УДК 726.5:281.93(479.25)«18/19» Б01 10.37724/Я8и.2020.67.2.002
В. С. Блохин
Возникновение храмов Русской православной церкви в Эривани
в XIX — начале XX века *
Актуальность выбранной тематики определяется современным состоянием связей между Русской православной и Армянской апостольской церквами. Систематический характер данные связи приобрели после вхождения Восточной Армении в состав России. В настоящее время деятельность православных храмов на территории Армении и армянских епархий в России является одним из факторов, способствующих укреплению не только церковных, но и политических отношений между двумя государствами.
Цель статьи — анализ феномена возникновения русских православных храмов в административном центре Восточной Армении — Эривани (совр. Ереван, Республика Армения), во второй половине XIX — начале XX века. Кратко приводится степень изученности указанной тематики. Предмет исследования составляет комплекс обстоятельств, связанных с процессом появления русских православных храмов в Эривани. На основании неопубликованных ранее архивных источников из фондов Национального архива Республики Армения воссозданы детали строительства церковноприходской школы и Николаевского православного кафедрального собора, показаны технические недостатки здания собора, обнаружившиеся в ходе его использования для богослужебных целей, приведены имена и фамилии первых священнослужителей собора.
Проанализированный материал позволяет сформулировать вывод об укреплении к рубежу XIX-XX веков позиций Русской православной церкви в Восточной Армении в целом и в Эривани как губернском центре в частности, что было вызвано в наибольшей степени политическими мотивами: активизацией русификаторского курса в Закавказье, стремлением Российского правительства воздействовать на русских сектантов. Историческое значение процесса возникновения православных храмов в Эривани заключается, во-первых, в появлении традиций русского православия в будущей столице Армении, во-вторых, в создании обстоятельств для учреждения Эриванского (Ереванского) викариатства Русской православной церкви в 1912 году и, в-третьих, в поддержании межконфессиональных связей между Русской православной и Армянской апостольской церквами в современных условиях.
Армянская апостольская церковь; Грузинский экзархат; Ереванское викариатство Русской православной церкви; межконфессиональные связи; Николаевский собор в Эривани; политика Российской империи в Закавказье; русско-армянские отношения
Введение
Современный уровень взаимоотношений между Россией и Арменией побуждает к изучению различных аспектов русско-армянских связей. Деятельность армянских епархий на территории России, с одной стороны, и функционирование русских православных храмов в Армении — с другой, составляют сегодня одно из важнейших направлений сотрудничества между Армянской апостольской и Русской православной церквами. Данные обстоятельства позволяют говорить об актуальности обращения к историческим условиям формирования русских православных церковных общин в городах Восточной Армении.
Цель настоящей статьи — анализ феномена возникновения русских православных храмов в административном центре Восточной Армении — Эривани (русское название до 1936 года; совр. Ереван) во второй половине XIX — начале XX века.
Процесс появления храмов, принадлежавших Русской православной церкви (далее — РПЦ), на территории современной Республики Армения берет начало в 1828 году, когда Восточная Армения стала частью Российской империи. Сразу после данного события в регионе появились русские военные поселения.
* Блохин В. С. Возникновение храмов Русской православной церкви в Эривани в XIX — начале XX века // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2020. № 2 (67). С. 16-24. https://doi.Org/10.37724/RSU.2020.67.2.002
© Блохин В. С., 2020
Новый приток военных поселенцев (главным образом казачьих полков) в середине XIX века был связан с окончанием Крымской войны. После Русско-турецкой войны 1877-1878 годов количество прибывшего в Закавказье русского населения вновь увеличилось — к этому времени в их число входили уже не только военные поселенцы, отставные солдаты, государственные служащие, члены их семей, но и крестьяне из внутренних губерний Российской империи.
