Научная статья на тему 'Возобновление социально-экономического роста: проблемы и перспективы'

Возобновление социально-экономического роста: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
918
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ КРИЗИС / ИНФЛЯЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ECONOMIC CRISIS / TRANSFORMATION CRISIS / INFLATION / ECONOMIC GROWTH / INNOVATIONS / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аганбегян Абел Гезевич

В статье проанализированы проблемы восстановления социально-экономического роста России. Раскрываются предпосылки резкого спада российской экономики и ее перехода сначала в стадию стагнации в 2013-2014 гг., а затем и к рецессии в 2015 г., сопровождающуюся негативными процессами стагфляции. Автором предлагается комплекс мер по возобновлению экономического роста. В частности, стимулирование и повышение инвестиционных безналоговых кредитов в рамках проектного финансирования. Технологическое обновление действующего производства; создание новых мощностей и новых предприятий в высокотехнологических отраслях; создание современной транспортно-логистической инфраструктуры (например, массовое строительство двусторонних автострад и скоростных железных дорог); необходимо удвоить жилищное строительство; увеличить инвестиции в экономику знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the problems of restoring socio-economic growth of Russia. The prerequisites for a sharp decline in the Russian economy and its transition to the stage of stagnation in 2013-2014 are revealed, and then to a recession in 2015, accompanied by negative stagflation processes. The author proposes a set of measures to restore economic growth. In particular, stimulation and increase of investment tax-exempt loans within the framework of project financing are presented. Technological update of existing production; creation of new capacities and new enterprises in high-tech industries; creation of modern transport and logistics infrastructure (for example, mass construction of bilateral highways and high-speed railways); it is necessary to double housing construction; to increase investment in the economy of knowledge.

Текст научной работы на тему «Возобновление социально-экономического роста: проблемы и перспективы»

УДК:330.357 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-3-19-41

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аганбегян А.Г.1

В статье проанализированы проблемы восстановления социально-экономического роста России. Раскрываются предпосылки резкого спада российской экономики и ее перехода сначала в стадию стагнации в 2013-2014 гг., а затем и к рецессии в 2015 г., сопровождающуюся негативными процессами стагфляции. Автором предлагается комплекс мер по возобновлению экономического роста. В частности, стимулирование и повышение инвестиционных безналоговых кредитов в рамках проектного финансирования. Технологическое обновление действующего производства; создание новых мощностей и новых предприятий в высокотехнологических отраслях; создание современной транспортно-логистической инфраструктуры (например, массовое строительство двусторонних автострад и скоростных железных дорог); необходимо удвоить жилищное строительство; увеличить инвестиции в экономику знаний.

Ключевые слова: экономический кризис, трансформационный кризис, инфляция, экономический рост, инновации, инвестиции.

RENEWAL OF SOCIO-ECONOMIC GROWTH: PROBLEMS AND PROSPECTS

AGANBEGYAN A. G. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Economic Theory and Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Moscow), e-mail: [email protected]

The article analyzes the problems of restoring socio-economic growth of Russia. The prerequisites for a sharp decline in the Russian economy and its transition to the stage of stagnation in 2013-2014 are revealed, and then to a recession in 2015, accompanied by negative stagflation processes. The author proposes a set of measures to restore economic growth. In particular, stimulation and increase of investment tax-exempt loans within the framework of project financing are presented. Technological update of existing production; creation of new capacities and new enterprises in high-tech industries; creation of modern transport and logistics infrastructure (for example, mass construction of bilateral highways and high-speed railways); it is necessary to double housing construction; to increase investment in the economy of knowledge.

Keywords: economic crisis, transformation crisis, inflation, economic growth, innovations, investments.

Аганбегян Абел Гезевич - доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии наук, зав. кафедрой экономической теории и политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр.1, е-таИ; [email protected]

Новый период развития Российской Федерации связан с кризисом 2008-2009 годов. С этого времени многое изменилось. Прежде всего коренным образом изменились условия и факторы экономического роста. Государство оказалось совершенно в новой для себя ситуации.

Экономический кризис 2008-2009 годов в России, начавшийся в четвертом квартале 2008 года, был особенным. Экономический кризис был частью глобального мирового кризиса, самого глубокого со времен Великой депрессии 1929-1933 гг. Это был второй кризис в мире, когда ВВП всего мира сократился. Конечно, экономические кризисы были и до 2008 года: например, кризис 1970 годов в США и других странах, но тогда многие страны не были вовлечены в экономических кризис.

Глобальный кризис 2008-2009 года был достаточно глубоким. Так, уровень безработицы в США и во всей Западной Европе увеличился в два раза, внешнеэкономический оборот снизился на 20%. Мировой фондовый рынок сократился в 2,5 раза, чего никогда до этого не было. Промышленность в развитых странах сократилась на 10-15%, машиностроение - почти на 30%.

Из двадцати ведущих стран мира, представленных на мировом саммите, самый глубокий кризис был в Российской Федерации. В России больше всех сократился валовой внутренний продукт - на 7,8%. После России идет Япония, где ВВП сократился на 6,1%, что главным образом было связано не с кризисом, а с цунами и аварией на атомной электростанции. В Англии ВВП сократился меньше чем на 5%. В странах Западной Европы снижение ВВП составило около 4%. В США ВВП сократился на 3%. В целом в развитых странах объём ВВП сократился примерно на 3,5%, в то время как в России - вдвое больше.

В развивающихся странах во главе с Китаем сокращения ВВП не было, но отмечалось резкое снижение темпов социально-экономического развития. В целом, темпы экономического развития в развивающихся странах, включая Китай и Индию, снизились в среднем с 6% до 2,2%. В Китае в период кризиса темпы экономического развития снизились с ежегодных 13% до 8%, в Индии - с 9% до 6%.

Больше, чем в других крупных странах, в России снизились объём инвестиций (на 16%), внешняя торговля (в мире снизилась на 20%, в РФ - на 40%), фондовый рынок (в мире в 2,5 раза, в РФ - 4,5 раза), бюджета (снижение в среднем в мире в 1,5 раза, в РФ - в 1,7 раза). Безработица в России увеличилась на 2 млн. человек, по отношению к численности экономически активного населения она достигла 8-8,5% против 10% в США, 11-12% - в Европе. Но в России отмечалась большая частичная безработица, чего не было в США и Европе.

В кризис произошло обрушение цен на нефть: максимальная цена на нефть в 2008 году составила 95 долларов за баррель, в экономический кризис 2009 года цена снизилась до 60 долларов за баррель. А именно цены на нефть наполовину определяют доходы бюджета Российской Федерации. Поэтому в период кризиса в России отмечалось снижение объема бюджета с 9,3 трлн. рублей дохода до 5,4 трлн. рублей. Падение было настолько значительным, что если бы такой бюджет был принят в качестве расходов (5,4 трлн. рублей), то денежных средств не хватило бы даже на зарплату учителей, врачей, государственных служащих и т.д.

Но, к счастью, в Российской Федерации в период с 1999 года до 2008 года отмечался экономический подъём, когда ВВП вырос на 90%, промышленность - на 80%, сельское хозяйство - на 47%, реальные доходы - в 2,3 раза, инвестиции - в 2,8 раза. Наполовину этот рост был связан с резким восьмикратным повышением цен на нефть - основной экспортный товар России (56% от всего экспорта). Еще 15% от экспорта занимал газ, цены на который так же выросли, так как определяются в значительной степени ценами на нефть. Нефть и газ давали 70% всех валютных доходов Российской Федерации. Экспорт за годы подъёма вырос в шесть раз - с 75 млрд. долларов до 472 млрд. долларов.

В Россию в 2000-2008 гг. пришло 2 трлн. долларов валюты, из которых 1,5 трлн. долларов были «подарком», так как их приток был непосредственно связан не с увеличением объема продаж и улучшением качества товаров, а именно с повышением цен на нефть, газ, немного на металл и некоторые другие виды экспорта России. Из 2 трлн. государство взяло 1,1 трлн., 900 млрд. получили экспортёры нефти. Почти 600 млрд. государство отложило в резерв, и золотовалютные резервы на 10 августа 2008 года составили 597 млрд. долларов. После кризиса 1998-1999 гг. наши резервы сократились до 10 млрд. долларов, т.е. в период с 2000 по 2008 г. золотовалютные резервы выросли почти на 590 млрд. долларов. Помимо этих резервов 60 млрд. долларов - профицит бюджета.

Кроме того, 180 млрд. долларов государство заплатило за внешний долг, оставленный «в наследство» первым Президентом России Б.Н. Ельциным. Внешний долг сбыл сокращен на 120 млрд. долларов, 60 млрд. долларов составили проценты по долгу. Остальные денежные средства пошли в дополнительные расходы государственного бюджета. Консолидированный бюджет (с государственными внебюджетными фондами), который был 25% ВВП, вырос до 37% ВВП, увеличился более чем в 3,5 раза.

