Научная статья на тему 'ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБРАЗ ТИРАНИИ В СОЧИНЕНИИ СВЕТОНИЯ «ЖИЗНЬ ДВЕНАДЦАТИ ЦЕЗАРЕЙ»'

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБРАЗ ТИРАНИИ В СОЧИНЕНИИ СВЕТОНИЯ «ЖИЗНЬ ДВЕНАДЦАТИ ЦЕЗАРЕЙ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
368
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНАЯ ТИРАНИЯ / АНТИЧНАЯ БИОГРАФИЯ / РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / СВЕТОНИЙ / ИМПЕРАТОР / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Байков М.Д.

В статье рассмотрен режим тирании в Римской империи по сочинению Светония «Жизнь двенадцати цезарей». С привлечением научных исследователей видных отечественных ученых рассмотрена личность автора и исторический контекст созданного им труда. Охарактеризован жанр античных биографий и литературная техника Светония. Изучен феномен античной тирании, ее особенности в период принципата и место в римской политической культуре. С опорой на исторический источник выделены черты тиранов Рима, определены причины возникновения жестоких наклонностей у императоров. В результате сделаны выводы о значении сочинения Светония для современной ему политической обстановки - Светоний представлял свой «золотой век», когда на смену тиранам пришли «просвещенные» и благодетельные правители. Обнаруженные в источники черты тиранов выделены в две категории: 1) политически мотивированного поведения; 2) личного характера. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа тиранических политических режимов и их лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE AND IMAGE OF TYRANNY IN THE WORK OF SUETONIUS «THE LIFE OF THE TWELVE CAESARS»

The article examines the regime of tyranny in the Roman Empire based on the work of Suetonius «The Life of the Twelve Caesars». With the involvement of scientific researchers of prominent Russian scientists, the author's personality and the historical context of the work created by him are considered. The genre of ancient biographies and the literary technique of Suetonius are characterized. The phenomenon of ancient tyranny, its features during the principate period and its place in Roman political culture are studied. Relying on a historical source, the features of the tyrants of Rome are highlighted, the reasons for the emergence of cruel inclinations among the emperors are determined. As a result, conclusions are drawn about the significance of Suetonius' work for the political situation of his day - Suetonius represented his «golden age» when «enlightened» and beneficent rulers replaced tyrants. The features of tyrants found in the sources are divided into two categories: 1) politically motivated behavior; 2) personal nature. The results of the study can be used for further analysis of tyrannical political regimes and their leaders.

Текст научной работы на тему «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБРАЗ ТИРАНИИ В СОЧИНЕНИИ СВЕТОНИЯ «ЖИЗНЬ ДВЕНАДЦАТИ ЦЕЗАРЕЙ»»

Возникновение и образ тирании в сочинении Светония «Жизнь двенадцати цезарей»

The emergence and image of tyranny in the work of Suetonius «The life of the twelve

Caesars»

Байков М.Д.

Студент 2 курса, ф-т философии и религиоведения, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,

РФ, г. Москва e-mail: baykoff.md@gmail. com

Baykov M.

2nd year student, faculty of Philosophy and Religious Studies, St. Tikhon Orthodox Humanitarian University,

Russia, Moscow e-mail: baykoff.md@gmail.com

Аннотация.

В статье рассмотрен режим тирании в Римской империи по сочинению Светония «Жизнь двенадцати цезарей». С привлечением научных исследователей видных отечественных ученых рассмотрена личность автора и исторический контекст созданного им труда. Охарактеризован жанр античных биографий и литературная техника Светония. Изучен феномен античной тирании, ее особенности в период принципата и место в римской политической культуре. С опорой на исторический источник выделены черты тиранов Рима, определены причины возникновения жестоких наклонностей у императоров.

В результате сделаны выводы о значении сочинения Светония для современной ему политической обстановки - Светоний представлял свой «золотой век», когда на смену тиранам пришли «просвещенные» и благодетельные правители. Обнаруженные в источники черты тиранов выделены в две категории: 1) политически мотивированного поведения; 2) личного характера. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа тиранических политических режимов и их лидеров.

Annotation.

The article examines the regime of tyranny in the Roman Empire based on the work of Suetonius «The Life of the Twelve Caesars». With the involvement of scientific researchers of prominent Russian scientists, the author's personality and the historical context of the work created by him are considered. The genre of ancient biographies and the literary technique of Suetonius are characterized. The phenomenon of ancient tyranny, its features during the principate period and its place in Roman political culture are studied. Relying on a historical source, the features of the tyrants of Rome are highlighted, the reasons for the emergence of cruel inclinations among the emperors are determined.

As a result, conclusions are drawn about the significance of Suetonius' work for the political situation of his day - Suetonius represented his «golden age» when «enlightened» and beneficent rulers replaced tyrants. The features of tyrants found in the sources are divided into two categories: 1) politically motivated behavior; 2) personal nature. The results of the study can be used for further analysis of tyrannical political regimes and their leaders.

Ключевые слова: античная тирания, античная биография, Римская империя, Светоний, император, политический режим.

Key words: ancient tyranny, ancient biography, Roman empire, Suetonius, emperor, political regime.