Особое место в жизни русских поселенцев как военных, так и гражданских, принадлежавших к православному вероисповеданию, занимали храмы, наличие которых можно оценить как фактор православной жизни на территории Восточной Армении. Наибольшее количество русского православного населения в середине XIX века проживало в Эривани и Александрополе (совр. Гюмри, Армения). В 1878 году к ним добавился город Карс (ныне — на территории современной Турции), вошедший в состав Российской империи после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов 1
В отечественной науке история православия в Восточной Армении в XIX — начале XX века изучена крайне фрагментарно. Целенаправленно данной тематике посвящены две статьи С. М. Степанянца, освещающие примерно одинаковый материал, и статья «Ереванское викариатство Грузинского экзархата Русской православной церкви», опубликованная в «Православной энциклопедии» [Степанянц, 2001; Степанянц, 2008; Масиель-Санчес и др., 2008]. Данные публикации содержат ценную информацию о динамике строительства храмов, ряд справочных сведений (годы постройки, освящения, названия храмов), событиях, связанных с образованием и деятельностью Эриванского (Ереванского) викариатства Грузинского экзархата РПЦ. Опираясь на архивные данные, С. М. Степанянц проанализировал причины и обстоятельства возникновения храмов РПЦ на территории Восточной Армении, составил перечень храмов, входящих в благочиния, образованные на территории Восточной Армении и Карсской области.
Справочная информация о православных храмах Эривани имеется в небольших статьях, помещенных на интернет-сайтах [Ереван. Собор Николая Чудотворца; Ереванский Покровский храм; Православные храмы Армении], однако данные сведения весьма краткие и повторяют друг друга.
Предпринятый в статье анализ документов из Национального архива Армении и Архива внешней политики Российской империи позволил воссоздать обстоятельства постройки церковноприходской школы в Эривани, а также выявить причины строительства эриванского Николаевского собора, история которого сегодня оказалась практически забытой.
Основная часть
Покровский собор и строительство церковноприходской школы. В Эривани до начала ХХ века имелся лишь один храм, принадлежавший РПЦ — Покровский собор, находившийся на территории Эриванской крепости. Первоначально собор был греческой православной церковью, впоследствии обращенный персами в мечеть. В память о взятии Эриванской крепости, которое произошло в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября 1827 г.), храм вновь был освящен как православный и стал единственным соборным храмом города. К 1839 году относится процесс реконструкции храма. К 1913 году богослужения в соборе уже не совершались по причине крайней ветхости здания [Православные храмы Армении].
В 1894 году по решению Эриванской городской думы был выделен участок земли для постройки православной церковноприходской школы. Вначале данный вопрос рассматривался 10 апреля 1894 года на заседании Эриванского уездного отделения [НАА. Ф. 107. Оп. 1. Д. 905. Л. 1 об.-2], члены которого посчитали целесообразным построить школьное здание в пределах центральной части Эривани поблизости от молоканской слободки, населенной преимущественно сектантами. В качестве причин, побудивших к устройству школы, указывались:
- интересы правительства, направленные на устройство и распространение церковноприходских школ, что было официально закреплено в высочайше утвержденных Правилах о церковноприходских школах 13 июня 1884 года [Высочайше утвержденные Правила];
- необходимость организации школы для «значительной части городского населения» [НАА. Ф. 107. Оп. 1. Д. 905. Л. 2].
1 По данным первой Всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.), количество православного населения составляло: в Эриванской губернии — 16 398 чел., в том числе в Эривани — 2929 чел., Александрополе — 5408 чел.; в Карсской области — 49 295 чел., в том числе в Карсе — 6056 чел. [Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897-1905. С. 46-47, 51].
В связи с этим было принято решение обратиться в Эриванское городское управление и городскую думу с просьбой о выделении участка земли для будущей школы. Наиболее желательным для устройства школы, как посчитали члены Эриванского уездного отделения, будет участок земли, который располагается «в том углу Английского сада, одна стена которого находится против казачьего поста, а другая — против Эриванского губернского правления» [НАА. Ф. 107. Оп. 1. Д. 905. Л. 2 об.].
