Научные исследования |
Возможности ультразвукового исследования в диагностике периферического рака легких
Мехтиева А.Ю.
Азербайджанский медицинский университет, Баку
Mechtieva AYu.
Azerbaijan Medical University, Baku
The possibilities of ultrasound in the diagnosis of peripheral lung cancer
Резюме. Проблема рака легкого уже давно перестала быть чисто медицинской и в настоящее время приобрела социальный характер. Дело в том, что современная статистика по-прежнему свидетельствует о возрастающей частоте этого заболевания. Целью настоящей работы явилось изучение диагностических возможностей ультразвукового исследования и определение ультразвуковой семиотики различных форм рака легкого. Были исследованы 153 пациента. У65 (42,4%) человек диагностирован периферический рак легкого, у 63 (41,1%) - обтурационный ателектаз доли или сегмента легкого, у 25 (16,3%) - экссудативный плеврит опухолевой этиологии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ультразвуковое исследование как безопасный радиологический метод имеет большие возможности в неинвазивной диагностике рака легкого и является информативным радиологически дополнительным методом лучевой диагностики злокачественных опухолей легких. Ключевые слова: ультразвуковое исследование, периферический рак легких. Медицинские новости. — 2017. — №4. — С. 62—63.
Summary. The problem of lung cancer has long ceased to be purely medical, and has now acquired a social character. Modern statistics are still indicative of the increasing frequency of this disease. The aim of this work was to study the possibilities of ultrasound in definition of various forms of lung cance. 153 patients were examined for the study of ultrasound capabilities in the diagnosis of lung cancer: 65 (42.4%) patients had peripheral lung cancer, 63 (41.1%) - obstructive lobeor segmental atelectasis, 25 (16.3%) - visuaiized pleural effusion wtth tumor etiology. The study suggests that the ultrasound as a safe radiological method has great potential in the non-invasive diagnosis of lung cancer and is informative diagnostic additional method in diagnosis of malignant lung tumors. Keywords: ultrasound, peripheral lung cancer.
Meditsinskie novosti. - 2017. - N4. - P. 62-63.
Проблема рака легкого уже давно перестала быть чисто медицинской и в настоящее время приобрела социальный характер: современная статистика по-прежнему свидетельствует о возрастающей частоте этого заболевания.
За последние 50 лет во многих странах мира отмечается неуклонная тенденция роста заболеваемости раком легкого [1]. В настоящее время в большинстве развитых государств рак легкого является наиболее распространенной формой опухоли у мужчин и одной из важнейших медицинских и социально-экономических проблем [2]. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно во всем мире умирают от рака 7,6 млн человек (13% от всех случаев смерти) [3].
Рост заболеваемости раком легкого отмечается повсеместно, в то время как методы диагностики ранних стадий и способы полного излечения еще не найдены.
Диагностика рака легкого до последнего времени представляет сложную и окончательно нерешенную задачу. Анализ соотношения больных с впервые установленным диагнозом заболевания и направленных для лечения при распределении их по стадиям показывает, что в течение последних десятилетий наблюдается определенная стабилизация при общем неблагоприятном положении дела.
Длительное отсутствие клинических проявлений на ранних (1-11) стадиях развития этого заболевания диктует необходимость разработки комплекса диагностических мероприятий для больших контингентов населения в виде широкомасштабных, систематических диспансерных обследований. Ведущее место занимает выполнение обзорных рентгенограмм, при показаниях - компьютерной томографии.
В последние годы в литературе появились сообщения о возможностях ультразвукового исследования (УЗИ) в диагностике рака легкого [4-9]. УЗИ - эффективный метод выявления врастания злокачественной опухоли в структуры стенки, масштабного затемнения легочной ткани (из-за ее уплотнения, плеврального выпота и др.), а через ткань безвоздушного легкого возможно увидеть непосредственно опухолевый узел. Такая диагностика является безопасной, простой и сравнительно недорогой. Она позволяет обнаружить опухолевое поражение органов средостения: верхней полой вены, перикарда и камер сердца, правой и левой легочных артерий, легочных вен, аорты, пищевода, левого предсердия, а также определить степень применимости хирургического лечения опухоли.