Двигателями экономики Российской Федерации в этот период были две группы отраслей. Эти бюджетные отрасли росли в 1,5 раза быстрее общего валового продукта и тянули экономику вверх. Огромные валютные поступления в конечном счете пошли на увеличение заработной платы и доходов населения, рост которых опережал ВВП.

К примеру, комания «Лукойл» получила 100 млрд. долларов дополнительных денежных средств. Денежные средства пошли прежде всего на заработную плату работникам, оплату электроэнергии, буровых работ, оплату за транспорт и т.д. И эти денежные переводы расходились в конечном счете на повышение заработной платы. Люди на эти деньги шли в магазины. Поэтому розничная торговля росла значительно быстрее валового внутреннего продукта, а доля торговли в создании ВВП - около 20%. Объём жилищного строительства за это время увеличился в четыре раза. И это все непосредственно оказывало влияние на подъём экономики. Таким образом, наполовину экономический рост государства был связан с огромным притоком валюты.

Несмотря на то, что кризис 2008-2009 гг. был очень тяжелый, по экономическим показателям он был намного тяжелее кризиса 1998-1999 гг. В кризис 1998-1999 гг. ВВП снизился не на 7,8%, а на 5%. Промышленность снизилась не на 10,8% как в 2009 г., а на 5,3%, инвестиции снизились меньше, чем в кризис 2008-2009 гг. Но тот кризис прошел крайне болезненно, рубль девальвировался в 4 раза: доллар до 1998 года стоил 6,20 рубля, после кризиса 1998 года стал стоить 25 рублей. Цены на импорт повысились в 4 раза, за ними устремились и отечественные цены. Инфляция составила 84% в 1998 году, еще 37% -в 1999 году, 20% - в 2000 году и 19% в 2001 году, итого в 3,6 раза за 4 года. Поэтому все вклады населения обесценились в 3 раза, они не были индексированы. В кризис 1998 года разорились основные коммерческие банки (Инкомбанк, Банк Менатеп, ОНЭКСИМ-банк, Мост-банк, Мосбизнесбанк, Банк Империал, Столичный банк сбережений, Авто-банк), имевшие активы более 1 млрд. долларов. Десятки миллионов человек потеряли свои сбережения, сотни тысяч предприятий имели там свои счета, которые также пропали. Но населению, к счастью, государство компенсировало до определенной суммы вклады, которые были потеряны (до 700 тыс. рублей), выплатив их через Сбербанк. Возник системный банковский кризис. С точки зрения благосостояния населения, реальные доходы тогда упали на 27% при очень небольшом снижении экономических показателей. Правительство Российской Федерации и Центральный банк совершенно не были подготовлены к этому кризису, и их неправильные действия лишь усугубили кризис. Кризис

1998-1999 гг. очень жестоким по отношению к населению, доходы населения после кризиса восстанавливались в течение 6 лет. Кризис 2008 - 2009 гг. был двое больше по падению экономических показателей, но он прошел относительно безболезненно, что было связано с колоссальными золотовалютными резервами. Государство потратило 211 млрд. долларов на покрытие убытков в кризис из золотовалютных резервов, в то время как до 1998 года золотовалютные резервы составляли 24 млрд. долларов, из которых 15 млрд. долларов было отдано иностранцам в связи с ГКО, выручку от продажи ГКО в рублях меняли на доллары.

Правительство Российской Федерации и Центральный банк действовали относительно умело, но, возможно, излишне расточительно. Сейчас уже можно сказать о том, что в период кризиса можно было действовать более экономно (что не свойственно нашей стране). В период кризиса 2007-2009 гг., который в США был длиннее, чем в России, крупнейшая американская корпорация General Motors обанкротилась и обратилась в Правительство с просьбой о помощи. При этом государство предъявляет определенные условия:

1) продать личные самолеты, дорогие лимузины;

2) не выплачивать дивиденды, премии и другие вознаграждения совету директоров;

3) установить самые высокие оклады Президенту корпорации не выше оклада Президента США и т.д.

В Российской Федерации также оказывалась помощь банкам, компаниям, таким, как Сбербанк, Лукойл, ВТБ, Роснефть, Газпром. Однако требований о снижении заработной платы Президентам и руководителям данных компаний до заработной платы Президента РФ не предъявлялось. В период кризиса Президент РФ снизил свою заработную плату (725 тысяч рублей) на 10% и до настоящего времени до сих пор не повысил, как и вся Администрация Президента РФ. Руководители компаний, которым оказывалась помощь в период кризиса, не последовали за Президентом РФ и не снижали заработную плату.

Американские условия предоставления государственной помощи были настолько жестки, что многие компании отказывались от помощи. Chrysler и General Motors взяли государственную помощь, но вместо того, чтобы выплатить ее в течение 10 лет, они выплатили её через 2 года, мобилизовав все денежные средства, так как работать в таких жестких ограничениях, в которые они были поставлены, было тяжело.

В целом экономический кризис 2008 - 2009 гг. Российская Федерация преодолела относительно безболезненно. Особенность таких кризисов заключается в том, что после таких кризисов сразу следует экономический рост (табл.1).

Из таблицы 1 можно заметить, как улучшаются после кризиса основные социально-экономические показатели. Так, в 2009 году ВВ снизился на 7,8%, а уже в 2010 году ВВП увеличился на 4,5%. Промышленность в 2009 году снизилась на 10,8%, в 2010 году -увеличилась на 8,2%. Внешнеэкономический оборот снизился в 2009 году на 40%, в 2010 году вырос и составил 32%. Поэтому восстановиться Российской Федерации удалось за 2 года: практически восстановили валовой продукт, восстановили внешнюю торговлю. Промышленность удалось восстановить за 1,5 года, за 3 года Россия восстановила инвестиции.

Реальные доходы в период кризиса в Российской Федерации в целом не снизились, за исключением нескольких месяцев. Конечное потребление домашних хозяйств, главный показатель, характеризующий уровень доходов и потребления, по национальным счетам снизился в кризис на 4%, но сразу же поднялся за год. Товарооборот в кризис снизился на 5%, после кризиса сразу вырос на 6,3% и в первый же год восстановился. Таким образом, экономика Российской Федерации восстановилась быстро.

Таблица 1 - Основные экономические и социальные показатели развития России в 2010 -2016 гг.

Table 1 - Main economic and social indicators of the development of Russia in 2010 - 2016

Показатели 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.

Валовой внутренний продукт 104,5 104,3 103,4 101,3 100,6 97,2 99,8

Индекс промышленного производства 108,2 104,7 102,6 100,3 101,7 96,6 101,1

Продукция сельского хозяйства 88,7 122,1 95,3 106,2 103,7 103,0 104,8

Строительство 105,0 105,1 102,4 101,4 95,5 93,0 95,7

Грузооборот транспорта 1 06,9 103,4 101,7 100,5 99,9 100,2 101,8

Оборот розничной торговли 106,3 107,2 105,9 103,9 102,5 90,2 94,8

Внешнеторговый оборот, в т.ч.: Экспорт 131,9 131,9 102,7 100,2 94,9 67,1 88,6

132,9 131,8 102,1 98,8 96,9 69,0 82,5

Импорт 130,3 132,0 103,7 102,3 91,7 63,7 99,2

Ввод в действие основных фондов 93,4 129,0 108,7 101,1 97,3

Инвестиции в основной капитал 106,0 108,2 106,7 99,7 97,3 91,6 98,6

Индекс потребительских цен 106,9 108,4 105,1 106,8 107,8 115,5 107,1

Индекс цен промышленных производителей 114,9 117,3 106,8 103,4 106,1 112,4 104,0

Реальные располагаемые денежные доходы 105,1 100,8 104,2 103,3 99,0 96,0 94,1

Общая численность безработных 88,9 89,1 85,3 100,2 94,0 107,4 99,5

В послекризисные три года, когда в Российской Федерации наблюдался экономический подъём, государство в среднем развивалось на уровне мировых темпов и в 2 раза быстрее, чем развивались капиталистические страны. При этом Россия уступала по темпам развития Китаю и Индии. Развивающиеся страны в эти годы увеличивали ВВП по 5-6% годовых, а Российская Федерация - в среднем по 4% после кризиса. Темпы снизились, во многом это было связано с тем, что большого повышения цен на нефть после кризиса не произошло. Цены восстановились за два года и уже к 2011 году превысили уровень 2008 года, при этом превысили незначительно - 95 долларов за баррель в 2008 году, 111 долларов за баррель в 2011-2012 гг. Но тем не менее благодаря этому экспорт Российской Федерации вырос с 472 млрд. долларов в 2008 году до 527 млрд. долларов в 2012 году. Это был небольшой прирост, однако, во всяком случае в послекризисные три года, удалось разогнать инвестиции, которые росли по 7-8% в год. Удалось снизить инфляцию: самая низкая инфляция была отмечена в 2012 году и в годовом выражении составляла 5,1%.