Статья посвящена исследованию тирании в произведении Гая Светония Транквилла «Жизнь двенадцати цезарей» (De vita Caesarum). Рассматривая власть двенадцати правителей Римского государства от Гая Юлия Цезаря до Домициана, Светоний приводит многочисленные сведения о событиях и фактах, нравах исторических деятелей и всей социально-политической жизни Рима Ранней империи

Памятуя слова Зигмунда Граффа о том, что «История - это политика, которую уже нельзя исправить. Политика - это история, которую еще можно исправить», мы обуславливаем актуальность работы необходимостью понимать организацию власти (механизмы прихода к ней и взаимодействие политических сдержек и противовесов) для выявления рисков сосредоточения полноты управленческих возможностей в руках

одного человека. Кроме прочего, рассматриваемый период стал временем рождения Римской империи, чье социальное, культурное, политическое и духовное влияние мы, без преувеличения, испытываем по сей день.

Цель работы: выявить характерные черты императоров-тиранов и понять признаки установления режима тирании по сочинению Светония «Жизнь двенадцати цезарей».

Объект исследования: римская политическая система в эпоху «Жизнь двенадцати цезарей». Предмет: тирания в произведении Светония.

Гипотеза работы: режим тирании устанавливается не только вследствие мотивов политической эффективности, но и вследствие личных, психологических особенностей.

Библиография. История Рима между Цезарем и Домициана привлекает внимание множества ученых. В работе используются труды отечественных и зарубежных ученых (историков, филологов, антиковедов, мыслителей), разделив литературу на три направления:

1. Литература об авторе, источнике и жанре биографий. Таковыми выступают: книга М. фон Альбрехта «История Римской литературы Андроника до Боэция и ее влияние на позднейшие эпохи», книга «История римской литературы» под редакцией Соболевского С. И., Грабарь-Пассек М.Е., Петровского Ф. А., очерк Бахтина М. М. «Античная биография и автобиография», а также статьи Штаерман Е. М. и Гаспарова М.Л.

Вышеперечисленные ученые обрисовали детальную картину мира античных биографий, достаточную для создания фундамента нашего исследования в части определения личности Гая Светония Транквилла, его культурного и исторического значения, и в части характеристики источника «Жизнь двенадцати цезарей».

2. Литература о государственном устройстве Ранней Империи и императорах: книги Грималя П. «Цивилизация Древнего Рима», Дурова В. С. «Нерон или актер на троне», сочинение Шарля Луи Монтескье «Размышления о причинах величия и падения римлян», статья Межерицкого Я. Ю. «Клавдий: историк и император». Благодаря этой литературе формируется образ государственной системы Рима, путей ее развития и причин изменения политических режимов.

3. Литература об античной тирании и режиме авторитарной власти: книги Утченко С. Л. «Древний Рим. События, люди, идеи», «Кризис и падение римской республики», очерк Фролова Э. Д. «Греческая тирания и римский принципат (опыт типологического сравнения)» и статьи Егорова А. Б. «Проблемы титулатуры римских императоров», «Сулла и Цезарь, две диктатуры (опыт сравнительного анализа)». Перечисленная литература позволяет сопоставить политически режимы античности, выявить основные черты единоличной власти, понять систему тирании.

Биография Светония и его сочинения

Исторической науке известно не так много информации о Гае Светонии Транквилле. Основная часть сведений находится в его собственных сочинениях, нескольких письмах Плиния Младшего, Спартиана и списке сочинений византийского энциклопедического словаря «Суда».

Однако общепризнанно то, что родился Светоний в начале 70-х годов нашей эры и принадлежал к всадническому сословию. Непосредственно в «Жизни двенадцати цезарей» Светоний говорит, что его отец был военным трибуном в войске Отона («Отец мой Светоний Лет был на этой войне трибуном всаднического звания в тринадцатом легионе» - Отон, 10). Юность Светония проходила в Риме - он сам пишет об этом в главе о Домициане («Я помню, что в ранней юности сам присутствовал при том, как прокуратор вместе с многочисленным составом суда свидетельствовал девяностолетнего старика, был ли тот обрезан» - Домициан, 12), образование он получил в грамматической и риторической школах [1, с. 264].

Светоний находился под покровительством Плиния Младшего и, вероятно, под неким творческим влиянием. Из писем Плиния можно установить, что Светоний отказался от начала карьеры через военную службу

(Плиний Младший, III, 8). Некоторое время Светоний занимался преподаванием, адвокатской практикой и первыми попытками литературного труда. В поисках спокойной жизни для полноценного творчества Светоний хочет купить имение около Рима (в этом деле ему также помогает Плиний Младший).

Но с приходом к власти ценителя наук и искусств Адриана карьера Светония стремительно развивается - он поступает на службу в императорскую канцелярию, занимается образованием, контролем публичных библиотек, а апогеем придворной карьеры становится получение важного поста советника по переписке (ab epistulis). Именно в это время Светоний пишет «Жизнь двенадцати цезарей», имея доступ к государственным архивам. Но уже в 122 году Светоний был уволен с поста - по сведениям Спартиана «за то, что они [уволенные] вопреки его [Адриана] приказу вели себя с женой его Сабиной вольней, чем это допускало уважение к императорскому дому» (Элий Спартиан. Жизнеописание Адриана 11:3). В целом это оценивается как повод для увольнения, причина же, вероятно, скрывалась в неизвестной дворцовой интриге [2, с. 330-356].

