Научная статья на тему 'Возможные стратегии ведения переговорного процесса'

Возможные стратегии ведения переговорного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5094
964
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕГОВОРЫ / СТРАТЕГИЯ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ / ИЗБЕГАНИЕ / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОМПРОМИСС / NEGOTIATION / NEGOTIATING STRATEGY / AVOIDANCE / ACCOMMODATION / COMPETITION / COLLABORATION / COMPROMISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стремовская Алла Леонидовна

В статье представлен обзор существующих стратегий ведения переговоров. Показано, что некоторые стратегии могут выполнять конструктивные, а некоторые, наоборот, деструктивные функции. Выбор подходящей стратегии должен осуществляться с учетом ожидаемого результата и отношений сторон. Для проведения эффективных переговоров важно обладать умением определять стратегию другой стороны, а также корректировать собственную стратегию с учетом стратегий других участников. В работе также подчеркивается, что факторы, способствующие достижению успеха на переговорах, не ограничиваются только выбором правильной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential negotiation strategies

Existing negotiation strategies are reviewed in the paper. It is shown that some strategies can fulfill constructive and some, on the contrary, destructive functions. Choice of a suitable strategy should be made with regard to the possible outcome and relationships of the negotiators. It is important to be able to determine strategy of another party as well as correct and adapt personal strategy with account of other participants' strategies for conducting effective negotiation. It is also stressed in the paper that factors promoting negotiation success are not limited to the choice of a proper strategy.

Текст научной работы на тему «Возможные стратегии ведения переговорного процесса»

Возможные стратегии ведения переговорного процесса

Ежедневно любой человек участвует в переговорах в различных социальных сферах. Как отмечают ведущие американские специалисты в области переговоров Р.Люики и А.Хиам, умение эффективно проводить переговоры - залог успеха в бизнесе1. Грамотное ведение переговоров включает много составляющих. Прежде всего, это умение правильно проанализировать ситуацию и проблему/конфликт, социокультурные условия; серьезно подготовиться, провести переговоры и достичь взаимовыгодного соглашения Важно также выбрать определенную стратегию ведения переговоров, определить стратегии других сторон, а также суметь скорректировать и адаптировать свою стратегию с учетом применяемых стратегий других участников Стратегию ведения переговоров можно определить как предварительно выбранный подход к достижению определенной задачи или цели для заключения соглашения или контракта в ходе переговоров с другой стороной или сторонами2.

По мнению Люики и Хиам, для выбора подходящей стратегии необходимо рассмотреть два важных фактора:

• Ожидаемый результат. Что можно будет приобрести или потерять по основным предметам переговоров?

• Отношения. Как переговорный процесс и его исход могут повлиять на отношения сторон в настоящее время и в будущем?3

1 Lewicki R.J., Hiam A. Mastering Business Negotiation: A Working Guide to Making Deals and Resolving Conflict. Published by Jossey-Bass. A Wiley Imprint. San Francisco, 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Mastering-Business-Negotiation-Resolving-ebook/dp/B002CQTYJI/ref=sr_1_1?s=digital-text

2 Glossary of Negotiation Definitions. www.negotiations.com/ definition/

3 Lewicki R.J., Hiam A. Mastering Business Negotiation: A Working Guide to Making Deals and Resolving Conflict. Published by Jossey-Bass. A Wiley Imprint. San Francisco, 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Mastering-Business-Negotiation-Resolving-ebook/dp/B002CQTYJI/ref=sr_1_1?s=digital-text

АЛ. Стремовская

УДК 174.4 ББК 87.7 С-845

Среди основных стратегий выделяют:

• Избегание (проигрыш обеих сторон). По мнению Люики и Хиам, в данной стратегии отдаются минимальные приоритеты отношениям и результату. Данная стратегия заключается в избегании активного проведения переговоров или, в целом, уклонении от участия в переговорах4. В свою очередь профессор Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском Университете Г.Р.Шелл считает, что избегание может быть хорошей стратегией в ситуации, когда сторона удовлетворена своим положением, но это может быть не лучшим подходом к решению проблемы. Так, например, кандидаты в Президенты США, опережающие своих соперников по результатам опросов общественного мнения, часто отказываются вести переговоры, когда их оппоненты стремятся увеличить количество президентских дебатов5.

