УДК 81'23
DOI: 10.30982/2077-5911-2019-39-1-138-149
ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА ОЦЕНОЧНОЙ СТРАТЕГИИ АССОЦИИРОВАНИЯ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
Чернышова Елена Борисовна
доцент кафедры начального и среднего профессионального образования технолого-педагогического факультета
Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» Россия, 397160, Борисоглебск, ул. Народная, 43 elena-chemishova@yandex. ги
Статья посвящена такой актуальной проблеме онтопсихолингвистики, как влияние фактора «возраст» на протекание ассоциативных процессов. Целью работы является выявление и описание возрастной специфики оценочной стратегии ассоциирования. Выводы сделаны на материале свободного ассоциативного эксперимента с продолжающимися реакциями испытуемых, проведенного автором в 2016 году с носителями русского языка 7-25 лет. Данный тип эксперимента показал, что оценочная стратегия чаще всего реализуется в реакциях второго и третьего рангов ассоциативного ряда. Возрастная специфика оценочного ассоциирования наиболее ярко проявляется в ассоциативных полях слов-стимулов сила, деньги, радость, мир. Оценочные реакции преобладают в ассоциативных полях ядерных единиц у молодежи 18-25 лет. Реже к стратегии оценивания прибегают школьники 15-17 лет. Таким образом, свободный ассоциативный эксперимент с продолжающимися реакциями испытуемых дает возможность получать ассоциативные ряды, позволяющие выявить возрастные особенности механизма ассоциирования.
Ключевые слова: языковое сознание, ядерные единицы русского языкового сознания, возраст, свободный ассоциативный эксперимент, оценочные реакции, оценочная стратегия ассоциирования
Универсальной стратегией ассоциирования для представителей любой лингвокультурной общности является оценка. Исследования ассоциативно-вербальной сети (АВС) [Harrold, Burke, Peters 1987; Nelson 2000, 2004; Караулов 1999; Уфимцева 2004; Кленова 2007; Грицко 2017 и др.] позволили выявить такой параметр элементов АВС, как оценочность.
Возрастной фактор вместе с другими социокультурными факторами обусловливает выбор испытуемыми той или иной ассоциативной стратегии реагирования [Береснева 1995; Бутакова 2010, 2015; Бутакова, Гуц 2016; Габдуллина 2013; Гарбар 2010, 2014; Гольдин 2005; Гольдин, Сдобнова 2012, 2016; Горошко 2001; Залевская 2001; Овчинникова 2006; Павлова 2013; Старостина 2015, 2016 и др.].
Исследователи АВС выделяют различные стратегии коммуникативного поведения испытуемых в процессе ассоциативного эксперимента, акцентируя
внимание на универсальности оценочных реакций [Караулов 1999; Залевская 2001; Уфимцева 2004; Кленова 2007; Железовская 2015; Сдобнова 2015; Грицко 2017 и
др.].
Целью исследования является анализ возрастной специфики оценочной стратегии ассоциирования. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
-составить список слов-стимулов для свободного ассоциативного эксперимента с продолжающимися реакциями испытуемых (САЭ), осуществить эксперимент с носителями русского языка четырех возрастных групп;
-установить критерии, по которым определяется тип связи между стимулом и реакцией как оценочный;
-выполнить квантитативный анализ анкет, полученных от респондентов, с целью выявления оценочных реакций в ассоциативном поле (АП) каждого слова-стимула;
-обобщить результаты и сделать выводы о возрастной специфике оценочной ассоциативной стратегии.
Методы и материалы исследования. В исследовании возрастной специфики оценочной стратегии ассоциирования применялся свободный ассоциативный эксперимент с продолжающимися реакциями испытуемых. Его процедура заключалась в следующем: испытуемым предъявлялась анкета со словами-стимулами и предлагалось написать к каждому слову по пять ассоциаций. Список стимулов включал 24 слова, являющихся ядерными единицами языкового сознания (ЯС) носителей русского языка [Уфимцева 2017], среди которых были исследуемые нами слова деньги, дом, друг, жизнь, мир, работа, радость, сила, человек, я.
