Научная статья на тему 'Возможности взаимопритяжения и взаиморазвития творческой личности и региональной культуры'

Возможности взаимопритяжения и взаиморазвития творческой личности и региональной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
190
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / CREATIVE INDIVIDUAL / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / LOCAL CULTURE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / REGIONAL ENCULTURATION / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / ПРЕДСТАВИТЕЛИ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL REPRESENTATIVES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тихонова Анна Юрьевна

Необходимость формирования творческой личности как созидательного субъекта культурных процессов территории страны и ее отдельных территорий общепризнана. Автор провел комплексное исследование согласованности процессов формирования творческой личности и развития культуры своего региона. В статье ставится проблема изучения взаимодействия творческой личности и региональной культуры в контексте их взаимопритяжения и взаиморазвития, анализируются особенности указанного взаимодействия. Даны характеристики понятий «взаимопритяжение личности и региональной культуры», «региональная инкультурация». Автор определяет, что основным механизмом погружения личности в региональную культуру в процессе их взаимодействия выступает инкультурация, в ходе которой человек предстает и как объект, и как субъект взаимодействия. В статье приведены основные характеристики региональной инкультурации. Доказывается важность, необходимость и возможность рассмотрения роли творческой личности для развития культуры территории на примере культуры конкретных субъектов государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Capabilities of Mutual Attraction and Development of the Creative Personality and Regional Culture

The necessity for the formation of a creative personality as a constructive subject of cultural processes in the country and its particular territories is avowed. The author did a comprehensive study of the process concurrency of the creative personality’s formation and cultural development of the own region. The article raises the problem how to study interaction of the creative personality and local culture in the context of their mutual development and attraction. The characteristics of the above mentioned interaction are analyzed. The notions «mutual attraction of the individual and local culture» and «regional enculturation» are characterized. The author states that during interaction between the person and local culture the enculturation is the main mechanism of the cultural immersion. An individual appears as an object and as a subject of interaction during enculturation. The article outlines the main characteristics of the local enculturation. This article proves the importance, the necessity and the possibility of the consideration of the creative person’s role for the development of the territorial culture in terms of culture of the particular constituent entity of the state.

Текст научной работы на тему «Возможности взаимопритяжения и взаиморазвития творческой личности и региональной культуры»

УДК 008,7-05

А. Ю. Тихонова

Возможности взаимопритяжения и взаиморазвития творческой личности

и региональной культуры

Необходимость формирования творческой личности как созидательного субъекта культурных процессов территории страны и ее отдельных территорий общепризнана. Автор провел комплексное исследование согласованности процессов формирования творческой личности и развития культуры своего региона. В статье ставится проблема изучения взаимодействия творческой личности и региональной культуры в контексте их взаимопритяжения и взаиморазвития, анализируются особенности указанного взаимодействия. Даны характеристики понятий «взаимопритяжение личности и региональной культуры», «региональная инкультурация». Автор определяет, что основным механизмом погружения личности в региональную культуру в процессе их взаимодействия выступает инкультурация, в ходе которой человек предстает и как объект, и как субъект взаимодействия. В статье приведены основные характеристики региональной инкультурации. Доказывается важность, необходимость и возможность рассмотрения роли творческой личности для развития культуры территории на примере культуры конкретных субъектов государства.

Творческая личность, региональная культура, взаимодействие, региональная инкультурация, исследование, творческий потенциал, представители культуры.

A. Yu. Tikhonova

Capabilities of Mutual Attraction and Development of the Creative Personality and Regional Culture

The necessity for the formation of a creative personality as a constructive subject of cultural processes in the country and its particular territories is avowed. The author did a comprehensive study of the process concurrency of the creative personality's formation and cultural development of the own region. The article raises the problem how to study interaction of the creative personality and local culture in the context of their mutual development and attraction. The characteristics of the above mentioned interaction are analyzed. The notions «mutual attraction of the individual and local culture» and «regional enculturation» are characterized. The author states that during interaction between the person and local culture the enculturation is the main mechanism of the cultural immersion. An individual appears as an object and as a subject of interaction during enculturation. The article outlines the main characteristics of the local enculturation. This article proves the importance, the necessity and the possibility of the consideration of the creative person's role for the development of the territorial culture in terms of culture of the particular constituent entity of the state.

Keywords: a creative individual, local culture, interaction, regional enculturation, research, creative potential, cultural representatives.

