Научная статья на тему 'ВОЗНЕСЕНСКАЯ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ: ПРАКТИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЯ В ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ (1990–2015 гг.)'

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ: ПРАКТИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЯ В ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ (1990–2015 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вознесенская Давидова пустынь / монастыри / монахи / религиозная жизнь / Россия / Russia / monasteries / monks / Voznesenskaja Davidova pustyn’i / religious life

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — И Л. Бабич

Анализируются особенности восстановления одного из древних российских монастырей – Вознесенской Давидовой пустыни. Основа данного исследования – проведение устных опросов тех, кто был у истоков восстановления обители, и монахов, которые начали жить в монастыре с самого начала возрождения, а также тех, кто пришел в обитель в 2000-х гг. Автор использовал историко-хронологический и историко-описательный методы для реконструкции конкретной истории жизни обители. В ходе исследования выявлены следующие факторы, оказывающие влияние на характер возрождения монастыря: социально-экономический, религиозный, политический и др. Социально-экономический фактор влиял на то, как проходила реконструкция зданий (финансовые возможности), религиозный – на наличие верующих прихожан, ставших инициаторами возрождения обители, политический – на отношение региональной власти, помогавшей выселить организации, которые занимали монастырь в советские годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOZNESENSKAJA DAVIDOVA PUSTYN’I: RESTORATION OF MONASTERY IN POST-SOVIET TIMES IN RUSSIA (1990–2015)

The aim of this article is to study the features of the restoration of one of the ancient Russian monasteriesVoznesenskaja Davidova pustyn’i. The basis of this study is the materials of oral history: the interviews with the persons who were at the beginning of the restoration of the monastery, and the monks who began to live in the 131 monastery in 1990s, as well as those who came to the monastery in the 2000s. The author used historical-chronological and historical-descriptive methods to reconstruct the life history of the monastery. The study of the factors influencing on the revival of the monastery: socio-economic, religious, political, etc. The socio-economic factor influenced how the reconstruction of buildings took place (financial opportunities), political – on the attitude of the regional authorities, which helped to evict the organizations that occupied the monastery in the Soviet years and so on.

Текст научной работы на тему «ВОЗНЕСЕНСКАЯ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ: ПРАКТИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЯ В ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ (1990–2015 гг.)»

ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УДК 94(47)"1990/2015" DOI 10.53115/19975996_2024_02_027_035

ББК 63.3(2)64

И.Л. Бабич

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ: ПРАКТИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЯ В ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ (1990-2015 гг.)

Анализируются особенности восстановления одного из древних российских монастырей -Вознесенской Давидовой пустыни. Основа данного исследования - проведение устных опросов тех, кто был у истоков восстановления обители, и монахов, которые начали жить в монастыре с самого начала возрождения, а также тех, кто пришел в обитель в 2000-х гг. Автор использовал историко-хронологический и историко-описательный методы для реконструкции конкретной истории жизни

ющие факторы, оказывающие влияние на характер возрождения монастыря: социально-экономический, религиозный, политический и др. Социально-экономический фактор влиял на то, как проходила реконструкция зданий (финансовые возможности), религиозный - на наличие верующих прихожан, ставших инициаторами возрождения обители, политический - на отношение региональной власти, помогавшей выселить организации, которые занимали монастырь в советские годы.

Ключевые слова:

Вознесенская Давидова пустынь, монастыри, монахи, религиозная жизнь, Россия.

Бабич И.Л. Вознесенская Давидова пустынь: практика восстановления монастыря в постсоветское время в России (1990-2015 гг.)// Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 2. - С. 27-35. - DOI 10.53115/19975996_2024_02_027_035

© Бабич Ирина Леонидовна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии, Российская академия наук, Москва; e-mail: [email protected]

1990-е гг. стали временем возрождения православной жизни в России. Цель предлагаемой статьи - на примере одного из подмосковных монастырей - Вознесенской Давидовой пустыни - показать, как проходил этот процесс в конкретных общественно-исторических условиях. Основа данного исследования - проведение устных опросов как прихожан (особенно тех, кто был у истоков восстановления обители), так и монахов, которые начали жить в монастыре с самого начала возрождения, а также тех, кто пришел в обитель в 2000-х гг. Применяя историко-хро-нологический и историко-описательный методы, мы реконструируем конкретную историю жизни обители. Актуальность исследования обусловлена тем, что до сих пор не опубликовано ни одной научной работы по данной теме.

Вознесенская Давидова пустынь - мужской монастырь, появившийся в 1515 г. трудами монаха Пафнутьевского мона-

стыря Давида. На протяжении истории существования обители (более 500 лет) наблюдались периоды подъема и падения. К Октябрьской революции 1917 г. монастырь получил статус второклассного монастыря, имел крепкий финансовый фундамент и большую численность братии. Закрывалась обитель только один раз - в 1929 г.