Целью исследования явилось изучение диагностических возможностей УЗИ и определение ультразвуковой семиотики различных форм рака легкого.
Материалы и методы
Для изучения возможностей УЗИ в диагностике рака легкого были исследованы 153 пациента. У 65 (42,4%) человек диагностирован периферический рак легкого, у 63 (41,1%) - обтурационный ателектаз доли или сегмента легкого, у 28 (18,3%) - экссудативный плеврит опухолевой этиологии.
Все исследования были верифицированы результатами оперативных вмешательств и данными гистологических исследований операционного и биопсийного материала, у отдельных больных с рентгенографией органов грудной клетки в двух проекциях.
Образование сканировалось под различными углами наклона датчика в продольной и поперечной плоскостях. Оценивались размеры, эхогенность, эхоструктура, контуры опухоли, а также взаимодействие с окружающими тканями. Обследовалась плевральная полость для выявления выпота, а также супра- и парастернальные зоны для определения интрааортопульмональ-ных и паратрахеальных лимфоузлов.
Результаты и обсуждение
В зависимости от УЗИ-признаков периферического рака легкого выделяются три основные формы: типичная, с распадом и кортико-плевральная (опухоли Панкоста) [10]. У 35 (53,8%) больных визуализированы типичные формы рака легкого. У этих пациентов опухоль визуализировалась как однородная, гипоэхогенная структура с
МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ
№ 4 • 2017
62
Научные исследования
четкими и ровными, а иногда с волнистыми и полициклическими контурами. У 7 (10,4%) из них опухоль имела анэхогенную структуру, характерную для жидкостного образования.
У 21 (32,3%) пациента визуализированы периферические формы рака с распадом. Для них характерны значительная неоднородность эхоструктуры, с ровными и четкими контурами. Жидкость в полости распада визуализировалась в виде анэхогенных участков, чаще множественных и расположенных центрально, неправильной формы и с неровными, местами нечеткими контурами.
Кортико-плевральная (опухоли Панко-ста) форма периферического рака легкого визуализировалась у 9 (13,8%) больных в виде однородного гипоэхогенного образования овальной или треугольной формы с неровными и нечеткими контурами. Опухоль располагалась в кортикальном слое легкого и широко соприкасалась с грудной стенкой на определенном участке, прорастая в нее.
Результаты исследования показывают; что при центральном раке легкого опухолевый узел в большинстве случаев визуализировать не удается. Опухоль возможно обнару-
жить только в том случае, если имеется ателектаз всего легкого, верхней доли легкого, а иногда - переднего сегмента или парамедиастинальных отделов верхней доли.
С помощью УЗИ грудной клетки визуализируется жидкость в плевральных полостях. В нашем исследовании они наблюдались у 28 (43,0%) больных. Жидкость в плевральной полости выглядит как анэхогенное пространство между гиперэхогенными полосами, являющимися отображением висцерального и париетального плевральных листков.
УЗИ семиотика метастатически увеличенных медиастинальных лимфоузлов выявлена у 44 (28,7%) больных. Они визуализировались в пространстве между дугой аорты и легочной артерией в виде множественных округлых или овальных образований средней эхогенности, размерами от 10 мм до 4 см в диаметре. При обширном метастазировании определялись увеличенные над- и подключичные и переднешейные лимфоузлы.
Таким образом, анализ нашего материала свидетельствует о том, что УЗИ как безопасный радиологический метод имеет большие возможности в неинвазив-
ной диагностике рака легкого и является информативным радиологически дополнительным методом лучевой диагностики злокачественных опухолей легких.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Aronchik J.M. Lung cancer: epidemiology and risk factors. - Semin. Oncology, 1990.
2. Полоцкий Б.Е, Тер-Ованесов М.Д. // РМЖ. -2005. - №23. - С.15-20.
3. http://oncoportal.net. - 2012.
4. Алиякпаров М.Т., Мухаметжанова С.В., Садуака-сова А.Б. и др. // Сб. тез. 3-го съезда Российской ассоциации специалистов ультразвуковой диагностики. - М., 1999. - С.175.