Выборка. В эксперименте приняло участие 800 человек (школьники и обучающиеся в заведениях среднего профессионального образования, а также студенты высших учебных заведений г. Борисоглебска Воронежской области). Каждая из четырех возрастных групп в одинаковом количестве (по 100 человек) включала испытуемых женского и мужского пола. В итоге было получено 40000 ассоциаций.
Процедура. В процессе обработки полученного материала учитывалось количество анкет с оценочными реакциями, а также количество анкет с отказами испытуемых.
Основным критерием для выявления оценочных связей стало установление ценностного отношения испытуемого к объекту оценки, названному словом-стимулом.
Учет оценочных реакций в АП слов-стимулов позволяет описать квантитативные характеристики оценочной стратегии испытуемых разных возрастных групп.
Ниже представлен количественный анализ анкет испытуемых по каждому слову-стимулу.
При реагировании на слово радость младшие школьники 7-10 лет применяют оценочную стратегию чаще, чем испытуемые других возрастных групп. Реже всех прибегают к оценочной стратегии при реагировании на данное слово учащиеся средних классов (11-14 лет) (см. рисунок 1).
Рис. 1. Число анкет с оценочными реакциями на слово радость
Учащиеся 7-10 лет реже ассоциируют слово человек с оценкой, чем испытуемые других возрастов. Чаще всех на стимул человек реагируют оценочными ассоциациями школьники 11-14 лет и молодежь 18-25 лет (см. рисунок 2).
1И-25 лет лет 11-14 лет лег
а ю 40 и во 1оо 12п но
Рис. 2. Число анкет с оценочными реакциями на слово человек
Наибольшее число анкет с оценочными ассоциациями на слово-стимул работа было получено от респондентов 18-25 лет и примерно равное количество от школьников двух возрастных групп (7-10 лет и 15-17 лет), меньше всего от испытуемых 11-14 лет (см. рисунок 3).
Рис. 3. Число анкет с оценочными реакциями на слово работа
Больше всего оценочных реакций на слово жизнь получено от испытуемых 18-25 лет, немногим меньше от школьников 7-10 лет и меньше всего от учащихся средних классов (11-14 лет) (см. рисунок 4).
Щ-25 лет I 15-17 лет 11-14 лет
лет ^И^^^^Д^^^^Д^^^^Д^^^^Д^^^^Д^^^^Д^^^
и и м за «о зй ьи то ю за Рис. 4. Число анкет с оценочными реакциями на слово жизнь
Ассоциативная стратегия оценки ядерной единицы дом чаще регистрируется в анкетах, полученных от испытуемых 18-25 лет, немного реже в анкетах младших школьников (7-10 лет). Учащиеся средних и старших классов оценочную стратегию используют еще реже (см. рисунок 5).
лет ■
лет ^^т Ж
лет ^^т |
а Ю2озо*05оятоео
Рис. 5. Число анкет с оценочными реакциями на слово дом
Особенно часто к оценочной стратегии реагирования на слово-стимул деньги прибегает молодежь 18-25 лет. Школьники 7-17 лет примерно одинаково в количественном аспекте ассоциируют данный стимул с оценочными языковыми единицами (см. рисунок 6).
Рис. 6. Число анкет с оценочными реакциями на слово деньги
Возрастная специфика стратегии оценки в анкетах слова-стимула друг проявляется неярко. Наиболее заметнаданная стратегия в анкетах школьников 1517 лет. В остальных группах испытуемых значения данного параметра примерно одинаковые (см. рисунок 7).
Рис. 7. Число анкет с оценочными реакциями на слово друг
Наибольшее количество оценочных реакций на слово-стимул сила получено от учащихся 7-10 лет, наименьшее - от молодежи 18-25 лет. Школьники средних и старших классов применяют стратегию оценки на данное слово примерно в равной мере (см. рисунок 8).
Рис. 8. Число анкет с оценочными реакциями на слово сила
При анализе анкет со словом я установлено, что возрастная специфика стратегии оценки при реагировании на данное слово проявляется слабо, т.к. было получено практически одинаковое количество оценочных ассоциатов в анкетах испытуемых трех возрастных групп, кроме учащихся 11-14 лет (см. рисунок 9).
Рис. 9. Число анкет с оценочными реакциями на слово я
Больше всего анкет с оценочными реакциями на слово-стимул мир было получено от школьников 7-10 лет, меньше всего - от школьников 11-14 лет.
