УДК 338
О. А. Ушакова
ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ МАЛОГО ПРОМЫШЛЕННОГО БИЗНЕСА В МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. С каждым днем растет дефицит производственной инфраструктуры. Предотвращение стихийного вымывания мелкого промышленного производства требует активных действий. Малые предприятия, наиболее открытые к инновациям и гибко реагирующие на запросы крупных индустриальных производств, способны стать деятельными участниками программы модернизации национальной экономики. Поощрение инновационных разработок на предприятиях в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в определенной области. А отладить технологические процессы, отработать основные вопросы производства, апробировать рынок сбыта новой продукции - решаемая задача для малых промышленных предприятий.
Ключевые слова: модернизация, проблемы, малый бизнес, инновации, предпринимательство, промышленность, производство.
Abstract. Deficiency of an industrial infrastructure increases from day to day. Prevention of spontaneous washing away of small industrial production demands active actions. Small scale enterprises, being the most open to innovations and flexibly reacting to inquiries of large industrial manufactures, are capable to become active participant of the national economy modernization programme. Encouragement of innovative developments at the enterprises in a priority sphere, purposefully selected by the state, is intended to prepare the ground for a scientific and technical breakthrough in a certain area. And small industrials enterprises appear to be more than useful in debugging technological processes, fulfilling basic manufacturing, test the product market with new production
Key words: modernization, problems, small business, innovation, entrepreneurship, industry.
В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы (деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д.), позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению.
Существует и деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них - это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики региона.
Предпринимательство в масштабе малоформатного бизнеса обладает рядом качественных особенностей и имеет ряд общих отраслевых проблем. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием; обозримость предприятия (ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений); относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара; персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей; руководитель предприятия полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией; и, наконец, шестая особенность связана с характером финансирования: малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.п.).
Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с крупным промышленным производством проявляется в тот момент, когда возникает необходимость изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, неавтоматизированным.
Но малые предприятия не доминируют в тех сферах деятельности, где высок риск получения нулевого результата: это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.
Хотелось бы особенно обратить внимание на две условно большие группы малоформатных предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на оказание услуг и торговлю (парикмахерские, ремонтные мастерские, медицинские центры, адвокатские конторы, юридические услуги, магазины, кафе) и на производство (стройматериалы, пищевые перерабатывающие производства, промышленное производство и т.п.).
Наполнением новыми услугами будут заниматься малые предприятия первой группы, но они не инновационно активны.
Малые предприятия второй группы заинтересованы в инновациях, именно на них возлагается ответственность глобальных структурных изменений в области модернизации экономики. И лишь они могут поддержать мощный импульс инновационного развития крупных производств в стране.
Поощрение инновационных разработок на предприятиях в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в определенной области. А отладить технологические процессы, отработать основные вопросы производства, апробировать
рынок сбыта новой продукции - решаемая задача для малоформатных предприятий.
Таким образом, малые промышленные предприятия наиболее открытые к инновациям и гибко реагирующие на запросы крупных индустриальных производств, способны стать деятельным участником программы модернизации национальной экономики.
По словам Г. Грефа, выступавшего на международном инвестиционном форуме «Сочи-2010», «мировые экономики сейчас делают ставку на малый и средний бизнес. Доля небольших компаний в ВВП развитых странах, например во Франции, Великобритании, Германии, Италии, США, превышает 50 %, а в некоторых достигает 70 %. Россия тоже движется по пути увеличения доли малого бизнеса, и хотя показывает неплохие темпы, но этого не достаточно. За последние 10 лет в структуре ВВП доля малого бизнеса удвоилась с 10 до 20 %» [1].
Неблагоприятный предпринимательский климат в сфере малого производства в последние годы обусловил ряд негативных тенденций [2]:
- недолговечность многих мелких фирм, связанная с нестабильностью макроэкономической ситуации и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в экономику России;
- вытеснение большинства мелких промышленных фирм на периферию технического прогресса и развития новых технологий, что отражает их неспособность переломить негативные последствия примитивизации внутреннего спроса.
Предотвращение стихийного вымывания мелкого промышленного производства требует активных действий. С каждым днем растет дефицит производственной инфраструктуры. Решить задачу удвоения ВВП в стране невозможно без увеличения доли малых промышленных предприятий как минимум до 40-50 %.
По данным Росстата, доля промышленного бизнеса составляет 13 % от общего количества малых предприятий. Это приблизительно 150 тыс. компаний. Такие мелкие промышленные компании в условиях кластерного развития экономики вокруг крупных базовых предприятий могут сформировать эффективную систему промышленного производства. Все это положительным образом скажется не только на конкурентоспособности крупных промышленных производств, но и будет способствовать более полному подъему и модернизации всей экономики страны.
