Научная статья на тему 'Возможные пути Шотландии к независимости после выхода Великобритании из Европейского союза'

Возможные пути Шотландии к независимости после выхода Великобритании из Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Брекзит / европейское сообщество / Соединенное Королевство / референдум / об-щественное мнение / Brexit / European Community / United Kingdom / referendum / public opinion

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Инна Авенировна Фадеева

В статье анализируются взаимодействия Великобритании, Шотландии и Европейского со-юза в результате становления нового статуса их отношений после Брекзита. Использовались следующие ме-тоды: контентный анализ научной литературы, сравнительный анализ изменений результатов опросов обще-ственного мнения, логический анализ и систематизация для формулировки различных путей решения про-блемы пути Шотландии к независимости. Представлены результаты изучения отношений между британским и шотландским правительствами в переговорном процессе с особым упором на цели последнего. Сформулиро-ваны возможные направления становления независимости Шотландии с учетом различных точек зрения, соци-альных, экономических и политических факторов, влияющих на указанные выше процессы: получить предло-жение Европейского союза о преемственности, чтобы остаться в объединении как постоянный его член; прове-сти референдум о независимости, для которого нужно получить согласие Великобритании; остаться в Соеди-ненном Королевстве и вместе с ним развивать экономику без участия Евросоюза. Показано, что принимать возможные решения необходимо на обосновании всех возможных последствий каждого из вариантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possible Routes for Scotland to Independence after Britain’s Exit

This article analyzes the interactions between Great Britain, Scotland and the European Union as a result of the emergence of a new status of their relationship as a result of Brexit. To conduct the study, the following methods were used: analysis of scientific literature, results of public opinion polls, synthesis and logical generalization of conclusions, a systematic approach to formulate various options for a possible solution to the problem of Scottish independence. The results of a study of the relationship between the British and Scottish governments in the negotia-tion process are presented, with particular reference to the goals of Scottish institutions. The study of this case study of intergovernmental cooperation within one country was complemented by an analysis of the adopted model of de-centralization in the light of the changes that follow from a systemic, socio-economic and political point of view from leaving the EU, taking into account the role of the UK. Possible directions for the development of Scottish independ-ence are formulated, taking into account various points of view, social, economic and political factors influencing the above processes: receive an offer from the European Union on continuity in order to remain in the union as a perma-nent member; hold a referendum on independence, for which the consent of Great Britain must be obtained; remain in the United Kingdom and develop the economy together without EU participation. It is shown that it is necessary to make possible decisions based on the justification of all possible consequences of each option.

Текст научной работы на тему «Возможные пути Шотландии к независимости после выхода Великобритании из Европейского союза»

Научная статья

УДК 327:324(410.5)

https://doi.org/10.24158/pep.2023.12.18

Возможные пути Шотландии к независимости после выхода Великобритании из Европейского союза

Инна Авенировна Фадеева

Дипломатическая академия МИД России, Москва, Россия, innaf576@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются взаимодействия Великобритании, Шотландии и Европейского союза в результате становления нового статуса их отношений после Брекзита. Использовались следующие методы: контентный анализ научной литературы, сравнительный анализ изменений результатов опросов общественного мнения, логический анализ и систематизация для формулировки различных путей решения проблемы пути Шотландии к независимости. Представлены результаты изучения отношений между британским и шотландским правительствами в переговорном процессе с особым упором на цели последнего. Сформулированы возможные направления становления независимости Шотландии с учетом различных точек зрения, социальных, экономических и политических факторов, влияющих на указанные выше процессы: получить предложение Европейского союза о преемственности, чтобы остаться в объединении как постоянный его член; провести референдум о независимости, для которого нужно получить согласие Великобритании; остаться в Соединенном Королевстве и вместе с ним развивать экономику без участия Евросоюза. Показано, что принимать возможные решения необходимо на обосновании всех возможных последствий каждого из вариантов.

Ключевые слова: Брекзит, европейское сообщество, Соединенное Королевство, референдум, общественное мнение

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Фадеева И.А. Возможные пути Шотландии к независимости после выхода Великобритании из Европейского союза // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 12. С. 148-153. https://doi. org/10.24158/pep.2023.12.18.

