УДК 378
Кузнецов О.Л., Крейдер О.А., Кирпичева Е.Ю., Потемкина С.В.
Государственный университет «Дубна», г. Дубна, Россия
ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ УНИВЕРСИТЕТА «ДУБНА» В РАЗВИТИИ ОТКРЫТОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена новым подходам к организации учебного процесса. Современное общество диктует свои требования к подготовке кадров. В работе описаны возможности и направления внедрения современных образовательных технологий для повышения уровня востребованности выпускников.
Ключевые слова
Открытое образование, онлайн-курс, онлайн-образование, дистанционные технологии, образовательный портал, элитное образование.
Kuznetsov O.L., Kreider O.A., Kirpicheva E.Y., Potemkina S.V.
Dubna State University, Dubna, Russia
POSSIBILITIES OF PARTICIPATION OF THE UNIVERSITY "DUBNA" IN THE DEVELOPMENT
OF OPEN EDUCATION
Abstract
The article is devoted to new approaches to the organization of the educational process. Modern society dictates its requirements for training. The paper describes the opportunities and directions for introducing modern educational technologies to increase the level of demand for graduates.
Keywords
Open education, online course, online education, distance learning, education portal, elite education.
Введение
Человечество XXI века существует в век информационного общества, информационных технологии и виртуальной реальности. Влияние основных законов развития информационного общества требует от человека постоянного обучения новым инструментам работы с информацией, освоения новых навыков и профессии. Все это накладывает ряд требовании на систему образования, которая неизбежно должна адаптироваться под меняющееся общество.
Глобальные изменения системы образования за всю историю развития человечества происходили четыре раза:
• Х-Х11 века: первое изменение связано с появлением в Европе университетов, ориентированных на единую систему знании;
• середина XII века: Ян Коменскии предложил классно-урочную систему обучения;
• XIX век: появление университетов исследовательского типа для получения
научных знании и подготовки ученых-исследователеи;
• XIX и XX века: развитие проектного обучения и «активных методов» подготовки.
На сегодняшний день система образования сложилась таким образом, что основной миссией современного образования является
формирование такого мировоззрения человека об окружающем мире, которое необходимо для его совершенствования, его подготовленности не для созерцания событии грядущих, а для активного сознательного участия в них.
Цель исследования
По данным, представленным Брэндоном Бастидом, исполнительным директором образовательного отдела компании Gallup, только 14% студентов уверены, что знания, полученные в университете, пригодятся им в будущем. Только 6% работников вузов уверены, что они готовят студентов к будущей работе. И только 11% работодателей видят в выпускниках те навыки и знания, которые нужны для работы.
Таким образом, необходимо определить
основные возможности и направления внедрения современных образовательных технологии для повышения уровня востребованности
выпускников.
Основная часть
Необходимость создания единого открытого образовательного пространства - это задача глобального масштаба, а не только России. Например, во Франции в высших учебных заведениях ведется подготовка только по гуманитарным областям знании. Все информационные и технические специальности вынесены в специализированные школы и колледжи. Предпосылками для развития онлаин-образования по инженерным направлениям во Франции являются:
- высокии уровень безработицы;
- плохая подготовка студентов к профессиональной деятельности в высших учебных заведениях;
- легкая и эффективная возможность обучения в области ИТ;
- необходимость развития международных отношении.
Проект Opendass, которьш реализует инновационные образовательные технологии, является создателем первои платформы дистанционного образования в Европе. На сегодняшний день проект насчитывает 3 млн. пользователей, из них 1 млн. активных пользователей в месяц. Реализовано 1000 курсов, среди которых есть как отдельные курсы, так и программы, созданные вместе с партнерами -образовательными учреждениями, центрами занятости. Все образовательные программы аккредитованы (www.openclassrooms.com).
