Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО'

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая реальность / экологическая культура / обучающиеся ПОО / воспитание / экология / экология человека / экология тела / экология души / экология природы / экология производства / экологическое сознание / эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде / деятельностно-практическое отношение к окружающей среде / проектная деятельность / аудиторная работа / внеаудиторная (внеклассная) работа / темы проектов / digital reality / environmental culture / VEO students / education / ecology / human ecology / body ecology / soul ecology / natural ecology / production ecology / environmental consciousness / emotional and moral attitude towards the environment / activity-practical attitude towards the environment / project activities / classroom work / extracurricular (extracurricular) work / project topics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина Вероника Валерьевна

Современный мир включил человека в цифровую реальность. Общение с коллегами и друзьями, поиск и размещение информации, кино, книги — все эти процессы неразрывно связаны с электронно-цифровыми устройствами. Цифровая реальность значительно отличается от виртуальной. Цифровая реальность создается множеством людей, использующих в повседневной деятельности электронно-цифровые устройства; виртуальная же сконструирована создателями компьютерных игр, виртуальных тренажеров и пр. Особое влияние цифровая реальность оказывает на подрастающее поколение. Мышление, внимание, отношения, общение, ценности корректируются с учетом информации, пришедшей с электронных устройств. Важно выявить и учитывать проблемы, в том числе формирования экологической культуры, возникшие у молодежи в процессе воспитания. В статье рассмотрены понятия «цифровая реальность», «экологическая культура», проанализировано влияние цифровой реальности на воспитание подрастающего поколения. Автором выделены четыре направления экологии: экология души, экология тела, экология природы, экология производства. Экология души связана с саморазвитием, отношениями с окружающими людьми. Экология тела предполагает сохранение здоровья, физических качеств организма. Экология природы связана с защитой растений и животных. Экология производства направлена на снижение пагубного влияния предприятий на человека и природу. В структуре экологической культуры определены три компонента и их содержание: экологическое сознание, эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде, деятельностнопрактическое отношение к окружающей среде. Рассмотрен опыт ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» по формированию экологической культуры с помощью применения проектной технологии. Определена неразрывная связь использования электронно-цифровых устройств, цифровой реальности для написания проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF DIGITAL REALITY IN THE FORMATION OF THE ECOLOGICAL CULTURE OF VEO STUDENTS

The modern world has included humans in digital reality. Communication with colleagues and friends, searching and posting information, movies, books — all these processes are inextricably linked with electronic digital devices. Digital reality is significantly different from virtual reality. Digital reality is created by many people who use electronic digital devices in their daily activities; the virtual one was designed by the creators of computer games, virtual simulators, etc. Digital reality has a special impact on the younger generation. Thinking, attention, attitude, communication, values are adjusted taking into account information received from electronic devices. It is important to identify and take into account problems, including the formation of an environmental culture, that arose among young people in the process of education. The article discusses the concepts of “digital reality”, “ecological culture”, and analyzes the influence of digital reality on the education of the younger generation. The author has identified 4 areas of ecologyecology of the soul, ecology of the body, ecology of nature, ecology of production. The ecology of the soul is associated with self-development and relationships with other people. The ecology of the body presupposes the preservation of health and physical qualities of the body. Natural ecology is concerned with the protection of plants and animals. Ecology of production is aimed at reducing the harmful impact of enterprises on people and nature. In the structure of environmental culture, 3 components and their content are defined: environmental consciousness, emotional and moral attitude towards the environment, activity-practical attitude towards the environment. The experience of the State Budgetary Educational Institution “Chebarkul Professional College” in the formation of an environmental culture through the use of design technology is considered. The inextricable connection between the use of electronic digital devices and digital reality for writing a project has been determined.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 125-131. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(2(42):125-131. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377.5

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО

Вероника Валерьевна Истомина, istominaVV-chirpo@yandex.ru

Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия

Аннотация. Современный мир включил человека в цифровую реальность. Общение с коллегами и друзьями, поиск и размещение информации, кино, книги — все эти процессы неразрывно связаны с электронно-цифровыми устройствами.

Цифровая реальность значительно отличается от виртуальной. Цифровая реальность создается множеством людей, использующих в повседневной деятельности электронно-цифровые устройства; виртуальная же сконструирована создателями компьютерных игр, виртуальных тренажеров и пр.