Original article

Possible Routes for Scotland to Independence after Britain's Exit Inna A. Fadeeva

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia, innaf576@mail.ru

Abstract. This article analyzes the interactions between Great Britain, Scotland and the European Union as a result of the emergence of a new status of their relationship as a result of Brexit. To conduct the study, the following methods were used: analysis of scientific literature, results of public opinion polls, synthesis and logical generalization of conclusions, a systematic approach to formulate various options for a possible solution to the problem of Scottish independence. The results of a study of the relationship between the British and Scottish governments in the negotiation process are presented, with particular reference to the goals of Scottish institutions. The study of this case study of intergovernmental cooperation within one country was complemented by an analysis of the adopted model of decentralization in the light of the changes that follow from a systemic, socio-economic and political point of view from leaving the EU, taking into account the role of the UK. Possible directions for the development of Scottish independence are formulated, taking into account various points of view, social, economic and political factors influencing the above processes: receive an offer from the European Union on continuity in order to remain in the union as a permanent member; hold a referendum on independence, for which the consent of Great Britain must be obtained; remain in the United Kingdom and develop the economy together without EU participation. It is shown that it is necessary to make possible decisions based on the justification of all possible consequences of each option.

Keywords: Brexit, European Community, United Kingdom, referendum, public opinion

Funding: Independent work.

For citation: Fadeeva, I.A. (2023) Possible Routes for Scotland to Independence after Britain's Exit. Society: Politics, Economics, Law. (12), 148-153. Available from: doi:10.24158/pep.2023.12.18 (In Russian).

Референдум 2016 г. о продолжении членства Соединенного Королевства (Великобритании) в Европейском союзе (ЕС) положил начало длительному процессу, который привел к выходу из международной организации и установлению новой модели отношений Великобритании и ЕС (Тухватуллин, Нугаманов, 2022). Решение референдума и результаты переговорного процесса оказали огромное влияние на ситуацию отдельных регионов страны, в том числе имеющих особый статус, таких как Шотландия. Более того, эти образования, получившие в результате реформ

© Фадеева И.А., 2023

1997-1999 гг. собственные институты и ряд полномочий, стремились участвовать в переговорах и влиять на их результаты, чтобы максимально защитить свои собственные интересы (Коданева, 2023). Мотивацией сторонников независимости является стремление к большей самостоятельности в решении шотландских интересов. Хотя парламент региона обладает компетенцией во многих областях, например, в сельском хозяйстве, экономике, правосудии, внешней и оборонной политике, ответственность остается за британским парламентом1. Согласно «Путеводителю по независимой Шотландии», опубликованному в ноябре 2013 г., одним из наиболее важных предположений является то, что Шотландия будет самостоятельно собирать налоги и проводить внешнюю политику. Сторонники такого пути своей страны считают, что суверенитет в принятии решений станет одним из положительных последствий независимости для шотландцев. Кроме того, в путеводителе отмечается, что потенциальные выгоды связаны с возможной активизацией экономического сотрудничества с балтийскими и скандинавскими странами, государствами Центральной и Восточной Европы2. Доступ Шотландии к единому рынку Евросоюза и его свободам (торговле товарами и услугами, движению рабочей силы и капитала), а также применение инструментов региональной политики ЕС (Тюрин, 2012) - это основные предположения, которые движут Шотландией и в настоящее время.

На референдуме о членстве в Евросоюзе, состоявшемся 23 июня 2016 г., жители Великобритании проголосовали за выход из сообщества. Однако это не был единогласный результат с точки зрения стран, входящих в состав Соединенного Королевства. Англия и Уэльс проголосовали за выход из Евросоюза, при этом жители Шотландии и Северной Ирландии выразили желание остаться членами организации3. Тот факт, что Великобритания формально покинула Евросоюз (так называемый Брекзит), который состоялся 31 января 2020 г., привел к увеличению количества голосов, призывающих к выходу Шотландии из Соединенного Королевства. На силу этих требований дополнительно влияет недовольство Шотландии тем, как правительство в Лондоне боролось с пандемией Covid-19 и ее последствиями.