Дальнейшие сведения о жизни Светония отсутствуют, но исходя из количества перечисленных в «Суде» сочинений, предполагают, что умер он в середине II века.

К числу недошедших сочинений Светония, по «Суде», относятся: «О детских играх у греков»; «О зрелищах и состязаниях у римлян», 2 книги; «О годе у римлян»; «О книжных знаках»; «О "Государстве" Цицерона»; «О названиях и предметах одежды, обуви и всякого рода покровов»; «О брани или ругательствах и о происхождении каждого»; «О Риме и римских обычаях и нравах». Другие источники дополняют этот список: «О царях», 3 книги; «Об общественных должностях»; «О знаменитых блудницах»; «О телесных недостатках»; «О разных предметах». О существовании сочинений Светония нам известно также благодаря трудам других писателей античности.

Из большого количества тематически разных книг можно сделать вывод о широких интересах Светония, как исследователя и документалиста. Его книги были посвящены различным направлениям, отражая, вероятно, его ни от кого независящую увлеченность. Его продвигали на высокие посты, давали возможность заниматься государственными делами и писать разнообразные в своем содержании произведения.

Отношение современников к Светонию

Подход к оценке Светония, как миролюбивого ученого человека с короткой государственной карьерой, которого занимали исключительно литературные упражнения, кажется не вполне полным.

Очевидно, что дружба Светония с Плинием Младшим позволяла ему встречаться со многими знаковыми для античной культуры личностями - с историком Тацитом, Гаем Фаннием (автор сочинения «О смерти лиц, казненных или сосланных Нероном») и другими людьми, имевшими доступ ко двору и обладавших от этого сведениями, которые Светоний мог использовать в своих работах. Из писем Плиния мы также знаем о том, что Светоний написал некое крупное и знаковое сочинение - публика ждала его выхода, но Светоний медлил и оттачивал его стилистику [3, с. 1520]..

Назначение Светония на должность советника императора по переписке тоже говорит о признаваемых за ним литературных и ученых качествах и определенных деловых способностях (тот же Плиний Младший называет советника по переписке у предшествующих Адриану императоров, Титиния Капитона, «украшением века» - Плиний Младший, VIII, 12).

А благодаря «Жизни двенадцати цезарей» Светоний оставался знаковой фигурой и позднее. Марий Максим продолжил линию биографий императоров от Нервы до Элагабала. «Авторы жизнеописаний Августов» тоже руководствовались «методом» Светония. Даже после крушения Римской империи Vita Karoli Magni Эйнхарда была выполнена в светониевской биографической традиции.

Контекст событий произведения

Римская республика прекратила свое существование из-за множества экономических, социальных и политических причин. За несколько столетий завоеваний Рим смог установить контроль над огромными территориями Средиземноморья - республиканское, полисное сознание и понимание власти начинало терять свою актуальность, а правительство переставало оперативно реагировать на различные социальные потрясения и нужды людей. Республиканский аппарат был неприспособлен к управлению огромными территориями - в этом проявилась главная причина кризиса Республики [4, с. 19].

Большое влияние сосредотачивали в своих руках полководцы, чьи армии, состоящие из римских граждан, находящихся далеко от республиканского центра, становились преданы лично своим военачальникам, а не идеалам и ценностям римской демократии [5, с. 35].

Именно в тяжелое время кризисных изменений загорается звезда Гая Юлия Цезаря, который, выйдя из гражданской войны победителем, сосредотачивает в своих руках множество полномочий, называя себя, в том числе, и императором (исследователи противоречиво характеризуют политические амбиции Цезаря, но некоторые отмечали, что его действия носили чрезвычайный характер для выхода из кризиса [6, с. 184]) [7, с. 227-230]. После убийства Цезаря анархия и гражданские войны продолжаются - агония республиканского строя достигает своего апогея.

Конец кризиса наступает лишь с приходом к власти Октавиана. Именно он меняет республиканскую систему и находит компромиссное состояние властных полномочий - где император принимает титул «принцепса» (princeps), уравновешивая республиканские институты и новые монархическо-чрезвычайные потребности.

Е. М. Штаерман отмечает, что положение массы народа не изменилось от перехода Республики в Империю и что главной работой правящих элит становилась забота о том, чтобы народ не испытывал проблем, способных стать причинами мятежа. Несмотря на роскошные зрелища и прочие увеселительные мероприятия, на щедрые раздачи неимущим масла и зерна, новый режим установил за жизнью плебса жестокий контроль. Опора власти Августа лежала на италийских и других провинциальных землевладельцах, а не на сенатской знати (которая восстанавливала свое пошатнувшееся экономическое влияние) [8, с. 249-251].

Ко времени династии Юлиев-Клавдиев (27-68) сенаторы и старая знать вновь обрели силу и всячески препятствовали укреплению социальной базы императорского режима. Действовали они как придворными и политическими интригами и заговорами, так и колкими памфлетами (распространение которых подвергалось цензуре и преследовалось). Все это приводило к жестокому сопротивлению императорской власти.