• Приспособление (выигрыш ради победы). Применение данной стратегии обусловлено большой значимостью отношений и низкой важностью достижения результатов. В данной ситуации переговоршик намеренно «проигрывает» ради сохранения хороших отношений с противоположной стороной6.

• Конкуренция (выигрыш - проигрыш). Сторонники конкуренции отдают приоритет достижению приемлемого результата. При этом отношения переговорщиков оказываются маловажными. Желание конкурировать обусловлено стремлением выиграть любой ценой7.

• Сотрудничество (ориентация на выигрыш обеих сторон). При выборе стратегии сотрудничества большой приоритет отдается как отношениям сторон, так и результату. Партнеры, применяющие данную стратегию, стремятся максимизировать результаты и при этом сохранить или улучшить отношения. Такой результат является наиболее вероятным в случае, если обе стороны смогут найти решение проблемы или вопроса, удовлетворяющего каждую сторону. Анализируемая стратегия основана на предоставлении необходимой информации для достижения взаимовыгодного соглашения. Согласно Люики и Хиам, переговорщики, нацеленные

4 Lewicki R. J., Hiam A. Mastering Business Negotiation: A Working Guide to Making Deals and Resolving Conflict. Published by Jossey-Bass. A Wiley Imprint. San Francisco, 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Mastering-Business-Negotiation-Resolving-ebook/dp/B002CQTYJI/ref=sr_1_1?s=digital-text

5 Shell G.R. Bargaining for Advantage: Negotiation Strategies for Reasonable People. Penguin Books. Second Edition. 2006. С.10.

6 Lewicki R. J., Hiam A. Mastering Business Negotiation: A Working Guide to Making Deals and Resolving Conflict. Published by Jossey-Bass. A Wiley Imprint. San Francisco, 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Mastering-Business-Negotiation-Resolving-ebook/dp/B002CQTYJI/ref=sr_1_1?s=digital-text.

7 Lewicki R. J., Hiam A. Mastering Business Negotiation: A Working Guide to Making Deals and Resolving Conflict. Published by Jossey-Bass. A Wiley Imprint. San Francisco, 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Mastering-Business-Negotiation-Resolving-ebook/dp/B002CQTYJI/ref=sr_1_1?s=digital-text

на сотрудничество, говорят и слушают больше, а также задают значительно больше вопросов, чем конкурирующие стороны8. С точки зрения Шелла, стратегию сотрудничества или, как он ее еще называет, стратегию решения проблемы, часто бывает сложнее всего реализовать. Это обусловлено тем, что выбор данной стратегии предполагает определение основной проблемы в ходе серьезного анализа и оглашения истинных интересов сторон. Реализация стратегии сотрудничества предполагает поиск наиболее приемлемого решения в ходе мозгового штурма разных возможных вариантов, а также разрешение сложнейших проблем с использованием объективных стандартов и критериев. Как справедливо отмечает Шелл, стратегия сотрудничества во многих аспектах представляет собой идеал9.

• Компромисс. По мнению Люики и Хиам, стратегия компромисса, по существу, является комбинированным подходом. Данная стратегия может быть использована, когда стороны не могут достичь решения, полностью удовлетворяющего все стороны. Компромисс часто выбирают в ситуации, когда на стороны оказывается какое-то давление или мало времени и необходимо быстро принять решение10. В свою очередь Шелл утверждает, что компромисс представляет собой простую, справедливую и быстро реализуемую стратегию, позволяющую мирно завершить многие переговоры11.

Как отмечает Шелл, с каждым стилем или комбинацией стилей связаны определенные таланты. Так, например, человек, склонный к конкуренции, обычно быстрее других осознает, как можно получить власть и влияние в конкретной ситуации. При этом, сторонник стратегии приспособления, как правило, умеет работать в команде и помогает другим даже при существовании конфликта интересов12.

