Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА «YOUTUBE» В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА «YOUTUBE» В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

321
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык как иностранный / студенты педагогического вуза / профессиональная деятельность / аудирование / социальный сервис / видеохостинг / преподаватель. / Russian as a foreign language / students of a pedagogical university / professional activity / listening / social service / video hosting / teacher.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеев-Ли Виталий Евгеньевич

Данная статья посвящена особенностям использования социального сервиса YouTube в процессе обучения русскому языку как иностранному студентов педагогических вузов. Автор доказывает необходимость использования социальных сервисов и видеохостингов в процессе обучения студентов-иностранцев педагогических вузов русскому языку как иностранному. Также автор приводит примеры платформ, размещенных на YouTube и предназначенных для изучения русского языка как иностранного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF THE SOCIAL SERVICE «YOUTUBE» IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

This article is devoted to the peculiarities of using YouTube in the process of teaching Russian as a foreign language to students of pedagogical universities. The author proves the necessity of using social services and video hosting in the process of teaching foreign students of pedagogical universities Russian as a foreign language. The author also gives examples of platforms hosted on YouTube and designed to learn Russian as a foreign language.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА «YOUTUBE» В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

III Международная научно-практическая конференция

УДК 378

Минеев-Ли Виталий Евгеньевич Mineev-Li Vitaly Evgenievich,

Студент Student,

Коллегов Артем Константинович Kollegov Artem Konstantinovich кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Education Томский государственный педагогический университет

Tomsk State Pedagogical University

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА «YOUTUBE» В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

THE POSSIBILITIES OF THE SOCIAL SERVICE «YOUTUBE» IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF A

PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям использования социального сервиса YouTube в процессе обучения русскому языку как иностранному студентов педагогических вузов. Автор доказывает необходимость использования социальных сервисов и видеохостингов в процессе обучения студентов-иностранцев педагогических вузов русскому языку как иностранному. Также автор приводит примеры платформ, размещенных на YouTube и предназначенных для изучения русского языка как иностранного.

Abstract. This article is devoted to the peculiarities of using YouTube in the process of teaching Russian as a foreign language to students of pedagogical universities. The author proves the necessity of using social services and video hosting in the process of teaching foreign students of pedagogical universities Russian as a foreign language. The author also gives examples of platforms hosted on YouTube and designed to learn Russian as a foreign language.

Ключевые слова, русский язык как иностранный, студенты педагогического вуза, профессиональная деятельность, аудирование, социальный сервис, видеохостинг, преподаватель.

III Международная научно-практическая конференция

Keywords: Russian as a foreign language, students of a pedagogical university, professional activity, listening, social service, video hosting, teacher.

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена важностью заданий, которые связаны с развитием навыков аудирования, на что указывает на сегодняшний день большая часть специалистов по методике преподавания иностранных языков, причем особенно это справедливо для иностранных студентов педагогических вузов, изучающих русский язык как иностранный, поскольку в рамках будущей профессиональной деятельности им придется не только постоянно воспринимать русскую речь на слух, но и правильно говорить на русском языке, который не является для них родным. Использование подобных сервисов также может быть эффективным для развития грамматических и лексических навыков по конкретным темам, в процессе работы над такими видами речевой деятельности как письмо и чтение [5, с. 270]. Тем не менее, как правило, на них акцентируется значительно меньше внимания. Однако стоит подчеркнуть, что в данном случае выбор основного вида речевой деятельности обуславливается целеполаганием и видением конкретного педагога в процессе формирования им заданий для работы с такими аутентичными материалами.

Невозможно представить осуществление современного образовательного процесса в педагогическом вузе в отсутствии активного применения ИКТ для организации самостоятельной и аудиторной работы. Современными социальными Интернет-сервисами обуславливается возможность наряду с получением необходимой информации и аутентичных материалов, также рассматривать в качестве самостоятельных учебных ресурсов, выступающих основой для разработки современными педагогами собственных методических материалов [3, с. 339;].

Также необходимо отметить тот факт, что в качестве наиболее современных средств изучения РКИ можно назвать многочисленные социальные сети, блоги и социальные сервисы, к которым относится и YouTube, причем

III Международная научно-практическая конференция большая часть информации, представленная на этом социальном сервисе, является бесплатной и не требующей регистрации для ее изучения, что выгодно отличает этот социальный сервис от других. Соответственно, представляется целесообразным охарактеризовать особенности обучения русскому языку как иностранному (РКИ) студентов педагогических вузов посредством использования социального сервиса YouTube.