Первые шаги по восстановлению обители

С начала 90-х гг. XX в., когда в монастыре Вознесенская Давидова пустынь еще располагался Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности, появилась группа верующих, желающих восстановить обитель. Их первое собрание было проведено 25 ноября 1990 г. На нем присутствовало 29 чел., в том числе и председатель Исполкома 0 Баранцевского сельского совета (к кото- Е^ рому относился и монастырь) С.Д. Анаш- Ц кин. Участники мероприятия обсуждали ^

см о

О

вопрос о создании в пос. Новый Быт религиозной общины при монастыре Давидова пустынь. Одним из инициаторов собрания была председатель местной музыкальной школы И.В. Ускова. Она отметила, что после принятия 10 ноября 1990 г. Закона о свободе вероисповеданий появилась возможность восстановить монастырь. Первый этап этого процесса - создание общины и открытие прихода [1]. На собрании было принято решение о подготовке заявления в Управление Московской епархии с просьбой о создании общины и открытии прихода.

В архиве обители хранится протокол № 1 Приходского собрания православной общины пос. Новый Быт под председательском благочинного архимандрита Иосифа. На собрании присутствовало 92 чел., было принято решение собирать документы для ее регистрации [1]. Религиозная община храма Всемилостивого Спаса пос. Новый Быт Чеховского района была зарегистрирована в 1991 г. Председателем общины стала В.В. Буздалова. Устав общины был принят 28 июля того же года на собрании прихода. Возраст членов общины: 60-80 лет (4 чел.), 40-59 лет (13 чел.), 30-39 лет (2 чел.). Каждый желающий должен был написать заявление с просьбой о включении в члены общины, в котором он выражал готовность участвовать в восстановлении монастыря. Первые заявления, которые датируются 9 ноября 1990 г., хранятся в архиве монастыря.

Храм Всемилостивого Спаса в монастыре был передан верующим 27 декабря 1991 г. (Распоряжение № 9Р). Долгое время он использовался под склад, который принадлежал техникуму. Руководство техникума обязалось полностью освободить храм от склада к 20 апреля 1992 г. Члены общины начали работы по ее восстановлению: проводили расчистку храма, подвалов. Им помогали школьники пос. Новый Быт и г. Москвы. На этом этапе финансовую помощь оказал МПО «Турботехника», которое выделило 19 тыс. руб. на покупку церковных предметов для проведения служб. Жители пос. Новый Быт подарили храму три иконы. Совхоз пос. Новый Быт подарил мини-трактор. 25 марта 1992 г. община обратилась в МП «Ока» к В.Н. Пич-ко с просьбой оказать помощь в размере 10 тыс. руб. для покупки подсвечников, и фирма помогла.

В период восстановления храма Всемилостивого Спаса в обители побывало много художников, заинтересованных в восстановлении ликов. В этом храме

сохранялись фрески Страшного Суда и лика Матвея. Вся композиция была темно-красного с темно-синим и золотистым цветом. По воспоминаниям первых насельников монастыря, фрески производили тяжелое впечатление. Яркие краски фресок хорошо сохранялись [1]. В августе 1991 г. по приглашению религиозной общины приезжала внучка художника В.М. Васнецова, поскольку появилось предположение, что именно он расписал храм Всемилостивого Спаса. Она выдвинула иную версию: авторами фресок являлись ученики мастера.

Община обращалась к благочинному о. Иоанну с просьбой предоставить им священника для проведения служб, который, однако, всё время говорил, что «священников не хватает». Первые службы в храме Всемилостивого Спаса начал проводить священник Иероним (из Солнечногорска). Иконы в храме были бумажные. Но однажды, как вспоминают первые прихожане, в 1994 г. на праздник Казанской Божией Матери о. Иероним не приехал; они сами стали читать акафист и почувствовали Божию благодать, царившую в храме [4].

На территории монастыря по-прежнему находился техникум, директором которого в эти годы был С.Н. Цицура. Как и был обещано, техникум освободил храм от склада к 20 апреля 1992 г. Между тем директор понял, что община будет стремиться получить все здания монастыря, и начал писать бумаги на имя главы Баран-цевского сельского совета С.Д. Анашкина с просьбой «приостановить деятельность местной общины по дальнейшему стремлению заполучить помещения техникума», поскольку «это создает огромные трудности в организации и проведении учебно-воспитательного процесса» (Письмо от 4 июня 1992 г.). Причем если склад был убран к 20 апреля 1992 г., то подвальные помещения храма техникум не освободил. Религиозная община настойчиво требовала это сделать. Общественность поддерживала общину. Например, журналист А. Ефремов в 1992 г. в «Московском журнале» опубликовал статью «Обитель Преподобного Давида», в которой писал, что «нынешнее состояние монастырских построек можно назвать катастрофическим, несмотря на то, что многие из них охраняются государством, как памятники архитектуры <...> выход из этого положения один - возвратить монастырь его единственному законному хозяину - Русской Православной Церкви» [2].

