Научная статья на тему 'Возможные способы коррекции психоэмоциональных изменений у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией'

Возможные способы коррекции психоэмоциональных изменений у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
295
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ЭССЕНЦИАЛЬНАЯ АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ / ФАКТОРЫ РИСКА ЭССЕНЦИАЛЬНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ / МОНИТОРИНГ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ / РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ / ADOLESCENTS / ARTERIAL HYPERTENSION / MONITORING OF AN ARTERIAL HYPERTENSION / EARLY REVEALING ARTERIAL HYPERTENSION / RISK FACTORS OF ARTERIAL HYPERTENSION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Прохорова Жанна Владимировна, Фомина Наталья Алексеевна, Долгих Владимир Валентинович

Предложен способ коррекции артериального давления у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией (ЭАГ), основанный на комбинированном воздействии на больного биологически обратной связи (БОС) в сочетании со школой здоровья для подростков с ЭАГ. В исследовании принимало участие 62 подростка. Применение данного способа коррекции оказало положительное влияние на состояние пациентов, что отразилось на показателях САД и ДАД, способствовало устойчивому снижению артериального давления и долговременной нормализации эмоционального статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Прохорова Жанна Владимировна, Фомина Наталья Алексеевна, Долгих Владимир Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possible ways of correction of psychoemotional changes in adolescents with essential arterial hypertension

The way of correction of arterial pressure in teenagers with essential arterial hypertensia (EAH) is offered, based on the combined influence of biologically feedback on a patient in combination with school of health for adolescents with EAH. 62 adolescents took part in research. Application of the given way of correction has shown positive influence on a condition of patients, that has an effect on indicators the SAP and DAP, promoted stable decrease in arterial pressure and long-term normalization of the emotional status.

Текст научной работы на тему «Возможные способы коррекции психоэмоциональных изменений у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией»

мембраны гепатоцита приводит к развитию вторичных гипоксических, дистрофических и дисметаболических изменений клеток с последующей атрофией [9,14]. Не исключено, что при развитии перигепатоцеллюлярного фиброза именно печеночные клетки в процессе своего вторичного повреждения могут оказывать стимулирующее влияние на макрофаги, звездчатые клетки, фи-бробласты (в том числе миофибробласты) [7,8,14].

По нашим данным, внутриклеточный холестаз на 90% увеличивает шанс развития септального фиброза. Согласно данным немногочисленных исследователей, аккумуляция желчного пигмента может быть следствием глубокого повреждения внутриклеточных органелл, однако, более точный механизм и его связь с гепато-тропным вирусом установить не удалось [7].

Таким образом, было установлено, что уже по пер-

ЛИТЕРАТУРА

1. БлюмХ.Е. Гепатит С: современное состояние проблемы // Российский журнал гастроэнтерол., гепатол., колопроктол.

- 2005. - № 1. - С.20-25.

2. Игнатова Т.М. Естественное течение хронической HCV инфекции // Российский журнал гастроэнтерол., гепатол., колопроктол. - 2002. - Т. 4. №2. - С.20-37.

3. Мансуров Х.Х., Мироджов Г.К., Мансурова Ф.Х. и др. Клинико-морфологические особенности алкогольного гепатита // Клиническая медицина. - 2005. - №4. - С.37-40.

4. Онищенко Г.Г., Шахгильдян И.В. Актуальные вопросы эпидемиологии и профилактики вирусных гепатитов B и C в Российской Федерации // Журнал микробиологии. - 2000.

- №1. - С.50-54.

5. Сторожаков Г.И., Никитин И.Г., Банин В.В. и др. Жировая дистрофия гепатоцитов и хронический HGV-гепатит // Архив патологии. - 2000. - №6. - С.27-32.

6. Brunt E., Tiniakos D. Pathology of steatohepatitis (review) // Best Pract Res Clin Gastroenterol. - 2002. - Vol. 16. - P.691-707.