Для того, чтобы оценить насколько эффективным окажется внедрение системы открытого образования, было проведено исследование: как онлаин-образование меняет образовательную систему. Проведенное исследование является проектом Открытого университета Великобритании и Фонда Уильяма и Флоры Хьюлетт. Цель данного проекта заключалась в изучении того, насколько меняет образование во всем мире сфера открытого онлаин-образования, массовые открытые онлаин-курсы и открытые учебные материалы. Исследования онлаин-ресурсов проводились два года в четырех образовательных секторах: средняя школа, среднее профессиональное образование, высшее образование и неофициальное образование. За это время усилиями 15 различных образовательных проектов было проведено 20 массовых опросов, собравших более 6 000 ответов от участников из США, Великобритании, Индии, Южнои Африки, Австралии и Китая.
Две основные гипотезы, выдвигавшиеся
исследователями, звучат следующим образом:
• эффективность - использование открытых образовательных ресурсов ведет к повышению эффективности обучения и вовлеченности учащихся;
• открытость - открытые образовательные ресурсы создают иные модели использования и внедрения, нежели прочие онлаин-ресурсы.
Результаты проведенного исследования показали, что, во-первых, гипотеза о том, что открытые образовательные ресурсы повышают успеваемость студентов, кажется полностью оправданной, хотя на этот фактор во многом влияет повысившиеся уровень доверия, удовлетворенности и энтузиазма. Открытость и доступность для всех пользователей также подтвердилась почти для 80% пользователей ресурсов. Важным результатом стало то, что влияние открытых ресурсов оказалось сильнее, чем ожидалось. Оказалось, что студенты начинают пользоваться онлаин-ресурсами в качестве подготовки к своим основным учебным дисциплинам, и в дальнейшем продолжают использовать их как вспомогательный инструмент. Работники образования также способствуют распространению открытых онлаин-ресурсов, мотивируя коллег пользоваться потенциалом сети в своеи практике.
На сегодняшний день определены следующие направления развития образования в информационном обществе:
- установление связеи между образованием, научными знаниями и культурой;
- доступность образования на всех этапах развития и становления человека;
- открытость образования;
- деятельностная направленность обучения;
- целостность образования за счет реализации междисциплинарных связеи различных областей знании;
- применение информационных технологии в образовании.
Таким образом, для воплощения новых тенденции в образовании, информационное общество определяет целыи ряд задач, которые необходимо решать в рамках процесса образования:
• обучать способам непрерывного приобретения новых знании и получения навыков, умении учиться самостоятельно;
• учить работать с данными из любых источников информации и сформировать навыки самостоятельного (креативного) типа мышления;
• обеспечивать формирование всех компетенции, необходимых для определенной профессиональной деятельности;
• показывать возможность применения полученных знании и умении на практике.
В связи с этим одним из основных требовании профессиональной подготовки специалистов в любои сфере деятельности является включение в учебньш процесс не просто современных информационных инновационных технологии, а новых видов, которые создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью формирования специальных компетенции у будущих специалистов.
Для реализации новых задач в конце 2014 года по инициативе ректоров ведущих вузов России создан Совет Министерства образования и науки РФ по открытому образованию, который поддержал идею создания Национальной платформы открытого образования. Задача даннои платформы заключается в создании национального портала высококачественных открытых онлаин-курсов как общедоступной площадки для всех студентов и образовательных организации. Проект портала уже реализован и возможности онлаин-обучения доступны (https://openedu.ru/).
Для апробации открытых онлаин-курсов и отработки механизмов использования их студентами образовательной организации необходимо решить ряд следующих задач:
- определить перечень курсов, в которых заинтересована образовательная организация;
- переделить место онлаин-курса в образовательной программе или внести необходимые изменения;
- предусмотреть возможность зачета изученного онлаин-курса в установленном в образовательной организации порядке.
Разработанная платформа открытого образования - это использование в образовании компьютерных сетеи, позволяющих со временем создать единое мировое образовательное пространство, открытое для любого гражданина планеты. По современным представлениям открытое образование объединяет в себе следующие составляющие:
• множество образовательных учреждении различного типа;
• множество компьютерных сетеи образовательных учреждении, подключенных к Интернет;
• единую базу данных и единую базу знании;
• стандартизованные инструментальные средства разработки учебно-методических материалов;
• электронные библиотеки, каталоги и средства поиска первоисточников;
• согласованные на международном уровне образовательные стандарты и образовательные программы.