Особое влияние цифровая реальность оказывает на подрастающее поколение. Мышление, внимание, отношения, общение, ценности корректируются с учетом информации, пришедшей с электронных устройств. Важно выявить и учитывать проблемы, в том числе формирования экологической культуры, возникшие у молодежи в процессе воспитания. В статье рассмотрены понятия «цифровая реальность», «экологическая культура», проанализировано влияние цифровой реальности на воспитание подрастающего поколения.

Автором выделены четыре направления экологии: экология души, экология тела, экология природы, экология производства. Экология души связана с саморазвитием, отношениями с окружающими людьми. Экология тела предполагает сохранение здоровья, физических качеств организма. Экология природы связана с защитой растений и животных. Экология производства направлена на снижение пагубного влияния предприятий на человека и природу. В структуре экологической культуры определены три компонента и их содержание: экологическое сознание, эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде, деятельностно-практическое отношение к окружающей среде.

Рассмотрен опыт ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» по формированию экологической культуры с помощью применения проектной технологии. Определена неразрывная связь использования электронно-цифровых устройств, цифровой реальности для написания проекта.

Ключевые слова: цифровая реальность, экологическая культура, обучающиеся ПОО, воспитание, экология, экология человека, экология тела, экология души, экология природы, экология производства, экологическое сознание, эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде, деятельностно-практическое отношение к окружающей среде, проектная деятельность, аудиторная работа, внеаудиторная (внеклассная) работа, темы проектов

Для цитирования: Истомина В. В. Возможности цифровой реальности при формировании экологической культуры обучающихся ПОО // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 125-131.

© Истомина В. В., 2024

Original article

POSSIBILITIES OF DIGITAL REALITY IN THE FORMATION OF THE ECOLOGICAL CULTURE OF VEO STUDENTS

Veronica V. Istomina, istominaVV-chirpo@yandex.ru

Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The modern world has included humans in digital reality. Communication with colleagues and friends, searching and posting information, movies, books — all these processes are inextricably linked with electronic digital devices. Digital reality is significantly different from virtual reality. Digital reality is created by many people who use electronic digital devices in their daily activities; the virtual one was designed by the creators of computer games, virtual simulators, etc. Digital reality has a special impact on the younger generation. Thinking, attention, attitude, communication, values are adjusted taking into account information received from electronic devices. It is important to identify and take into account problems, including the formation of an environmental culture, that arose among young people in the process of education. The article discusses the concepts of "digital reality", "ecological culture", and analyzes the influence of digital reality on the education of the younger generation. The author has identified 4 areas of ecology — ecology of the soul, ecology of the body, ecology of nature, ecology of production. The ecology of the soul is associated with self-development and relationships with other people. The ecology of the body presupposes the preservation of health and physical qualities of the body. Natural ecology is concerned with the protection of plants and animals. Ecology of production is aimed at reducing the harmful impact of enterprises on people and nature. In the structure of environmental culture, 3 components and their content are defined: environmental consciousness, emotional and moral attitude towards the environment, activity-practical attitude towards the environment.

The experience of the State Budgetary Educational Institution "Chebarkul Professional College" in the formation of an environmental culture through the use of design technology is considered. The inextricable connection between the use of electronic digital devices and digital reality for writing a project has been determined.

Keywords: digital reality, environmental culture, VEO students, education, ecology, human ecology, body ecology, soul ecology, natural ecology, production ecology, environmental consciousness, emotional and moral attitude towards the environment, activity-practical attitude towards the environment, project activities, classroom work, extracurricular (extracurricular) work, project topics

For citation: Istomina VV. Possibilities of digital reality in the formation of the ecological culture of VEO students. Innovative development of vocational education. 2024;(2(42):125-131. (In Russ.).

Введение

Современные реалии неразрывно связаны с такими понятиями, как сайт, интернет, чат, мобильный телефон, виртуальная реальность и прочими. Современная молодежь, обучающиеся ПОО перешли от личного общения к виртуальному, покупка-продажа товаров осуществляется через интернет, рукописные записи заменяются электронными записями в телефоне или компьютере. Вся информация, которая еще двадцать лет назад была только в газетах, книгах, библиотеках или архивах, стала доступна по запросу в интернет-поисковике. Если раньше на поиск информации уходили дни, недели и даже месяцы, то сейчас он осуществляется несколькими кликами. Масштабная цифровизация ежедневно влияет на все сферы жизни людей: работу, обучение, общение.

Как отмечает О. С. Парц, освоение информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов меняет уклад жизни людей, вносит корректировки во все сферы жизнедеятельности, включая образование [1].