Тиберий (14-37) возобновил действие закона «Об оскорблении величества римского народа» и распространил его действие на высказывающихся против императора. Исполнение приговоров и реакция на доносы по этому закону стали важной причиной расширения влияния и, фактически, тирании императоров -конфискованное имущество обвиняемых переходило в казну (де-факто поступало в распоряжение императора), делая цезаря богатейшим землевладельцем в Империи; сенат отстранялся от участия в управлении государством.

В правление Нерона (54-68) конфликт между императорами и сенатской знатью достигает особой остроты. Дело усугубляется и восстаниями в провинциях, вызванными тяжелым налоговым режимом и злоупотреблением властью наместниками. Это вытекает в новую гражданскую войну и быструю смену трех «армейских» императоров - Гальбы, Отона и Вителлия.

В это время особо ярко проявляется роль армии, как самостоятельного политического института, способного принимать важные для государства решения и возводить императоров. Династия Флавиев приходит

к власти благодаря возможностям иллирийской армии Веспасиана и все три представителя династии стараются учесть уроки недавнего кризиса.

Веспасиан (69-79) пополняет сенат новыми людьми из Италии и провинций, серьезно разбавляя процент старой знати. При Флавиях активно раздаются гражданские права, а армейские ветераны получают земли, освобождаются от податей и получают другие привилегии, делающие из них надежную социальную опору правителей и их политики на территории всей империи. Так складывается система, в которой Рим и император становятся проводниками стабильности и порядка, а вопрос восстановления республиканских идеалов заменяется вопросом образа идеального правителя.

Лишь Домициан (81-96) со временем вернулся к политике террора, но был убит и на смену династии Флавиев пришел император Нерва, воспринимаемый как «освободитель» от режима тирании [9, с. 78].

Окончательное и важное для нас понимание власти императора, как человека, служащего общему благу, сформировалось при Траяне и Адриане (при которых жил и творил Светоний). «Бери этот меч, чтобы пользоваться им для моей защиты, если я буду править хорошо, и чтобы воспользоваться им против меня, если я буду править плохо» - говорил Траян, вручая префекту преторианцев символ власти [8, с. 252].

Именно в это время активно и свободно пишут римские авторы - труд Светония существует в русле размышлений о правильной власти, Светоний обращает внимание на преступления и террор цезарей, на злоупотребление ими властью, на отсутствие общения с народом и на самообожествление. «Жизнь двенадцати цезарей», в некоторой мере, представляет собой текст, отражающий ожидания правящего класса, элиты, от императора, указывает на нежелательные и противные общему благу черты и от того становится важным памятником эпохи.

Источник

По словам М. Л. Гаспарова, Светоний «использует в своих биографиях заведомо тенденциозные источники, не думая о том, чтобы примирить их разногласия» [1, с. 258]. Первоисточники жизнеописаний не называются автором прямо, в некоторых случаях, для переложения ответственности в спорных моментах, Светоний ссылается на сведения других авторов (около 30 имен), а также на личные документы почивших императоров. Доступные Светонию во время государственной службы архивы давали возможность знакомиться с достаточным объемом информации.

«De vita Caesarum» написана Светонием в «золотой век» Римской империи при императоре Адриане. Частично сочинение Светония служит для создания образа идеального правителя, «не-тирана», на контрасте со специфическими предшественниками I-го века.

Некоторая ангажированность Светония и комплиментарное отношение к современным ему правителям отражается в завершающей фразе сочинения: «Как говорят, сам Домициан видел во сне, что сзади у него вырос золотой горб; он был уверен, что это предвещает государству наступление после него счастливого и радостного века. Это вскоре и сбылось благодаря бескорыстию и умеренности последующих принцепсов» (Домициан, 23).

Несмотря на это, труд Светония, за счет большого и правдивого фактологического материала, безусловно, обладает объективностью. Мировоззрение автора, поддерживавшего политической строй империи, не понижает репрезентативность изложенной в сочинении информации. Сведения о личной жизни, нравах, поведении императоров полны, довольно точно дают составить их психологический портрет, позволяя установить влияние личности и ее особенностей на исторические события.

Развитие жанра биографий и его особенности

Михаэль фон Альбрехт в труде «История римской литературы от Андроника до Боэция и ее влияния на позднейшие эпохи» определяет синонимом «биографии» понятие «жизнеописание» и отмечает полижанровую

составляющую этого направления литературы [3, с. 512]. Античные повествования о жизни значимых людей могли иметь совершенную литературную форму (энкомий, литературный портрет, историография) или же, напротив, представлять из себя по-научному систематизированный материал. При этом биография вполне может сочетать в себе признаки различных жанров.

Биографии, как проявление интереса к персоналиям, свойственны не всем культурам. В Греции жанр появляется довольно поздно из политических корней («интерес к личности связан с возникновением и пропагандой монархических и тиранических государственных форм» [3, с. 513]), постепенно развиваясь в сторону апологетических, оправдательных речей. Также биографические заметки перед сочинениями были призваны составить представление о связи автора и его творчества. Для греческих биографий характерен энергетический тип, изображающий жизнь человека через призму его поступков, речей и прочих личностных проявлений (Плутарх - знаковый представитель греческой традиции) [10, с. 234-407].

