерживать себя, повышенная экспрессивность, отсутствие чувства сопереживания, отставание в формировании чувства ответственности перед самим собой и зрелости личности.

У большинства из них еще до осуждения сформировалось негативное отношение к школе. Большинство из них учились без желания, не хотели получать образование и по собственной инициативе не посещали школу, или их исключали. Поэтому многие из них не имеют чётко выраженных познавательных интересов, достаточных для их возраста знаний, а самое главное, у них утрачены навыки воспринимать преподаваемый материал. Интерес к учёбе и повышение образования, развитие культурного уровня замещаются у правонарушителей примитивными потребностями. Неполноценность образования, отсутствие достоверной информации заполняется сведениями, получаемыми из сомнительных источников, что ведёт к доминированию аморальных и низменных чувств.

30% несовершеннолетних имеют завышенную самооценку собственных эмоциональных качеств, считают себя незаурядными личностями, обладающими выдержкой, решительностью, дисциплинированностью, сострадательностью, самостоятельностью. Однако именно они имеют глубокую нравственную и педагогическую запущенность, а преступления ими совершены, как правило, умышлено.

15% составляют инфантильные воспитанники с повышенной внушаемостью, которые рано потеряли интерес к учебе и школе. Они имеют низкий уровень самостоятельности, легко поддаются постороннему влиянию. Будучи нравственно и педагогически запущенными, осужденные данной группы не могли длительное время заниматься трудом и учебой, быстро утомлялись, грубили окружающим. У них наблюдалось колебание в проявлении доброжелательности, сострадательности, отзывчивости. Как правило, преступления совершали под влиянием других правонарушителей. Отношение осужденных названной группы к учебе, режиму содержания ситуативное. Они не планируют в будущем продолжать учебу, повышать свой профессиональный уровень. В процессе отбывания наказания у осужденных этой группы под воздействием воспитательных мероприятий, положительно направленной среды колонии намечались позитивные тенденции, они пытались уйти из-под контроля злостных нарушителей режима.

Около 40% осужденных страдают психическими расстройствами и имеют отклонения в психическом развитии. У таких воспитанников наблюдаются отклонения от нормы в познавательных процессах, эмоциональном состоянии, отношениях с окружающими. Наличие психических аномалий у человека снижает устойчивость к негативным ситуациям, препятствует развитию положительных психологических черт характера. Наблюдается потеря заинтересованности в происходящих вокруг событиях, безынициативность, бездеятельность. При психическом расстройстве наблюдаются также резкие изменения настроения, что часто обуславливается реакцией на лишение свободы. Для организации их обучения требуется особый подход.

10% составляют подростки с устойчивым проявлением положительных эмоциональных качеств. Они проявляют элементы целеустремленности в социально полезных видах деятельности, в общении, хорошо учатся. Наличие положительных целей деятельности позволяет им осознать свои стремления к досрочному освобождению из мест лишения свободы, продолжить

учебу, иметь семью. Критическое отношение осужденных к собственному поведению в прошлом определяет их устойчивую положительную эмоционально-волевую позицию в колонии. Отношения осужденных этой группы к учебе, к режиму содержания положительные. Это объясняется тем, что они не имеют глубокой нравственной и правовой запущенности, а совершённые ими преступления нередко были вызваны случайным стечением обстоятельств.

Одновременно существенное влияние на поступки несовершеннолетних оказывают сложившиеся стандарты поведения. Человек проявляет свою активность, меняет своё окружение, создавая различные коллективы и группы. На данном этапе развития личность отличается противоречивостью и дисгармонией, так как включает в себя черты и юношества, и зрелости. В молодёжном возрасте (18-19 лет) появляется умение правильно воспринимать реальность и адекватно оценивать свои поступки.

В Арзамасской ВК осужденные молодёжного возраста составляют малочисленную группу, которая выделяется большей активностью, криминальным опытом, стремлением создать группировки отрицательной направленности и лидировать в них. Наблюдение за заключенными, достигшими 18 лет, показывает наличие у большинства из них высоких запросов при неадекватном восприятии реальности, неумение владеть собой, низкую способность выдерживать нагрузки и злоупотребление психоактивными веществами.

Многие воспитанники этого возраста не имеют профильного и общего среднего образования. Это связано с нарушением у них познавательных процессов, нежеланием повышать свой образовательный уровень, настроенность на дальнейший криминальный образ жизни.

Как правило, паспортный возраст несовершеннолетних осужденных не совпадает с их школьным возрастом. В Арзамасской ВК почти 30% воспитанников отстают в обучении на 1 год, 5% - на 2 года, 15% обучаются в коррекционных классах, а 10% - на индивидуальном обучении.

В последние годы в ВК наблюдается тенденция увеличения доли воспитанников, имеющих низкий образовательный уровень или замедленное психическое развитие. Почти у 90% выпускников вечерней школы при Арзамасской ВК отсутствует интерес к какой бы то ни было сфере деятельности, лишь незначительная часть из них определилась с выбором профессии.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в психолого-педагогической помощи особенно нуждаются несовершеннолетние осужденные.

Список литературы:

1. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

2. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. - Рязань, 2001.

3. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития): электронный учебник. - Изд-во: ДПО КБГУ, 2009. - 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.