УДК 796
DOI 10.24411/2409-3203-2019-1905
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Гурылев Владимир Иванович
подполковник полиции, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород Ураков Дмитрий Игоревич майор полиции, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России
Россия, г. Нижний Новгород Коряковцев Дмитрий Александрович
подполковник полиции, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород
Аннотация: в настоящей работе рассматриваются актуальные вопросы сохранения и укрепления здоровья молодежи. Отдельное внимание уделяется роль социальных институтов в ходе формирования компетентностей в области здоровья, которые способствуют присвоению ценности здоровья и здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, воспитание личности, ценностные ориентации, учебно-воспитательный процесс, здоровье.
TECHNOLOGICAL PROCESSES AND TECHNOLOGIES IN PHYSICAL TRAINING
LESSONS
Gurylev Vladimir Ivanovich
lieutenant colonel of police, senior lecturer of the department of fire training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Nizhny Novgorod Urakov Dmitry Igorevich Police Major, Senior Lecturer, Department of Fire Training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Nizhny Novgorod Koryakovtsev Dmitry Alexandrovich lieutenant colonel of police, senior lecturer of the department of fire training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Nizhny Novgorod
Abstract: in this paper, the current issues of preserving and strengthening the health of young people are considered. Special attention is paid to the role of social institutions in the formation of health competencies that contribute to the attribution of the value of health and a healthy lifestyle.
Key words: health-saving technologies, personality education, value orientations, educational process, health.
На сегодняшний день, когда вопросы укрепления здоровья подрастающего поколения стоят наиболее остро, особую роль в формировании первичных ценностных ориентаций, повышении интереса молодежи к здоровому образу жизни играют достаточно знакомые всем нам социальные институты: детский сад, школа, университет. Образовательные организации обладают значительно широкой компетенцией и вместе с тем несут достаточно серьезную социальную ответственность в части формирования «правильных» взглядов у обучающихся, активной гражданской позиции. Потому вопросы сохранения и укрепления здоровья на этапе обучения требуют более пристального внимания, т. к. от их своевременного и эффективного разрешения зависит будущее здоровье нации.
Так, в 90-е годы широкое распространение получил термин «здоровьесберегающие технологии», ввиду того, что государство сделало акцент на необходимость укрепления и сохранения здоровья обучающихся, возложив тем самым ответственность за это на образовательные организации. На сегодняшний день подобные технологии внедряются на всех уровнях образования в качестве фундаментального базиса[ 1].
Сущность технологий заключается в создании единого образовательного, оздоровительного и социально-реабилитирующего пространства школы. Здоровьесберегающая среда - это комплекс психолого-педагогических, социально-гигиенических, оздоровительных (медицинских), физкультурных, морально-этических, экологических образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и образовательном учреждении.
Здоровье детей, по критериям образовательной системы, должно пониматься как уровень зрелости психических функций и функциональной активности органов и систем организма, позволяющий свободно адаптироваться к меняющимся условиям существования, разнообразной активной деятельности и усваивать адекватный возрастным физиологическим и психологическим нормам объем специальных знаний.
Однако по состоянию на сегодняшний день мы видим необходимость в решении двух проблем:
Согласовать педагогический процесс с психофизиологической основой деятельности ребенка. Обеспечить максимальную эффективность обучения путем гармонизации состояния возбуждения и утомления в ходе образовательной деятельности.
Отказаться от устаревшего подхода к ребенку как к субъекту педагогического процесса. Биологическое и социальное в ребенке должно развиваться в гармонии. Только так возможно сформировать полноценную личность[2].
Решение подобных проблем требует планомерного решения более мелких задач, к которым можно отнести - повышение качества процесса обучения и приближения его к требованиям международных стандартов внедрения новых технологий. Кроме этого, необходимым условием современной системы образования является высокая компетентность педагога в профессиональных вопросах. Однако наиболее основным, на наш взгляд, условием в процессе усвоения всей суммы знаний современной жизни является четкое функционирование всех органов и систем детского организма, в частности центральной нервной системы, обеспечивающей процесс адаптации ребенка к социуму школы и возможность усвоения им суммы знаний. Будет ли школьная среда комфортной для ученика, зависит только от учителя, от его компетенции в вопросах физического, психического и социального здоровья подрастающего поколения.
Функциональная незрелость органов и систем приводит к формированию «комплекса симптомов», играющего ведущую роль в усвоении школьной программы, формирования социального статуса ученика в школе (отличник, неуспевающий, дезорганизатор, позитивный лидер) и как итог всего становления личности в социальном и нравственном аспектах[3].
