Научная статья на тему 'Возрастная компетентность младшего школьника в структуре личностной готовности к обучению'

Возрастная компетентность младшего школьника в структуре личностной готовности к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ВОЗРАСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ / ПЕРЕЖИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ / НОВООБРАЗОВАНИЯ ВОЗРАСТА / COMPETENCE / AGE-RELATED COMPETENCE / DEVELOPMENT TASKS / ACHIEVEMENTS EXPERIENCE / AGE NEW FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Галина Васильевна

Рассматриваются содержание понятия «возрастная компетентность» в контексте возрастной и педагогической психологии, особенности формирования компетентности в младшем школьном возрасте. Представлены методы и результаты исследования особенностей рефлексии учебных умений и переживания учебных достижений как составляющих возрастной компетентности у учащихся 24-го классов начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age-related competence of primary schoolchild in the structure of a personal readiness for studying

The content of the conception "age-related competence" in the context of age-relative and pedagogical psychology is given with the peculiarities of the competence formation in the senior school age. The methods and the results of peculiar research of the reflections of educational skills and educational achievements experience are presented as a part of an age-related competence of 2-4 primary school classes.

Текст научной работы на тему «Возрастная компетентность младшего школьника в структуре личностной готовности к обучению»

них не было возможности наблюдать реализацию ролей отца и мужа.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить, что образ семьи является для детей-сирот более значимым объектом в картине их внутреннего мира, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях, что проявляется в доминировании семьи как мотивационного объекта, чувствительности к сложившейся в настоящее время социальной ситуации. Субъективное принятие статуса сироты ребенком приводит к идеализации образа кровной семьи или, напротив, к его обесцениванию. Образ семьи у девочек-сирот обладает большими мотивационными ресурсами, связанными с позитивным эмоциональным отношением к будущим семейным ролям и пониманием важности активной жизненной позиции для изменения сложившейся ситуации.

литература

1. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / B.C. Мухина // Вопр. психологии. 1989. № 1. С. 32 - 39.

2. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. М.: Смысл, 2004. 608 с.

3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья /

В.Н. Ослон. М.: Генезис, 2006. 368 с.

4. Прихожан А.М. Психология сиротства. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых. М.: Питер, 2007. 416 с.

5. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: дис. ... д-ра психол. наук / Г.В. Семья. М., 2004. 350 с.

The family image in the structure of children conception, left without the parents’ charge

The peculiarities of the family image by children, left without prents’ charge are researched as a component of the inner world, mediated children relations towards the situation of the family means. The role of the family image was analyzed in the conception structure of the orphans, the substantial and emotional characteristics and motivational resources are revealed.

Key words: child’s inner attitude, substitute family, compensation, the family image, orphanhood.

Г.В. МАКСИМОВА (Волгоград)

возрастная компетентность младшего школьника в структуре личностной готовности к обучению

Рассматриваются содержание понятия «возрастная компетентность» в контексте возрастной и педагогической психологии, особенности формирования компетентности в младшем школьном возрасте. Представлены методы и результаты исследования особенностей рефлексии учебных умений и переживания учебных достижений как составляющих возрастной компетентности у учащихся 2 - 4-го классов начальной школы.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, возрастная компетентность, задачи развития, переживание достижений, новообразования возраста.

На современном этапе развития общества в связи с изменением приоритетов в образовании при обсуждении условий проектирования воспитания и обучения педагогическое сообщество достаточно часто обращается к понятию «компетентность», содержание которой «... включает не только когнитивную и операционально-технологичскую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» [7: 14]. В настоящее время проблема компетентности широко изучается в различных сферах жизнедеятельности человека. Достаточно подробно выделены и проанализированы такие виды компетентности, как профессиональная (АА Деркач, Н.В. Кузьмина, АК. Маркова, Н.С. Пряжников и др.), социальная (Н.В. Калинина, В.Н. Куницына, Д. Равен и др.), коммуникативная (Е.М. Алифанова, Ю.М. Жуков, Л.А Петровская, П.В. Растянников и др.), интеллектуальная (К.А. Абульханова-Славская, У. Мишел, Е.Ю. Савин и др.), рефлексивная (О.С. Анисимов, ОА Полищук, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.), образовательная (И.А Зимняя, В.А. Кальней, А.В. Хуторской, С.Е. ТТТишов и др.) и т.д. В целом авторы отмечают многокомпонентный состав компетентности, однако, неопределенными остаются вопросы содержания и структуры возрастной компетентности, механизмов и условий ее формирования.