Для правильного формирования навыков аудирования студенты всех уровней владения языком должны слушать на занятиях речь носителей языка: людей разного возраста и профессий, мужчин, женщин и детей, молодых и пожилых, жителей разных частей России и т. д. Не менее важно разнообразить упражнения по аудированию - слушать песни, смотреть художественные и документальные фильмы, мультфильмы, программы, интервью, новости. Таким образом преподаватели «приближают» студентов к русскоговорящему миру и мотивируют их к изучению русского языка.

Если упражнения по аудированию сопровождаются видеорядом, это помогает студенту педагогического вуза лучше понять содержание текста, а также развивает ассоциативную память, позволяя лучше усваивать лексико-грамматические особенности текста.

К счастью, сейчас во многих педагогических университетах появились классы, оснащенные современным оборудованием, которое позволяет проводить уроки с использованием видеоматериалов, большое количество которых можно найти в интернете.

Многие полагают, что студентам начального уровня достаточно аудиоприложения к учебнику. Действительно, современные учебники по русскому языку как иностранному имеют систему упражнений по аудированию с профессионально записанным звуком, которая полностью соответствует методическим рекомендациям специалистов. Эти задания необходимо использовать на уроках, но одновременно нужно приучать студентов к существованию других голосов и интонаций, именно к живой речи.

III Международная научно-практическая конференция

Мотивации студентов принадлежит чрезвычайно важная роль в ходе

начального этапа обучения, в особенности, если речь ведется о столь сложном языке, коим является русский. При рассмотрении конкретных материалов, которые способствуют усилению мотивации обучающихся, представляется целесообразным рекомендовать короткие видео, содержащие основные приветствия и формы поддержания диалога (например, серия Russian101: https://www.youtube.com/watch?v=LLb-fDRJB-o), а также детские песни, связанные с изучением падежей и алфавита (в частности, из серии «Синий трактор», https: //www. youtube.com/user/bluetractortv).

Более интересному изучению лексики будет способствовать видео Red Kalinka (https://www.youtube.com/user/russianforfree).

Отличным способом для отвлечения студентов от монотонности грамматических упражнений выступают фрагменты с песнями из советских мультипликационных фильмов. Благодаря веселым голосам персонажей и приятному видеоряду, студенты обязательно настроятся на позитивный лад.

Кардинальное изменение ситуации наблюдается на среднем (следующем) уровне обучения, что обуславливается значительным расширением круга источников, возможных к использованию в ходе уроков и для создания упражнений, направленных на тренировку аудирования. Среди таких источников представляется целесообразным выделение материалов, специально ориентированных на обучение языку и размещенных в Интернет (в частности, https://www.youtube.com/user/AnastasiSemina - канал Анастасии Семьиной, преподавателя русского языка). В Сети Интернете представлены также видеоучебники «Голоса» и «Начало», содержащие множество примеров живой русской речи. Одновременно следует обратить внимание на то, что данные источники несколько устарели с позиции отображения реальной жизни.

В ходе среднего этапа обучения представляется возможным демонстрация студентам коротких неадаптированных отрывков из серий киножурнала «Ералаш», скетч-шоу (например, «6 кадров») и фильмов. При этом при отборе преподавателем материала, он должен исходить из его соответствия общему

III Международная научно-практическая конференция грамматико-лексическому содержанию урока и понятности для студентов [1, с.

53]. Иными словами, рекомендуется включение видео в урок в качестве

дополнения, раскрывающего и углубляющего его тему. В данном контексте

крайне удачными представляются видео скетч-шоу «6 кадров», что

обуславливается их предварительным распределением в соответствии с

коммуникативными темам («В магазине», «У врача», «В аптеке» и пр.).

Уровнем В2 предусматривается заметный рост роли, которую играет культурно-страноведческий компонент на уроках. Указанным обуславливается крайняя необходимость преподавателю подходящих видеоматериалов. В этом случае в качестве подходящего дополнения к урокам по страноведению РФ следует выделить такие мультфильмы как «Путешествуй с нами» (https://youtube/1VWqei1XFj4?list=PLSWBVsE 0nSXbjabIK7NkIZxu_A9C 4WXbl ) и «Мульти-Россия» (https://youtu.be/NrcGPeIuA6U?list=PLJml-L2cKz4d6IBYSbCJ_JjyFi3JYIjMZ) [6].

