УДК 796
DOI 10.24411/2409-3203-2019-1912
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОТИВАЦИИ К СОХРАНЕНИЮ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ, В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Конычев Александр Алексеевич
подполковник полиции, доцент кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород Меркулова Юлия Алексеевна лейтенант полиции, преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород Чебаев Андрей Алексеевич капитан полиции, преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород
Аннотация: Наивысшей ценностью человека является здоровье, благодаря которому человек строит свой жизненный путь и уверенно преодолевать преграды. Именно поэтому здоровье необходимо беречь с младшего возраста.
Ключевые слова: Здоровье, мотивация, сохранение здоровья, физические упражнения.
THE ORIGIN OF MOTIVATION TO PRESERVING ITS HEALTH IN A MODERN
EDUCATIONAL SPACE
Konychev Alexander Alekseevich
lieutenant colonel of the police, associate professor of the department of fire training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Nizhny Novgorod
Merkulova Julia Alekseevna
lieutenant of police, teacher of the department of fire training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Nizhny Novgorod
Chebaev Andrey Alekseevich
captain of the police, teacher of the department of fire training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Nizhny Novgorod
Abstract: The highest value of a person is health, thanks to which a person builds his life path and confidently overcome obstacles. That is why health must be protected from a younger age.
Key words: Health, motivation, preservation of health, exercise.
В раннем детстве за здоровьем ребёнка следят его родители, а в школьный период ребёнок уже немного отрывается от мамы с папой, и ему предстоит самому уделять
39
внимание своему здоровью. Но не все дети стремятся заниматься спортом, кушать витамины, закаляться, а также осуществлять иные действия для поддержания своего здоровья. Именно поэтому необходимо каким-либо образом мотивировать детей, подростков, а также учащихся на сохранение своего здоровья и прививать им ценности здорового образа жизни.
Младший школьный возраст - это своего рода фундамент, ведь около 35% физиологических и психических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте, поэтому привитие ребёнку ценностей здорового образа жизни очень ответственная стадия.
Казалось бы, откуда у ребёнка могут быть психические заболевания? Но, как известно, в последние годы в школах увеличился объем нагрузок, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса, дети всё чаще попадают в больницы с нервными срывами. Также это влияет и на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Кроме этого из-за большого объёма школьной программы происходит сильное напряжения зрительного аппарата, вследствие чего нарушается зрение учащихся.
Находясь на учебных занятиях, школьник или студент должны следить за своей осанкой. Ведь вследствие неправильно выбранной позы деформации подвергается позвоночник учащегося. А что уж говорить о рационе питания... Дети, как правило, его не соблюдают. Это еда всухомятку, большие перерывы между приемами пищи, голодание, употребление пищи быстрого приготовления с острыми приправами, соусами, майонезом, копченые, консервированные продукты, жареная пища. В основном дети выбирают не полезную, а вкусную пищу, поэтому перекусывают бутербродами, чипсами, сухариками, газировкой, которая содержит вредные для здоровья красители. В связи с этим у детей образуется патология органов пищеварения. Это могут быть такие заболевания, как гастрит, гастродуоденит, диспепсия, панкреатит и другие[1].
Интенсификация образовательного процесса сказывается и на нарушении режима дня и отдыха школьников, что отрицательно влияет на физическое и психическое здоровье детей. К чему же могут привести проблемы со здоровьем? Разумеется, к ограничению жизненных и социальных функций. Впоследствии все это чревато снижением физической активности, мобильности, способности заниматься обычной деятельностью, возможности получить достойное образование. Ведь именно здоровье как главное достояние человека помогает ему сделать достойным и продуктивным своё существование на земле. И чтобы обеспечить детям светлое и здоровое, мы должны создать для них здоровую окружающую среду в образовательном пространстве.
Что значит быть здоровым для ребёнка? Это значит, развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира, т.е. вести здоровый образ жизни. По данным Всемирной Организации Здравоохранения здоровье каждого человека на 50-54% зависит именно от его образа жизни. Еще 18-20% - от условий окружающей среды, 20-22% - от наследственной предрасположенности к болезням и только 8-10% - от уровня развития медицинской помощи.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом благополучия нации в целом. Именно поэтому необходимо формировать мотивацию у детей для соблюдения здорового образа жизни[2].
На мой взгляд, мотивацию следует формировать через проектную деятельность. Что же подразумевает этот термин? Проектная деятельность - одна из самых продуктивных педагогических технологий. Она требует от ребенка познавательной активности и умения использовать уже имеющиеся знания у учащегося. В процессе реализации проекта ребёнок сталкивается с необходимостью проявления своей
самостоятельности, ищет компромисс, согласовывая свою цель с другими детьми. В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми; способствуют улучшению микроклимата в группе; развивают творческие способности детей; помогает формировать ключевые компетенции воспитанников.
Как же сохранить здоровье? Как убедить детей, что здоровье нужно беречь с самых ранних лет? Как выработать у них эту привычку - соблюдать здоровый образ жизни?