© Максимова Г.В., 2009

Теоретический анализ литературы показывает, что компетентность не является врожденным качеством индивида, а формируется и развивается в условиях конкретного вида деятельности как умение эффективно решать задачи возрастного развития на основе приобретенного опыта и знаний. Необходимо выявить начальные этапы ее развития, определить возрастные границы и сензитивные периоды её становления как интегративного личностного образования. К нерешенным относится проблема возрастной динамики и специфики формирования и проявления компетентности в процессе развития. Актуализируется проблема в переходные этапы становления личности ребенка, что связано с освоением новых видов деятельности и включением в новые социальные общности. Объективные изменения, происходящие в эти периоды, рассматриваются психологами (В.В. Давыдов, К.Н. Поливанов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.) как кризисы детства, создают возрастные предпосылки для появления качественных новообразований актуальных и будущих этапов развития.

каждый возраст предполагает наличие условий, определяющих специфику формирования компетентностей, направленных, прежде всего, на решение задач возрастного развития. Особое место в становлении структуры компетентности занимает младший школьный возраст, на роль которого указывал Э. Эриксон. По мнению автора, в этот период задачей развития является формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, противостоящее осознанию собственной неумелости. на этой стадии развивающийся ребенок осознает жизненно важное для него чувство собственной самостоятельности, применяет имеющийся личностный опыт в решении практических задач возраста и завоевывает признание окружающих. Переживание нового учебного опыта сопряжено с растущей потребностью чувствовать себя компетентным - умелым, уверенным в своей способности научиться чему-либо, умеющим достигать успеха [9].

В связи с началом школьного обучения ребенка и его включением в общественно значимую и общественно оцениваемую учебную деятельность окру-

жающие взрослые предъявляют к нему определенные требования, ставят перед необходимостью освоения новых норм, правил поведения, что, в свою очередь, влечет за собой обобщение субъективного личного опыта. Успешное овладение учебной деятельностью помогает ребенку осознать собственные возможности, представления о самом себе, ориентироваться в собственных переживаниях, соотносить и анализировать события внутреннего и внешнего мира, определять границы собственного знания и незнания. учебная деятельность направлена на самого ребенка (в.в. Давыдов, Д.Б. Эльконин), на формирование у него новой субъектной позиции, что существенно определяет становление чувства компетентности младшего школьника как одного из новообразований возраста. в младшем школьном возрасте на качественно новом уровне реализуется личностный потенциал ребенка как активного субъекта, познающего окружающую действительность и самого себя в изменяющихся условиях жизнедеятельности, осуществляется процесс критического осмысления собственных возможностей и способностей, происходит дифференциация знаний о себе, формируются рефлексивные механизмы личности, представления о себе как о компетентном, способном самостоятельно решать возникающие проблемы.

Предпосылки формирования компетентности как личностного новообразования закладываются еще в дошкольном детстве, непосредственное ее становление осуществляется в процессе овладения ребенком учебной деятельностью, успешность которой в большой степени зависит от сформированности личностной готовности к обучению в начале школьного периода. в психологической практике личностная готовность преимущественно рассматривается с точки зрения изучения мотивационной сферы ребенка, принятия им новой социальной позиции [3]. Осознание динамики собственных возможностей ребенком, принятие им себя и своей уникальности в процессе овладения учебной деятельностью составляет актуальное направление исследований в кон-

тексте личностной готовности к обучению. Таким образом, в качестве одного из компонентов личностной готовности к обучению может выступать возрастная компетентность младшего школьника.

