Научная статья на тему 'Возрастная динамика спектральных характеристик ударного объема учащихся младших классов'

Возрастная динамика спектральных характеристик ударного объема учащихся младших классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НЕЙРОВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / УМСТВЕННЫЕ НАГРУЗКИ / NEUROVEGETATIVE REGULATION / BLOOD PRESSURE / MENTAL STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Быков Е. В., Казакова O. A., Мекешкин Е. А.

Отражены возрастные и гендерные особенности активности различных уровней нейровегетативной регуляции инотропной функции учащихся младших классов в условиях влияния повышенных умственных нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Быков Е. В., Казакова O. A., Мекешкин Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age-related changes of the spectral characteristics of the stroke volume of the lower grades

The paper reflected the age and gender-specific activities of different levels of autonomic regulation of inotropic function in lower grades under the influence of elevated mental stress.

Текст научной работы на тему «Возрастная динамика спектральных характеристик ударного объема учащихся младших классов»

УДК 616.12+612.6+796.01

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СПЕКТРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УДАРНОГО ОБЪЕМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Е.В. Быков, O.A. Казакова, Е.А. Мекешкин ЮУрГУ, г. Челябинск

Отражены возрастные и гендерные особенности активности различных уровней нейровегетативной регуляции инотропной функции учащихся младших классов в условиях влияния повышенных умственных нагрузок.

Ключевые слова: нейровегетативная регуляция, артериальное давление, умственные нагрузки.

Актуальность. Высокие требования к уровню современного образования реализуются через интенсификацию учебного процесса, внедрение в педагогическую практику компьютерных средств обучения уже на начальной ступени, использование инновационных программ сопряжено с повышением объема и интенсивности умственных нагрузок. В настоящее время необходимым техническим средством обучения становятся компьютеры [6, 7]. В настоящее время активно обсуждается на уровне Правительства РФ вопрос о внедрении шахматного всеобуча в учебный процесс в младших классах школы. В г. Челябинске программа интеллектуально-игрового всеобуча охватывает более 40 школ и 4000 учащихся младших классов, предусмотрено выделение 10 часов в неделю для проведения таких дополнительных занятий, однако должного научно-методического и психофизиологического обоснования этот проект пока не получил. В этой связи многие авторы отмечают, что сегодня оптимизация процесса обучения требует тщательного учета физиологической цены, которую платит ученик за усвоение и приобретение знаний, формирование умений и навыков [2, 3, 5] и в этом аспекте важное значение придается оценке напряжения регуляторных механизмов деятельности сердечно-сосудистой системы [1, 4, 8]. Наряду с этим, в литературе отсутствуют данные о возрастно-половых особенностях нейровегетативной регуляции инотропной функции сердца у учащихся младших классов с различным уровнем умственных нагрузок.

Цель работы: изучение возрастной динамики спектральных характеристик ударного объема сердца у младших школьников обоего пола с различным уровнем умственных нагрузок.

Исследования проведены на базе МОУ СОШ № 98 и 100 г. Челябинска и в научной лаборатории факультета физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного университета (2008-2010 гг.). Основную группу составили учащиеся 2-4-х классов обоего пола, занимающиеся по программе интеллектуально-игрового всеобуча, груп-

пу контроля - их сверстники: мальчики и девочки (п = 30 в каждой подгруппе).

В табл. 1 представлены результаты спектрального анализа медленноволновой вариабельности ударного объема (УО) учащихся 2-го класса. В исходном положении величина ударного объема во всех подгруппах соответствует возрастно-половой норме.

Величина общей мощности спектра (ОМС) была выше на 20-40 % у мальчиков по сравнению с девочками за счет более выраженной активности гуморально-метаболических факторов и надсег-ментарного уровня регуляции. Мощность колебаний, отражающих влияние сегментарных структур ВНС (нервная регуляция инотропной функции сердца), в подгруппах учащихся 2-х классов не имела существенных различий. Однако, доля этих факторов регуляции ударного объема у девочек была выше (40,4-42,2 % против 33-35,7 % у мальчиков); суммарный вклад сегментарного уровня регуляции У О был выше, чем надсегментарных структур, за исключением подгруппы мальчиков основной группы.