Как следует из содержания письма председателя Эриванского уездного отделения Грузинского епархиального училищного совета, законоучителя Эриванской гимназии и Эриванской учительской семинарии священника Алексея Соколова в Эриванскую городскую думу от 14 мая 1894 года, необходимость в церковноприходской школе наблюдалась не только у детей русских православных родителей, но и детей русских молокан и других сектантов, отторгнутых от православной церкви, «коснеющих в религиозном невежестве» и к настоящему времени обильно населяющих Эривань. Священник А. Соколов заверял членов Эриванской городской думы, что «Эриванское уездное отделение в настоящее время располагает достаточными средствами для того, чтобы устроить приличное здание для означенной школы и снабдить ее всеми потребными учебными пособиями и принадлежностями, и нуждается лишь в потребном для этого участке земли» [НАА. Ф. 107. Оп. 1. Д. 905. Л. 1 об.].
После рассмотрения вопроса в Эриванской городской думе Эриванская городская управа 9 июня 1894 года докладывала: городская дума, «вполне сочувствуя благому намерению председателя Эриванского уездного отделения Грузинского епархиального училищного совета, признала, однако, отвод части Английского сада под школу неудобным, ввиду недостаточности в городе гульбищных мест». Исходя из этого было решено «поручить управе собрать сведения о свободных участках городской земли, которые могли бы быть отведены для этой надобности, и сведения эти предоставить на рассмотрение думы» [НАА. Ф. 107. Оп. 1. Д. 905. Л. 6-6 об.].
В результате для строительства православной церковноприходской школы был выбран свободный участок, не задействованный на тот момент ни для каких городских нужд, — он находился за пределами Английского сада, в конце Архитекторской улицы, площадью 100 квадратных саженей, напротив молоканской слободы [НАА. Ф. 107. Оп. 1. Д. 905. Л. 6 об.].
Строительство Николаевского собора. Рубеж XIX-XX веков ознаменовался событиями, связанными с укреплением позиций РПЦ в Восточной Армении и Закавказье в целом. Российское правительство использовало влияние РПЦ в качестве одного из инструментов проведения политики русификации на Кавказе. Главноначальствующий гражданской частью на Кавказе Г. С. Голицын в Записке, поданной на имя императора Николая II, указывал, что главную опасность для Закавказья представляют сектанты (духоборы, молокане), поэтому «при выработке во второй половине 1890-х годов мероприятий к усилению в крае русского элемента одним из главных оснований сего дела было признано непременным условие, чтобы все свободные казенные земли Закавказья впредь заселялись только православными переселенцами коренного русского происхождения» [АВПРИ. Ф. 149. Оп. 502/2. Д. 2477. Л. 112. С. 6]. Укрепление господствующего статуса РПЦ мыслилось Г. С. Голицыным, с одной стороны, как надежный способ борьбы с сектантами, а с другой — как удовлетворение нужд местного православного населения [Там же. С. 5].
Повышение статуса и влияния РПЦ в Закавказье Г. С. Голицын связывал с постройкой новых православных храмов для русского населения [АВПРИ. Ф. 149. Оп. 502/2. Д. 2477. Л. 112. С. 7]. В результате на практике был осуществлен ряд инициатив, направленных на реализацию указанного курса. Одним из главных строительных мероприятий стало сооружение нового православного собора в Эривани.
Под строительство нового собора городской думой 7 декабря 1891 года был выделен участок земли площадью в 240 квадратных сажень [Степанянц, 2008, с. 43]. Проект строительства собора, автором которого был гражданский архитектор Михаил Буйнов, был утвержден 11 июля 1894 года [НАА. Ф. 94. Оп. 3. Д. 102. Л. 51]. Согласно проекту, вместимость собора рассчитывалась на 650 человек [Там же. Л. 9]. В 1896 году была утверждена первоначальная смета на его сооружение, составившая 12 921 руб. 98 коп. [Там же. Л. 24-24 об.].