Молодежь 15-25 лет использует стратегию оценки примерно в равных долях (см. рисунок 10).
1 а- лет ^■ ^■ ^■ ■
13-1Г лет | 11-1Л лет
о ю я) м « :» в то
Рис. 10. Число анкет с оценочными реакциями на слово мир
Квантитативный анализ анкет со словами-стимулами, являющимися ядерными единицами русского языкового сознания, показал разную степень выраженности возрастной специфики оценочной стратегии.
Представим список возрастных групп испытуемых, убывающий по количеству анкет с оценочными реакциями:
- 18-25 лет;
- 7-10 лет;
- 11-14 лет;
- 15-17 лет.
Как видим, на первых двух позициях находятся самая младшая и самая старшая возрастные группы.
Применение САЭ с продолжающимися ассоциациями испытуемых показало, что оценочные реакции в основном имеют второй и третий ранг в ассоциативном ряду (например: друг - лучший 45; верный 41; хороший 30).
Наиболее ярко возрастная специфика ассоциативной стратегии оценки проявляется в реагировании испытуемых на ядерные единицы сила, радость, мир, деньги. Заметна возрастная специфика стратегии оценки в АП слов дом, жизнь, человек, я. Слабо выражена в АП стимулов работа, друг.
Таким образом, анализ возрастной специфики оценочной стратегии ассоциирования позволяет исследовать особенности аксиологического отношения носителей языка разного возраста к реалиям окружающей действительности.
Литература
Береснева Н.И. Ассоциации детей от шести до десяти лет: (Ассоциативное значение слова в онтогенезе) / Н.И. Береснева, Л.А. Дубровская, И.Г. Овчинникова. Пермь: Перм. ун-т, 1995. 254 с.
Бутакова Л.О. Ассоциативное портретирование ценностных составляющих языкового сознания школьников (на материале слов друг, дружба) // Язык в пространстве речевых культур. М.: Саратов: Амирит, 2015. С. 201-211.
Бутакова Л.О. Ценностные концепты в структуре языкового сознания школьников // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2010. № 8. С. 3-16.
Бутакова Л.О., Гуц Е.Н. Возрастные особенности ассоциативной семантики // Значение как феномен актуального языкового сознания носителей языка. Тезисы второй Всероссийской научной конференции. Воронеж: Истоки, 2016. С. 17-19.
Габдуллина В.Р. Возрастная динамика развития значения слова и пути её формализации: дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2013. 181 с.
Гарбар И.Л. Специфика языкового сознания носителей русского языка разных поколений: на материале ядра языкового сознания: дисс. ... канд. филол. наук. М., 2010. 278 с.
Гарбар И.Л.Языковое сознание русских: отцы и дети. Мурманск: Мурманский гос. гуманитарный ун-т, 2014. 241 с.
Гольдин В.Е. К типологии возрастной динамики ассоциативных полей // Язык. Сознание. Культура. М.; Калуга: Изд-во «Эйдос», 2005. С. 165-173.
Гольдин В.Е., Сдобнова А.П. К проблеме коммуникативного анализа ассоциативных данных // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. 2012. Т. 12. Сер. Филология. Журналистика. Вып. 3. С. 3-7.
Гольдин В.Е., Сдобнова А.П. Модель ассоциативного реагирования, сферы референции стимулов и картина мира // Вопросы психолингвистики.
2016. № 2 (28). С. 112-119.
Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М.; Харьков: Ра-Каравелла, 2001. 320 с.
Грицко М.И. К вопросу о семантической разметке ассоциативных баз данных по оценочному признаку (на материале Русской региональной ассоциативной базы данных - СИБАС) // Сибирский филологический журнал.
2017. № 3. С. 269-285.
Железовская Н.Л. Этноязыковая специфика эмоционально-оценочных единиц русских, белорусских и американских ассоциативных полей «человек»// Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2015. № 1 (88).С. 89-95.
Залевская А.А. Текст и его понимание. Тверь: Тверской гос.ун-т, 2001.
Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: Институт русского языка РАН, 1999. 180 с.
Кленова А.В. Оценочные смыслы в ассоциативном словаре (на материале ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2007. 23 с.
