Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ'

ВОЗМОЖНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
золотодобыча / старательская деятельность / водотоки / негативное воздействие / экология / gold mining / mining activities / watercourses / negative impacts / ecology

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Г.Н. Саввинов, B.В. Величенко, C.И. Миронова

В статье рассматривается проект федерального закона «О старательской деятельности», при разработке которого планируется создание новых рабочих мест и противодействие незаконной добыче и обороту драгоценных металлов. Показано, что привлечение дополнительных усилий старателей поможет существенно увеличить объемы добычи золота, как это было в истории России. Наряду с явными положительными моментами начало старательской деятельности будет связано с дополнительными экологическими рисками, перечень и объемы которых в настоящее время сложно прогнозировать и тем более просчитать. Минимизация возможного негативного воздействия старательской деятельности на окружающую среду особенно актуальна в настоящее время, признаком которого является повышенное внимание государства к вопросам охраны природы. В статье обращается внимание на необходимость доработки законопроекта в части экологической составляющей. Перечисляются наиболее узкие места золотодобычи, осуществляемой частными лицами, среди которых выделены: необходимость наделения полномочиями распределения участков субъектам РФ, уточнение технологий проведения работ, ужесточение контроля рекультивации нарушенных земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL CONSEQUENCES OF SOME LEGISLATIVE INITIATIVES

The article discusses the draft federal law “On prospecting activities”, which is being developed in order to create new jobs and counteract the illegal mining and trafficking of precious metals. It is shown that the involvement of additional efforts of prospectors will help to significantly increase the volume of gold production, as it was in the history of Russia. Along with the obvious positive aspects, the beginning of prospecting activity will be associated with additional environmental risks, the list and volumes of which are currently difficult to predict and even more so to calculate. Minimizing the possible negative impact of prospecting activities on the environment is especially relevant at the present time, a sign of which is the increased attention of the state to nature protection issues. The article draws attention to the need to finalize the draft law in terms of the environmental component. The most bottlenecks of gold mining carried out by private individuals are listed, among which the following are highlighted: the need to empower the distribution of plots to the subjects of the Russian Federation, clarifying the technologies of work, arranging control of the results of reclamation of disturbed lands.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ»

IK

О (Г)

УДК 504.1 DOI: 10.24412/1816-1863-2023-3-26-29

ВОЗМОЖНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ

Г. Н. Саввинов, д-р биол. наук, гл. науч. сотр.,

B. В. Величенко, д-р биол. наук, гл. науч. сотр.,

C. И. Миронова, д-р биол. наук, гл. науч. сотр., профессор, Научно-исследовательский институт прикладной экологии Севера им. проф. Д. Д. Саввинова СВФУ, ipes-08@mail.ru, г. Якутск, Россия

В статье рассматривается проект федерального закона «О старательской деятельности», при разработке которого планируется создание новых рабочих мест и противодействие незаконной добыче и обороту драгоценных металлов. Показано, что привлечение дополнительных усилий старателей поможет существенно увеличить объемы добычи золота, как это было в истории России. Наряду с явными положительными м оментами начало старательской деятельности будет связано с дополнительными экологическими рисками, перечень и объемы которых в настоящее время сложно прогнозировать и тем более просчитать. Минимизация возможного негативного воздействия старательской деятельности на окружающую среду особенно актуальна в настоящее время, признаком которого является повышенное внимание государства к вопросам охраны природы. В статье обращается внимание на необходимость доработки законопроекта в части экологической составляющей. Перечисляются наиболее узкие места золотодобычи, осуществляемой частными лицами, среди которых выделены: необходимость наделения полномочиями распределения участков субъектам РФ, уточнение технологий проведения работ, ужесточение контроля рекультивации нарушенных земель.

