Научная статья на тему 'Динамика активности уровней нейровегетативной регуляции системы кровообращения при решении шахматных задач в условиях ограниченного времени'

Динамика активности уровней нейровегетативной регуляции системы кровообращения при решении шахматных задач в условиях ограниченного времени Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НЕЙРОВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ / УМСТВЕННАЯ НАГРУЗКА / NEUROVEGETATIVE REGULATION / BLOOD CIRCULATORY SYSTEM / INTELLECTUAL LOADING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Быков Е. В., Рязанцев А. В.

Представлены изменения активности различных уровней нейровегетативной регуляции центрального и периферического звена системы кровообращения при действии умственной нагрузки в условиях ограниченного времени для решения шахматных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Быков Е. В., Рязанцев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Activity of Neurovegetative Regulation Levels of the Blood Circulatory System when Answering to a Chess Problems under Conditions of Limited Time

Changes of activity of various levels neurovegetative are represented by the regulation of the central and peripheral link of the blood circulatory system during action of intellectual loading under the conditions of limited time for making decision.

Текст научной работы на тему «Динамика активности уровней нейровегетативной регуляции системы кровообращения при решении шахматных задач в условиях ограниченного времени»

УДК 612.821

ДИНАМИКА АКТИВНОСТИ УРОВНЕЙ НЕЙРОВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ВРЕМЕНИ

Е.В. Быков, А.В. Рязанцев ЮУрГУ, г. Челябинск

Представлены изменения активности различных уровней нейровегетативной регуляции центрального и периферического звена системы кровообращения при действии умственной нагрузки в условиях ограниченного времени для решения шахматных задач.

Ключевые слова: нейровегетативная регуляция, система кровообращения, умственная нагрузка.

Детский организм быстро реагирует на изменения окружающей среды и социальных факторов. Исследования последних лет свидетельствуют о значительном ухудшении состояния здоровья детей, оцениваемых по таким интегральным параметрам, как индекс здоровья, число острых заболеваний, количество длительно и часто болеющих детей, уровень физического развития [1-3].

Дети и подростки особенно подвержены внешним влияниям в так называемые критические и сенситивные периоды развития. Одним из таких важнейших критических периодов является возраст начала обучения в школе, когда качественные перестройки морфофункционального созревания базовых мозговых процессов приходятся на период резкой смены социальных условий [4]. В возрасте 5-8 лет происходят глубокие изменения, во многом меняющие физиологические возможности растущего организма, и обозначают его как период «первичной социализации», т.е. наступления готовности к школе и начального школьного обучения. Биологическое созревание мозга, и тем самым, обеспечение возможности устойчивой умственной деятельности - механизмов, обеспечивающих активное внимание, необходимых для успешной учебы в школе - связано с увеличением энергопотенциала клеток мозга в данном возрасте [5].

Н.К. Кормилицына [6] выявила, что под влиянием повышенной внешкольной умственной нагрузки, идущей в ущерб физическим занятиям, наблюдается ухудшение работоспособности, напряжение физиологических возможностей ребенка, что ведет к развитию выраженного утомления к концу учебного года. В этом аспекте значительный интерес представляет оценка степени напряжения адаптационных процессов и механизмов вегетативной регуляции деятельности, которые наиболее чутко реагируют на внешние воздействия [7].

Цель работы: определение активности различных уровней регуляции деятельности системы кровообращения детей младшего школьного возраста, занимающихся шахматами, как маркеров

психофизиологического состояния учащихся-шахматистов.

Организация и методы исследования. В исследовании приняло участие 18 учащихся младшего школьного возраста, занимающихся шахматами на протяжении 3-4 лет. Обследование проведено в период зимних каникул (январь) в первой половине дня, до начала занятий в секции (с 10 до 12 часов) (в положении сидя) (проба 1) и после нагрузки (решение 3 шахматных задач повышенной сложности за 10 минут, проба 2).

