В России первыми педагогами, которые начали создавать русскую флейтовую школу в ХУШ-Х1Х веках, стали преподаватели консерватории: Цезарь Чиарди (Питерская консерватория) и Фердинанд Бюхнер (Московская консерватория). Первым русским педагогом класса флейты в 1905 году стал профессор Санкт-Петербургской консерватории Ф.В. Степанов. Его преемником стал российский флейтист, композитор и дирижер В.Н. Цыбин, который был инициатором процесса обновления и создания базиса отечественной методики преподавания. Флейтовое пособие Цыбина «Основы техники игры на флейте» (1940 г.) значительно отличается от большинства трудов, существовавших в середине XX столетия: Ц. Чиарди, В. Поппа,
A. Фюрстенау, Э. Келлера и других. Отличительной чертой его работы было уделение особого внимания флейтового исполнителя не техническим, а художественным задачам. Педагогические работы В.Н. Цыбина имели большое влияние на русскую флейтовую школу и значительно изменили флейтовый репертуар отечественных учебных заведений.
Педагогический опыт В.Н. Цыбина развил его ученик Н.И. Платонов, создавший два учебника, которые являются наглядными пособиями по игре на флейте как для начинающих, так и профессиональных исполнителей. В своей первой работе «Метод изучения игры на флейте» (1931) он, значительно опережая свое время, предлагает обратиться к международным стандартам исполнительской постановки, в первую очередь, к французской исполнительской школе. В «Школе игры на флейте» (1933) автор акцентирует внимание на решении первоначальных проблем: развитии музыкальности и исполнительской техники, а также художественного чувства.
После 50-х годов XX века известными российскими флейтистами, педагогами и исполнителями становятся А.В. Корнеев,
B.И. Зверев, Ю.Н. Должиков. Сохранилось большое количество аудио- и видеозаписей, свидетельствующих о выдающихся исполнительских качествах этих музыкантов, что значительно повлияло на флейтовое исполнительство в конце XX - начале XXI вв. [3].
В настоящее время ведущими флейтовыми исполнительскими школами Европы являются французская и немецкая.
Несмотря на то, что во Франции не было создано фундаментальных трудов по истории флейтового искусства, сочине-
Библиографический список
ния французских композиторов XVШ-XX вв. до сих пор остаются самыми востребованными среди исполнителей во всем мире. Представителями современной французской флейтовой школы являются П.И. Арто, О. Николе - в их трудах представлена история становления и развития флейтового исполнительства от истоков до наших дней, отдельные его периоды, деятельность различных исполнителей, педагогов, композиторов, повлиявших на формирование флейтовой школы в целом [4].
Значительную роль в развитии не только флейтовой школы, но самого инструмента, сыграли немецкие флейтисты. Необходимо отметить, что в период с XVIII по XIX столетия произошли самые значительные изменения в структуре инструмента и педагогической школы. Благодаря деятельности И. Кванца, И.Б. Вендлинга, И.Г. Тромлица, А.Б. Фюрстенау, Т. Бема, флейтовое искусство поднялось не небывалую высоту, был сделан значительный вклад в формирование флейтового репертуара, созданы фундаментальные труды, ставшие наглядным пособием для всех флейтистов-исполнителей, был внесен огромный вклад в усовершенствование флейты, ее системы и технических особенностей [5].
Сложно говорить об общем и различном во французской и немецкой флейтовых школах, каждая по-своему оказала и влияние на флейтовое искусство. Важно отметить, что, несмотря на некоторые различия в исполнительском плане, обе школы стремятся к усовершенствованию флейтовой школы и исполнительства в целом.
Сегодня флейта является самым техничным и подвижным инструментом среди деревянных духовых инструментов. Чтобы показать всю многогранность этого инструмента, композиторы часто пишут произведения для флейты с большим количеством пассажей, мелизмов и прочих мелких элементов. Флейта часто выступает солирующим инструментом в оркестре, исполняя как лирические напевы, так и технически сложные мотивы, требующие от музыкантов высоких исполнительских навыков. Благодаря активному процессу культурной глобализации с каждым годом увеличиваются возможности взаимодействия флейтовых школ и их представителей, которые варьируются от проведения международных конкурсов и совместных выступлений до конференций и мастер-классов, в том числе, всё чаще с помощью информационно-телекоммуникационных сетей.
1. Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Москва: Музыка, 1973.
2. Хвостиков М.В. Фридрих Кулау и его флейтовые сочинения. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Москва, 2012.
3. Абанович А.С. Флейтовая школа Московской Консерватории в XX веке: В. Цыбин, Н. Платонов, А. Корнеев. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Москва, 2013.
4. Захарова В.А. Флейтовая культура Франции (генезис, пути и закономерности развития). Диссертация ... кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2008.
5. Качмарчик В.П. Немецкое флейтовое искусство XVIII-XIXвв. Донецк, 2008.
References
1. Levin S.Ya. Duhovye instrumenty v istorii muzykal'noj kul'tury. Moskva: Muzyka, 1973.
2. Hvostikov M.V. Fridrih Kulau i ego flejtovye sochineniya. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2012.
3. Abanovich A.S. Flejtovaya shkola Moskovskoj Konservatorii v XX veke: V. Cybin, N. Platonov, A. Korneev. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2013.
4. Zaharova V.A. Flejtovaya kul'tura Francii (genezis, puti i zakonomernosti razvitiya). Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2008.
5. Kachmarchik V.P. Nemeckoe flejtovoe iskusstvo XVIII-XIX vv. Doneck, 2008.
Статья поступила в редакцию 25.04.15
УДК 612.019
Vystavkina V.F., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Biology and Physical Culture, Altai State Academy of Education (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Gavryushkina M.Yu., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Biology and Physical Culture, Altai State Academy of Education (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Pyatunina O.I., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Head of Department of Biology and Physical Culture, Altai State Academy of Education (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Shubina O.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Biology and Physical Culture, Altai State Academy of Education (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Foroponova E.V., senior teacher, Department of Biology and Physical Culture, Altai State Academy of Education (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
AGE DYNAMICS OF MORPHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TEENAGERS (11-15 year old) FROM SOUTH-EASTERN PART OF ALTAI REGION. The article presents a complex investigation of the morphological data of 11-15-year-old teenagers who live in the city of Biysk in Altai region. It has been revealed that during the given period of time the length and weight of the body, the
thorax perimeter and other inner body parameters rapidly increase. 14-15-year-old boys-teenagers at their third and fourth stages of puberty have the maximum secondary sexual characters and morphological characteristics: the mass of a body, Kettle index, the thorax perimeter, double-arm size. It is necessary to take into account the puberty stage in the teenagers' physical development at an individual level. This view may present interest for specialists in the field of biology, physical culture and sports, trainers and educators.
Key words: morphological characteristics, length, weight of the body, development of secondary sexual characters, boys-teenagers.
В.Ф. Выставкина, канд. биол. наук, доц. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск, Е-mail: [email protected]
М.Ю. Гаврюшкина, канд. пед. наук, доц. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск, Е-mail: [email protected]
О.И. Пятунина, канд. биол. наук, доц. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск, Е-mail: [email protected]
О.А. Шубина, канд. биол. наук, доц. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск, Е-mail: [email protected]
Е.В. Форопонова, ст. преп. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск, Е-mail: [email protected]
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ 11-15 ЛЕТ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЗОНЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Статья посвящена комплексному исследованию морфологических показателей подростков 11-15 лет, проживающих на территории Алтайского края г. Бийска. Выявлено, что за указанный период происходит усиленный рост тела в длину, интенсивное увеличение массы тела, окружности грудной клетки и других параметров внешнего строения тела. У мальчиков-подростков в возрасте 14 и 15 лет, находящихся на третьей и четвертой стадии полового созревания выявлены максимальные темпы развития вторичных половых признаков и морфологических показателей: массы тела, индекса Кетле, окружности грудной клетки, двуплечевого размера. При индивидуальном подходе в физическом воспитании подростков необходимо учитывать стадию полового созревания. Такой взгляд будет интересен специалистам в области биологии, физической культуры и спорта, тренерам и педагогам.