Ключевая ставка ЦБ РФ была самой низкой в истории новой России - 5,5%. Ссудный кредит снизился до однозначной цифры, и средний размер ставки составлял менее 10%. Таким образом, были созданы благоприятные условия для дальнейшего социально-экономического роста.

В 2012-2013 годах у Российской Федерации были хорошие отношения со всеми странами. Россия много занимала денег на мировом рынке (в 2012 году - 90 млрд. долларов, что больше, чем отдали, в 2013 году - еще 100 млрд. долларов). Помимо этого, Российская Федерация получила дополнительной доход от роста экспорта. Таким образом, в 2012 г. Россия «уверенно смотрела вперед», строила планы до 2020 года. Была разработана «Стратегия-2020», и планировалось развитие на 3,5-4% ежегодно в дальнейшем.

Но со второй половины началось катастрофическое падение темпов развития Российской Федерация, причины которого никто не понимал (рис.1).

Рисунок 1 - Прирост валового внутреннего продукта России по кварталам 2012-2016 гг.

Figure 1 - Growth of gross domestic product of Russia by quarters in 2012- 2016

Рассматривая квартальные данные роста валового продукта, видно, что в I квартале 2012 года прирост валового внутреннего продукта России составлял 4,7, но уже через год данный показатель снизился в 7 раз и составил 0,7. Причем никаких внешних и внутренних причин этому не было: поддерживались стабильный курс валюты, низкая инфляция и т.п. Но России удалось немного восстановиться, прирост валового внутреннего продукта увеличился с 0,7 до 2,1%. Однако уже в I квартале 2014 года опять произошел резкий спад до 0,6%.

Российская Федерация, в которой ранее отмечался заметный ежегодный экономический рост по 4%, в 2013 году оказалась в стагнации. Рост ВВП составлял 1,3%, промышленность практически остановилась, и ее показатель был равен 0,1%, показатель инвестиций составлял минус 0,3%. Стал сокращаться экспорт, так как прекратилось повышение цен на нефть. Наблюдалось резкое сокращение финансового результата деятельности предприятий и организаций, т.е. значительно упала их прибыльность (на 30% за 2013 год).

В 2014 году экономическая ситуация в Российской Федерации ухудшилась вдвойне, стагнация утвердилась. ВВП в I квартале и за год в целом увеличилась на 0,6%. В 2014 году отмечалось снижение реальной заработной платы, реальных доходов, которые не

снижались даже в период кризиса. Стал снижаться не только экспорт, но и импорт. Инвестиции снизились в 2,8%, перестал расти товарооборот, финансовый результат с 2012 года снизился в 2 раза. Безработица выросла на 450 тысяч человек.

Рассматривая другие показатели благосостояния, отметим: жилищное строительство продолжало увеличиваться в эти годы, но объём строительства рухнул. Резко сократилось производство машин и оборудования, т.е. значительно ухудшилось инвестиционное наполнение. С 2013 года перестала снижаться смертность, которая ранее снижалась ежегодно. Уменьшилась рождаемость, продолжительность жизни продолжала расти, но очень медленно - замедлился демографический прогресс, которым ранее гордилась Россия. Таким образом, Российская Федерация попала в стагнацию.

В других странах ухудшения экономического состояния не наблюдалось. Наиболее успешно из кризиса вышли США и Германия, хуже - Япония и Великобритания, но в последний год и они относительно уверенно стали выходить из кризиса.

В Западной Европе немного увеличилась безработица, выросли внешние долги. Западная Европа стагнировала, кроме Германии. Обострились отношения в Греции, Португалии, Исландии, Ирландии, Венгрии, Эстонии. Но постепенно они тоже стали выходить из кризиса. Плохое положение в Венесуэле и Бразилии, но там это во многом происходило по политическим причинам: смена Президента, политическая нестабильность и т.д. Но это никак не было связано с теми экономическими процессами, происходящими в России.

Из дружественных стран Российской Федерации довольно успешно продолжает развиваться Казахстан. В период кризиса показатели ВВП там не снизились и период кризиса прошел на нуле. В 2010 году рост ВВП в Казахстане составил 7%, в 2011 году - 6%, в 2012 году - 5%. И только в 2015 и в 2016 гг. рост ВВП в Казахстане снизился до 1%.

Вторая половина 2014 года началась с событий на Украине, присоединения Крыма, введения санкций. Первая группа санкций никак не повлияла на экономику России, это были персональные санкции. На развитие экономики непосредственно повлияли санкции, принятые в августе - сентябре 2014 года. Решили прекратить импорт в Россию товаров двойного назначения, был наложен запрет на импорт нефтегазового оборудования для сложных условий: для шельфового бурения, для бурения сланцевой нефти, для трудных месторождений. Самое главное, был ограничен доступ российских предприятий и организаций, государства к финансовому рынку. Поэтому фондовый рынок России так и не восстановился. Это единственный показатель, который не восстановился после кризиса.

Объём фондового рынка рассчитывается как цена всех акций компаний, номинированных на фондовом рынке. Сумма этих акций до кризиса составляла 1,5 трлн. долларов, из них 340 млрд. долларов - акции Газпрома, самой высокооплачиваемой за всю историю с точки зрения акций компании. Фондовый рынок упал в 4,5 раза с 1,5 трлн. долларов до 380 млрд. долларов и восстановился в последующие годы примерно до 1 трлн. долларов, так и не достигнув уровня 2008 года. Сейчас рыночная капитализация Газпрома, т.е. цена его акций, равна 50 млрд. долларов, цены акций других компаний упали поменьше.

Одновременно с июля 2014 года резко стали падать цены не нефть. Это не было связано с Россией, это была инициатива Саудовской Аравии и стран ОПЕК в ответ на резкий рост добычи сланцевой нефти в США. Объем сланцевой нефти в США увеличился на 170 млн. тонн. Соответственно на 170 млн. тонн снизился импорт Саудовской Аравии и стран ОПЕК в США. И большое наращивание добычи сланцевой нефти продолжалось, которое бы привело к тому, что США полностью бы отказались от импорта. К тому же США грозились начать экспортировать нефть в другие страны, что лишало бы Саудовскую

Аравию и другие страны ОПЕК их основного источника доходов. Поэтому, учитывая, что добыча сланцевой нефти стоит дорого, они решили при себестоимости сланцевой нефти 60 долларов снизить цену на нефть со 110-115 долларов до 60 долларов за баррель. Для этого они увеличили добычу нефти, сделали переизбыток нефти на мировом рынке, и цена на нефть рухнула. К концу 2014 года цена на нефть достигла 60 долларов и остановилась на этом уровне.

Однако, вопреки их прогнозам, добыча сланцевой нефти в США сократилась незначительно и продолжала увеличиваться. Американцы нашли новые, более выгодные технологии, снизили еще себестоимость добычи сланцевой нефти. Поэтому цена на нефть в 60 долларов за баррель для них была приемлема, чтобы продолжать добычу сланцевой нефти.

В связи с этим Саудовской Аравии и странам ОПЕК пришлось опять нарастить добычу сланцевой нефти, и цена на нефть рухнула до 35-40 долларов за баррель. И впоследствии цена на нефть в 40-45 долларов стала держаться. При цене на нефть в 40-45 долларов США прекратили бурение на сланцевую нефть. Те месторождения, которые отрабатывались, стали истощаться, и добыча сланцевой нефти в США сократилась.

Тогда Саудовская Аравия и страны ОПЕК, потерявшие сотни миллиардов долларов из -за снижения цен на нефть, стали договариваться о заморозке цен на нефть, что после длительных переговоров увенчалось успехом. Саудовская Аравия потеряла в 2015 году 97 млрд. долларов и возместила из своих золотовалютных резервов, которые составляли 400 млрд. долларов. Данное соглашение действует и в настоящее время. К данному договору присоединились Российская Федерация и Иран, который возобновил добычу нефти после снятия санкций. Цена на нефть поднялась до 55 долларов за баррель. И США возобновили бурение на сланцевую нефть, стали наращивать объем сланцевой нефти и продолжают развитие. Поэтому цена на нефть опять сейчас снизилась и составляет примерно 47 долларов.