Начало монашеской жизни и монастырских служб

Община все время обращалась в разные церковные инстанции с просьбой прислать священника. И лишь в 1995 г. был издан Указ Патриарха Алексия об освобождении иеромонаха Германа (Хапугина) - старшего священника Свято-Покровского Хотьковского женского монастыря. Согласно Указу, о. Герман освобождается «от послушания и согласно поданному прошению направляется в распоряжение Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия» [1]. В 1995 г. о. Герман был назначен по собственной просьбе настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни.

Старожилы вспоминают, что церковные власти так говорили общине: «будет жилье, дадим священника». Община получила правую монастырскую башню, которую они привели в порядок. Когда о. Герман вместе с двумя послушниками приехали в монастырь, они стали жить именно в этой башне [4].

О. Герман начинал послушником в Серпуховском Высоцком монастыре, где был пострижен в монахи и рукоположен в иеромонахи. Затем его забрали в армию, после которой он и был определен священником в Хотьковский монастырь [1].

План передачи храмов монастырю был согласован между настоятелем обители и директором техникума и рассчитан на 7 лет: с 1995 по 2002 гг. Вначале монастырю отдали Никольский храм, монахи «выломали сиденья от кинозала и свалили в кучу». Им приходилось устраивать баррикады, чтобы представители техникума не могли войти в Никольский храм» [3]. В храме стали проводиться службы. Первый вход в храм располагался сбоку, где сейчас находится лестница. Когда сняли вывеску «Клуб», о. Герман повесил перед входом крест, который до сих пор хранится в монастыре [3]. Постепенно все храмы были переданы обители. В мае 2002 г. техникум полностью покинул территорию монастыря.

С самого начала в монастыре не было средств на восстановление храмов, поэтому о. Герману приходилось решать, какие здания реставрировать вначале, а какие - позже. Первое, что было сделано - куплена рака для мощей прп. Давида. Реставрация зданий монастыря началась со Знаменского храма, поскольку он был самый маленький по размеру. Вначале был сделана крыша, подобие главки, поставлен простой фанерный иконостас, чтобы можно было начать служить. 10 декабря 1998 г. в нем начались службы [3]. Возне-

сенский храм, наоборот, большой; долгое время в нем не было служб. Реставрация Вознесенского храма проходила в течение 1999-2003 гг. Успенский храм был отдан монастырю лишь в 2002 г.

После о. Германа (скончался 26 июля 2005 г. в монастыре, где и погребен) настоятелем монастыря стал игумен Роман (Гаврилов), архимандрит, епископ Серпуховской, викарий Московской епархии (10 августа 2006 г.), с 6 октября 2011 г. обитель возглавляет игумен Сергий (Куксов).

Начало восстановительных работ в обители

По данным на 1995 г., большая часть территории монастыря по-прежнему принадлежала техникуму. Согласно справке, подготовленной главой сельской администрации Баранцево для Министерства культуры России 12 апреля 1995 г., верующим к этому времени принадлежали Собор Всемилостивого Спаса и Никольский собор [1].

Остальные здания находились в следующем статусе:

Вознесенский собор - свободен, полуразрушен,

Знаменский собор - хозяйственный склад техникума,

Успенская церковь - свободна, полуразрушена,

трапезный храм во имя Всех Святых -столовая техникума,

колокольня - не использовалась, захламлена,

сторожка при колокольне - бухгалтерия Баранцевской сельской администрации,

просфорный корпус - учебный класс техникума,

рухлядный корпус - Баранцевская сельская администрация,

северо-западная башня - жилые помещения,

настоятельский корпус - учебный корпус техникума,

братский корпус, пристроенный к Все-святскому храму - жилые помещения,

северо-восточная башня - полуразрушена, не использовалась,

амбар, пристроенный к башне - полуразрушен, не использовался,

двухэтажный корпус, построенный в 1950-1955 гг. как общежитие техникума, находился в аварийном состоянии, по назначению не использовался,

юго-восточная башня - полуразрушена, не использовалась,

южный флигель - жилые помещения, южный двухэтажный братский корпус -с 1993 г. не использовался,

см о

О

южный одноэтажный келейный корпус -склад АО «Турботехника»,

юго-западная башня - полуразрушена, склад АО «Турботехника»,

заброшенный монастырский сад с южной стороны монастыря, окруженный полуразрушенной стеной, с полуразрушенной южной башней - использовалась как частный погреб.

большая монастырская гостиница -поселковая стационарная больница им. А.П. Чехова,

первая малая гостиница - хозблок больницы,

вторая малая гостиница - физиотерапевтический кабинет,

подсобные помещения монастыря (конный двор) - автохозяйство техникума,

скотный двор монастыря - ипользовался совхозом Новый Быт.