Вслед за небольшими государствами Европы, среди которых Дания, Эстония, Словения, Ирландии, часть Шотландии стремится сотрудничать с другими членами ЕС. Согласно точке зрения сторонников независимости, для успешного ее становления политика должна быть основана в первую очередь на энергетическом сотрудничестве со Скандинавскими странами и продолжении взаимодействия в данной сфере с Великобританией, но на условиях более справедливого расходования налоговых поступлений, чем раньше (Эпштейн, Сагитова, 2022).

Стремление к независимости сосредоточено на ухудшении качества государственных услуг (в первую очередь здравоохранения), сторонники независимой Шотландии заявляют, что их страна станет богаче благодаря месторождениям нефти и газа в Северном море (Еремина, 2023; Осколков, 2021).

По мнению противников отделения, если Шотландия получит независимость, ее ждет экономический спад, иностранный капитал уйдет, и произойдет рецессия. Эта точка зрения основана на том, что доходы от нефти и газа будут сокращаться по мере истощения месторождений и падения цен - нельзя построить государство всеобщего благосостояния на уменьшающихся природных ресурсах4.

Шотландия находится на перепутье и пытается переопределить свое место в Соединенном Королевстве. Мнений о том, как будет происходить дальнейшее развитие событий много, каждое из них имеет свои преимущества и недостатки, что актуализирует тему настоящего исследования, направленного на систематизацию всех факторов и точек зрения, формулировку возможных путей Шотландии к независимости.

После 2016 г. парламент этой страны отвергал процедуру выхода из ЕС на всех этапах, так как от старого союза с Францией до интеллектуального обмена с Нидерландами, от шотландской диаспоры в Прибалтике до торговли вином с Испанией и Португалией Шотландия была европейской страной на протяжении сотен лет до союза с Англией. Несмотря на это, в 2020 г. Шотландия была исключена из Европейского сообщества вместе с остальной частью Соединенного Королевства (Пономаренко, 2023).

1 Обнародован «Путеводитель по будущей независимой Шотландии» [Электронный ресурс] // МК.ру. URL: https://www.mk.ru/politics/world/article/2013/11/26/950813-obnarodovan-putevoditel-po-buduschey-nezavi-simoy-shotlandii.html (дата обращения: 07.11.2023).

2 Там же.

3 Brexit: почему Великобритания выходит из ЕС и к чему это приведет [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://clck.ru/M7fWC (дата обращения: 07.11.2023) ; EU Referendum: Final Results [Электронный ресурс] // Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/graphics/2016-brexit-referendum/ (дата обращения: 07.11.2023).

4 Where do Scots stand on independence in 2022? [Электронный ресурс] // YouGov URL: https://goo.su/GZs7 (дата обращения: 07.11.2023).

Проголосовав за то, чтобы остаться в ЕС на референдуме, шотландцы выразили свою гражданскую позицию как граждане Великобритании, однако отделение от Соединенного Королевства и вступление в Европейский союз - это отдельный вопрос. Такое решение требует проведения еще одного референдума, о чем официально просили правительство и парламент Шотландии, но власти Великобритании еще не дали своего согласия. Верховный суд Великобритании объявил, что правительство Шотландии не может провести второй референдум о независимости без одобрения британского парламента, так как не имеет соответствующих полномочий.

Исследования общественного мнения показали, что если бы референдум о независимости проводился сегодня, большинство шотландцев проголосовали бы за выход из Соединенного Королевства, так как поддерживают независимость: так ответили 46 % респондентов, 43 % опрошенных были против отделения от Англии. Если исключить респондентов, не имеющих своего мнения, и тех, кто не собирается голосовать, это дает преимущество от 52 до 48 % для сторонников отделения Шотландии1. В Великобритании считают, что вопрос сохранения Шотландии в структурах страны был прояснен в 2014 г., когда шотландский народ проголосовал против выхода на референдуме о независимости. Однако после Брекзита ситуация кардинально изменилась, и новый референдум может предоставить шотландцам шанс выбрать иное будущее для себя и своей страны.

Стремление Шотландии к независимости, несмотря на то, что оно блокируется британским правительством, в последние годы было особенно сильным. Власти ее осознают, что возможная независимость потребует тщательной реконструкции государственных структур и политики: Шотландия находится на пути становления экономической независимости от Великобритании и возможности самостоятельного экономического развития. Но это должно не повлечь за собой ситуацию полной изоляции страны, а привести к диверсификации экономических связей и усилению взаимодействия внутри Еврозоны.