Известно, что овладение знаниями проходит быстрее, если ребенок является активным участником происходящего. Поэтому, на мой взгляд, следовало бы проводить различные беседы с детьми, которые были бы наполнены игровыми сюжетами, персонажами. Необходимо подбирать соответствующий дидактический и демонстрационный материал, включая макеты, чередуем различные виды деятельности. Всё это завлекало бы детей, и работа продвигалась бы эффективнее.
Чтобы искоренить процветание вредных привычек в подростковом возрасте, следовало бы создать проект «Скажем «Нет!» вредным привычкам». Осуществляя работу по этому направлению, важно помнить о том, что игра является важным фактором познания окружающего мира. Мы не всегда можем достичь желаемого результата, объясняя ребёнку или подростку «что такое хорошо и что такое плохо».
А вот при помощи игр-инсценировок, которые способствуют эмоциональному сопереживанию героям, у нас есть больше шансов научить действовать и поступать соответствии с нравственными требованиями. Подростки с увлечением принимают участие в работе над презентацией, учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы. Итогами такой работы могут быть выпуск плакатов, рисунков, буклетов в котором дети и подростки выражают свое отношение к вредным привычкам[3,4].
Также, по моему мнению, многое зависит от персонала, который занимается воспитательской и педагогической работой. Поэтому, педагогам следует брать на себя осуществление деятельности по формированию здорового образа жизни у своих воспитанников. А для этого нужно проводить дни здоровья. Ведь такая форма работы позволяет формировать потребность в полезном проведении досуга.
Как известно, большинство детей виртуально. Всё своё свободное время они проводят за компьютерами. В современном мире утрачивает свою сущность общение вживую, в основном дети общаются через Интернет. Из-за этого у подростков портится зрение, происходит искривление позвоночника, да и проще говоря, перестаёт работать мышление, за ребёнка думает компьютер. А проектная деятельность помогает детям и подросткам рационально организовывать свой досуг. Ведь если человек с детства способен распланировать свой день, то в будущем ему будет проще и легче воспитывать своих детей.
Таким образом, проектная деятельность - это наиболее эффективный способ формирования мотивации к сохранению здоровья у детей, подростков и молодежи.
А что касается молодёжи, здесь каждый человек уже сам следит за своим здоровьем и сам решает, следует ли ему соблюдать здоровый образ жизни или нет. Каждый ставит перед собой свои ценностные ориентиры, поэтому в таком возрасте тяжело повлиять на человека и навязать ему определённые мнения. Но всё же стоит попытаться.
Конечно же, воспитание родителей формирует характер человека и влияет на его дальнейшую жизнь. Поэтому родителям следовало бы с самого раннего возраста своего ребёнка прививать ему занятие спортом, правильное питание, учить его одеваться по погоде, закаляться, в общем, соблюдать здоровый образ жизни. Но данные действия свойственны не только родителям. Во всех образовательных организациях кураторы, преподаватели или начальствующий состав стремятся мотивировать своих студентов или курсантов на соблюдение здорового образа жизни.
Если говорить о моём институте, институте Министерства внутренних дел Российской Федерации, то здесь курсанты с самого поступления в институт закаляют как себя, так и свой характер. Занятие спортом для наших курсантов - это основа удачной службы. Несколько раз в неделю у нас проходят занятия по физической подготовке, на которых мы развиваем свои физические качества, такие как ловкость, быстрота, гибкость, совершенствуем приёмы борьбы, преодолеваем различные препятствия. Всё это закаляет курсантов, делает их сильнее и устойчивее к различным внешним воздействиям. Также в нашем институте регулярно проводятся спортивные праздники, на которых учащиеся соревнуются между собой, вырабатывая в себе целеустремлённость, силу воли, настойчивость и дисциплинированность.
В жизни главное, чтобы все люди были здоровы. А что для этого надо? Для начала следует соблюдать ряд простых правил, на которых и базируется успех. Родителям нужно правильно воспитывать своих детей, а детям - слушать родителей и принимать к сведению все их советы, а также пытаться самому следить за своим здоровьем и не совершать необдуманных поступков. И если каждый человек будет прилагать все усилия к соблюдению здорового образа жизни, в нашем мире будет здоровая нация.
Список литературы:
1. Макарова Л. П. Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования [Текст] / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1021-1023.
2. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова.- М.: МГОУ, 2004. - 100с.
3. Муханов, Ю.В. Воспитание физических качеств у слушателей факультета профессиональной подготовки на основе технологии "малых шагов" / Муханов, Ю.В., Клименко, С.С. // Сборник материалов конференции: Проблемы правоохранительной деятельности и образования сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов. - Белгород, - 2017. - С. 72-78.
4. Муханов, Ю.В. Некоторые способы борьбы со стрессом. / Муханов, Ю.В., Лопатин, И.И., Клименко, С.С.// В сборнике: Сборник научных трудов Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина - Белгород, - 2017. - С. 4952.