Исходя из этого, обучающая среда в начальной школе должна содержать элементы корригирующие «комплекс симптомов незрелости», и, соответственно облегчая ребенку период адаптации к школе и делая для него процесс обучения комфортным, понятным и интересным. Такими элементами являются: уроки развития и смены деятельности; введение в план занятий временных интервалов двигательной активности:
а) мелкая моторика - на уроке,
б) общая двигательная активность - на перемене,
в) уроки физической культуры.
Вторым необходимым условием при внедрении здоровьесберегащих технологий является участие врача, который помогает выявить причины формирования «комплекса симптомов незрелости» и определяет необходимые элементы среды, корригирующие в ней медицинские дефициты. К ним относятся:
- реклинаторы и коврики для ног для коррекции ортопедических дефицитов (нарушение осанки и плоскостопия);
- фитобар с использованием травяных отваров, корригирующих неврологические дефициты (эмоциональную лабильность, расторможенность, повышенную утомляемость и т.д.);
- элементы гимнастики для глаз (по Аветису, по Базарнову); - элементы среды, предупреждающие инфекционные заболевания (режимы проветривания и кварцевания, санация носоглотки) .
Совместная работа медицинского персонала и педагогических работников позволит решить все проблемы, имеющиеся в настоящее время, мешающие формированию комфортной среде. Только индивидуальный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности поведения, познавательной деятельности и физического здоровья каждого ребенка в отдельности позволит сформировать единую комфортную для обучения всех детей в целом среду[4].
Кроме того, несмотря на широкие компетенции образовательных организаций в формирование комфортной среды должно быть вовлечено и ближайшее окружение ребенка. Без положительного социально примере в семье невозможно сформировать даже базовые компетенции здоровой жизни у ребенка. Тем самым семья - достаточно мощный мотиватор, роль которого даже на этапе обучения не уменьшается.
Как мы видим, воспитание ребенка - сфера не только частных, но общественных интересов. Государство заинтересовано и внедряется различные средства, чтобы будущее поколение росло здоровым физически и психологически. Родители должны быть осведомлены об изначальном уровне здоровья их ребенка, с которым он вступает в процесс обучения и должны четко представлять каким образом его физическое и психическое здоровье может стать причиной неуспешности обучения и нарушения поведения.
Только при наличии дуальности субъектов: с одной стороны - педагоги, с другой стороны - родители мы можем обеспечить комплексные и максимально реалистичный поход в вопросе формирования здоровых ценностных ориентаций у ребенка, сформировать его как личность.
Таким образом, внедряя здоровьесберегающие технологии, мы формируем для ребенка эмоционально-комфортную среду обучения: когда подаваемая информация для него понятна и интересна, когда положительная оценка деятельности со стороны учителя поддерживает его интерес к процессу обучения, когда оздоровительные элементы окружающей среды сводят к минимуму состояние усталости, мышечной утомляемости и гиподинамического стресса. Это и есть одно из направлений профилактики формирования психосоматической патологии, воспитания нравственно здоровой и социально зрелой личности.
Список литературы:
1. Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. Здоровье семьи - XXI век // Мат. Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 22-24 окт. 2003 г.: М., 2003. С. 30.
2. Посохов В.П., Кротов В.Р. Проблема здоровья и пути его совершенствования // Физическая культура, спорт и здоровью. - Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ. 2017. № 30. С. 133-137.
3. Муханов, Ю.В. Воспитание физических качеств у слушателей факультета профессиональной подготовки на основе технологии "малых шагов" / Муханов, Ю.В., Клименко, С.С. // Сборник материалов конференции: Проблемы правоохранительной деятельности и образования сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов. - Белгород, - 2017. - С. 72-78.
4. Муханов, Ю.В. Некоторые способы борьбы со стрессом. / Муханов, Ю.В., Лопатин, И.И., Клименко, С.С.// В сборнике: Сборник научных трудов Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина - Белгород, - 2017. - С. 4952.
♦
УДК 796
DOI 10.24411/2409-3203-2019-1906
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА СТРЕЛЬБУ ИЗ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА
Гурылев Владимир Иванович
подполковник полиции, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород Ураков Дмитрий Игоревич майор полиции, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России
Россия, г. Нижний Новгород Коряковцев Дмитрий Александрович подполковник полиции, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород
Аннотация: Стрельба из боевого оружия в первую очередь связана с психологическим состоянием человека, так как он испытывает и страх, и беспокойство, которые иногда доминируют в центральной нервной системы. Перед стрельбой необходимо уделить внимание не только физической подготовке, но и психологической.
Ключевые слова: Индивидуальные качества, психологические качества, психофизические качества, стрельба из боевого оружия, психологическая готовность.
INFLUENCE OF EMOTIONAL AND PSYCHOLOGICAL QUALITIES ON THE SHOT
FROM THE MAKAROV GUN