Интересная нам римская биография в определенной степени является наследницей древнегреческой традиции, но во многом внимание к персоналиям в Риме обуславливалось и ментальными чертами: гордостью за род, традицией подписей на статуях, надгробными речами (laudationes funebres), - которые сделали римскую биографию отличной от греческой. Катон Старший и Цицерон самостоятельно отбирают свои лучшие речи и сочинения для увековечивания себя в вечности [3, с. 517]. Овидий и Сулла создают автобиографии апологетического характера, оправдывая свою деятельность - один в положении изгнанного поэта, второй в положении жестокого политика.

Постепенно оправдательные и честолюбивые мотивы в биографии уходят на второй план - Тацит, Светоний, Марий Максим и другие делают сочинения, построенные вокруг личностей правителей, конкурентными и порою замещающими историографию. И все же не биографу важно не исторические происшествия, а его влияние на личность героя сочинения.

Техники литературного изложения биографий неоднородны и зависят от автора - некоторые облекают жизнеописания в литературную форму (Плутарх), другие пишут в упорядоченном научном стиле (Светоний).

М. М. Бахтин с позиций литературоведения и философии называет «жизненной почвой» римской биографии семью, которая и составляла государство. В общественном сознании автобиография и биография становятся звеном между предками и современниками, олицетворяют передачу традиций и ценностей. И в противовес греческому типу энергетических биографий Бахтин выделяет аналитический тип, ярким представителем которого является Светоний. Аналитический тип использует схематичное изложение материала, разделяя на отдельные пункты информацию об общественной службе, семье, дружбе, пороках, достоинствах, внешности. Жизнеописание героя распадается согласно этим пунктам, зачастую не соблюдая хронологический порядок повествования, а характерные признаки персонажа иллюстрируются несколькими примерами.

Подводя черту вышесказанному, стоит заметить, что античность не сформировала строгих законов жанра биографии, сделав ее вольноопределяемым и свободным от устойчивых форм литературным направлением. Связь биографии с историей очень остра для исследуемого нами периода, а изучаемый автор, Светоний, признается учеными наиболее ярким представителем и создателем особого биографического типа.

Литературная техника «De vita Caesarum»

Как было сказано выше, Светоний является главным представителем аналитического типа биографии, который укладывает жизнеописание персонажей в схематичную конструкцию. В общем масштабе повествования строгого соблюдения схемы «родственники / рождение / ранние годы / общественная деятельность» у Светония не наблюдается. Однако отдельные факты точно распределяются в схему «разделы / рубрики / подрубрики /

пункты», что позволяет производить сравнение и в некоторых местах создает драматическое напряжение (описание гибели Нерона). Эту черту особенно выделяет М. Л. Гаспаров [1, с. 265].

Светоний обильно прибегает к цитированию, дополняя высказываниями современников образы героев биографий и используя сведения из многих источников.

«Изящная словесность» не характерна и, по-видимому, не сильно заботит Светония. «De vita Caesarum» через язык и стиль принадлежит к ученой литературе (терминология, греческие вставки, цитаты из документов), иногда Светоний ставит задачи, которые нужно решить в конкретной книге [3, с. 1527]. Точность, ясность и краткость - основы стиля Светония.

При этом Светоний не объясняет события, а оценивает их. В сравнении с Тацитом или Плутархом в центре внимания Светония стоят личности императоров без исторического фона, поведение и реакции правителей на события, их действия по благоустройству города, изданию законов и отношений с патрициями и плебеями [1, с. 258].

Таким образом, в качестве основных черт «Жизни двенадцати цезарей» мы можем выделить:

1. Схематичная конструкция повествования (аналитический тип).

2. Строгая группировка фактов.

3. Драматичность и напряженность в изложении некоторых событий.

4. Стиль специальной литературы, без риторических афоризмов.

5. Ссылки на источники и цитирование.

6. Центральное внимание к личности императора.

Этот подход хорошо влияет на цель Светония, желавшего оценить событие через личность. Личные убеждения не находят своего отражения, уступая место выразительным и ярким фактам, рисующим портрет императора. Во многом это обуславливалось эпохой автора, требующей четкой оценки предыдущих императоров и работы на контрастный образ идеального правителя.

Тирания в античной политической культуре

Термин «тиран» и «тирания» возникли в Древней Греции. Тиранами называли людей, незаконно захватившими власть с применением насилия. Тиранией (греч. xupavví^ «произвол»), соответственно, назывался режим единоличного правления. В Древней Греции насильственный захват власти проводился в условиях борьбы между родовой знатью и демосом. Тираны, будучи выходцами из высших слоев населения, опирались на народные массы, проводя важные преобразования политического устройства жизни полисов. Во время «старшей» тирании лица, захватившие власть, могли выступать в образе справедливых и добрых правителей, быть талантливыми политиками, наводившими порядок «жесткой рукой».

«Младшая» тирания в Древней Греции развивалась во время социально-политической смуты и кризиса полиса. Военные деятели со своими солдатами и наемными отрядами захватывали власть в городах. В этом периоде уже не свойственно уважительное отношение к тиранам.

Э. Д. Фролов сопоставляется римский принципат с младшей древнегреческой тиранией, представленной Дионисием Сицилийским, и находит типологические схожести [11, с. 92-96]. Фролов отмечает общий контекст возникновения режимов, использование конституционных прикрытий, демагогии и популизма, важным моментом становления личной власти называет лояльность армии. Также показывает, что младшая тирания и принципат действовали в одном политическом курсе - перестраивали структуру общества, боролись с аристократией, привлекали новые социальные группы, развивали бюрократические институты.

