Научная статья на тему 'Возможные новые организационные формы финансирования инвестиций в агропромышленном комплексе'

Возможные новые организационные формы финансирования инвестиций в агропромышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодкина Людмила Александровна

В статье предлагаются следующие формы финансирования инвестиций в агропромышленном комплексе: организация в составе машинно-технологических станций (МТС) кредитного бюро или кредитного центра, создание центров технического и экономического сервиса (ЦТиЭС), формирование региональных инновационных площадок, на базе которых в аграрное производство будут внедряться передовые технологии и техника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможные новые организационные формы финансирования инвестиций в агропромышленном комплексе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 2 (183). Экономика. Вып. 23. С. 76-81.

Л. А. Солодкина

ВОЗМОЖНЫЕ НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

В статье предлагаются следующие формы финансирования инвестиций в агропромышленном комплексе: организация в составе машинно-технологических станций (МТС) кредитного бюро или кредитного центра, создание центров технического и экономического сервиса (ЦТиЭС), формирование региональных инновационных площадок, на базе которых в аграрное производство будут внедряться передовые технологии и техника.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, финансирование инвестиций, аграрное произ-

водство.

Вложение капитала — это ответственное экономическое решение с отдаленным во времени и нечетко прогнозируемым конечным результатом, от которого зависят результаты деятельности отдельного предприятия и национальной экономики в целом. Поэтому состояние и развитие инвестиционных механизмов в разных отраслях экономики требуют постоянного внимания со стороны ученых, производственников, органов власти.

Инвестиционный механизм в агропромышленном комплексе представляет собой взаимосвязанную совокупность методов и источников инвестиций, инструментов и рычагов воздействия на инвестиционный процесс в целях расширения или технического обновления действующего производства или создания нового агропредприятия.

Инвестиционный механизм — это составная часть экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе. Инвестиционный механизм должен способствовать, прежде всего, повышению эффективности инвестиционных вложений в агропромышленный комплекс России и, в конечном итоге, увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции, росту прибыли и укреплению продовольственной безопасности страны.

В процессе исследований по формированию инвестиционного механизма в АПК было установлено, что инвестиционный механизм АПК состоит из четырех взаимосвязанных составляющих [1]:

1. Составляющая ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности. Она включает

1 Исследования проводятся при финансовой поддержке правительства Челябинской области совместно с РГНФ, проект № 07-02-85201 а/У

в себя источники финансирования инвестиционных проектов.

2. Составляющая нормативно-правового и методического обеспечения инвестиционной деятельности. В настоящее время в Российской Федерации существует довольно обширная нормативно-правовая и методическая база инвестиционной деятельности.

3. Мотивационная составляющая инвестиционного механизма заключается в способности и возможности как вкладывать инвестиционные ресурсы, так и принимать их. Со стороны агропредприятий мотивация к принятию инвестиций высокая, так как машинный парк изношен, агротехнические сроки из-за этого не выполняются, отсюда высокие потери урожая и убытки. Мотивация же инвесторов остается низкой, так как высоки риски финансирования инвестиционных проектов на агропредприятиях, а также требует совершенствования и доработки финансово-кредитная система АПК, особенно в части долгосрочного кредитования, и, прежде всего, ее организационная структура.

4. Заслуживает особого внимания составляющая организационного обеспечения инвестиционной деятельности, которая включает в себя формы и методы финансирования инвестиционных проектов в АПК и субъекты финансово-кредитной системы.

Организационная составляющая инвестиционного механизма в АПК включает в себя как формы и методы финансирования инвестиционной деятельности в АПК, так и хозяйствующие субъекты, участвующие в инвестиционном процессе. Их можно разделить на две большие группы — инвесторы и получатели инвестиций. К инвесторам относятся: государство через бюджетный фонд льготного кредитования, Россельхозбанк, Росагролизинг, а также коммер-

ческие банки, кредитные кооперативы, крупные промышленные предприятия. К получателям инвестиций можно отнести предприятия сельскохозяйственного машиностроения, предприятия по производству сельскохозяйственной продукции (агропредприятия), предприятия сервисной инфраструктуры в АПК (прежде всего ремонтно-обслуживающие предприятия, машинно-технологические станции), предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время наметилась тенденция формирования агрокорпораций и агрохолдингов, которые включают в себя крупные промышленные и перерабатывающие предприятия и агропредприятия. При этом промышленные и перерабатывающие предприятия вкладывают инвестиционные ресурсы в развитие агропредприятий, иногда, в буквальном смысле, возрождая их заново. Цель у инвесторов определенная — обеспечить свои производственные мощности дешевым сырьем. Наряду с преимуществами эта тенденция имеет и недостатки, такие как потеря самостоятельности агропредприятиями, нарушение специализации и размещения агропроизводства.