Великобритания является основным рынком Шотландии, изменение направления (смещение) торговли возможно, но это требует времени, и оно должно быть связано с увеличением рынков сбыта. Внешняя торговля - один из важнейших факторов роста экономики, который подразумевает преимущества специализации и эффекта масштаба производства, увеличение инвестиций на развитие экспортного потенциала, возможность трансфера новых знаний и технологий, который для государств с меньшим уровнем технологического прогресса ведет к ускорению экономического развития и повышению эффективности. Поэтому для устранения возможных барьеров, которые способны ограничить развитие внешней торговли и помешать формированию ее объемов в планируемых объемах необходимо реформирование таможенной политики с расширением использования протекционистских инструментов.

В случае отделения Шотландии от Соединенного Королевства не только потенциальные последствия для торговли требуют углубленного анализа. Если предположить членство Шотландии в Европейском Союзе, то одним из вариантов развития событий в первые годы может быть использование британского фунта и создание валютного союза между Шотландией и Соединенным Королевством под контролем Банка Англии. Аргументом здесь являются экономические проблемы и выигрыш времени для экономических реформ. Хорошим примером является Ирландия, которая после выхода из состава королевства в 1922 г. постепенно перешла от фунта стерлингов к собственной валюте.

Еще одним решением было бы присоединение к Еврозоне и использование евро. Аналогичная практика по введению признанной валюты довольно распространена в нестабильных странах, борющихся с высокой инфляцией или вновь созданных. В качестве примера можно привести Эквадор, где успешно применяют американский доллар, или Косово в Европе с односторонним введением евро. Однако это также означает передачу некоторого контроля над денежно-кредитной политикой Европейскому центральному банку и потенциальное столкновение с ограничениями бюджетной политики.

Создание собственной валюты предоставит Шотландии полный контроль над своей денежно-кредитной политикой и возможность адаптировать ее к конкретным экономическим потребностям. Но это также сопряжено с проблемами создания новой валюты с нуля, включая потенциальную волатильность и неопределенность на начальном этапе.

Собственная валюта Шотландии или возможное введение евро должны основываться на прочной экономической основе, включая рациональную финансовую (бюджетную) политику. Сохранение социальных расходов станет большой проблемой для правительства независимой Шотландии, в том числе с точки зрения уровня британского долга, который придется делить после возможного выхода Шотландии из состава Соединенного Королевства.

1 EU Says United Ireland Would Be Automatic Full Member [Электронный ресурс] // Euractiv. URL: https://clck.ru/375SFa (дата обращения: 10.12.2023).

Шотландию называют основой энергетической отрасли Великобритании, что является фундаментом, на котором строится идея ее независимости: британский континентальный шельф содержит от 15 до 24 млрд баррелей нефти, 85 % которого расположены в шотландской зоне. В секторе природного газа точных данных о запасах нет, но, по некоторым оценкам, Шотландия может обладать вторыми по величине запасами этого сырья в ЕС (после Нидерландов). При этом в указанное количество не включены неизвестные месторождения, а новые открытия в британской и норвежской зонах Северного моря показывают, что ресурсы могут увеличиться.

Следует предположить, что Шотландия справится со своими проблемами, если налоговые поступления от добычи нефти останутся в ее экономике, для чего предлагается создать нефтяной фонд, аналогичный решению, известному в Норвегии. С другой стороны, есть мнение, что высокие инвестиционные затраты на добычу углеводородов на британском шельфе не означают рекордных поступлений в бюджет, поскольку они связаны прежде всего с более высокими затратами из-за необходимости добывать нефть и газ из все более труднодоступных месторождений.