Влияние умственной нагрузки привело к ряду изменений, как самого показателя, так и его мощности (тенденция к снижению), что свидетельствует о напряжении механизмов регуляции инотропной функции, более выраженное в группе контроля: наиболее значимое снижение ОМС было выявлено у мальчиков, а наиболее низкая ее величина сохранялась у девочек (как и в состоянии покоя). Изменения мощности спектра в различных диапазонах несущественны, но разнонаправленны: тенденция к снижению активности надсегментарных и гуморально-метаболических факторов регуляции сочеталась с повышением мощности колебаний, отражающих роль нервных механизмов, связанных с сегментарными структурами (НЧ- и ВЧ-колебания). Имелись и гендерные различия: у девочек мощность ВЧ-колебаний (следовательно, роль парасимпатического отдела ВНС в регуляции У О после умственной нагрузки) больше, чем у мальчиков (р < 0,05). При анализе показате-

Таблица 1

Результаты спектрального анализа медленноволновой вариабельности ударного объема второклассников в состоянии покоя (1) и после проведения пробы с умственной нагрузкой (2) (М ± т)

Девочки Мальчики

основная контрол. Р основная контрол. Р

УО, мл 1 39,42 ± 2,23 45,44 ± 3,84 >0,05 43,55 ±2,17 46,20 ± 1,83 >0,05

2 34,37 ± 1,80 39,13 ± 3,04 >0,05 37,95 ± 1,59 41,17 ± 1,70 >0,05

Р >0,05 >0,05 >0,05 <0,05

ОМС, уел. ед. 1 23,01+2,53 19,26 ± 2,01 >0,05 27,73 ± 3,14 28,15 ±4,10 >0,05

2 20,98 ± 2,53 16,23 ±2,01* >0,05 24,97 ± 2,89 22,32 ± 2,02 >0,05

Р >0,05 >0,05 >0,05 <0,05

УНЧ, уел. ед. 1 1,87 ±0,27* 1,76 ±0,41* >0,05 3,29 ±0,51 3,12 ± 0,40 >0,05

2 1,12 ±0,28* 1,15 ±0,16 >0,05 2,82 ± 0,42 1,89 ±0,24 >0,05

Р >0,05 <0,01 >0,05 <0,05

ОНЧ, уел. ед. 1 7,91 ±0,98* 7,30 ± 0,82 >0,05 11,75 ± 1,37 9,67 ± 1,05 >0,05

2 4,70 ± 0,66** 4,45 ± 0,55* >0,05 9,72 ± 1,09 7,19 ± 0,94 >0,05

Р <0,05 >0,05 >0,05 >0,05

нч, уел. ед. 1 9,71 ± 1,12 7,78 + 0,70 <0,05 9,16 ± 1,28 10,06 ± 2,13 <0,05

2 10,69 ± 1,95 8,28 ± 0,99* >0,05 9,98 ± 1,05 11,77 ±0,87 >0,05

Р >0,05 > 0,05 >0,05 >0,05

вч, уел. ед. 1 3,53 ± 0,42 2,42 ±0,27** <0,05 3,67 ± 0,52 5,31 ±0,69 >0,05

2 4,47 ±0,55* 2,36 ± 0,32* <0,01 2,45 ± 0,43 1,47 ±0,31 >0,05

Р >0,05 >0,05 >0,05 <0,01

Примечание. * - достоверность гендерных различий при р < 0,05, ** - при р < 0,01.

лей относительной мощности спектра были установлены различия, связанные как с «возрастным» фактором обследуемых детей, так и со степенью адаптации к умственным нагрузкам. Проведение данной пробы обусловило снижение у большинства детей значимости как метаболических (доля колебаний в УНЧ-диапазоне спектра), так и нейрогу-моральных (доля ОНЧ-колебаний) факторов, кроме мальчиков основной группы. В группе мальчиков основной группы доля надсегментарных влияний сохранилась более 50 % ОМС, у всех других детей - снизилась до 27-40 %. Соответственно, у них значительно повысилась значимость сегментарных структур нервной системы за счет увеличения роли симпатического отдела (повышение доли НЧ-колебаний) и парасимпатического (ВЧ-колеба-ния), но только у девочек обеих групп.

В 3-м классе ОМС была наибольшей у мальчиков по сравнению с девочками за счет более высокой активности надсегментарного уровня регуляции, о чем свидетельствовали показатели мощности УНЧ- и ОНЧ-колебаний, при этом доля ОНЧ-колебаний составляла 27-42 %. Наиболее высока доля НЧ-колебаний (от 40 до 50 %), что отражает значимость симпато-адреналовых влияний на ино-тропную функцию сердца.