Здания Давидовой пустыни были полуразрушены (по данным БТИ, от 60 до 90 процентов разрушений).

Первые монахи монастыря. Начало монастырской жизни

О. Герман приехал в обитель с двумя рясофорными послушниками - Иннокентием Яковлевым и Филаретом Репешко. Они поселились в северо-западной угловой башне. На втором этаже было две комнаты и прихожая, которая являлась одновременно и кухней. Одна комната стала первой келией монахов, а вторая - небольшой канцелярией: там стоял стол, шкаф, пишущая машинка [3].

Вскоре в обитель приехали послушники Александр Вайнилович, Павел Егоров, в феврале 1996 г. - послушник Александр Кольцов. По воспоминаниям одного из послушников того времени, монахи жили «как на острове: монастырь был в те годы как проходной двор, так как функционировал техникум. Забора между нашим жильем и техникумом не было. Впоследствии был поставлен деревянный забор. По монастырю часто гуляли парочки. На территорию обители заезжали машины, народ пиво распивал» [3].

В основе жизни обители в 1995-2015 гг. было возрождение монашеского быта, восстановление храмов, проведение регулярных богослужений, увеличение братии.

Как и в прежние века, современный монастырь имеет свой Устав [1]. В нем указывается, что «монастырь осуществляет монашеский образ жизни в его традиционных формах: общежитие, скит, отшельничество». Таким образом, современная обитель продолжает принятую в конце

XVIII в. Давидовой пустынью традицию общежительного монастыря. Монастырь имеет право иметь свое сельское хозяйство, рыболовство, пчеловодство, заниматься заготовкой, изготовлением хлебных и хлебобулочных изделий.

У монастыря есть право иметь ценные бумаги и акции в различных банковских и иных структурах. Обитель по-прежнему имеет право создавать подворья. Монахи, как и полагается в общежительном монастыре, имеют право на обеспечение местом проживания, одеждой, питанием, лечением и медикаментами. Между тем есть и отличия современного Устава от общежительного Устава конца XVIII в.: нынешний настоятель не может быть избран братией обители, он назначается и освобождается от должности Указом Епархиального архиерея на основании решения Св. Синода.

Службы. С 1995 г. в монастыре стали регулярно проводиться службы. Старейший насельник монастыря - о. Фаддей отмечал, что «сначала церковные богослужения совершались только в субботу и воскресенье, после рукоположения первых иеромонахов стали ежедневно совершать божественную литургию». Со временем характер богослужений немного изменился. В 2015 г. в обители проводятся две литургии (в 6:30 и 9:00), во время которых совершается пение 33 псалма с верующими. На Пасху добавляется поздняя литургия [1]. В 90-е гг. XX в. служб было меньше, но они были более «постоянными», в нынешнее время, как отмечают сами монахи, есть некоторые метания в богослужении [1]. Изменения коснулись богослужений во время Великого Поста, ранее в зимний период богослужения совершались в храме во имя Всех Святых, но за последние три года в этом храме, превращенном ныне в столовую, не было совершено ни одной литургии» [1].

Некоторые изменения коснулись чтения во время братской трапезы: ранее за обедом читались жития святых, а за ужином - поучения святых отцов, такой порядок чтений соблюдался более 15 лет, но с некоторых пор порядок был изменен: теперь за обедом читаются поучения святых отцов, а за ужином читаются небольшие фрагменты житий святых [1].

Причины ухода в монастырь в современное время. Люди уходят в монастырь «ради будущего царствия, по множеству грехов своих, из любви к Богу» (Иоанн Лествич-ник). Среди причин прихода человека в монастырь может быть и не сложившаяся семейная жизнь в миру, житейские неудачи, желание сделать карьеру (такое

желание может возникнуть, например, у семинаристов или детей священнослужителей). Суть ухода в монастырь - «Божий призыв - духовное устроение, зовущее человека в монастырь» [1].

Надо отметить, что далеко не все выдерживают монашеские трудности и испытания выбранного пути. За 1995-2010-е гг. в Давидовой пустыни, как и в других российских монастырях, были случаи ухода братии из обители, что свидетельствует, с одной стороны, о духовной слабости нынешних насельников, а с другой, о духовной силе, поскольку человек находит в себе силы честно и правдиво посмотреть на себя со стороны, на свое место в монастыре. Безусловно, лучше уйти в «мир», чем продолжать жить в монастыре неправедно или лицемерно. По мнению самих насельников, тем, кто ушел из монастыря, было свойственно своеволие: такие люди считали, что «принадлежат себе», верили своим помыслам, редко исповедовались. Все это развивало в них гордость - мать пороков.