По результатам интернет-опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, молодежь очень активно и продуктивно использует цифровые ресурсы для реализации различных социально-образовательных целей: читает книги, слушает музыку, смотрит фильмы; общается в социальных сетях, на форумах; ищет друзей, единомышленников по интересам; занимается самореализацией1.

1 Персональные данные в интернете: возможности и риски // ВЦИОМ. Пресс-релиз № 3804 от 01.11.2018. URL: https://wciom.ru/mdex.php?id=236&uid=9401 (дата обращения: 07.04.2024).

В то же время социологический опрос граждан, проведенный ВЦИОМ, показал, что основную задачу современного образования они видят не только в передаче базовых знаний по предметам (32 %), но и в нравственном воспитании (19 %).

Нравственное воспитание неразрывно связано с экологией.

Как говорил филолог, литературовед, историк и публицист Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999), «в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой» [2]. Различие экологических проблем прошлого и настоящего заключается лишь в окружающей человека действительности. Настоящее неразрывно связано с цифровой реальностью.

Цель данной статьи: рассмотреть возможности цифровой реальности при формировании экологической культуры обучающихся ПОО.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось с использованием теоретических методов. Определена проблема и цель статьи, проанализировано содержание ключевых понятий, их состав и структура. Синтез позволил автору выделить четыре направления экологии: экологию души, экологию тела, экологию природы, экологию производства.

Анализ работы ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» позволил определить возможности использования электронно-цифровых устройств при организации проектной деятельности обучающихся в аудиторной и внеаудиторной (внеклассной) работе.

Результаты исследования и их обсуждение

Цифровая реальность, как отмечает В. Гусаков, — «это не только новые технологии, но, прежде всего, новое общество, новая экономика, в которой есть место экономике потребления, экономике роботизации и искусственного интеллекта» [3, с. 5].

В. И. Пржиленский, изучая понятие цифровой реальности, отмечает, что «словосочетание „цифровая реальность" сегодня нередко используется как синонимичное по отношению к „виртуальной реальности". Между тем сегодня впору говорить о реальности, рождаемой множеством людей, использующих в своей повседневной жизни и деятельности электронно-цифровые устройства. Она в корне отличается от реальности, сконструированной создателями

компьютерной игры или обучающего 1Т-трена-жера, не говоря уж о виртуальных реальностях психологических состояний человека» [4, с. 75]. Примерами цифровых устройств являются сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты, цифровые видеокамеры, веб-камеры, компьютеры, цифровое телевидение.

Исследования В. И. Пржиленского показали, что «на уровне жизненного мира цифровая реальность — это новое качество реальности, обретаемое вследствие того, что взаимодействие человека с реальностью опосредуется электронно-цифровыми устройствами. Новые возможности владения информацией и скорости ее обработки изменяют характер человеческого мышления и влияют на его направленность» [Там же, с. 77].

Понятие цифровой реальности рассматривает в контексте жизненного пространства человека Е. В. Лазинина, которая отмечает параллельность цифровой и реальной действительности, необходимость для подрастающего поколения собственно цифровизации и виртуализации [5].

Анализируя высказывания ученых, отметим их единодушное мнение о значительном влиянии цифровой реальности на человека, его мышление, взгляды, отношения, культуру.

Г. М. Пурынычева, Н. М. Баданова выделили три вызова цифровой реальности, которые непосредственно влияют на экологию человека.

Вызов первый — пребывание человека в условиях постоянного выбора.

«Человек выбирает цифровые каналы для совершения своих действий, вычленяет необходимый информационный минимум из множества потоков, применяет различный цифровой инструментарий для личностного самовыражения, постоянно сталкивается с психологическими, этическими и моральными дилеммами... Ситуации выбора дестабилизируют деятельность человека в рамках социальной реальности» [6].

Вызов второй — «Цифровое Я».

«Цифровое Я» представляет собой специальным образом сконструированную форму репрезентации конкретного человека с определенным набором характеристик. Причем эти характеристики могут как совпадать с реальными, так и иметь значительные различия [Там же].

Вызов третий — испытание новыми ценностями.

Очевидно, что «в цифровой реальности возникли ценности и нормы, отличные от ценностей и норм в реальности действительной» [Там же].

Авторы отмечают, что в электронном общении не всегда сохраняются коммуникативные ценности, культивируемые на протяжении многих лет. Коммуникация становится формализованной, усеченной. Цифровая реальность меняет требования к социуму и отдельной личности [Там же].