Финансовый сектор играет важную роль в экономике Шотландии, инвесторы и потребители ощутили на себе негативные последствия кризисных тенденций последних лет. В этом контексте существует реальный риск перемещения активов (для большей безопасности банки, базирующиеся в Шотландии, после обретения независимости, могут переместиться в Великобританию для получения гарантий Банка Англии, возможно, оставив в Шотландии филиал), бегства капиталов. Это также способно ухудшить кредитный рейтинг Шотландии, повлиять на результаты денежно-кредитной и фискальной (бюджетной) политики, экономическое регулирование и прочие инструменты, формирующие среду функционирования банковской системы. Нестабильное состояние статуса Шотландии уже привело к росту неопределенности для участников рынка. Негативные последствия обретения независимости в краткосрочной перспективе в финансовой системе повлияют и на другие макроэкономические показатели.

Несколько веков Шотландией предпринимались попытки получения независимости, которые по разным причинам заканчивались неудачно, одновременно приводя к росту региональной автономии. Усиление политической роли Шотландской национальной партии и открытие углеводородных месторождений на шельфе Северного моря привели к активизации сторонников отделения от Соединенного Королевства. Особенно это стало заметно после объявления результатов референдума о продолжении членства Британии в ЕС и дальнейшего выхода Великобритании из объединения. В основе стремления Шотландии к независимости лежит прежде всего стремление стать экономически независимой от Великобритании: она заинтересована в принятии самостоятельных решений о собственном развитии.

Есть мнение, что случай Шотландии заслуживает исключения из правила, согласно которому, пока она формально является частью Соединенного Королевства, ее власти не могут вести переговоры с ЕС. Однако Евросоюз может выступить с заявлением, в котором будет сказано, что после возможной независимости Шотландии ей не придется подавать заявку на членство в качестве «новой» страны-кандидата, поскольку она уже давно является частью европейского сообщества. Государства - члены ЕС должны сделать одностороннее и открытое предложение Шотландии о вступлении в сообщество. Уникальность такого предложения будет отражать особые обстоятельства, в которых оказалась Шотландия. Европейский союз уже показал, что понимает, какую ситуацию создал Брекзит: на своем саммите 29 апреля 2017 г. Европейский совет подтвердил, что, если Северная Ирландия проголосует за присоединение к Ирландской Республике в будущем, она также немедленно станет частью ЕС1.

Согласно данной точке зрения, Евросоюз может предложить Шотландии преемственность, насколько это возможно (Мищенко, 2020). Сегодня уже становится понятно, какие кратко- или долгосрочные издержки повлечет за собой Брекзит для Шотландии; затраты на любое возможное отделение от Великобритании, включая, если шотландцы решат сделать это, создание новой валюты (независимо от того, решит ли Шотландия в конечном итоге перейти на евро), также неизвестны. Имея это в виду, ЕС может предложить стране адекватную бюджетную поддержку в течение трудного переходного периода, прежде чем она снова присоединится к объединению. Благодаря этому возможный референдум в Шотландии сможет дать гражданам четкий, практичный и демократический выбор между одним из двух союзов: европейским или британским.

Вариантов членства Шотландии в ЕС несколько:

- ускоренное вступление, используя сложившееся соответствие правилам и стандартам ЕС как бывшего члена союза, что потенциально может ускорить процесс, но для этого требуется проведение переговоров и согласие всех государств, входящих в состав ЕС;

1 EU Says United Ireland Would Be Automatic Full Member ...

- членство в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и Европейской экономической зоне (ЕЭЗ) для обеспечения доступа к единому рынку без членства в ЕС, который характеризуется сохранением определенного уровня суверенитета и введением отдельных положений и правил Евросоюза.

Проблемы и возможности Шотландии после выхода из ЕС Великобритании многогранны: начиная с создания новой валюты и заканчивая заключением новых торговых соглашений и вступлением в ЕС. Рассмотренные пути возможного развития событий в этой стране показали, что становление независимости требует всестороннего рассмотрения и планирования. Полагаем, что наиболее благоприятный для Шотландии вариант будет зависеть от ее способности решить возможные проблемы и использовать потенциальные преимущества, которые предоставляет меняющаяся геополитическая и геоэкономическая среда.

Выбор наилучшего пути Шотландии является сложным и противоречивым, каждый из возможных вариантов имеет свои преимущества и проблемы: желание вновь стать членом ЕС, влияние на экономику и торговлю, возможность дифференцированных отношений с европейскими странами, экономические последствия независимости, особенно в краткосрочной перспективе, вопрос о повторном референдуме, создание нового государства и его структур. Но в итоге важно, чтобы учитывались все возможные точки зрения и были проведены тщательные дискуссии, чтобы обеспечить соблюдение интересов Шотландии.

