УДК 94(47)"1929-1989" DOI 10.53115/19975996_2023_04_047_052
ББК 63.3(2)6
И.Л. Бабич
РАЗОРЕНИЕ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ И «НОВАЯ ЖИЗНЬ» МОНАСТЫРЕЙ В СОВЕТСКИЕ ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ МОНАСТЫРЯ ВОЗНЕСЕНСКАЯ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ) (1929-1989 гг.)*
Цель предлагаемой статьи - на основе нескольких видов источников: архивных (Центральный архив Московской области, архив монастыря Вознесенская Давидова пустынь, архива-фототеки Музея архитектуры им. А.В. Щусева), а также полевых этнографических материалов автора и применяя историко-хронологический и историко-описательные методы, реконструировать конкретную историю жизни обители в советские годы и проанализировать факторы, влияющие на его дальнейшую судьбу. Автор выделяет два периода в жизни монастыря после его официального закрытия: в 1929-1954 гг., когда его здания постепенно осваивались для светских целей, и в 1955-1993 гг., когда на территории монастыря был организован Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности. Автор приходит к выводу, что монастырь в советские годы подвергался не только «естественному» разрушению, но и целенаправленной перестройке для нужд тех организаций, которые использовали данную обитель. Никто не думал о сохранении исторического прошлого. Тем не менее, в 1970-е гг. на Вознесенскую Давидову пустынь обратили внимание руководители ряда учреждений, от которых зависела сохранность монастыря. Предполагалось проведение реконструкции в обители, и, по сути, лишь перестройка 1990-х гг. помешала этому процессу.
Ключевые слова:
архитектура, Вознесенская Давидова пустынь, закрытие монастырей, монахи, СССР.
Бабич И.Л. Разорение монашеской жизни и «новая жизнь» монастырей в советские годы (на примере монастыря Вознесенская Давидова пустынь) (1929— 1989 гг.) // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 4. - С. 47-52. - DOI 10.53115/19975996_2023_04_047_052
© Бабич Ирина Леонидовна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии, Российская академия наук, Москва; e-mail: [email protected]
В советские годы большинство церквей в послевоенное время показывает причины
и монастырей в СССР приходило в упа- сохранения данной обители. В этом, безус-
док, но процесс этот протекал в разных ловно, состоит актуальность исследования
регионах по-разному, с учётом множества монастырской истории в разные периоды,
дополнительных факторов. Цель предла- в том числе и в годы советского, и особенно
гаемой статьи - на основе нескольких ви- послевоенного, времени. дов источников: архивных (Центральный
архив Московской области, архив мона- Территория монастыря в 1929-1954 гг.
стыря Вознесенская Давидова пустынь, После закрытия в 1929 г. монастыря архива-фототеки Музея архитектуры Вознесенская Давидова пустынь, в 1930-им. А.В. Щусева), а также полевых этногра- 1950-х гг. его здания были приспособлены фических материалов автора и применяя для проживания советских людей: брат-историко-хронологический и историко-о- ские корпуса превратились в комнаты писательные методы, реконструировать в огромных коммунальных квартирах. Был конкретную историю жизни обители в со- период, когда в монастыре еще проживали ветские годы и проанализировать факто- монахи и уже стали селиться миряне со своры, влияющие на его дальнейшую судьбу. ими детьми [6]. Ходили легенды, что сре-До сих пор в научной литературе не было ди живущих в обители была одна из родни одной работы по советской истории ственниц монаха - М. (1886 г. рожд.). Когда Вознесенской Давидовой пустыни. Меж- на территории монастыря был образован ду тем судьбы российских монастырей техникум, она стала работать в нём бухгал-в советские годы имеют свои особенности, тером. М. умерла в 1982 г., оставив дочь [3]. и их изучение важно для понимания того, Во время войны местные жители дежу-как следует возрождать монашескую жизнь рили на монастырской колокольне каждый в современном обществе. Кроме того, ис- день с 8 утра до 8 вечера: следили за доследование «новой жизни» монастыря рогой, за пожарами, за самолётами. Имен-
* Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН.