Исследователи высказывают серьезную обеспокоенность качеством воспитания подрастающего поколения в эпоху цифровизации, поскольку, по мнению Б. В. Маркова и С. В. Волковой, «новые техники воспитательного процесса формируют не только мышление, но и эмоциональные, волевые, ценностные акты сознания и даже психосоматические состояния» [7, с. 8].

Любой воспитательный процесс, как и привитие экологической культуры во взаимоотношениях с окружающей средой, связывается с развитием у подростков способности к самоограничению потребностей. Замещение времени,

проведенного подростками в цифровой реальности, на общение в объективной реальности, целенаправленное использование цифровой реальности подростками — вот направления работы по формированию экологической культуры.

Мы рассматриваем экологическую культуру как совокупность личностных характеристик человека, отражающих его состояние гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром через развитие экологического сознания, эмоционально-нравственного и дея-тельностно-практического отношения к окружающей среде1.

Целесообразно выделить две взаимосвязанные и взаимовлияющие области в составе экологической культуры: природу и человека. В нашем исследовании они порождают четыре направления экологии (рис. 1), влияющие на содержание информации, предъявляемой в том числе в цифровой реальности.

/ экология экология \

/ тела 1 п природы \ Г4 1

1 11 1

\ экология экология /

\ производства души /

Рис. 1. Четыре направления экологии

Цифровая активность оказывает неоднозначное влияние на растущий организм, на экологию тела. В качестве негативных факторов использования цифровых технологий выделяют снижение двигательной активности, ухудшение зрения и рост заболеваемости по другим параметрам [8].

Также цифровая реальность может негативно влиять и на экологию души. В. Г. Буданов и И. А. Асеева обращают внимание на возможные деформации в развитии личности, когнитивные и психоэмоциональные расстройства и другие проблемы, возникающие при чрезмерном погружении в цифровую реальность [Там же]. В экологию души входят такие понятия, как добро, зло, щедрость, жадность и др. Душу также определяют наши мысли, слова, поступ-

ки; по ним можно судить о человеческой душе. Чистота души проявляется в поступках, в речи, в отношении к окружающим людям, животным, природе [2].

Экология природы предполагает охрану природы и ее богатств, уважительное и бережное отношение к ней.

Экология природы неразрывно связана с экологией производства. Современное развитие техники и технологий привело к обострению неблагоприятной экологической обстановки. Ежедневно человечество вырабатывает

1 Программа экологического воспитания детей и молодежи в системе образования Российской Федерации на 2017-2020 годы // Мультиурок. URL: https://fhd.multiurok. ru/2020/02/28/s_5e58d18ab5a49/phpPJxBtk_pdp02-1--1.pdf

(дата обращения: 07.04.2024).

около 5 млн тонн мусора, теряет тысячи гектаров леса и потребляет не менее 12,5 млн тонн еды, треть из которой в итоге просто выбрасывается [9]. Большинство предприятий, будь то индивидуальный предприниматель или большой завод, загрязняют воздух, воду, почву. Важно в этом процессе знать проблемы и способы их решения, организовывать свою производственную деятельность так, чтобы сокращалось пагубное влияние на природу. Здесь может помочь цифровая реальность: это и способ получения актуальной информации о проблемах экологии на производствах, передовых технологиях защиты экологии, и способ информирования, стимулирования людей к сохранению экологии на производстве.

Экологическая культура включает в себя три компонента (табл. 1):

1. Экологическое сознание, которое обеспечивает знания о состоянии, изменениях, пробле-

Одним из направлений формирования экологической культуры обучающихся ПОО с помощью средств цифровой реальности является включение их в проектную деятельность. ГБПОУ «Че-баркульский профессиональный техникум»1 ведет работу по формированию экологической культуры с помощью применения проектной технологии. Проектная деятельность неразрывно связана с цифровой реальностью, с использованием электронно-цифровых устройств [поиск информации, оформление работы, размещение электронных результатов работы (продукта)]. Без цифровой реальности невозможно создать и оформить проект.

1 ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» : офиц. сайт. URL: https://chpt.edusite.ru (дата обращения: 07.04.2024).

мах природы, способах их решения, осознание взаимного влияния природы и человека, ответственное отношение к использованию природных ресурсов, для того чтобы сохранить природную среду для будущих поколений [10].

2. Эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде, включающее ответственное отношение к использованию природных ресурсов, для того чтобы сохранить природную среду для будущих поколений; ценностное отношение к природе, к жизни и здоровью личности, безопасной жизнедеятельности и профессиональной деятельности; желание соблюдать нормативные требования к качеству жизни и окружающей среды.