В связи с этим в 2017 году в России объём экспорта нефти поднялся, который упал с 527 млрд. долларов до 282 млрд. долларов в 2016 г. С 2015 года в России началась рецессия -стал снижаться ВВП (рис.1). В 2015-2016 гг. ВВП снизился на 3% (в 2015 году - на 2,8%, в 2016 году - на 0,2%). Поэтому 2015-2016 гг. считаются годами рецессии, так как, начиная с 2014 года, довольно значительно снизились инвестиции (на 14%).

Возникает вопрос: почему Российская Федерация попала в фазы стагнации и рецессии? Конечно, очевидно, что развитию народного хозяйства что-то препятствует. Но, чтобы преодолеть все трудности, необходимо установить причины происходящего. И, к сожалению, Правительство Российской Федерации не провело ни одного заседания, где бы был рассмотрен данный вопрос. Отдельные эксперты называют причины происходящих процессов, однако общепризнанной трактовки нет.

Исходя из собственного мнения, Российская Федерация попала в стагнацию по причине сокращения главного источника экономического роста - инвестиций в основной капитал. Отчего идет экономический рост? Экономический рост может идти и без инвестиций, просто за счет лучшего использования своих возможностей и ресурсов (есть оборудование, рабочая сила, текущие затраты). И при наличии всех необходимых ресурсов, за счет лучшей организации и умений возможно просто увеличивать производство. Обычно так увеличивается производство при освоении новых основных фондов. Они осваиваются, и с каждым годом увеличивается экономический рост. Но при наличии старых основных фондов, а в России, к сожалению, устаревшие фонды в 2/3 отраслей, они уже отжаты от использования, и невозможно производить новую продукцию, дополнительно поднять

производительность труда, сократить энергозатратность, сократить материальные затраты. Для этого необходимо заменить старое оборудование на новое, которое соответствует новым технологиям. Но, чтобы заменить оборудование, нужны инвестиции. И на капитальный ремонт старого оборудования также необходимы инвестиции.

Поэтому в России максимум 20% экономического роста в обычный период может быть отнесено за счет лучшего использования средств, а 80% роста связано с инвестициями в основной капитал и человеческий капитал, так как сами по себе здания, машины, оборудование не нужны без приложения человеческого труда. Поэтому при переходе на новые технологии, новую технику необходимы люди с новыми знаниями, умениями работать на новой технике, на которой они ранее не работали. Поэтому необходимо вкладывать деньги в человека, для того чтобы он освоил новые знания, приобрел навыки и умение.

Инвестиции влияют на экономический рост дважды. Во-первых, они влияют на экономический рост, когда они осуществляются. В настоящее время строится мост через Керченский пролив. Мост будет построен еще через несколько лет, однако уже сейчас задействованы десятки тысяч людей, тысячи машин, много заводов и т.д. Там выплачивается заработная плата, на которую люди ходят в магазин, т.е. экономика развивается при условии еще отсутствия основного результата. Но если осуществляются инвестиции, экономика развивается. И когда постройка моста будет завершена, экономика получит мощный толчок: резко возрастет туристский поток, возрастут услуги туризма. Это увеличит валовой продукт на большую величину, чем раскрутка в те годы, когда осуществляются инвестиции. Таким образом, инвестиции дважды влияют на экономическое рост государства. И если инвестиции - источник экономического роста - сокращаются, как было в 20142016 гг., то будет наблюдаться снижение ВВП.

Если сегодня вложить инвестиции в основной капитал в России, в среднем возможно через 4 года получить товары и услуги от того, что будет получено за счет инвестиций, поскольку тогда будут введены новые фонды, которые дадут эти товары.

В 2013 году в России началась стагнация, соответственно инвестиции было вложены в 2009 году, в год экономического кризиса. Инвестиции в кризис снизились на 1б%, поэтому в 2013 году никаких новых фондов не было введено, не было на них произведено товаров и услуг. Поэтому 2013 год по определению должен быть годом более низких темпов. Снижение темпов развития началось с 2012 года, так как некоторые фонды создаются через три года, некоторые через 4 года, некоторые через 5-6 лет. Но можно было не перейти в стагнацию, если бы в 2013 году инвестиции росли на 7-8%, как это было в 2011-2012 гг. Инвестиции раскрутили бы экономику, темпы были бы ниже на 2,5-3%. Однако в 2013 году общие инвестиции не увеличились, а снизились на 0,3%. Поэтому отсутствие ввода новых дополнительных фондов совпало со стагнацией инвестиций.

Возникает вопрос: кто снизил инвестиции? Частный бизнес инвестиции незначительно увеличил (на 4%). А инвестиции снизили все ветви государственной власти, организации, предприятия, контролируемые государством:

1. Бюджет. Консолидированный бюджет составляет 37% ВВП. Но в инвестиции он вкладывает 20% от всех инвестиций, так как состоит больше из текущих затрат. На бюджет оказывается огромное давление, необходимо выполнять Указы Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2012 года, в которых текущие затраты составляют расходы на медицину, образование и т.д. К тому же имеются определенные трудности с доходами бюджета в связи с отсутствием повышения цен на нефть, на которые ранее всегда опирались в бюджете. Ведь налоги на нефть составляют 40% всех налогов. И если нефть не растёт, соответственно нет тех налогов, которые формируют бюджет. Поэтому те стройки, которые были предусмотрены в бюджете на 2013 год, были отложены на последующие годы и заменены текущими платежами. В связи с этим подавляющее число регионов страны и федеральный бюджет снизили инвестиции.

Вместо 20% бюджет стал финансировать 16% инвестиций. В целом за 2013-2016 годы бюджетные инвестиции снизились на 27% и потянули экономику вниз.

2. Крупные корпорации - Газпром, Роснефть, РЖД, Росатом и Ростехнологии. «Газпром» является самым большим инвестором в России, инвестиции которого в 2011-2012 гг. были 1,5 трлн. рублей, 20% всех инвестиций страны. Газпром строил «Северный поток-1», и постройка была завершена. Далее Газпром хотел строить «Южный поток». Был потрачен триллион рублей, но впоследствии данный проект так и не был реализован. Газпром с 1,5 трлн. рублей инвестиций перешел на 800 млрд. рублей. В настоящее время Газпром начал строительство Турецкого потока. Поэтому вскоре ожидается, что инвестиции будут расти.

Доля Газпрома в инвестициях страны снизилась с 20% до 6%, что невозможно ничем компенсировать. Роснефть немного увеличила инвестиции, но они намного меньше, чем у Газпрома, и не в состоянии компенсировать снижение доли Газпрома в инвестициях страны. Из-за ухудшения отношений с рядом стран некоторые страны отказались от строительства атомных электростанций или же отсрочили начало строительства, поэтому Росатом тоже инвестиции немного придержал. Новый руководитель ОАО «РЖД», перед которым была поставлена задача более экономного расходования и использования бюджетных средств, заморозил инвестиции. И поэтому ОАО «РЖД» также не увеличили инвестиций. Все названные корпорации не считаются государственной собственностью, поэтому в статистику государственной собственности инвестиций они не входят. Они считаются акционерными обществами, так же как и фактически государственный Газпромбанк не считается государственный банком. Газпромбанк считается частным, акционерным банком.

3. Банки. Государственные банки владеют 63%, если включить в их число Газпромбанк, всех активов банковской системы. Крайне важный вопрос: где в государстве деньги? Главный источник денежных средств страны - это негосударственные деньги. Государственные деньги - это бюджетные деньги, составляющие в совокупности 37% ВВП, а активы банков - около 100% ВВП, это 82 трлн. рублей, почти в 2,5 раза больше всех денежных средств государства. Но все деньги банков, к сожалению, почти все текущие. Инвестиционные банковские кредиты отечественных банков в основные фонды составляют 1,1 трлн. рублей. Из 82 трлн. рублей активов банков и из 50 трлн. рублей активов Госбанков.

Доля инвестиционного кредита во всех инвестициях в основной капитал - 5,9%, а был - 8%. Процентные ставки выросли, потому что инфляция выросла после того, как нефть упала, и, естественно, при высоких ставках ни у кого нет заинтересованности инвестировать. Вследствие этого банки сократили инвестиции.

В среднем по линии бюджета предприятий и банков, контролируемых государством, инвестиции снизились на 25% за период 2013-2016 гг. Причем это снижение не было как-то определено, это не было политикой, никто не вызывал эти три ветви, никто не говорил снизить инвестиции за три года на 25 %. Это произошло само собой.

Это говорит о том, что в России нет единой и целеустремленной экономической политики, нет никакой инвестиционной программы, даже в государственном секторе. В России предприятия, организации, контролируемые государством, производят 70% валового внутреннего продукта: 37% производят бюджетные предприятия и организации, 25% производят Газпром, Роснефть и другие крупные корпорации, также много других государственных предприятий у федеральных, региональных, местных органов. Итого предприятия и организации, контролируемые государством, производят около 70 % валового внутреннего продукта, для которых не существует какого-либо плана. Россия перешла к рыночной экономике и вместе с этим потеряла планирование. «С водой выплеснули и ребенка».