но тогда маленькие колокола были сняты с колокольни для изготовления снарядов. Большие колокола сняли с колокольни уже после войны [8]. В 1990-е годы обломки да-видовских колоколов находились в мастерской Клыковых, но к настоящему времени они исчезли.
В конце войны и некоторое время после её окончания на территории монастыря жили пленные немцы, которые занимались строительством крупных объектов в Чеховском районе (в частности, Булгаков-ской ГЭС). Жили они в подвале трапезного храма, позднее им построили бараки вне стен монастыря [6].
В эти годы в округе функционировала лишь одна церковь - Преображения в сел. Старый Спас, при ней функционировало кладбище. Она располагалась недалеко от монастыря. Другая церковь Преображе-
ния в соседнем селении Легчищево была закрыта в 1937 г. В 1940-е годы верующие попытались её восстановить, но им отказали на том основании, что в районе действовало пять церквей. В 1952 г. церковь была отдана Научно-исследовательскому тракторному институту. В это время были сняты кресты и голова купола церкви, разобрана колокольня и надстроен второй этаж [11].
По воспоминаниям старожилов, в монастыре был образовано ветеринарное училище [9]. Так продолжалось до середины 1950-х гг., когда на территории обители был организован Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности, который проработал вплоть до середины 1990-х гг., когда уже начала возрождаться монашеская жизнь в Давидовой пустыни.
о
О
Фото 1. Монастырь в 1940-е гг. [1].
Фото 2. План зданий внутри монастыря. 1960-е гг. [1]
Фото 3-4. М.Г. Каверзнев. Вид на Никольский храм. Состояние до создания клуба. 1954 г. [10].
1955-1993 гг. Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности
В 1955 г. советские власти приняли решение устроить на территории Давидовой
пустыни Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности. Вначале в техникуме готовили на зоотехников, а потом - на технологов и механиков молочной промышленности. Многие мест-
Фото 5. М.Г. Каверзнев. Вид на Никольский храм. До 1955 г. [1].
Фото 6. М.Г. Каверзнев. Вид на Никольский храм. Состояние до создания клуба. 1954 г. [10].
Фото 7—8. М.Г. Каверзнев. Переделанный из Никольского храма клуб техникума
Фото 11-12. Жизнь советских людей в монастырских стенах. 1960-е гг.. [1; 10].
Фото 13-15. Жизнь советских людей в монастырских стенах. 1960-е гг. [1].
ные жители из соседних населенных пунктов учились в этом техникуме. Одна из нынешних прихожанок - Л.П. Прыгункова училась в техникуме с 1955 по 1959 г. на зоотехника и проживала в общежитии техникума, который располагался в бывшем братском корпусе. Первым директором техникума стал Иван Васильевич Переломов.
Для обеспечения работы техникума его руководство решило перестроить ряд зданий внутри монастыря. Во-первых, были объединены два братских корпуса в одно здание, в котором было устроено общежитие техникума. Во-вторых, были частично восстановлены и переделаны Никольский и Знаменский соборы, в которых решено было устроить клуб и гараж. Клуб, располагающийся в монастыре, был местом увеселения и для учащихся техникума, и для жителей созданного рядом с монастырем пос. Новый быт. В нём проходили танцы, показывали кино. Нынешнего монастырского пруда не было, на этом месте располагалась асфальтированная площадка, где студенты техникума играли в волейбол.
По воспоминаниям старожилов, в советские годы Знаменский храм планировали вообще разобрать: у него после войны не было крыши, но местным властям удалось получить от председателя Совета министров Г.М. Маленкова разрешение на строительство крыши. Храм покрыли шифером и организовали в нём гараж техникума [9].