Основным направлением инвестиций в АПК является реализация инвестиционных проектов по техническому оснащению агропредприятий. Это основа всего инвестиционного процесса в АПК, так как, если предприятия по производству сельскохозяйственной продукции не будут оснащены современной высокопроизводительной техникой, они никогда не будут работать эффективно, всегда будут убыточными. Предприятия сельхозмашиностроения также будут терпеть убытки, поскольку отсутствует платежеспособный спрос на их продукцию. Перерабатывающие предприятия при этом работают в условиях незагруженности своих мощностей вследствие значительных потерь на всех стадиях производства сельскохозяйственной продукции, вызванных использованием изношенной устаревшей техники. Также возникает угроза монополизации этой сферы АПК ввиду низкого уровня конкуренции.

Все это приводит к неэффективной работе всего агропромышленного комплекса. Поэтому привлечение инвестиций в АПК — одно из важнейших направлений финансово-кредитной политики государства.

Анализ системы финансирования инвестиционных проектов в АПК показал, что некото-

рые субъекты финансово-кредитной системы, например коммерческие банки, практически не участвуют в инвестиционном процессе в АПК, деятельность остальных находится или в стадии становления (Россельхозбанк, кредитные кооперативы), или весьма недостаточна для удовлетворения потребностей агропредприятий в инвестициях (бюджетный фонд льготного кредитования, АО «Росагролизинг») [2]. Поэтому необходимо развивать и другие организационные формы хозяйствования в АПК, которые также позволят с максимальной эффективностью использовать инвестиционные ресурсы из разных источников.

В настоящее время реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Основные направления развития агропромышленного комплекса в соответствии с эти проектом следующие: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.

Второе направление включает в себя создание и развитие, прежде всего, потребительских и кредитных кооперативов в сельской местности, с тем чтобы приблизить к крестьянам процесс реализации продукции и возможность более быстрого получения финансовых ресурсов для осуществления деятельности.

Кооперативные кредитные организации на селе получили широкое распространение во всем мире. Как показывает мировой опыт, они имеют высокую эффективность для развития сельского хозяйства.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) представляют собой добровольное объединение юридических и физических лиц, проживающих или ведущих свою хозяйственную деятельность на определенной сельской территории, на основе членства и объединения денежных паев в целях удовлетворения потребностей членов в кредитных ресурсах и иных банковских услугах.

Несмотря на несовершенство законодательной базы, неопределенность статуса кредитных кооперативов, СКПК созданы и действуют практически во всех регионах страны. В августе 1997 г. их насчитывалось 30 в восьми регионах, а в 2006 г. порядка 800 в целом по России. Наибольшее развитие СКПК получили в Волгоградской, Саратовской, Московской, Ярославской областях. На Урале есть все возможности развивать

кредитную кооперацию на селе. Консолидация финансовых ресурсов через СКПК позволит обеспечить большую доступность денежных ресурсов для сельских товаропроизводителей и постепенно перейти от краткосрочных кредитов на пополнение оборотных средств к среднесрочным и долгосрочным по финансированию инвестиционных проектов по техническому оснащению.

Одним из путей повышения технической и энергетической оснащенности агропроизводства является создание машинно-технологических станций (МТС), которые аккумулируют у себя энергетические мощности, а, главное, позволяют использовать их с наибольшей отдачей. В Челябинской области сейчас функционирует семь машинно-технологических станций. Эффективность использования энергетических мощностей, прежде всего тракторов и зерноуборочных комбайнов, в 1,5 раза выше, чем в хозяйствах соответствующих районов. Но материально-техническая база функционирующих МТС находится на низком уровне, нужны значительные капитальные вложения, которые приведут к росту энергетических мощностей, а значит, к увеличению валовой продукции сельского хозяйства.

