Научная статья на тему 'Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе'

Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
791
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА / PECULIARITIES OF THE YOUNG PEOPLE'S PERSONALITY / ИДЕАЛЫ МОЛОДЕЖИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ / VALUES OF YOUTH / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN SOCIETY / INTERNALIZATION OF VALUES / SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Огородников А. Ю.

В статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей. Статья характеризует особенности включения молодежи в конструирование социальной реальности российского общества, выделяет факторы, способствующие и противоречащие такому участию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTER OF INTERIORIZATION OF SOCIAL VALUES YOUTH IN RUSSIAN SOCIETY

The article considers the mechanisms of internalization of values in modern Russian youth, establish a connection between the formation of the young man, his competence and social participation dominant ways assigning values is determined. The article describes the features of the inclusion of youth in the construction of social reality of Russian society and highlights the factors contributing to and contrary to such participation.

Текст научной работы на тему «Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе»

УДК 316.4.062 А.Ю. ОГОРОДНИКОВ

кандидат философских наук, доцент, кафедра философских и социально-экономических дисциплин, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина E-mail: [email protected]

UDC 316.4.062

A.YU. OGORODNIKOV

Candidate of philosophical sciences, associate professor, Department of philosophical and social and economic disciplines, Moscow State Legal University named after

O.E. Kutafin E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ЦЕННОСТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ CHARACTER OF INTERIORIZATION OF SOCIAL VALUES YOUTH IN RUSSIAN SOCIETY

В статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей. Статья характеризует особенности включения молодежи в конструирование социальной реальности российского общества, выделяет факторы, способствующие и противоречащие такому участию.

Ключевые слова: интеграция молодежи, особенности личности молодого человека, идеалы молодежи, устойчивое развитие российского общества, интериоризация ценностей, ценности молодежи.

The article considers the mechanisms of internalization of values in modern Russian youth, establish a connection between the formation of the young man, his competence and social participation dominant ways assigning values is determined. The article describes the features of the inclusion of youth in the construction of social reality of Russian society and highlights the factors contributing to and contrary to such participation.

Keywords: socialization of young people, peculiarities of the young people's personality, sustainable development of the Russian society, the internalization of values, the values of youth.

Социальная интеграция молодежи на основе ценностей интегрального типа является фактором стабилизации общественных структур и необходимым условием предотвращения кризисных состояний. В этой связи актуальность темы определяется необходимостью представить достоверную картину ценностных ориентаций российской молодежи в ее динамике и изменчивости, детерминированной интериоризацией ценностей, необходимую для прогнозирования развития этой социальной группы, выработки молодежной политики.

Раскрывая социальные механизмы интериоризации (т.е. способы присвоения ценностей) и одновременно трансформации ценностей молодежью, становится возможным исследовать эту социальную группу в развитии, определить роль различных социальных факторов в конструировании ментальных основ молодого человека, что особенно важно в выработке стратегий трансформации социальных институтов, в том числе образования. Поэтому особую актуальность изучение механизмов взаимодействий приобрело в условиях системной трансформации российского общества, способствуя расширению возможностей участия молодежи в его модернизации и в сохранении его целостности.

Молодежь как социальная группа играет особую роль в формировании или изменении социального порядка. Общество как социальная система согласно принципу эмерджентности функционирует за счет определяемых системой специфических свойств входя-

щих в него различных слоев и групп. Одной из таких групп является молодежь, имеющая свои особенности участия в конструировании социальной реальности. Включаясь в процесс воспроизводства социума, молодежь вносит инновационный потенциал, который может служить основой для развития или разрушения социальных структур. Поэтому от характера социальной активности молодежи во многом зависит целостность и стабильность российского общества.

Перемены в российском обществе в последние три десятилетия повлияли на глубинные основания социального порядка как в сфере экономических и политических отношений, так и в ценностной системе общества, которая разделилась на множество полярных структур.

Между интериоризацией ценностей молодежью и реформированием российского общества существует устойчивая взаимосвязь. Реформирование общества включает внедрение образцов успешной социализации молодежи, системы механизмов и средств передачи социальных норм, культурно-исторических ценностей новым поколениям. Анализ социальных детерминант интериоризации ценностей в современном российском обществе позволяет выделить следующие особенности интериоризации ценностей российской молодежью, детерминированные новыми стратегиями реформирования, перехода от советской (цельной нормативной структурой, с равными стартовыми возможностями и

© А.Ю. Огородников © A.Yu. Ogorodnikov

гарантиями, определяющими предсказуемость жизненного пути) к другой модели (формирующейся, частично формализованной, многоуровневой): трансформация основных институтов и каналов интериоризации ценностей; повышение роли ценностно-нормативного механизма социальной регуляции; становление новых форм и методов социального контроля; высокая флуктуация процессов интериоризации, сопровождаемая быстрым переходом от организованных к стихийным процессам; переструктурирование общественных и личных интересов; становление компетентно ориентированного образования; формальное увеличение автономии личности, ее пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека, но снижение информационной защиты, повышение мировоззренческой зависимости.