Ключевые слова: морфологические показатели, длина, масса тела, развитие вторичных половых признаков, мальчики-подростки.
Одним из важных критических периодов постнатального онтогенеза человека считается возраст 11-15 лет. В этом возрасте происходят интенсивные изменения всех морфологических показателей на количественном и качественном уровне [1]. За указанный период происходит усиленный рост тела в длину, интенсивно увеличивается масса тела, окружность грудной клетки и другие параметры внешнего строения тела. Совершенствуются функциональные возможности систем, обеспечивающих жизнедеятельность всего организма. За относительно небольшой промежуток времени все морфологические показатели должны в своем развитии максимально приблизиться к уровню взрослого человека. Естественно, что подобные изменения являются значительной нагрузкой на организм подростка [1; 2]. Однако, рассматривая общие возрастные изменения, связанные с темпами прироста морфологических показателей у подростков, следует обращать особое внимание на их индивидуальное развитие.
Цель: изучение морфологических особенностей организма подростков 11-15 лет г. Бийска Алтайского края.
Задачи:
1. Изучить особенности полового созревания подростков 1115 лет г. Бийска Алтайского края.
2. Выявить морфологические особенности развития подростков 11-15 лет г. Бийска Алтайского края.
Для решения поставленных задач проведено изучение темпов полового созревания и морфологического состояния организма подростков 11-15 лет. Исследование проводилось на базе муниципальной общеобразовательной средней школы № 1 г. Бийска Алтайского края. Общее количество обследованных -643 человека.
Полученный материал проанализирован с учётом паспортного и биологического возраста. При проведении настоящего исследования был выбран комплекс методик, которые являются информативными и адекватны поставленным задачам. Для изучения морфологического состояния и особенностей полового
Возрастные различия стадий поло
созревания организма подростков 11-15 лет были избраны общеизвестные методы антропометрии и физиометрии.
Антропометрические измерения проводились по методикам, предложенным В.В. Бунаком [3], и включали в себя определение следующих параметров: масса тела (кг); длиннотные размеры (см); обхватные размеры (см); поперечные размеры (см); толщина кожно-жировых складок (см).
Для оценки степени биологической зрелости в работе использованы схемы, предложенные В.В. Бунаком [3]. Вторичные половые признаки оценивались пятибалльной шкалой, предложенной J.M. Tanner [4]. Оценка степени развития данных признаков обозначалась в виде половой формулы, включающей в себя следующие показатели:
- лонное оволосение - Р (Pubis);
- подмышечное оволосение - Ах (Axillaris);
- оволосение лица - F (Facies);
- изменение тембра голоса - V (Vox);
- рост щитовидного хряща гортани L (Larynx).
Половая формула записывалась для мальчиков в виде Ах Р FVL. Стадия развития каждого признака обозначалась цифрами.
В результате наших исследований установлено, что у мальчиков-подростков одного паспортного возраста выявляются различия в темпах развития вторичных половых признаков. Так в возрасте 11 лет оказалось, что значительная часть представителей данной группы имели начальную стадию развития вторичных половых признаков, а в 12 лет таких подростков было уже 78,15% (табл. 1). Индивидуальные различия 13-14-летних подростков более выражены, в частности 13-летних сверстников можно встретить представителей первой (6,92%), второй (66,04%), третьей (21,38%) и четвертой (5,66%) стадий половой зрелости, а среди 14-летних второй (25,93%), третьей (40,00%) и четвертой (34,07%) стадии (табл. 2.3). Однако в возрасте 15 лет значительная часть подростков имела четвертую стадию половой зрелости (81,82%).