Основной целью МТС является выполнение на взаимовыгодных условиях комплекса работ с применением высоких и интенсивных технологий совместно с сельскими товропроизводи-телями или самостоятельно, арендуя у них землю, и получение максимальной прибыли как производителями продукции, так и самой МТС [3]. Успешная реализация этой цели зависит от наличия высокопроизводительной техники в МТС и достаточного количества оборотных средств. Анализ опыта создания МТС в различных зонах страны показал, что существующее экономическое положение в АПК не позволяет комплектовать МТС техникой и оборудованием только за счет собственных денежных средств учредителей, необходимо привлекать другие источники.

Основные источники инвестирования машинно-технологических станций можно разделить на следующие группы:

1) собственные средства учредителей (взносы учредителей, в том числе паевые, доходы от реализации лишней техники);

2) средства государственной поддержки;

3) заемные средства (кредиты российских и зарубежных банков и организаций);

4) безвозмездные и благотворительные взносы организаций, физических лиц.

Государственная поддержка МТС заключается в предоставлении налоговых льгот, выделении средств из федерального и местных бюджетов, а также в обеспечении передачи в аренду и выкупа на льготных условиях незавершенного строительства, которое можно использовать в качестве ремонтно-обслуживающей базы. Но большая часть МТС зарегистрирована в форме акционерных обществ, которые не имеют льгот по своему статусу.

Заемные средства практически не удается получить для оснащения МТС техникой, так как коммерческие банки не хотят работать в условиях высокого риска. Кредиты можно получить, если гарантом выступит администрация, а это не всегда возможно.

Одним из способов инвестирования машиннотехнологических станций, наряду с другими, является организация в составе МТС кредитного бюро или кредитного центра. Для этого необходимо усовершенствовать организационную структуру МТС.

В настоящее время организационная структура МТС в укрупненном виде включает в себя следующие составляющие:

1) инженерно-технологическая служба (участок механизированных полевых работ, участок обслуживания животноводства, участок переработки сельхозпродукции, автотранспортный участок, ремонтно-обслуживающий участок, машинный двор);

2) торгово-снабженческая служба (склады запасных частей и материалов, нефтебаза);

3) маркетинговая служба (маркетинго-кон-сультационный пункт, пункт подготовки кадров).

Предлагается включить в организационную структуру МТС кредитное бюро. Правовое поле, в котором будет функционировать кредитное бюро аналогично правовому полю кредитного кооператива. Какая бы форма собственно -сти ни была у МТС, будь то акционерное общество, товарищество, кооператив, в любом случае учредители могут сформировать первоначальный капитал для функционирования кредитного бюро. Государство может принять участие в формировании первоначального капитала на безвозвратной или возвратной основе, а также выступить гарантом заемщиков, этот вариант наиболее предпочтительный.

После того как первоначальный капитал будет сформирован, кредитное бюро может выдавать кредиты под более низкий процент, чем коммерческие банки, прежде всего учредителям, а затем и всем желающим, естественно, при соблюдении всех условий правильного кредитования. Постепенно можно даже развивать систему потребительских кредитов для сельского населения, которая пользуется в настоящее время большой популярностью. Кредитное бюро может привлекать денежные средства населения и организаций, т. е. постепенно осуществлять функции банка, но быть максимально приближенным к сельскому населению и сельскохозяйственным предприятиям.

Конечно, в первое время придется ограничиться только краткосрочными кредитами, но при благоприятных условиях можно будет переходить на долгосрочные кредиты, средства которых будут направляться на финансирование инвестиционных проектов по техническому оснащению сельскохозяйственных предприятий и МТС. Риски при такой форме организации кредитования будут меньше, чем при использовании кредитов коммерческих банков, так как заемщики, как правило, являются потребителями услуг МТС, а это позволит установить четкую кредитную дисциплину. В первую очередь такая форма организации позволит сгладить проблему высокой дебиторской задолженности МТС со стороны сельскохозяйственных предприятий — потребителей услуг МТС, так как сельхозпредприятия могут расплачиваться за услуги МТС денежными средствами, которые им предоставит кредитное бюро.