8 Lewicki R. J., Hiam A. Mastering Business Negotiation: A Working Guide to Making Deals and Resolving Conflict. Published by Jossey-Bass. A Wiley Imprint. San Francisco, 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Mastering-Business-Negotiation-Resolving-ebook/dp/B002CQTYJI/ref=sr_1_1?s=digital-text.

9 Shell G.R. Bargaining for Advantage: Negotiation Strategies for Reasonable People. Penguin Books. Second Edition. 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Bar-gaining-Advantage-Negotiation-Strategies-ebook/dp/B000QBYEX2/ref=sr_1_1?s=digital-text

10 Lewicki R. J., Hiam A. Mastering Business Negotiation: A Working Guide to Making Deals and Resolving Conflict. Published by Jossey-Bass. A Wiley Imprint. San Francisco, 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Mastering-Business-Negotiation-Resolving-ebook/dp/B002CQTYJI/ref=sr_1_1?s=digital-text

11 Shell G.R. Bargaining for Advantage: Negotiation Strategies for Reasonable People. Penguin Books. Second Edition. 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Bar-gaining-Advantage-Negotiation-Strategies-ebook/dp/B000QBYEX2/ref=sr_1_1?s=digital-text

12 Shell G.R. Bargaining for Advantage: Negotiation Strategies for Reasonable People. Penguin Books. Second Edition. 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Bar-gaining-Advantage-Negotiation-Strategies-ebook/dp/B000QBYEX2/ref=sr_1_1?s=digital-text

К сожалению, бывают ситуации, когда намеренно используются деструктивные технологии. Так, например, Л.Кац выделяет:

• Технологии обмана, целью которых является сокрытие стратегии переговорщика и введение в заблуждение противоположной стороны. Такие технологии могут выражаться в предоставлении ложной информации, а также преднамеренном использовании невербальных жестов для сокрытия истинных намерений участника переговоров. Кроме того, одна из сторон может сделать вид, что не знакома с ведением переговоров в целом, не имеет достаточного опыта ведения переговоров и является слабой в этой области. Иногда переговорщики намеренно завышают или занижают ценность предмета обсуждения на переговорах. Цель последнего приема заключается в получении большей стоимости или платы меньшей стоимости13. Обман может заключаться и в ложной демонстрации отсутствия заинтересованности в сделке или уступках. Могут быть также заявлены и ложные требования участников переговоров. Иногда одна из сторон заявляет о желании получить что-то, в чем в действительности сильно не заинтересована, и пойти на незначимые для себя уступки с целью получения желаемых уступок противоположной стороны. Переговорщик может предъявить абсолютно неприемлемые требования для получения определенных уступок по желаемому требованию14. Иногда используется и тактика «ограниченных полномочий», когда человек, наделенный достаточными полномочиями для принятия решения, просто не приходит на переговоры. В последней ситуации представитель лица, наделенного такими полномочиями, может сказать, что ему/ей необходимо получить разрешение руководителя в случае просьбы другой стороны пойти на уступки, на которые в действительности участник переговоров идти не хочет15.

Технологии давления. Цель таких технологий - убедить противоположную сторону, что у нее нет другого выбора, как принять предложение. Так, например, после выдвижения первоначального предложения участник переговоров может сказать, что не заинтересован в самом переговорном процессе, и сразу же предложить в его

13 Katz L. Negotiating International Business: The Negotiator’s Reference Guide to 50

Countries Around the World. BookSurge Publishing. USA. 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Negotiating-International-Business-Negotiators-ebook/dp/

B0050IAXBE/ref=sr_1_1?s=digital-text

14 Katz L. Negotiating International Business: The Negotiator’s Reference Guide to 50

Countries Around the World. BookSurge Publishing. USA. 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Negotiating-International-Business-Negotiators-ebook/dp/

B0050IAXBE/ref=sr_1_1?s=digital-text

15 Katz L. Negotiating International Business: The Negotiator’s Reference Guide to 50 Countries Around the World. BookSurge Publishing. USA. 2006. http://www.amazon.com/ Negotiating-International-Business-Negotiators-ebook/dp/B0050IAXBE/ref=sr_1_1?s=digital-text