Список источников:

Еремина Н.В. Международная деятельность Шотландии: взгляд шотландских националистов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2023. Т. 16, № 1. С. 83-97. https://doi.org/10.21638/spbu06.2023.105.

Коданева С.И. Политика управления регионами в Британии: история и современность // Россия и современный мир. 2023. № 3 (120). С. 242-260. https://doi.org/10.31249/rsm/2023.03.15.

Мищенко Н.В. К вопросу о независимости Шотландии // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2020. № 2 (24). С. 48-63.

Осколков П.В. Этнорегиональный сепаратизм в Европе: дезинтеграция против интеграции? // Международная аналитика. 2021. Т. 12, № 3. С. 59-71. https://doi.org/10.46272/2587-8476-2021-12-3-59-71.

Пономаренко А.Н. Роль референдума о самоопределении в конституционно-правовом механизме реализации народовластия в Великобритании // Актуальные проблемы российского права. 2023. Т. 18, № 9 (154). С. 166-174. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2023.154.9.166-174.

Тухватуллин Р.Р., Нугаманов А.В. Деятельность шотландской национальной партии по развитию национального движения и достижению суверенитета в XX-XXI вв. // Власть. 2022. Т. 30, № 5. С. 243-250. https://doi.org/10.31171/vlast.v30i5.9270.

Тюрин Е.А. Шотландия: перспективы возрождения суверенного государства // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 103-110.

Эпштейн В.А., Сагитова Р.Р. Влияние Брекзита на развитие сепаратистских настроений в Шотландии и Северной Ирландии // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 5 (106). С. 31-37. https://doi.org/10.24158/pep.2022.5.3.

References:

Epshtein, V. A. & Sagitova, R. R. (2022) The Impact of Brexit on the Development of Separatist Sentiments in Scotland and Northern Ireland. Society: Politics, Economics, Law. (5 (106)), 31-37. Available from: doi:10.24158/pep.2022.5.3 (In Russian).

Eremina, N. V. (2023) International Activities of Scotland: Scottish Nationalists' Positions. Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations. 16 (1), 83-97. Available from: doi:10.21638/spbu06.2023.105. (In Russian).

Kodaneva, S. I. (2023) Regional Governance Policy in Britain: History and Modernity. Russia and the Contemporary World. (3 (120)), 242-260. Available from: doi:10.31249/rsm/2023.03.15. (In Russian).

Mishchenko, N. V. (2020) Revisiting the Issue of Independence of Scotland. VestnikDiplomaticheskoi akademii MID Rossii. Rossiya i mir. (2 (24)), 48-63. (In Russian).

Oskolkov, P. V. (2021) Ethnoregional Separatism in Europe: Disintegration VS. Integration? Journal of International Analytics. 12 (3), 59-71. Available from: doi:10.46272/2587-8476-2021-12-3-59-71. (In Russian).

Ponomarenko, A. N. (2023) The Role of the Referendum on Self-Determination in the Constitutional and Legal Mechanism for the Implementation of Democracy in Great Britain. Actual Problems of Russian Law. 18 (9 (154)), 166-174. Available from: doi:10.17803/1994-1471.2023.154.9.166-174. (In Russian).

Tukhvatullin, R. R. & Nugamanov, A. V. (2022) The Activities of the Scottish National Party for the Development of the National Movement and the Achievement of Sovereignty in the 20th - 21st Centuries. Vlast'. 30 (5), 243-250. Available from: doi:10.31171 /vlast.v30i5.9270. (In Russian).

Tyurin, E. A. (2012) Shotlandiya: perspektivy vozrozhdeniya suverennogo gosudarstva. Journal of Public and Municipal Administration. (1), 103-110. (In Russian).

Информация об авторе И.А. Фадеева - кандидат экономических наук, профессор кафедры английского языка факультета международной экономики Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=905783

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author I.A. Fadeeva - PhD in Economics, Professor, Department of English, Faculty of International Economics, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=905783

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.