В Давидовой пустыни на протяжении 20 лет было несколько случаев самовольного ухода лиц, принявших постриг в обители [1]. Один насельник в Давидовой пустыни, находясь в сане иеромонаха, самовольно занялся «отчиткой», за что впоследствии был осмеян и поруган от бесов. Впоследствии он оставил обитель [1]. Иногда в основе причин ухода насельников бывает и слабое внимание к их духовной жизни со стороны настоятелей монастыря, которые не слишком часто беседуют с братией на духовные темы. Иногда насельники плохо изучают Священное Писание и труды Святых отцов, сами настоятели не всегда являются примером для подражания. Беда современных монастырей: настоятели, которые скорее административные руководители, чем «любящие отцы и наставники». Монахи воспринимают такие уходы нелегко, поскольку монастырь нуждается в братии, а между тем уходят те, что прожили в нем несколько лет. Например, один из первых монахов монастыря о. М. позднее покинул монастырь, решив создать семью. В контексте сказанного, неудивительно, что насельникам не хватает некоторых из дореволюционных традиций, например, характерного для общежительных монастырей совместного чаепития [1].

Основы духовного пути современных монахов. По мнению насельников обители, основа монашеской жизни - богослужение. «Именно вокруг храма построена согласно Уставу Христовой Церкви вся жизнь монаха. Храм - это святыня и всё, что в нем совершается, требует внимательности, веры,

благоговения и страха Божия. В то же время общежительный монастырь должен быть устроен таким образом, чтобы оставлять возможность для обустройства личной келейной жизни членов братии. Келья является местом непосредственной встречи монаха с Богом. Там проходит его персональный подвиг. Монах не должен ограничиваться правилом, которое ему назначил игумен. Необходимо заниматься умной молитвой, изучением Священного Писания и писателей аскетов. Необходимо совершать поклоны и другие телесные подвиги» [1].

Как бы хорошо ни был организован монастырь, идеальных отношений внутри братии не бывает. Монахи, как и все люди, имеют свои слабости, ведут свою духовную брань, имеют свои взлеты и падения. Но они не останавливаются на достигнутом, идут вперед. И у монаха должна быть возможность личного раскрытия в уединенной молитве, когда он через умную молитву будет открывать для себя заветные слова: «Царствие Божие внутрь Вас есть». Монахи говорят так: «Когда его сердце будет наполнять радость от келейного подвига, несмотря на трудности, с какими он неизбежно сталкивается, живя в монастыре. Когда он всего себя будет поверять игумену, который как любящий отец будет исправлять, укреплять, воодушевлять, тогда брат будет двигаться по правильному пути своего спасения». Суть монашеского пути - «удаление из мира, для приготовления к жизни вечной, служения Богу» [1].

Духовные авторитеты современных монахов Давидовой пустыни. Монахи часто обращаются к трудам Свт. Игнатия Брянчанино-ва, Аввы Дорофея, прп. Серафима Саровского, Св. прав. Иоанна Кронштадского, старца архим. Иоанна Крестьянкина, старца Ефрема Филофейского, схимитроп. Зиновия (Ма-жуги), ныне прославленного Грузинской Церковью, схиархим. Виталия (Сидоренко), архим. Рафаила (Карелина) и др.

Монашеские послушания. Насельники имеют постоянные послушания, которые со временем немного меняются. Так, послушник П.Б. с 2007 г. помимо участия в богослужении был келарем обители, исполнял клиросное послушание и обязанности по уходу за баней, в 2012-2013 гг. стал директором Воскресной школы; иеродиакон К.И. исполнял послушания ризничего, директора Воскресной школы, являлся преподавателем школы, архиерейским диаконом; иеродиакон О.А. был чтецом на клиросе, звонарем на колокольне, певчим на клиросе, уставщиком, убирал кладбище, в настоящее время - благочинный. Послушник М.А.

см о

О

несет послушания ухода за птицами, был чтецом на клиросе и работал на хозяйственном дворе. Послушник Х.Д. имел много послушаний: был алтарником, помощником ответственного в отделе по социальному служению и благотворительности (окорм-ление в исправительных колониях), ответственным за приобретение и использование хозтоваров в обители, помощником по сбору пожертвований, с 2010 г. организовал столярно-ремонтную мастерскую. В 20072011 гг. клириками обители были: о. Кирилл (переведен в Сергиево-Посадское благочиние), о. Сименон (в настоящее время в запрете и за штатом), о. Иоанн (в настоящее время в запрете и за штатом), о. Серапион (переведен в Пешношский монастырь) [1].

Начало хозяйственной деятельности

В самом начале монашеской жизни в Давидовой пустыни появилось собственное хозяйство: козы, куры, гуси, утки. Монахи занимались рыбной ловлей, возрождали остатки монастырских садов. Местные жители помогали насельникам. В километре от монастыря (на горе) местные жители выделили обители два участка - 40 соток, где монахи посадили картофель (местные жители дали семена). Был собран отличный урожай картофеля. Но когда началась реставрация монастырских зданий, которая потребовала большого внимания и трудов со стороны братии, хозяйство было заброшено [1]. В 2000-х гг. его совсем не стало.