Предварительные расчеты показали, что размер первоначального капитала кредитного бюро в составе МТС должен быть не менее годового дохода МТС, а при создании новой МТС не менее планируемого уровня рентабельности в процентах от стартового капитала. При благоприятных условиях уже через 3-5 лет кредитное бюро накопит достаточный капитал, часть которого можно будет использовать на приобретение новейшей техники, подготовку и повышение квалификации специалистов, финансирование научных исследований по созданию новой техники и технологий, испытание опытных образцов.

Таким образом, организация кредитного бюро в составе МТС позволит помочь в решении следующих проблем:

1) использовать средства и доходы кредитного бюро как источник финансирования инвестиционных проектов, прежде всего по техническому оснащению сельхозпредприятий и МТС;

2) способствовать уменьшению дебиторской задолженности МТС, особенно, со стороны убыточных сельхозпредприятий — потребителей услуг МТС;

3) приблизить субъекты финансово-кредитной системы к сельским жителям и сельхозпредприятиям;

4) создать новые рабочие места, требующие высокой квалификации специалистов.

Другой возможный вариант основы организационной составляющей инвестиционного механизма в АПК — центры технического и экономического сервиса (ЦТиЭС). ЦТиЭС представляет собой комплекс сервисных центров (центр технического сервиса, включая дилерские пункты, консалтинговый центр, машинный ринг или МТС, центр повышения квалификации работников агропредприятий, кредитный центр). При этом основной поток инвестиционных ресурсов в АПК можно будет направлять именно через ЦТиЭС по следующим очевидным причинам:

1. Инвестиционная привлекательность ЦТиЭС будет, вероятно, выше, чем инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных предприятий, так как у ЦТиЭС нет накопившихся за много лет долгов, которые не позволяют даже тем сельхозпредприятиям, которые имеют прибыль по итогам года, осуществлять инвестиционные вложения.

2. ЦТиЭС по своему определению могут аккумулировать у себя новую передовую технику и прогрессивные технологии, так как предполагается включить в их состав машинный ринг или МТС, а значит, и отдача от инвестиционных вложений будет выше, чем в сельхозпредприятиях, где техника изношена и устарела.

3. Кредитный центр или кредитное бюро в составе ЦТиЭС, вероятно, позволят сгладить проблему неплатежей за услуги со стороны убыточных предприятий, так как они смогут пользоваться услугами в кредит под разумный процент.

Самостоятельным ЦТиЭС, особенно вновь создаваемым, легче привлечь инвесторов, чем сельхозпредприятиям, в том числе путем передачи контрольного пакета акций межхозяйствен-ных ЦТиЭС субъектам исполнительной власти, муниципальным органам управления и частным инвесторам.

Центры технического и экономического сервиса, являясь ядром организационной составляющей, могут повысить эффективность инвестиционного механизма в АПК и, в конечном итоге, укрепить продовольственную безопасность государства.

Еще одним из возможных путей совершенствования инвестиционного механизма в АПК может стать создание региональных инновационных площадок, на базе которых в аграрное производство будут внедряться передовые технологии и современная высокопроизводительная техника. Государство может являться как организатором, так и соучредителем создания таких площадок, а также инновационные площадки могут быть организованы на базе существующих машинно-технологических станций.

В статье рассмотрен пример создания областной инновационной площадки на базе ФГУП Учхоз «Заря» ЧГАУ по применению биогаза в процессе производства. Создание такой площадки, естественно, потребует больших капитальных вложений, но эффект от биогазо-вой установки достаточно высок и стабилен. Создание областной инновационной площадки по применению биогаза позволит предприятию полностью перейти на самоснабжение электроэнергией и теплом, а также получить высокоэффективные удобрения, применение которых приводит к повышению урожайности на 15-20 %.

Использование таких установок в сельском хозяйстве Германии, Швейцарии, Дании показало их высокую эффективность и достаточно быструю окупаемость. Областная экспериментальная площадка в Учхозе позволит выявить, насколько эффективно применение таких установок в России, в частности в Челябинской области.

Биогаз — это смесь метана и углекислого газа, образующаяся в процессе анаэробного сбраживания в специальных реакторах — метантэнках, устроенных и управляемых таким образом, чтобы обеспечить максимальное выделение метана. Энергия, получаемая при сжигании биогаза, может достигать от 60 до 90 % той, которой обладает исходный материал. Другое — и очень важное — достоинство процесса переработки биомассы состоит в том, что в его отходах содержится значительно меньше болезнетворных микроорганизмов, чем в исходном материале.