Уровни С1 и С2 предусматривают необходимость максимального разнообразия видеоматериалов. В данном случае представляется целесообразным просмотр фрагментов художественных фильмов, доступных на канале компании «Мосфильм», новостей (на сайтах основных телеканалов можно найти короткие новостные фрагменты на разные темы), мультфильмов, разнообразных передач, документальных фильмов о российской истории и пр. [2].

Помимо этого, на YouTube можно найти огромное количество интересных короткометражных фильмов для уроков со студентами уровня B1 - C2. Для этого нужно ввести слова «короткометражный фильм» в окне поиска и найти нужный вам по тематике фильм, который впишется в тему урока и подойдёт студентам по уровню знаний.

Аудиоресурсов также крайне не хватает: аудиоприложений к учебникам не так много, особенно это касается аутентичного материала. К счастью, недавно в издательстве «Златоуст» вышла серия учебников «Живой язык», в которой используются аутентичные тексты по аудированию для студентов и начальных,

III Международная научно-практическая конференция и продвинутых уровней. Студентам можно предложить прослушивать подкасты

- причём если на начальных уровнях это будут учебные подкасты, то на

продвинутых - подкасты аутентичные, которые слушают русскоязычные.

Подкасты можно слушать на занятиях, разрабатывая к ним систему упражнений,

а также рекомендовать студентам их прослушивание дома или в транспорте.

Таким образом, можно говорить о том, что видеохостинг Youtube представляет собой неиссякаемый источник педагогических идей, что обуславливается наличием в нем огромного количества аутентичных материалов. Преподавателю РКИ необходимо найти нужный видеоматериал и «адаптировать» его, разработав задания для того, чтобы использовать на уроке. Несомненно, процесс поиска и подготовки методического обеспечения урока довольно трудоемкий и требует большого количества времени, но эффект от подобной работы всегда намного выше, чем при использовании традиционных подходов [4, с. 1099].

Подводя итог исследованию, можно сделать общий вывод о том, что тщательный отбор аудио- и видеоматериала для использования на уроках РКИ в процессе обучения студентов педагогических вузов - важнейшая задача любого современного преподавателя. С каждым днем количество сетевых ресурсов неуклонно растет, но преподаватель обязательно должен быть в курсе всех появившихся новинок. При этом недостаточно просто использовать видеоматериалы на уроках, они должны быть частью разработанной системы упражнений и соответствовать лексико-грамматическому содержанию урока. Предлагая студентам упражнения, основанные на видеоряде, с начального этапа обучения, преподаватель РКИ повышает их мотивацию и интерес к русскому языку. Именно поэтому такого рода задания должны присутствовать на каждом уроке РКИ.

Библиографический список:

1. Амлинская, Ю. Р. Методические рекомендации по использованию видеоматериалов на уроках русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. - С. 52-53.

III Международная научно-практическая конференция

2. Амлинская, Ю. Р. Эффективное использование аудио- и видеоресурсов на уроках РКИ. - 17.02.2020. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://youlang.ru/blog/effektivnoe-ispolzovanie-audio-i-videoresursov-na-urokakh-rki. Дата обращения: 11.02.2021.

3. Гайдукова, О. В. Работа в социальных сетях как способ повышения мотивации к изучению русского языка иностранных слушателей подготовительного факультета // Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного / неродного: Сб. мат. конф. / под общ. ред. Н. В. Кулибиной. - М., 2018. - С. 339-343.

4. Кашпирева, Т. Б. Использование социальных интернет-сервисов в обучении русскому языку как иностранному в российском вузе // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. Редколлегия: Н.А. Боженкова, С.В. Вяткина, Н.И. Клушина [и др.]. - СПб.: Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы «МАПРЯЛ», 2019. - С. 1098-1103.

5. Минеев-Ли, В. Е. Методика использования социальных сервисов в обучении РКИ иностранных студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» / В.Е. Минеев-Ли, А.К. Коллегов // Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 30 нояб. 2020 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 269-272. - ISBN 9785-907313-87-3.

6. Назаров А. 130+ ютуб-каналов для изучения и практики русского языка. - 30.06.2018. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://mssianprogress.com/2018/06/30/60-youtube-channels-to-leam-and-practice-russian/. Дата обращения: 11.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.