7. Brunt E., Ramrakhiani S., Cordes B., et al. Concurrence of histological features of steatohepatitis with other forms of chronic liver disease // Mod Pathol. - 2003. - Vol. 16. - P.49-56.

вичной биопсии можно спрогнозировать вероятность наступления избыточного фиброза при ХВГС. По данным проведенного исследования, существуют морфологические параметры, определяющие крайне высокую вероятность наступления предцирротической трансформации при HCV-инфекции. При анализе первичной биопсии необходимо обращать пристальное внимание на выраженность мелкокапельной жировой дистрофии, внутриклеточного холестаза, пролиферации желчных протоков и перигепатоцеллюлярного фиброза, так как именно эти морфологические параметры определяют тяжелый склероз при ХВГС. Мелкокапельная жировая дистрофия и пролиферация желчных протоков в наибольшей степени (более чем в 3 раза) повышают шансы септального фиброза и предцирротической трансформации.

8. Friedman S. The virtuosity of hepatitis stellate cells // Gastroenterology. - 1999. - Vol. 117. - P.1244-1246.

9. Fromenty В. Microvesicular steatosis and steatohepatitis. Rule of mitochondrial Dysfunction and Lipid Peroxidation // Hepatol. - 1997. - Vol. 26. №1. - P.13-23.

10. Ghany M., Kleiner D. Progression of fibrosis in chronic hepatitis C // Gastroenterology. - 2003. - Vol. 124. - P.97-104.

11. Pessione F., Degos F., Marcelhn D., et al. Effect of alcohol consumption on serum hepatitis C virus RNA and histological lesions in chronic hepatitis C // Hepatology - 1998. - Vol. 27. -P.1717-1722.

12. Intraobserver and interobserver variations in liver biopsy interpretation in patients with chronic hepatitis C. The French METAVIR Cooperative Study Group // Hepatology. - 1994. - Vol. 20. 1Pt 1. - P.15-20.

13. Mauss T., Berg S., Rockstroh J.K., Sarazini C. Hepatology, a clinical textbook. - Duesseldorf, Germany: Flyuing Publisher, 2009. - 501 p.

14. Mueller S., Millonig G., Seitz H. Alcoholic liver disease and hepatitis C: a frequently underestimated combination // World J Gastroenterol. - 2009. - Vol. 15. №28. - P.3462-3471.

15. Tilg H., Diehl A. Cytokines in alcoholic and nonalcoholic steatohepatitis // Engl J Med. - 2000. - Vol. 343. №20. - P. 14671476.

Информация об авторах: 634050 г. Томск , Московский тракт, 2 кафедра патологической анатомии ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава, тел. (3822) 528-339, e-mail: [email protected], Пурлик Игорь Леонидович - доцент, к.м.н.; Перельмутер Владимир Михайлович - заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.;

Белобородова Екатерина Витальевна - заведующая кафедрой, профессор, д.м.н.

© ПРОХОРОВА Ж.В, ФОМИНА Н.А., ДОЛГИХ В.В. - 2011 УДК 616.12-008.331.1:616-053,5

ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ЭССЕНЦИАЛЬНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

Жанна Владимировна Прохорова, Наталья Алексеевна Фомина, Владимир Валентинович Долгих (Учреждение Российской академии медицинских наук Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека Сибирского отделения РАМН, г. Иркутск, директор - чл.-корр. РАМН, проф. Л.И. Колесникова)

Резюме. Предложен способ коррекции артериального давления у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией (ЭАГ), основанный на комбинированном воздействии на больного биологически обратной связи (БОС) в сочетании со школой здоровья для подростков с ЭАГ. В исследовании принимало участие 62 подростка. Применение данного способа коррекции оказало положительное влияние на состояние пациентов, что отразилось на показателях САД и ДАД, способствовало устойчивому снижению артериального давления и долговременной нормализации эмоционального статуса.