Многие другие западные страны использовали советский опыт планирования. Так, например, Франция подняла свою экономику на пятилетних планах, у них есть государственный план, большой институт (тысячи человек), который занимается этими вопросами. Япония жила по пятилеткам, Китай недавно принял 13-ю пятилетку. Страна, у которой нет никаких планов - это Россия, страна, где родилось планирование еще в 20-х годах ХХ века.

Какой государственный документ определяет развитие России? Федеральный бюджет, который составляет 1/6 часть экономики России. Нельзя планировать 1/6 часть, причем очень специфическую, где нет основных источников роста. Основные источники роста находятся вне этой 1/6 части. В России федеральный бюджет рассматривает и Государственная Дума, и Федеральное Собрание, и Правительство, а 5/6 никто не рассматривает. Федеральный бюджет концентрирует только 6% инвестиций в основной капитал, а 94% всех инвестиций -основного источника роста - не определяется государством. Инвестиции крупнейших корпораций - 50 триллионов рублей госбанков, инвестиции региональных бюджетов не определяются государством. Поэтому переход к стагнации и рецессии является рукотворным делом государства по причине несовершенства российской системы управления.

Но «беда не приходит одна». Нехватка инвестиций из-за сокращения их по гослинии углубляется процессом оттока капитала, возникшим в кризис 2008-2009 гг. и продолжающимся уже 10-й год подряд.

100 50 0 -50 -100 -150 -200

2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.

Рисунок 2 - Приток и отток капитала из России в 2006-2016 гг.

Figure 2 - Inflow and outflow of capital from Russia in 2006-2016

До кризиса, в 2006 году, в Россию приток капитала без экспорта увеличился на 42 млрд. долларов, а в 2007 году на 82 млрд. долларов приток капитала стал больше, чем отток. А начиная с 2008 года мы наблюдаем 3 пика оттока капитала: в 2008 году ушло на 133 млрд. долл. больше, чем поступило, в 2011 году ушло на 80,5 млрд. долл. (это год перевыборов Президента) больше, чем пришло, и в 2014 году ушло на 151,5 млрд. долл. (причиной послужили санкции) больше, чем пришло. Таким образом, за последние девять лет отток капитала составил в сумме более 700 млрд. долл. Поэтому недофинансирование инвестиционное усугубилось недофинансированием из-за оттока капитала.

Рассматривая квартальные данные роста валового продукта, видно, что в 1 квартале 2012 года прирост валового внутреннего продукта России составлял 4,7, но уже через год данный показатель упал в 7 раз и составил 0,7. Причем никаких внешних и внутренний причин этому не было: поддерживался стабильный курс валюты, низкая инфляция и т.п. Но России удалось немного восстановиться, прирост валового внутреннего продукта увеличился с 0,7 до 2,1%. Однако уже в 1 квартале 2014 год опять произошел резкий спад до 0,6%.

С 2013 г. к тому же сократилась экспортная выручка. Только в 2016 г. экспортная выручка снизилась по сравнению с 2012 г. на 245 млрд. долл. (с 527 до 282 млрд. долл.). Поэтому можно сказать, что Россия сократила экономический рост из-за недофинансирования. Чтобы расти, России необходимо финансировать рост, нельзя расти без вклада денег.

Есть и дополнительные факторы сокращения роста. Первый фактор - это прогрессивно устаревающие фонды. Если имеется недофинансирование, то не меняются фонды с каждым годом. 0,7% фондов выкидывается в год, а значит, 99,3% фондов через год будут на год старше, через два года - на два года старше, через пять лет 95% фондов на пять лет станут старше, а значит, они станут хуже и будут требовать замены своих частей. Этот процесс можно сравнить с эксплуатацией автомобиля. На данное время средний срок оборудования и автомобилей в России составляет 14 лет. Если ездить на автомобиле каждый год, все начнет выходить из строя, с каждым годом он больше ремонтируется, чем работает. То же самое происходит и с оборудованием.

Второй дополнительный фактор - это зависимость от нефти. Стагнация переросла в рецессию не только из-за санкций и снижения цен на нефть, но и в связи с трендом сокращения инвестиций, оттоком капитала, сокращением экспорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3 - Внешний долг России на начало года (по данным Центрального банка России) Figure 3 - External debt of Russia at the beginning of the year (according to the data of Central Bank of Russia)

К тому же в России большой корпоративный долг. В России практически нет государственного долга, это единственная страна в мире, где внешний экономический долг государства составляет 3% валового продукта. В европейских странах государственный долг

составляет 86% валового продукта, в Америке - 110%, в Китае и Японии - 200% с внутренним долгом. В России тоже есть внутренний государственный долг, он равен 10-12% валового продукта. Так что подавляющая часть долга является корпоративным: больше всего должен Газпром - 50 млрд. долл. (больше, чем все государство), Роснефть - 50 млрд. долл., есть долг у Аэрофлота, Лукойла и т.д. Все брали в долг, так как иностранные долги дешевле, и довели долг, когда был открыт мировой финансовый рынок, до 732 млрд. долл., что является очень большим долгом. Но после введения санкций перестали перекредитовываться корпорации, и с 2014 года долг резко упал, сейчас он составляет около 500 млрд. долл., т.е. сократился на 232 млрд. долл.

Рецессия (упадок, снижение, кризис) в России в экономическом плане, не была глубокой: валовой продукт снизился на 3%, промышленность снизилась на 3,4%, сельское хозяйство поднялось на 3%, а грузооборот транспорта остался на нуле - поднялся всего на 0,2%. Но рецессия оказалась очень болезненной для населения России, потому что она характеризуется резким сокращением социальных показателей.

Реальная заработная плата в 2015 году сократилась на 9,5% за год, реальные доходы за три года сократились на 11%, и главный показатель - розничный товарооборот - и конечное потребление домашних хозяйств сократились на 14%. Это огромные сокращения. На 5 млн. человек увеличилось число бедных, т.е. людей, получающих заработную плату меньше прожиточного минимума, их стало 20 млн.

Таблица 2 - Сравнительные показатели экономического и социального развития в 2015 г. Table 2 - Comparative indicators of economic and social development in 2015

Показатели Прирост в %

Экономика:

Валовый внутренний продукт - 3,0

Промышленное производство - 3,4

Сельское хозяйство + 3

Грузооборот транспорта + 0,2

Население:

Конечное потребление домашних хозяйств - 9,4

Объём розничной торговли - 10

Реальная зарплата - 9,5

Реальный размер пенсий - 4

Россия пытается преодолеть рецессию за счет малообеспеченных и среднеобеспеченных слоев, потому что средние доходы богатых не снизились, но ни одной меры, чтобы использовать доходы богатых с целью получить государственные деньги, не было. Зато перестали индексировать пенсии работающему населению, а это в основном малообеспеченные. На 8% снизились реальные доходы пенсионеров, а у малообеспеченных они снизились на 10% и у среднеобеспеченных тоже снизились доходы довольно значительно.

В России отсутствует единая экономическая политика, ее нужно возродить, чтобы подняться. Необходимо иметь инвестиционную программу, иметь план, хотябы по государственной собственности. Когда инфляция была низкая, заработная плата росла

12-13 % в год и росли реальные доходы. А когда инфляция стала повышаться, номинальная заработная плата стала сокращаться. За 2015 год номинальная заработная плата выросла на 4,6 %, а цены выросли на 15,5 %. Это не было сделано сознательно, все произошло стихийно. Предприниматели не увеличили номинальную заработную плату, потому что им не разрешили сокращать рабочих. Они вышли из положения путем снижения реальной заработной платы, вместо того, чтобы увеличить безработицу. Поэтому можно сделать вывод, что в России хорошей единой социальной политики не прослеживается.

•Рост средней зарплаты, %

■Рост инфляции (потребительских цен), %

15.5

13,0 12,0—

5,1

sB 4,6

20,0% 15,0%

10,0% 5,0% 0,0%

2012 2013 2014 2015

Рисунок 4 - Рост средней зарплаты и инфляции в России в 2012 - 2015 гг.

Figure 4 - Growth of average salary and inflation in Russia in 2012 - 2015

Интересно, что финансовый результат предприятий и организаций в народном хозяйстве -это прибыль минус убытки. Их финансовый результат составил 8 триллионов в 2012 году, потом он снизится до 5 триллионов в 2014 году (год стагнации). А в 2015 году финансовый результат вырос до 8,3 триллиона. 2015 год - год рецессии: страна испытывала трудности, упали объемы производства, промышленности, народное хозяйство, но в то же время вырос финансовый результат. Он вырос из-за резкого роста цен на их продукцию, и они получили дополнительную прибыль. В результате получилось, что на 43% выросла прибыль, а реальная заработная плата на 9,5% снизилась. Так не бывает: во всех трудовых соглашениях во всем мире всегда сбалансированы должны расти прибыль, откуда черпается предпринимательский доход, и заработные платы. Это добавленная стоимость, и она должна делиться справедливо. Если она делится так, что прибыль растет на 40%, а заработная плата падает, то это несправедливость. В России нет социальной политики, и это сделано не сознательно.

