Научная статья на тему 'Возрастная специфика психологического благополучия и самоактуализации у сотрудников коммерческой организации'

Возрастная специфика психологического благополучия и самоактуализации у сотрудников коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое благополучие / самоактуализация / субъективное счастье / удовлетворенность жизнью / предикторы психологического благополучия / psychological well-being / self-actualization / subjective happiness / life satisfaction / predictors of psychological well-being

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ирина В. Байер, Анна П. Яркаева

В статье представлено исследование специфики психологического благополучия, самоактуализации и их связи у сотрудников коммерческой организации разного возраста. В исследовании приняли участие 208 человек (n = 208), разделенных на три возрастные группы: ранняя (n = 63), средняя (n = 102) и поздняя (n = 43) взрослость. Для изучения возрастной специфики связи психологического благополучия и самоактуализации использовались психологические тесты и опросы для сбора информации и корреляционный и регрессионный анализы для обработки результатов. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что существует прямая связь психологического благополучия и самоактуализации во все периоды взрослости. В период средней взрослости уровень субъективного счастья значимо выше, чем в период ранней взрослости, уровень целей в жизни значимо выше, чем в периоды ранней и поздней взрослости, позитивные отношения значимо выше, чем в период поздней взрослости. Также было выявлено, что предикторами психологического благополучия являются такие показатели, как самоуважение во все периоды взрослости, ориентация во времени в период ранней и средней взрослости, а ценностные ориентации – только в период средней взрослости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ирина В. Байер, Анна П. Яркаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age specificity of psychological well-being and self-actualization among employees of a commercial organization

The article presents a study in the specifics of psychological well-being, self-actualization and their relationship among employees of a commercial organization of different ages. The study involved 208 people (n = 208) divided into three age groups: early (n = 63), middle (n = 102) and late (n = 43) adulthood. To study the age-specific relationship between psychological well-being and self-actualization, psychological tests and surveys were used to collect information and the correlation and regression analyses to process the results. The results lead to conclude conclusions that there is a direct link between psychological well-being and self-actualization in all periods of adulthood. During middle adulthood, the level of subjective happiness is significantly higher than during the early one, the level of goals in life is significantly higher than during early and late adulthood, positive relationships are significantly higher than during late adulthood. It was also revealed that predictors of psychological well-being are such indicators as self-esteem during all periods of adulthood, time orientation during early and middle adulthood, and value orientations only during middle adulthood.

Текст научной работы на тему «Возрастная специфика психологического благополучия и самоактуализации у сотрудников коммерческой организации»

УДК 159.922.6

DOI: 10.28995/2073-6398-2024-1-112-123

Возрастная специфика психологического благополучия и самоактуализации у сотрудников коммерческой организации

Ирина В. Байер

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия, bayer-iv@ranepa.ru

Анна П. Яркаева Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, anna.yarkaeva@gmail.com

Аннотация. В статье представлено исследование специфики психологического благополучия, самоактуализации и их связи у сотрудников коммерческой организации разного возраста. В исследовании приняли участие 208 человек (п = 208), разделенных на три возрастные группы: ранняя (п = 63), средняя (п = 102) и поздняя (п = 43) взрослость. Для изучения возрастной специфики связи психологического благополучия и самоактуализации использовались психологические тесты и опросы для сбора информации и корреляционный и регрессионный анализы для обработки результатов. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что существует прямая связь психологического благополучия и самоактуализации во все периоды взрослости. В период средней взрослости уровень субъективного счастья значимо выше, чем в период ранней взрослости, уровень целей в жизни значимо выше, чем в периоды ранней и поздней взрослости, позитивные отношения значимо выше, чем в период поздней взрослости. Также было выявлено, что предикторами психологического благополучия являются такие показатели, как самоуважение во все периоды взрослости, ориентация во времени в период ранней и средней взрослости, а ценностные ориентации - только в период средней взрослости.