в процессе формирования готовности ребенка к новым, изменяющимся условиям происходит мобилизация как внешних, так и внутренних личностных ресурсов, направленная на эффективное решение возникающих проблем, развитие активности ученика, в которой отражается субъектная позиция младшего школьника по отношению к окружающей действительности и самому себе. Немаловажное значение имеет планирование собственных действий с перспективой на будущее, определяющее реализацию жизненной стратегии «опережения» реального времени [1]. По мнению автора, «социальное время» предъявляет к человеку свои требования и обозначает четкие границы, в которые необходимо уложиться, чтобы социально не отстать, «успеть». Если в младшем школьном возрасте реализуется стратегия «опережения», связанная с превращением наличного времени в условие собственного развития, то это определяет формирование личной компетентности, которая позволяет ребенку адекватно решать задачи своего возрастного развития (Там же).

Проблема компетентности в любом возрасте рассматривается в различных контекстах: в собственно деятельностном, связанном с успешностью или не-успешностью в той или иной деятельности в возрастном, связанном с уровнем развития самосознания и более тонкой ориентировкой в сложном внутреннем мире; в личностном, связанном с проблемой отношения человека к себе. На начальном этапе школьного обучения у ребенка появляется способность воспринимать и переживать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи.

Формирование возрастной компетентности представляет собой достаточно сложный, многоуровневый, многоэтапный процесс, определяющийся как задачами возрастного развития, так и собственно индивидуально-личностными особенностями ребенка; он не ограничи-

вается возрастными периодами (формирование тех или иных компетентностей может быть достаточно продолжительным). На наш взгляд, процесс становления компетентности предполагает несколько этапов, которые условно можно представить следующим образом:

1) фиксирование того или иного умения вне своего опыта (идеальная форма представления);

2) формирование отношения к идеальной форме и обнаружение в своем опыте (реальная форма) соответствующих ограничений;

3) начальный этап формирования компетентности, связанный с первым опытом ее накопления;

4) интеграция приобретенных компетентностей с прошлым опытом;

5) непосредственное развитие компетентности в опыте апробации;

6) реализация компетентностей в конкретной ситуации, расширение их круга.

Активизация и развитие чувства компетентности младшего школьника способствуют формированию нового уровня отношения к учебной деятельности. Содержание этого отношения связано с переживанием субъектной позиции младшего школьника в учебной деятельности, с его пониманием различных систем отношений (к деятельности, к себе и к другим людям), что проявляется в осознании собственных ограничений и возможностей, в способности прогнозировать успешность решения задач развития.

в настоящем исследовании представлены результаты изучения особенностей рефлексии младшими школьниками своих умений как составляющей возрастной компетентности. исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 7 г. Михайловки Волгоградской области с учащимися 2 - 4-х классов (75 человек). Содержание разработанной и апробированной диагностической методики «карта моих умений» ориентировало учащихся на такие сферы деятельности, как учение (собственно на уроке) и общение (во дворе со сверстниками и дома с близкими). Учащимся предлагалось заполнить индивидуальный лист ответов и оценить как собственные умения, так и те, которыми владеют другие учащиеся; умения, которыми они хотят

овладеть, и умения, которые они могут передать другим.