Ключевые слова: подростки, эссенциальная артериальная гипертензия, заболеваемость артериальной гипертензией, факторы риска эссенциальной артериальной гипертензии, мониторинг артериальной гипертензии, раннее выявление артериальной гипертензии.

POSSIBLE WAYS OF CORRECTION OF PSYCHOEMOTIONAL CHANGES IN ADOLESCENTS WITH

ESSENTIAL ARTERIAL HYPERTENSION

Z. Prokhorova, N. Fomina, V. Dolgikh (Establishment of RAMS Scientific Centre of the Problems of Family Health and Human Reproduction, Siberian Branch of

Russian Academy of Medical Sciences, Irkutsk)

Summary. The way of correction of arterial pressure in teenagers with essential arterial hypertensia (EAH) is offered,

based on the combined influence of biologically feedback on a patient in combination with school of health for adolescents with EAH. 62 adolescents took part in research. Application of the given way of correction has shown positive influence on a condition of patients, that has an effect on indicators the SAP and DAP, promoted stable decrease in arterial pressure and long-term normalization of the emotional status.

Key words: adolescents, arterial hypertension, monitoring of an arterial hypertension, early revealing arterial hypertension, risk factors of arterial hypertension.

Последнее десятилетие характеризовалось повышенным вниманием к здоровью детей подросткового возраста. Подтверждением тому являются множество исследований по данной проблеме [2,3,6,9,10]. Выраженное ухудшение здоровья подростков, объясняющееся негативным влиянием различных факторов, актуализируют проблему изучения здоровья данного контингента населения [6,10]. Высокий уровень значимости этой проблемы обусловлен, во-первых, особой важностью подросткового периода для всей последующей жизни человека; во-вторых, наличием негативных тенденций в состоянии здоровья современных российских школьников; в-третьих, тем, что именно подростки представляют собой потенциал трудового и популяционного ресурса России [3].

Результаты исследований здоровья подростков показывают, что в структуре показателей заболеваемости данного контингента населения большой удельный вес имеют заболевания сердечно-сосудистой системы, и в частности болезни, сопровождающиеся повышенным кровяным давлением. Обращает на себя внимание высокая распространенность артериальной гипертензии (АГ) [9]. Так, удельный вес артериальной гипертонии среди населения в возрастной группе от 15 лет и старше составляет около 40,0% [1].

Для снижения риска развития тяжелых осложнений эссенциальной артериальной гипертензии (ЭАГ) важно своевременное назначение грамотной гипотензивной терапии, в которую обязательно входят мероприятия по изменению образа жизни. Профилактика и обучение больного являются реальной возможностью успешно лечить ЭАГ, устраняя факторы риска сердечнососудистых заболеваний немедикаментозными способами.

Известно, что одним из патогенетических факторов, приводящих к эссенциальной артериальной гипертензии (ЭАГ) у детей и подростков, является психоэмоциональное напряжение, которое рассматривается как разрешение своеобразной вегетативной реакции личности нерациональным путем [4]. При этом эмоциональная сфера подростков с эссенциальной артериальной гипертензией (ЭАГ) обладает рядом особенностей, таких как неуравновешенность, агрессивность, эмоциональная лабильность, тревожность, что способствуют снижению устойчивости к стрессу и ухудшению возможности адаптации и, таким образом, служат закрепляющим звеном в формировании синдрома эссенциальной артериальной гипертензии.

В связи с чем, коррекция психоэмоциональных изменений у подростков с артериальной гипертензией является важной и актуальной проблемой, особенно на современном этапе развития отечественного здравоохранения и социально-экономических преобразований. Всё вышеизложенное определило цель нашей работы.

Цель: разработка программы лечебно-

коррекционных мероприятий с применением БОС-терапии и школы здоровья для подростков с ЭАГ.

Материалы и методы

Объектом исследования явились 62 больных в возрасте 15-17 лет с подтвержденным диагнозом ЭАГ. Диагноз ЭАГ устанавливали в соответствии с классификацией артериальной гипертонии, рекомендованной экспертами ВОЗ и международного общества по гипертензии (2000). Обязательным условием для участия в коррекционных мероприятиях было наличие инфор-

мированного согласия подростка или его родителей на участие в проводимом исследовании.