Изменение структуральных свойств российского общества привело к формированию новой модели социализации молодежи, интериоризации социальных правил и ценностей. Во-первых, исчезают четкие критерии социализированной личности из-за разочарования в идеалах советской эпохи и неустойчивости, противоречивости социальных требований к личности в России последних десятилетий. Во-вторых, условия социализации молодежи сильно изменились с принятием новых законодательных и других нормативных актов, определяющих пути и средства участия личности в социальных процессах. В-третьих, образ социализированной личности раскололся на успешную, но малодуховную, морально неодобряемую личность, и высоконравственную, социально значимую личность, которой сложно достигнуть высокого социального статуса.

В период радикальных общественных перемен изменяется формальная, декларируемая сторона социализации: нормы, границы, эталоны и отклонения. Так, например, в федеральном законе об образовании формулируется цель социализации, достигаемая через институт образования - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства1. В этом же законе ценностями, соотносимыми с этой целью, декларируются гуманизм, общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека, свободного развития личности, гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, ценности любви к окружающей природе, Родине, семье и др.2

Но несмотря на новые приоритеты социализации личности, формирования ее ценностных структур, соответствующим стратегии реформирования общества, социализация продолжает воспроизводить закрепленные в культурном опыте правила, традиции, ценности и жизненные ориентации под влиянием институтов семьи и церкви, социального окружения. Все это позволяет обеспечить преемственность самоидентификации личности сохранить идентичность общества.

В результате в сфере интериоризации ценностей

1 Федеральный закон об образовании от 10 июля 1992 года, № 3266-1. Статья 14.

2 Там же. Статья 2.

возникает ситуация, которую Кузнецов В.И. характеризует как аксиологический хаос. «С одной стороны, идет активное насаждение ценностей западной цивилизации, с другой, общество легко рассталось лишь с внешними атрибутами прежнего строя. Ценности, культивировавшиеся в последние семьдесят пять лет, продолжают жить в массовом сознании. В результате - странный симбиоз, когда в сознании индивида существуют ценности, порой отрицающие друг друга. Например, ученые фиксируют ориентацию молодежи на индивидуальный успех, предприимчивость, и, в то же время, ценность коллективизма среди молодого поколения высока» [4, с. 30].

Высокая динамика социальных приоритетов, состояние аномии, плюрализм ценностных систем, искажение или отрицание исторического прошлого России, неопределенность будущего формируют особое представление молодежи о роли идеала в формировании мировоззрения и в конструировании социальных практик. В исследовании, проведенном профессором В.И. Кузнецовым в 2006 году, отнесли себя к числу тех, у кого есть идеалы, 52 % опрошенных, и только 13,2% указали, что не имеют их. Однако 34,8% респондентов затруднялись с ответом на этот вопрос. Лишь у 28,5% идеалы совпадают с идеалами родителей, у 31% - не совпадают, а 40,5 % (!) не смогли определиться и в этом [3, с. 46]. На основе данных этого исследования сделан вывод о том, что разрушение одной системы ценностей не привело к формированию новой, достаточно устойчивой. Мозаичность, противоречивость ценностных ориентаций и установок характеризует современное состояние молодежного сознания в России.

Определение жизненных целей, формирование представления о сущностных потребностях, конструирование стратегий социального участия во многом зависит от формирования самости в процессе социализации, т.е. от самоидентификации, процесса, в котором пересекаются внутренние факторы развития личности и внешнее влияние социальных детерминант через рефератные группы и универсальное информационное воздействие (через СМИ, образование, рыночные механизмы и др.). А поскольку, как было сказано выше, личность попадает в среду со множеством часто расплывчатых или противоречащих идеалов и ценностей, декларируемых различными социальными группами, то в терминальных ценностях центральное противоречие интериоризации ценностей среди молодежи проявляется в формировании идентификации личности.