При анализе ответов второклассников можно выделить следующие особенности осознания ими учебных умений. Учащиеся в равной мере выделяют свои умения, которые относятся как к раннему (дошкольному) этапу их жизни (умения раскрашивать, лепить, вырезать) - 31%, так и к современному, связанному с основными учебными умениями (читать, писать, считать) - 28%. 48% второклассников на первое место ставят учебные умения, которыми, в отличие от них, владеют другие школьники и которыми бы им хотелось овладеть, что предполагает достаточно высокий уровень значимости учебных умений. Интересным является тот факт, что среди умений, необходимых на уроке, которые учащиеся могли бы передать другим, 34% выделяют собственно учебные умения, но большая часть выборки (43%) пока еще выделяют умения, характеризующие их дошкольную компетентность (бегать, прыгать, строить), что может свидетельствовать о еще недостаточном обобщении их учебного опыта, неготовности передать его другим. Выявлено, что второклассники уже придают большое значение учебным умениям, в то же время на уровне обсуждения со взрослыми пока еще чаще остаются умения дошкольной жизни, что свидетельствует о начальном этапе формирования компетентности как новообразования возраста.

конкретные учебные умения - читать, писать, считать - третьеклассники, в отличие от второклассников, уже не рассматривают в ряду ведущих (ф эмп.=1,77, уровень значимости р=0,03 при р<0,05). Они ориентированы на качество учебных умений (грамотно писать, правильно решать, выразительно читать) - 42% (различия значимые: ф эмп.=2,96 при р<0,01). Выделяя умения сверстников и умения, которыми бы они хотели овладеть и которые могли передать другим, 32% третьеклассников отдают предпочтение умениям, ориентированным на будущие виды деятельности, связанные с общением и общественно полезным делом (дружно играть, хорошо убираться и т.д.).

Учащиеся четвертых классов в большей степени ориентированы на каче-

ство учебных умений (58%). Появляется ориентация на сравнение себя с другими («могу лучше всех»; «быстрее, чем Катя» и т.д.) - 12%, что свидетельствует о переходе на новый уровень осознания собственных возможностей, связанный с контекстом межличностного взаимодействия. Обращает на себя внимание тот факт, что оценка собственных умений четвероклассниками носит более дифференцированный характер, большое значение уделяется уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий, в этот период, по мнению Е.Л. Подшиваловой, Г.А. Цукерман, «начинается индивидуализация учебной деятельности и становление ее важнейшего новообразования - умения учиться самостоятельно» [5: 57]. Для учащихся 3 - 4-х классов в большей степени характерны переживание нового отношения к себе как к субъекту учебной деятельности и адекватное осознание собственных возможностей в процессе овладения учебной компетентностью.

Таким образом, на протяжении обучения в начальной школе существенно изменяется содержание возрастной компетентности. На начальных этапах школьного обучения учащимся свойственны обращение к прошлому опыту, ориентация на умения, сформированные в дошкольные периоды детства. На завершающих этапах обучения в начальной школе (3 - 4-е классы) наблюдаются существенное обогащение и дифференциация знаний учащихся о своих возможностях и способностях к учебе и значимая ориентировка в сферах деятельности будущего этапа жизни.

литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / КА. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Андрущенко Т.Ю. Кризис развития ребенка семи лет. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова. М.: Академия, 2003. 96 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Изд-во «Просвещение», 1968. 464 с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / Л.С. Выгот-

ский // Проблема возраста М.: Педагогика, 1984. С. 244 - 268.

5. Подшивалова Е.Л. Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонги-тюдное исследование младших школьников) / Е.Л. Подшивалова, Г.А. Цукерман // Психол. наука и образование. 2003. № 2. С. 57 - 66.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

7. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.

8. Цукерман Г.А. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Взгляд со стороны компетентностного подхода / Г.А. Цукерман, И.В. Ермакова // Психол. наука и образование. 2003. № 4.

С. 56 - 69.

9. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб.: Ленато: АСТ: Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.

Age-related competence of primary schoolchild in the structure of a personal readiness for studying

The content of the conception “age-related competence” in the context of age-relative and pedagogical psychology is given with the peculiarities of the competence formation in the senior school age. The methods and the results of peculiar research of the reflections of educational skills and educational achievements experience are presented as a part of an age-related competence of 2-4 primary school classes.

Key words: competence, age-related competence, development tasks, achievements experience, age new formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.