В 1900 году был создан специальный комитет по сооружению собора под председательством эриванского губернатора В. Ф. Тизенгаузена [НАА. Ф. 94. Оп. 3. Д. 102. Л. 1, 51-53]. Согласно инструкции, комитету поручалось «заведование хозяйственной частью и ведение отчетности по сооружению собора с теми правами и обязанностями, кои по закону определены для строительных отделений губернских правлений»; строительное отделение Эриванского губернского правления
должно было осуществлять наблюдение за постройкой собора в «техническо-полицейском отношении» [Там же. Л. 51-51 об.].
С 1900 года на строительство собора из государственной казны начали отпускать деньги [АВПРИ. Ф. 149. Оп. 502/2. Д. 2477. Л. 112. С. 9]. Данное решение, по мнению Г. С. Голицына, было продиктовано двумя обстоятельствами:
- во-первых, «ввиду особенного, посреди иноплеменного и иноверного восточного населения, значения этого храма на окраине империи, вблизи магометанских государств Персии и Турции и в близком соседстве с центром армяно-григорианства — Эчмиадзинским монастырем»;
- во-вторых, за последние годы значительно повысились цены на строительные материалы и рабочие руки в Эривани, вследствие чего постройка собора должна была обойтись дороже, чем предполагалось ранее [АВПРИ. Ф. 149. Оп. 502/2. Д. 2477. Л. 112. С. 9-10].
Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что Эривань была губернским центром, православное население которого к концу XIX века составляло почти 3 тыс. человек, вследствие чего единственный Покровский собор не мог вместить всех верующих, приходивших на богослужения.
Кроме казенных денег, была оказана финансовая помощь со стороны общественности. В 19001901 годах по благословению экзарха Грузии архиепископа Флавиана (Городецкого) и с разрешения местных властей был организован добровольный сбор пожертвований в пределах Тифлисской, Бакинской, Елисаветпольской, Эриванской губерний и Карсской области для покрытия расходов на строительство собора, изначально не предусмотренных сметой [НАА. Ф. 94. Оп. 3. Д. 102. Л. 47-47 об. ; Ф. 107. Оп. 1. Д. 1213. Л. 1-6].
В 1901 году эриванский губернатор как председатель комитета обратился к эриванскому городскому голове И. К. Мелик-Агаманову с просьбой распространить воззвание и подписной лист о необходимости сбора добровольных пожертвований на строительство собора.
Заслуживает внимания текст воззвания, написанный возвышенным слогом и носивший патриотический характер. В тексте воззвания вспоминалось о славном прошлом города, когда на стенах Эривани, бывшей персидской крепости, водрузили «знамя русского царя» [НАА. Ф. 107. Оп. 1. Д. 1213. Л. 2]. За 70 лет город превратился в довольно крупный для Закавказья промышленный и торговый центр. Отсюда христианское просвещение и цивилизация распространяются по всей области [Там же]. Однако храмовое строительство здесь ограничилось лишь двумя домовыми полковыми церквами, а Покровский храм, переделанный из старой мечети, «совершенно не соответствует величию Русской Православной Церкви, русского православного царя и русского православного народа. Здание это весьма ветхое, сырое и холодное. Находясь довольно далеко от центра города, оно вследствие этого редко посещается православными прихожанами, особенно в ненастную погоду». Именно поэтому, как заключалось в тексте воззвания, «на далекой окраине ашего Отечества у подножия священной горы Арарат... имеет особенно важное значение боголепный православный храм, достойный Русской церкви и русского имени» [Там же. Л. 2-2 об.].
Сбор пожертвований осуществлялся в Эриванской городской управе. Известно, что к 1903 году общая сумма пожертвований составила 104 руб. [НАА. Ф. 107. Оп. 1. Д. 1213. Л. 4-6].
Новый собор в Эривани был возведен в первые годы ХХ столетия и освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Собор располагался в центре города, на Соборной площади (совр. площадь Шаумяна). Здание собора, построенное из красного и черного туфа, было пятикупольным, в его архитектуре удачно сочетались традиции русского и армянского церковного зодчества. Кроме архитектора М. Буйнова, в сооружении собора принимал участие архитектор Василий Мирзоев, автор ряда архитектурных объектов в Эривани [НАА. Ф. 94. Оп. 3. Д. 707. Л. 4]. Исследователи отмечают, что одной из особенностей планировки собора являлось наличие отдельных алтарных крестов, предназначавшихся для совершения как православных, так и армянских богослужений [Масиель-Санчес и др., 2008, с. 595].