В современное время монастырское хозяйство включает в себя: голубятню, собак, вольер с дикими птицами, лебедей, пруд (был вырыт в 2002 г. для пожарной безопасности), населенный рыбой, небольшой огород и сад, теплицы, клумбы, поля с многолетними травами; есть павлин, фазан, ястреб и келейное хозяйство, состоящее из певчих и декоративных птиц; имеется монастырская лавка. Активно развивается пчеловодство, которое было традиционным видом деятельности для Давидовой пустыни (50 ульев). В настоящее время при монастыре, у святого источника сел. Тале-жа, также работает монастырская лавка [1].

Пространственное расположение зданий в монастыре. После того, как в Давидовой пустыни было возрождено монашество, Храм Всемилостивого Спаса был временно закрыт. Службы стали проводиться в Знаменском, а потом - в Никольском храмах. В башне, в которой первоначально жили о. Герман с послушниками, стали печь просфоры [1]. Реставрационные работы вначале проводились в храмах обители и лишь затем - в настоятельском корпусе.

Успенский собор. Когда начали реставрировать Успенский собор, о. Герман решил сделать в нем фарфоровый иконостас - до революции не было такого в этом соборе. Храм пока не освещен, так как полностью неотреставрирован. Часть стены Успенского требует ремонта (лопнула плитка) [3].

Храм Всемилостивого Спаса. Был восстановлен и освящен 14 августа 2004 г

Знаменский храм. К началу 90-х гг. XX в. в Знаменском храме сохранялась лепнина и роспись стен. Однако в ходе реставрации стены были расписаны заново.

Никольский храм. Храм был восстановлен и освящен в июне 2004 г.

Вознесенский собор. Храм был восстановлен и освящен 5 июля 2003 г. Отцу Герману удалось получить многие старинные иконы з запасников Кремля [4], которые были устроены в Вознесенском соборе.

Трапезный Всесвятский храм. Храм был восстановлен и освящен 26 октября 2003 г. Колокольня была передана монастырю и начата реставрация 10 июня 1998 г.

За территорией монастыря сохраняется несколько зданий, которые до революции принадлежали обители: здание двухклассной школы, которую построил настоятель о. Валентин в дореволюционное время, здания гостиницы (ныне больница), скотные и конный дворы (ныне -молочная лаборатория).

Обретение мощей прп. Давида

Обретение мощей прп. Давида Серпуховского, основателя Вознесенской Давидовой пустыни Московской епархии, состоялось в 1997 г. Работы по обретению мощей прп. Давида проводились в Знаменской церкви 20-23 мая 1997 г. «По устной традиции (воспоминаниям жителей поселка, проживавших в 1920-1930 гг. на территории обители) рака преподобного размещалась у солеи слева. Ориентиром при определении места захоронения служили также остатки кирпичного постамента, возвышающиеся над полом». Был найден кирпичный склеп XVII в. слева у солеи на глубине 30 см с хорошо сохранившимся скелетом (одежды погребенного и деревянный грот превратились в тлен). К западу от склепа ниже на 0,8 м появились две белокаменные надгробные плиты: одна из них - со жгутовым орнаментом конца XVI - первой половины XVII в., слева от могилы Давида - вторая белокаменная плита с более архаичным орнаментом - в виде композиции из полос врезных треугольников (датировка - первая половина XVI в.). Всего было выявлено пять могил. Древнейшей было признано захоронение

под белокаменной плитой с орнаментом из врезных треугольников.

Могила прп. Давида: он был погребен в деревянной долбленой колоде. Кости пострадали, так как в этой части надо ними размещался фундамент колокольни XVIII в.

Акт обретения был подписан 23 мая 1997 г. председателем комиссии, настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря архимандритом Иосифом (Балабановым), членами комиссии: настоятелем Давидовой пустыни игуменом Германом (Хапу-гиным), заведующим Археологическим отделом Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», кандидатом исторических наук Т.Д. Пановой, старшим научным сотруд-никм Института всеобщей истории РАН кандидатом исторических наук С.А. Беляевым, иеромонахом Давидом (Яковлевым), иеромонах Моисеем (Репешко), послушником Александром Кольцовым от 23 мая 1997 г. [1]. Комиссия признала, что это, несомненно, самая старая могила - святые мощи основателя обители - прп. Давида.