The article discusses the draft federal law "On prospecting activities", which is being developed in order to create new jobs and counteract the illegal mining and trafficking of precious metals. It is shown that the involvement of additional efforts of prospectors will help to significantly increase the volume of gold production, as it was in the history of Russia. Along with the obvious positive aspects, the beginning of prospecting activity will be associated with additional environmental risks, the list and volumes of which are currently difficult to predict and even more so to calculate. Minimizing the possible negative impact of prospecting activities on the environment is especially relevant at the present time, a sign of which is the increased attention of the state to nature protection issues. The article draws attention to the need to finalize the draft law in terms of the environmental component. The most bottlenecks of gold mining carried out by private individuals are listed, among which the following are highlighted: the need to empower the distribution of plots to the subjects of the Russian Federation, clarifying the technologies of work, arranging control of the results of reclamation of disturbed lands.

Ключевые слова: золотодобыча, старательская деятельность, водотоки, негативное воздействие, экология.

Keywords: gold mining, mining activities, watercourses, negative impacts, ecology.

26

Введение

В конце мая 2023 года на рассмотрение Государственной Думы РФ внесен проект федерального закона «О старательской деятельности». В июле текущего года было принято решение о переносе рассмотрения данного законопроекта, поскольку в результате предварительного обсуждения проекта закона в субъектах Дальнего Востока выявлено много недоработок, связанных с правовыми, организационными и экологическими аспектами.

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение развития старательской деятельности, создания новых рабочих мест, а также противодействие незаконной добыче и обороту драгоценных металлов.

Как справедливо замечает Глотов В. В. (2019), законом о старательской деятельности, по сути, реанимируется вольно-приносительство (вольное старательство), которое подразумевает работу на отведенной территории и включает поиск золота и его добычу непромышленным способом.

В начале XX века через принятие закона «О свободном обращении шлихового золота» царскому правительству России удалось не только резко увеличить объемы добычи золота, но и решить глобальную проблему развития Сибири. Благодаря новому закону к поиску и добыче золота было привлечено множество людей. Золото было найдено в самых удаленных районах [1, 3].

Следует отметить, что в то время не было особых требований к охране окружа-

ющей среды. Напротив, задачей недропользователей считалась необходимость взять у природы всё, что она таит «в своих кладовых». Совершенно иное отношение к вопросам экологии мы наблюдаем в настоящее время. Так, 30 апреля 2012 года Председателем Правительства РФ утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Данный документ является логическим ответом на глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами.

В Основах отмечается, что экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

Для достижения стратегической цели в области экологического развития государство решает задачу снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду.

Мы привели только один из основополагающих документов, но за последние годы принят большой перечень документов, регламентирующих д еятельность промышленных предприятий в области экологии, начиная со стратегий, заканчивая указами Президента РФ [4—6].

Материал и методы

В статье рассматриваются статьи проекта федерального закона «О старательской деятельности». Приведены исторические факты повышения объемов добываемого золота после привлечения к работе частных л иц. Приведены некоторые законодательные акты, направленные на усиление мер по охране окружающей среды.

Результаты и обсуждение

В разделе 2 проекта закона говорится, что формирует и утверждает перечни территорий, в границах которых может осуществляться старательская деятельность, уполномоченный федеральный орган. По нашему мнению, в целях рационального использования и охраны недр субъектов Российской Федерации, на территории

которых будут выделяться участки, необходимо предусмотреть в части 2 статьи 3 законопроекта обязательное согласование перечня территорий с высшим исполнительным органом субъекта РФ. Данное предложение обосновывается тем, что именно специалисты на местах лучше знают ситуацию в своих регионах, а также заинтересованы в справедливом распределении участков между претендентами.

Если учесть, что большинство участков будут выделяться в поймах средних и малых водотоков, необходимо перечень ведомств, согласующих выделение участков, дополнить исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Данное предложение обосновывается тем, что пойменные охотничьи угодья отличаются наибольшими показателями продуктивности вне зависимости от их географического расположения.

Учитывая особое отношение государства к вопросам сохранения окружающей среды, в законопроекте необходимо больше внимания уделить вопросам негативного воздействия старательской деятельности на прилегающие участки. Так, в соответствии со статьей 12 законопроекта старатель самостоятельно определяет способы и методы ведения работ при осуществлении старательской деятельности. При осуществлении старательской деятельности допускаются:

— заготовка и использование древесины для собственных производственных нужд общим объемом до тридцати кубических метров;

— строительство некапитальных одноэтажных строений и сооружений для производственных и иных нужд;

— использование водных объектов.

