Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИНФОРМАТИКА / АНАЛИЗ И СИНТЕЗ КАК МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / LOGICAL THINKING / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / INFORMATICS / ANALYSIS AND SYNTHESIS AS THOUGHT OPERATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даллакян А.А.

В статье рассматриваются возможности уроков информатики в развитии логического мышления у младших школьников. Рассматриваются три условных степени самостоятельности умственного действия, а также существующие группы задач в обучении информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даллакян А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF INFORMATICS LESSONS IN DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING IN YOUNG SCHOOLCHILDREN

The article examines the possibilities of computer science lessons in the development of logical thinking in younger schoolchildren. Three conditional degrees of independence of mental action are considered, as well as existing groups of tasks in the teaching of computer science.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Даллакян А.А. студент 5 курса

факультет искусств, социальных и гуманитарных наук Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого научный руководитель: Ситникова Л.Д., к.п.н.

доцент

Россия, г. Тула

ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассматриваются возможности уроков информатики в развитии логического мышления у младших школьников. Рассматриваются три условных степени самостоятельности умственного действия, а также существующие группы задач в обучении информатике.

Ключевые слова: логическое мышление, младшие школьники, информатика, анализ и синтез как мыслительные операции.

Dallakyan A.A.

5th year student Faculty of Arts, Social and Human Sciences Tula State Pedagogical University. L. N. Tolstoy

Russia, Tula Scientific adviser: Sitnikova L.D.

Associate Professor, Ph.D.

THE POSSIBILITIES OF INFORMATICS LESSONS IN DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING IN YOUNG

SCHOOLCHILDREN

Annotation: the article examines the possibilities of computer science lessons in the development of logical thinking in younger schoolchildren. Three conditional degrees of independence of mental action are considered, as well as existing groups of tasks in the teaching of computer science.

Key words: logical thinking, junior schoolchildren, informatics, analysis and synthesis as thought operations.

Учебный предмет «Информатика» имеет большие возможности для развития логического мышления обучающихся, что отражено в пояснительных записках к учебным программам, в методической литературе для педагогов. Однако при реализации на практике у учителя возникают проблемы. Этому способствует то, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство обучающихся не овладевает начальными приемами логического мышления. Для этих целей разработаны уроки информатики в начальной школе.

Прежде всего, из урока в урок нужно развивать у обучающегося способность к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет

разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями. Критическая направленность мышления предостерегает от поспешных обобщений и решений [4].

Развитие логического мышления обучающихся, их способности к активному использованию умственных возможностей при встрече с проблемными ситуациями является одной из главных задач обучения в начальной школе. В этот благоприятный для развития период исключительную важность приобретают методы и условия формирования самостоятельности умственных действий [3]. Исходя из особенностей умственного действия, можно выделить три условных степени его самостоятельности.

Первая степень - нулевая самостоятельность умственного действия. Обучающийся выполняет действия в результате подражания, закрепления посредством многократных повторений. Целесообразность и правильность действия не осознаются в полной мере и критической проверке не подвергаются. Проверяется лишь правильность алгоритмической структуры: последовательность действий и соблюдение условий по каждому действию в отдельности.

Вторая степень - относительная самостоятельность умственного действия. Обучающийся сам выбирает действие, но выполняет его в рамках существующих правил. Уже существует возможность анализа действия, соотнесения заключительных элементов с исходными, т.е. действие обратимо. Мышление на основе таких действий называют аналитическим, логическим.

Третья степень - полная самостоятельность умственного действия, которое не ограничено ни со стороны материала, ни со стороны правил и принципов, ни со стороны последовательности элементов. Такие действия представляют собой установление различных отношений (пространственных, временных, причинных, количественных) на произвольной основе. Наиболее распространенной формой являются нахождение сходства, поиск результата посредством перебора вариантов и комбинирования. Спонтанность и неосознанность механизмов такого умственного действия нередко приводят к озарению. Мышление с помощью таких действий именуют эвристическим, интуитивным, оригинальным [1].