Особо Э. Д. Фролов выделяет проблему политического дуализма. Характер власти Дионисия Сиракузского и Октавиана Августа определенно монархический, однако, оба правителя находились в

постоянном диалоге с гражданской общиной и народным собранием, балансируя между своими неограниченными полномочиями и ценностными представлениями о власти у граждан. Если в первом случае власть на Сицилии со временем переросла в полноценную царскую модель, то длительная система принципата продолжала использовать республиканское прикрытие из-за высокой консервативности и традиционализма римской политической культуры.

В заключение этой части отметим смысл понятия «тиран» для Рима Ьго века. Очевидно, что насильственный захват власти не является признаком тирании римских императоров, легальность власти которых не подвергается сомнению. Тиран - это тот законный правитель, который не правит для общего блага, притесняет и подавляет подданных [1, с. 171-172].

Такой же негативный смысл вкладывает Светоний. Оценивая правление, он осуждает нравственное падение, жестокость, коррумпированность и превышение полномочий римских цезарей. И в этой оценке соответствовал общественному мнению современников.

Признаки установления режима тирании

Выше мы дали определение тирану в римской политической культуре. Назовем признаки, способствующие пониманию, когда наступает развитие режима тирании с опорой на труд Светония.

Римское гражданское общество высоко ценило республиканские и традиционные ценности (этим обуславливалось прикрытие неограниченной власти императора республиканскими институтами при принципате). Императоры приходили к власти на законных основаниях, но борьба с аристократией, стремление которой к возрождению величия было огромным, вынуждала расширять свои полномочия в сторону террора и построения авторитарной устойчивости [13, с. 121].

Светоний выделяет у императоров стремление заручиться поддержкой широких масс. Гай Юлий Цезарь раздавал народу солидные деньги, освобождал от налогов и плат, устраивал неслыханные пиры и зрелища (Божественный Юлий, 38:1-39:1). Огромные зрелища устраивали Калигула (Калигула, 18-21), Клавдий (Божественный Клавдий, 21:1-6), Нерон (Нерон, 11-12:3), Домициан (Домициан, 4). Описывая зрелища, льготы и раздачи хлеба и мяса, Светоний практически всегда подчеркивает их роскошь, великолепие и отличающуюся ото всех предыдущих мероприятий масштабность.

Это отношение приносило свои плоды - Светоний рассказывает, как толпа защитила Юлия Цезаря во время заговора Катилины: «Через день [после отставки с должности претора] к его дому сама собой, никем не подстрекаемая, собралась огромная толпа и буйно предлагала свою помощь, чтобы восстановить его в должности, но он сумел ее унять... сенат, спешно созванный по поводу этого сборища, ... полностью восстановил его в должности» (Божественный Юлий, 16:2).

Кроме лояльности народных масс, императоры занимались подкупом должностных лиц, продвигали на важные посты в государстве верных людей. Юлий Цезарь старался иметь верных и обязанных ему магистратов (Божественный Юлий, 23:2), своевольно назначал должностных лиц на годы вперед заранее (Божественный Юлий, 76:3). Гальба закрывал глаза на своеволие своих подчиненных и друзей (Гальба, 15:2). Однако кроме магистратов важнейшая роль принадлежала армии и преторианцам, на которых опирались и которых использовали все императоры. Тиберий очень внимательно следил за порядком в войске (Тиберий, 19), построил лагерь преторианцев в Риме (Тиберий, 37:1). Калигулу первоначально очень любили преторианские когорты -после усмирения мятежа в Германии они встречали его всем составом (Калигула, 4). Солдаты поддержали приход к власти Веспасиана, Тит и вовсе был начальником преторианцев. Домициану войска сохранили преданность даже после смерти («солдаты пытались тотчас провозгласить его божественным, и готовы были мстить за него»

- Домициан, 23). Возможность использования военной силы позволяла императорам чувствовать себя устойчивее, подниматься над существующей системой сдержек.

Окончательное проявление вседозволенности и нарушения общего блага заключалось в терроре и зачистке политического поля от противников и конкурентов. Уже Октавиан Август издает эдикт в ответ на дерзкие шутки в его адрес (Божественный Август, 56), а Тиберий использует Lex laesae maiestatis для казни своих политических противников [14, с. 48-53] и вообще очень печется о своей безопасности, уезжает на непреступный остров Капри (Тиберий, 40). Калигула с чудовищной жестокостью унижал граждан пытками и клеймил их за выражения несогласия и критики (Калигула, 27:3). Гальба «некоторых видных граждан из обоих высших сословий ... по ничтожным подозрениям казнил без суда» (Гальба, 14:3). Домициан убил Гермогена Тарсийского за намеки в его «Истории», переписчиков велел распять (Домициан, 10).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведенные Светонием факты биографий императоров позволяют нам сделать выводы о признаках развития тирании. С некоторыми оговорками таковыми можно назвать:

1. Популизм и получение народной любви (не всегда).

2. Коррумпирование элиты.

3. Поддержка армии и преторианской гвардии.