Понятно, что данные работы будут проводиться разными старателями с применением различных технологий и различных видов технических средств. Применение разных способов ведения работ, тем более в течение нескольких лет, обязательно повлечет за собой негативные экологические последствия, требующие длительных восстановительных работ.

В законопроекте прописано, что при осуществлении старательской деятельности не допускается снятие поверхностного слоя земли на глубину более пяти метров

о>

о

О -1

27

О

28

(гл. 3, ст. 12, п. 8 законопректа). По нашему мнению данный вопрос не согласован со ст. 13 п. 4 Земельного кодекса РФ, в котором дословно сказано, что «при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель». Иными словами, плодородный слой почвы, снятый при осуществлении старательской деятельности, должен быть сохранен для дальнейшей рекультивации.

Часть 7 статьи 15 законопроекта устанавливает требования к декларации о восстановлении старательского участка и ч ас-ти водного объекта, в границах которых осуществлялась старательская деятельность. К такой декларации в обязательном порядке прилагаются материалы фото-или видеофиксации в электронной форме. Таким образом, о результатах проведенной работы по восстановлению старательского участка индивидуальный предприниматель, прекративший старательскую деятельность, отчитывается только в электронном виде. И после направления данной информации он считается выполнившим требование по восстановлению и может обратиться с заявлением о предо -ставлении другого старательского участка.

В законопроекте, к сожалению, нет иных требований по восстановлению старательского участка и части водного объекта, в границах которых осуществлялась старательская деятельность. В документе не предусмотрено проведение обследований специалистами после окончания срока работы старателя, отсутствует положение о приемке выполненных работ по восстановлению старательского участка. Мы считаем, что в этой части законопроекта (ч. 7 ст. 15) крайне необходимо его серьезная доработка.

Сами работы по восстановлению нарушенных земель предусматривают два этапа: механический (технический), в течение которого недропользователь должен спланировать нарушенную территорию для будущих посадок, и биологический — в течение которого предусмотрено восстановление нарушенного почвенно-расти-тельного покрова. Оба этапа подразумевают наличие научных рекомендаций и технологий по их выполнению для конкретного участка, что маловероятно в отно-

шении большого числа мелких золото -добытчиков.

В проекте закона не указаны действия гражданина Российской Федерации, получившего разрешение на осуществление старательской деятельности, при стихийных бедствиях (при наводнениях, лесных пожарах и т. п.).

Следует особо отметить, что в законопроекте отсутствуют требования к уровню знаний привлекаемого персонала для лиц, которые планируют заниматься старательской деятельностью. При отсутствии квалифицированных специалистов возникают риски несоблюдения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами и охране окружающей среды.

Ограниченны в использовании техники, индивидуальные предприниматели не смогут создать оборотное водоснабжение, что повлечет за собой загрязнение ручьев и рек, на которых осуществляется старательская деятельность. Как правило, старатели работают с прямым сбросом отработанных загрязненных вод в водотоки. В связи с этим предлагается в законопроекте предусмотреть обязательность для индивидуальных предпринимателей наличия квалифицированных специалистов (горных инженеров) и внедрения системы водоотведения.

В законопроекте не определены положения об осуществлении полномочий по экологическому, геологическому контролю, проведению этнологической экспертизы. Список нерешенных вопросов в отношении будущей деятельности старателей можно продолжить.

Здесь уместно вспомнить обращение жителей Олекминского района Республики Саха (Якутия) по поводу резкого ухудшения экологического состояния реки Чара (левого притока р. Олекма). В социальных сетях выложено видеообращение жителей трех сел — Уолбут, Токко, Бясь-Кюель, в котором люди просят обратить внимание на наболевшую проблему — отравление р. Чары, на берегу которой проживает более двух тысяч человек. Ответственными за загрязнение реки селяне считают золотодобывающие предприятия, расположенные выше по течению на территории сопредельной Иркутской области. На видео, рассылаемом в социальных

сетях, жители района демонстрируют состояние воды в реке, которая из-за высокого содержания взвешенных веществ и механических примесей стала совершенно непригодной для использования. Как известно, с экологической точки зрения мутность воды является одним из основных индикаторов, серьезно влияющим как на здоровье человека, так и на состояние ихтиофауны и гидробионтов [2].