Воспоминания монаха, который присутствовал при обретении мощей: «Когда обретали мощи прп. Давида в Знаменском, было обнаружено еще два захоронения рядом - и одно чуть поодаль - это, известно, была могила настоятеля архимандрита Иосифа - но вскрывать ее не стали. Два захоронения - недалеко от мощей прп. Давида, более поздние, чем могила прп. Давида. Два костяка - явно четкие могилы. Там же остались. Под аналоем. Орнамент на данных могильных плитах - более поздний, другой. Может быть, вокруг еще есть могилы, но мы дальше не копали. Одна могила упирается в алтарь. Орнамент на могильной плите прп. Давида - змеечкой, старинный орнамент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Транспарант - первое объявление о монастыре. Члены первой религиозной общины обители вместе с послушником А. Кольцовым [1]

Рис. 2-4. Процесс обретения мощей прп. Давида

Встречались отдельные кости, по всему монастырю. Мы их сложили все в одной могиле и захоронили. На кладбище за Никольским собором - более поздние захоронения. Там хоронили в подготовленных траншеях со сводами. Скорее всего, раньше другое монастырское кладбище, в другом месте.

Часовня была на этом месте, где мы обнаружили мощи прп. Давида. Вначале была часовня, потом колокольня, потом Знаменский храм. По глине, которая окружала могилу, видно, что могилу не пере- § капывали, она утрамбовалась. На могиле о лежала плита. Сейчас она находится в риз- ^ нице. Остальные плиты были коричнева- о

см о

О

то-белого цвета, а плита Давида - была серая, видно, что над ней сгорела часовня (в период польского разорения в 1619 г.).

Орнамент первой половины XVI в. -волчий зуб, позднее появляется новый орнамент - косичка. Он существует несколько веков. Над могилой о. Иосифа располагается просто свод, без плиты, без могилы, а остальные - именно могилы, они были при-топлены. Одну плиту снимали, что под ней не смотрели, но там точно костяк, потом на место положили, рисунок на двух плитах одинаков, но время разное - одна могила старше, а потом нет. Все три могилы были сделаны до захоронения о. Иосифа.

Мы перенесли мощи 23 мая, было благоухание. Мы делали всё тихо, чтобы никто не знал, старались делать ночью. Когда откопали мощи прп. Давида, они были в очень влажном состоянии, снимали шпателем, дошли до самих мощей - гроб был колода, дубовый, труха. Оставили лежать двое суток. Приехал владыка Иосиф, сделали поддон из досок и положили на стол. Скелет был полностью, но в черепе - была дырка - от того, что забивали сваи. Голова была на боку. Череп был нарушен: раздавлен. Целый скелет был от пояса. Часть ребер были нормальными, а часть нет. Правая рука была целая, а левая под ней -нет. Видно, что у него были больные ноги. Поэтому понятно, что прп. Давид помогает больным ногами. Был один волос, пара зубов, остатков одежды не было, были подошвы от тапочек (куда делись, не помню) не было ни креста. Земля сырая, плохо сохраняется. Ранее серебряно-чугунное надгробье Давида стояло в Знаменском храме в другом месте, не там, где была обнаружены мощи прп. Давида. Это была имитация канунного стола. Очевидно, что был период, когда могила прп. Давида была утрачена, скорее всего, это было перед строительством первой колокольни».

Вкладчики монастыря

Финансовая жизнь монастыря - это умелое сочетание собственной хозяйственной деятельности (развитие сельского хозяйства, пчеловодства и т.д.) и привлечение средств вкладчиков. На протяжении последних 20 лет это сочетание не всегда было гармоничным. Иногда в сознании монахов создаются мифы: «исторически Давидова пустынь всегда существовала именно на пожертвования благодетелей и почти не имела собственных источников дохода, за исключением доходов от московской часовни у Москворецкого моста, в которой хранилась чудотворная икона

Всемилостивого Спаса. В летний период сию икону возили по полям с молебнами, что приносило монастырю большой доход, по воспоминаниям современников» [1]. Это не совсем так. Монастырь всегда жил прежде всего за счет сельскохозяйственных работ. Работа в подсобном хозяйстве нужна не только для финансового состояния обители, но и для духовной жизни. Монастырь имеет своих благодетелей, которые помогают возрождать обитель. С начала 2000-х гг. (и до сих пор) главными вкладчиками Давидовой пустыни и подворья монастыря в сел. Талеж, являются Сергей Михайлович Аксенов и Николай Борисович Павлинов.

Благотворительная деятельность монастыря

Несмотря на малочисленность братии, Давидова пустынь занимается различной благотворительной деятельностью: окормлением больницы, располагающейся возле обители, детского дома в пос. Новый Быт, Техникума молочной промышленности, оказанием помощи ветеранам Великой Отечественной войны и многодетным семьям, проведением обедов для социальных паломнических групп и благотворительных обедов для военнослужащих, посещающих обитель, отправление посылок заключенным [1].