представлении наилучшее предложение или окончательное предложение. Другой формой может быть проявление непреклонности или настойчивости. Для отказа в просьбе пойти на уступки участник переговоров может просто молчать. Жесткие временные рамки могут тоже быть формой оказания давления. Иногда переговорщик специально выдвигает предложение, имеющее ограниченный срок действия. В некоторых случаях участники переговоров могут пообещать завершить сделку только, если другая сторона пойдет на определенную уступку. Формой давления может быть также создание физического дискомфорта (проведение переговоров в помещении, где слишком душно или холодно и т.д.)16.

Агрессивные технологии. Цель данных технологий - создание психологического давления, вынуждающего принять невыгодные условия. Формами таких технологий может быть повышение голоса, угрозы и предупреждения. Участник переговоров может просто выйти из помещения для того, чтобы убедить другую сторону, что он или она не пойдет на дополнительные уступки17.

Использование других технологий, побуждающих к определенной эмоциональной реакции, имеет целью получения каких-то уступок или мотивирования другой стороны больше ориентироваться на сотрудничество. Формами таких технологий может быть создание конструктивной атмосферы на переговорах. Могут быть и двойственные заявления. Так, например, продавец машины может показать более дорогую машину, чем ищет клиент, и после оглашения цены может сказать, что, вероятно, покупатель не может позволить себе такую модель. Иногда переговорщики пытаются вызвать чувство вины или смущения с целью получения дополнительных уступок. В некоторых случаях участники переговоров умышленно говорят об их отношениях, например, предлагают согласиться с предложением «ради дружбы»18.

• Технологии защиты. Существуют определенные технологии для оказания противодействия некоторым технологиям. В частности, переговорщик может часто менять тему беседы с целью отвлечения внимания другой стороны. В этом случае важно внимательно следить за всеми действиями такого переговорщика. Иногда участники переговоров намеренно игнорируют вопросы, на которые не хо-

16 Katz L. Negotiating International Business: The Negotiator’s Reference Guide to 50 Countries Around the World. BookSurge Publishing. USA. 2006. Электронная версия Kindle. http:// www.amazon.com/Negotiating-International-Business-Negotiators-ebook/dp/B0050IAXBE/ ref=sr_1_1?s=digital-text

17 Katz L. Negotiating International Business: The Negotiator’s Reference Guide to 50 Countries Around the World. BookSurge Publishing. USA. 2006. Электронная версия Kindle. http:// www.amazon.com/Negotiating-International-Business-Negotiators-ebook/dp/B0050IAXBE/ ref=sr_1_1?s=digital-text

18 Katz L. Negotiating International Business: The Negotiator’s Reference Guide to 50 Countries Around the World. BookSurge Publishing. USA. 2006. Электронная версия Kindle. http:// www.amazon.com/Negotiating-International-Business-Negotiators-ebook/dp/B0050IAXBE/ ref=sr_1_1?s=digital-text

тят отвечать. При нежелании принять предложение переговорщики могут также задавать уточняющие вопросы. Для понимания истинных намерений участников переговоров часто следует задавать прямые вопросы. В некоторых случаях стороны высказывают обещания. К примеру, заявляют, что если цена будет снижена, будут ускорены сроки доставки19.

• Другие технологии ведения переговоров. Переговорщик, ориентированный на сотрудничество, может начать переговоры с определенного диапазона возможного принятия решения, а не с конкретных цифр. Бывают также ситуации, когда вместо устного ведения переговоров, стороны представляют свои предложения или условия в письменной форме. Иногда участники умышленно тянут время20.

Как отмечают Люики и Хиам, выбор стратегии зависит от конкретной ситуации, личных предпочтений, а также ценностей и принципов, которыми руководствуется участник переговоров. Кроме того, опытный переговорщик должен уметь быть гибким и корректировать свой подход к ведению переговоров и решению проблем или разрешению конфликтов. Перед началом переговоров важно также определить, в каком типе переговоров предстоит участвовать21.