В связи с этим возникает вопрос: смогут ли частные лица должным образом организовать на своих участках работу по охране окружающей среды в соответствии с требованиями российского законодательства?

Заключение

В процессе обсуждения законопроекта о были выявлены серьезные недоработки, о которые при принятии в действующей и редакции могут привести к нежелатель- я ным экологическим последствиям для окружающей природной среды и здоровья населения.

Полагаем, что в целях минимизации возможного техногенного воздействия на водотоки и прилегающие участки, часть полномочий, особенно по части выделения участков и экологического контроля за работой старателей, целесообразно передать региональным органам исполнительной власти.

Библиографический список

1. Глотов В. В. Вольноприносительство — современное состояние и нерешенные задачи // Теневая экономика. — 2019. — Том 3. — № 2. — С. 127—137.

2. Жители трех якутских сел требуют призвать к ответу загрязнителей реки Чары в Олекминском районе. — URL: https://yakutia.info/article/209830, дата доступа 11.07.2023.

3. Ложникова А. В., Тулупов А. С., Куделина О. В., Чернявский С. В. Артели старателей: феномен из прошлого или облик будущего? // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2023. — № 7. — С. 145—165.

4. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Председателем Правительства РФ 30 апреля 2012 г. — URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70069264/, дата доступа 11.07.2023.

5. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 апреля 2017 года № 176. — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71559074/, дата доступа 11.07.2023.

6. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 года № 2 «Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)». — URL: https://base.garant.ru/48181050/, дата доступа 11.07.2023.

ENVIRONMENTAL CONSEQUENCES OF SOME LEGISLATIVE INITIATIVES

G. N. Savvinov, Dr. Habil. (Biology), Chief Researcher, V. V. Velichenko., Dr. Habil. (Biology), Chief Researcher,

S. I. Mironova, Dr. Habil. (Biology), Chief Researcher, Research Institute of Applied Ecology of the North named after. prof. D. D. Savvinova NEFU, ipes-08@mail.ru, Yakutsk, Russia

References

1. Glotov V. V. Vol'noprinositel'stvo — sovremennoe sostoyanie i nereshennye zadachi [Freedom—bearing — the current state and unsolved problems]. Tenevaya ekonomika. 2019. Tom 3. № 2. P. 127—137 [in Russian].

2. Zhiteli trekh yakutskih syol trebuyut prizvat' k otvetu zagryaznitelej reki Chara v Olekminskom rajone [Residents of three Yakut villages demand to call to account the pollutants of the Chara River in the Ole-kminsky district]. URL: https://yakutia.info/article/209830 [in Russian].

3. Lozhnikova A. V., Tulupov A. S., Kudelina O. V., Chernyavskij S. V. Arteli staratelej: fenomen izproshlogo ili oblik budushchego? [Prospectors' artels: a phenomenon from the past or a face of the future?]. Gorrnyj in-formacionno analiticheskij byulleten'. 2023. № 7. P. 145—165 [in Russian].

4. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda utv. Predsedatelem Pravitel'stva RF 30 aprelya 2012 g. [Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030]. URL: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/70069264/, access data 11.07.2023. [in Russian].

5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii "O Strategii ekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025goda"ot 19 aprelya 2017goda № 176 [Decree of the President of the Russian Federation "On the Strategy of Environmental Safety of the Russian Federation for the period up to 2025"]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71559074/, access data 11.07.2023 [in Russian].

6. Ukaz Glavy Respubliki Saha (YAkutiya) ot 27sentyabrya 2018goda № 2 "Ob ekologicheskom blagopoluchii Respubliki Saha (YAkutiya)" ot 27 sentyabrya 2018 goda № 2 [Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) dated September 27, 2018, No. 2 "On environmental well-being of the Republic of Sakha (Yakutia)"]. URL: https://base.garant.ru/48181050/, access data 11.07.2023 [in Russian].

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.