Важность, определяющее значение творческой личности в развитии культуры вообще и культуры провинции общепризнаны. В условиях современного общества эта роль возрастает. Не случайно в последнее время целый ряд научных исследований посвящен проблемам теоретического обоснования роли личности в культуре конкретного региона (Л. Г. Барсова,

С. Н. Овсянников, Е. В. Орловская,

К. С. Романов, Н. А. Симбирцева и др.). Однако чаще всего творческая личность рассматривается учеными в контексте исследования деятельности конкретных представителей культуры (писателей, поэтов, художников): И. П. Брекоткина, В. В. Дементьев, Д. С. Ким, В. С. Колесников, Е. В. Орловская, Н. А. Прозорова,

Н. А. Симбирцева, Ю. О. Ткаченко,

Е. К. Шулунова и др. В то же время, по свиде-

тельству Е. Г. Наумовой, хотя «современное общество и декларирует признание ценности идеи творчества и творческой природы искусства, в действительности нарастает тенденция перерождения искусства в арт-практику, в которой место художника-творца занимает художник-менеджер, ученого-творца - ученый-бизнесмен и т. п.» [7, с. 3]. По мнению А. Г. Чухно, «в условиях глубокого системного кризиса, который переживает современное российское общество, успешный выход из него и обретение благоприятной и устойчивой перспективы дальнейшего развития возможны только на основе интенсивного целенаправленного раскрытия и максимального использования в социальной практике творческого потенциала всего населения страны» [12, с. 5]. Возникает острая необходимость проведения комплексных исследований согласованности

© Тихонова А. Ю., 2015

творческой личности и его творчества с культурой своего времени, своего региона. В связи с этим целесообразно рассмотреть особенности взаимодействия творческой личности и региональной культуры в контексте взаимопритяжения и взаиморазвития.

Предметы и явления региональной культуры немыслимы без реальной личности. И сама индивидуальная составляющая человека наиболее ярко проявляется в региональной культуре, территориально близкой и личностно значимой для личности. Одновременно в своей среде, в культуре своего региона человек быстрее реализует творческий потенциал. Каждый из членов регионального сообщества вносит свой вклад в развитие культуры края и, одновременно, признает/не признает вклад другого. Кроме того, само региональное культурное явление всегда индивидуально, что с неизбежностью вытекает из индивидуальности, субъективности ее творцов, понимания ими смыслов региональной культуры.

Основным механизмом погружения личности в региональную культуру в процессе их взаимодействия выступает инкультурация, в ходе которой человек предстает и как объект, и как субъект взаимодействия. Как объект личность испытывает разноплановое влияние региональных культурных процессов. По мнению создателя культурно-исторической теории развития высших психических функций Л. С. Выготского, «культурное развитие является результатом усвоения индивидом культурных достижений общества» [3, с. 9]. Усвоению культуросообразной информации способствуют такие психологические способы постижения действительности, как подражание, рефлексия, идентификация, которые определяют особенности дальнейшего поведения человека именно как представителя данного регионального культурного сообщества. Подчеркивая значение данных психологических процессов, Л. С. Выготский доказывал, что, благодаря последним, усвоение социокультурных норм (в том числе и региональных) проходит первоначально в ходе интериоризации, а затем их эксте-риоризации. В результате формируются иногда первоначально неосознаваемые культурно-социотипические особенности поведения, в проявлении которых личность и региональная культура выступают как одно неразрывное целое, а человек при этом становится активным субъектом взаимодействия. Нами определены основные характеристики региональной инкультурации, которые включают субъективное отношение

личности к региональной культуре, полилог культур и межличностный полилог, региональные культурные константы как условие успешности инкультурации, активизацию всех ступеней познания, деятельностный подход в реализации региональной инкультурации. В процессе инкультурации осуществляется региональная культурная самоидентификация личности, которую мы определяем как комплексную деятельность человека по самоопределению себя в региональном культурном пространстве, результатом которой является осознание субъектом себя частью данного пространства, и одновременно как тождество человека с самим собой.

Значение инкультурации для формирования социально активной личности неоднократно подчеркивалось А. Н. Леонтьевым, который свидетельствовал, что благодаря инкультурации происходит «второе рождение личности» [4, с. 7]. Данный процесс является непрерывным и продолжается на протяжении всей жизни человека. В результате инкультурация реализуется воспроизводство «человека данной региональной культуры», осуществляются механизмы сохранения и воспроизводства данной культуры, что обеспечивает взаимопритяжение личности и региональной культуры и их взаиморазвитие. Мы понимаем взаимопритяжение личности и региональной культуры как их взаимное «устремление» друг к другу с целью взаимообогащения и взаиморазвития.

