ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
(на примере Республики Дагестан)
Н. А. МАГОМЕДОВА, кандидат экономических наук, младший научный сотрудник Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН
Проанализированы теоретические взгляды на взаимосвязь возобновляемых энергоресурсов и устойчивого экономического роста. Рассмотрены основные направления понятия устойчивого долговременного развития России и Дагестана, направленного на решение экологических и экономических проблем. Предложена структура экономико-правового механизма вовлечения возобновляемых источников энергии в топливно-энергетический баланс Республики Дагестан.
Ключевые слова: устойчивое развитие, возобновляемая энергетика, регион, социально-экономическая политика, солнечная энергия, региональная экономика, социальное обеспечение, экология, концепция, нетрадиционные энергоресурсы, депрессивный регион.
Впервые в истории все человечество оказалось перед выбором развития, и, пожалуй, самое необычное в сложившейся ситуации состоит в том, что «оценивать» правильность выбора будут не столько сами люди, сколько окружающая их природная среда и биосфера в целом. В этом заключается качественная специфика глобальных проблем современности, их жизненная важность для людей. Как правило, в самом определении глобальных проблем на первый план выдвигается то, что они охватывают все человеческое общество. Это, конечно, важно, но самое главное в том, что все глобальные проблемы замыкаются в конечном счете на состоянии биосферы, т. е. выстраиваются, как вдоль единой оси, — экологической проблемы, которая таким образом занимает центральное место во всей их совокупности.
В конце 1980-хгг. в зарубежной литературе в области экономики и экологии, социологии и политологии, глобалистики и в других гуманитарных
науках широкое распространение получил термин «устойчивое развитие», которым обозначалось социально-экономическое и экологическое развитие, направленное на сохранение мира на всей планете, на разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование ресурсов планеты и сохранение природной среды. Стержень данной концепции составляют:
♦ развитие экономики, которое может и должно быть таким, чтобы оно не сопровождалось опасным загрязнением и разрушением природной среды;
♦ признание единства и многообразия вариантов социально-экономического и экологического развития различных стран и народов;
♦ утверждение примата гармонии в отношениях между людьми, между обществом и природой;
♦ убеждение в том, что основой социально-экономического развития должны быть свобода, а не насилие, гуманизм, а не вражда.
Речь идет, таким образом, о переходе от современного общества — индустриально-потребительского, к ноосферной цивилизации [2; 6—9].
Понятие устойчивого долговременного развития может быть проанализировано в нескольких аспектах.
Политико-правовой аспект:
♦ развитая современная демократия (народовластие, конституционная власть, правовое государство, подлинно гражданское общество);
♦ система разумного законодательства и налогообложения;
• социальная справедливость (достойная плата за труд, строгое соблюдение прав человека);
• обеспечение свободы и равенства всех людей перед законом;
• единство патриотизма и интернационализма, дружба народов, взаимная ответственность гражданина и общества;
• координация правительственных и общественных структур в обеспечении ноосферного развития общества.
Экономический аспект:
• разумное сочетание государственной, общественной и частной собственности в народном хозяйстве, цивилизованная товарно-рыночная экономика;
• демонополизация и свободная конкуренция производителей и продавцов;
• производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, культурных благ в достаточном количестве для удовлетворения основных жизненных потребностей всех жителей планеты;
• эффективные и гуманные средства стимулирования полезной деятельности. Экологический аспект:
• обеспечение эволюции общества и природы, человека и биосферы, восстановление относительной гармонии между ними, нацеленность всех трансформаций на формирование ноосферы (ноосферогенез);
• сохранение реальных возможностей не только для нынешнего, но и для будущих поколений удовлетворять свои основные жизненные потребности;
• теоретическая разработка и практическая реализация методов эффективного использования природных ресурсов;
• обеспечение экологической безопасности ноосферного развития;
• развертывание сначала малоотходного, а затем и безотходного производства по замкнутому циклу, продуманное развитие биотехнологии;
• постепенный переход от энергетики, основанной на сжигании органического топлива, к альтернативной энергетике, использующей возобновимые источники энергии (солнце, вода, ветер, энергия биомассы, подземное тепло ит. д.);
• совершенствование административных, экономических и правовых методов защиты природы;
• постоянная забота о сохранении видового многообразия биосферы;
• систематическая эколого-воспитательная работа среди населения, особенно молодежи, которая должна привести к формированию бережного отношения граждан к природе, как к своему собственному дому;
• разработка и неукоснительное соблюдение требований эколого-нравственного кодекса. В последние годы цивилизованное общество
столкнулось с большими трудностями обеспечения энергией. Республика Дагестан стоит перед проблемой решения двух существенных вопросов, что связано с двумя основными тенденциями экономического развития и перехода к устойчивому развитию [1; 2; 10; 11; 13].