К условиям, обеспечивающим реализацию
проектов онлаин-образования, относятся следующие:
• возможность получения высшего, послевузовского и дополнительного образования не в одном, а в нескольких учебных заведениях. Это - академическая мобильность, т.е. интенсивный обмен между образовательными учреждениями различных стран студентами, аспирантами, стажерами, преподавателями;
• возможность получения любои (естественно, несекретной) учебнои информации любым обучающимся;
• возможность использования для получения учебнои информации любым обучающимся любых доступных ему современных информационных технологии.
Перечисленные условия с успехом реализуются в Государственном университете «Дубна», который начиная с 2004 года эффективно использует возможности дистанционного обучения и образовательных порталов учебного заведения, входящих в систему открытого образования.
Центр дистанционного и заочного обучения (Центр ДЗО) Института системного анализа и управления (ИСАУ функционирует в университете «Дубна» как структурное подразделение существует более 10 лет (http://sdo.uni-dubna.ru). Центр выполняет научно-исследовательские и производственные работы по внедрению в учебныи процесс новых информационных технологии, по развитию и постоянному совершенствованию системы дистанционного обучения, подготовку и переподготовку специалистов с использованием технологии дистанционного обучения. Сотрудниками центра и преподавателями университета «Дубна» разработано и реализовано более 100 онлаин-курсов по различным направлениям подготовки. Среди них специальности: Информатика и вычислительная техника; Прикладная
информатика в экономике; Прикладная информатика в: бухучете и аудите, в финансах и кредите; в менеджменте, в маркетинге и рекламе; Прикладная информатика бизнес-
реиинжиниринга; Автоматизированные системы обработки информации и управления; Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; Системы мультимедиа и компьютерная графика; Программное обеспечение вычислительных систем и сетеи.
А также на базе Центра ДЗО ведутся работы по разработке методик и технологии использования дистанционного обучения в различных формах образования, созданию электронных учебно-методических материалов с использованием
мультимедиа технологий!, организации и проведении конференции, круглых столов и школ, семинаров с участием ведущих специалистов в области дистанционного обучения.
Создание онлаин-курсов стало важнои задачей для выпускающих кафедр в связи с развитием системы открытого образования. Например, на кафедре «Управление проектами» реализована система дистанционного обучения (ир-иш-dubna.ru/course) для студентов заочного обучения. Сотрудниками кафедры разработаны учебные курсы для бакалавров очнои формы обучения по курсам «Основы социального государства», «Безопасность жизнедеятельности», «Интернет-технологии ведения бизнеса», «Защита информации», «Управление информационными ресурсами» и многие другие. Также предлагаются курсы для самостоятельного изучения в рамках дополнительного образования: Региональный фактор в управлении проектами; Управление качеством; Менеджмент в науке и высшем образовании; Маркетинг и другие.
Что касается образовательных порталов, то в университете «Дубна» Институтом системного анализа и управления разработан портал (http://isau.ru/) как системное многоуровневое объединение разнообразных ресурсов и сервисов, нацеленных на выполнение средствами Интернет таких функции, как образовательная и просветительская деятельность, пропаганда открытого образования, размещение рейтингов. А также, сбор, хранение и разработка новых информационных образовательных ресурсов и многое другое.
Портал Института системного анализа и управления (http://isau.ru/) предназначен для общения между преподавателями и студентами ИСАУ Для студентов и преподавателей ИСАУ авторизованный вход на портал осуществляется по логинам и паролям учебнои сети университета. Основные задачи, которые решает портал, включают следующие:
- автоматизация общения между преподавателями и обеспечение совместной работы с документами;
- предоставление интерфейса для занесения в информационно-аналитическую систему (ИАС) списка публикации и конференции преподавателей;
- обмен информацией между преподавателями и студентами;
- предоставление интерфейса для студентов при заполнении задании на дипломы, практики и т.п. при внесении информации в ИАС;
- автоматизация общения между преподавателями и студентами.
Также организовано взаимодействие информационной системы портала с внутривузовскои аналитической информационной
системой 1С.Универстет ПРОФ, что позволяет поддерживать актуальный список студентов и учебных групп.