Взаимообогащение личности и региональной культуры определяет целенаправленную активность личности, ее саморазвитие как непрерывную работу над собой, над собственным духовным ростом. Человек развивается в той мере, в какой он овладевает накопленным опытом. В частности, А. Н. Леонтьев отмечал, что «формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств» [4, с. 12]. Говоря о связи культуры и личности, Н. А. Бердяев подчеркивал, что творчество - «это способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным потребностям человеческой жизнедеятельности» [2, с. 23].

В ходе взаимопритяжения личности и региональной культуры всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях. Во-первых, как «продукт» куль-

туры, ее «творение». Человек на протяжении всей своей жизни впитывает традиции, нормы и идеалы, которые его окружают. В процессе инкультурации и социализации личностью усваиваются нормы и ценности, принятые в данном обществе. Получая обыденную информацию, осмысливая художественные образы и нравственные идеалы в произведениях литературы и искусства, индивид формировался как личность, социально и культурно адекватная обществу. На этой основе складываются черты характера, формируется отношение к себе, окружающим, развивается мировоззрение. Личность в культуре, во-вторых, является ее «потребителем», использующим нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике. В-третьих, человек проявляет себя как «производитель» культуры. Организуя собственную жизнедеятельность, личность творчески порождает новые культурные формы. Питательной почвой творчества становится близкое и родное. Не случайно Л. Г. Барсова в своем исследовании утверждает, что важно «показать значение творческой личности в формировании культурного контекста, воссоздать и обозначить сферы и параметры ее влияния на художественную жизнь общества» [1, с. 4].

В связи с этим возникает необходимость рассмотрения роли творческой личности для развития культуры не только в масштабе общетеоретических вопросов, но и на примере культуры конкретных субъектов государства. Это важно для максимального использования в социальной практике творческого потенциала всего населения страны.

Изучая исторические корни региональной культуры, исследователи обращают внимание, прежде всего, на известных личностей, внесших весомый вклад в развитие культуры территории, забывая, что носителями культурных традиций и ценностей являются все представители социума региона: от творческой элиты до рядового жителя. Видимо, поэтому Л. Февр справедливо критиковал традиционную историю, остроумно окрестив ее «историей головастиков», как историю событий «первого ряда», историю больших достижений и гениев, историю, которая обходит вниманием события, важные для «безмолвствующего большинства», упускает то, чем жил обычный человек (подчеркнуто нами) той или иной эпохи. По утверждению Л. Февра, «именно люди - единственный подлинный объект истории» [11, с. 25-26]. Поддерживая данное утвер-

ждение, Ю. М. Лотман предлагает, помимо «жизни замечательных людей», изучать и «жизнь незамечательных людей» [5, с. 13].

Нами было рассмотрено личное участие субъектов региона в становлении культуры территории на материале Симбирской губернии - Ульяновской области. Для освоения столь значимого объема информации мы прибегли к известной степени формализации отдельных пластов обозначенных явлений. В качестве основной единицы рассмотрения, приемлемой для изучения выделенного нами аспекта, мы определили вклад конкретных обитателей региона в развитие его культуры [10].

Среди творческой элиты нашей страны сим-биряне-ульяновцы занимают достойное место. На Симбирской земле жили и создавали свои произведения архитекторы И. А. Бенземан, Ф. Е. Вольсов, М. П. Коринфский, Ф. О. Ливчак, драматические актеры В. Н. Андреев-Бурлак, М. Г. Савина, П. А. Стрепетова, литераторы И. А. Гончаров, И. И. Дмитриев, Д. Д. Минаев, С. Г. Скиталец, Н. М. Языков, ученые А. И. Воейков, Е. Е. Горин, П. М. Языков, художники Д. И. Архангельский, А. А. Пластов, П. И. Пузыревский и многие, многие другие.

Наряду с известными не только в своем отечестве, но и за рубежом симбирянами в Симбирско-Ульяновском регионе жили и живут обычные, пока малоизвестные люди, которые также вносят свой весомый вклад в развитие культуры края. Благодаря их активной деятельности, направленной на распространение и хранение местных культурных традиций, жизнь самой культуры продолжается во времени и пространстве, а сами жители региона становятся сотворцами региональной истории и культуры. Справедливо писал Ю. В. Петров: «История как живая действительность складывается из различных планов бытия. В одном случае это повседневные дела людей, лежащие на поверхности видимой действительности: это могут быть как дела "государей и толстосумов", так и поступки простых и безвестных людей с их заботами, надеждами, устремлениями. Историю этого плана называют "событийной", открывающейся взору в индивидуальном измерении. Будучи "сверхчуткой", она остро реагирует на мельчайшие социальные изменения. Но именно данное обстоятельство и делает историю этого плана самой "притягательной", самой "человечной", но и самой "коварной" одновременно» [8, с. 70]. Поэтому в нашем исследовании

мы подчеркиваем, что и рядовые граждане территории могут быть созидателями ее культуры.