На уровне инструментальных ценностей, т.е. ценностей, определяющих средства достижения качества жизни, противоречия проявляются в следующем. А.В. Петров, исследовавший ценностные ориентации современной российской молодежи, отмечает, что «анализ ценностно-мотивационной сферы молодежи в области труда показал противоречивое отношение к нему. С одной стороны, труд переместился на периферию общественного сознания, ибо респонденты ни разу не включили его в перечень наиболее значимых ценностей, а, с другой, - 79,3 % заявили, что только содержательная и

интересная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни. Тех, кто считает, что сколько угодно можно заниматься любой работой, лишь бы она давала хороший заработок, насчитывается 20,7 %. Подобное расхождение - яркий пример амбивалентности сознания молодежи; в нем одновременно уживаются взаимоисключающие установки. Не особенно поддерживаются и элементы конкуренции. Лишь 20,7 % полагают, что трудовая состязательность, борьба способностей важнее взаимопомощи и поддержки в труде, для 75,7% респондентов равенство - синоним справедливости и гармоничности социальных отношений. Им присуща жизненная установка, в основе которой равенство возможностей для проявления способностей каждого важнее, чем равенство доходов и условий жизни. Однако в действительности сейчас это лишь некий идеал, к которому молодежь может стремиться... Справедливость... воспринимается значительной частью молодежи не как моральный закон и необходимое законопослушное поведение, а как неким образом интерпретированная «правда жизни». И это, видимо, ментальная особенность в целом российского этноса в отличие от западных стандартов поведения» [4, с. 85-88].

Противоречивость и высокая динамика ценностных систем общества особенно сильно воспроизводится в личностной системе ценностей молодого человека, в которой образуется вакуум ориентации. В этих условиях ценности перестают быть регулятором продуктивной социальной активности индивидов. Смысложизненные ценности становятся абстрактным образцом, недостижимым на практике, и на их место приходят конкретные, прикладные, ситуативные ценности. Отношение к ценностям как недостижимым идеалам служит оправданием для индивида любых действий или стремлений, противоречащих этим ценностям. В результате значимость отдельных ценностей становится все ниже, а релятивизм системы ценностей возрастает. В отличие от устойчивых и стабильных периодов общественного функционирования в период социокультурных трансформаций и высокой степени неопределенности в обществе возрастает роль постоянных и универсальных направляющих как индивидуальных, так и групповых стратегий социального участия. Поэтому релятивные, ситуационные ценности обессмысливаются, т.к. сами зависимы от происходящих изменений и не могут детерминировать смыслосодержательные процессы, обуславливать выбор универсальных, объективных целей развития. Ограничения ценностной регуляции приводят к снижению устойчивости воспроизводства институциональных норм, социального порядка в целом. Противоречивость ценностной системы усложняет проектирование устойчивого развития, прогнозирования социальных процессов, создает преграды на пути ее трансформации.

В период «переоценки ценностей» «происходит разделение системы ценностей регуляции поведения субъектов... то есть, ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной структуры личности,

и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы. Такое «двойственное» положение ценностей может быть объяснено их смысловой природой. Ценности же, будучи смысловыми образованиями, связывают когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в данную смысловую сферу, придавая личности определенную целостность» [3, с.30]. Направлением решения проблемы дисфункционирования ценностей в процессе социального конструирования является поиск путей формирования духовно-ценностного пространства социума на основе иерархической структуры взаимосвязанных бытийных, исторических и личностных ценностей.

Противоречия в ценностной системе и несоответствие между собой иерархических уровней ценностей привели не только к уменьшению значимости ценностей в социальных процессах, но и усилению потребности в духовном поиске, направленном на определение устойчивых жизненных ориентиров. Особенно остро эта потребность проявляется среди молодежи. Актуализация духовного поиска является одним из факторов усиления роли религии в формировании мировоззрения, бытийных и терминальных ценностей российской молодежи, поскольку вера позволяет определить направление и средства развития человека в соответствии с его сущностью, найти объективные, значимые ответы на наиболее важные жизненные вопросы о смысле жизни и потребностях, о необходимых для единого социокультурного поля нравственных ценностях, о способах реализации свободы и ответственности, о значимости взаимодействия с различными социальными институтами и организациями. Другими словами, религиозная вера позволяет восстановить нарушенную структуру ценностей, преодолеть их релятивизм через выявление абсолютных ценностей и приведение в соответствие им других иерархических уровней систем ценностей личности. Преимущество традиционных религий определяется тем, что оно исторически сформировало ценностное основание интеграции всех народов России в единое целое, способствовало формированию в мировоззрении народа принципов социального участия и конструктивного, совместного социального конструирования. Религиозное мировоззрение формирует устойчивое целостное и иерархизированное восприятие социума. Тысячелетняя практика реализации православных идеалов в общественных отношениях создает крайне востребованные сегодня обоснования нормативного начала общественной жизни на основе осмысления сущности человека и функций общественных отношений. В результате снимаются противоречия эгоистических интересов и общественно значимых целей социального участия через построение гармонично структурированной системы ценностей, в которой значимость включения в социальные практики определяется общим смыслом как индивидуального, так и социального развития.