Монастырь организовал в стенах обители воскресную школу для детей (5-15 лет, а иногда и взрослых). По данным на 2015 г., в школе учится 20-25 детей. В 2012-2013 гг. директором Воскресной школы был послушник П.Б., настоятель монастыря о. Сергий (Куксов) преподает размышления над Евангелием, иеродиакон К.И. - храмоведение и размышления над Евангелием [1].

Посещение обители архипастырями

В период возрождения обители в 1995-2015 гг. Давидову пустынь посещал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II с сонмом архиереев и духовенства, митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием,архиепископом Можайским Григорием, епископом Серпуховским Романом, епископом Дмитровским Феофилактом, епископом Орским и Гайским Иринеем, епископом Зарайским Константином [1].

Монастырские подворья

Московская область. Комлево. Знаменская церковь в селе Комлево Рузского района стала подворьем монастыря в 1995 г.

Ее настоятелем стал иеромонах Антоний. Монастырь провел реставрацию храма. 16 апреля 2010 г. Распоряжением по Московской епархии (№ 1878) Знаменская церковь была преобразована в приход, ее настоятелем стал игумен Петр (Пузенко).

Московская область. Церковь в селе Старый Спас. При возрождении монашеской жизни в Давидовой пустыни о. Герман как благочинный церквей Серпуховского района определил церковь в селе Старый Спас монастырским подворьем. Однако впоследствии игумен Давид - настоятель подворья отделил церковь от обители (2005 г.) [3].

Московская область. Талеж. Настоятель Давидовой пустыни о. Герман обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Ювеналию с просьбой разрешить устроить в сел. Талеж часовню во имя прп. Давида и привести родник в благообразный вид, построить купель с тем, чтобы всё находилось в ведении монастыря. В 1996 г. источник в сел. Талеж был передан монастырю. В 1997 г. начались службы в часовне подворья. В 2014 г. монастырь отреставрировал и церковь Рождества Богородицы, которая располагается в сел. Талеж. Члены братии совершают в ней богослужения.

Некрополь

В обители появилось монастырское кладбище, на котором был перезахоронен генерал, герой Отечественной войны 1812 г. Дмитрий Сергеевич Дохтуров. Его могила была утрачена в советские годы, а памятник, который находился там, был перенесен в сквер около настоятельского корпуса. 26 октября 2003 г. могила генерала была обнаружена, и состоялось перезахоронение. В исторической справке председателя Общества потомков участников Отечественной войны 1812 г. А.К. Нарышкина говорилось, что имеются данные, что «место его погребения утрачено, и, по легенде, находилось рядом с алтарной частью Вознесенского собора» [3]. Другие захоронения: Малевский Антон, вкладчик (ноябрь 2001 г.), Недосека Геннадий, вклад-

Список литературы:

чик (ноябрь 2004 г.), Герман (Хапугин), архимандрит, настоятель Давидовой пустыни (26 июля 2005 г.).

З аключение

Когда началось возрождение обители, монастырь пребывал в плачевном состоянии. Обитель представляла собой полуразрушенные здания: внутренний интерьер храмов наполовину был разрушен. Появились жертвователи и вместе с ними появилась возможность заниматься церковным строительством: начали восстанавливать здания обители. Тем, кто приходит в Давидову пустынь в настоящее время, трудно, а подчас невозможно представить, в каком состоянии находился монастырь. Труды настоятелей и насельников в 1990-2000-е годы неоценимы. В ходе исследования выявлены следующие факторы, оказывающие влияние на характер возрождения монастыря: социально-экономический, религиозный, политический и др. Социально-экономический фактор влиял на финансовые возможности реконструкций зданий, религиозный - на наличие верующих прихожан, ставших инициаторами возрождения обители, политический - на отношение региональной власти, помогавшей выселить организации, которые занимали монастырь в советские годы. Со временем братия монастыря начала интересоваться историей своего монастыря.

Разумеется, монастырь еще не вернул себе былую славу, которая была у Давидовой пустыни накануне Октябрьской революции 1917 г., когда началась разруха в духовной жизни всей российской церкви и монашества. Постепенно обитель превращается в место духовной жизни и духовного роста, и ничто уже не напоминает о запустении. Монастырь производит сильное впечатление. Службы совершаются ежедневно. Меняется внутренняя и внешняя жизнь монахов. Важное событие для монастыря - 500-летие празднования со времени основания Давидовой пустыни, и 20-летие ее возрождения, отмечалось в благолепном состоянии обители.

[1] Архив Вознесенской Давидовой пустыни.

[2] Ефремов А. Обитель Преподобного Давида // Московский журнал. - 1992, № 1. - С. 42-44.

[3] Полевые материалы автора. Информатор: С., иеродиакон, 22 января 2015 г.

[4] Полевые материалы автора. Информаторы: Кириллова Н.В., 10 января 2015 г.

[5] Полевые материалы автора. Информатор: Прыгункова Лидия Петровна, 9 января 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.