Таблица 1
й зрелости у подростков 11-15 лет
Возраст, лет n I стадия, % II стадия, % III стадия, % IV стадия, %
11 139 38,13 61,87
12 151 9,27 78,15 12,58
13 159 6,92 66,04 21,38 5,66
14 135 25,93 40,00 34,07
15 88 18,18 81,82
Темпы развития вторичных половых признаков у подростков 11-15 лет протекают неравномерно. Выявлено, что в возрасте 11 лет величина их развития составила 0,96±0,12 балла, а в 12 лет - 2,07±0,16 балла, то есть увеличение произошло на 1,11 балла. К 13-ти годам темпы развития изучаемого показателя возросли на 2,07 балла и составили 3,18±0,22 балла. Однако высокие те м-пы развития вторичных половых признаков выявлены в 14 лет и увеличились на 5,72 балла, а в 15 лет на 4,41 балла, величина их составила 8,90±0,33 и 13,31±0,42 балла соответственно. Таким образом, в возрасте 14-15 лет отмечается максимальное развитие вторичных половых признаков (рис. 1).
¿А
¿Л
¿Л
Лл
& öP
Рис. 3. Динамика массы тела у подростков 11-15 лет
ИндексКетлеопределяет соотнишениемассыидлины теш. Выявлено, что в 11 лет величина индекса Кетле соответ-стеоваиа 251,51±±,Л1 г/св, в 1б лет - 2Л9,16±3,10 г/сз, в 13 лет - 979,010398 г/см, в 14 лев о ЗТЗ,2В л4,50 Дсм, в 15 лв:т -335,49±5,49 г/см. Темпы годового прироста при этом значительно ув87-чива8тсяо8 12до15 лет, Иза пять лит величинаондекса Котте возрссзанз83,ИТ н/см. Г^|рич^м воюолие тенеы прнртста дяною потазттеля оврсктеюны сзлрсепкпм л во—тссе 14-15 лет н-ходящихся на третьей и четвертой стадии полового созревания 2|И8С. Л).
5С
55
5С
45
14
ш 6
1. Динамыка вт^с^^ичн ых ноловых лризнаков у подростков 11-15 л ет
Возрастная динамика длины тела у поиростков11-15 лет ви-гл!тдио сменуасцом образом. У подрмстков 11-12 тоо внныы телт равнялась 145,48±0,49 см и 149,36±0,56 см, соответственно. Од -триобалее ваюокие величины даннелололзотало ллмдчеютсв в нотсмплл Тб лрл - 1РВ.Т8±0,0Т мае (тлпк^тоеЗ пеид-ыо . ол), а Т 4лет- 16Л67±0,ДТ омВ8,8Тсм),в1 п^т -1 69,42±CE,94 см ,5,65 ваД, сомаыыпствагсо. Лалмо лСипзлп, зс ляоь ккзт илива дито лве-л—илась ню 2Р,94см.Розтлртаты оссзедсвания пдкрзали, ото максисиазыбе тсмдн пртррмтв дтилы -вмна модрзстооо ртвпилт с началом интенсивного развития вторичных воловьи пдизнмков. Мданномиллмаеволраср 14 лет молсю рассмртмивитллак педиы од «витяления»лпддросткозДбс.2М.
Возраст, лет
Рис. 2. Динамика длины тела у подростков 11-15 лет
Величина массы тала у подростков 11 лет соответствовала 36,66±0,47 кг, в 12 лет - 38,84±0,55 кг, в 13 лет - 42,77±0,71 кг. Годовой прирост данного показателя у 12-летних составил 2,18 кг, 13-летних - 3,93 кг Однако в возрасте 14-15 лет масса тела увеличилась до 49,91±С,92 кг и 57,03±1,14 кг соотв етственно, при этом годовой прирост равнялся в этом возрасте 7,12 кг. Следовательно, за пять лет величина показателя у подростков воаросла на 20,37 кг. Отеичителснай осоСепндстьюисмененил отсды тала следует считать, то, что максимальные темпы пр ироста данной величины происходит в основном в 14 и 15 лет, совпадающие с периодом интенсивного развития вторичных половыхпризнаков (рис. 3).