Первый — возрастающее потребление энергии. Второй — превращение наиболее дефицитных источников энергии нефти и газа в главный энергетический ресурс современной экономики.
Такое положение сложилось под воздействием рыночного регулирования производства. Добыча нефти и газа намного дешевле производства других видов топлива. Поэтому, несмотря нато, что цены на жидкое топливо были установлены значительно выше издержек производства, обеспечивая огромные прибыли нефтяным компаниям, нефть и газ оставались наиболее дешевым энергетическим ресурсом. Механизм цен отражал соотношение текущих издержек производства различных взаимозаменяемых видов энергии, но не отражал отношение запасов и их возоб-новляемость.
Беспечность в энергетической политике сменилась нарастающим беспокойством в экономике, и ситуация на рынке энергетических ресурсов коренным образом изменилась. Мировая цена на нефть возросла с 1973 по 1980-егг. в реальном исчислении в 5 раз, при этом цена добычи выросла на 90 % и с тех пор неуклонно возрастает, условия добычи ухудшаются, а запасы истощаются. Спад цен на нефть в настоящее время, обусловленный мировым кризисом, является временным.
Отсюда постановка вопроса о выработке долгосрочной стратегии энергетических проблем. Вместе с тем ни одна программа в России не может сегодня претендовать на успех, если не будет выработана рациональная энергетическая политика в регионах.
Здесь можно выделить два пути решения проблем: переход на новые возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и переход к технологическим системам, обеспечивающим существенное снижение затрат энергии.
Коренным решением проблемы в долгосрочной перспективе будет широкое использование чистых источников энергии — возобновляемых (солнце, ветер и использование тепловой энергии зеленых недр).
Разработка стратегии такого перехода необходима в связи с изменившейся динамикой социально-экономических процессов и необходимостью включения России и ее регионов в мировые цивилизационные структуры. Однако при этом важно учитывать отношение материальных и энергетических ресурсов в системе воспроизводства. В современном мире распространение глобальных процессов совершенствования средств производства на базе новейших энергетических ресурсов происходит как под воздействием тенденции мирового разделения труда, его кооперации, так и путем создания и упрочения региональных условий использования ВИЭ.
Вопросы использования ВИЭ актуальны для всей системы мирового хозяйства в силу различных экономических обстоятельств. Для промышленно развитых стран, зависящих от импорта топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), — это, прежде всего, энергетическая безопасность; для многих экономически развитых стран мира, богатых энергоресурсами, — это экологическая безопасность, завоевание рынков сбыта оборудования. Для развивающихся стран и регионов — это наиболее быстрый путь к улучшению социально-бытовых условий населения, возможность эффективного развития промышленности по экологически приемлемому пути. Адля всей мирохозяйственной системы — это возможность снижения парникового эффекта и избежания глобального энергетического, а следовательно, — экономического кризиса в будущем.
Естественно, что ВИЭ эффективно влияют на решение важнейших глобальных проблем общества в обеспечении энергией, продовольствием, экологической безопасности. Вполне естественно, что во всем мире ведутся научные исследования по всем видам ВИЭ. По разным источникам средств массовой информации во многих странах мира уровень финансирования научных работ по возобновляемой энергетике составляет от 10 до 30 % объема финансирования работ по энергетическим проблемам.
Велики в Дагестане и ресурсы солнечной энергии. Продолжительность солнечного сияния составляет от 214 дней в равнинных и до 315 — в горных районах республики. Интенсивность поступления солнечной радиации в ясный день дости-
гает в горных районах 1 кВт/м2. Активное использование солнечной энергии для теплоснабжения также позволит уменьшить потребление топлива на коммунальные нужды. За последние годы различными организациями спроектирован и смонтирован ряд гелиосистем горячего водоснабжения на турбазах, санаториях и других объектах с сезонным характером потребления, где такие системы дают значительный эффект. Однако ограниченность производственных мощностей и отсутствие финансирования сдерживают эти работы.