Иногда одна из сторон может вести переговоры, не придерживаясь какой либо конкретной стратегии. С точки зрения Люики и Хиам, отсутствие стратегии тоже может иметь какие-то положительные стороны. В частности, выбор стратегии может оказаться не соответствующим стратегии другой стороны. К примеру, если выбрана стратегия приспособления, в то время как вторая сторона пытается конкурировать, переговоры могут оказаться непродуктивными. Отсутствие предварительно выбранной стратегии позволяет определить, как собирается вести переговоры противоположная сторона. В то же время не рекомендуется выбирать подход отсутствия стратегии, т.к., таким образом, не проводится серьезная подготовка к переговорам22. В свою очередь, отсутствие планирования может привести к неудачному проведению переговоров.

19 Katz L. Negotiating International Business: The Negotiator’s Reference Guide to 50

Countries Around the World. BookSurge Publishing. USA. 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Negotiating-International-Business-Negotiators-ebook/dp/

B0050IAXBE/ref=sr_1_1?s=digital-text

20 Katz L. Negotiating International Business: The Negotiator’s Reference Guide to 50

Countries Around the World. BookSurge Publishing. USA. 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Negotiating-International-Business-Negotiators-ebook/dp/

B0050IAXBE/ref=sr_1_1?s=digital-text

21 Lewicki R. J. , Hiam A. Mastering Business Negotiation: A Working Guide to Making Deals and Resolving Conflict. Published by Jossey-Bass. A Wiley Imprint. San Francisco, 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Mastering-Business-Negotiation-Resolving-ebook/dp/B002CQTYJI/ref=sr_1_1?s=digital-text

22 Lewicki R. J., Hiam A. Mastering Business Negotiation: A Working Guide to Making Deals and Resolving Conflict. Published by Jossey-Bass. A Wiley Imprint. San Francisco, 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Mastering-Business-Negotiation-Resolving-ebook/dp/B002CQTYJI/ref=sr_1_1?s=digital-text

Как отмечает Л.Кац, индивидуальные стили ведения переговоров и культурные традиции могут повлиять на выбор стратегии ведения переговоров. Кроме того, технологии ведения переговоров часто оказываются комбинированными для обеспечения дополнительного эффекта и их бывает трудно определить другой стороне23.

Безусловно, представленный список стратегий и технологий ведения переговоров не является полным. Обзор существующих переговорных стратегий также показывает, что некоторые стратегии выполняют конструктивную, а некоторые, наоборот, реализуют деструктивную функцию. Думается также, что для продуктивного ведения переговоров, а также поддержания хороших отношений с партнером и долгосрочного сотрудничества перечисленные деструктивные технологии следует тщательно избегать. Важно также уметь распознавать и не допускать использование нечестных стратегий. На мой взгляд, опытный участник переговоров, обладающий высоким уровнем переговорной культуры, должен уметь переломить ситуацию в случае такой необходимости и попытаться достичь с другой стороной взаимовыгодного соглашения.

В целом, следует еще раз подчеркнуть, что выбор правильной стратегии - лишь один из факторов, определяющих успешное проведение переговоров. Так, например, У. Мастенбрук выделил четыре основные составляющие эффективных переговоров:

^ достижение значительных результатов;

^ воздействие на баланс сил;

^ содействие конструктивной атмосфере;

^ достижение процедурной гибкости24.

“Достижение значительных результатов” предусматривает “выбор позиции”, формами которой выступают установки, предложения, аргументация и уступки. Основными стратегиями служат “непреклонность в защите” собственных интересов и поиск самого подходящего для участника переговоров компромисса25.

“Воздействие на баланс сил”. Автор отмечает неизбежность попыток повлиять на баланс сил, при этом проявление минимального сопротивления этому ведёт к возникновению эксплуататорской манеры поведения. Целью данного вида поведения следует рассматривать “равновесие, либо чуть заметное доминирование”26.

“Содействие конструктивной атмосфере”. Целью такого вида деятельности выступают “позитивные личные отношения”27.