Проведен спектральный анализ показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС), ударного объема (УО), фракции выброса (ФВ) и амплитуды реоволны сосудов пальца стопы (АРП). В каждом положении регистрировались за 500 ударов сердца (ЭКГ), автоматически регистрировались абсолютные значения параметров и их вариабельность по методу быстрого преобразования Фурье. Вариабельность (флюктуации) рассматривались как мера вегетативной (автономной) регуляции кровообращения. Мощность спектральной плотности (общая мощность спектра - ОМС, мс2) (общая вариабельность) анализировалась как функция частоты, показателем вариабельности служит среднеквадратическое отклонение значений показателей.

Анализ колебательной активности показателей гемодинамики проведен в четырех диапазонах спектра: 1) ультра низкочастотный диапазон (УНЧ) -до 0,025 Гц (отражает активность метаболической регуляции); 2) очень низкочастотный диапазон (ОНЧ) - 0,025-0,075 Гц, отражает активность высших центров вегетативной регуляции; 3) низкочастотный диапазон (НЧ) (0,075-0,15 Гц) - отражают активность симпатического отдела ВНС; 4) высокочастотный диапазон (ВЧ) - 0,15-0,5 Гц -влияние парасимпатического отдела ВНС. При расчете величин мощности использовалась фильтрация спектра 60 %. Это осуществлено для того, чтобы выявить и проанализировать только пиковую активность в спектрах [8].

Результаты исследования представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Спектральные характеристики показателей гемодинамики до проведения пробы (М ± т, %)

ЧСС ОМС УНЧ ОНЧ НЧ ВЧ

ЧСС 88,89 129,71 6,19 22,63 45,11 55,77

3,61 10,56 0,73 1,71 2,16 2,57

% 4,78 17,45 34,78 43,00

УО 46,78 17,68 1,41 3,64 7,50 5,13

2,44 1,34 0,13 0,39 0,58 0,60

% 7,98 20,59 42,40 29,03

ФВ 58,67 8,44 0,83 2,54 3,83 1,24

1,34 0,65 0,10 0,28 0,41 0,15

% 9,80 30,15 45,45 14,68

АРП 19,33 281,52 23,90 91,70 129,07 36,86

2,66 22,35 2,02 3,10 8,05 2,56

% 8,49 32,57 45,85 13,09

В исходном положении (табл. 1) хронотроп-ная функция сердца находилась преимущественно под воздействием сегментарного уровня регуляции: наиболее высока мощность колебаний в диапазоне ВЧ, далее - в диапазоне НЧ, отражающих соответственно влияние парасимпатического и симпатического отделов ВНС на ритм сердца, индекс вагосимпатического взаимодействия был менее 1,0 уел. ед. (НЧ/ВЧ=0,81). Индекс централизации (ОНЧ+НЧ/ВЧ) составил 1,22 уел. ед., что отражает отсутствие напряжения регуляторных механизмов у школьников-шахматистов до нагрузки.

В регуляции сократительной функции (ударный объем, фракция выброса) превалировали также влияния сегментарного (симпатического) отдела вегетативной нервной системы. В то же время, в регуляции ударного объема существенное значение имел и парасимпатический отдел ВНС (29 %), а фракции выброса - надсегментарный уровень регуляции (ОНЧ-колебания составили 30,2 %), что, вероятно, способствует поддержанию этой гомеостатической величины на относительно постоянном уровне в состоянии покоя.

В регуляции периферического кровотока доминировали симпатический отдел ВНС и надсегментарный уровень регуляции, что, на наш взгляд, отражает несовершенство механизмов местной регуляции периферической гемодинамики (низок уровень УНЧ-модуляций, составивший всего 9 %), а также, возможно, это является следствием низкой двигательной активности детей-шахматистов.

Далее рассмотрены спектральные характеристики показателей системы кровообращения после умственной нагрузки (решение шахматных задач в условиях ограниченного времени) (табл. 2).

Нами установлено, что реакция ЧСС на нагрузку у детей была адекватной (тенденция к снижению) с существенным повышением значимости надсегментарного уровня регуляции (с 17,5 % до 38,5 %) и повышением мощности колебаний в ука-

занном диапазоне. В других диапазонах произошло снижение мощности колебаний, что определило и падение ОМС ритма сердца более чем в 1,5 раза. После проведения пробы напряжение адаптационных механизмов характеризовалось резким снижением сегментарного уровня регуляции (суммарно доля НЧ+ВЧ составила 45 %), индекс централизации увеличился в 2 раза (до 2,15 уел. ед.). В 2 раза возросла мощность колебаний в УНЧ-диапазоне и его относительная доля в ОМС составила около 16 % (против 4,8 % в исходном положении). Вероятно, возрастала и роль внутрисердечных факторов регуляции хронотропной функции.