3. Деятельностно-практическое отношение к окружающей среде, проявляющееся в участии в мероприятиях, связанных с сохранением жизни и здоровья человека, окружающей среды.

В аудиторной работе обучающихся ПОО предусмотрены занятия по написанию индивидуального проекта. Варианты направлений для выбора тем проектов по другим дисциплинам, связанным с формированием экологической культуры, представлены в таблице 2.

Внеаудиторная (внеклассная) работа включает различные направления, в том числе обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ДООП), участие в работе Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» (РДДМ), которое также предполагает проектную деятельность и использование электронно-цифровых устройств.

Таблица 1

Содержание компонентов экологической культуры

Экологическое сознание Эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде Деятельностно-практическое отношение к окружающей среде

1. Знания о состоянии, изменениях, проблемах природы, здоровья человека, экологических проблемах производств. 2. Знание способов решения экологических проблем. 3. Осознание взаимного влияния природы и человека 1. Ответственное отношение к использованию природных ресурсов, для того чтобы сохранить природную среду для будущих поколений. 2. Ценностное отношение к природе, к жизни и здоровью личности, безопасной жизнедеятельности и профессиональной деятельности. 3. Желание соблюдать требования для сохранения качества жизни и окружающей среды 1. Участие в природоохранных мероприятиях, проектах по благоустройству городской среды, общественных объединениях по защите природы, здоровья человека. 2. Опыт экологически безопасного ведения производственных работ

Таблица 2

Варианты направлений для выбора темы проекта для обучающихся по формированию экологической культуры

Направления экологии Варианты направлений для выбора темы проекта Аудиторная работа (дисциплины) Внеаудиторная (внеклассная) работа

Экология души Взаимоотношения людей, конфликты, отношение к себе, саморазвитие Литература, история и другие Молодежный медиацентр, ДООП «Литературное творчество», ДООП «Мир искусств», мероприятия, РДДМ

Экология тела Физическое развитие, исключение вредных привычек, забота о здоровье Физическая культура и другие Спортивный студенческий клуб, ДООП «Активити», мероприятия, РДДМ

Экология природы Основы существования живой природы, способы снижения негативного влияния человека на природу Химия, биология, физика, ОБЖ, общепрофессиональные и профессиональные дисциплины ДООП «Знатоки леса», ДООП «Ландшафтный креатив», мероприятия, РДДМ

Экология производства Способы профилактики профзаболеваний, способы снижения негативного воздействия производства на человека и окружающую среду Физическая культура, общепрофессиональные и профессиональные дисциплины ДООП «Мастерская чемпионов Ворлдскиллс», мероприятия, рДдм

Выводы

Проведенный анализ литературы позволил констатировать: цифровая реальность — мир, созданный людьми с помощью электронно-цифровых устройств. Это неразрывная часть жизни современного человека. Несомненно, она имеет свои недостатки, влияющие на здоровье человека. При этом именно формирование экологической культуры, основанной на заботе о своем здоровье и окружающей природе, позволяет снизить негативное влияние электронно-цифровых устройств на физическое и психическое здоровье подростка, обучающегося в ПОО.

Экологическое воспитание обучающихся — многоаспектный, длительный процесс приобщения обучающихся к культуре взаимодействия

с природной и социальной средой, формирования экологического сознания, ценностного отношения к окружающей среде, личной ответственности за сохранение благоприятной окружающей среды, осознанного участия в экологических мероприятиях.

В свою очередь цифровая реальность предлагает большие возможности для сбора и обработки информации, размещения, систематизации результатов работы. Эти возможности целесообразно использовать в проектной деятельности при формировании экологической культуры обучающихся профессиональных образовательных организаций, в частности студентов ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум».

Список источников

1. Парц О. С. Постановка проблемы гуманизации образования в цифровой реальности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 8 (74), № 2. С. 97-107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ postanovka-problemy-gumanizatsii-obrazovaniya-v-tsifrovoy-realnosti (дата обращения: 17.04.2024).

2. Лихачев Д. С. Экология культуры // Знание — сила. 1982. № 6. С. 22-24.

3. Гусаков В. Вызовы «Индустрии 4.0» и «Общества 2.0», или Рассуждения по поводу новой цифровой реальности // Наука и инновации. 2019. № 12 (202). С. 4-9.