И в 2016 году прибыль, финансовый результат опять необоснованно растет: финансовый результат вырос до 11,3 трлн. руб., на 36%, а заработная плата выросла только на 1%. Сравните 36% и 1%! Это разве нормально?

Рассматривая вопрос «А что же делать?», можно отметить, что переход к социально-экономическому росту - это главная проблема, это путь перехода к форсированным инвестициям в основной капитал и вложения в человеческий капитал. Если увеличивать по 810% данные инвестиции и вложения, то Россия с 2018 года, если бы начала в 2017 году это

делать, могла бы иметь какой-то прирост. Но Россия в 2017 году не планирует увеличение инвестиций и вложений, данный год будет годом стагнации. Но 2017 год - это переломный год, и могут быть приняты судьбоносные стратегические решения. Ведь к маю 2017 года Министерство экономического развития Российской Федерации должно было представить комплексный план до 2025 года по возобновлению экономического роста. В.В. Путин поставил задачу, чтобы в 2019-2020 году темп экономического роста был не ниже среднемирового -3,5 %. Если по 8-10% повышать валовый внутренний продукт, то доля инвестиций в валовом продукте повысится. Сейчас она 17%, а повысится примерно до 22% к 2020 году, а к 2025 году повысится до 27-28%, и тогда уже можно будет перейти на темп 4,5% и т.д.

Таблица 3 - Доля инвестиций в основной капитал и «экономики знаний» в валовом внутреннем продукте и темпы роста экономики

Table 3 - The share of investment in fixed assets and «knowledge economy» in the gross domestic product and the growth rate of the economy

Страны Доля инвестиций в Доля «экономики Среднегодовой

основной капитал в ВВП знаний» в ВВП, прирост

% % экономики %

Развитые страны Около 20 30 - 40 1,5 - 2,0

Развивающиеся страны 30 - 35 15 - 20 4 - 6

Китай 45 - 50 20 7

Россия 2016 г. 17 11 - 0,2

Россия 2017-2019 гг. 18 12 0,7 - 2,1

(Минэкономразвития)

При ежегодном приросте 25 20 3

инвестиций по 8-10%: 30 30 4 - 5

35 40 5 - 6

Россия 2020 г.

Россия 2025 г.

Россия 2030 г.

Развивающиеся страны, которые развиваются от 4-6% в год, имеют долю инвестиций в валовом внутреннем продукте 30-35%, а Китай, который сейчас развивается 7% в год, имеет долю инвестиций в валовом продукте 45%. Индия же, которая является самой бедной страной из крупных стран, имеет долю инвестиций в валовом внутреннем продукте около 40%.

Если Россия сейчас не примет решение об изменении экономической политики, переходе от снижения инвестиций к их форсированному росту, то расходы бюджета снизятся к 2019 году до 14 триллионов рублей по сравнению с 2016 годом (16,4 триллиона рублей), бюджет будет бюджетом рецессии. Много говорится о возобновлении экономического роста, ставятся определенные задачи, и в то же время депутаты, Правительство РФ утверждают вот такой трехлетний бюджет, являющийся бюджетом рецессии, с надеждой на то, что внебюджетная экономика перекроет убыток бюджета. Отсюда появляется необходимость в 2017 году пересмотра данного бюджета коренным образом, потому что без бюджета развития невозможно направить экономический рост. В.В. Путин поставил задачу перейти к бюджету развития. Его указание пока не выполнено. Надежда на пересмотр бюджетов на 2017-2019 гг.

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Доход, трлн. руб.

Рисунок 5 - Доходы и расходы Федерального бюджета России в 2016-2019 гг. по проекту (все данные приведены к ценам 2016 г.)

Figure 5 - Income and expenses of the Federal budget of Russia in 2016-2019 under the project (all data are given to the prices of 2016)

В первую очередь необходимо рассмотреть, куда направить инвестиции. Выделим пять главных направлений:

1. Технологическое обновление действующего производства. Окупаемость данных вложений 5-6 лет. Самой отсталой отраслью России является энергетика: коэффициент полезного действия электростанций 32%, в то время как в современной парадигме парогазовые электростанции дают коэффициент полезного действия электростанций в 60%, 66 млрд. м3 газа (по расчетам проектной организации Газпрома Промгаз) мы сжигаем зря из-за отсталости технологии нашей энергетики. Все котельные установки неэффективны, их необходимо сносить, сейчас совершенно новые технологии получения тепла (без прокладывания труб на улице и т.д.). Необходимо технологическое обновление действующих производств: машиностроения, легкой промышленности, транспорта и т.д.

2. Создание новых мощностей, новых предприятий в высокотехнологических отраслях: авиационное, космическое, атомное машиностроение, электроника, фармацевтика, высокие переделы нефтехимии, синтетические материалы и т.д.

3. Создание современной транспортно-логистической инфраструктуры. Необходимо перейти к массовому строительству двусторонних автострад и скоростных железных дорог, что требует огромных средств (так, дорога Москва-Казань стоит триллион рублей).

4. Необходимо удвоить жилищное строительство. Формально Россия имеет 24,6 м2 жилья на душу населения, но 23% из этого жилья не имеют канализации, 21% - холодной воды, 34% - ни ванны, ни душа, 35% - горячей воды. Это нельзя считать жильем в XXI веке, должны быть элементарные условия для комфортной жизни. В России комфортного жилья на душу населения 16 м2 (в то время как в самой плохой европейской стране - 30 м2), поэтому прослеживается необходимость удвоить жилищное строительство.

5. Вложение в «экономику знаний». «Экономика знаний» - это сфера отраслей, составляющая главную часть человеческого капитала. Данную сферу образуют наука, образование, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии и здравоохранение. Доля этой сферы в ВВП России крайне низка - 13%, а в СССР эта доля была 20%,

что соответствовало в то время уровню развитых стран. В настоящее время развитые страны имеют долю «экономики знаний» в народном хозяйстве 30%, США - 40%. «Экономика знаний» - это главный локомотив социально-экономического развития; это сфера, которая во всех странах развивается в два раза быстрее валового продукта и тянет за собой все отрасли, потому что дает огромный мультипликационный эффект. Самое выгодное вложение средств -это вложение в человека, потому что от его знаний зависит многое.

А где же взять деньги? Деньги в России есть, это прежде всего банковские активы. Необходимо сделать то, что сделано во всех странах. Если в России доля инвестиций в виде банковских инвестиционных кредитов в основной капитал составляет 1,3% банковских активов, то во всех других странах - не менее 5%. Если в России доля инвестиционного кредита составляет 5,9% в общих инвестициях, то в Германии - 35%, в США - 42%, хотя, в отличие от России, у них есть огромные фонды. Тем не менее, банковский кредит - это главный источник инвестиций. В развивающихся странах, в Китае эта доля составляет 15-20%, а это значит, что России необходимо поднять втрое долю инвестиций в основной капитал из средств банков и перевести текущие деньги в «умные» деньги для инвестирования реальной экономики.

В качестве второго источника денежных средств можно рассматривать золотовалютные резервы, которые составляют 400 млрд., что больше, чем в США, Англии (в 3 раза), Франции (в 4 раза), Италии (в 5 раз). Целесообразно 300 млрд. оставить для финансовой безопасности, а из 100 млрд. каждый год брать на возмездных условиях 15-20 млрд. долларов, чтобы вкладывать в технологическое освоение действующих производств с окупаемостью 5-7 лет. Они все время будут возвращаться.

Рассмотрим третий источник денежных средств. В настоящее время 51% всех инвестиций дают предприятия и организации. Половина этих инвестиций из прибыли, но они имеют право вкладывать инвестиции после того, когда заплатят от всей прибыли налог 24%. Необходимо освободить ту часть прибыли, которая идет на инвестиции, от налогов. Тогда у предприятий, организаций будет стимул показать более полную прибыль, и они будут стремиться к инвестированию. Если сократить срок амортизации на предприятиях и перейти на ускоренную амортизацию, то можно увеличить инвестиции в этот фонд еще на триллион рублей.