Овчинникова И.Г. Структура ментального лексикона: возрастная динамика ассоциативных связей // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2006. № 4. С. 85-92.
Павлова М.С. Возрастная динамика языковой категоризации у детей
177 с.
среднего и старшего школьного возраста: дисс. ... канд. филол. наук. Тверь, 2013. 201 с.
Сдобнова А.П. Лексикон школьника как динамическая система. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2015. 245 с.
Старостина Е.В. Специфика языкового сознания носителей русского языка разного возраста (на примере вербальных ассоциаций на стимул «молодежь») // Язык как система и деятельность - 5. Материалы Международной научной конференции; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. С. 231-233.
Старостина Е.В. Факторы, влияющие на ассоциативное поведение испытуемых // Русская устная речь: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «II-е Баранниковские чтения. Устная речь: русская диалектная и разговорно-просторечная культура общения». Саратов: Амирит, 2016. С. 104-112.
Уфимцева Н.В. Предисловие. Славянский ассоциативный словарь: рус., белорус., болг., укр.. М.: Моск. гос. лингвист.ун-т, 2004. С. 3-9.
Уфимцева Н.В. Ядро языкового сознания. (Нео)психолингвистика (психо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем. И.А. Бубнова, И.В. Зыкова, Н.В. Уфимцева /под ред. В.В. Красных. М.: Гнозис, 2017. С.40-42.
Harrold, R.M., Burke, D., Peters, L.(1987) Word Association Norms for Young and Older Adults // Social and Behavioral Science Documents. Vol. 17(2). [Электронный ресурс]. URL:http://lcs.pomona.edu/cogaging/materials/research/ Word_Association.pdf (дата обращения: 15.03.2018).
Nelson, D.L. (2000) What is free association and what does it measure? // Memory & Cognition. Vol. 28. Florida. P. 887-899.
Nelson, D.L. (2004) The University of South Florida free association, rhyme, and word fragment norms // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. Vol. 30. Tampa. P. 42-52.
AGE PECULIARITIES OF EVALUATION ASSOCIATION STRATEGY WITH NATIVE SPEAKERS OF RUSSIAN
The article approaches the actual problem of ontopsycholinguistics via the influence of the age factor on the course of associative processes.
The aim of the work is to identify and describe the age specificity of the evaluation association strategy. The conclusions are based on the material of the free associative experiment with ongoing reactions of respondents, conducted by the author in 2016 with native speakers of Russian aged 7 to 25. This type of experiment showed that the assessment strategy is most often implemented in the reactions of the second and third ranks of the associative series. The age specificity of evaluative association most vividly is manifested in the associative fields of words-stimuli power, money, joy, peace. Evaluative reactions predominate in the associative fields of nuclear units among young people aged 18-25. Schoolchildren of 15-17 years use the evaluation strategy less often. Thus, a free associative experiment with ongoing reactions of respondents makes it possible to obtain associative series, which allow to identify the age-related features of the association mechanism.