23 Katz L. Negotiating International Business: The Negotiator’s Reference Guide to 50

Countries Around the World. BookSurge Publishing. USA. 2006. Электронная версия Kindle. http ://www. amazon. com/Negotiating-International-Business-Negotiators-ebook/dp/

B0050IAXBE/ref=sr_1_1?s=digital-text

24 Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1993. С.65.

25 Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1993. С.65.

26 Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1993. С.65.

27 Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1993. С.68.

“Достижение процедурной гибкости” касается форм развития и использования участниками переговоров интегративных возможностей. Это, главным образом, относится к процедурному аспекту. В данном случае в качестве цели рассматривается гибкость28.

При существовании конфликтной ситуации существуют факторы, способствующие достижению большего успеха на переговорах. Их, в частности, выделяет М. М. Лебедева в работе “Политическое урегулирование конфликтов”:

S чёткое представление о предмете конфликта;

S избегание сторонами использования угрозы;

S попытка сторон не рассматривать конфликт с нулевой суммой;

S отношения участников не ограничиваются только урегулированием конфликта, а затрагивают многие области, где присутствует совпадение интересов;

S не очень высокие ставки сторон;

S примерное равенство сил участников;

S не слишком большое число обсуждаемых вопросов (одни вопросы не препятствуют решению других)29.

Автор ряда книг, посвящённых переговорам, Честер Ли Каррас выделяет семь качеств, необходимых для ведения успешных переговоров. К таким качествам Каррас относит:

S Умение планировать.

S Умение хорошо рассуждать в стрессовой ситуации.

S Умение подходить к ситуации со здравым смыслом.

S Умение общаться.

S Знание программы или продукта.

S Порядочность.

S Умение воспринимать и использовать властный ресурс30.

Для улучшения результатов переговоров Шелл советует всегда осуществлять подготовку к переговорам, иметь большие ожидания, обладать терпением слушать и быть порядочным человеком31. На мой взгляд, подготовка является ключевым фактором, во многом определяющим ход переговоров и его исход. Шелл также отмечает, что самые удачные переговорщики задают много вопросов; уточняют, были ли они поняты; подводят итог обсуждения и слушают. Кроме того, как подчеркивает Шелл, эффективные переговорщики сдерживают свои обещания, не об-

28 Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1993. С.65, 68.

29 Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1997. С.184

30 Wilson M. Survival Skills for Managers. Johnson Publishing Company, Boulder, Colorado, 1981. С.126.

31 Shell G. R. Bargaining for Advantage: Negotiation Strategies for Reasonable People. Penguin Books. Second Edition. 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Bar-gaining-Advantage-Negotiation-Strategies-ebook/dp/B000QBYEX2/ref=sr_1_1?s=digital-text

манывают и не дают надежды на то, что в действительности невозможно реализо-вать32. Опытные переговорщики также очень следят за своей репутацией33.

Как отмечает Ли, одна из основных задач переговоров - создание атмосферы, открытой для дискуссии, выяснения потребностей сторон и поиска решения. У любого человека должна быть возможность задать любой вопрос или высказаться по любому поводу и при этом получить уважительный ответ. Важно также принимать поведение другого, а не относиться к нему с позиции превосходства34. Ли также замечает, что ожидания сторон сильно влияют на план, ход переговоров и принимаемое решение35 (Lee, 2007). Основное внимание на переговорах должно быть уделено долгосрочным отношениям.

Проведенный анализ показывает, что для достижения успеха на переговорах важно выбрать подходящую стратегию или комбинацию нескольких стратегий, а также суметь изменить или скорректировать выбранную стратегию в зависимости от стратегий других участников переговоров. На мой взгляд, к значимым факторам, способствующим проведению успешных переговоров, следует также отнести грамотную подготовку, высокую компетентность сторон по предмету обсуждения, создание конструктивной атмосферы, осуществление эффективной коммуникации, возможность и умение сторон быстро адаптироваться к возникающим переговорным ситуациям, а также, безусловно, обладание такими личностными качествами как честность и порядочность.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1993. 175 с.

2. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1997. 271 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Glossary of Negotiation Definitions. www.negotiations.com/definition/

32 Shell G. R. Bargaining for Advantage: Negotiation Strategies for Reasonable People. Penguin Books. Second Edition. 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Bar-gaining-Advantage-Negotiation-Strategies-ebook/dp/B000QBYEX2/ref=sr_1_1?s=digital-text

33 Shell G. R. Bargaining for Advantage: Negotiation Strategies for Reasonable People. Penguin Books. Second Edition. 2006. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/ Bargaining-Advantage-Negotiation-Strategies-ebook/dp/B000QBYEX2/ref=sr_1_1?s=digital-text

34 Lee C. The New Rules of International Negotiation: Building Relationships, Earning Trust, and Creating Influence Around the World. The Career Press, USA. 2007. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Rules-International-Negotiation-Relationships-ebook/ dp/B001BNC5D0/ref=sr_1_fkmr0_1?s=digital-text.

35 Lee C. The New Rules of International Negotiation: Building Relationships, Earning Trust, and Creating Influence Around the World. The Career Press, USA. 2007. Электронная версия Kindle. http ://www. amazon. com/Rules-International-Negotiation-Relationships-ebook/dp/ B001BNC5D0/ref=sr_1_fkmr0_1?s=digital-text

4. Katz L. Negotiating International Business: The Negotiator’s Reference Guide to 50 Countries Around the World. BookSurge Publishing. USA. 2006. 534 с. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Negotiating-International-Business-Negotiators-ebook/dp/ B005OIAXBE/ref=sr_1_1?s=digital-text

5. Lee C. The New Rules of International Negotiation: Building Relationships, Earning Trust, and Creating Influence Around the World. The Career Press, USA. 2007. 272 с. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Rules-International-Negotiation-Relationships-ebook/ dp/B001BNC5D0/ref=sr_1_fkmr0_1?s=digital-text

6. Lewicki R.J., Hiam A. Mastering Business Negotiation: A Working Guide to Making Deals and Resolving Conflict. Published by Jossey-Bass. A Wiley Imprint. San Francisco, 2006. 320 с. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/Mastering-Business-Negotiation-Resolving-ebook/dp/B002CQTYJI/ref=sr_1_1?s=digital-text

7. Shell G.R. Bargaining for Advantage: Negotiation Strategies for Reasonable People. Penguin Books. Second Edition. 2006. 324 с. Электронная версия Kindle. http://www.amazon.com/ Bargaining-Advantage-Negotiation-Strategies-ebook/dp/B000QBYEX2/ref=sr_1_1?s=digital-text

8. Wilson M. Survival Skills for Managers. Johnson Publishing Company, Boulder, Colorado, 1981. 264 с.

Н.Назарбаев обозначил новый курс экономики Казахстана

5 сентября 2012 г. в ходе интерактивной лекции "Казахстан на пути к обществу знаний" в Назарбаев-Университете президент республики Нурсултан Назарбаев обозначил новый курс экономики Казахстана. "Новый курс заключается в том, что предоставляя освоение огромных ресурсов наших недр, мы будем наших партнеров убедительно просить то же самое отдать в виде технологий Казахстану. Только в таких условиях возможно дальше будет работать в Казахстане. Это и есть новый поворот в экономике", - цитирует Н. Назарбаева портал BNews.kz. По словам президента, экономическая политика нового этапа развития предполагает существенную корректировку инвестиционной политики Казахстана. "Инвестиции пойдут туда, где от них получат максимальную прибыль и где создаются максимальные условия для бизнеса, где незыблема частная собственность, где не меняются контрактные условия. В современной экономической модели Казахстана мотивации прибыли и возврат инвестиций будут такими же, как в лучших мировых корпорациях", - отметил Н. Назарбаев.

"Пора в нашей стране начинать работать, чтобы каждый тенге приносил хотя бы 10 тиын. Каждая корпорация, каждая компания должна думать о том, чтобы государственные деньги приносили прибыль. Если весь Казахстан будет работать как огромная корпорация, тогда мы будем двигаться вперед", - добавил глава государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.