Вначале студенты питались в столовой, которая располагалась на нижнем этаже между Знаменским и Никольским храмами, но довольно скоро техникум организовал пункт приема пищи на втором этаже трапезного храма Всех Святых. Любопытно, что над столовой исчезла главка трапезной церкви. Пекарни в монастыре не было, хлеб привозили [7].
Учебный корпус располагался в бывшем настоятельском здании. Для этого было увеличено количество комнат для занятий и соответственно окон в здании и был сделан ещё один вход в корпус - сбоку [7]. В подвале корпуса стоял скелет лошади, который учащиеся техникума изучали. По коридору второго этажа студенты попадали в Успенский собор, где был устроен физкультурный кабинет - примерно на том месте, где должен был находиться иконостас храма. В церкви не было ничего - стены были выкрашены белой краской. В техникуме был большой состав учащихся. Приходилось учиться в две смены.
В храме Всемилостивого Спаса находился склад, принадлежащий промтоварному и хлебному магазинам, которые были
на том месте, где в настоящее время располагается автобусная остановка около монастыря. Многие люди в те годы недоедали и бывали случаи краж продуктов с этого склада [7]. В остальных зданиях бывшего монастыря проживали обычные люди. На бывшем скотном дворе монастыря, который располагался вне стен монастыря, была устроена молочная лаборатория [9].
Монастырского кладбища в те годы уже не было: все могилы сравняли с землей. Напротив нынешней церковной лавки располагался сквер, где было два памятника -В.И. Ленину и герою Отечественной войны 1812 г. С.Д. Дохтурову, а также клумбы цветов.
Предположительно кладбище было ликвидировано в период открытия техникума. Местная жительница вспоминает, что её знакомая - Феодосия рассказала, что когда она была ребёнком, пряталась за могильные памятники от немцев [5]. Все захоронения в советские годы делались на погосте храма при селении Старый Спас.
Техникум имел свои экспериментальные поля и в хрущевский период занимался выращиванием кукурузы (фото 10). Почти вся территория монастыря была использована руководством для создания «опытных огородов». Местный старожил М.В. Пче-лова вспоминает, что во время её учебы в этом техникуме, ученики использовали монастырские ямы для квашеной капусты [8]. У каждой группы был свой огород, которыми заведовал завуч Сахнов. Другими педагогами были Иван Аксёнович Подосиновиков, Филатов. В техникуме был свой садовод, который разводил очень красивые цветы [7].
Кроме техникума на территории монастыря расположились почта, детский сад (до 1970-х гг.), Баранцевский сельсовет и управление совхоза (одноэтажное здание западной стороны монастыря) [7]. Справа от входа работала больница [8]. В советские годы сохранялась монастырская баня - она стала поселковой баней, куда ходили все жители [7].
В конце 1950-х гг. было построено новое здание общежития, которое сохранилось до сих пор (в настоящее время в нём новый братский корпус).
Реставрация монастыря в советские годы
В 1977-1978 гг. монастырь начал разрушаться, особенно собор Всемилостивого Спаса, в котором находился склад. Он числился как памятник архитектуры. Жители Нового быта ездили в Москву и просили денег, чтобы поддержать монастырь [8].
Впервые в советские годы на монастырь как произведение зодчества власти обратили внимание в конце 1970-х гг. Первая информация об обители появилась в книге «Памятники архитектуры Московской области», изданной в 1975 г. В книге был представлен план монастыря, фотографии и дано короткое описание истории монастыря и его зданий [4]. В 1976 г. государственная инспекция по охране памятников истории и культуры начала составлять паспорта на здания Вознесенской Давидовой пустыни как памятников архитектуры. Для этого в обитель был прислан фотограф А.А. Разумовская. Его работы - уникальный источник. Ко времени Олимпиады, проходившейся в 1980 г. в Москве, был отреставрирован Успенский собор.