Стимуляция самостоятельного умственного действия обучающегося должна занимать значительное место в учебной деятельности в начальной школена уроках информатики. Для этого на данных уроках решаются различные группы задач, в частности:

1. Задачи на оперирование категориями «все», «некоторые», «отдельные» и установление отношений между членами множеств («В парке растут деревья и кустарники. Сирень - кустарник. Растет ли в парке

сирень?»; «На дереве сидели четыре голубя и шесть воробьев, пять птиц улетело. Улетел ли среди них хоть один воробей?»).

2. Задачи на установление временных, пространственных, функциональных отношений («Определить количество окрашенных и неокрашенных граней у распиленного пополам кубика, все грани которого окрашены», «Как отмерить 3 литра воды, если есть кружка емкостью 7 литров и 2 литра?», «Коля живет на шестом этаже, а Петя на третьем этаже того же подъезда. Сколько ступенек до Петиной квартиры, если до Колиной 60?»)

3. Задания на комбинаторные действия («Составь возможные сочетания букв А, Б, В, Г», «Составь как можно больше арифметических примеров с числами 8; 4; 2», «Сколько может быть автомашин, мотоциклов с колясками и без колясок, если всего колес 19?», «Составь все возможные фигуры из заданных геометрических элементов»)

4. Задания на активный перебор вариантов отношений (решить задачу про волка, козу, капусту и лодочника, «Как разделить шесть яблок на шесть человек, чтобы одно яблоко осталось в корзине и каждый бы получил по целому яблоку?», «Как узнать, давно ли стоит мотоцикл около дома или только что подъехал?»).

5. Задания на установление сходства (придумать слово, высказывание, соответствующее по значению данному, назвать предметы, похожие на данную фигуру, придумать пары предметов, которые бы находились в таких же отношениях, как данные, назвать предметы, которым присущ данный признак).

Большая часть приведенных задач проста по структуре и не исключает возможности решения по типу непосредственного усмотрения отношений. Стимуляция действий интуитивного характера необходима для формирования творческих сторон мышления, и многие из приведенных задач соответствуют этим целям [1].Работу над развитием логического мышления на уроках информатики надо строить так, чтобы даже слабые обучающиеся рассуждали, выделяли вопрос, строили доказательство, делали выводы.

Таким образом, уроки информатики в начальной школе имеют большие возможности для развития логического мышления обучающихся. Прежде всего, обучающимся следует давать нестандартные задания на логическое мышление, приучая их рассуждать, делать выводы. Первоначально, пока они не имеют такого опыта, следует объединять обучающихся в группы и давать им логические задания, постепенно дробя эти группы и, в конечном счете, переходя к индивидуальным заданиям.

Использованные источники:

1. Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики // Начальная школа. - 2010. - № 9/10. - С. 15 - 18.

2. Зубрилин А.А. Место занимательных задач в обучении информатике //

Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2011. - С. 29 - з2.

3. Курбатов В.И. Как развивать свое логическое мышление. - Ростовн/Д.: Феникс, 2010. - 88 с.

4. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 144 с.

УДК 339.13

Данилов A.A. студент 3 курса факультет «Бизнес информатика»

Чупин A. О. студент 3 курса факультет «Бизнес информатика» Сибирский государственный университет путей сообщения

научный руководитель: Мастилин A.E.

старший преподаватель Россия, г. Новосибирск НЕЙРОМАРКЕТИНГ. СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯМИ

ПОТРЕБИТЕЛЯ

Аннотация:

В статье рассмотрен практический раздел нейроэкономики. Описаны основные понятия и принципы нейромаркетинга, способы их применения на практике.

Ключевые слова: маркетинг, нейромаркетинг, потребитель, поведение.

Danilov A.A.

Student 3 year, faculty Information technologies in business

Siberian Transport University Russia, Novosibirsk Chupin A.O. student

3 year, faculty Information technologies in business

Siberian Transport University Russia, Novosibirsk Research supervision: Mastilin A.E.

Senior Lecturer

NEUROMARKETING. HIDDEN MANAGEMENT OF THE USER'S

DESIRE

Annotation:

The practical section of neuroeconomics is considered in the article. The basic concepts and principles of neuromarketing, methods of their application in practice are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.