Ключевые слова: психологическое благополучие, самоактуализация, субъективное счастье, удовлетворенность жизнью, предикторы психологического благополучия

Для цитирования: Байер И.В., Яркаева А.П. Возрастная специфика психологического благополучия и самоактуализации у сотрудников коммерческой организации // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2024. № 1. С. 112-123. Б01: 10.28995/2073-63982024-1-112-123

© Байер И.В., Яркаева А.П., 2024

Age specificity of psychological well-being and self-actualization among employees of a commercial organization

Irina V. Bayer Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, bayer-iv@ranepa.ru

Anna P. Yarkaeva

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, anna.yarkaeva@gmail.com

Abstract. The article presents a study in the specifics of psychological well-being, self-actualization and their relationship among employees of a commercial organization of different ages. The study involved 208 people (n = 208) divided into three age groups: early (n = 63), middle (n = 102) and late (n = 43) adulthood. To study the age-specific relationship between psychological well-being and self-actualization, psychological tests and surveys were used to collect information and the correlation and regression analyses to process the results. The results lead to conclude conclusions that there is a direct link between psychological well-being and self-actualization in all periods of adulthood. During middle adulthood, the level of subjective happiness is significantly higher than during the early one, the level of goals in life is significantly higher than during early and late adulthood, positive relationships are significantly higher than during late adulthood. It was also revealed that predictors of psychological well-being are such indicators as self-esteem during all periods of adulthood, time orientation during early and middle adulthood, and value orientations only during middle adulthood.

Keywords: psychological well-being, self-actualization, subjective happiness, life satisfaction, predictors of psychological well-being

For citation: Bayer, I.V. and Yarkaeva, A.P. (2024), "Age specificity of psychological well-being and self-actualization among employees of a commercial organization", RSUH/RGGU Bulletin."Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 1, pp. 112-123, DOI: 10.28995/2073-6398-2024-1-112-123

Введение

В последнее десятилетие забота о психологическом благополучии сотрудников приобрела особую актуальность для бизнеса. Проведенные исследования выявили, что психологическое благополучие сотрудников является одним из наиболее важных

факторов успеха и производительности организации и связано с вовлеченностью сотрудников в ее деятельность и проблемы [Sabella et al. 2016].

Существует несколько подходов к пониманию психологического благополучия. Р.М. Райан разделяет все подходы на два направления: гедонистическое и эвдемоническое [Huta, Ryan 2010]. Представители гедонистического направления Н. Бредберн и Э. Динер рассматривают психологическое благополучие как ощущение субъективного счастья и общую удовлетворенность жизнью [Bradburn 1969; Diener 1984]. Представители эвдемонического направления К. Рифф, А. Уотерман считают, что психологическое благополучие - это прежде всего личностный рост [Ryff 1996; Waterman 2008]. К. Рифф предлагает структуру психологического благополучия, включающую шесть компонентов: личностный рост, цель в жизни, самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия и управление средой [Ryff 1996].

Следуя тенденции к объединению различных точек зрения при исследовании феномена психологического благополучия [Huta, Ryan 2010; Разгоняева, Дегальцева 2018], мы поставили задачу комплексно исследовать гедонистическую составляющую как субъективный уровень счастья и эвдемоническую составляющую этого феномена. При этом под психологическим благополучием мы будем понимать субъективное явление, представленное целостным переживанием счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью [Шевеленкова, Фесенко 2005]. Эвдемоническую составляющую будем оценивать, основываясь на модели К. Рифф.

В настоящее время стоит практическая задача - повысить уровень психологического благополучия сотрудников организации. В зоне влияния и контроля специалистов по управлению человеческими ресурсами, руководителей и корпоративных психологов находится возможность повышать уровень психологического благополучия через обучение, развитие и раскрытие потенциала работников, т. е. через их самоактуализацию. Поэтому с прикладной точки зрения было интересно рассмотреть связь психологического благополучия с самоактуализацией.

Под самоактуализацией мы будем понимать полное использование талантов, способностей и возможностей личности [Маслоу 1999] и оценивать показатели самоактуализирующейся личности, основываясь на личностной ориентации Э. Шострома [Гозман и др. 1995].

Связь психологического благополучия и самоактуализации теоретически описывали А. Маслоу, К. Роджерс и С.Л. Рубинштейн [Маслоу 1999; Роджерс 1998; Рубинштейн 1957], пред-

полагая между этими феноменами наличие прямой связи. До сих пор связь этих двух феноменов эмпирически изучена недостаточно и дает противоречивые результаты, одни исследователи находят прямую связь между уровнями психологического благополучия и самоактуализации [Богданова 2021; Идобаева 2013], другие выявляют как прямую, так и обратную связь [Пи-лишвили и др. 2021], третьи констатируют обратную связь по большинству шкал [Ященко 2012].