О совершении богослужений в соборе к 1909 году свидетельствует текст прошения, поданного 14 августа 1909 года членами причта собора на имя эриванского губернатора. В прошении священнослужители указывали на ряд технических недостатков, которые обнаружились при эксплуатации здания Николаевского собора: недостаточную вместимость алтарных ниш, предназначенных для хранения богослужебных облачений и утвари, отсутствие ряда необходимых помещений (для церковной библиотеки и архива, очага для разжигания углей в кадиле, для совершения таинства крещения, для земских полицейских стражников, охранявших собор в ночное время) [НАА. Ф. 94. Оп. 3. Д. 707. Л. 1-2].
Интересна и еще одна деталь. По укоренившимся в Восточной Армении обычаям, в храм заносили на ночь умершего человека, что приводило, по свидетельству самих священников, к «ужасу и смущению некоторых молящихся» [НАА. Ф. 94. Оп. 3. Д. 707. Л. 1 об.]. Отсутствие помещения для размещения усопших тоже входило в число строительных недостатков.
В связи с этим члены причта просили разрешения на оборудование двух комнат в нижнем этаже собора, первая из которых предназначалась бы для совершения таинства крещения, ожидания восприемников и родителей крестившихся, а также осуществления текущего делопроизводства, а вторая — для отдыха полицейских стражников [НАА. Ф. 94. Оп. 3. Д. 707. Л. 2-2 об.]. Осуществлением этих работ занялся упомянутый выше архитектор В. Мирзоев.
На основании текста прошения можно восстановить имена первых священнослужителей Николаевского собора: настоятель — благочинный протоиерей Николай Федотов, священники Феодосий Акимович и Алексий Бычков, дьяконы Никифор (фамилия неразборчива) и Андрей Бирюк [НАА. Ф. 94. Оп. 3. Д. 707. Л. 2 об.].
В 1911 году настоятель Николаевского собора протоиерей Николай Федотов ходатайствовал перед Эриванской городской думой о выделении участка земли под постройку отдельного здания для духовенства собора, однако просьба его была отклонена [НАА. Ф. 107. Оп. 1. Д. 1653. Л. 1, 4-4 об.].
Собор просуществовал недолго: в 1926 году он был разрушен [Масиель-Санчес и др., 2008, с. 595], а в 1931 году на его месте был установлен памятник революционеру Степану Шаумяну.
Укрепление православия в Эривани и церковно-административное устройство храмов Русской православной церкви в Восточной Армении к началу ХХ века. Еще одним православным храмом города стала походная церковь 1 -го Полтавского полка Кубанского казачьего войска во имя святого благоверного князя Александра Невского в селе Кенакиры (ныне — район Канакер г. Еревана), основанная в 1882 году. В 1913-1916 годах на казенные средства по типовому проекту архитектора Ф. М. Вержбицкого из оранжевого туфа было построено новое здание полкового храма, освященного в честь Покрова Пресвятой Богородицы [Ереванский Покровский храм]. В 1918 году храм был закрыт, а в его здании размещались госпиталь, офицерский клуб, кинотеатр, дом культуры [Масиель-Санчес и др., 2008, с. 595]. Исследователь С. М. Степанянц указывает, что храм был изъят из пользования православных верующих в 1923 году [Степанянц, 2008, с. 47].
Свидетельством оживления православной жизни в Эривани в начале ХХ столетия в связи со строительством нового собора служило также издание в 1909-1912 годах журнала духовного содержания под названием «Вестник Эриванского православного прихода». Журнал издавался от 8 до 10 раз в год силами приходского попечительства при эриванском Николаевском соборе.