Умственная нагрузка обусловила тенденцию к снижению ОМС за счет уменьшения мощности ОНЧ-колебаний у мальчиков основной и контрольной группы. Во всех подгруппах доля этих флюктуаций снижалась до 27-30 %. Умственная нагрузка

приводила к повышению активности симпатического отдела АВС (относительная мощность колебаний в диапазоне ОНЧ превышала 50 %).

У учащихся 4-х классов У О и его ОМС увеличились по сравнению с второклассниками, что отражает возрастную динамику показателей (табл. 2).

Значения У О находились в пределах возраст-но-половой нормы. В сравнительном аспекте выявлено возрастное повышение мощности ОНЧ-(у девочек обеих групп), НЧ- (в 1,5-2 раза во всех подгруппах) и ВЧ-колебаний (в различных подгруппах степень увеличения различна). Гендерные различия заключаются в наличии у девочек более высокой мощности ОНЧ- (на 30-50 %), НЧ-коле-баний (15-20 %) и ВЧ-колебаний (более чем в 2 раза, р < 0,01) по сравнению с мальчиками. Имелись межгрупповые различия доли колебаний в УНЧ-диапазоне спектра (у девочек 7,5 % в основной и 13,4 % в контрольной; у мальчиков 8,8 и

18.8 %), а доля ОНЧ-колебаний была одинакова. Существенно выше у девочек значимость в регуляции инотропной функции парасимпатического отдела ВНС (доля ВЧ-колебаний) (21,3 % в основной группе и 14,5 % в контрольной, а у мальчиков

9.8 % и 6,6 % соответственно).

Проба с умственной нагрузкой привела к снижению У О с тенденцией к снижению ОМС (кроме мальчиков основной группы) и малозначимыми изменениями спектральных характеристик, в отличие от детей-второклассников. У мальчиков 1-й группы была наиболее низкая величина мощ-

Интегративная физиология

Таблица 2

Результаты спектрального анализа медленноволновой вариабельности ударного объема четвероклассников в состоянии покоя (1) и после проведения пробы с умственной нагрузкой (2) (М ± т)

Девочки Мальчики

основная контрол. Р основная контрол. Р

УО, мл 1 51,95 ± 3,55 58,27 ±4,40 >0,05 48,00 ±2,12 50,25 ± 2,94 >0,05

2 47,58 ± 3,59 44,23 ± 3,76 >0,05 42,08 ± 2,26 43,00 ± 2,97 >0,05

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

ОМС уел. ед. 1 39,36 + 4,19 43,40 ± 4,95 >0,05 28,76 ±3,10 33,30 ±3,71 >0,05

2 34,00 + 4,05 37,42 ± 4,07 >0,05 29,82 ± 3,56 31,17 ±3,38 >0,05

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

УНЧ уел. ед. 1 2,89 ± 0,38 5,83 ± 0,87 <0,01 2,53 ± 0,66 6,26 ± 0,86 <0,01

2 2,86 ± 0,34 3,29 ± 0,40 >0,05 2,23 ± 0,72 3,47 ± 0,91 >0,05

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

ОНЧ уел. ед. 1 12,90 ± 1,79 14,91 ±2,24 >0,05 9,58 ± 1,28 9,25 ± 1,36 >0,05

2 11,18 ± 1,67 12,47 ± 1,67 >0,05 11,53 ± 1,59 7,99 ± 1,57 >0,05

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

НЧ уел. ед. 1 18,78 + 2,81 18,14 ±2,03 >0,05 14,49 ± 1,93 16,25 ± 1,74 >0,05

2 16,49 + 1,63 17,55 ± 1,99 >0,05 12,70 ± 1,47 16,80 ±2,41 <0,05

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

вч уел. ед. 1 4,78 ± 0,62** 4,42 ± 0,55*** >0,05 2,16 ±0,28 1,54 ±0,22 >0,05

2 3,48 ± 0,52 4,10 ±0,67 >0,05 3,36 ± 0,42 2,89 ± 0,64 >0,05

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Примечание. ** - достоверность гендерных различий при р < 0,01, *** - при р < 0,001.