Уже в детском возрасте личность выступает как исследователь и хранитель региональных культурных ценностей. Однако чтобы она стала подлинным объектом регионального культурного влияния, необходимо разумное воздействие семьи и регионального сообщества, то есть создание непрерывной системы,

обеспечивающей успешность взаимодействия личности и региональной культуры. Так, например, в Ульяновской области в 2014 г. был проведен областной заочный конкурс среди музеев образовательных учреждений

«Виртуальная экскурсия в эпоху СССР 60-х гг.». На конкурс были представлены многочисленные работы учащихся, занимающихся в школьных музеях. Анализ конкурсных работ подтвердил, что в детстве ребенок не только познает, исследует культуру региона, но и транслирует знания о ней. Формы детских трансляций могут быть различными. В условиях конкурса формой трансляции стали презентации подготовленных школьниками виртуальных экскурсий по СССР. Вот только некоторые темы этих экскурсий: «Путешествие в эпоху СССР. Мифы и реальность 1960-х гг.» (Алена Сокоровская -ученица 10 класса МОУ СОШ с. Астрадамовка МО «Сурский район»), «Голоса эпохи» (Дарья Абукова, Марина Шимина - ученицы 11 класса МОУ Чуфаровская СОШ МО «Вешкаймский район», Ульяновская область), «Интерьер СССР 60-х годов» (Никита Никитин - ученик 11 класса МБОУ «Гимназия № 33 г. Ульяновска»), «Досуг молодежи города Мелекесса и района в 50-60-е годы» (Анастасия Кузьмина - ученица 8 А класса МКОУ СОШ № 2 р. п. Новая Майна) и др. Как видно из приведенных примеров, уже в детском возрасте личность выступает как исследователь и хранитель культурных традиций территории.

Исследования Т. С. Злотниковой,

Т. И. Ерохиной, Н. Н. Летиной, М. В. Новикова доказали возможность осуществления обобщения личностных и коллективных признаков русской провинции предприятий на основании исто-рико-типологического дискурса на актуальном материале жизнеустроения работников современных градообразующих. По свидетельству ученых, «указанный дискурс обуславливает получение синхронического среза жизни русской провинции и определение точек роста личности "человека провинции" в современных культурных условиях» [6, с. 9]. Проведенный авторами

теоретический анализ значительных по объему практических материалов аргументированно доказывает, что человек является субъектом и объектом построения модели культуры русской провинции. Материал исследования составило «историко-культурное обобщение личностного опыта выдающихся персон прошлого в сочетании с системой включенного наблюдения над деятельностью крупнейших представителей культуры и научно-образовательной сферы русской провинции, научнообеспеченные интервью с репрезентативными, занимающими высокое положение в регионе и в России персонами - представителями сферы художественного творчества, высшего и среднего образования, административно-управленческой и производственной сфер» [6, с. 11].

Таким образом, взаимодействие личности и региональной культуры возможно через их взаимопритяжение и взаиморазвитие. Для формирования полного и адекватного суждения о культурной жизни региона необходимо перенести акцент в выборе объекта исследования с изучения выдающихся деятелей культуры на анализ роли каждого члена регионального сообщества и его творческого потенциала в развитии культуры своего края.

Библиографический список

1. Барсова, Л. Г. Роль творческой личности в формировании художественной жизни эпохи: на примере жизни и творчества Н. А. Римского-Корсакова и его ближайшего окружения [Текст] : дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01 / Л. Г. Барсова. - СПб., 2007. - 450 с.

2. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества [Текст] / Н. А. Бердяев. - М. : Правда, 1989. -358 с.

3. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л. С. Выготский ; ред. и автор вступ. ст. М. Г. Ярошевский. - М. : Изд-во «Институт психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. -512 с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл : Academia, 2004. - 345 с.

5. Лотман, Ю. М. Семиосфера : культура и взрыв. Внутри мыслящих миров : Статьи. Исследования. Заметки [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство -СПб., 2002. - 704 с.

6. Модель культуры русской провинции в аутентичном, историко-типологическом и глобализационном дискурсах [Текст] : коллективная монография / под науч. ред.Т. С. Злотниковой, Т. И. Ерохиной, Н. Н. Летиной, М. В. Новикова. - Ярославль : Изд-во ЯГПХ 2013. - 292 с.