Полученные результаты
Благодаря применению дистанционных технологии в Государственном университете «Дубна» повышается экономическая
эффективность учебного процесса за счет снижения аудиторной нагрузки преподавателя. Повышается качество учебно-методических материалов, требующих адаптации под современное законодательство и образовательные стандарты. Повышается мотивация студентов к обучению за счет новых образовательных подходов.
Количественные показатели результатов сводятся к следующему: в системе дистанционного обучения обучается более 2500 студентов; работе с информационными технологиями обучились более 1000 специалистов: медицинские работники, учителя школ, муниципальные служащие города, специалисты в области экологии и природопользования, а также частично недееспособные люди; ежегодно проводится подготовка и повышение квалификации более 300 сотрудников научно-педагогических кадров университета «Дубна» и его филиалов.
Также стоит отметить, что именно применение дистанционных технологии в поддержку идеи Национальной платформы открытого образования о создании портала высококачественных открытых онлаин-курсов как общедоступной площадки для всех студентов и образовательных организации, университетом «Дубна»
разрабатывается концепция элитного высшего образования.
Элитное высшее образование (ЭВО) подразумевает подготовку выпускников-лидеров различных профессии в сферах инновационной и изобретательской деятельности на основе инновационных методов обучения, в том числе используя дистанционное обучение и оральные образовательные технологии. По итогам обучения выпускник ЭВО получит диплом государственного образца о профессиональной переподготовке в области управления проектами. Основные виды проектов: ресурсосбережение, энерго-
эффективность, инноватика, помощь людям с ограниченными возможностями, повышение комфорта в быту и т.п.
Идеология элитного высшего образования гармонично сочетается с установками университета 3-го поколения, университета нового инновационно-предпринимательского типа.
Заключение
В качестве заключения хочется отметить, что система открытого образования - это путь к
единому мировому образовательному
пространству, который открывает уникальные возможности не только для новых образовательных инициатив глобального масштаба, но и для модернизации существующих образовательных учреждении.
Открытое образование также дает возможности
для свободного развития индивидуума, которое обеспечивают, с однои стороны, овладение обучающимся комплексом нужных ему знании, умении и владении, приобретение необходимого ему трудового потенциала, а, с другои стороны, его комфортное существование в обществе.
Литература
1. Габидулин А.А. Социальные платформы и их будущее в образовательном процессе на примере цифровых кочевников. -[Электронный! ресурс]. - URL: http://connect-universum.tsu.ru/blog/cuj2015/1059.html. - (Дата обращения: 10.05.2017).
2. Захарова А.В. Информационные технологии в образовательном процессе / А.В. Захарова // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - № 3 (13). - С. 66-71.
3. Виссема Иохан. Университет третьего поколения. - Москва: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2016. - 395 с.
4. Креидер О.А., Черемисина Е.Н. Инновационная практика подготовки IT-специалистов в университете «Дубна» / О.А. Креидер, Е.Н. Черемисина Е.Н. / / Экономические стратегии. -2010. - № 5. - С. 94-101.
5. Образование: онлаин-вызовы традиционной системе. Центр исследования открытых образовательных ресурсов опубликовал данные о влиянии e-learning на современное образование. - [Электронный ресурс]. - URL: https://newtonew.com/school/issledovanie-kak-onlajn-obrazovanie-menjaet-obrazovatelnuju-sistemu]. - (Дата обращения: 11.05.2017).
6. Черемисина Е.Н., Потемкина С.В. Век живи - век учись! Создание системы непрерывного образования на примере университета «Дубна» / Е.Н. Черемисина, С.В. Потемкина // Вестник Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2003. - № 1 (8). - С. 9 - 11.
7. Cheremisina E.N. Innovative IT education in Dubna International University XXII International Symposium on Nuclear Electronics & Computing NEC"2009: Book of Abstracts, September, 2009. — Varna, Bulgaria, 2009.
8. Минзов А.С. Концепции структурных преобразовании системы высшего профессионального образования: взгляд изнутри / А.С. Минзов // Открытое образование. - 2012. - № 2. - С. 70-79.
9. Donnelly K., Rizvi S., Barber M. An avalanche is coming: Higher education and the revolution ahead / Katelyn Donnelly, Saad Rizvi, Michael Barber // Educational Studies (Moscow). - 2013. - №. 3. - P. 152-229.