Солнечную энергию, преобразованную в тепловую, можно использовать для сушки сельскохозяйственных продуктов и сена в условиях многих локальных территорий в Республике Дагестан [3-5].
Для перехода региона на новую энергетическую политику необходимо:
1) обеспечение устойчивого экономического развития депрессивного региона за счет принятия соответствующих законов и правовых нормативных актов для тепло- и электроснабжения за счет ВИЭ в децентрализованной энергоснабжением горной части Республики Дагестан;
2) проанализировать ресурсы и классифицировать направления использования ВИЭ для переходного периода депрессивного региона — Республики Дагестан;
3) создать методы расчета ресурсов ВИЭ, прежде всего ветровой, солнечной и геотермальной, опирающейся на современные экологические требования и технологии для Северного Дагестана, Южного и горных территорий;
4) определить перспективные технические и технологические решения, обеспечивающие рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона;
5) установить принципы управления и предложить методы экономического стимулирования для депрессивного региона, направленные на широкое использование возобновляемых источников энергии в энергобалансе Республики Дагестан.
Предлагаемая методология и проведенный анализ существующего состояния и перспективы развития возобновляемой энергетики в регионе являются одним из основных факторов устойчивого развития, энергетической безопасности и решения экологических проблем. Для региона необходимо утвердить в рамках Федеральной целевой программы «Топливо и энергия» программу «Энергообеспечение депрессивного региона на основе использования ВИЭ».
Увеличение объемов использования ВИЭ нуждается в законодательной базе как на федеральном уровне, так и Республики Дагестан. Региональная «Единая энергетическая комиссия», отвечающая за развитие использования ТЭР, с научной общественностью должна утвердить цели и задачи по использованию возобновляемых источников энергии.
Основой решения проблемы вовлечения в топливно-энергетический баланс республики ВИЭ должны стать долговременные программы по нетрадиционной энергетике на федеральном и региональном уровне, включающие все этапы работ и НИОКР. При всей значимости задачи практическое решение ее невозможно без создания соответствующей экономической и правовой базы.
На основании анализа путей развития нетрадиционной энергетики за рубежом и соответствующего опыта в развитых странах и странах с переходной экономикой можно наметить направления решения данной проблемы с учетом ее регионального уровня. Аналогичная структура, очевидно, должна иметься и на федеральном уровне, частью ее должны быть соответствующие инстанции, решения которых в той или иной степени должны учитываться на региональном уровне.
Реализацию государственных программ в такой важнейшей отрасли экономики, как
энергетика, государство должно осуществлять через специализированные организации. В таком качестве на региональном уровне должен выступить Центр по нетрадиционной энергетике (см. рисунок) в рамках которого функционируют группы экспертов, занимающиеся узкоспециализированными направлениями развития ВИЭ, например, исследовательской деятельностью, поддержкой демонстрационных проектов, организацией научных семинаров и образовательных программ. Руководство Центром на федеральном и республиканском уровнях должны осуществлять соответствующие ведомства, занимающиеся вопросами энергетики и экологии. В специализированные комиссии Центра должны войти наряду с представителями этих ведомств высококвалифицированные ученые и представители заинтересованных организаций.
Необходимо отметить, что общее руководство развитием альтернативной энергетики практически во всех странах осуществляется государственными органами: в США — Министерством энергетики, в Японии — Министерством внешней торговли и промышленности, в Греции — Общественной энергетической корпорацией, в Италии — Национальным советом по ядерным и альтернативным технологиям, во Франции — Генеральным дирек-
экономике - правовой механизм стимулирования возобновляемой энергетики
1
А и X
ж и Й
Рч н
и и о -
о - © Рч Й Й « № X
а
ж И Й
т X - О X ч 9
X Ч ю
£ О И X
№
Й
Ж
■а й
ч »
^ н Й ч о ж н ж ч
ж о о ж
и
й
м
1 1 ж
ж ч
ж о
ж ж
« ж № й ж ж о ж й
ж й и о И Ж н
м я
й й
№ г
ю &
О О
1 -
« 1 (Я и
о
ж 1
ж О ж я й № № ю о ж ж £ вин
О
№
ж а н ж « Я
Структура экономико-правового механизма вовлечения ВИЭ в топливно-энергетический баланс Республики Дагестан
торатом по энергетике и сырьевым материалам Министерства промышленности.