Столь разные выводы о связи самоактуализации и психологического благополучия позволяют сформулировать проблему исследования: какова связь психологического благополучия и самоактуализации? Является ли самоактуализация предиктором психологического благополучия? Каковы особенности психологического благополучия, самоактуализации личности и их связи в разные возрастные периоды?

Для исследования возрастной специфики была выбрана возрастная периодизация Д. Бромлей: ранняя взрослость - от 21 до 25 лет, средняя взрослость - от 26 до 40 лет и поздняя взрослость -от 41 до 55 лет [Bromley 1978].

Выборка

В исследовании приняли участие 208 респондентов (n = 208) в возрасте от 21 до 55 лет, из них 63 респондента (n = 63) в возрасте 21-25 лет - ранняя взрослость, 102 респондента (n = 102) в возрасте 26-40 лет - средняя взрослость, 43 респондента (n = 43) в возрасте 41-55 лет - поздняя взрослость, 144 женщины и 64 мужчины. Выборку исследования составили сотрудники поддерживающих подразделений (службы кадровых ресурсов, информационных технологий и бухгалтерии) московского центрального офиса международной ритейл-компании.

Методы исследования

Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко [Шевеленкова, Фесенко 2005]. Опросник «Шкала субъективного счастья» Лю-бомирски, Леппер, 1999 год в адаптации Д. А. Леонтьева, 2003 г. [Осин, Леонтьев 2020]. Самоактуализационный тест в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз [Гозман и др. 1995].

Для выявления значимых различий в полученных данных о психологическом благополучии и самоактуализации в разные возрастные периоды использовались t-критерий Стьюдента, U-кри-терий Манна-Уитни, а для выявления связи между показателями опросников использовался метод Пирсона и метод Спирмена в соответствии с правилами и ограничениями применения тех или иных статических критериев. Для выявления значимых различий в коэффициентах корреляции использовалось Z-преобразование Фишера. Для определения предикторов психологического благополучия использовался метод регрессионного анализа.

Результаты исследования возрастных особенностей психологического благополучия в группах ранней, средней и поздней взрослости

Были обнаружены достоверные различия по показателям: «Цели в жизни» (наличие намерений и целей в жизни) между группами ранней и средней взрослости (U = 2579, p = 0,033) и между группами средней и поздней взрослости (U = 1768,5, p = 0,026); «Позитивные отношения» (умение выстраивать удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими, заботиться о благополучии других) между группами средней и поздней взрослости (U = 1643, p = 0,017) и между группами ранней и поздней взрослости (U = 1068, p = 0,045); «Субъективное счастье» (эмоциональное переживание индивидом собственной жизни как целого) между группами ранней и средней взрослости (U = 2443, p = 0,01) и между группами ранней и поздней взрослости (U = 1025,5, p = 0,034). По показателям «Автономия», «Самопринятие», «Управление средой» и «Личностный рост» достоверных различий не обнаружено.

Таким образом, у сотрудников в возрасте 26-40 лет выше эв-демоническая составляющая психологического благополучия, чем в 21-25 и 41-55 лет, это может быть связано с тем, что в период средней взрослости, согласно Д. Бромлей [Bromley 1978], происходит пик интеллектуальных и профессиональных достижений. В возрасте 21-25 и 26-40 лет сотрудники оценивают свои отношения с окружающими людьми как более удовлетворительные и доверительные, чем в возрасте 41-55 лет. Интересным результатом оказалось то, что показатель «субъективное счастье» у сотрудников компании в период 21-25 лет самый низкий, т. е. у них самая низкая гедонистическая составляющая психологического благополучия.

Результаты исследования

возрастной специфики самоактуализации

в группах ранней, средней и поздней взрослости

Было обнаружено достоверное различие между группами ранней и средней взрослости по показателям самоактуализации: «Общая самоактуализация» (интегральный показатель по всем шкалам) (и = 2492, р = 0,016); «Поддержка» (степень независимости ценностей и поведения человека от воздействия извне) ^ = 2,508, р = 0,013); «Контактность» (способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов с другими людьми) ^ = 2,612, р = 0,01); «Сензитивность» (в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их) (И = 2466,5, р = 0,011); «Спонтанность» (способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства) (И = 2628,5, р = 0,048); «Представления о природе человека» (И = 2474,5, р = 0,012); «Принятие агрессии» (способность принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы) (И = 2612, р = 0,042); «Креативность» (характеризует выраженность творческой направленности личности) (И = 2242, р = 0,001).