Можно использовать денежные средства населения. Население сберегает до 30 трлн. руб. в России и до 700 млрд. долл. - за рубежом. Часть этого населения готова улучшить свои жилищные условия, приобрести новый автомобиль. Если вложить денежные средства в квартиру за 2 года до постройки дома, то будет выгода около 30% от цены. Поэтому целесообразно брать заем под жилье, что было бы взаимовыгодно государству и населению. Это бы стимулировало население вкладывать свои деньги, необходимо заинтересовать людей использовать свои деньги.

Еще один фактор - государство. Можно занять деньги, чтобы дать инвестиционный кредит, который возвращается. Россия может занять денежные средства у Международных валютных организаций, у Международных банков, других стран, у крупных инвесторов, причем Россия всегда отличалась досрочным погашением займов, она имеет в этом плане высший авторитет в мире. Именно поэтому Россия может брать заем по 25-30 млрд. в год на свое развитие, для вклада в инвестиционные проекты, чтобы было чем возвращать. В обобщенном виде эти источники инвестиций представлены в табл. 4.

Необходимо при этом создать условия, способствующие осуществлению этих инвестиций. Для этого необходимо снизить инфляцию и ключевую ставку Центрального банка (за 3 года можно было бы снизить инфляцию до 3%, а ключевую ставку до 4%), что создало бы огромный стимул для экономического роста.

Таблица 4 - Источники инвестиций в основной капитал и вложений в «экономику знаний» в России

Table 4 - Sources of investment in fixed assets and investments in the «knowledge economy» in Russia

Показатели Объём заимствования в виде инвестиционного кредита в среднем в год, трлн. долл. Примечание

В основной капитал В «экономику знаний»

Активы банков в 2017-2020 гг. в 2020-2025 гг. 1,5 - 2,0 2,5 - 3,0 1,5 - 2,5 3,0 - 3,5 В 2015 г. активы банков превысили ВВП и составили 82 трлн. руб.

Международные золотовалютные резервы -взаимообразно при окупаемости 5-10 лет По 15 - 20 млрд. долл. в год Из них до 5 млрд. долл. Объём этих резервов около 400 млрд. долл., из которых до 2020 г. будет заимствовано 100 млрд. долл., средства начнут возвращаться.

Доходы от приватизации До 1 трлн. руб. Программа приватизации намечена с 2016 г.

Облигационные займы населения для строительства жилья и приобретения автомобиля 1,5 - 2 трлн. руб. Население сберегает до 30 трлн. руб. в России и до 700 млрд. долл. - за рубежом.

Прибыль и амортизационный фонд предприятий 1,5 - 2,0 трлн. руб. В том числе 0,5 трлн. руб. П р и освобождении от налогов части прибыли, направленной на инвестиции, и перехода на ускоренную амортизацию.

Займы государства за рубежом По 20 - 30 млрд. долл. в год В том числе 3 - 5 млрд. долл. В н еш н и й долг государства РФ - 3% ВВП, а с внутренним -менее 15%. Его можно довести до 30-40%.

Необходимо стимулировать и поднять инвестиционные беззалоговые кредиты (проектное финансирование), что отмечал В.В. Путин в своей речи на Петербургском международном экономическом форуме. Необходимо дать больше льгот на импортозамещение с целью технологического переоснащения и развития конкурентоспособности. Также необходимо поощрить экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, особенно высокотехнологический экспорт, поощрить новое строительство в высокотехнологических отраслях, временно освобождать от налогов тех, кто технологически переоснащается. Ведь чтобы переоснастить предприятие, необходимо убрать часть станков, они уже не будут производить продукцию. А необходимо платить заработную плату рабочим, обучать людей работать на новых станках и прочие расходы. На изменение уйдет как минимум полгода, а в

это время с предприятия еще и будут брать налоги. Целесообразно на время технологичного обновления предоставить инвестиционную паузу. То же самое применимо и к новому строительству высокотехнологичных предприятий.

Как только начинается инвестирование, как только начинается трата денежных средств, то сразу появляется много желающих присоединиться к этим денежным средствам. Например, один человек владеет присоединением электросетей, а другой человек начинает массовое строительство. Тогда первый повышает цены на мощность, добивается повышение тарифов. Или если местная власть заинтересована в строительстве детских садов, школ, то она вводит нагрузку на строителей жилья и оно удорожается. Поэтому в России есть города, в которых мало строится, все земля принадлежит определенным людям, они ее подняли до такой цены, что невыгодно ее брать и строить.

Так было в Казахстане, когда государство приняло программу жилищного строительства. Президент Казахстана проехал по регионам и увидел, что в ряде регионах из 16 регионов Казахстана не созданы условия для массового строительства. Тогда он снял несколько губернаторов и мэров, выселил их из этого города без права занимать руководящую должность. Это дало огромный эффект: перестали создаваться препятствия к строительству. Это не означает, что в России следует поступать именно так, но власть должна проявить волю, преодолеть препятствия для развития, а для этого нужны структурные реформы.

В качестве направлений структурных реформ следует рассматривать:

1. Сокращение огосударствления. В России в 2005 году доля государства была не 70%, как сейчас, а 35% в производстве валового продукта. Необходимо возвратиться хотя бы к 50%, провести настоящую приватизацию.

2. Без средств населения невозможно оплачивать пенсии. Сейчас пенсионеров 40 миллионов, а скоро их будет 50 миллионов. Необходимо, как в Казахстане, с каждой заработной платы и дохода вычитать 10% на будущую пенсию. Но чтобы реальные доходы населения не снизились, для этого следует индексировать заработную плату. Тем предприятиям, которые бы это сделали, государство может гарантировать соответствующее снижение налога.

Есть две страны кроме России, где здравоохранение чисто государственное, - это Канада и Англия, но для этого у них установлен 40% подоходный налог, а в России данный налог -13%. Поэтому России необходимо перейти на обычную систему финансирования здравоохранения. Население должно участвовать в покрытии хотя бы 6-7% вычета из заработной платы как часть страховки по здравоохранению в дополнение к взносу предприятий и государства. России нужно удвоить расходы на здравоохранение (сейчас они меньше 5% против 10,2% в Европе и 17 % в США в валовом внутреннем продукте). Также России необходимо резко сократить разницу между богатыми и бедными. Для этого рано или поздно придется перейти на прогрессивное налогообложение, лучше ступенчатое. Но не следует устанавливать слишком высокие ставки, все должно быть посильным.

России необходима серьезная реформа регионального управления. Необходимо дать регионам большие права, уменьшить централизованное управление.

Что касается Орловской области, то в 2015 году, в отличие от страны, здесь не сократился валовой региональный продукт, не снизился объем промышленности и т.д., в целом показатели в области были лучше, чем по России. Единственный показатель, который был хуже в Орловской области, чем по России, - снижение реальной заработной платы.

Но 2016 год по показателям в Орловской области был не совсем удачный (табл. 5). Если в Российской Федерации промышленность выросла на 1,1%, в Центральном федеральном округе - почти на 5%, а в Орловской области показатель составил минус 1,4%.

- Что является основной причиной современного снижения темпов роста экономических процессов? Что нужно сделать в предстоящие годы, чтобы добиться устойчивого роста экономики России?

России необходимо перейти к форсированным инвестициям по 8-10% в год, перейти к трехлетнему планированию до 2020 года и пятилетнему планированию до 2020-2025 года. План должен быть директивным по объектам государственной собственности и индикативным по частной собственности. Также необходимо перейти к активной и целостной экономической и социальной политике. В рамках единого плана должен быть финансовый план, инвестиционная программа, и на основе этих программ необходимо составлять бюджет. Бюджет должен обязательно содержать целевые показатели, его часть должна быть переведена на инвестиционное кредитование. Всему, что может окупиться, например, строительство дорог на 20-25 лет, целесообразно давать денежные средства под 3% годовых с возвратом.

Таблица 5 - Орловская область в годы рецессии 2016 гг. Table 5 - Orel region in the years of recession in 2016

Место среди Центральный

18 субъектов Показатели Российская Федеральный округ Область

ЦФО Федерация

16 Промышленность 1,1 4,6 - 1,4

2 Сельское хозяйство, 4,8 3,8 9,3

2 В том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Растениеводство 7,8 4,1 13,7

1 Животноводство 1,5 1,8 - 1,7

17 Мясо в живом весе 3,4 5,6 13,7

17 Молоко - 0,2 0,3 - 3,8

Яйца 2,2 3,4 - 12,6

16 Строительство - 4,3 - 0,5 - 12,6

17 Ввод жилья - 6,0 - 6,1 - 24,9

12 Розничная торговля - 4,6 - 4,4 - 4,7

5 Экспорт - 16,9 - 18,9 - 9,1

12 Инвестиции в основной - 0,9 - 1,3 - 5,8

каптал

13 Реальные доходы - 5,6 - 6,0 - 7,0

- Исходя из того, что основным субъектом (участником) инвестиций, которые осуществляются в экономике в России, фактически являются предприятия и организации, следовательно, любая предпринимательская деятельность подвержена рискам. Что поможет сгладить и снизить экономический и потребительский риски, которые возникают в данной ситуации?

