Научная статья на тему 'Возникновение прекарных отношений в сфере труда'

Возникновение прекарных отношений в сфере труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возникновение прекарных отношений в сфере труда»

УДК 32.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРЕКАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В СФЕРЕ ТРУДА

Русяев К.В.

УК ОГУ г. Оренбург

Во второй половине XX века в результате процесса углубления международного разделения труда и сокращения экономического расстояния между странами, осуществляющегося в рамках глобализации мировой экономики, перед западными компаниями и фирмами открылась возможность привлечения дешевой иностранной рабочей силы в ранее неизвестных масштабах, что в итоге привело к возникновению новой формы занятости, именуемой прекаритетом или пре-карным трудом. В настоящее время в прекарные отношения вовлечено множество людей трудоспособного возраста по всему миру вне зависимости от их гендерной принадлежности.

Эта новая категория работников по-разному обозначалась исследователями современных отношений в сфере труда. Например, американский социолог Мануэль Кастельс называл их родовой рабочей силой. В его понимании это просто грубая физическая сила, которую можно использовать на любых видах работ, не требующих высокой специализации. О таких работниках писал Зигмунд Бауман -он говорил о появлении категории работников, не имеющих ни прав, ни возможностей, и которые могут рассчитывать на временный эпизодический заработок. Примерно с середины нулевых годов сформировался термин прекариат. От английского слова с латинскими корнями «precarious», что означает «неуверенный, разлагающий, ненадежный». В настоящее время одним из ведущих исследователей пре-кариата является социолог, профессор Лондонского университета Гай Стэндинг.

Так что же такое прекариат и как он возник? В 70-80-е годы XX века открывшаяся технологическая свобода перемещения капитала и труда, товаров и услуг позволила развитым индустриальным странам Запада опробовать новую стратегию, реализующуюся в рамках неолиберальной идеологии, замысел которой заключался в сокращении социальных гарантий и уходе государства из сферы рынка. Содержанием новой быстро распространяющейся формы трудовых отноше-

ний стал неполный рабочий день и частичная занятость, игнорирование юридически закрепленных трудовых обязательств работодателя перед работником, расширение практики лизинга и аутсорсинга.

Реализация новых форм трудовых отношений стала возможна в условиях появления огромного количества незадействованного трудоспособного населения в странах «третьего мира». Вызвавшие его деградация сельского хозяйства и промышленности, а также ориентация экономики на экспорт были связаны со структурными изменениями в мировой экономике и напрямую вытекали из зависимости от Запада. По мнению Карл-Хайнца Рота, автора книги «Глобализация», образование значительной армии резервного труда стало почвой «для всеобщего осуществления измененных трудовых отношений»[1], которое вначале происходит на периферии (в государствах Латинской Америки, Южной Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии), а затем и в центре капиталистического мира.

Как считает Карл-Хайнц Рот, именно в Чили впервые зарождаются предпосылки для возникновения прекариата. Он пишет: «В то время как мы смотрели на не имеющего совершенно никаких экономических концепций деспота — Пиночета, около сотни выпускников Чикагской школы экономики, с помощью налоговых и валютно-по-литических мер разрушали до основания модель развития блока «Народного Единства», основанную на смешанной экономике. Бюджетные сокращения, кредитные ограничения и конвертируемость валюты стали исходным пунктом программы, которая «разгосударствила» хозяйственные структуры, либерализовала цены внутри страны, открыла рынки капиталов и внешнюю торговлю и, напротив, установила жесткий контроль над рентабельностью рынков рабочей силы и над заработной платой, запретив профсоюзы, ликвидировав практику коллективных соглашений и оставив рабочих без всякой социальной защиты. Среднесрочными результатами этой первой «шоковой терапии» новой эры стали массовая безработица, негарантированные (прекаризированные) трудовые отношения по цене ниже прожиточного минимума, упадок образования, здравоохранения и социального обеспечения» [1].

Мигранты из стран Латинской Америки, Азии и Африки, а потом и из Восточной Европы, бегущие на Запад от безработицы и нищеты, оказались открыты для любой работы на любых условиях. С другой стороны, как отмечает профессор Лондонского университета Гай Стендинг: «Возникло давление на зарплаты и соцпакеты в богатых индустриальных странах типа Швеции, Франции, Британии, Гер-

мании и США, поскольку мировое предложение рабочей силы утроилось буквально за ночь, с приходом на рынок Китая, Индии, а чуть позже России и всех остальных стран бывшего Советского блока» [2].

Помимо этого, росту мирового прекариата способствовали изменения и в китайской экономике. Низкая заработная плата и высокая интенсивность труда заставили фирмы, как в развитых странах Азии, так в западных странах начать конкурировать друг с другом в урезании затрат и привлечении гибкой рабочей силы. Гай Стэндинг об этом пишет следующие: «Рост китайской экономики был обусловлен государственными инвестициями, особенно в инфраструктуру, и прямыми инвестициями из-за рубежа. Транснациональные корпорации ринулись туда, используя «дочерние» фирмы по всему Китаю. Они набрали сотни тысяч рабочих в спешно построенные промышленные зоны, поселили их в общежитиях и заставляют их работать так интенсивно, что большинство увольняются, не проработав и трех лет. Эти люди могли бы соответствовать понятию промышленного пролетариата, но к ним относятся как к мигрирующей рабочей силе разового использования» [3, с. 56].