7. Наумова, Е. Г. Творчество и творческая личность в репрезентативной культуре современного общества [Текст] : дис. ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Е. Г. Наумова. - Ростов н/Д., 2012. - 148 с.

8. Петров, Ю. В. Антропологические основания «аналитического синтеза» в историческом познании [Текст] / Ю. В. Петров // Феникс-2004 : ежегодник кафедры культурологии / редкол. : отв. ред. Н. И. Воронина [и др.]. - Саранск : Мордовск. гос. ун-т, 2003. - С. 70-74.

9. Сковикова, Е. Г. Музыкально--театральная жизнь Симбирска конца XVIII - начала ХХ века [Текст] / Е. Г. Сковикова : дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. - СПб., 1997. - 203 с.

10. Тихонова, А. Ю. Личность и региональная культура: историко-образовательные аспекты исследования [Текст] / А. Ю. Тихонова, И. А. Чуканов. - Ульяновск : УИПК ПРО, 2010. - 176 с.

11. Февр, Л. Бои за историю [Текст] = Combats pour l'histore / Л. Февр ; пер. с фр. А. А. Бобовича, М. А. Бобовича, Ю. Н. Стефанова. - М. : Наука, 1991. -629 с.

12. Чухно, А. Г. Творческая личность в сфере образования [Текст] / А. Г. Чухно : дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. - Ростов н/Д., 2003. - 274 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Barsova, L. G. Rol' tvorcheskoj lichnosti v formirovanii hudozhestvennoj zhizni jepohi: na primere zhizni i tvorchestva N. A. Rimskogo-Korsakova i ego blizhajshego okruzhenija [Tekst] : dis. ... d-ra kul'turologii: 24.00.01 / L. G. Barsova. - SPb., 2007. - 450 s.

2. Berdjaev, N. A. Filosofija svobody. Smysl tvorchestva [Tekst] / N. A. Berdjaev. - M. : Pravda, 1989. - 358 s.

3. Vygotskij, L. S. Psihologija razvitija kak fenomen kul'tury [Tekst] / L. S. Vygotskij ; red. i avtor vstup. st. M. G. Jaroshevskij. - M. : Izd-vo «Institut psihologii» ; Voronezh : NPO «MODJeK», 1996. - 512 s.

4. Leont'ev, A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Tekst] / A. N. Leont'ev. - M. : Smysl : Academia, 2004. -345 s.

5. Lotman, Ju. M. Semiosfera : kul'tura i vzryv. Vnutri mysljashhih mirov : Stat'i. Issledovanija. Zametki [Tekst] / Ju. M. Lotman. - SPb. : Iskusstvo - SPb., 2002. - 704 s.

6. Model' kul'tury russkoj provincii v autentichnom, is-toriko-tipologicheskom i globalizacionnom diskursah [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod nauch. red.T. S. Zlotnikovoj, T. I. Erohinoj, N. N. Letinoj, M. V Novikova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013. -292 s.

7. Naumova, E. G. Tvorchestvo i tvorcheskaja lichnost' v reprezentativnoj kul'ture sovremennogo obshhestva [Tekst] : dis. ... kandidata filosofskih nauk: 24.00.01 / E. G. Naumova. - Rostov n/D., 2012. - 148 s.

8. Petrov, Ju. V Antropologicheskie osnovanija «analit-icheskogo sinteza» v istoricheskom poznanii [Tekst] / Ju. V Petrov // Feniks-2004 : ezhegodnik kafedry kul'turologii / redkol. : otv. red. N. I. Voronina [i dr.]. - Saransk : Mordovsk. gos. un-t, 2003. - S. 70-74.

9. Skovikova, E. G. Muzykal'no-teatral'naja zhizn' Simbirska konca XVIII - nachala HH veka [Tekst] / E. G. Skovikova : dis. ... kandidata iskusstvovedenija: 17.00.02. - SPb., 1997. - 203 s.

10. Tihonova, A. Ju. Lichnost' i regional'naja kul'tura: istoriko-obrazovatel'nye aspekty issledovanija [Tekst] / A. Ju. Tihonova, I. A. Chukanov. - Ul'janovsk : UIPK PRO, 2010. - 176 s.

11. Fevr, L. Boi za istoriju [Tekst] = Combats pour l'histore / L. Fevr ; per. s fr. A. A. Bobovicha, M. A. Bobovicha, Ju. N. Stefanova. - M. : Nauka, 1991. -629 s.

12. Chuhno, A. G. Tvorcheskaja lichnost' v sfere obra-zovanija [Tekst] / A. G. Chuhno : dis. ... d-ra filos. nauk: 09.00.13. - Rostov n/D., 2003. - 274 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.