- Данные риски больше всего возникают из-за высокой процентной ставки. В настоящее время ключевая процентная ставка выше рентабельности, поэтому многие предприятия, беря займы, очень трудно расплачиваются в срок, отсюда большие риски. Риски связаны также с большими скачками курса валюты России, в экспорте должна доминировать не нефть (в

настоящее время 40%), а готовые изделия, цены на которые колеблются меньше. Целесообразно использовать разные методы по регулированию курса валюты России, чтобы он был более стабильным, предсказуемым. Задачей является предотвращение рисков.

- Каким образом можно обеспечить привлекательность российских инвестиций для бизнеса?

- В России нет основного закона о бизнесе: закона о частной собственности, ее неприкосновенности, государственной защите. Необходимо, чтобы силовые структуры стояли на страже частной собственности. Например, если приехать в любую страну и поставить автомобиль на стоянку-рг1уа1в, то придет государственный полицейский, а не частная охрана, с просьбой убрать автомобиль. Так, если в российском банке вести активы, а банк ликвидируют, то люди потеряют свои вклады, если вкладывали меньше 1 600 000 рублей, а если больше - то просто вернут 1 600 000 рублей. При этом Центральный банк не предпринимает действий, чтобы спасти ликвидируемый банк, а люди теряют свою частную собственность. Рассматривая попытку ввести закон, который предполагал снос пятиэтажных домов в Москве, можно проследить сплошные нарушения частной собственности: принудительное выселение из собственной квартиры, невозможность отказаться от новой квартиры и т.д. Вообще в России много необходимо менять с точки зрения предпринимательства.

В настоящее время люди не хотят быть предпринимателями, каждый шестой предприниматель в России находится под следствием, что вызывает сомнения в таком большом количестве криминала, ведь до суда доходит только 1/20 часть. Необходимо развивать малый бизнес, ведь именно этот вид бизнеса является основой предпринимательства. В самой плохой развитой стране 40% населения занимается малым бизнесом, во всех странах установлен такой порядок, что приходится заниматься малым бизнесом, потому что, имея частный бизнес, есть возможность не платить часть денежных средств за жилье (это офис), автомобиль, потому что он служебный, и т.д. В России многие, кто ведет малый бизнес, теряют свои деньги, а с них еще и берут налог, очень трудно в соответствии с законом вести бизнес. Необходимо сделать малый бизнес выгодным, поощрять его, что крайне важно для создания среднего класса, устойчивости в стране, роста благосостояния. Человек, который имеет недвижимость и занимается бизнесом, заинтересован в устойчивости экономики, ему это экономически выгодно, поэтому государство должно быть крайне в этом заинтересовано. В России много говорят про малый бизнес, но мало реальных результатов.

- Каким образом экономическая политика России способна увеличить рост благосостояния населения страны? Какой темп экономического роста Вы считаете самым оптимальным?

- Темп экономического роста зависит от доли инвестиций в основной капитал в валовом продукте. Сейчас она в России очень низка - 17%, это ниже, чем в развитых странах (доля составляет 20%), которые имеют темп экономического роста 1,5-2%. Если Россия будет так же хорошо использовать инвестиции, как развитые страны, то в России темпа экономического роста не будет. Россия может развиваться, но тогда не будет возможности вкладывать в жилье, инфраструктуру. Также темп экономического роста зависит и от доли «экономики знаний» в валовом продукте. В России эта доля составляет 13%, а в развитых странах доля «экономики знаний» в валовом продукте равна 30% и 20% - в развивающихся странах. Когда Россия достигнет доли инвестиций в основной капитал в валовом продукте 25% и доли «экономики знаний» в валовом продукте 20%, мы сможем иметь темп экономического роста 3-4%. Если же Россия достигнет доли инвестиций в основной капитал в валовом продукте 30% и доли «экономики знаний» в валовом продукте 30%, мы сможем иметь темп экономического роста 5%. Для России темп экономического роста оптимален 5-6% и необходимо стремиться выйти на эти

цифры. Данных показателей можно достичь к 2030 году, если по 8-10% каждый год увеличивать инвестиции, что вполне возможно для России.

Если рассматривать международный рейтинг России среди 150 ведущих государств мира, то можно отметить, что Россия находится на 40-м месте по экономическому развитию: валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности; по индексу социального развития - на 65-м месте; по продолжительности жизни - на 90-м месте; по жилищным условиям - на 80-м месте; по уровню жизни пенсионеров - на 78-м месте. Самые плохие показатели в России - это качество здравоохранения (Россия находится на 119-м месте) и смертность мужчин (Россия находится на 120-м месте). В России рейтинг по социальным вопросам хуже, чем по экономическим, поэтому необходимо развиваться в сторону социальных направлений. Это представлено в табл. 6.

Таблица 6 - Международный рейтинг России среди 150 ведущих государств мира - место по социально-экономическим показателям

Table 6 - International rating of Russia among 150 leading countries of the world - a place according to socio-economic indicators

Показатели 2015 г. 2025 г. 2030 г.

ВВП - объём :

по ППС 6 5 4

по рыночному валютному курсу 15 10 4

ВВП на душу населения (уровень экономического развития) по ППС 45 35 15

по рыночному валютному курсу 80 45 20

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП 130 30 10

Доля «экономики знаний» в ВВП 110 40 10

Индекс социального развития 70 45 25

Ожидаемая продолжительность жизни при 90 50 25

рождении

Реальные доходы на душу населения по ППС 55 40 20

по рыночному валютному курсу 90 50 25

Обеспечение комфортным жильём 80 50 25

Образование 30 20 10

Здравоохранение 120 50 25

Уровень жизни пенсионеров 80 50 25

Если рассматривать восстановление и дальнейший рост экономических и социальных показателей в перспективе, то можно сказать, что как только Россия начнет повышать экономический рост на 3%, то сразу будет 2,5 триллиона рублей дополнительных денежных средств. Данные денежные средства должны пойти прежде всего на возмещение сокращения реальных доходов. России необходимо перераспределять деньги, восстановить уровень жизни. Самая главная социальная проблема России - это преодоление бедности. Россия по бедности занимает 100-е место в мире, хотя по уровню экономического развития находится на 40-м месте, а по реальным доходам - на 50-м месте. Средние уровни в России составляют неплохие показатели. Так, средний уровень заработной платы в России составляет 37 000 рублей, уровень дохода на душу превысил 30 000 рублей.

Таблица 7 - Восстановление и дальнейший рост экономических и социальных показателей в перспективе

Table 7 - Restoration and further growth of economic and social indicators in the future

Показатели Снижение К какому году Насколько будет

в период восстановятся эти превзойден

стагнации показатели докризисный уровень

и при форсаже

рецессии инвестиций, %

в 2013- Минэконом- При 2025 г. 2030 г.

2016 гг. развития форсаже

% инвестиции

Валовой внутренний продукт 4 - 4,5 2020 г. 2019 г. 25 60

Промышленность 3 2018 г. 2018 г. 20 50

Строительство 16 2023 г. 2019 г. 40 80

Инвестиции в основной 15 2023 г. 2018 г. В 2,3 В 3,2 раза

капитал раза

Экспорт В 2 раза Не ранее 2030 г. 2023 г. 15 60

Образование и 10 Не ранее 2018 г. В 2,5 В 4 раза

здравоохранение 2023 г. раза

Розничный товарооборот 15 2023 г. 2020 г. 30 65

Реальные денежные доходы 10 2021 г. 2019 г. 30 65

Конечное потребление 14 2023 г. 2020 г. 30 65

домашних хозяйств

В России показатели младенческой смертности равны 6,0, но в Чувашии этот показатель около 2, т.е. ниже, чем в Европе, и считается самым низким. А в Амурской области показатель младенческой смертности впятеро выше, хотя эта область намного богаче. При большом количестве перинатальных центров, научно-исследовательских институтов, при наличии огромного научного центра акушерства и гинекологии Москва имеет в 2,5 раза выше уровень младенческой смертности, чем в Чувашии.

Белгородская область производит мяса в 19 раз больше всего Дальнего Востока, больше, чем вся Сибирь.

А в худшей области сельского хозяйства России - молочной, где мы завозим 9 млн. т, в Ленинградской области сельхозпредприятия в 2016 г. достигли среднего надоя с одной коровы 8184 кг - выше, чем в Германии, где надой самый высокий среди крупных стран Западной Европы и откуда регионы России покупают племенных коров. Все эти показатели говорят о колоссальных возможностях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.