Сложная региональная структура российской экономики, традиционно сильная зависимость макроэкономической политики от ее реализации на местном уровне обусловливают важность разработки и осуществления региональной экономической политики. А так как региональные подсистемы характеризуются столь же высокой инерционностью, как и собственно хозяйственные национальные системы, общенациональная модернизация тем более асинхронна и пространственно дифференцирована, чем сложнее и дифференцированнее само экономическое пространство.
Проводимая модернизации страны повлечет создание нормальных условий для развития малого промышленного сектора экономики, нахождение таких рычагов, которые бы позволили получать прибыль и бизнесу, и государству в целом.
Первоочередные мероприятия по реализации концепции предполагают не введение специальных территориальных льгот и преференций, а настройку хозяйственного механизма под существующие условия. Действие мероприятий должно происходить таким образом, чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики региона в условиях проявления дестабилизирующих факторов, оказывающих в конечном счете влияние на процесс функционирования региональной экономики [3].
Малое промышленное производство в регионе выполняет ряд важных социально-экономических функций - создание новых промышленных производств на старых площадках и, соответственно, обеспечение занятости. Формирование конкурентной среды на качественно новой основе за счет поддержания инновационной активности, смягчение социального неравенства, вовлечение в процесс производства ресурсов, не используемых крупным бизнесом, удовлетворение дифференцированного производственного и непроизводственного спроса, освоение новых внутренних и внешних рынков и т.д.
Роль институционального и инфраструктурного фактора для малоформатного промышленного производства особенно важна, так как, во-первых, организация промышленного производства - процесс более сложный, чем, к примеру, организация сферы торговли или сферы услуг. Этот процесс требует знания технологий, соответствующей квалификации трудовых ресурсов, более дорогостоящих основных фондов. Во-вторых, выпускаемая продукция более фондоемкая и материалоемкая, соответственно, рентабельность производства ниже, чем у сферы торговли или услуг. Мобильность и креативность адаптации такого рода промышленного производства проявляется наиболее положительно в условиях модернизации, так как при всех внешних негативных факторах на производстве меняется либо только сама структура, либо ее организационная форма, что наиболее болезненно происходит на крупных промышленных производствах.
Таким образом, модернизация экономики должна базироваться на малом промышленном производстве, но для этого в стране необходимо провести ряд основополагающих институциональных и инфраструктурных изменений:
- нужны изменения в налоговом законодательстве с учетом дифференцированного подхода к высокозатратному малоформатному промышленному производству;
- необходимо совершенствование финансовых институтов поддержки малоформатного промышленного бизнеса. В основном кредиты выдаются организациям торговой сферы и строительства, а не малым промышленным предприятиям;
- для повышения конкурентоспособности малоформатного промышленного производства необходимо менять структуру потребления в регионах; низкий уровень среднедушевых доходов потребителей лишает этот вид бизнеса маневренности при выходе на внешние рынки сбыта;
- механизм частногосударственного партнерства, разработанный и ныне действующий в регионах, ориентирован, к примеру при создании промышленных центров и кластеров, особых экономических зон промышленнопроизводственного и технико-внедренческого типа, прежде всего на крупный
и средний бизнес, но не на субъекты малого предпринимательства, занятые в промышленности;
- на становление и развитие малого сектора в промышленности отрицательно влияет высокая стоимость сырьевых ресурсов, а также то, что малый бизнес в промышленности несет большие финансовые затраты на подключение к инженерным, коммунальным и энергетическим сетям инфраструктуры, что крайне отрицательно влияет на его становление и развитие. Таким образом, для активизации изменений в стране, с учетом процесса модернизации экономики следует принимать во внимание не только общие проблемы малого предпринимательства, но и те, которые присущи исключительно малому промышленному бизнесу.
Список литературы
1. URL: http:// www.forumkuban.ru
2. Бурцев, Н. Н. Промышленность России в условиях развития конкурентной среды: региональный аспект / Н. Н. Бурцев. - М. : Наука, 2003. - 292 с.
3. Ушакова, О. А. Обеспечение устойчивого развития и конкурентоспособности региона : автореф. дис. ... канд. эконом. наук / Ушакова О. А. ; РЭА им. Г. В. Плеханова. - М., 2009. - 11 с.
Ушакова Ольга Александровна Ushakova Olga Alexandrovna
кандидат экономических наук, доцент, Candidate of economic sciences, associate
кафедра информационных систем professor, sub-department of IT systems
в экономике и менеджменте, Российский in economy and management, Russian экономический университет University of Economics named
имени Г. В. Плеханова (г. Москва) after G. V. Plekhanov (Moscow)
E-mail: [email protected]
УДК 338 Ушакова, О. А.
Возрастание роли малого промышленного бизнеса в модернизации экономики / О. А. Ушакова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 2 (18). - С. 177-181.