Было обнаружено достоверное различие между группами ранней и поздней взрослости по показателям самоактуализации: «Поддержка» ^ = 2,192, р = 0,031); «Сензитивность» (И = 1044,5, р = 0,043); «Спонтанность» (И = 978, р = 0,014).

Результаты исследования связи психологического благополучия и самоактуализации в группах ранней, средней и поздней взрослости

Корреляционные связи между психологическим благополучием и показателями самоактуализации в разные периоды взрослости представлены в табл. 1.

Интересно, что в период средней взрослости психологическое благополучие связано со всеми четырнадцатью показателями самоактуализации, в то время как в период ранней взрослости -с десятью, а в период поздней взрослости - только с девятью показателями. На основании Z-преобразования Фишера было выявлено, что связи между феноменами во все возрастные периоды одинаковой силы.

Таблица 1

Корреляционная матрица для психологического благополучия и показателей самоактуализации сотрудников в период ранней, средней и поздней взрослости

а.

•й ста

а. с

00 у: 2:

Шкала самоактуализации Психологическое благополучие

в 21-25 лет в 26-40 лет в 41-55 лет

г Р г Р г Р

Ориентация во времени 0,616** (Пирсон) 0 0,493** (Пирсон) 0 0,316* (Пирсон) 0,039

Поддержка 0,567** (Пирсон) 0 0,567** (Пирсон) 0 0,399** (Пирсон) 0,008

Ценностная ориентация 0,556** (Пирсон) 0 0,657** (Пирсон) 0 0,484** (Пирсон) 0,001

Гибкость поведения 0,462** (Пирсон) 0 0,288** (Пирсон) 0,003 0,05 (Пирсон) 0,748

Сензитивность -0,029 (Спирмен) 0,824 0,416** (Спирмен) 0 0,442** (Спирмен) 0,003

Спонтанность 0,327** (Спирмен) 0,009 0,444** (Спирмен) 0 0,312* (Спирмен) 0,041

Самоуважение 0,689** (Пирсон) 0 0,656** (Пирсон) 0 0,576** (Пирсон) 0

Самопринятие 0,459** (Пирсон) 0 0,325** (Пирсон) 0,001 0,319* (Пирсон) 0,037

Представления о природе человека 0,303* (Спирмен) 0,016 0,368** (Спирмен) 0 0,023 (Спирмен) 0,882

Синергия 0,398** (Спирмен) 0,001 0,409** (Спирмен) 0 0,225 (Спирмен) 0,147

Принятие агрессии 0,021 (Спирмен) 0,873 0,424** (Спирмен) 0 0,315* (Пирсон) 0,04

Контактность 0,377** (Пирсон) 0,002 0,366** (Пирсон) 0 0,286 (Пирсон) 0,063

Познавательные потребности 0,154 (Пирсон) 0,228 0,217* (Спирмен) 0,028 0,151 (Пирсон) 0,335

Креативность 0,2 (Спирмен) 0,117 0,240* (Спирмен) 0,015 0,324* (Пирсон) 0,034

к Ь

01

и Не

гг

т;

>

Ь

¡Я тз

Примечание: корреляция значима на уровне: * -р < 0,05; ** -р < 0,01.

В результате регрессионного анализа получили, что предикторами психологического благополучия в ранней взрослости являются самоуважение и ориентация во времени (г = 0,726, p = 0,014), в средней взрослости - ценностная ориентация, самоуважение и ориентация во времени (г = 0,717, p = 0,04), в поздней взрослости -только самоуважение (г = 0,576, p < 0,01).