К началу XX века все православные храмы на территории Восточной Армении и Карсской области входили в состав Мцхетско-Карталинской епархии Грузинского экзархата РПЦ, образованного в 1811 году.
13 декабря 1912 года решением Российского Святейшего Синода в границах Мцхетско-Карталинской епархии Грузинского экзархата РПЦ было учреждено Эриванское (Ереванское) викариатство [Масиель-Санчес и др., 2008]. После провозглашения автокефалии Грузинской православной церкви (12 марта 1917 г.) и автоматического упразднения Грузинского экзархата Эриванское викариатство вошло в учрежденный РПЦ Кавказский экзархат и просуществовало до 1920-х годов.
Заключение
Таким образом, православные храмы на территории Восточной Армении на протяжении второй четверти XIX — начала XX века стали одним из факторов православного присутствия и служили очагами консолидации русского населения.
Губернский центр Эривань, наряду с городами Александрополем и Карсом, стал одним из центров православной жизни региона к рубежу XIX-XX веков. После вхождения Восточной Армении в состав России в Эривани до конца XIX века существовал лишь один православный храм — Покровский (на месте Эриванской крепости). В начале ХХ столетия появились два новых — Николаевский собор и храм Покрова Пресвятой Богородицы в Кенакире.
Материал источников свидетельствует, что в конце XIX века усилиями православного духовенства Эривани была построена церковноприходская школа, устройство которой было продиктовано не только потребностью самой православной общины, но и стремлением государственных властей приобщить к православию проживавших в городе сектантов. Эти же
причины послужили и для строительства эриванского Николаевского собора. Для его постройки был учрежден специальный комитет, направлены значительные финансы из государственной казны. Для усиления притока денежных средств в Эривани был организован сбор добровольных пожертвований. После окончательного возведения собора потребовались частные работы, направленные на устранение технических неудобств, прежде всего отдельных помещений хозяйственного назначения храмового здания.
Об увеличении роли и статуса храмов РПЦ в Восточной Армении в целом свидетельствовало учреждение в 1912 году Российским Святейшим Синодом отдельного церковного округа — Ереванского викариатства, входившего в состав Мцхетско-Карталин-ской епархии Грузинского экзархата РПЦ.
Из трех православных храмов Эривани лишь один сохранился до настоящего времени — храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, расположенный в районе Канакер современного Еревана. В 1991 году в нем были возобновлены богослужения. Ныне храм является центром патриаршего благочиния РПЦ в Армении.
Возникновение православных храмов в Эривани в рассмотренный период происходило одновременно с постепенным увеличением русского православного населения в городе и укреплением позиций Российской империи в Закавказье в целом. В настоящее время православная традиция в Республике Армения органично сосуществует с древней христианской традицией Армянской апостольской церкви.
ИСТОЧНИКИ И ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1. АВПРИ — Архив внешней политики Российской империи. — Ф. 149: Турецкий стол. — Оп. 502/2.
— Д. 2477.
2. Высочайше утвержденные Правила о церковноприходских школах, 13 июня 1884 г., № 2318 // Полное собрание законов Российской империи. — Собр. 3-е [С 1 марта 1881 года по 1913 год] : в 33 т. — СПб. ; Пг. : Гос. тип., 1885-1916. — Т. 4 : 1884 : От № 1934-2642. — 1887. — Дополнения. — 1908. — 304 с.
3. НАА — Национальный архив Армении. — Ф. 94. — Оп. 3. — Д. 102, 707 ; Ф. 107. — Оп. 1. — Д. 905, 1213, 1653.
4. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / под ред. Н. А. Трой-ницкого. — СПб., 1897-1905. — Вып. 6 : Наличное население обоего пола по уездам и городам с указанием преобладающих вероисповеданий и главнейших сословий. — 1905. — 60 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Ереван. Собор Николая Чудотворца // Соборы.ру: Народный каталог православной архитектуры.
— URL : http://soborv.ru/article/?object=37147 (дата обращения: 14.03.2020).