10. Carr N. The Crisis in Higher Education // MIT Technology Review, 2012, 27 September. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.technologyreview.com/s/429376/the-crisis-in-higher-education/. - (Дата обращения: 15.06.2017).
References
1. Gabidulin A.A. Social'nye platformy i ih budushhee v obrazovatel'nom processe na primere cifrovyh kochevnikov. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://connect-universum.tsu.ru/blog/cuj2015/1059.html. - (Data obrashhenija: 10.05.2017).
2. Zaharova A.V. Informacionnye tehnologii v obrazovatel'nom processe / A.V. Zaharova / / Servis v Rossii i za rubezhom. - 2009. - № 3 (13). - S. 66-71.
3. Vissema Johan. Universitet tret'ego pokolenija. - Moskva: Izd-vo «Olimp-Biznes», 2016. - 395 s.
4. Krejder O.A., Cheremisina E.N. Innovacionnaja praktika podgotovki IT-specialistov v universitete «Dubna» / O.A. Krejder, E.N. Cheremisina E.N. // Jekonomicheskie strategii. -2010. - № 5. - S. 94-101.
5. Obrazovanie: onlajn-vyzovy tradicionnoj sisteme. Centr issledovanija otkrytyh obrazovatel'nyh resursov opublikoval dannye o vlijanii e-learning na sovremennoe obrazovanie. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://newtonew.com/school/issledovanie-kak-onlajn-obrazovanie-menjaet-obrazovatelnuju-sistemu]. - (Data obrashhenija: 11.05.2017).
6. Cheremisina E.N., Potemkina S.V. Vek zhivi - vek uchis'! Sozdanie sistemy nepreryvnogo obrazovanija na primere universiteta «Dubna» / E.N. Cheremisina, S.V. Potemkina // Vestnik Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obshhestva i cheloveka «Dubna». -2003. - № 1 (8). - S. 9 - 11.
7. Cheremisina E.N. Innovative IT education in Dubna International University XXII International Symposium on Nuclear Electronics & Computing NEC"2009: Book of Abstracts, September, 2009. — Varna, Bulgaria, 2009.
8. Minzov A.S. Koncepcii strukturnyh preobrazovanii sistemy vysshego professional'nogo obrazovanija: vzgljad iznutri / A.S. Minzov // Otkrytoe obrazovanie. - 2012. - № 2. - S. 70-79.
9. Donnelly K., Rizvi S., Barber M. An avalanche is coming: Higher education and the revolution ahead / Katelyn Donnelly, Saad Rizvi, Michael Barber // Educational Studies (Moscow). - 2013. - №. 3. - P. 152-229.
10. Carr N. The Crisis in Higher Education // MIT Technology Review, 2012, 27 September - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.technologyreview.com/s/429376/the-crisis-in-higher-education/. - (Data obrashhenija: 15.06.2017).
Поступила: 15.06.2017
Сведения об авторах:
Кузнецов Олег Леонидович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрои общеи и прикладной геофизики, Государственный университет «Дубна», [email protected]:
Крейдер Оксана Александровна, кандидат технических наук, проректор по учебнои и воспитательной работе, Государственный университет «Дубна», [email protected]:
Кирпичева Елена Юрьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры системного анализа и управления, Государственный университет «Дубна», [email protected]:
Потемкина Снежана Владиславовна, кандидат технических наук, доцент кафедры системного анализа и управления, Государственный университет «Дубна», [email protected].
Note on the authors:
Kuznetsov Oleg L., doctor of technical sciences, professor, head of the Department of General and Applied Geophysics, Dubna State University, [email protected]:
Kreider Oksana A., Candidate of technical sciences, Pro-rector for educational and upbringing work, Dubna
State University, kreider. oksana@ gmail. com: Kirpicheva Elena Y., Candidate of technical sciences, Associate Professor, Department of System Analysis and
Control, Dubna State University, [email protected]: Potemkina Snezhana V., Candidate of technical sciences, Associate Professor, Department of System Analysis and Control, Dubna State University, [email protected].