Заключение

Существуют значимые различия между возрастными группами в переживании психологического благополучия. При этом эвде-моническая составляющая психологического благополучия выше у сотрудников в возрасте 26-40 лет, чем в 21-25 лет и 41-55 лет, что может быть связано с наступлением пика интеллектуальных и профессиональных достижений в этот возрастной период. Гедонистическая составляющая психологического благополучия, эмоциональное переживание собственной жизни как целого в период 2125 лет значимо более низкая, чем в возрасте 26-40 лет и 41-55 лет, это, возможно, связано с тем, что уникальный собственный образ жизни в этот возрастной период еще не до конца сформирован.

По показателям самоактуализации также выявлены значимые различия между сотрудниками разных возрастных групп. У сотрудников в 21-25 лет значимо выше такие показатели, как «Поддержка», «Сензитивность» и «Спонтанность», по сравнению с сотрудниками 26-40 и 41-55 лет.

Во все возрастные периоды существует прямая связь психологического благополучия и самоактуализации. При этом в период средней взрослости психологическое благополучие коррелирует со всеми показателями самоактуализации, в отличие от других возрастных периодов, тем не менее значимых различий в коэффициентах корреляции между разными возрастными группами не выявлено.

Важным результатом исследования стало то, что во все возрастные периоды предиктором психологического благополучия является самоуважение, способность ценить свои достоинства и положительные свойства характера. В период ранней и средней взрослости предиктором психологического благополучия дополнительно является ориентация во времени, т. е. способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, видеть свою жизнь целостной, умение переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте. И только в период средней взрослости третий предиктор - ценностные ориента-

ции, т. е. ценность жизни, свобода выбора, согласие с собой, со своей биологической природой, принятие социальной жизни и физической реальности.

Исходя из полученных результатов исследования, повышать психологическое благополучие сотрудников в компании можно через повышение их уровня самоуважения и умения переживать настоящий момент своей жизни. Для сотрудников в возрасте 2140 лет рекомендуется проводить практики, направленные на развитие умения переживать настоящий момент своей жизни, а для сотрудников 26-40 лет дополнительно проводить просветительские мероприятия, нацеленные на осознание ценности свободы выбора. Для руководителей проводить обучение, как выстраивать с сотрудниками отношения, поддерживающие их самоуважение.

Литература

Богданова 2021 - Богданова ВЛ. Результаты исследования взаимосвязи самоактуализации, субъективного благополучия и идентификации личности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70. С. 330-334.

Гозман и др. 1995 - Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализаци-онный тест. М.: Рос. пед. агентство, 1995. 43 с.

Идобаева 2013 - Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013. 389 с.

Маслоу 1999 - Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

Осин, Леонтьев 2020 - Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117-142.

Пилишвили и др. 2021 - Пилишвили Т.С, Савушкина А.И., Данилова А.Л., Соруко Торрес Н.К. Психологическое благополучие и ценностно-смысловая сфера личности студентов-психологов // Образование и наука. 2021. № 4. С. 126-156.

Разгоняева, Дегальцова 2018 - Разгоняева Е.В., Дегальцева Е.А. Отношение студентов технического вуза к физической культуре и спорту // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: Материалы III Междунар. научно-практич. конф. Чебоксары, 2018. С. 60-65.

Роджерс 1998 - Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. Е.И. Исениной. М.: Прогресс, 1998. 480 с.

Рубинштейн 1957 - Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. 328 с.

Шевеленкова, Фесенко 2005 - Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-121.

Ященко 2012 - Ященко Е.Ф. Самоактуализация и субъективное благополучие как социально-психологические проблемы профессионального образования: студенты и преподаватели университета // Вестник ЮУрГУ, 2012. № 31. С. 56-63.

Bradburn 1969 - Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 319 p.

Bromley 1978 - Bromley D.B. The Psychology of Human Ageing. Liverpool, 1978. 441 p.

Diener 1984 - Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95. No. 3. P. 542-575.

Huta, Ryan - Huta V., Ryan R.M. Pursuing Pleasure or Virtue: The Differential and Overlapping Well-Being Benefits of Hedonic and Eudaimonic Motives // Journal of Happiness Studies. 2010. P. 735-762.

Ryff 1996 - Ryff C.D. Psychological well-being. Encyclopedia of gerontology: age, aging, and the aged. San Diego, CA: Academic Press, 1996. 369 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sabella et al. 2016 - Sabella A.R., El-Far M.T., Eid N.L. The Effects of Organizational and Job Characteristics on Employees' Organizational Commitment in Arts-and-Culture Organizations // International Journal of Organizational Analysis. 2016. Vol. 24. No. 5. P. 1002-1024.