Таким образом, изменения положения трудящихся на периферии открыло возможность для капитала увеличить извлечение прибыли за счет демпинга зарплат, сокращения социальных гарантий и перераспределения безработицы путем дробления имеющихся рабочих мест не только в странах третьего мира, но и не посредственно в самих развитых странах.

Прекариат постепенно стал нормой, он охватил все слои, живущие за счет продажи своего труда - от потерявшего постоянную работу пролетария до служащего в отделе управления, от докера до web-дизайнера. К 2000-м годам, по мнению профессора социологии Мюнхенского университета Ульриха Бека, в Великобритании, «слывущей по части занятости землей обетованной», полный рабочий день имела лишь треть трудоспособного населения [4, с. 74].

Особенно сильно прекаризации оказалась подвержена молодежь. Сейчас в развитых странах мира проживают 87 процентов мировой молодежи, которые часто находятся в неполной занятости и работают в неформальном секторе при плохих условиях. Все больше и больше молодых людей переезжает в города или страны с большими возможностями нахождения работы, расставаясь со своими семьями и сетями социальной поддержки. В докладе ООН «Молодежь мира обеспокоена перспективами занятости и требует увеличения инвестиций» говорится: «Мировой уровень безработицы среди молодежи, который на протяжении долгого периода времени превышал показатели

в других возрастных группах, пережил свой самый большой, рекордный годовой рост в 2009 году, в его высшей точке 75,8 миллионов молодых людей были без работы» [5].

В России возникновение прекариата не было тесно связано с трудовой миграцией. В первые годы после распада СССР поток переселенцев состоял преимущественно из русских или этнических россиян (2/3 от общего числа мигрантов[6]), бегущих от национальной дискриминации, вооруженных конфликтов, безработицы и бедности из бывших советских республик. Экономические мигранты стали массово появляться в России только с 2000-х гг., когда в стране стал наблюдаться некий экономический подъем, но к тому времени местное население уже было знакомо с прекариатом.

Установление и развитие рыночных отношений на постсоветском пространстве в начале 90-х гг. повлекло за собой сокращение рабочих мест, заработной платы, обнищание населения и привело к его массовому уходу в неформальный сектор экономики (предусматривающий самостоятельное создание рабочих мест, негарантированную зарплату и случайный заработок). По мнению Марии Чехонад-ских в России «прекаритет как система трудовых отношений формировался стихийно и снизу». В своей статье «Трудности перевода: пре-каритет в теории и на практике» она пишет:

«Прекаритет - форма творчества постсоветских безработных, вынужденных переизобретать собственную жизнь: инженеров, становящихся промоутерами фирмы НегЬа^е; челноков — жителей периферий, не имеющих высокой квалификации; учителей, создающих сети репетиторства; пенсионеров, гонимых милицией за создание стихийных продуктовых рынков; студентов, пишущих за деньги курсовые работы» [6].

В современной России, как и в западном мире, происходит неуклонная прекаризация труда. Согласно данным Е.С. Кубшина, масштабы неформальной занятости в России значительно шире, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы по размерам с теневым рынком труда в развивающихся странах, где его доля составляет от 25 до 45%. По мнению Кубшина это означает, что «сфера неформальных трудовых отношений - вполне сложившийся самостоятельный сегмент рынка труда со значительной численностью занятых, определенными сферами деятельности, сложившимися социально-демографическими и профессионально-квалификационными характеристиками работающих» [7].

В целом, сегодня можно говорить о том, что прекаризация в массовом порядке коснулась не только трудоспособного населения западных стран, но и России. Эта форма трудовых отношений требует

тщательного исследования, поскольку большая часть работников, оказавшихся в новых трудовых условиях, не принадлежит ни к каким профессиональным объединениям и не обладает исторической памятью, что делает ее поведение в условиях экономического или политического криза непредсказуемым.

Библиографический указатель:

1. Рот, К. Глобализация / К. Рот [Электронный ресурс] Режим доступа: http://avtonom.org/old/lib/theory/rotglobalisation.html?q=lib/ theory/rot_globalisation.html

2. Асташенков А. Прекариат начинает организовываться / А. Асташенков [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rusplt.ru/ policy/prekariat.html

3. Стэндинг Г. Прекариат - новый опасный класс [Текст] / Г. Стэндинг - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 328 с.

4. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию [Текст] / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.

5. Доклад ООН: Молодежь мира обеспокоена перспективами занятости и требует увеличения инвестиций [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unic.ru/event/2012-02-06/v-oon/doklad-oon -molodezh-mira-obespokoena-perspektivami-zanyatosti-i-trebuet-uveli

6. Чехонадских М. Трудности перевода: прекаритет в теории и на практике / М. Чехонадских [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/79-80/chekhonadskih/

7. Велигжанин Н. Что такое прекариат? / Н. Велигжанин [Электронный ресурс] Режим доступа: http://trudprava.ru/expert/article/ employart/1182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.