2. Ереванский Покровский храм // Древо: открытая православная энцикл. — URL : https:// drevo-info.ru/articles/13675998.html (дата обращения: 14.03.2020).
3. Масиель-Санчес Л. и др. Ереванское викариатство Грузинского экзархата Русской Православной Церкви // Православная энцикл. / под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. — Т. 18 : Египет Древний — Ефес. — М. : Православная энцикл., 2008. — С. 593-597.
4. Православные храмы Армении // Россия-Армения : инфо : Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив. — URL : http ://russia-armenia. info/node/ 8183 (дата обращения: 16.03.2020).
5. Степанянц С. М. К истории деятельности Русской православной церкви в Армении // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — 2008. — № 2 (42), вып. 6. — С. 42-47.
6. Степанянц С. Русская православная церковь в Армении (общий обзор) // ^шшйш-ршЬши^рш^шЬ hшUцtu. — 2001. — № 1. — С. 115-122.
7. Улица Астафьевская : конка от Мирзоева и парикмахерская мсье Жоржа // Новое время. — 2015, 6 окт. — URL : http://nv.am/ulitsa-astafevskava-konka-ot-mirzoeva-i-parikmaherskava-mse-zhorzha/ (дата обращения: 17.03.2020).
Сведения об авторе
Блохин Владимир Сергеевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой экономики и логистики Уральского государственного университета путей сообщения.
Сфера научных интересов: русско-армянские церковные связи XIX-XX веков, история зарубежного православия.
Контактная информация: тел.: +7 (950) 209-04-29; электронный адрес: vladiblok@vandex.ru
V. S. Blokhin
The Construction of Russian Orthodox Churches in Erebuni in the 19th — Early 20th Centuries *
The present state of relations between the Russian Orthodox Church and the Armenian Apostolic Church accounts for the relevance of the issues discussed in the article. When Eastern Armenia became part of Russia, the relations between the Russian Orthodox Church and the Armenian Apostolic Church acquired a systemic character. In our time, Russian Orthodox churches functioning in the territory of Armenia and Armenian eparchies promote religious and political connections between the two countries.
The aim of the article is to analyze the construction of Russian Orthodox churches in Erebuni, the administrative center of Eastern Armenia (now known as Yerevan, the capital of the Republic of Armenia) in the late 19th — early 20th centuries. The article explores the circumstances associated with the appearance of Russian Orthodox churches in Erebuni. The article investigates previously unpublished archival documents stored in the National Archival Fund of the Republic of Armenia. The article reconstructs the details of the construction of St. Nicolas Orthodox Cathedral and Erebuni parochial school. The article shows some architectural drawbacks of the cathedral which became obvious when the cathedral was opened and started functioning. The article provides names and surnames of the first priests who served in the cathedral.
The analyzed data enables the author to conclude that at the turn of the 19th — 20th centuries, the Russian Orthodox church strengthened its position in Erebuni and in Eastern Armenia, in general. The situation was politically motivated by the pro-Russian sentiments Transcaucasia and by the desire of the Russian government to exert pressure on Russian sectaries. The appearance of Russian Orthodox churches in Erebuni is historically significant, for it encouraged the spread of Russian Orthodox traditions in the capital of Armenia, promoted the establishment of the Armenian Apostolic Vicariate in Russia in 1912, and encouraged the inter-confessional relations between the Russian Orthodox Church and the Armenian Apostolic Church in modern conditions.
Armenian Apostolic Church; Georgian Exarchate; Armenian Apostolic Vicariate in Russia; inter-confessional relations; St. Nicolas Orthodox Cathe-dral in Erebuni; Russian policy in Transcaucasia; Russian-Armenian relations
SOURCES AND ABBREVIATIONS
1. AVPRI (Foreign Policy Archive of Imperial Russia). Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj imperii [Foreign Policy Archive of Imperial Russia]. F. 149: Turkish desk, Op. 502/2, D. 2477. (In Russian).
