Научная статья на тему 'Возникновение и становление педагогической профессии в Древней Руси'

Возникновение и становление педагогической профессии в Древней Руси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4628
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возникновение и становление педагогической профессии в Древней Руси»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПРОФЕССИИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Е.Г. Сергушкип, ст. преподаватель кафедры общей педагогики

МГПИ им. М.Е.Евсевьева

Педагогический труд-древнейшая де-

с/

ятельность людей, заниматься которой че-

рочитое чади и даяти нача на ученье книжное». Можно предположить, что именно с

ловек стал задолго до появления письмен- тех пор в России существуют школы и

ности. В первобытном обществе наиболее способные представители рода и племени передавали свои знания, умения и навыки молодым соплеменникам. Позднее на Руси передатчиками знаний, творчества и народных традиций подрастающему поколению были сказители, гусляры и бояны.

школьные учителя.

В киевской школе книжного учения, созданной Ярославом Мудрым (1019 -1054 гг.), обучались дети самого князя и феодальной аристократии, а также дети царствующих династий стран Западной Европы. В школе изучались диалектика, логи-

В древнерусском языке не было тер- ка, риторика. Преподавателями были рус-

мина, эквивалентного «педагогике». От- ские и зарубежные педагоги. Это учебное

дельные педагогические взгляды не выделялись в обособленную отрасль специаль-

заведение, как и школу, действовавшую при князе Владимире, можно считать высшей

ных педагогических знаний. Педагогичес- школой того времени. Она сыграла важную

роль в становлении образования и педагогической мысли. В летописи говорится, что

кие представления, как правило, не поднимались над эмпирическим уровнем. Вместе с тем в Киевской Руси считалось, что Ярослав Мудрый, открыв в городах церк-

весь мир, имеющий божественное устрой- ви, направил в них попов и «дал им от име-

ство, представляет собой школу, где чело- ни своего урок». Школы книжного учения

веку предстоит учиться всю жизнь.

Киев был не только центром государственности восточных славян, но и колыбелью древнерусской школы. В конце IX -начале X в. на Руси существовали опреде-

создавались при монастырях, епископских кафедрах, соборных храмах и приходских церквах, поскольку духовенство в целом представляло собой самый грамотный и образованный слой населения. Деятель-

ленные формы обучения грамоте язычни- ность школ книжного учения как учебных

ков, которые удовлетворяли запросы фео- заведений повышенного типа, существо-

дальных верхов в письменности. Об этом свидетельствуют договоры Руси с Византией 907, 911, 944, 971 гг., а также ряд других источников.

вавших почти во всех центрах крупных феодальных княжеств, была направлена на подготовку служителей государственного аппарата. В этих школах не просто учили

Внутренние закономерности развития грамоте, а преподавали науки, давая серь-

восточнославянского общества и его куль- езное для того времени образование,

туры, созревшие социально-исторические условия, а также принятие Русью христианского вероучения в 988 г. привели к до-

Большой интерес вызывает другой тип древнерусских школ - школы грамоты, сеть которых охватила многие города Киевской

вольно широкому распространению гра- Руси. Греческий термин «грамота» (грам-

мотности, появлению литературы, искус- ма - буква, письменный знак) в транскрип-

ства. В одном из летописных сказаний упо- ции русских книжников употреблялся в не-

минается о том, как киевский князь Вла- сколько измененной форме - грамота. Вна-

димир(980- 1015 гг.) «нача понимати у на- чале так называли всякий письменный доку-

7 4

мент, но впоследствии, в конце XI в., сочетание «учение грамоте» стало употребляться для обозначения обучения письму и чтению, т.е. элементарному образованию.

Школы грамоты, как правило, возникали в сельских общинах, а также при церквах и монастырях, из которых особенно прославился Киево-Печерский монастырь. Сотни берестяных грамот, найденных в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, говорят о довольно большом числе грамотных среди городского ремесленного и торгового люда. Киевская Русь по распространению образования не только не уступала странам Западной Европы, но и превосходила многие из них.

Как свидетельствуют этнографические и археологические памятники, в школах давалось общее образование: дети обучались чтению, математике, письму, пению. Школы грамоты в Древней Руси были платными и содержались за счет имущих граждан, родителей учеников. Термин «урок», который сейчас обозначает форму учебной работы, в те времена понимался как плата педагогу за его труд. Древнерусская трактовка понятия «урок» связана с условием, правилом, налогом, штрафом.

Учительская профессия являлась уделом отдельных лиц, представителей различных слоев феодального общества. В Древней Руси учителей называли мастерами грамоты, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Мастерами грамоты были и дьяки с подьячими, и служители религиозного культа, и ходячие школяры-книжники.

Мастер грамоты, или «начетчик», являлся основной фигурой в распространении ?образования в Киевской Руси. Он обучал детей за определенную плату у себя дома, в школе или в домах родителей.

Кроме мастеров грамоты педагогической деятельностью занимались также ученые и писатели.