Keywords: language consciousness, nuclear units of Russian language consciousness, age, free associative experiment, evaluation reactions, evaluation strategy of association
Beresneva N.I. (1995). Associacii detej ot shesti do desyati let: (Assoc. znachenieslova v ontogeneze) [Associations of Children from Six to Ten Years Old: (Associative meaning of the word in ontogenesis)]. Perm: Perm State University, 1995.2 254 p. Print. (In Russian)
Butakova L.O. (2015). Assotsiativnoye portretirovaniye tsennostnykh sostavlyayushchikh yazykovogo soznaniya shkol'nikov (na materiale slov drug, druzhba) [Associative Portraying of the Value Components of the Language Consciousness of Schoolchildren (based on the words friend, friendship)] // Yazyk v prostranstve rechevykh kul'tur. K 80-letiyu V.Ye. Gol'dina. Otv. Red. O.V. Kryuchkova, L.P. Krysin. [Language in the Space of Speech Cultures. Ed. by O.V Kryuchkova, L.P. Krysin]: 201-211. Moscow: Saratov: Amirit. Print. (In Russian)
Butakova L.O. (2010). Cennostnye koncepty v structure yazykovogo soznaniya shkol'nikov [Value Concepts in the Structure of Language Consciousness
Elena B. Chernishova
Associate Professor Department of Primary and Secondary Professional Education Faculty of Technology and Pedagogy Borisoglebsk branch of Voronezh State University 43, Narodnaya str., Borisoglebsk, Russia, 397160 [email protected]
References
of Schoolchildren] // Psiholingvisticheskie aspekty izucheniya rechevoj deyatel'nosti [Psycholinguistic Aspects of Speech Activity Studies] 8: 3-16. Print. (In Russian)
Butakova L.O., Guc E.N. (2016). Vozrastnye osobennosti associativnoj semantiki [Age features of associative semantics] // Znachenie kak fenomen aktual'nogo yazykovogo soznaniya nositelej yazyka [Value as a phenomenon of actual language consciousness of native speakers]. Tezisy vtoroj Vserossij skojnauchnoj konferencii [Theses of the Second All-Russian Scientific Conference]: 17-19. Voronezh: Istoki. Print. (In Russian)
Gabdullina V.R. (2013). Vozrastnaya dinamika znacheniya slova i puti eyo formalizacii [Age Dynamics in Developing Word Meaning and Ways to Formalize It]: dis. ... kand. filol. Nauk [Ph. D. Dissertation]. Ufa. 181 p. Print. (In Russian)
GarbarI.L. (2010). Specifika yazykovogo soznaniya nositelej russkogo yazyka raznyh pokolenij: na materiale yadra yazykovogo soznaniya: [Specificity of the Language Consciousness of the Native Speakers of Russian of Different Generations: A Case Study of the Language Consciousness Core]: dis. ... kand. filol. Nauk [Ph. D. Dissertation]. Moscow. 278 p. Print. (In Russian)
Garbar I.L. (2014) YAzykovoe soznanie russkih: otcy i deti [Language consciousness of the Russians: Fathers and Sons]. Murmansk: Murmanskijgos. gumanitarnyj un-t. 241 p. Print. (In Russian)
Goldin VE. (2005) K tipologii vozrastnoj dinamiki associativnykh polej // Jazyk. Soznanije. Kultura [To the typology of age dynamics of associative fields // Language. Consciousness. Culture]: 165-173. Moscow; Kaluga: Izdatelstvo «Ejdos». Print. (In Russian)
Goldin V.E., Sdobnova A.P. (2016) Model associativnogoreagirovaniya, sferyreferenciistimulov i kartinamira [Model of associative responding, referential areas of stimuli and the picture of the world] // Voprosy psiholingvistiki [Journal of Psycholinguistics] 2 (28): 112-119. Print. (In Russian)
Goldin V.E., Sdobnova A.P. (2012). K probleme kommunikativnogo analiza associativnyh dannyh [On Communicative Analysis of Associative Data] // IzvestijaSaratovskogouniversiteta. Novajaserija. SerijaFilologija. Zhurnalistika. Vypusk 3. [Bulletin of Saratov University. New Series. Ser. Philology. Journalism] 3 vol. 12: 3-7. Print. (In Russian)
Goroshko E.I. (2001). Integrativnaya model' svobodnogo associativnogo ehksperimenta [An Integrative Model of Free Association Experiment] Moscow: RA - Caravel. 320 p. Print. (In Russian)
Gritsko M.I. (2017). K voprosu o semanticheskoy razmetke assotsiativnykh baz dannykh po otsenochnomu priznaku (na materiale Russkoy regional'noy assotsiativnoy bazy dannykh - SIBAS) [On semantic tagging of associative databases in the evaluative aspect (on the material of the Russian regional associative database -SIBAS)]. The Siberian Journal of Philology 3: 269-285. Print. (In Russian)