Сбс. б, Динаывк, тндсква Кеуле у /од±о/тков11 -1Влет
Юелиниоазфужсостл грздюТ ллтдке у п±дрсстков 10 лет р/ лмяллои ЛД,87 И-4- ±м, 7 19 леды - 70 ,1еуЫ,4Д итт, л 13 лкс и 7Л,ЧНсО,ЛИ см, (14 л-т - 70,65ее,ДИ7м , в1, лек - Л3,39лк,с3 см, лиооветствинно.Сиегоуныотампы пддроота ОГКпоскепдн-вт итнт-сталю, ссоЛеоио в 10-15 лет,тто совеадает по срокам с усдзреуныы развстиедвзоуипкых помдсых поозеакдв (итл. 3). Результаты исследования показали, что за пять лет ОГК увели-±мзао± ив 1В,2Л 0Мч
Возраст, лет
Рис. 5. Динамика окружности грудной клетки у подростков 11-15 лет
Темпы годового прироста величины поперечного диаметра гуиннзрилесуи полромдзоеуыыялнзксееосзрыыл кыуакмдр, Так у / 2зотситдиометк унеснчелсяна 0,69 см, в 13 лет - на 0,49 см, в 14 лет - на 1,29 см, в 15 лет - на 1,64 см соответственно. Следовательно, за пять лет изучаемый показатель увеличился всего на 4,К1 см, созтавмдя в 11лет3Л,73±П,1Лем,в1Кеет -31,Н0Д0,1К см, в13 лет - 22,01 ±0,18 см, в 14 лет - 23,30±0,19 см, в 15 лет -
24,94±0,25 см. Максимальный прирост изучаемого показателя выявлен в 15 лет на четвертой стадии половой зрелости (рис. 6).
¿Я
$ fD [Г
18,5 18 17,5
14,5 14
ZA
V
w
Индекс Пинье характеризует крепость телосложения. Установлено, что в 11 лет величина данного показателя составила 44,85±0,69, в 12 лет - 42,17±0,72, в 13 лет - 41,75±0,85, в 14 лтт- 38,36±1,02, е> 15 лет-32,09±1 .зз. Следтвательнл.в возрзс-те11-13летумальчиков нущеатзе-ных
данмовочоказатевя нн набмюдвечся. При этом телксложение у аод^стков хл^ктертзуетзл нан: (^чо- слабзе.В воз^сте 14-15 л3т, у подростков находящихся на третьей и четвертой стадиях полового созревания, крепость тела значительно увеличивается (рис. 9).
Рис.6. Динамика поперечного диаметра грудной клески у подростков 11-1и лет
Величинапереднезаднего диаметрагрудной клетки в 11 лет соответствовала 15,34±0,10 см, в 12 лет - 15,20т0,±0 сз, е ез лдт - 1С5,1М±Л,1Ч кг^, н 14 лдт - 1И,4Л±в06 с— в15 лет у 18,15±0,20 см. В темпах годового приросла с-нного со казаттмо
таее озеечаетсеноанвиомерн°еть: в во^ч^^с^^е 1 2 лет переди
яекаднийдиамити урдлй ктеткн утечитилияна 0,2Л со, в 1Л лет -на 0,62 см,в Н лет - на 1,25 см,в15лет - аа 0,72 см соответственно.За из^дооосн птовзаттлп
увееичимс^я усе го ми аД1 им, д моирими-оный п ниуосе трлкиен ^<1^[^^иеейнтадиоп^додвр лрезчстичМлет (рис.Р).