ности НЧ-колебаний. Кроме того, только у них имела место тенденция к возрастанию среднегрупповой величины мощности ОНЧ-колебаний, тогда как в других подгруппах динамика была противоположной. У мальчиков основной группы была наиболее высокой значимость гуморальных факторов и надсегментарного уровня регуляции (доля ОНЧ-колебаний 38,67 ± 1,06 %) - более чем в 1,5 раза больше, чем у сверстников (25,63 ± 1,14 %, р < 0,001). Значимость влияния симпатического отдела ВНС была максимальной у мальчиков контрольной группы (53,9 %). Обращает внимание разнонаправленный характер динамики мощности ВЧ-колебаний: у девочек с тенденцией к снижению; у мальчиков - к увеличению, такого рода изменения были отмечены у девочек 2-х классов. Аналогичным образом изменялась также их относительная мощность.

Заключение. Представленные результаты позволяют судить о гетерохронности развития ней-ровегетативной регуляции насосной функции сердца детей 7-10 лет, обучающихся в младших классах. В нейровегетативной регуляции инотроп-ной функции выявлены как возрастные и гендерные, так и адаптационные перестройки, связанные с систематическим влиянием повышенного уровня умственных нагрузок на организм детей. Возрастные изменения заключаются в увеличении активности сегментарного уровня регуляции (абсолютной мощности НЧ- и ВЧ-колебаний), повышении симпатикотонических влияний в состоянии покоя;

менее выраженном возрастании активности надсегментарного уровня регуляции инотропной функции (мощность ОНЧ-колебаний) в состоянии покоя и более высоком их уровне у девочек при пробе с умственной нагрузкой, а также повышении в целом роли надсегментарных структур при этой пробе (судили по относительной мощности ОНЧ- и НЧ-колебаний). Установлено повышение парасимпатикотонических влияний на вариабельность У О у девочек в более раннем возрасте (во 2-м классе), чем у мальчиков (в 4-м классе).

Возрастание парасимпатикотонических влияний на инотропную функцию миокарда в ответ на умственную нагрузку, как адаптивный вариант ответной реакции, у мальчиков формируется позднее, чем у девочек. Как дезадаптивный характер изменений нейровегетативной регуляции рассматривается выраженная симпатикотоническая регуляция инотропной функции после умственной нагрузки, что наиболее часто встречалось у мальчиков группы контроля.

Работа выполнена при поддержке Гранта

МО РФ Же 4960.

Литература

1. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации): протокол № 4 от 11.04.2000 Комиссии по клинико-диагностическим приборам и аппаратам Комитета по новой медицинской технике М3 РФ /

P.M. Баевский, Г.Г. Иванов, Л.В. Чирейкин и др. // Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение: тез. докл. междунар. симп. - Ижевск: Изд-во У дм. ун-та, 2003. - С. 200-255.

2. Безруких, М.М. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у учащихся начальной школы с разной успешностью обучения /М.М. Безруких, Е.С. Логинова // Физиология человека. -2006. - Т. 32, Ml.-С. 15.

3. Быков, Е.В. Сравнительная оценка функционального состояния кардиореспираторной системы детей с различным уровнем двигательной активности / Е.В. Быков, М.Н. Прокопьева // Материалы VI Российского научного форума «РеаСпо-Мед». - М., 2006. - С. 23-24.

4. Данилова, H.H. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке / H.H. Данилова, С.В. Астафьев //Журн. высш. нервн. деятельности. — 1999. — Т. 49. — Вып. 1. — С. 28.

5. Дубровинская, Н.В. Психофизиология развития: Психофизиологические основы детской валео-логии / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. — М.: Владос, 2000. - 144 с.

6. Криволапчук, И.А. Психофизиологическая цена напряженной информационной нагрузки у детей и подростков в 5—14 лет / И.А. Криволапчук // Физиология человека. — 2008. - Т. 34, М 4. — С. 28-35.

7. Крынок, О.Н. Срочная адаптация миокарда и автономной нервной регуляции сердечного ритма к работе на компьютере у детей 10—11 лет / О.Н. Крынок // Физиология человека. — 2007. -Т. 33, № 5. - С. 74-81.

8. Сабирьянов, А.Р. Структура медленноволновой вариабельности показателей гемодинамики, как интегральная характеристика активности уровней регуляции системы кровообращения у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра мед. наук/А.Р. Сабирьянов. — Курган, 2005. - 41 с.

Поступила в редакцию 10 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.