2. Royally Approved Rules of Parochial Schools, June 13, 1884, no. 2318. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii, Sobranie 3 (S1 marta 1881 godapo 1913 god): v 33 tomah [Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Collection 3 (from March 1, 1881 to 1913). St. Petersburg, Petrograd, State Typography Publ., 1885— 1916, vol. 4, 1884, no. 1934-2642, 1887, Supplements, 1908, 304 p. (In Russian).
3. NAA (National Archive of Armenia). Nacional'nyj arhiv Armenii [National Archive of Armenia], F. 94, Op. 3, D. 102, 707; F. 107, Op. 1, D. 905, 1213, 1653. (In Russian).
4. Trojnickij N. A. (ed.). Pervaja Vseobshhaja perepis' naselenija Rossijskoj imperii 1897 goda [The First 1897 General Census of the Russian Empire]. St. Petersburg, 1897-1905, iss. 6: Male and Female Population Distribution Pattern in Uyezds and Towns. Religion and Class Distribution Pattern, 1905, 60 p. (In Russian).
REFERENCES
1. Yerevan. St. Nicholas Cathedral. Sobory.ru: Narodnyj katalog pravoslavnoj arhitektury [Sobory.ru: National Catalogue of Orthodox Architecture]. Available at : http://sobory.ru/article/?object= 37147 (accessed: 14.03.2020). (In Russian).
* Blokhin V. S. The Construction of Russian Orthodox Churches in Erebuni in the 19th — Early 20th Centuries. Vestnik Rjazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S. A. Esenina [The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin]. 2020, no. 2 (67), pp. 16-24. (In Russian). https://doi.org/10.37724/RSU.2020.67.2.002
2. Yerevan Cathedral of the Protection of the Mother of God. Drevo: otkrytajapravoslavnajajenciklopedija [Tree: Open Orthodox Encyclopedia]. Available at : https://drevo-info.ru/articles/13675998.html (accessed: 14.03.2020). (In Russian).
3. Masiel'-Sanches L. et al. Armenian Apostolic Vicariate of the Georgian Exarchate of the Russian Orthodox Church. Pravoslavnaja jenciklopedija. Tom 18. Egipet Drevnij — Efes [Orthodox Encyclopedia. Vol. 18. Ancient Egypt — Ephesus]. (Ed.) Patriarch Alexy II of Moscow. Moscow, Orthodox Encyclopedia Publ., 2008, pp. 593-597. (In Russian).
4. Armenian Orthodox Church. Rossija-Armenija: info: Centr podderzhki russko-armjanskih strategicheskih i obshhestvennyh iniciativ [Russia-Armenia: Info: Center for Supporting Russian-Armenian Strategic and Social Initiatives]. Available at : http://russia-armenia.info/node/8183 (accessed: 16.03.2020). (In Russian).
5. Stepanjanc S. M. To the History of Russian Orthodox Church in Armenia. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Belgorod State University]. 2008, no. 2 (42), iss. 6, pp. 42-47. (In Russian).
6. Stepanjanc S. Russian Orthodox Church in Armenia (General Overview). 'UxuunSxu-pxuhxuuJi]liuljiuh hwhqhu [Historical Philological Journal]. 2001, no. 1, pp. 115-122. (In Russian).
7. Astafyevskaya Street: Mirzoev's Horse-drawn Cars and Monsieur George's Hairdressing Saloon. Novoe vremja [New Time]. 2015, October 6. Available at : http://nv.am/ulitsa-astafevskaya-konka-ot-mirzoeva-i-parikmaherskaya-mse-zhorzha/ (accessed: 17.03.2020). (In Russian).
Information about the author
Blokhin Vladimir Sergeyevich — Candidate of Pedagogy, Associate Professor in the Department of World Economy and Logistics of Ural State University of Railway Transport.
Research interests: Russian-Armenian Church Relations of the 19th — 20th centuries, history of Russian Orthodox church abroad.
Contact information: Phone No.: +7 (950) 209-04-29; e-mail: vladiblok@yandex.ru
Поступила в редакцию 18.09.2019 Received 18.09.2019