Ои ^кнгрудоети иди миронуфудосет оуд.олркл с^дчн тр ииднлву Дрмовнна. Пнлсчоиния ви2амики донлозо иаказнлнвч носила неравномерный характер. В восракте 11 л±л веанлина индедс^ Эеичданр сооиветствооило - (-ЗрД-О^) нгч, т 12лот -1-М,Ч0т0,ЗД с., в13 лет - 1-P,CВУ С— КВ1)л с 1 зл ллт- НоЭвОи-смВ, е -р лет - е-! ^еЕ2и:0,НЗ;Л чм). Teвилнтaчрl дноледoиaниепoкaзи-ли, что до 13-летнего возраста у подоастксп тсблюцаетмл я-ло в-ражендно кзксдрудозиь, ДКдз1иЗЕЭ д 1С-теотлем возрасде зе -зет увеличения переднезаднего, а в 15-летнем и поперечного диа-дедрдв 1"-у,цнооЕ елнски продноодяе зиадинольаые исмененее в етозелу 8иирокегеудтзтч, Паксимтлиные п^сентсомстт,^), д^иноке1fзy.еер™ ^ндоостзов еедечене1 в вооеаасч 15 лрт на четвертой стадии половой зрелости (рис. 8).
оЯ
„ff
¿я
Рис. 9. Возрастная динамика индекса Пинье у подростков КИМ тее
Внз-асзнтя днлатнза .снснстчеизгт рнзмепо с по2ло<^скн^в НОУ-езвыглядоб-взвин у мадкков в ввз-В-сон 11 лет соолтдпом Уг—Сн0,1^1 мм, н 12 зет - ЗД,тбмт, 1 а> см, в1 Зле т -ВВ,о3оО,18 см.аМ лет -к наз^г^з^^Д^о, зм , в 15лес -ДО,И сО,ЗД вол ^оноеететснннп. Уемны зоомвнрм плитонои взинс-е-акт поки^адалд, -скиз oбвлзрс, вотивмиви зстгино ностдотв д 12 леоЛ,7з ло. в13- 1 .^лм.вМ- 8о7^1с,в15 -з,11тм^ мнсь лаз еззаззсe дзонсго тезтое-я лваличтлоат сз —С ов. Невбчодимо онметнтв,оио иыоотсете опп дти -о стад виптече -во го рдзмеиааыоЕ8 енсые в 141 алет, сивпадаютссек орени с 1\л формирования вторичных половых признаков (рис. 10).
/Я
¿7
W
А
Рис. 7.Динамика переднезаднего диаметра грудной клетки 1 подростков 11-15 лет
Рис. 10. Динамика двуплечевого размера у подростков 11-15 лет
25
24
23
Возраст, лет
И
Возраст, лет
/Я
/Л
У
ZA
Рис 8. Динамики индекса Эрисмана у подростков 11 -15 лео
Мальчики в возрасте 11 лет имели величину двувертель-ного размера равную 24,50±0,20 см, в 12 лет - 25,23±0,17 см, в 13 лет - 26,39±0,21 см, в 14 лет - 28,30±0,23 см, в 15 лет -29,10±0,31 см соответственно. Темпы годового прироста данного показателя, начиная с в 12 до 15 лет, составили 0,73 см; 1,16 см; 1,91 см; 0,80 см соответственно. И так за пять лет значение дву-в3ртееьиого рознееаувелиеилосьна сд, а ммктимнлтныл тимпворироста впяплиптоя иа третьей стадии половой зрелости в 14-летнем возрасте (рис. 11).
Такой показатель как кожно-жировая складка у подростков в возрасте 11-15 лет имеет отрицательную динамику в течение пяти лет. Установлено, что в возрасте 11 лет величина изучаемого показателя соответствовала 0,81±0,03 см, а в 15 лет - 0,72±0,03 см. При этом наиболее существенное снижение отмечено в возрасте 12 лет - на 0,04 см. Всего за пять лет величина кожно-жи-зовасзкатдки cн8Ди±еньоa3,0Лcм. Влдимо, инсeнс2вна,звост
12
И
Возраст, лет
30 29 28 27 26
5
« 25 24 23 22
¿Я
J
Г
0,82 0,8 0,78 0,76 0,74
2
« 0,72 0,7 0,68
¿Я
/Я
¿я
¿я
Рис. 11. Динамика двувертельного размера у подростков 11-15 лет
костной и мышечной ткани характеризуется замедлением развития жировой ткани (рис. 12).