5. Казакевич В.И. Современные возможности ультразвуковой диагностики при раке легкого: Авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1997. - 24 с.
6. Линовко П.О. // Вопросы онкологии. - 1989. -№3. - С.272.
7. Павлов Ю.В. // Хирургия. - 2002. - №4. - С.82-86.
8. Павлов Ю.В. Ультразвуковые технологии в диагностике и лечении больных хирургическими заболеваниями легких и плевры: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2002. - 35 с.
9. Старков Ю.Г., Стрекаловский В.П., Вишневский АА, Пикунов М.Ю // Хирургия. - 2001. - №1. -С.15-19.
10. Сафонов Д.В. // Медицинская визуализация. -2002. - №2. - С.105-112.
Поступила 16.01.2017 г. Статья размещена на сайте www.mednovosti.by (Архив МН) и может быть скопирована в формате Word.
Взаимосвязь времени пребывания на улице с уровнем общего витамина D в крови у пациентов
с хронической сердечной недостаточностью
Морголь А.С., Янковская Л.В., Ляликов С.А.
Гродненский государственный медицинский университет, Беларусь
Marhol A., Yankovskaya L., Lyalikov S.
Grodno State Medical University, Belarus
Relationship between outdoor residence time and total vitamin D blood level in patients with chronic heart failure
Резюме. Дефицит витамина D участвует в развитии сердечно-сосудистой патологии. Солнечная инсоляция на широте Беларуси не обеспечивает потребность организма человека в витамине D. Выявлена связь уровня 25(OH)D в крови с длительностью пребывания на улице у пациентов с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) и определена возможность прогнозирования на основании данного показателя. Обследовано 124 пациента с ХСН и 16 лиц без ХСН. Проводилось анкетирование по длительности пребывания на улице, оценивалось содержание 25(OH)D в крови. В группе ХСН 25(OH)D был 16,6 (10,9; 23,7) нг/мл, в группе контроля - 42,1 (27,8; 49,6) нг/мл. Длительность пребывания на улице оказывает влияние на уровень 25(0h)D, что было подтверждено корреляционными взаимосвязями и регрессионным анализом. Оптимальный уровень 25(OH)D может быть достигнут при пребывании на улице с января по март 125 минут в день (чувствительность - 82%, специфичность - 74%), с апреля по июнь - 225 (88% и 65%), с июля по сентябрь - 235 (77% и 61%) и с октября по декабрь - 145 (82% и 71%). Результаты ROC-анализа позволяют рекомендовать пациентам время пребывания на улице, необходимое для поддержания оптимального уровня витамина D. Ключевые слова.: витамин D, хроническая сердечная недостаточность, солнечная инсоляция, длительность пребывания на улице.
Медицинские новости. — 2017. — №4. — С. 63—66. Summary. Vitamin D deficiency contributes to the development of cardiovascular diseases. Insolation at the latttude of the Repubiic of Belarus does not provide the requirement of vitamin D. Objective was to assess the relationship between the level of 25(OH)D wtth the duration of outdoor residence in patients wtth chronic heart failure (CHF) and to determine the possibility of forecasting it based on this indicator. Study involved 124 patients with CHF and 16 individuals without CHF A questionnaire on the outdoor residence was performed, levels of total 25(OH)D were estimated. In CHF group 25(OH)D was 16.6 (10.9; 23.7) ng/ml and in control group - 42.1 (27.8; 49.6) ng/ml. Outdoor residence has an impact on the level of 25(OH)D, which was confirmed by correlations and regression equations. Optimum of 25(oH)D can be achieved wtth outdoor residence time from January to March 125 minutes a day (sensitivity 82%, specificity 74%), from April to June - 225 (88% and 65%), from July io September - 235 (77% and 61%) and from October io December - 145 (82% and 71%). ROC analysis results allow us to recommend patients outdoor residence time to maintain an optimum of vitamin D. Keywords: vitamin D, chronic heart failure, sun exposure, outdoor residence time. Meditsinskie novosti. - 2017. - N4. - P. 63-66.
№ 4 • 2017
МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