В то время на Руси совершенно не было специальных учебных заведений по подготовке учителей. «Начетчикй» опирались на свой жизненный опыт и мастерство. Из глубины веков в пословицах и поговорках до нас дошла высокая оценка работы учителя: «Учитель в школе, что посев в поле», «Почитай учителя, что родителя» и др. Пе-

дагогическая деятельность приравнивалась народом к филигранной работе мастера: «Детей учить, что ум точить», «Камень шлифуют, а ребенка учат». Считалось, что успех в учении во многом зависит от умения учителя в доступной форме преподносить детям истины: «Смертный грех учителя - быть скучным», «Дерево и учитель познаются по плоду», «По ученику об учителе судят».

Проблему становления педагогической профессии в древнерусском государстве невозможно раскрыть без рассмотрения того, какими способами шло обучение в школах. Педагоги для обучения детей применяли простые, но эффективные приемы обучения.

Методы обучения грамоте в раннефеодальный период продолжают более древнюю народно-педагогическую традицию, сложившуюся в дописьменную эпоху, но на новом, более высоком уровне. Обучение начиналось с заучивания азбуки. Алфавит изучался по частям, каждая часть включала 3-5 знаков. Вслед за усвоением азбуки ученики тренировались в ее написании. Анализ всех известных сейчас ученических грамот показывает, что древнерусские учителя в процессе обучения основывались на принципах многократного повторения материала, обращения к старому при изучении нового. Эти принципы и сегодня используются в обучении.

В помощь детям педагоги изобрели деревянный букварь, который представлял собой можжевеловую дощечку с вырезанными на лицевой стороне 36 буквами древнерусского алфавита.

Представляет интерес применение наглядности в процессе обучения. В качестве дидактического материала использовалась «разрезная азбука» - обточенные черепки битой посуды с отдельными буквами алфавита. Народные пословицы свидетельствуют о том, что наиболее трудным периодом в обучении детей было заучивание букв с их старославянскими наименованиями.

В практике обучения древнерусские педагоги широко использовали самостоятельную работу учащихся. При этом они стремились составлять индивидуальные задания для каждого из своих учеников.

Практически параллельно обучению ребенка грамоте велось обучение счету.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ученики одновременно осваивали два алфавита: буквенный и цифровой. Само же обучение вычислениям осуществлялось с помощью конкретных и наглядных приспособлений, восходящих к первобытной эпо-

ному, от конкретного ко все более отвлеченному знанию. Каждая мысль подкрепляется упражнениями в арифметических действиях с последовательно повышающейся сложностью (счисление лет, меся-

хе. В Древней Руси такими средствами слу- цев, дней, часов). Анализируя текст «Уче-

жили насечки на дереве, серебре, вишне- ния...», видим, что все его части взаимо-

вые и сливовые косточки, другие неболь- связаны, что теоретические положения про-

шие предметы.

Определенный минимум арифметичес-

иллюстрированы примерами, взятыми из жизни, что в конце абзацев следует обоб-

ких знаний, передававшихся с помощью пе- щение. Кирик сознательно и очень тонко

использует прием повтора. Например, материал о единицах счета он пятикратно

дагогических средств, позволял уже в начале школьного обучения приступать к изучению цифровых алфавитов и к буквенной варьирует в связи с указанием своего воз-записи исходных цифр и получаемых ре-

раста.

Приведенные факты говорят о том. что методическое искусство автора этого руководства достигнуто не без влияния народно-педагогической традиции, выработано им в условиях высокой математической культуры Руси.

Изучение древнерусской истории свидетельствует о том, что педагогическая деятельность в Киевской Руси стала неотъем-С первого до последнего пункта «Уче- лемой частью культурной жизни раннефео-

ния...» автором строго соблюдается прин- дального общества с четко закрепленными

цип построения текста от простого к слож- за ней функциями воспитания и обучения.

зультатов вычислении.

Высшим достижением в области методики обучения математике в Древней Руси является замечательное сочинение «Учение им же ведати человеку числа всех лет», написанное в 1136 г. новгородским иеродиаконом Кириком. Кирик связывает изучение математики не с богословскими задачами, а с требованиями повседневной жизни.

АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ

ОБУЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

И ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

М.К.Рункова, зав. кафедрой управления системой образования ИПКПК,

профессор

Т.И.Салимова, ст. преподаватель кафедры управления системой

образования ИПКПК

Организационные формы обучения, как и все другие компоненты учебного процес-

са, прошли сложный путь развития, который, может быть, и сегодня далеко не завершил-

щую доминанту - передачу знании от старшего поколения к младшему. Эти знания были связаны только с самосохранением и добычей пищи (см.: Скаткин М.Н. Дидак-

ся. Не зная истории, нельзя правильно оце- тика средней школы. М., 1983). По м^ре нить достоинства тех наработок, которы- того как процесс выживания становился ми пользуется человечество, нельзя определить, в каком направлении сегодня формируются тенденции, каким путем идти

сложней, возникала потребность в передвижении, освоении, изучении окружающего мира. Одни группы людей «специализиро-

путем их усовершенствования или отказа вались» (если так можно назвать сов-от несовершенных. Рассматривая индиви- ременным языком их деятельность) на определенных знаниях и, накапливая их, передавали другим группам. С точки зрения

дуальную форму обучения как самую первую, возникшую в недрах первобытнооб-

щинного строя, мы находим в ней веду- современных исследовании, это есть не что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.