Karaulov Yu.N. (1999). Aktivnaya grammatika i assotsiativno-verbal'naya set' [Active Grammar and Associative-verbal Network]. Moscow: Institut russkogo yazyka RAN. 180 p. Print. (In Russian)
Klenova A.V. (2007). Otsenochnye smysly v assotsiativnom slovare (na materiale assotsiativnogo slovarya shkol'nikov Saratova i Saratovskoi oblasti) [Evaluation Meanings in the Associative Thesaurus (A Case Study of Associative Vocabulary of Schoolchildren of Saratov and the Saratov Region)]: avtoref. diss. kand.filol.nauk [PhD Dissertation ] 23 p. Print. (In Russian)
Ovchinnikova I.G. (2006). Struktura mental'nogo leksikona: vozrastnaya dinamika associativnyh svyazej [The Structure of Mental Lexicon: age dynamics of associative connections]// Psiholingvisticheskie aspekty izucheniya rechevoj deyatel'nosti [Psycholinguistic Aspects of Speech Activity Studies] 4: 85-92. Print. (In Russian)
Pavlova M.S. (2013). Vozrastnaya dinamika yazykovoj kategorizacii u detej srednego i starshego shkol'nogo vozrasta [Age Dynamics of Language Categorization with Children of Middle and High School Age]: diss. ... kand. filol. Nauk [PhD Dissertation]. Tver'. 201 p. Print. (In Russian)
Sdobnova A.P. (2015). Leksikon shkol'nika kak dinamicheskaya sistema [Schoolchildren Lexicon as a Dynamic System]. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta. 248 p. Print. (In Russian)
Starostina E.V (2016). Faktory, vliyayushchie na associativnoe povedenie ispytuemyh [Factors affecting the associative behavior of respondents]// Russkaya ustnayarech': materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «II-e Barannikovskie chteniya. Ustnaya rech': russkaya dialektnaya i razgovornoprostorechnaya kul'tura obshcheniya» [Russian oral speech: materials of the All-Russian scientific conference with international participation «II Barannikov Readings. Oral speech: Russian Dialect and Spoken Culture of Communication»]: 104-112. Saratov: Amirit. Print. (In Russian)
Starostina E.V. (2015). Specifika yazykovogo soznaniya nositelej russkogo yazyka raznogo vozrasta (na primere verbal'nyh associacij na stimul «molodezh'») [Specificity of the language consciousness of Russian native speakers of different ages (A case study of verbal associations for the stimulus «youth»)] // YAzyk kak sistema i deyatel'nost' - 5. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii; YUzhnyj federal'nyj universitet. [Language as a System and Activity - 5. Proccedings of the International Scientific Conference; South Federal University]: 231-233. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo YUzhnogo federal'nogo universiteta. Print. (In Russian)
Ufimtseva N.V. (2004). Predislovie. Slavyanskii assotsiativnyi slovar': rus., belorus., bolg., ukr. [Preface. Slavic Associative Dictionary: Russian, Belorussian, Bulgarian, Ukrainian] 3-9. Moscow: Mosc. state linguist. Univ. Print. (In Russian)
Ufimtseva N.V. (2017). Yadro yazykovogo soznaniya [The core of linguistic consciousness]. (Neo)psikholingvistika (psikho)lingvokul'turologiya: novyenauki o cheloveke govoryashchem [(Neo)psycholinguistics (psycho) linguoculturology: New Sciences about Man Speaking. Ed. by V. V. Krasnykh]: 40-42. Moscow: Gnozis. Print. (In Russian)
ZalevskayaA.A. (2001). Tekst i ego ponimanie [Text and Its Understanding]. Tver, 2001. 177 p. Print. (In Russian)
Zhelezovskaya N.L. (2015). Etnoyazykovaya spetsifika emotsional'no-otsenochnykh edinits russkikh, belorusskikh i amerikanskikh assotsiativnykh polei «chelovek» [Ethno-linguistic specificity of emotional-evaluative units of Russian, Belarusian and American associative fields «human»]. Izvestiya Gomel'skogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. Skoriny [Bulletin of Skoriny Gomel State University] 1 (88): 89-95. Print. (In Russian)
Harrold, R.M., Burke, D., Peters, L. (1987). Word Association Norms for Young and Older Adults // Social and Behavioral Science Documents, 1987. Vol. 17(2). Web. URL: http://lcs.pomona.edu/cogaging/materials /research/Word_Association.pdf (retrieval date: 15.03.2018).
Nelson, D. L. (2000). What is free association and what does it measure? Memory & Cognition. Vol. 28. Florida. Print.
Nelson, D.L. (2004). The University of South Florida free association, rhyme, and word fragment norms. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. Vol. 30. Tampa. Print.