Научная статья на тему 'Возможные коммуникативные сбои на саммите АТЭС'

Возможные коммуникативные сбои на саммите АТЭС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРЕСЫ / АТЭС / АТР / РОССИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / INTEGRATION / COOPERATION / INTERACTION / MODEL / SECURITY / INTERESTS / APEC / ASIA-PACIFIC / RUSSIA / RUSSIAN FAR EAST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бляхер Леонид Ефимович

Рассмотрены проблемы присутствия России в АТР. Оценена позиция России с точки зрения сотрудничества в европейском и восточноазиатском направлениях. Показано, что для реального встраивания России в экономическое пространство АТР необходима разработка новой модели взаимодействия. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ssues of Russia's presence in the Asia Pacific are studied. Russia's stance in terms of cooperation in the European and East Asian directions is evaluated. It is shown that for Russia to be actually incorporated into the Asia-Pacific economic space it is essential to develop a new interaction model.

Текст научной работы на тему «Возможные коммуникативные сбои на саммите АТЭС»

ПЭ_ __________________ Л. Е. Бляхер

№ 2 2012

Л. Е. Бляхер

ВОЗМОЖНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ СБОИ НА САММИТЕ АТЭС

Вопрос о том, будет ли форум АТЭС эффективной инвестицией в будущее России или бессмысленной тратой средств, зависит от того, сможет ли Россия отказаться от взаимодействия типа «государство с государством» и перейти к уровню межличностного взаимодействия, не опосредованного национальной иерархией. Выдвинутый тезис связан с качественным отличием в организации политического пространства государства и глобального мира [3]. Политическое пространство государства всегда четко очерчено границами, гомогенно (по крайней мере, в идеале) в правовом отношении, иерархически организовано. Вот с выделением аналогичных черт на надгосударственном уровне организации пространства возникают проблемы. Их форма гораздо больше напоминает социальную сеть, нежели четко и однозначно иерархизи-рованное пространство. Собственно, колониальные империи XVIII- XIX вв. можно определить как попытку выстраивания глобального пространства по аналогии с пространством государства. Их распад, как и распад наследующих им «блоков», вновь вывел проблему несовпадения принципов организации государственного и надгосударственного пространства [4].

Соответственно, одним из парадоксов, актуализировавшихся в последние десятилетия, стало то обстоятельство, что попытки создания устойчивой системы Международного права со времен Вестфальских соглашений до «Киотского протокола» и далее оказались ограниченно успешными. По существу, в качестве механизма принуждения к исполнению законов эффективной оказывалась только воля наиболее сильных держав. Подтверждением вышеизложенного тезиса стала не санкционированная ООН война в Ираке, в Афганистане. Да и решение КНР о введении ограничений на экспорт цветных металлов при игнорировании протестов членов ВТО - той же природы. По существу, апелляция к «международному праву» остается лишь риторическим приемом в рамках политического дискурса [2].

В то же время развитие глобального мира и формирование глобальных экономических акторов делает наличие хоть каких-то устойчивых правил и норм жизненной необходимостью. Неспособность любого «мирового лидера» обеспечить более или менее целостные правила игры в глобальном мире, кризис институционального доверия и международных институтов, его обеспечивающих, все более становится фактом. Это приводит к попытке кон-

© Бляхер Л. Е., 2012

ВОЗМОЖНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ СБОИ НА САММИТЕ АТЭС ЦЭ

№ 2 2012

струирования форматов, где создание правил игры оказывается возможным. В условиях кризиса институционального доверия ему на смену приходит доверие персональное, а на помощь институтам приходят сети - не иерархические структуры, связанные, в отличие от институтов и правовых норм, с персональным составом участников [1]. Они и задают формат взаимодействия. В рамках этого формата (клубов лиц, принимающих решения) и возникает персональное доверие. Люди, встречаясь друг с другом, формируют правила, которые становятся устойчивее с каждым успешным актом коммуникации. Но это персональное доверие особого порядка. Поскольку эти люди занимают ключевые позиции в национальной иерархии (политика, бизнес, финансы, наука и т. д.), в «игру по правилам» включаются и государства. Причем подобный тип взаимодействия позволяет с легкостью преодолевать различия в политических режимах и способах существования хозяйственных систем.

Возникают глобальные сети, рассредоточенные по пространству Земли или ее значительной части и, вместе с тем, интегрированные в рамках данного формата. К такому типу взаимодействия и относится АТЭС. Здесь взаимодействуют сети, а не структуры. Точнее, структуры репрезентируются персонально. Ведь в отличие от достаточно культурно однородной Европы, АТР на сегодня - лишь территориальное образование, на котором располагаются очень разные государства. Причем государства, конфликт между которыми укоренен в истории, стал элементом национальной идентичности. Здесь и возникает уникальный механизм АТЭС, позволяющий обсуждать и устанавливать правила игры в таком разнородном пространстве.

Проблема в том, что в работе АТЭС участвует Россия как государство. Не российские сети бизнеса, не представители российского истеблишмента, а именно государство, с его иерархией, с его политическим режимом и идеологией. Иными словами, со всем тем, от чего позволял абстрагироваться формат АТЭС. Насколько успешным окажется такое участие - вопрос далеко не простой и не очевидный.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеенкова Е. С. Государство и альтернативные формы социальной интеграции: структурное насилие против «ютег1а» // Полития. 2009. № 1(52). С. 22-44.

2. Петров К. Е. Концепт «Европа» в современном политическом дискурсе // Полис. 2004. № 3.

3. Сергеев В. М., Казанцев А. А. Сетевая динамика глобализации и типология «глобальных ворот» // Полис. 2007. № 2.

4. Цымбурский В. Л. Геополитика как мировидение и род занятий // Полис. 1999. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.