4. Террор и преследование несогласных.

Выделив признаки режима, обратимся к персональным чертам императоров-тиранов.

Черты тиранов Рима

Отрицательные черты в правлении, жестокость, личная порочность и различные проявления жадности, в той или иной степени присущи всем героям биографий Светония. Однако если Юлий Цезарь и Октавиан Август со своими властными амбициями оцениваются Светонием как создатели нового политического устройства Рима, за что он прощает им их недостатки (Августу гораздо охотнее, чем Цезарю), то фигуры Тиберия, Калигулы, Нерона, Гальбы, Вителлия, Домициана (в разной степени) признаются им за вредных для государства тиранов.

Из книги в книгу Светоний упоминает об участии императоров в пытках и казнях. У Тиберия «дня не проходило без казни. со многими вместе обвинялись и осуждались их дети и дети их детей <.> На Капри до сих пор показывают место его бойни: отсюда осужденных после долгих и изощренных пыток сбрасывали в море у него на глазах» (Тиберий, 61-62). Калигула кормил диких зверей преступниками из тюрем (Калигула, 27). Клавдий лично присутствовал на допросах и пытках (Клавдий, 34). Наиболее популярный в литературе тиран Нерон убивал, пытал и уничтожал людей без малейших сомнений и промедлений. Для Вителлия «наказывать и казнить кого угодно и за что угодны было ... наслаждением» (Вителлий, 14). Домициан придумывал пытки и принимал в них участие (Домициан, 10:5).

Светоний особо подчеркивает порочность и сладострастность римских тиранов. Разврату Тиберия, его педофилии и сексуальному поведению, посвящено несколько глав (Тиберий, 42-45). Нерон совершал различные сексуальные эксперименты с евнухом (Нерон, 28:1).

Важное место в портретах тиранов занимает их отношение к деньгам, богатству и коррупции. Тиберий, разоряя казну, перешел к открытому вымогательству и богатого Гнея Лентула Авгура, отбирал имущество у местных правителей (Тиберий, 49). Калигула поступает также (Калигула, 38). Нерон и вовсе обличил вымогательство в юридическую форму - по завещаниям вольноотпущенников с именами родственных ему семейств, Нерону переходило пять шестых имущества; и чтобы завещания с неблагодарностями к императору передавали имущество в казну (Нерон, 32:2). Домициан также присваивал наследства (Домициан 12:2). Калигула и Нерон, кроме прочего, стремились к обожествлению своих персон.

В моменты тирании наступало и обострение отношений с сенатом. Калигула откровенно надругался над этим институтом - заставлял сенаторов бегать за своей колесницей (Калигула, 26:2), после войны объявил, что возвращается в Рим только ради всадников и народа, а сенаторам запретил себя встречать (Калигула, 49:1-2). Домициан казнил многих сенаторов под пустяковыми предлогами (Домициан, 10:2). Также важно отметить страх императоров за свою жизнь (бегство Тиберия на Капри, вера Клавдия в доносительство).

Изучив информацию, мы выделили следующие черты тиранов:

1. Жестокость.

2. Сексуальные извращения.

3. Коррумпированность и жадность.

4. Страх за себя и стремление к контролю.

5. Склонность к самообожествлению и признание своей особой миссии.

6. Вражда с сенатом.

Последние две черты вызваны общим историческим и культурным контекстом, нежели личными особенностями характера. Несмотря на то, что толерантность к насилию была совершенно на другом уровне, нельзя не отметить одержимость убийствами и участием в пытках.

Причины возникновения жестоких наклонностей тирана

Перечисленные проявления тирании заставляют задуматься о психологических предпосылках тирании и сумасшествии императоров, а не об одной только эффективности модели в деле удержания власти [13, с. 131].

Клавдий признается Светонием человеком, подвластным чужому влиянию («Он потом жаловался в одной своей книге, что дядькой к нему нарочно приставили варвара, бывшего конюшего, чтобы он его жестоко наказывал по любому поводу» - Клавдий, 2:2. « .у этих-то людей и у своих жен был он в таком подчинении, что вел себя не как правитель, а как служитель: ради прихоти любого из них он щедро раздавал и должности, и военачальства, и прощения, и наказания, обычно даже сам ничего не зная и не ведая об этом» - Клавдий, 29). Вителлий добился своего положения благодаря раболепному и льстивому поведению при дворе (Вителлий, 4).

Тиберий испытывал параноидальные страхи за жизнь (Тиберий, 25,40). Клавдий был одержим доносами: «Один из тяжущихся, подойдя к нему с приветствием, отвел его в сторону и сказал, что видел сон, будто его, императора, кто-то убил; а немного погодя, словно признав убийцу, указал ему на подходящего с прошеньем своего противника; и тут же, словно с поличным, того потащили на казнь» (Клавдий, 37). Страх владел и Домицианом («жадным его сделала бедность, а жестоким - страх» - Домициан, 3:2).

Калигула присваивал себе множество прозвищ: «его называли и благочестивым, и сыном лагеря, и отцом войска, и Цезарем благим и величайшим» (Калигула, 22). В народе сначала даже подумали, что он инсценировал свою смерть ради того, чтобы узнать, что о нем думают (Калигула, 60).