Особенности эмоциональных реакций у детей и подростков исследовались с помощью следующих методов [4,7,8]:

- клиническое наблюдение;

- модифицированная методика Шмишека-Миллера «Акцент-2-90», цветовые выборы М. Люшера, портретные выборы Л. Сонди, рисуночные тесты, уровень тревожности Спилберга-Ханина, шкалы проявлений тревоги I. Теу1ог, опросник агрессивности Басса-Дарки, шкала депрессии Бека (ББ1), методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.

Для психологической коррекции использовался программно-аппаратный комплекс «БОСЛАБ», разработанный в Институте молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, г. Новосибирск (рег. удостоверение Минздрава РФ №29/03010300/0231-00 от 28.04.2000 г.) и проводилась школа здоровья для повышения информированности подростков о проблеме ЭАГ с психологическими установками на стабилизацию артериального давления. Контроль уровня знаний проводили по специальной разработанной анкете.

Статистический анализ полученных материалов проводили с использованием пакета прикладных программ 8ТАТ18Т1СА 6.1 (StatSoft, ША), различия считались значимыми на уровне р<0,05.

Результаты и обсуждение

Предлагаемым способом лечения подростков с первичной артериальной гипертензией БОС-терапией и обучением в школе здоровья было пролечено 62 больных с диагнозом ЭАГ. У всех больных отмечался хороший лечебный эффект. Эффективность лечения оценивалась по совокупности клинических данных, психофизиологического исследования, уровню артериального давления, частоте сердечных сокращений, данных элек-тромиограммы (ЭМГ).

В процессе проведенных исследований использовался способ коррекции артериального давления у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией, основанный на методе воздействия на пациента БОС-терапии [5,11]. БОС-терапию проводили следующим образом: больной сидел в функциональном кресле с прикрепленными датчиками, регистрирующими физиологические параметры. Каждый сеанс состоял из температурно-миографического (Т-ЭМГ) и альфа-тренинга. Продолжительность сеанса Т-ЭМГ тренинга составляла 15 мин, альфа-тренинга - 20 мин. Больной следил за динамикой показателей на экране монитора, старался произвольно регулировать их, и изменять в заданном направлении. Об успешности усилий больного сообщал сигнал биологической обратной связи на экране монитора. Курс лечения составил 15 лечебных сессий.

Данные показатели оценивались до проведения лечения методом БОС-терапии сразу после лечения (рис. 1). Во время курсового лечения улучшение общего самочувствия отмечали уже после 8-10 процедуры 73% больных (р<0,05). По окончании БОС-терапии у подростков отмечалось значительное улучшение всех показателей: эмоциональная лабильность снижалась - на 8 баллов; снижался уровень депрессии - на 14 баллов; повышался уровень самооценки - на 18 баллов (р<0,05). К 10-12 сеансу происходило уменьшение астенических проявлений. На фоне проводимого лечения больные отмечали

1 Уровень тревожности О Уровень депрес.реакций

□ Уровень эмоц.лабильности 0 Уровень самооценки

Рис. 1. Эмоциональные показатели до и после лечения методом биоуправления (БОС) у подростков с ЭАГ * ( р (Т) < 0,05).

улучшение сна. В процессе лечения благоприятная динамика становилась более выраженной и устойчивой.

1 40 1 20 і оо 80 60 40 20 О

1 32,6

75,8

§111 ?

6,8 3,8

_ _

грамме было снижение во время процедур уровня ЭМГ. Больным удалось добиться цели тренинга: научиться снижать уровень электромиограммы фронтальных мышц при температурно-миографическом тренинге и повышать амплитуду альфа-ритма головного мозга при электроэнцефалографическом БОС-тренинге (альфа-тренинг). Применение поведенческой терапии позволило улучшить настроение, психический статус больных гипертонией.