К Олимпиаде 1980 г. в Москве был подготовлен проект «Фасады Москвы». Проектом руководил Аркадий Николаевич Ивлев. Он рассказывал, что Успенский храм монастыря каким-то образом попал в план реставрации: тогда убрали мусор из храма, стены были побелены и был сделан купол [9].
В середине 1 980-х гг. монастырь попал под программу ремонтно-реставраци-онных работ в Главмособстрое «Мособл-стройреставрации». В 1 986 г. Вознесенский собор (1667), Никольский собор (1804), монастырская ризница с библиотекой (1853), приделы Знамения и Успения (XVII в.) были признаны памятниками архитектуры XVI-XIX вв. [2]. В 1987 г. сотрудниками треста были составлены «Исторические справки и историко-архивные материалы» по Давидовой пустыни. Ведущим архитектором стал А. Окороков, ему помогал младший научный сотрудник, который занимался сбором исторических материалов, - Юлия Абрамовна Лихтер. Она отнеслась к этой работе чрезвычайно скрупулезно и профессионально, собрала отличный исторический материал по истории зданий монастыря [2].
Список литературы:
26 января 1989 г. между техникумом в лице директора С.Н. Цицурой и трестом «Мособлстройреставрация» в лице Ю.Д. Беляева был подписан Договор о начале реставрационных работ на территории монастыря Вознесенская Давидова пустынь. В 1989 г. был проведен первый этап: составлены сметы и определен объём работ. Ведущим архитектором проекта стал Г. Ларионов [2]. Однако изменения, произошедшие в стране - начало перестройки и реформы начала 1990-х гг., не позволили завершить так и не начавшиеся, по сути, реставрационные работы в монастыре. Рвение советских реставраторов натолкнулись на бедность начала 1990-х гг. За годы советской власти произведения зодчества превратились в ветхие здания. Жалкое состояние святыни сохранялось, но уже недалеко было время, когда обитель начнёт подниматься из тьмы...
Заключение
Таким образом, мы видим, что монастырь в советские годы подвергался не только «естественному» разрушению, но и целенаправленной перестройке для нужд тех организаций, которые использовали данную обитель. Никто не думал о сохранении исторического прошлого. Тем не менее, в 1970-е гг. на Вознесенскую Давидову пустынь обратили внимание руководители ряда учреждений, от которых зависела сохранность монастыря. Предполагалось проведение реконструкции в обители, и, по сути, лишь перестройка 1 990-х гг. помешала этому процессу. Причём, если бы это произошло, то данная реконструкция была бы профессиональнее той, которая имела место в 1995-2015 гг., когда обитель была передана монастырю, и монахи самостоятельно, без проведения исторического изучения зданий в краткие сроки провели эту работу, преследуя не столько историко-эстетические цели, сколько практические: им надо было жить в обители и проводить службы.
[1] Архив Вознесенской Давидовой пустыни.
[2] Материалы научно-технического архива Треста «Мособлстройреставрации». - М., 1989 // Архив Вознесенской Давидовой пустыни.
[3] Материалы опросов старожилов пос. Новый быт, дер. Галыгино, Дидяково (Бабич И.Л., июль 2009 г.).
[4] Памятники архитектуры Московской области. Т. 2. - М., 1975. - 373 с.
[5] Полевые материалы автора. Информатор: Краснова Вера, 9 января 2015 г.
[6] Полевые материалы автора. Информатор: Олейник Мария Петровна, 20 марта 1997 г.
[7] Полевые материалы автора. Информатор: Прыгункова Лидия Петровна, 9 января 2015 г.
[8] Полевые материалы автора. Информатор: Пчелова Мария Васильевна, июль 2009 г.
[9] Полевые материалы автора. Информатор: С., иеродиакон, 22 января 2015 г.
[10] Фототека // Музей архитектуры им. А.В. Щусева.
[11] Центральный государственный архив Московской области. ГАМО. - Ф. 2157. - Оп. 1. Д. 10771.