Таким образом, для мальчиков-подростков закономерны максимальные темпы развития вторичных оловых признаков и морфологических показателей как масса тела, индекс Кетле, окружность грудной клетки, двуплечевой размерввозрасте14 и 15 лет, характеризующиеся наличием третьей и четвертой стадий половой зрелости. Однако значительноеувеличевие дайны тела, еeуeонзоaдзегoдзaлeеpугмyдзийклeзки, дврвеитнлзтозп размера происходит раньше и за один год,аименнр в вовраств
Рис. 12. Динамика кожно-жировой складки у подростков 11-15 лет
14 лет, что соответствует третьей стадии половой зрелости. Анализ результатов выявляет, что существенные изменения тока-зателей поперечного диаметра грудной клетки, индексов Пинье и Эрисмана происходят в течение одного года - к 15 годам на четвертой стадии половой зрелости.
Следовательно, развитие морфологических показателей у подростков 11-15 лет в значительной степени зависят от степени развития вторичных половых признаков. При индивидуальном и мнЗчтз е пидзoлтгриинаoЗиoримз у-изиютиь нз стадию полового созревания.
14
0,66
12
14
15
Возраст, лет
Библиографический список
1. Щедрина А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологически, педагогические, экологические аспекты. Новосибирск: Альфа-Виста, 2007.
2. Сидорова О.А. Особенности морфофункционального развития организма детей в пре и пубертатном периоде онтогенеза с различнымуровнемдвигательнойактивности. Авторефератдиссертации.кандидатабиологических наук: Тюмень, 1998.
3. Бунак В.В. Антропология. Москва: Учпедгиз, 1941.
4. Tanner J.M., Whitehouse R.H. Standarts for subcutaneous fat in British children. Brit. Med. J., 1962. References
1. Schedrina A.G. Zdorovyj obraz zhizni: metodologicheskie, social'nye, biologicheskie, medicinskie, psihologicheski, pedagogicheskie, 'ekologicheskie aspekty. Novosibirsk: Al'fa-Vista, 2007.
2. Sidorova O.A. Osobennosti morfofunkcional'nogo razvitiya organizma detej vpre ipubertatnom periode ontogeneza s razlichnym urovnem dvigatel'noj aktivnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata biologicheskih nauk: Tyumen', 1998.
3. Bunak V.V. Antropologiya. Moskva: Uchpedgiz,1941.
4. Tanner J.M., Whitehouse R.H. Standarts for subcutaneous fat in British children. Brit. Med. J., 1962.
Статьяпоступилавредакцию27.04.15
УДК 373.1.02: 372.8 УДК 378.02: 372.8
Gromova O.N., Cand. of Sciences (Jurisprudence), seniorlecturer, Saint-PetersburgUniversityoftheHumanities and Social Sciences (St. Petersburg,Russia),E-mail: [email protected]
VICTIMOLOGY-RELATED ACTIVITY AS A COMPONENT OF THE PROFRSSIONAL AND LEGAL ACTIVITY OF SPECIALISTS WHO PROVIDE ECONOMIC SECURITY OF THE ENTITIES IN SMALL AND MEDIUM BUSINESS. The article considers providing an economic security of the economic entities by means of the victimology activity. Having defined a concept of the economic security of the economic entities of the small- and medium-sized business as a basis for it, the author considers the protection against internal and external threats capable to provide a security, including, as a result of the victimology activity. The subject of the economic security in the article is developed for the improvement of the vocational training of the future specialists. It has caused an interest of the author to a problem of the legal support of the economic security of subjects of small and medium business. Keywords: economicsecurity,economic entities,legalassistance,victim protection,victimactivity training.
О.Н. Громова, канд. юр. наук, доц., зав. каф. отраслей права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В статье рассматривается обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов посредством виктимо-логической деятельности. Определив понятие экономической безопасности хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса, автор в качестве её основы рассматривает защиту от внутренних и внешних угроз, способную обеспечить безопасность, в том числе, в результате виктимологической деятельности. Тема экономической безопасности в статье развивается в