Основными направлениями деятельности Центра по нетрадиционной энергетике и энергосбережению должны стать:
• отбор наиболее перспективных проектов в сфере ВИЭ с целью представления им государственной финансовой поддержки;
• аккумулирование и распределение средств, предназначенных для финансовой поддержки НИОКР в сфере ВИЭ;
• координация работы информационных кампаний и образовательных программ для различных слоев населения по проблемам развития ВИЭ;
• решение проблем, связанных со стандартизацией оборудования и установок, использующих ВИЭ;
• разработка рекомендаций для Правительства по улучшению законодательно-правовых и финансово-экономических условий развития ВИЭ в республике;
• предоставление обоснований и информации для муниципалитетов в форме консультаций, программ повышения квалификации, помощи в получении финансирования из фондов поддержки, оценки мер по поддержке сбора данных и составления энергетических балансов и оценки потенциальных возможностей;
• внедрение проектов по планированию, строительству, финансированию и эксплуатации энергетических установок;
• координация деятельности на региональном и муниципальном уровнях управления, организация взаимодействия между общественным управлением, частными компаниями и деловыми ассоциациями [3—5]. Использование эффективного опыта зарубежных стран в развитии альтернативной энергетики Дагестана невозможно без активности государственных структур, участвующих в регулировании инновационной деятельности. В экономической ситуации, в которой находится Россия, инновационная стратегия должна настраивать систему на мобилизацию ресурсов и гармонизацию интересов всех социальных групп.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких П. П., Арбузов Ю.Д., Борисов Г. А. и др. Ресурсы и эффективность использования во-
зобновляемых источников энергии в России. / Под ред. П. П. Безруких. — СПб: Наука. 2002. 315 с.
2. БекаевЛ. С., Марченко О. В., Пинегин С. П. и др. Мировая энергетика и переход к устойчивому развитию. — Новосибирск: Наука. 2005.
3. Гусейнов У.М., Магомедова Н.А. Экологические и экономические проблемы использования нетрадиционных источников энергии в Республике Дагестан. // Вестник молодых ученых Дагестана.
- Махачкала: Издательский центр «СМУД». 2003.
- С. 260.
4. Магомедова Н. А. Социально-экономические аспекты использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии. // Вестник молодых ученых Дагестана. — Махачкала: Издательский центр «СМУД». 2003. - С 93.
5. Магомедова Н.А., Цапиева О. ^Ресурсы и эффективность использования солнечной энергии в Республике Дагестан. — СПб.: Политехника. 2008.
- С. 122.
6. Ресурсы и эффективность использования возобновляемых источников энергии в России. Под редакцией П. П. Безруких. — СПб.: Наука. 2005.
7. Фортов В. Е., Шпилърайн Э. Э. Энергия и энергетика. — М.: Бунос. 2007.
8. Шейдлин А. Е. Некоторые проблемы энергетики. Энергия. 2005. №8. — С. 2—12.
9. Шпилърайн Э. Э. Экологические аспекты применения возобновляемых источников энергии для децентрализованного энергоснабжения. Перспективы энергетики, т. 6. №3. 2006. — С. 299-305.
10. Шпилърайн Э. Э., Гаджиев Г. А., Мешаное А. Ш., Магомедова Н. А. Нетрадиционная энергетика Дагестана. // Энергетическая политика. 2006. № 6.
11. Энергетическая стратегия России (основные положения). — М.: Министерство топлива и энергетики РФ. 2007.
12. Bezrukikh P., Vissarionov V. Basic characteristics of Energy Renewed Resources and Prospects of their Utilization in Fuel and Energetical Balance of Russia // Perspective of Renewable energy sources utilization in Karelian Fuel — Energy Balance: Proceed, of the First Intern, seminar / Eds P. Pelkonen, G. Sidorenko. 2004r, Vol. 1. — P. 11—21.
13. Wind energy development strategies for small countries: the Greek experience. World Energy Council 16th Congress. Report 2.3.4. Volume 2.3.