Waterman 2008 - Waterman A.S. Reconsidering happiness: a eudaimonist's perspective // The Journal of Positive Psychology. 2008. No. 3. P. 234-252.

References

Bogdanova, V.L. (2021), "The results of the study of the relationship between self-actualization, subjective well-being and personal identification", Problemy sovremen-nogo pedagogicheskogo obrazovaniya, no. 70, pp. 330-334.

Bradburn, N. (1969), The Structure of Psychological Well-Being, Aldine Pub. Co., Chicago, IL.

Bromley, D.B. (1978), The Psychology of Human Ageing, Liverpool, UK.

Diener, E. (1984), "Subjective well-being", Psychological Bulletin, vol. 95, no. 3, pp. 542-575.

Gozman, L.Y., Kroz, M.V. and Latinskaya, M.V. (1995), Samoaktualisazionnyi test [Self-actualization test], Ros. Ped. Agentstvo, Moscow, Russia.

Huta, V. and Ryan, R.M. (2010), "Pursuing Pleasure or Virtue: The Differential and Overlapping Well-Being Benefits of Hedonic and Eudaimonic Motives", Journal of Happiness Studies, pp. 735-762.

Idobaeva, O.A. (2013), Psychological and pedagogical model for the formation of psychological well-being of the individual: Abstract of Ph.D. dissertation, Moscow, Russia.

Maslow, A. (1999), Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality], Evraziya, Saint Petersburg, Russia.

Osin, E.N. and Leontiev, D.A. (2020), "Brief Russian-language diagnostic scales of subjective well-being.Psychometric characteristics and comparative analysis", Monitoring of Public Opinion: Economic social changes Journal, no. 1, pp. 117-142. Pilishvili, T.S., Savushkina, A.I., Danilova, A.L. and Soruko Torres, N.K. (2021), "Psychological well-being and value-semantic sphere of personality among psychology students", The Education and Science Journal, no. 4, pp. 126-156. Razgonyaeva, E.V. and Degal'tseva, E.A. (2018), "Attitude of technical university students to physical culture and sports", Aktualnye problemy fizitscheskoi kultury i sporta v sovremennyh sozyalno-ekonomitscheskih usloviyah: Materialy III Mezhdunarodnoy nautschno-praktitscheskoy konferenzii [Current issues of physical culture and sports in modern socio-economic conditions. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference], Cheboksary, Russia, pp. 60-65. Rogers, K. (1998), Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka [On Becoming a

Person: A Therapists View of Psychotherapy], Progress, Moscow, Russia. Rubinstein, S.L. (1957), Bytie isoznanie [Being and consciousness], AN SSSR, Moscow, Russia.

Ryff, C.D. (1996), Psychological well-being. Encyclopedia of gerontology: age, aging, and

the aged, Academic Press, San Diego, CA. Sabella, A.R., El-Far, M.T. and Eid, N.L. (2016), "The Effects of Organizational and Job Characteristics on Employees' Organizational Commitment in Arts-and-Culture Organizations", International Journal of Organizational Analysis, vol. 24, no. 5, pp. 1002-1024.

Shevelenkova, T.D. and Fesenko, T.P. (2005), "Psychological well-being of the personality", Psychological diagnostics, no. 3, pp. 95-121. Waterman, A.S. (2008), "Reconsidering happiness: a eudaimonist's perspective", The

Journal of Positive Psychology, no. 3. pp. 234-252. Yashchenko, E.F. (2012), "Self-actualization and subjective well-being as socio-psycho-logical issues of vocational education. University students and teachers", Vestnik YUrGU, vol. 31. pp. 56-63.

Информация об авторах

Ирина В. Байер, кандидат психологических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия; 119571, Россия, Москва, пр. Вернадского, д. 82; bayer-iv@ranepa.ru

Анна П. Яркаева, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; anna. yarkaeva@gmail.com

Information about the authors

Irina V. Baуer, Cand. of Sci. (Psychology), associate professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia; bld. 82, Vernadskii Avenue, Moscow, Russia, 119571; bayer-iv@ ranepa.ru

Anna P. Yarkaeva, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; anna.yarkaeva@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.