Значимых изменений сократительной функции не происходило, но ОМС У О претерпела серьезные изменения: увеличилась в 3 раза за счет повышения мощности колебаний во всех диапазонах (при сохранении доли каждого из уровней регуляции). В то же время, сохранение фракции выброса и ее ОМС на неизменном уровне определялось повышением доли ОНЧ-колебаний до 40 % за счет уменьшения роли сегментарного уровня регуляции (НЧ- и ВЧ-колебания).

Снижение ОМС АРП отражало существенное повышение ОНЧ- и УНЧ-флюктуаций. Доля этих колебаний составила 42,2 % и 12,3 % соответственно. Следовательно, роль гуморальных и местных метаболических факторов регуляции после пробы возрастала.

Таким образом, влияние умственной нагрузки с ограничением времени на решение поставленных задач приводит не только к изменениям гемодина-мических показателей, но и их спектральных характеристик. Полученные нами результаты значительно расширяют представления о механизмах регуляции различных звеньев системы кровообращения у детей, поскольку до настоящего времени основные изыскания в этой области ограничиваются анализом медленноволновой вариабельности только ритма сердца. Так, изучение особенно-

Интегративная физиология

Таблица 2

Спектральные характеристики показателей гемодинамики после проведения пробы (М ± т, %)

ЧСС ОМС УНЧ ОНЧ НЧ вч

чсс 92,56 76,74 12,21 29,48 14,54 20,50

3,34 23,98 1,34 2,20 1,21 1,90

% 15,91 38,42 18,95 26,72

УО 48,22 54,85 3,30 9,22 24,02 18,31

2,64 2,37 0,46 0,60 1,92 2,13

% 6,02 16,82 43,79 33,38

ФВ 58,11 8,66 1,23 3,39 3,12 0,93

1,29 0,76 0,11 0,04 0,29 0,08

% 9,68 30,76 37,37 22,19

АРП 20,00 155,98 19,12 65,80 61,99 9,07

6,39 83,06 2,04 3,47 3,23 0,10

% 12,26 42,19 39,74 5,81

стей вариабельности сердечного ритма у детей в возрасте от 7 до 12 лет различных групп вегетативной регуляции сердечного ритма позволило

Н.И. Шлык с соавт. [9] определить 4 группы детей, имеющих различные статистически значимые количественно-качественные соотношения механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма, указывающих на различную степень напряжения сегментарных (симпатического, парасимпатического отделов ВНС) и надсегментарных (центральных) механизмов регуляции сердечного ритма.

Д.А. Дмитриев с соавт. [10] в период с начала первого учебного года до окончания второго класса происходит некоторое увеличение парасимпатического тонуса, и снижение симпатического тонуса регуляции.

Т.Г. Кириллова с соавт. [11] выявили при оценке возрастной динамики статистических показателей сердечного ритма у детей 5-7,5 лет волнообразную динамику становления вегетативной регуляции, на возрастном этапе от 7 до 7,5 лет определена синхронная дезактивация симпатического отдела в пользу холинэргический проявлений. При этом В.Н. Безобразова [12] указывает на физиологически важную роль преобладания симпатических влияний ВНС у детей в увеличении силы сокращения сердца, повышении КДО и массы миокарда левого желудочка, в то время как проявления парасимпатикотонии в младшем школьном возрасте могут свидетельствовать о снижении адаптационных возможностей организма детей, сопряжены с более выраженным напряжением механизмов вегетативной регуляции, в связи с чем учащиеся с исходным ваготоническим тонусом ВНС нуждаются в индивидуальном подборе режима двигательной активности и контроле функционального состояния организма [13].