Однако в современном российском обществе сохраняются препятствия интериоризации духовных ценностей, что является существенной причиной низ-

кой продуктивной социальной активности молодежи. К таким препятствиям мы отнесли противоречивость влияния институтов социализации, ее неустойчивость; несоответствие культурно-ценностных и нормативных механизмов социальной организации и контроля; расширение возможностей личностного самоопределения, но размытость критериев самоидентификации и групповых идентификаций, ставящая личность в зависимость от стереотипах «общепринятого мнения» о потребностях, образе жизни и интересах; плюрализм оценок исторического прошлого и стратегий развития общества; неравенство возможностей социального участия, противоречащее декларируемым принципам демократического общества; десакрализация; преобладание упрощенного образно-экспрессивного, а не рационального восприятия информации, политическое отчуждение и маргинализм, вызванные несоответствием целей и механизмов социально-политического, гражданского участия, осознанием слабой корреляция профессиональной активности и качества жизни и др. Следствием такого противоречия является противоречие интерио-ризированных личностных и кристаллизованных в социальных отношениях ценностей, проявляющиеся в ограничении осознания индивидом своей роли и возможностей в конструировании социальной реальности. Данное обстоятельство требует разработки новых методов исследования личностных ценностей, характера их интериоризации.

Таким образом, ценности и ценностные ориентации, структурирующиеся в сознании молодого человека в процессе его становления, на стадии адаптации и самоидентификации способствуют формированию устойчивых связей с социальной средой, что является условием возрастания субъектности индивида в воспроизводстве институциональных норм. Ориентация на продуктивную социальную активность у молодого человека во многом определяется потребностью реализации присвоенных идеалов. Противоречие идеалов, терминальных ценностей и условий их реализации приводит к неустойчивости и релятивизму идеалов, убеждений, к невозможности осмыслить свою роль и ответственность в воспроизводстве социальных прак-

тик, а также к кризису идентификации. В результате молодой человек теряет значимость социального конструирования при возрастающем стремлении к конформизму и рутинизации. Реализация усвоенных ценностей заменяется ситуативным подражанием и копированием действий. Эмпирические данные ряда исследований подтверждают наши выводы. Так около половины молодых людей считают возможным изменить свои идеалы при невозможности их реализации. Утрачивается роль идеала как императива социальной рефлексии и действий, обеспечивающих синхронизацию личностных и социальных ценностей.

Конструирование социальной реальности молодежью отличается субъектностью, инновационнностью и рефлексивностью. Социальные изменения на биографическом уровне и каждое новое социальное действие требуют в большей или меньшей степени соотнесения с индивидуальной системой ценностей, определяющей представление о значимости и формирование социальной установки. Поэтому целенаправленное включение молодого человека в процесс воспроизводства социальных норм как субъекта социальных отношений требует возможности соотнесения сложившихся условий и порядка с интериоризированными идеалами, находящимися на вершине индивидуальной системы ценностей и придающие ей общезначимый, интегрирующий характер. В результате происходит сопряженность индивидуальных смыслов социального участия с общепринятыми, культурно обоснованными. Однако функционирование идеала в этой роли возможно только тогда, когда он воспринимается актором как объективно значимый, неизменный и абсолютный. Происходит частая смена идеалов молодым человеком, что создает иллюзию отсутствия у него идеалов и отказа от устойчивой системы ценностей. Но на латентном уровне происходит, скорее, обратный процесс. Усиливается потребность (хотя она и не всегда осознается) в обретении смыслообразующих идеалов, которые позволяют как снизить неопределенность в выборе жизненных стратегий, так и интегрировать на индивидуальном уровне все ценностные ориентации. В современном российском обществе данная тенденция усиливается.

Библиографический список

1. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003.

2. ЗубокЮ.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: ACADEMIA. 2008.

3. КузнецовВ.И. Молодежь на рубеже веков//Социологические исследования. Ростов-н/Д: РГУ, 2008.

4. ПетровА.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // СОЦИС. 2008. № 7. С. 84-89.

5. Ручкин Б. Молодежь и становление новой России // Социс, 1998. № 5. С. 90-98.

6. Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // Социс, 2007, №4. С. 37-43.

References

1. Basic values of Russians : Social attitudes . Life strategies . Characters. Myths. M. : House of intellectual books , 2003 .

2. Zubock Y.A., Chuprov V.I. Social regulation in the face of uncertainty. Theoretical and applied problems in the study of youth. M. : ACADEMIA. 2008 .

3. Kuznetsov V.I. Youth at the turn of the century / / Sociological Studies . Rostov- N / A : RSU 2008 .

4. PetrovA.V. Valuable preferences of young people : diagnosis and trend changes / / SOCIS . 2008 . № 7. Pp. 84-89 .

5. Ruchkin B. Young and the emergence of a new Russia / / Sotsis , 1998 . Number 5 . Pp. 90-98 .

6. Semenov V.E. Values and parenting issues of today's youth / / Sotsis , 2007, № 4 . Pp. 37-43 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.