Получение биогаза, возможное в установках самых разных масштабов, особенно эффектив-

но на агропромышленных комплексах, где существует возможность полного экологического цикла.

Известно, что животные плохо усваивают энергию растительных кормов и более половины ее уходит в навоз, который является ценным органическим удобрением и может быть при этом использован в качестве возобновляемого источника энергии. Одним из путей рациональной утилизации навоза и навозных стоков является их анаэробное сбраживание, которое обеспечивает обезвреживание навоза и сохранение его как удобрения при одновременном получении биогаза.

Размеры реактора определяются индивидуально для каждого хозяйства по имеющемуся поголовью животных и с учетом его возможного роста. Был рассчитан необходимый объем ме-тантенка биогазовой установки для ФГУП Учхоз «Заря» ЧГАУ [4].

Определены затраты на приобретение и монтаж данной установки. Следует отметить, что последующие затраты на обслуживание данной установки минимальны, тем более что необходимые средства для выработки биогаза — навоз — хозяйство вырабатывает самостоятельно в среднем по 133 т в сутки.

Экономический эффект от применения биогазовой установки включает в себя три составляющие:

1) экономия затрат в результате замены традиционного топлива полученным биогазом;

2) экономический эффект от применения органически чистых удобрений, выражающийся в повышении урожайности основных сельскохозяйственных культур и приросте прибыли от их реализации;

3) снижение общего выброса в атмосферу вредных соединений оксидов серы, углерода, азота, ванадия и несгоревшего топлива.

В результате внедрения установки хозяйство сможет полностью обеспечивать собственную потребность в электроэнергии и тепловой энергии, что повлечет за собой снижение себестоимости продукции. Полная себестоимость всей продукции при этом уменьшится примерно на 20 % с учетом повышения затрат на транспортировку удобрений и затрат на обслуживание установки.

ФГУП Учхоз «Заря» ЧГАУ будет получать прибыль от своей деятельности порядка миллиона рублей уже в первый год функциониро-

вания биогазовой установки, причем без учета реализованных на сторону излишков тепловой энергии и органических удобрений. Если эти излишки будут успешно реализованы, то прибыль от их реализации позволит окупить биогазовую установку уже через год.

Таким образом, можно выделить следующие возможные новые организационные формы финансирования инвестиций в агропромышленном комплексе:

1. Создание кредитных кооперативов в составе машинно-технологических станций.

2. Организация центров технического и экономического сервиса. ЦТиЭС представляет собой комплекс сервисных центров (центр технического сервиса, включая дилерские пункты, консалтинговый центр, машинный ринг или МТС. центр повышения квалификации работников агропредприятий, кредитный центр).

3. Создание региональных инновационных площадок, на базе которых в аграрное производство будут внедряться передовые технологии и современная высокопроизводительная техника.

Формирование новых и развитие существующих форм и методов финансирования инвестиций в агропромышленном комплексе позволит

более качественно решать проблему привлечения и использования инвестиционных ресурсов, что в конечном итоге приведет к укреплению продовольственной безопасности страны.

Список литературы

1. Солодкина, Л. А. Проблема формирования инвестиционного механизма в агропромышленном комплексе / Л. А. Солодкина // Социальноэкономические проблемы региона в XXI столетии : тез. науч.-практ. конф. Челяб. гос. ун-та. Ч. I, Челябинск, 17 апр. 2002 г. Челябинск, 2002.

2. Солодкина, Л. А. Анализ системы долгосрочного кредитования агропредприятий / Л. А. Солодкина // Вестн. ЧГАУ. 2003. № 39. С. 136-139.

3. Черноиванов, В. И. Машинно-технологическая станция / В. И. Черноиванов, Н. В. Крас-нощеков, А. Э. Северный [и др.]. М. : ГОСНИТИ, 1999. 402 с.

4. Солодкина, Л. А. Создание региональных инновационных площадок как один из возможных путей совершенствования инвестиционного механизма в АПК / Л. А. Солодкина, Е. С. Куды -мова // Материалы 56-й Междунар. науч.-техн. конф. ЧГАУ. Челябинск, 2007. 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.