■ Артериальное давление (мм.рт. ст.)

ЕЗ Частота сердечных сокращений (уд/мин)

И Электромиограмма (мкВ)

Рис. 2. Динамика изменения функциональных показателей на фоне лечения подростков с ЭАГ методом БОС-терапии.

По уровню артериального давления в основной группе наблюдались изменения после 5 сеанса БОС-терапии. Данное явление приобретало устойчивый характер и после всего курса проведенного лечения. САД исходно до сеанса составило 132,6+0,7 мм рт. ст., после -126,8+1,21 мм рт.ст., отмечающееся после каждого сеанса снижение САД на 4-6 мм рт.ст. (р<0,05). Аналогичные изменения наблюдались и при измерении ДАД. Так, если исходно ДАД до сеанса составило 75,8±0,70 мм рт.ст., то после 68,6+0,70 мм рт.ст. (р<0,05).

Критерием эффективности тренинга по электромио-

после занятий

Рис. 3. Динамика уровня знаний в результате работы школы ЭАГ.

Больные, прошедшие курс лечения, отмечали уре-жение головных болей, улучшение психологического состояния. Снижение степени психоэмоционального напряжения было объективизировано психологическими тестами.

В процессе работы школы ЭАГ в 2,3 раза возрос уровень знаний у подростков об ЭАГ, ее основных факторах риска и способах коррекции (исходный уровень составил 33 балла из 100 возможных, после занятий - 74 балла, при этом остаточный уровень знаний составил 54 балла), что может говорить о достаточно высоком уровне усвоения знаний.

Итак, на основании выше сказанного можно сделать следующие выводы: данный вид терапии помогает овладеть навыками контроля над непроизвольными физиологическими функциями, их применением для лечебных задач, контролировать эмоциональное состояние, способствует, препятствует нарастанию десинхроноза центральной нервной и вегетативной систем, помогает больному в разрешении меж- и внутриличностных проблем, формирует новые эффективные модели поведения.

Таким образом, данная программа лечебнокоррекционных мероприятий способствует осознанному участию в лечебно-профилактическом процессе и является реальным путем профилактики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автандилов А.Г., Александров А.А., Кисляк О.А. и др. Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике артериальной гипертензии у детей и подростков. - М., 2004. -44 с.

2. Агаджанян Н.А., Быков А.Т., Чижов А.Я. Экология человека и болезни цивилизации // Вестник восстановительной медицины. - 2003. - №4. - С.15.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р и др. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. - 352 с.

4. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2007. - 950 с.

5. Джафарова О.А., Фрицлер И.В., Шубина О.С. Биоуправление при лечении головных болей // Биоуправление-4: теория и практика. / Под ред. М.Б. Штарка и М. Шварца (США). - Новосибирск, 2002. - С.218-229.

6. Николаев А.Г. Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья и образа жизни подростков: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - М., 2004. - 24 с.

7. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 704 с.

8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. - М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. - 224 с.

9. Синькова Г.М. Эпидемиология артериальной гипертензии // Сибирский мед. журнал (Иркутск). - 2007. - №8 - С.5-10.

10. Терзиева Е.Д. Медико-социальное исследование здоровья подростков на региональном уровне (на примере Краснодарского края): Дис. ... канд. мед. наук. - М., 2008. -153 с.

11. Штарк М.Б. Приглашение в мир биоуправления // Биоуправление-2. Теория и практика. - Новосибирск, 2002.

- С.1-10.

Информация об авторах: 664003 Иркутск, ул. Тимирязева, 16, тел.: (3952) 20-73-67, факс: (3952) 20-76-36; e-mail: [email protected], Прохорова Жанна Владимировна - к.б.н., научный сотрудник; Фомина Наталья Алексеевна -аспирант; Долгих Владимир Валентинович - д.м.н., заместитель директора по научной работе

б3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.