О.В. Кузнецовой [14] при спектральном анализе ритма сердца, артериального давления и дыхания мальчиков и девочек 8-11 лет выявлено

наличие хорошо выраженных волн в трех диапазонах частот (HF, LF, VLF). Анализ индивидуальных вариантов вегетативного обеспечения респираторно-гемодинамической системы здоровых детей 8-11 лет показал большое разнообразие вегетативного ответа на действие тестовых нагрузок, как по направленности изменений показателей, так и по их амплитуде. По данным автора, наиболее чувствительными индикаторами воздействия умственных нагрузок на организм детей 8-11 лет являются спектральные характеристики ритма сердца, объема дыхания и общей мощности спектра исследуемых ритмов. Полученные нами результаты позволяют считать, что принципиально важным является оценка более широкого спектра показателей с оценкой активности регуляторных механизмов центрального и периферического звена сердечно-сосудистой системы (в том числе как хронотропной, так и ино-тропной функции сердца, а также периферического отдела ССС).

Литература

1. Марченко, Т.К. Медико-биологические основы оздоровления часто болеющих детей: автореф. дис. ... д-ра мед. наук/ Т.К. Марченко. — М., 2003. -44 с.

2. Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие школьников г. Москвы к началу XXI века / Ю.А. Ямпольская // Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2004. - № 1-2. - С. 441.

3. Уровень физической подготовленности школьников различного функционального класса физического здоровья / С. В. Хрущев, С.Д. Поляков, И. Т. Корнеева и др. // Материалы VI Всероссийского научного форума «РеаСпоМед200б». - М., 2006. - С. 160-161.

4. Безруких, М. М. Теоретические аспекты изучения физиологического развития ребенка / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер // Физиология разви-

тия ребенка: теоретические и прикладные аспекты. — М.: Образование от А до Я, 2000. — С. 9-13.

5. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития / В.Д. Сонькин, И.А. Корниенко, Р.В. Тамбовцева и др. // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Образование от А до Я, 2000. - С. 31-59.

6. Кормшицына, Н.К Сохранение умственной работоспособности младших школьников / Н.К. Кормилицына // Альманах «Новые исследования». -М.: Вердана, 2004. —№ 1—2. — С. 216.

7. Вейн, А.М. Классификация вегетативных нарушений / А. М. Вейн // Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика. - М.: МИА, 2000. - С. 103-108.

8. Астахов, А.А. Физиологические основы биоимпедансного мониторинга гемодинамики в анестезиологии (с помощью системы «Кентавр»): В 2-х т. /А.А. Астахов. - Челябинск, 1996. — Т.2.— 102 с.

9. Шлык, Н.И. Индивидуальные особенности механизмов регуляции сердечного ритма у человека (по данным вариабельности сердечного ритма) / Н.И. Шлык, Е.Н. Сапожникова // Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работе с населением: тезисы докл. междунар. науч.-

практ. конф. — Ижевск: Издательский дом «Удмуртскийуниверситет», 1999. - С. 270-271.

10. Дмитриев, Д.А. Изучение математических показателей кардиоциклов у детей младшего школьного возраста / Д.А. Дмитриев, И.В. Сорокина, М.Н. Ташкова. // Альманах «Новые исследования». -М.: Вердана, 2004. -№ 1-2. - С. 150.

11. Безобразова, В.Н. Влияние особенностей автономной нервной регуляции на функциональное состояние кровообращение головного мозга детей 7-8 лет / В.Н. Безобразова // Альманах «Новые исследования». - М., 2004. -№ 1-2. - С. 73-74.

12. Кириллова, Т.Г. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у детей 6-8 лет в процессе обучения / Т.Г. Кириллова, Л.Ф. Трохимчук//Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. - 2004. - Т. 90. -№ 8.- С. 408.

13. Лушпа, А.А. Влияние режима двигательной активности на вариабельность сердечного ритма у младших школьников с различным тонусом вегетативной нервной системы / А.А. Лушпа, Л.Г. Лушпа // Альманах «Новые исследования». — М.: Вердана, 2004. -№ 1-2. - С. 254-255.

14. Кузнецова, О.В. Особенности вегетативной регуляции респираторно-гемодинамической системы у детей 8-11 лет / О.В. Кузнецова // Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2004.-Из 1-2.- С. 232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.