4. Пржиленский В. И. Понятие цифровой реальности: значение и смысл // Философия науки и техники. 2021. Т. 26, № 2. С. 68-80. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/ponyatie-tsifrovoy-realnosti-znachenie-i-smysl (дата обращения: 17.04.2024).

5. Лазинина Е. В. Цифровая реальность в контексте процессов коммуникации и экзистенции человека // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11, № 2-1. С. 78-90. DOI 10.12731/2077-1770-2019-2-78-90.

6. Пурынычева Г. М., Баданова Н. М. Цифровая реальность как вызов человечеству // Философия и общество. 2021. № 4 (101). URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/3086406/ (дата обращения: 17.04.2024).

7. Марков Б. В., Волкова С. В. Образование в цифровую эпоху: опыт философского осмысления // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 3 (31). С. 1-13.

8. Budanov V., Aseeva I. Manipulative marketing technologies in new digital reality // Economic annals-XXI. 2019. № 11-12. С. 58-68. DOI 10.21003/ea.V180-07.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Рыбакова Г. В., Рукавишникова В. Н., Шилова Т. В. Междисциплинарный подход к формированию экологических знаний на основе научных понятий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. № 2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnyy-podhod-k-formirovaniyu-ekologicheskih-znaniy-na-osnove-nauchnyh-ponyatiy (дата обращения: 17.04.2024).

10. Мартынова Ю. В. Методика формирования экологического сознания у студентов педагогического вуза с использованием возможностей образовательного портала ОмГПУ // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/metodika-formirovaniya-ekologicheskogo-soznaniya-u-studentov-pedagogicheskogo-vuza-s-ispolzovaniem-vozmozhnostey-obrazovatelnogo (дата обращения: 17.04.2024).

References

1. Parts OS. Statement of the problem of humanization of education in digital reality. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya = Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Sociology. Pedagogy. Psychology. 2022;8(74),(2):97-107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postanov-ka-problemy-gumanizatsii-obrazovaniya-v-tsifrovoy-realnosti/ (In Russ.).

2. Likhachev DS. Ecology of culture. Znanie — Sila = Knowledge is power. 1982;(6):22-24. (In Russ.).

3. Gusakov V. Challenges of "Industry 4.0" and "Society 2.0", or Reasoning about the new digital reality. Nauka i innovatsii = Science and Innovation. 2019;(12(202):49. (In Russ.).

4. Przhilensky VI. The concept of digital reality: meaning and meaning. Filosofiya nauki i tekh-niki = Philosophy of science and technology. 2021;26(2):68-80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ponyatie-tsifrovoy-realnosti-znachenie-i-smysl. (In Russ.).

5. Lazinina EV. Digital reality in the context of communication processes and human existence. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem = Modern studies of social problems. 2019;11(2-1):78-90. DOI 10.12731/2077-1770-2019-2-78-90. (In Russ.).

6. Purynycheva GM, Badanova NM. Digital reality as a challenge to humanity. Filosofiya i obshchestvo = Philosophy and Society. 2021;(4(101): URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/3086406/ (In Russ.).

7. Markov BV, Volkova SV. Education in the digital era: experience of philosophical understanding. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek = Continuing education:XXI century. 2020;(3(31):1-13. (In Russ.).

8. Budanov V., Aseeva I. Manipulative marketing technologies in new digital reality. Economic annals-XXI = Economic annals-XXI. 2019;(11-12):58-68. DOI 10.21003/ea.V180-07. (In Russ.).

9. Rybakova GV, Rukavishnikova VN, Shilova TV. Interdisciplinary approach to the formation of environmental knowledge based on scientific concepts. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya = Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2020;(2(31): URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnyy-podhod-k-formirovaniyu-ekologicheskih-znaniy-na-os-nove-nauchnyh-ponyatiy. (In Russ.).

10. Martynova YuV. Methodology for the formation of environmental consciousness among students of a pedagogical university using the capabilities of the educational portal of Omsk State Pedagogical University. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekhnologiy = Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;(1): URL: https://cyberleninka. ru/article/n/metodika-formirovaniya-ekologicheskogo-soznaniya-u-studentov-pedagogicheskogo-vu-za-s-ispolzovaniem-vozmozhnostey-obrazovatelnogo. (In Russ.).

Информация об авторе

В. В. Истомина — заведующая кафедрой «Развитие образовательной системы», кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author

V. V. Istomina — Head of the Department "Development of the educational system", Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 09.04.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 23.04.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 03.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.