Светоний пишет о Нероне, что «пороки эти - от природы, а не от возраста. Едва смеркалось, как он надевал накладные волосы или войлочную шапку и шел слоняться по кабакам или бродить по переулкам» (Нерон, 26). Вителлий, как мы уже указывали, получал от казней наслаждение (Вителлий, 14), а Домициан был способен изобрести новую пытку.

При рассмотрении характера жестокостей правителей, можно еще раз утверждать о неадекватном, сумасшедшем состоянии их рассудка. Мы делаем вывод, что на становление тирана влияло воспитание, окружающие нравы, травмы и страхи, полученные за время карьеры при дворе, а также личные, врожденные особенности и отклонения. Источник жестокости поступков в сумасшествии видит и В. С. Дуров, описывая в книге «Нерон или актер на троне» фигуры императоров Калигулы и Нерона [15, с. 15-187].

Итоги

Гай Светоний Транквилл безусловно является важнейшим документалистом и биографом своей эпохи, его вклад в развитие представлений об истории Рима без преувеличения значителен и общепризнан. Его близость к придворным кругам и архивам позволяла документировать малоизвестные факты биографий цезарей, а особенность изложения информации помогает формировать и оценивать психологический портрет императоров, как единоличных вершителей судеб империи.

В результате исследования было установлено, что книга Светония «Жизнь двенадцати цезарей» специально описывает ужасы прошлого для читателей, современных автору. Созданный образ правителей у Светония показывал несправедливости и риски сосредоточения власти в руках одного человека, могущего пользоваться ею в своих интересах и, что не менее рискованно, в безумном отсутствии целей, одержимой спонтанности. Этим Светоний представлял свой «золотой век», когда на смену тиранам пришли «просвещенные» и благодетельные правители.

Цель работы достигнута, нами выделены характерные черты и проведен анализ признаков установления режима тирании. Признаками установления режима тирании мы называем: использование силового ресурса армии, популизм и покупка общественной лояльности, коррумпирование элиты, политика террора и преследование оппозиции.

Согласно произведению Светония «Жизнь двенадцати цезарей» к основным чертам тиранов относятся:

1. Черты политически мотивированного поведения: продвижение верных людей на ключевые посты, вражда с сенатом, установление контроля и проведение политики террора.

2. Черты личного характера: склонность к извращениям сексуального характера, тяга к жестокости (садизм), страх за свою безопасность и жизнь, алчность.

Разбор основных черт императоров-тиранов позволил нам сделать вывод о справедливости гипотезы: действительно, режим тирании устанавливался не только вследствие мотивов политической эффективности, но и вследствие личной предрасположенности правителя, его психологических отклонений и наклонностей.

Таким образом, проведя наше исследование, мы установили причины возникновения вредного для общества персоналистского режима. Результаты нашей работы могут лечь в основу дальнейшего изучения сущности власти, основанной на использовании популизма, высокой коррупционной атмосфере в государстве и слабых политических институтов в нестабильное время. Используя выделенные характерные черты, можно проводить оценку и производить анализ политических режимов стран Европы - территориальных наследниц Римской империи.

Список используемой литературы:

1. Гаспаров М. Л. Светоний и его книга. // Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. - М.: «Наука», 1993 (пер. М. Л. Гаспарова). - С. 258-272.

2. Соболевский С. И., Грабарь-Пассек М.Е., Петровского Ф. А. История римской литературы в 2-х томах. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 533 с.

3. Михаэль фон Альбрехт. История римской литературы. В трех томах / Пер. с нем. А. И. Любжина. - М: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2005.

4. Утченко С. Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. - Москва. Изд-во «Наука», 1969. 323 с.

5. Монтескье Ш. Размышления о причинах величия и падения римлян. - Санкт-Петербург, 2013. - 147 с.

6. Егоров А. Б. Сулла и Цезарь, две диктатуры (опыт сравнительного анализа). Запад-Россия-Кавказ: научно-теоретический альманах. Вып. 2. - Москва-Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 2003. - С. 165-190.

7. Утченко С. Л. Кризис и падение римской республики. - М.: Наука, 1966. - 288 с.

8. Штаерман Е. М. Светоний и его время. // Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. - М.: «Наука», 1993 (пер. М. Л. Гаспарова). - С. 245-257.

9. Грималь П. От Республики к Империи. // Цивилизация Древнего Рима. - У-Фактория; ACT, 2008. -

416 с.

10. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. // Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С. 234-407.

11. Фролов Э. Д. Греческая тирания и римский принципат (опыт типологического сопоставления) // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. - СПб., 2002. № 1. С. 91-98.

12. Егоров А. Б. Проблемы титулатуры римских императоров. - «Вестник древней истории», 1998 №2 (185) - С. 161-172.

13. Каплан А. Б. Тираны древности (психологические портреты). - Вестник культурологи №4, 2002. - С.

118-141.

14. Вержбицкий К. В. Закон об оскорблении величия (lex laesae maiestatis) как орудие подавления демократических, гражданских традиций в Римской империи (на примере процесса Кремуция Корда). - Вестник СПбГУ. Сер. 2, 2010, вып. 1. - С. 48-53.

15. Дуров В. С. Нерон или актер на троне. - Издательство «АЛЕЙТЕЙЯ», Санкт-Петербург, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.